Современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии в организации электронного обучения в вузе | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52).

Современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии в организации электронного обучения в вузе

Рассматриваются возможности комплексного использования современных образовательных технологий и сервисов веб 2.0 для организации смешанного обучения студентов. Автор представляет результаты реализации такого подхода: формирование новых навыков и умений, повышение мотивации обучения, организация самостоятельной работы студентов, использование активных методов обучения.

Contemporary education, information and communications technologies in the organization of e-learning at higher schools.pdf Радиционные образовательные технологии (лекции, практические занятия), построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения, почти всегда предполагают изложение готового учебного материала. При этом преподнесение информации учащимся происходит в форме монолога преподавателя. Главным недостатком такого обучения является низкий уровень навыков самостоятельного приобретения знаний, поиска информации, критического мышления, сотрудничества, формулирования и выражения собственного мнения учащимися. В то же время современное информационное общество ставит перед учебными заведениями задачу подготовки выпускников, способных: – ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; – самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, генерировать новые идеи; – грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); – быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях и ситуациях. Формирование вышеперечисленных общекультурных компетенций у учащихся возможно только при использовании в учебном процессе современных образовательных технологий: метода проектов, метода портфолио, совместного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо и др. Применение подобных приемов обучения в высшем профессиональном образовании практикуется достаточно часто, но преимущественно в процессе проведения аудиторных занятий. При использовании же дистанционных образовательных технологий преподаватели по-прежнему применяют объяснительно-иллюстративный способ обучения: электронные учебники, лекции в режиме вебинара и пр. Организация занятий в электронной среде обучения с применением современных образовательных технологий требует от преподавателя бóльших усилий, чем при непосредственном, «живом» контакте со студентами. Это связано с необходимостью адаптации методов «живого» обучения к особенностям сетевого взаимодействия, а также поиска и применения эффективных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих такое взаимодействие и предоставляющих возможность использования метода проектов, портфолио и др. Современные ИКТ предлагают широкий спектр инструментов, позволяющих решать задачу внедрения активных методов обучения в электронной образовательной среде. Так, например, последняя версия LMS Moodle (2.5) предоставляет вовможность социального взаимодействия участников учебного процесса: вики, блоги, форумы различных типов, поддержка мобильных устройств. Кроме того, не стоит недооценивать потенциал облачных сервисов (технологий веб 2.0) и социальных медиа, особенно в тех образовательных учреждениях, где пока нет собственных автоматизированных систем организации электронного обучения. Интересным примером совмещения образовательных и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является блог. Использование блога как средства электронного обучения является сегодня достаточно распространенной практикой. Инициатором создания учебного блога, как правило, выступает преподаватель, который с его помощью него решает задачи по организации обучения в электронной среде, созданию учебного контента и дистанционной коммуникации со студентами. Но на этом образовательный потенциал блога не исчерпывается. С помощью блога может происходить и организация самостоятельной работы учащихся вне аудитории. Эффективность данного приема повышается при использовании таких современных образовательных технологий, как, например, проектная деятельность и совместное обучение. Сочетание информационных и образовательных технологий позволяет: – повысить результативность обучения в аудитории и за её пределами; – сформировать новые общекультурные и профессиональные компетенции. Повышение эффективности работы студентов в аудитории происходит за счет применения активных форм обучения: семинары, практики, лабораторные работы, дебаты и пр. При использовании описываемого подхода теоретический материал, представляемый раньше преподавателем в форме лекции в аудитории, теперь предлагается студентам для самостоятельного изучения, но не в готовом виде знаний (учебные пособия), а в виде исследовательского проекта. Преподаватель формулирует проблемы и предлагает учащимся решить их. В процессе исследовательского поиска студенты самостоятельно добывают знания вне аудитории. Важным условием результативной самостоятельной работы учащихся является постоянный контроль и координация действий со стороны преподавателя, что обеспечивается использованием в обучении блога и социальных сетей. Методика организации смешанного обучения подробно представлена в работе «Проектирования среды обучения и индивидуального образовательного профиля с помощью виртуальных социальных сетей в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов» [1]. За счет использования в процессе обучения ИКТ (блог, социальные сети) и образовательных технологий, таких как проекты, совместное обучение, мозговой штурм, метод портфолио и экспертизы, возможно формирование новых профессиональных и общекультурных компетенций: – владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований; – владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, массмедийной и коммуникативной сферах; – готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективах; работа в исследовательских группах; – способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность. Для реализации данного подхода предлагается использовать достаточно известные и простые сетевые инструменты: коллективный блог на платформе blogger.com, социальная сеть «В контакте», «Гугл формы» и ментальные карты. Средняя продолжительность самостоятельной исследовательской работы студентов может составлять от 6 до 8 недель. При организации самостоятельной работы студентов с помощью блога можно рекомендовать следующие этапы: подготовительный, формирование исследовательских команд, проведение исследования, презентация результатов исследования, экспертиза проектов, тестирование, подведение итогов (табл. 1). Таблица 1 Календарный план работ Этапы Продолжительность этапа Формы взаимодействия преподавателя со студентами Введение 1 неделя Очно Выбор темы исследования Дистанционно Формирование команд Дистанционно Проведение исследования 2–4 недели Очно/дистанционно Презентация результатов исследования 1 неделя Дистанционно Экспертиза работ 1 неделя Дистанционно Тестирование 1 неделя Дистанционно Подведение итогов 1 неделя очно На подготовительном этапе преподаватель определяет, какие компетенции необходимо и возможно сформировать в процессе обучения, как оценивать учащихся, как организовать их взаимодействие и контроль над ними. Кроме того, на данном этапе необходимо познакомить студентов с проектной деятельностью, сетевыми сервисами, используемыми в процессе работы, и требованиями, предъявляемыми к ней. Наконец, преподаватель должен сформулировать учебные проблемы, затрагивающие содержание дисциплины, и поставить перед студентами задачи по их решению. Знания не представляются учащимся в готовом виде. Студентам предлагается самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы в процессе реализации исследовательского проекта. Таким образом, теоретический материал дисциплины, представляемый раньше в форме традиционных лекций (в аудитории или электронном УМК), теперь исследуется учащимися самостоятельно под контролем преподавателя. Такой подход позволяет добиться глубокого погружения учащихся в содержание дисциплины в рамках одной учебной темы. На этапе формирования исследовательских групп студенты разделяется на команды. Количество команд должно соответствовать количеству сформулированных преподавателем проблем (рис. 1). Каждая команда выбирает объект исследования (проблему). Оптимальный состав команды – 3–5 человек. Участники команды выбирают руководителя, который координирует работу всех участников, контролирует соответствие результатов работы предъявляемым требованиям, обеспечивает взаимодействие с преподавателем. Кроме того, у студента, выполняющего функции руководителя исследовательской группы, в процессе его деятельности формируется способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Рисунок-1.jpg Рис. 1. Исследовательский этап предполагает следующую последовательность действий: 1. Погружение в проблему: индивидуально каждым участником команды, поиск идей и фактов, осмысление, формулирование предложений для решения проблемы. 2. Обсуждение: совместно всеми участниками команды (обмен опытом), выработка общего плана действий (мозговой штурм), распределение обязанностей (формулирование задач для каждого участника). 3. Индивидуальное исследование (решение каждым участником команды своей конкретной задачи). 4. Объединение результатов индивидуальных исследований: обеспечение единой логики всех исследований, поиск и устранение противоречий, оценка общего результата, поиск способов его улучшения, подготовка общей презентации. На этапе презентации результатов исследования все команды подключаются к единому коллективному блогу и представляют в нем свои проектные работы в виде отдельных сообщений (3–6 сообщений для каждого проекта). Преподаватель помогает структурировать содержание коллективного блога. Представление результатов проекта должно соответствовать требованиям, объявленным студентам на подготовительном этапе: минимальное и максимальное количество сообщений и знаков внутри каждого сообщения, использование мультимедиа-контента, указание авторства и др. Этап проведения экспертизы работ направлен на решение трех задач: оценивание и улучшение работ, а также погружение команд в содержание дисциплины. Если на этапе исследования каждая команда погружается в отдельную проблему (тему) дисциплины, то на этапе экспертизы, проверяя и оценивая работы других команд, вынуждена внимательно анализировать содержание этой дисциплины в целом. При проведении экспертизы студенты одной команды проводят критический анализ проекта другой команды (рецензирование), находят уязвимые места в содержании и оппонируют авторам проекта с помощью комментариев в блоге. В процессе сетевой дискуссии команд экспертов и авторов либо удается защитить основные тезисы (предположения, факты) исследования, либо приходится возвращать проект на доработку. В процессе подготовки исследовательского проекта каждая команда может сформулировать тестовые вопросы, проверяющие понимание содержания проекта и знание фактического материала, изложенного в проекте (термины, даты, имена, причинно-следственные связи и др.) Тестовые вопросы оформляются с помощью «Гугл формы» и встраиваются в содержание проекта в виде отдельных сообщений блога. Поэтому перед завершением обучения преподаватель может предложить студентам пройти тестирование по содержанию всех проектов, проверяя тем самым понимание предмета и даже оценивая знания теоретического материала, усвоенного в процессе работы над своим проектом и экспертизы проектов одногруппников. На заключительном этапе организовывается саморефлексия учащихся по поводу результатов обучения с помощью метода портфолио[2], реализованного с помощью «Гугл форм». Анализируя ответы студентов в портфолио, преподаватель может получить представление о процессах, зачастую скрытых и невидимых во время самостоятельной работы студентов: соотношение самостоятельной/совместной работы в команде, способы организации взаимодействия, его содержание и частота, кто выступал инициатором взаимодействия, персональные достижения/затруднения студентов, оценка результативности используемых преподавателем методов обучения. Анализ студенческих портфолио, результаты оценок на этапе экспертизы, а также наблюдение за учащимися на протяжении всего обучения позволяют преподавателю оценить работу команды в целом, руководителей команд и отдельно каждого студента. Описываемый подход использования блога в учебном процессе апробирован в Национальном исследовательском Томском государственном университете. В течение двух семестров студенты гуманитарных факультетов ТГУ (филологического и философского) изучали теоретический материал в форме исследовательских проектов в рамках учебной дисциплины «Компьютерные технологии в гуманитарных науках и образовании». В образовательном эксперименте приняли участие 103 студента 3-го курса. Помимо занятий, проводимых в аудитории (24 академических часа), студенты выполняли самостоятельную работу в форме исследовательских проектов вне аудитории, продолжая взаимодействовать с преподавателем и друг с другом через социальные сети. На последнем этапе работ было проведено анкетирование студентов. Ниже представлены некоторые результаты анкетирования и их интерпретация. Как происходило взаимодействие между участниками команды? В университете (очно) – 14% За пределами университета (очно) – 14% Дистанционно – 61% Другое – 11% Дистанционное взаимодействие происходило с помощью Электронной почты – 0% Телефона –19% Социальной сети – 81% Другое – 0% Как часто происходило взаимодействие с участниками команды? Регулярно – 68% Эпизодично – 27% Другое – 5% Все ли участники команды в равной степени принимали участие в работе? Вклад в общую работу всех участников примерно одинаковый – 95% Большую часть работы выполнил один человек – 0% Один (несколько) из участников выбирал легкое задание, перекладывал работу и ответственность на других – 0% Другое – 5% Для Вас командная работа – это Действенный и эффективный метод решения задач – 41% Эмоционально позитивная и интересная форма общения – 37% Формальное задание, которое нужно было выполнить, думаю, в одиночку я работал(а) бы эффективнее – 11% Другое – 11% Какие формы учебной работы в университете Вы хотели бы применять чаще? Совместная работа в команде – 25% Исследовательский проект – 15% Использование блогов и других сервисов в процессе обучения – 20% Взаимодействие в социальных сетях – 38% Ни одна из перечисленных форм мне не понравилась – 0% Другое – 3% Как распределялось Ваше время и внимание в социальной сети до образовательного эксперимента и в процессе его? До эксперимента развлечение – 47% поиск полезной информации – 30% учеба – 23% В процессе развлечение – 39% поиск полезной информации – 32% учеба – 29% Изменилось ли после занятий Ваше представление о возможностях использования социальных сетей и блогов в Вашей будущей профессиональной деятельности? Не изменилось, никаких новых возможностей не увидел(а) – 4% Изменилось, обнаружил(а) некоторые новые идеи и приемы профессиональной самореализации – 96% Другое – 0% Интерпретация результатов анкетирования. – Студенты готовы к сетевой форме взаимодействия во время обучения. Коммуникация в социальных сетях для учащихся является естественным и предпочтительным способом общения. – Учебные задание для совместной работы студентов действительно способствуют регулярному учебному взаимодействию друг с другом вне аудиторных занятий. – Эффективно организованная совместная работа обеспечивает равномерное вовлечение в обучение всех студентов. – Совместное обучение воспринимается учащимися не только как привлекательный метод организации образовательной деятельности, но и как универсальный и действенный подход решения профессиональных задач. – Использование в учебном процессе технологий веб 2.0 и социальных сетей позволяет переключать в виртуальном пространстве внимание студентов от развлекательного контента к образовательному. Оценивая возможности представляемого в работе подхода, нужно отметить, что организация самостоятельной работы студентов с помощью блога и современных образовательных технологий способствует: 1) освобождению аудиторных занятий от лекционного материала в пользу активных форм обучения; 2) формированию новых компетенций; 3) повышению мотивации к обучению за счет использования современных образовательных и информационных технологий; 4) более глубокому погружению в содержание дисциплины с помощью исследовательских проектов, метода экспертизы и тестирования; 5) совместному созданию преподавателем со студентами электронного учебного пособия в формате коллективного блога, которое может использоваться для обучения других учащихся. Метод портфолио – технология организации рефлексии и самооценки в образовательном процессе. Реализуется с помощью регулярной фиксации в процессе обучения: представлений (начальных и формирующихся) учащегося о проблематике учебного курса; динамики этих представлений; оценки эффективности образовательной ситуации; оценки качества учебного курса; индивидуальных достижений и неудач учащихся в процессе обучения. Преимущества метода: позволяет преподавателю индивидуально подходить к каждому студенту; предоставляет основу для последующего анализа и планирования (изучая стиль обучения отдельного ученика, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху); позволяет самим учащимся стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении; расширяет возможности традиционных методов оценки, позволяя оценивать более сложные и важные аспекты обучения.

Ключевые слова

блоги, социальные сети, метод проектов, самостоятельная работа студентов, смешанное обучение, совместное обучение, blogs, social networks, project method, independent student work, blended learning, collaborative learning

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фещенко А.В.Томский государственный университетfav@ido.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

 Современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии в организации электронного обучения в вузе | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52).

Современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии в организации электронного обучения в вузе | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52).