Технология организации и проведения вебинаров | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50).

Технология организации и проведения вебинаров

Описывается технология организации вебинаров на факультете дистанционного обучения ТУСУРа. На примере вебинаров по различным дисциплинам (информатика, высшая математика, физика) иллюстрируются различные модели проведения таких учебных занятий. Приводится вывод о перспективности внедрения вебинаров.

WEBINARS ORGANIZATION TECHNOLOGY AND IMPLEMENTATION.pdf С целью повышения качества подготовки студентов на факультете дистанционного обучения (ФДО) Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) внедрена такая форма проведения учебных занятий, как вебинар (webinar, интернет-семинар, онлайн-семинар). Вебинар представляет собой синхронный вид занятий, когда все его участники (преподаватель, студенты) имеют доступ (по интернет-ссылке) к виртуальной аудитории специального веб-сервиса. Применение видео и/или аудио, текстового чата, интерактивной доски позволяет провести аналогию между вебинарами и аудиторными лекциями, практическими занятиями или семинарами в очном обучении. Участники такого занятия могут не только слышать и видеть преподавателя и демонстрационный материал, но и задавать вопросы, комментировать как в письменной, так и в устной форме. Преподавателю в виртуальной аудитории предоставляется широкий набор дидактических инструментов для совместного просмотра слайдов, сайтов, текстовых документов; демонстрации рабочего стола своего компьютера; добавления в динамическом режиме поясняющих объектов (рисунки, формулы и т.п.) на интерактивной доске. Без привязки к определённому сервису для проведения вебинаров в [1. С. 17] сформулированы некоторые практические рекомендации по их организации и проведению. Особый интерес представляет организация вебинаров по моделям: 1) лекция-презентация с несколькими опросами в течение занятия; 2) проблемный семинар с общими и индивидуальными опросами студентов; 3) практическое занятие по решению задач и заданий; 4) инструктаж-тренинг по методике выполнения лабораторных работ; 5) групповая консультация по теме, определенной запросами студентов или заданной преподавателем; 6) индивидуальная консультация по запросу конкретных студентов. Как показывает практика, студентам ФДО зачастую недостаточно изучения предоставляемых учебно-методических материалов для полноценного освоения дисциплины. Особенно это касается базовых дисциплин, которые изучаются в начале обучения, таких как информатика, высшая математика, физика, программирование. Проблема адаптации студентов в дистанционном обучении на начальном этапе послужила основной причиной выбора перечисленных дисциплин в качестве первоочередных, по которым организованы вебинары. Говоря о вебинарах, нужно также учитывать сложность самостоятельного освоения, например, спецдисциплин, которые являются основополагающими в подготовке студентов. В рамках электронного курса по информатике проводятся онлайн-семинары двух видов: лекция и практическое занятие. Информация о курсе на вебинаре предоставляется вводной лекцией. Целью её проведения является знакомство со всеми предлагаемыми ресурсами, структурой, практическими заданиями, предназначенными для выполнения. При подготовке практического занятия в форме вебинара выбрана методика представления и обсуждения докладов студентов по предложенной тематике в рамках изучаемой дисциплины. В качестве требований к представлению доклада студент подготавливает презентацию и текст доклада (рис. 1). Рис. 1. Вебинар-практическое занятие по информатике По высшей математике проводится комбинированный тип вебинара, который представляет собой, с одной стороны, практическое занятие по решению конкретных задач, а с другой – проблемный семинар с общими и индивидуальными опросами студентов. На рис. 2 показано, как наглядно можно продемонстрировать решение задачи при помощи планшета и интерактивной доски в виртуальной аудитории. Использование планшета не требует специальной подготовки и представляется удобным для преподавателей, обычно проводящих занятия в аудитории (с использованием маркера и доски). Рис. 2. Проблемный вебинар по высшей математике с решением задач Одной из наиболее полезных функций виртуальной аудитории является возможность демонстрации слушателям компьютерного рабочего стола преподавателя. В случае когда требуется объяснить и научить работать с каким-либо прикладным программным продуктом, для наглядности достаточно его показать, запустив на своём ПК в отдельном окне и открыв в виртуальной аудитории. Здесь применимо правило: лучше один раз увидеть, чем несколько раз прочитать текстовое руководство-справку. По физике студентам ФДО необходимо выполнить лабораторные работы, которые реализованы в виде виртуального лабораторного практикума. С целью помочь студентам разобраться как с общими функциями практикума, так и с каждой отдельной лабораторной работой был организован цикл вебинаров по модели инструктаж-тренинг (рис. 3). Рис. 3. Вебинар-инструктаж по физике с демонстрацией рабочего стола Следует отметить, что при проведении вебинаров обязательным является участие модератора. В его функции входит настройка прав доступа к аудио/видеосвязи каждому докладчику в определённое время, загрузка/скачивание ресурсов вебинара, помощь слушателям и ведущему в возникающих технических проблемах, управление записью и т.п. На этапе планирования вебинаров по различным дисциплинам проводится анализ проблем и вопросов, возникающих у студентов. Анализируется информация с учебного форума ФДО ТУСУРа (http://fdo.tusur.ru/forum), проводятся опросы по электронной почте, анкетирования на главной странице сайта ФДО и в рамках электронных курсов [1, 2] и др. По результатам такого анализа составляется перечень дисциплин, определяется группа преподавателей. Обучение преподавателей проводится в два этапа. Первый – участие в вебинаре-тренинге по технологии подготовки и проведения такой формы учебного занятия. На втором этапе преподаватель проводит тренировочный вебинар в присутствии экспертной комиссии. По результатам последнего этапа преподавателю выдаются рекомендации, которые следует учитывать при проведении учебных занятий в форме вебинаров. После утверждения тематического плана вебинаров (цикла вебинаров) составляется календарный план. Информирование студентов ФДО о запланированных мероприятиях: на учебном форуме ФДО, в электронном курсе по соответствующей дисциплине, по электронной почте (общая рассылка за неделю, уведомление-приглашение в день проведения занятия). Записи проведенных вебинаров размещаются в электронном курсе дисциплины и доступны студентам для просмотра и скачивания. На заключительном этапе также подготавливается отчёт, содержащий статистику по проведённому вебинару. На основании отчётов, анкетирования и опросов студентов проводится мониторинг востребованности вебинаров по дисциплинам и формирование списка перспективных дисциплин и групп преподавателей. Описанная выше технология организации и проведения вебинаров является технологическим циклом с обратной связью и рефлексией по результатам работы. В настоящее время идёт расширение круга охватываемых дисциплин. Помимо рассмотренных занятий, проводятся и (или) запланированы вебинары по таким дисциплинам, как программирование, теории функций комплексного переменного, твердотельная электроника, бухгалтерский учёт, финансовые рынки, экономическая теория.

Ключевые слова

e-learning, interactive activities, distance education, webinar, интерактивное занятие, электронное обучение, вебинар, дистанционное обучение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шульц Д.С.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроникиассистент кафедры прикладной математики и информатики ФДОsds@fdo.tusur.ru
Сметанин С.В.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроникиведущий программист лаборатории инструментальных систем моделирования и обучения ФДОssv@fdo.tusur.ru
Исакова О.Ю.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроникиначальник учебно-методического отдела факультета дистанционного обученияioy@2i.tusur.ru
Гураков А.В.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроникистарший преподаватель кафедры Прикладная математика и информатикаgav@fdo.tusur.ru
Абдалова О.И.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроникиаместитель по электронному обучению заведующего кафедрой прикладной математики и информатики факультета дистанционного обученияaoi@fdo.tusur.ru
Всего: 5

Ссылки

Абдалова О.И. Применение интернет-курса для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине // Современное образование: проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в условиях перехода к многоуровневой системе высшего образования: мате
Сметанин С.В. Разработка и сопровождение интернет-курсов // Современное образование: проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в условиях перехода к многоуровневой системе высшего образования: материалы Междунар. науч.-метод. конф. – Томск: То
Стародубцев В.А. Подготовка и проведение вебинаров в системе дистанционного обучения // Открытое и дистанционное образование. – 2011. – № 1. – С. 16–22.
 Технология организации и проведения вебинаров | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50).

Технология организации и проведения вебинаров | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50).