ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).

ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Обсуждается опыт применения электронного обучения в теоретической подготовке студентов по дисциплине «Физическая культура» на кафедре физического воспитания СГАУ, накопленный на протяжении ряда лет в кооперации с центром новых информационных технологий СГАУ

TECHNOLOGY OF E-LEARNING IN UNIVERSITY PHYSICAL EDUCATION COURSE.pdf Введение. Типовая вузовская программа дисциплины «Физическая культура», наряду с учебно-тренировочными занятиями, предусматривает теоретический раздел, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и положительное отношение к физической культуре, и методико-практический раздел, обеспечивающий овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности [1]. Хотя важность этих разделов учебной программы для подготовки человека к успешной деятельности и поддержанию оптимальной работоспособности и здоровья в условиях современной цивилизации трудно переоценить, освоение теоретических знаний в сфере физической культуры нередко лишь декларируется. До 20% обучающихся не знают требований и содержания учебной программы по физической культуре, 50-80% испытывают затруднения при составлении комплекса утренней гигиенической гимнастики, более 80% не имеют необходимых знаний и умений по самоконтролю физического состояния, 80-95% обнаруживают недостаток знаний по режиму питания, методам и средствам закаливания, практически 100% не имеют представления о способах регуляции эмоционального состояния и аутотренинге [2]. Дело в том, что если задачи развития физических качеств и обучения двигательным действиям достаточно успешно решаются на практических занятиях по физической культуре, то теоретическая подготовка по этой дисциплине вызывает серьезные затруднения. Нередко для теоретической подготовки используют одну из двух традиционных форм учебного процесса - лекции или написание рефератов. К сожалению, обе эти формы дидактически малоэффективны, к тому же лекции уменьшают и без того недостаточный объем практических занятий, а рефераты обычно ограничиваются изучением какой-либо одной темы. Становится очевидной необходимость применения инновационных форм учебного процесса, ориентированных на дистанционные, прежде всего электронные технологии обучения. В данной статье рассматривается опыт применения электронного обучения (ЭО) в теоретической подготовке студентов по дисциплине «Физическая культура» на кафедре физического воспитания СГАУ, накопленный на протяжении ряда лет в кооперации с центром новых информационных технологий (ЦНИТ) СГАУ.Научно-методический и технологический базис. В основу данной работы в сфере ЭО при проектировании и компьютерной подготовке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) положены теория и инструментальные программные средства системы КАДИС (системы Комплексов Автоматизированных ДИдактических Средств), разработанной и развиваемой в ЦНИТ СГАУ и успешно применяемой в ряде учебных заведений России для электронной поддержки обучения по различным отраслям знаний [3]. Для организации и управления учебным процессом использована система управления дистанционным обучением ЦНИТ СГАУ (http://lms.ssau.ru/), построенная на основе свободно распространяемого и одного из самых популярных в университетах всего мира пакета прикладных программ Moodle (http://moodle.org). Электронные образовательные ресурсы. Для самостоятельного изучения учебного материала в сфере физической культуры подготовлено несколько учебных мультимедиа комплексов (УМК). Базовым УМК является комплекс «Основы физической культуры в вузе», описанный нами ранее в [4] и существенно развитый за прошедшие годы как в содержательном, так и в технологическом плане [5]. Учебный материал комплекса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и примерной учебной программе дисциплины «Физическая культура» [1]. Содержание учебного комплекса представлено в восьми частях: 1) физическая культура в профессиональной подготовке студентов;2) анатомо-морфологические и физиологические основы жизнедеятельности организма человека при занятиях физической культурой;3) основы здорового образа жизни студента; 4) учебный труд студентов и возможности повышения его эффективности средствами физической культуры;5) методические и практические основы физического воспитания студентов;6) спорт в системе физического воспитания;7) контроль и самоконтроль физического состояния;8) профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.Комплекс рекомендован уполномоченным Министерством образования и науки Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» для самостоятельного, в том числе дистанционного, освоения студентами высших учебных заведений теоретического и методического разделов программы дисциплины «Физическая культура». В состав УМК входят следующие компоненты:•учебное пособие на бумаге;•электронное интерактивное мультимедийное пособие на компакт-диске общим объемом примерно 500 Мбайт, содержащее структурированные гипертексты, графические иллюстрации (150), анимации (15), озвученные видеоклипы (135) с общим временем воспроизведения 36 минут, интерактивные вопросы (200) для самоконтроля, осмысления и закрепления теории (рис. 1, 2);•онлайновая версия электронного интерактивного пособия в Интернет, отличающаяся от дисковой версии отсутствием видеоклипов (http://cnit.ssau.ru/kadis/osnov_set/index.htm); •система контроля знаний для итогового тестирования.Для дополнительной, в частности индивидуальной, подготовки студентов в соответствии с выбранной специализацией практических занятий разработаны еще три УМК: «Контроль и самоконтроль физического развития», «Оздоровительный бег» и «Атлетическая гимнастика». Все эти УМК состоят из бумажного пособия для первоначального знакомства с учебным материалом и электронного пособия для осмысления, закрепления и контроля знаний, причем электронные пособия имеют оффлайновые (дисковые) версии и онлайновые версии для Интернет/интранет (см. http://cnit.ssau.ru).Рис. 1. Заставка компакт-дискаРис. 2. Фрагменты электронного пособияОрганизация учебного процесса. Все студенты дневного отделения СГАУ (порядка 1000 человек) в конце 6-го семестра проходят итоговую аттестацию по физической культуре. Одним из ее компонентов, наряду со сдачей контрольных нормативов по общефизической и специальной физической подготовке, является оценка знаний теоретического и методического разделов учебной программы. Эта оценка является составной частью дифференцированного зачета по дисциплине «Физическая культура». С 1997 года контроль знаний осуществляется посредством компьютерного тестирования в компьютерном классе кафедры физического воспитания. Дистанционная подготовка к этому тестированию осуществляется весь 6-й семестр. В начале семестра студенты информируются о предстоящем тестировании, методах и материалах дистанционной подготовки к нему. Для изучения используется УМК «Основы физической культуры в вузе». Если в ходе самостоятельного изучения учебных материалов у студентов возникают вопросы, они могут задать их преподавателю по электронной почте либо на практических занятиях по физической подготовке, которые проходят 2 раза в неделю.Однако, как показывает более чем десятилетний опыт, у такой методики есть существенные недостатки: •во-первых, затруднена и в большинстве случаев отсутствует оперативная связь студентов и преподавателей при изучении учебного материала;•во-вторых, студенты не нацелены на изучение теории непрерывно на протяжении всего периода обучения;•в-третьих, отсутствует промежуточный контроль полученных знаний, а итоговый проводится лишь в конце периода обучения.Поэтому лишь небольшая часть студентов систематически работает с учебными материалами УМК в течение семестра и в результате успешно (с первой попытки) и с высокой оценкой проходит компьютерное тестирование. Многие студенты начинают знакомиться с учебными материалами лишь в зачетную неделю и, только потерпев неудачу в ходе компьютерного тестирования, понимают необходимость его серьезного изучения. Но времени для этого уже остается мало, поэтому обычно студенты в этот период «натаскивают» себя для сдачи зачета, используя в основном вопросы для самоконтроля и компьютерного тренинга электронного пособия, что дает возможность лишь «ухватить» поверхностную часть знаний, без серьезного и осмысленного проникновения в суть изучаемой дисциплины. С 2007 года началось внедрение новой методики дистанционного обучения. В системе управления дистанционным обучением ЦНИТ СГАУ (см. выше) на основе УМК [5] подготовлен дистанционный учебный курс по теоретическому и методическому разделам дисциплины «Физическая культура» (рис. 3). Рис. 3. Фрагмент дистанционного курса в системе управления обучениемСтуденты изучают теоретическую часть дисциплины в течение пяти семестров. В начале обучения, начиная со второго семестра, каждый студент получает индивидуальные имя и пароль, по которым он может входить в систему дистанционного обучения на курс данного семестра. В каждом семестре студентам предлагается одна или несколько тем для изучения с последующим контролем полученных знаний. В семестровом учебном курсе размещены учебные материалы, которые необходимо изучить по определенному графику, тематические форумы, наборы тестов для тренинга по теории и промежуточного (семестрового) контроля знаний. На электронных форумах можно задать вопрос преподавателю, получить информацию организационного плана. Преподаватель имеет возможность контролировать учебную деятельность студентов (когда, как часто и сколько по времени студент просматривал учебный материал, в какое время, сколько раз отвечал на вопросы в тесте и т.п.).Для получения зачета по каждому разделу студент должен ответить правильно не менее чем на 85% вопросов. Количество попыток тестирования не ограничивается. Ограничения существуют лишь по времени ответов в тесте, в зависимости от количества вопросов. Предусмотрено также ограничение на интервал между попытками (не менее 30 мин) для того, чтобы студент в случае неудачи, мог еще раз обратиться к учебному материалу.В этой методике ЭО достигается непрерывность и систематичность самостоятельной учебной работы, повышается эффективность контроля со стороны преподавателя. Студенты имеют возможность заниматься в удобное для них время и в удобном месте (преимущественно дома), использовать наиболее подходящие для каждого способы доставки учебных материалов (бумажные материалы, CD, Интернет) и оперативно получать необходимые консультации и ответы на возникающие вопросы, не тратя времени на встречи с преподавателем. Важно также, что учебно-тренировочная работа на практических занятиях, будучи подкрепленной знаниями по теории и методике, способствует рефлексии, вследствие чего становится более продуктивной.Итоговый контроль по теоретической части курса осуществляется в конце 6-го семестра так же, как и по предыдущей методике, в ходе компьютерного тестирования в компьютерном классе кафедры. При этом используется оффлайновая подсистема тестирования системы КАДИС, позволяющая накапливать статистику дидактического характера и на ее основе корректировать тестовые вопросы и учебный материал для изучения (рис. 4).Рис. 4. Статистика компьютерного тестированияОтношение студентов к технологиям ЭО. Для выяснения отношения студентов к новой форме обучения периодически проводилось анкетирование: в 2004 году (80 человек), в 2006 году (180 человек), в 2010 году (порядка 500 человек). Вопросы анкеты содержали 11 разделов. Анализируя результаты анкетирования по некоторым из разделов, характеризующим отношение студентов к технологиям ЭО, можно оценить его в целом как положительное (табл. 1). Небольшая часть отрицательных оценок, как правило, коррелирует с неудачами при сдаче зачета (анкетирование проводилось после первой попытки сдачи зачета, и не у всех студентов эта попытка была успешной). Заметим, что для дистанционной учебной работы практически не используются ресурсы многочисленных компьютерных классов университета - большинство студентов имеют домашние компьютеры, многие из которых подключены к Интернет. При этом растет доля студентов, предпочитающих онлайновые учебные материалы.Внедрение в учебных заведениях дистанционного образования. Накопленный на кафедре физического воспитания СГАУ потенциал в сфере ЭО (развитое программно-информационное обеспечение, подготовленный педагогический персонал, многолетний опыт применения методов и технологий электронного обучения) создает предпосылки для проведения дистанционного учебного процесса и в других вузах, в частности в учебных заведениях дистанционного образования, где порой существуют трудности в том, как достойно «закрыть» вопрос с обязательной по ГОСам дисциплиной «Физическая культура». Такая работа уже проводилась с Институтом дистанционного образования Московской финансово-юридической академии (ИДО МФЮА - http://www.do.mfua.ru). В 2007/08 учеб. г. несколько групп «дистанционных» студентов (50 чел.) МФЮА изучали теоретический раздел дисциплины «Физическая культура». Виртуальное пространство учебного процесса состояло при этом из следующих распределенных компонентов: преподаватель - один из авторов данной статьи - вел учебную работу в Самаре; география же распределения студентов была очень широка - от Петропавловска-Камчатского до Испании; основные учебные материалы для освоения курса были размещены на сервере ЦНИТ СГАУ в Самаре; организация и управление учебным процессом, включая форумы и тестирование знаний, осуществлялись в Москве в МФЮА с помощью системы дистанционного обучения ПРОМЕТЕЙ. При этом разработанный в СГАУ УМК [5] с одинаковым успехом использовался при существенных различиях в организации учебного процесса СГАУ и ИДО МФЮА, подходах к формированию аудитории студентов и технологических средствах обучения, что позволяет рассматривать его как универсальное решение, которое можно рекомендовать для внедрения и в других вузах РФ, независимо от формы обучения студентов.Таблица 1Некоторые результаты анкетирования студентов 3-го курса СГАУВопросы анкеты и варианты ответовОтветы в 2004 году, %Ответы в 2006 году, %Ответы в 2010 году, %Вопрос 1. Какие материалы вы использовали по курсу?1.1. Компакт-диск с электронным учебником6139101.2. Интернет-версию электронного учебника в сети1742771.3. Печатные материалы171281.4. Никаких материалов не использовал, все знаю и так575Вопрос 2. Какие вы использовали технические средства?2.1. Свой домашний компьютер (CD или Интернет)7992972.2. Домашний компьютер товарища (CD или Интернет)20732.3. Компьютерный класс СГАУ (CD или Интернет)110Вопрос 3. Оцените содержание учебных материалов.3.1. Увлекательно1653.2. Интересно1915113.3. Познавательно3837413.4. Полезно (пригодится в жизни)2738363.5. Скучно (не нужно)1547Вопрос 4. Оцените в целом качество методической проработки учебного материала (структурирование учебной информации по разделам, вопросы для самоконтроля и тренинга, использование графики, анимации, видео, аудио).4.1. Существенно помогает усвоению учебных материалов3940414.2. Скорее помогает усвоению, чем не помогает4848484.3. Скорее не помогает, чем помогает5974.4. Все эти «изыски» только запутывают834Вопрос 8. Как вы относитесь к компьютерному тестированию?8.1. Положительно4956668.2. Отрицательно2416108.3. Безразлично272824Вопрос 10. Как вы относитесь к дистанционной форме курса?10.1. Очень хорошо, способствует глубокому усвоению знаний, хотелось бы так изучать и другие дисциплины24245610.2. Неплохо, не нужно тратить время на посещение и запись лекций56592910.3. Удовлетворительно, сама идея неплоха, но реализована плохо (учебные материалы недоступны)149810.4. Мне все равно, лишь бы получить зачет687Подготовка преподавателей к внедрению ЭО. Отметим здесь два направления повышения квалификации. Во-первых, основная масса преподавателей кафедр физического воспитания слабо подготовлена в сфере информационных технологий, не говоря уже об отсутствии должной внутренней потребности и осознания тех преимуществ, которые предоставляет электронное обучение самому преподавателю. В большинстве своем студенты оказываются более подготовленными и мотивированными к использованию технологий ЭО, чем преподаватели. Поэтому остро стоит задача повышения квалификации преподавательского состава в области информационных и коммуникационных технологий.Второе направление связано с педагогическими аспектами. Необходимо уметь дидактически правильно проектировать электронные учебные материалы (тексты, контрольные вопросы, мультимедийные иллюстрации). Очень важно грамотно и эффективно организовать учебный труд в рамках ЭО. Наш опыт работы показывает на необходимость повышения активности и заинтересованности студентов в процессе изучения материала, широкого вовлечения студентов в общение с преподавателем с помощью средств системы управления обучением (форумы, электронная почта и т.п.). Поэтому, несмотря на отсутствие непосредственного контакта преподавателя и студентов, роль преподавателя в дистанционном учебном процессе очень велика. Чтобы качественно организовать процесс дистанционного обучения, необходимо проявить педагогическое мастерство и затратить на это немало усилий и времени.В СГАУ на факультете повышения квалификации преподавателей изучается курс по методам и технологиям ЭО. В рамках этого курса есть специализация для преподавателей кафедр физического воспитания. Записаться на курс для традиционного (в течение двух недель) или дистанционного (сроки и длительность не фиксированы) обучения можно по e-mail (fpkp@.ssau.ru) или телефону (846) 335-18-16. Обучение осуществляется за счет госбюджета (в том числе командирование слушателей) в соответствии с приказом Рособразования о повышении квалификации профессорско-преподавательского состава вузов России (см. http://www.dpo.mirea.ru) либо на коммерческой основе (цена договорная). Успешно завершившие курс получают удостоверение установленного образца о повышении квалификации в объеме 72 часов. Выводы1. Теоретическая подготовка, предусмотренная вузовской программой по физической культуре, нередко не достигает своей цели вследствие применения традиционных и дидактически малоэффективных форм учебного процесса в виде лекционных занятий или написания студентами рефератов. К тому же традиционные аудиторные занятия по изучению теории и методики физической культуры «съедают» часть времени практических занятий по развитию физических качеств и обучению двигательным действиям. 2. В настоящее время созданы хорошие предпосылки для внедрения в практику вузовского учебного процесса по физической культуре современных методов и технологий электронного дистанционного обучения: •большинство вузов России в достаточной мере оснащены компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, имеют развитые компьютерные сети; •разработаны, апробированы и широко популяризируются методики ЭО, уровень развития которых уже достиг стадии международной стандартизации; •в открытом доступе имеются легко осваиваемые и весьма эффективные программные системы для организации дистанционного обучения (см., например, http://moodle.org); •разработаны, широко апробированы и рекомендованы Рособразованием для применения в дистанционном обучении электронные образовательные ресурсы по программе вузовской дисциплины «Физическая культура», которые можно использовать как в локальном виде (на CD), так и в Интернет (http://cnit.ssau.ru/kadis/osnov_set/index.htm). 3. Рациональная методика организации дистанционного обучения по физической культуре предусматривает самостоятельное освоение студентами теоретического и методического разделов дисциплины в течение нескольких семестров с использованием различных дидактических сервисов онлайновых систем управления обучением (удобных средств доставки учебных материалов, оперативного и комфортного взаимодействия студентов и преподавателей, детального учета и контроля учебной работы). Важным стимулом учебной работы является промежуточный (после каждого семестра) и итоговый (по всей дисциплине) компьютерный контроль знаний студентов.4. Студенты в целом относятся положительно к использованию технологий ЭО в преподавании физической культуры. Большинство студентов имеют домашние компьютеры, многие из которых подключены к Интернет. При этом студенты имеют возможность заниматься в удобное для них время и в удобном месте (преимущественно дома), использовать наиболее подходящие для каждого способы доставки учебных материалов (бумажные материалы, CD, Интернет) и оперативно получать необходимые консультации и ответы на возникающие вопросы, не тратя времени на встречи с преподавателем. 5. Наиболее критичным звеном в широком внедрении ЭО в практику учебной работы кафедр физического воспитания является слабая подготовка преподавателей в этой сфере. Следует активизировать работу по повышению квалификации преподавателей, используя потенциал «продвинутых» в ЭО учебных заведений (см. http://www.dpo.mirea.ru).

Ключевые слова

электронное обучение, физическая культура, электронные образовательные ресурсы, КАДИС, Moodle, e-learning, physical education, electronic learning resources, 'КАДИС', Moodle

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 4

Ссылки

Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. - М.: Министерство образования РФ, 2000.
Шевцов В.В. Физкультурная образованность курсантов // Материалы Международной межуниверситетской научно-методической конференции «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»: в 2 ч.,- М.: Изд-во УРАО, МГУ, 2
Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара: Новая техника, 2006. - 464 с.
Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Информационные технологии обучения в физической культуре // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 8. - С. 55-59.
Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В., Кислицын Ю.Л. Учебный мультимедиа комплекс по основам физического воспитания в вузе: учебное пособие. - Самара: Изд-во СГАУ. 2007. - 326 с.
 ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).

ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).