Развитие качества ДПО в России и Европе в оценке его участников | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52).

Развитие качества ДПО в России и Европе в оценке его участников

Представлены промежуточные итоги выполнения европейского исследовательского проекта «Expanding the quality ‘spirit’ of VET (Q &VET)» («Расширение духа качества дополнительного образования»), в котором принимают участие 7 европейских стран. Анализируются результаты первого этапа проекта – анкетирования преподавателей и руководителей учреждений высшего и дополнительного профессионального образования. Представлены выводы российских участников, а также общие сравнительные выводы всех стран–участниц проекта. Разработаны гипотезы для проведения второго этапа исследования – интервью среди руководителей и преподавателей образовательных учреждений в составе фокус-групп. Описаны планируемые результаты проекта и их практическая ценность.

Development of VET quality in Russia and Europe in the assessment of its participants.pdf Развитие современного общества, экономики и социальных связей способствует развитию непрерывного образования, повышению требований к квалификации сотрудников, влечет за собой не только рост спроса на дополнительное профессиональное образование (ДПО), но и повышение требований к его качеству. Сегодня ДПО характеризуется диверсификацией направлений, форм организации, расширением свобод, разнообразием сроков и программ обучения, их многоуровневостью, гибкостью и клиентоориентированностью, развитием профессионально-общественной аккредитации, что, несомненно, способствует повышению его качества, однако главным залогом обеспечения качества ДПО является преподавательский состав. Независимо от того, какую модель качества применяет образовательное учреждение, она не сможет способствовать улучшению качества обучения и самой организации в целом, если сотрудники не будут достаточно информированы, мотивированы и вовлечены в планирование, реализацию, оценку и анализ процесса управления качеством [1]. Мотивация и вовлечение персонала играют важную роль в обеспечении качества, однако в данный момент этим параметрам в учреждениях ДПО не уделяется достаточного внимания, в результате чего существует некий разрыв между политикой управления качеством образования и результативностью системы обеспечения качества, влиянием этой системы на результаты обучения. Опыт европейских организаций и исследования последних лет обнаружили необходимость в разработке рекомендаций, помогающих лидерам организаций дополнительного образования мотивировать и вовлекать преподавателей в активное участие в инициативах качества. Разработка данного руководства стала одной из основных задач исследовательского проекта “Expanding the quality ‘spirit’ of VET (Q &VET)” – “Расширение духа качества дополнительного образования”, стартовавшего в 2012 г. и финансируемого европейским фондом Леонардо да Винчи. Проект направлен на изучение способов преодоления разрыва между политикой управления качеством образования и результативностью системы обеспечения качества, влиянием этой системы на результаты обучения. В проекте принимают участие образовательные организации из Швеции, Нидерландов, Австрии, Италии, Турции, Белоруссии и России. Российскую сторону в проекте представляют – Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова (Ярославль), Институт экономики, управления и права (Казань) и Национальный исследовательский Томский государственный университет. Первым этапом для достижения цели проекта стал сбор первичной информации от преподавателей и руководителей учреждений высшего и дополнительного профессионального образования. Участниками проекта были определены в качестве и дополнительного два исследовательских метода – анкетирование и интервью в составе фокус-групп. В феврале-марте 2013 г. в каждой из шести стран–участниц проекта было проведено онлайн-анкетирование сотрудников университетов, институтов дополнительного образования, корпоративных структур дополнительного образования [2]. Анкетирование содержало вопросы, касающиеся целей и источников происхождения инициатив качества, подготовки и управления последней инициативой качества в организации, где работает респондент, её реализации и результатов, а также коммуникаций в процессе её осуществления. Отметим, что в данной анкете под инициативами качества понимались «инициативы, которые увеличивают производительность учреждения по выполнению образовательных программ, которые отвечают требованиям заинтересованных сторон (участников, министерства, предприятий, учреждений дополнительного образования, родителей и т.д.)». Анкетирование было организовано в системе Netigate, обеспечивающей проведение профессиональных онлайн-опросов и создание динамических графиков. С российской стороны в анкетировании принял участие 231 человек, среди которых было 138 преподавателей и 93 руководителя учреждений или подразделений ДПО. Рассмотрим предварительные результаты анкетирования российских участников [3]. Преподаватели, работающие в организации более 5 лет, склонны считать, что последняя инициатива в области качества была предпринята в основном вследствие внешних вызовов (82 % преподавателей и 88 % руководителей). Выделенные респондентами внешние вызовы и собственные независимые (внутренние) мотивы организации представлены на рис. 1 и 2. Рис. 1. Внешние вызовы, вследствие которых была предпринята последняя инициатива качества в образовательном учреждении Рис. 2. Внутренние мотивы, вследствие которых была предпринята последняя инициатива качества в образовательном учреждении 62% преподавателей и 70% руководителей считают, что последняя инициатива в области качества была успешной. 56% преподавателей и 75% руководителей считают, что ожидаемый результат был четко определен в начале инициативы, была определена связь между результатом инициативы и исходным процессом. 76% преподавателей и 87% руководителей считают, что полученный результат использовался для оценки деятельности. При этом руководители более высоко оценивают уровень подготовки инициативы, ее результативность и управление инициативой. Преподаватели более критично отнеслись к оценке ожидаемых результатов инициативы. 84% преподавателей и 88% руководителей считают, что полученный результат внес вклад в реализацию основной деятельности. Лишь 14% преподавателей и 15% руководителей четко понимают причины введения этой инициативы. При этом большинство (83–84%) преподавателей и руководителей не понимают, какими должны быть ожидаемые результаты инициативы. Еще выше число преподавателей (91%) и руководителей (85%), не понимающих ожидаемые результаты инициативы, среди тех, кто связывает инициативу с внешней мотивацией. Преподаватели, считающие, что последняя инициатива в области качества была предпринята в основном вследствие внешних вызовов, дали более критическую оценку качества подготовки инициативы, ее результатов и влияния на главную цель организации. 76% преподавателей и 88% руководителей считают, что инициатива потребовала больше запланированного времени. Большинство российских преподавателей (70%) и руководителей (69%) считают, что инициатива положительно повлияла на достижение главной цели организации. Специалисты, считающие, что последняя инициатива в области качества была предпринята в основном вследствие внешних вызовов, дали еще более высокую оценку последней инициативе. Среди них 78% преподавателей и 82% управленцев считают, что инициатива положительно повлияла на достижение главной цели. Большинство преподавателей и руководителей убеждены, что инициатива принесет пользу их организации, если будут созданы условия для ее качественной реализации. По остальным вопросам анкеты существенных различий в ответах респондентов не выявлено. Аналогичные исследования были проведены всеми участниками проекта «Expanding the quality ‘spirit’ of VET (Q &VET)» [4]. По их результатам можно сделать общие выводы. В России и Нидерландах большинство респондентов считают, что инициативы в области качества были инициированы вследствие внешних стимулов. Австрия и Швеция демонстрируют прямо противоположный результат, показывая преобладание внутренних мотиваторов инициатив качества в образовательных учреждениях. Ответы итальянских специалистов дают почти равный баланс между внешними и внутренними мотивами, а наиболее часто встречаемыми внешними факторами итальянцы называют новые методы обучения, обновление оборудования и материалов. В Австрии и Нидерландах респонденты в качестве мотиваторов инициатив качества часто ссылаются на правила и нормы, например исходящие от Европейского союза, на внутреннюю политику государства и правила, касающиеся образования и/или его финансирования, вызванные слиянием организации в связи с ее размерами или соответствующие конкретным изменениям или требованиям законодательства. Большинство респондентов, за исключением шведских специалистов, считают, что связь между результатом инициативы и исходным процессом была определена в начале реализации инициативы, однако незначительная часть респондентов (больше преподавателей, чем менеджеров) это отрицает. Также большинство респондентов указывают, что, по их мнению, преподавательский состав не имел четкого понимания причин и результатов последних инициатив в области качества в своей организации. Наблюдается тенденция, когда, в сравнении с преподавателями, менеджеры дают более высокую оценку инициативам качества, гораздо чаще указывают, что показатели результативности были сформулированы до начала реализации инициативы. Однако большинство респондентов-преподавателей говорят о том, что показатели результативности не были сформулированы заранее, также как и не было представлено четкое описание ожидаемых результатов. Менеджеры и преподаватели расходятся в оценке результативности и качества управления инициативами качества. Если менеджеры в целом убеждены в том, что последняя инициатива в области качества хорошо управлялась и была достаточно хорошо подготовлена, то респонденты-преподаватели менее оптимистичны в своей оценке подготовки и управления последней инициативой в области качества (голландские преподаватели дают наиболее критичные оценки управления инициативами качества). Менеджеры, в сравнении с преподавателями, чаще согласны с такими позитивными утверждениями, как: «сбор показателей проведен, как и планировалось», «результаты использованы для оценки», «результаты способствовали реализации». Преподаватели же оценивают результаты последней инициативы в области качества менее позитивно (по сравнению с менеджерами) и часто не видят в них смысла. Эти выводы, основанные на результатах анкетирования преподавателей и менеджеров образовательных учреждений в области ДПО в семи странах – участницах проекта «Expanding the quality ‘spirit’ of VET (Q &VET)», были использованы для разработки гипотез, которые будут обсуждаться в групповых интервью, запланированных для проведения среди руководителей и преподавателей образовательных учреждений в рамках фокус-групп по теме «Стимулирующие и препятствующие факторы мотивации преподавателей к активному участию в инициативах по обеспечению качества» осенью 2013 г. в каждой из стран-партнеров и станут вторым этапом сбора первичной информации в рамках проекта. Для обсуждения в фокус-группах сформулированы следующие гипотезы. 1. «Открытая и безопасная культура нашего учреждения необходима для эффективного менеджмента, а также для обучения и развития всего персонала». 2. «Менеджеры «оторваны» от образовательного процесса. По этой причине их инициативы/мероприятия в области качества рискуют утратить свой эффект или даже быть тщетными для результатов обучения». 3. «Преподаватели скептически относятся к инициативам/мероприятиям в области качества, так как данные инициативы, в общем, не имеют четких целей и необходимой поддержки». 4. «Преподавателям не нравится проводить рефлексию по качеству своей работы либо принимать всерьез отклик по ней». 5. «За инициативами/мероприятиями в области качества, как правило, сразу следуют новые мероприятия, создавая много беспокойства внутри организации, а также нехватку времени для их хорошей реализации» 6. «У преподавателя нет четкого и простого понимания обоснованности и результатов мероприятий в области обеспечения качества». Результаты групповых обсуждений этих гипотез во всех странах–участницах проекта будут представлены в отдельном отчете к декабрю 2013 г. Оба способа получения результатов будут использоваться для разработки практических рекомендаций по улучшению политики обеспечения качества в области образования. Результаты двух исследований станут частью общего доклада, в котором будут представлены материалы из Швеции, Австрии, Италии, Нидерландов, Турции, России и Белоруссии. Рекомендации для руководителей учреждений ДПО, которые станут результатом проекта, помогут менеджерам объяснить сотрудникам смысл инициатив качества с позиций развития образования, преподавания и обучения, показать преподавателям необходимость самооценки и рефлексии по поводу собственных методов преподавания, стимулировать сотрудничество между преподавателями, усилить стремление преподавателей быть более современными, инновационными и гибкими, расширить полномочия и ответственность преподавателей и, следовательно, их удовлетворенность, создать команду специалистов, вовлеченных в реализацию инициативы. Таким образом, данные рекомендации станут изложением руководящих принципов, которые будут поддерживать руководство учреждений ДПО в разработке совместного подхода к реализации инициатив качества, независимо от выбранной модели качества. Теоретические руководящие принципы будут дополнены практическими советами и передовым опытом стран–участниц проекта и других европейских стран.

Ключевые слова

дополнительное профессиональное образование, ДПО, качество образования, инициативы качества, международный опыт, additional professional education, VET, quality of education, quality initiatives, international experience

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Можаева Г.В.Томский государственный университетmozhaeva@ido.tsu.ru
Можаева П.Н.Томский государственный университетpolyamozhaeva@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Винкель Роджер ван де. Европейская структура гарантии качества профессионального образования (CQAF) // Вестник Академии Пастухова. 2012. № 2. С. 7–10.
Онлайн-анкетирование в системе Netigate [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.netigate.se/s.asp?s=108343X7670 (дата обращения: 21.05.2013).
Результаты анкетирования российских респондентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/en/projects/vet/ (дата обращения: 22.10.2013).
Expanding the quality ‘spirit’ of VET (Q &VET) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://qualityineducation.eu/ (дата обращения: 22.10.2013).
 Развитие качества ДПО в России и Европе в оценке его участников | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52).

Развитие качества ДПО в России и Европе в оценке его участников | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52).