Вики-портал как инструмент внедрения образовательных инноваций | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 1(57).

Вики-портал как инструмент внедрения образовательных инноваций

Освещаются вопросы совершенствования методологии сетевых форм обучения. Демонстрируются эксклюзивные возможности интеллектуально-личностных интернет-ресурсов. На примере инновационного преподавания авторских искусствоведческих и смежных учебных программ показана особая мотивационная значимость специально созданных для обучающих целей вики-порталов. Обращено внимание на то, что страницы подобных порталов могут быть задействованы в качестве неисчерпаемого источника постоянно обновляющейся тематической информации, включающей материалы дискуссионно-полемического характера.

Wiki portal as a tool for the implementation of educational innovations.pdf Совершенствование и обогащение методологических подходов сетевого образования предполагает активное использование возможностей различных интернет-ресурсов. Особую значимость здесь приобретают специально созданные для обучающих целей вики-порталы, которые подключены к единому глобальному вики-складу, регулярно пополняемому интернет-пользователями со всего мира и благодаря этому содержащему колоссальный мультимедиа-контент в виде многих миллионов единиц файлов всех потенциально используемых в учебном процессе форматов. В качестве конкретного примера реализации такой методики рассмотрим осуществляемое сегодня в некоторых учебных заведениях России инновационное интернет-преподавание авторского учебного курса «Симфо-электронная музыка» (СЭМ) [1. С. 140; 2. С. 67-71; 3. С. 36-41; 4. С. 4-6], который является частью более общей образовательной программы «Академическая электронная музыка» (АЭМ) [5. С. 269-271]. Эта эксклюзивная программа магистерского обучения утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации и представляет собой всесторонне разработанный СЭМ-концепт, в методологии которого, помимо аспектов сугубо музыковедческих и технологических, используются также уникальные философские атрибуции и смежные социолого-психологические компетенции. При этом все изучаемые в контексте преподавания программы АЭМ/СЭМ специальные дисциплины синергетически объединены в целостном мировоззренческом синтезе. Интеллектуально-личностный концепт преподавания данной программы реализует систему комплексного дистанционно-интерактивного обучения с помощью различных сетевых технологий, позволяющих гибко и эффективно использовать практически неограниченные мультимедийные возможности глобальной паутины Интернет. В компонентную структуру педагогического дизайна этого проекта в качестве его основных образовательных инструментов входит ряд специализированных веб-сайтов со всем их обширным мультимедийным контентом, состоящим из интерактивно редактируемых текстов, графических материалов, флеш- и гиф-анимации, звуковых файлов, музыки, видео и т.д. Курс обучения по данной программе предполагает приоритетное изучение порядка пятнадцати базовых статей. Но поскольку целостная структура этой комплексной учебной программы предполагает изучение значительного количества смежных дисциплин, то, помимо упомянутых основных статей, она системно включает в себя также разветвлённую сеть из многих дополнительных статей, тематика которых имеет прямое или косвенное отношение к тематике СЭМ/АЭМ. Эти дополнительные статьи позволяют детализировать различные дефиниции учебного курса, что помогает студентам гораздо лучше уяснять и усваивать используемую в его рамках достаточно сложную и специфичную терминологию. При этом одним из важных функциональных удобств здесь является то, что на каждую из взаимопересекающихся вспомогательных статей можно предельно легко выйти посредством простого нажатия на активные внутренние ссылки, размещённые в текстовом теле всех базовых статей курса. Первые два этапа обучения, основной и прикладной (подразумевающий также и практическую работу с различными звуковыми, музыкальными и другими мультимедийными файлами), обязательны для всех студентов. Третий этап предназначен для углублённого изучения и освоения различных психолого-философских аспектов СЭМ, что является обязательным только для студентов-теоретиков и композиторов, а для всех остальных - факультативным. В качестве первичной для всего процесса обучения выступает веб-страница вики-портала referata.com: http://symphoelectronic.referata.com/wiki/Sympho-electronic_music_(distance_learning_concept), активная ссылка на которую размещена в конце каждой базовой учебной статьи. А центральной статьёй всего учебного курса является статья «Симфо-электронная музыка», на которой размещены активные ссылки, ведущие на остальные базовые статьи образовательной программы. Все статьи, входящие в учебный курс, объединены одной общей категорией «Sympho-electronic», которая активно указывается в нижней разметке каждой статьи. Реферативный вики-портал «Sympho-electronic» - это, в первую очередь, удобная интерактивная площадка для написания учебных, в том числе коллективно редактируемых, on-line рефератов по всему комплексу дисциплин, входящих в образовательную программу «СЭМ»/«АЭМ». Страницы таких специализированных вики-порталов, которые совершенно бесплатно либо же за очень скромную оплату ежегодных хостинговых услуг сегодня имеет возможность открыть практически любой пользователь, могут быть эффективно использованы в качестве неисчерпаемого источника постоянно обновляющейся тематической информации, в том числе материалов дискуссионно-полемического характера в виде всевозможных диспутов, оперативно проводимых «в реальном времени» на открытых площадках страниц обсуждения различных учебных статей, а также на соответствующих специализированных форумах. Далее, на специализированном образовательном сайте преподавателя СЭМ-дисциплин, помимо монографий и прочих первичных документов, изданных непосредственно в Арт-гуманитарном центре, представлены опубликованные в авторитетных профильных изданиях авторские статьи, научные доклады и другие материалы, связанные с музыковедческими, философскими, эстетическими, психологическими, социологическими и другими аспектами СЭМ-жанра [6. С. 167-172]. Для большей наглядности на этом сайте использованы различного рода статичные и анимированные (изготовленные с помощью флеш- и гиф-технологий) иллюстрации, рубрикаторы, разбивки и другие оформительские элементы. В значительном объёме на этом сайте представлена также и авторская музыка преподавателя, которая используется здесь в целях сугубо образовательных. А уже для большей технической надёжности (зарезервированно-безотказной работы), а также в целях демонстрации некоторых специфических элементов используемой в симфо-электронной музыке коллажной композиторской техники возможность прослушивания каждого предлагаемого произведения обеспечена одновременным размещением на сайте сразу трёх независимых медиа-плееров, что, кроме всего прочего, гарантирует корректное воспроизведение музыки в любых интернет-браузерах. Ещё одной важной компонентой всего образовательного проекта является специализированный интерактивный форум по СЭМ со ссылками на все необходимые компьютерные программы, полезные внешние ресурсы, образцы звуков, музыки и т.д. Этот форум, кроме всего прочего, представляет собой рабочую площадку для демонстрации учащимися предложенных преподавателем учебных заданий, а также их последующего обсуждения как лично с преподавателем, так и в формате групповых коллоквиумов с применением вебинаров и Skype-конференций, проводить которые имеется замечательная возможность также и непосредственно с форума. Все учебные медиа-материалы размещаются на форуме в виде BB-кодов соответствующих файлов (форматы: «mp3», «wma», «swf», «flv», «wmv», «3gp», «mp4», «asf», «mov», «avi», «mpg») размером до 100 Мб, которые предварительно загружены на такие удобные специализированные ресурсы, как yapfiles.ru, podfm.ru, realmusic.ru и др. Как и на авторском сайте преподавателя, на форуме размещается сразу несколько медиа-плееров, которые обеспечивают техническую надёжность работы, гарантированную безотказность прослушивания музыки в любых браузерах, а также возможность демонстрации некоторых специфических элементов используемой в симфо-электронной музыке коллажно-композиционной техники. Поскольку основной (базовой) музыкальной программой для прохождения курса СЭМ является одна из последних версий звуковой рабочей станции (полнофункциональной виртуальной студии) «Cakewalk SONAR», то в целях максимальной унификации прохождения курса СЭМ-дисциплин всем учащимся предлагается освоить указанную профессиональную программу до степени, позволяющей работать в ней достаточно свободно и осмысленно. Это даёт возможность осуществлять оперативный обмен исходными файлами Cakewalk SONAR формата «cwb» с последующим их доредактированием (включая коллективное) и сопоставлением различных редакционных версий (вариантов) со всеми их отличиями на открытом групповом обсуждении, завершаемом итоговыми оценками преподавателя. На форуме между самими учащимися и между учащимися и педагогом осуществляется постоянный файловый обмен различным музыкальным контентом в форматах MIDI, WAV, AKAI, GIG, MP3, AUDIO и др. Хотя все основные статьи реализуемого проекта в настоящее время размещены на базовом реферативном вики-портале «Symphoelectronic», но тем не менее достаточно большое количество статей проекта, тематика которых не провоцирует острую полемику, размещено также и на других вики-ресурсах, включая Википедию, Циклопедию, Нитянику, вики-портал Национального совета по современному музыкальному образованию (НССМО) и т.д. Понятно, что уже сам факт одновременного сосуществования нескольких независимо-альтернативных ресурсов, на которых размещены статьи настоящего учебного проекта, увеличивает надёжность его функционирования, что критически важно в ситуациях теоретически вероятной недоступности по каким-либо причинам основного сервера проекта. Энциклопедические вики-порталы с удобным интерфейсом, функциональной костомизацией и большим мультимедийным контентом имеют очень хорошую перспективу использования также и в качестве сугубо вспомогательных учебных площадок. Дело в том, что принцип открытости редактирования вики-статей, размещённых на внешних ресурсах, изначально закладывает в них огромный перфекционистско-образовательный потенциал: в этих статьях регулярно исправляются ошибки и неточности, материалы постоянно улучшаются, дорабатываются, дополняются и развиваются при гарантированном сохранении в истории их написания всех произведённых редакционных правок, что обеспечивает возможность быстрого возврата к любой прежней версии каждой статьи. Благодаря всему этому студенты получают навыки самостоятельной работы над созданием свободных знаний при активном использовании синергетически ориентированного «мозгового штурма» с элементами оппонентского соавторства, что привносит в организацию коллективного творческого процесса всех учебных групп по различным специальным дисциплинам необходимые открытость, гибкость и креативность. Данной цели способствует и факт наличия у каждой реферативной и энциклопедической статьи своей открытой страницы обсуждения (СО), на которой студенты ведут постоянную дискуссию по тематике этой статьи. Статьи, которые рекомендованы в учебных целях для прохождения курса СЭМ преподавателем дисциплины, могут помечаться логотипом СЭМ, а статьи, одобренные НССМО, - логотипом НССМО. При этом любые создаваемые на вики-порталах статьи и рефераты технически очень легко и просто могут быть переведены на любые языки мира с одновременным переводом на эти языки всего интерфейса вики-порталов. Важно отметить и то, что функционалы различных вики-порталов почти полностью совместимы. Будучи подключёнными к единому глобальному вики-складу, они оперируют общей базой, содержащей миллионы единиц файлов мультимедиа-контента в форматах png, gif, jpg, jpeg, xcf, pdf, mid, ogg, ogv, svg, djvu, tiff, tif, ogg, ogv, oga, webm и т.д. Для последующего использования в создаваемых здесь статьях на вики-склад можно загружать также и свои собственные мультимедиа-файлы до 100 Мб каждый. А любой файл, находящийся на вики-складе, очень легко размещается в вики-статьях с помощью вставки в текст всего лишь только одной прямой внутренней ссылки, что, конечно же, привносит в образовательный процесс дополнительные удобства. Учебные рефераты по тематике СЭМ могут касаться, например, культурологического анализа важнейших исторических, технологических и других предпосылок возникновения СЭМ-жанра; фиксации этапных периодов развития и кристаллизации эстетической концепции СЭМ-жанра в процессе его полноценного идейно-творческого становления; искусствоведческой классификации различных художественных атрибуций и психолого-философских спецификаций СЭМ-жанра; раскрытия основных принципов создания СЭМ-произведений с точки зрения философии музыки, социологии музыки, музыкальной психологии, музыкальной эстетики и т.д. Кроме того, на вики-портале можно писать учебные рефераты по тематике АЭМ и другим музыкальным дисциплинам, а также создавать и размещать различные материалы, связанные с музыкантами, музыкальной наукой, музыкальной педагогикой, музыкальными учреждениями, музыкальными событиями, музыкальными СМИ и т.д. За основными авторами, начавшими создавать свою статью, тут закрепляется право на её дальнейшее приоритетное редактирование. Основной автор статьи может оставлять или удалять на своё усмотрение вносимую другими участниками информацию, в том числе и без её предварительного обсуждения. Но при этом участники, обладающие правами эксперта, могут предложить основному автору произвести в своей статье те или иные корректировки. Весь комплекс подобных вопросов тщательно регулируется и детализируется на портале подробно расписанным регламентом. Основу проводимых на вики-порталах под контролем преподавателя групповых учебных практикумов составляет работа с мультимедиа-контентом, в первую очередь звуковыми и музыкальными файлами: кто-то создаёт сонорные комплексы, кто-то сочиняет СЭМ-заготовки, кто-то их симфонизирует и т.д. Упомянутые учебные практикумы могут иметь, например, следующую тематическую направленность: - морфологическая структуризация предложенных преподавателем или другими студентами электронных тембров в аспекте их формообразующих атрибуций и потенций (сонорный анализ); - создание на основе перспективных (морфологически интересных и спектрально богатых) сонорных реперов (звуков, звуковых объектов, комплексов, структур и состояний), обладающих значительным формообразующим потенциалом, композиционных СЭМ-заготовок; - фактурное, динамическое и пространственное совмещение созданных в СЭМ-стилистике разнородных сонорных пластов с применением различных звуковых обработок (СЭМ-звукорежиссура); - добавление к имеющимся СЭМ-заготовкам новых сонорных пластов, органично вписывающихся в создаваемую СЭМ-композицию, и т.д. В контексте инновационного подхода к изучению таких дисциплин, как «Философия музыки», «Психология музыки», «Социология музыки», «Музыкальная эстетика» и т.д., студенты знакомятся с теорией сущностного кодирования (ТСК), психологией сублимации, темброведением, спецификой арт-гуманитарных практик (АГП), в ходе разработки которых автор всех этих новаций ввёл в научный дискурс целый ряд новых психолого-философских понятий: «пассионарно-эволюционная этика», «сублимационная эстетика», «этическая семиотика», «эстетико-сублимационный инсайт», «ноэматическая теургичность» и др., а также адекватные современным музыковедческим реалиям определения: «эмотивная типология тембра», «сонорная матрица», «кодировочно-цифровая партитура» и т.д. [7. С. 160-163]. При наличии столь обширной и продвинутой дискурсивной базы глубинные основы музыко-знания раскрываются в свете информационной эстетики и этической семиотики - теперь уже на подлинно научном уровне. А методологический концепт теории сущностного кодирования выступает здесь в качестве системного аттрактора теории музыки. Вообще данный инновационный курс является уникальным во всей мировой музыкально-педагогической практике, что обусловлено бесспорным российским приоритетом теургической СЭМ-концепции [8; 9. С. 147-149]. Эта концепция, вобрав в себя богатое наследие общемировой эстетической и этической мысли, представляется сегодня в мировоззренческом отношении наиболее прогрессивной, а в культурологическом - флагманской, поскольку именно в ней были впервые органичным образом ассимилированы и сведены воедино опережающие открытия современных учёных в сфере различных гуманитарных и естественных наук [10. С. 5-6]. Важно отметить, что преподавание подобного курса возможно сегодня только в формате авторского вики-портала [14]. Так, например, эксклюзивная трактовка здесь понятия «симфоническая музыка» с опорой на асафьевское определение «симфонизма» пока ещё официально не легитимирована [11. С. 172-175]. Точно так же обстоят дела и с понятийным аппаратом изучаемых здесь статей, посвящённых весьма значимым для понимания специфики СЭМ-жанра темам: «новая инструментоведческая парадигма», «темброведение», «класс органов» и т.д. [12; 13. С. 4-6].

Ключевые слова

сетевое образование, вики-порталы, симфо-электронная музыка, теория сущностного кодирования, психология сублимации, арт-гуманитарные практики, network learning, wiki portals, sympho-electronic music, theory of essential encoding, sublimation psychology, art-humanitarian practices

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Энфиаджян А.С.Общественная организация «Арт-гуманитарный центр», Москва, Россияруководитель общественной организации «Арт-гуманитарный центр», Москваaramenfi@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Энфи А. Симфо-электронная музыка - инновационное направление в российской музыкальной культуре и педагогике // Проблемы музыкальной науки. - 2012. - № 2.
Энфи А. Так что же это такое - симфо-электронная музыка? // Музыка и время. - 2011. - № 4.
Энфи А. Симфо-электронная музыка: Генезис // Проблемы музыкальной науки. - 2013. - № 1.
Энфи А. Симфо-электронная музыка: принципы // Музыка и электроника. - 2012. - № 1.
Энфи А. О концепте преподавания учебной программы «Академическая электронная музыка» // Проблемы музыкальной науки. - 2013. - № 1.
Энфи А. Sublimation psychology: Essence Coding Theory and Sympho-electronic music as tools for deep psychotherapy in art-humanitarian practice // Психология и психотехника. - 2014. - № 2. - DOI: 10.7256/2070-8955.2014.2.10893. - http://nbpublish.com/ptmag/rubrics_569.html
Энфи А. Семантика психологии сублимации: арт-гуманитарный аспект // Категории смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни: матер. Всерос. психол. конф. с междунар. участием. - М.:Кредо, 2014.
Энфи А. «Симфо-электронная музыка - приоритет России» // Педагогика искусства. - 2012. - № 3. - http://art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2012/Enfi_21_10_2012.pdf
Энфи А. Симфо-электронная музыка как новая педагогическая дисциплина // Современное музыкальное образование - 2011: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
Энфи А. Цифровые технологии как инструмент музыковедческих инноваций//Музыка и электроника. - 2013. - № 3.
Энфи А. Симфоническая музыка в свете положений «темброведения» и смежных музыкально-педагогических инноваций // Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования: матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. - Казань: Отечество, 2014. - Вып. VII.
Энфи А. Система Хорнбостеля - Закса и новая инструментоведческая парадигма: лауреатский диплом Первого Международного конкурса художественного творчества в сфере музыкально-компьютерных технологий, мультимедиа-проектов, электронных и печатных учебных пособий, печатных работ и музыкальных композиций «Классика и современность - 2014». - Екатеринбург, 2013.
Энфи А. Темброведение: концепция «Театра звука» на основе эмотивной типологии тембра // Музыка и электроника. - 2014. - № 3.
Энфи А. Интернет-технологии в музыкальном образовании: лауреатский диплом Всероссийского фестиваля-конкурса обучающих проектов «Музыка и мультимедиа в образовании». - СПб., 2013.
Jenfi A. Simfo-jelektronnaja muzyka - innovacionnoe napravlenie v rossijskoj muzy-kal’noj kul’ture i pedagogike // Problemy muzykal’noj nauki. - 2012. - № 2.
Jenfi A. Tak chto zhe jeto takoe - simfo-jelektronnaja muzyka? // Muzyka i vremja. - 2011. - № 4.
Jenfi A. Simfo-jelektronnaja muzyka: Genezis // Problemy muzykal’noj nauki. - 2013. - № 1.
Jenfi A. Simfo-jelektronnaja muzyka: principy // Muzyka i jelektronika. - 2012. - № 1.
Jenfi A. O koncepte prepodavanija uchebnoj programmy «Akademicheskaja jelektronnaja muzy-ka» // Problemy muzykal’noj nauki. - 2013. - № 1.
Jenfi A. Sublimation psychology: Essence Coding Theory and Sympho-electronic music as tools for deep psychotherapy in art-humanitarian practice // Psihologija i psihotehnika. - 2014. - № 2. - DOI: 10.7256/2070-8955.2014.2.10893. - http://nbpublish.com/ptmag/rubrics_569.html
Jenfi A. Semantika psihologii sublimacii: art-gumanitarnyj aspekt // Kategorii smysla v filosofii, psihologii, psihoterapii i v obshhestvennoj zhizni: mater. Vseros. psihol. konf. s mezhdunar. uchastiem. - M.:Kredo, 2014.
Jenfi A. «Simfo-jelektronnaja muzyka - prioritet Rossii» // Pedagogika iskusstva. - 2012. - № 3. - http://art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2012/Enfi_21_10_2012.pdf
Jenfi A. Simfo-jelektronnaja muzyka kak novaja pedagogicheskaja disciplina // Sovremennoe muzykal’noe obrazovanie - 2011: sb. mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2011.
Jenfi A. Cifrovye tehnologii kak instrument muzykovedcheskih innovacij//Muzyka i jelektronika. - 2013. - № 3.
Jenfi A. Simfonicheskaja muzyka v svete polozhenij «tembrovedenija» i smezhnyh muzy-kal’no-pedagogicheskih innovacij // Pedagogika i psihologija, kul’tura i iskusstvo: pro-blemy obshhego i special’nogo gumanitarnogo obrazovanija: mater. VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Kazan’: Otechestvo, 2014. - Vyp. VII.
Jenfi A. Sistema Hornbostelja - Zaksa i novaja instrumentovedcheskaja paradigma: laureat-skij diplom Pervogo Mezhdunarodnogo konkursa hudozhestvennogo tvorchestva v sfere mu-zykal’no-komp’juternyh tehnologij, mul’timedia-proektov, jelektronnyh i pechatnyh uchebnyh posobij, pechatnyh rabot i muzykal’nyh kompozicij «Klassika i sovremennost’ - 2014». - Ekaterinburg, 2013.
Jenfi A. Tembrovedenie: koncepcija «Teatra zvuka» na osnove jemotivnoj tipologii tembra // Muzyka i jelektronika. - 2014. - № 3.
Jenfi A. Internet-tehnologii v muzykal’nom obrazovanii: laureatskij diplom Vseros-sijskogo festivalja-konkursa obuchajushhih proektov «Muzyka i mul’timedia v obrazova-nii». - SPb., 2013.
 Вики-портал как инструмент внедрения образовательных инноваций | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 1(57).

Вики-портал как инструмент внедрения образовательных инноваций | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 1(57).