Проектирования среды обучения и индивидуального образовательного профиля с помощью виртуальных социальных сетей в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50).

Проектирования среды обучения и индивидуального образовательного профиля с помощью виртуальных социальных сетей в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов

Рассматриваются особенности организации обучения студентов очной формы обучения с помощью социальных сервисов Интернет. Авторы работы описывают основные условия и этапы проектирования образовательного взаимодействия и индивидуального образовательного профиля, описывают специфику и обосновывают преимущества использования социальных сетей в образовании в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Design of the learning environment and educational profile of the individual with the help of social media in terms of introduction of new federal state educational standards.pdf Переход высшей школы к компетентностному обучению обострил вопросы, касающиеся не только содержания образовательных результатов, но и технологий организации современного образования. Основными тенденциями существенных изменений в системе образования являются «повышение уровня готовности» человека к социальному выбору, «развитие коммуникабельности и толерантности», рост профессиональной мобильности. Высшая школа (ровно как и средняя) должна стать фактором формирования новых образовательных и жизненных установок личности, в том числе установок на сотрудничество, социальное согласие, эффективное взаимодействие, толерантное отношение к другому человеку [1]. Иными словами, речь идет о том, что на разных ступенях образования должны формироваться компетенции, обеспечивающие возможность жизни и деятельности человека в ситуациях выбора, неопределенности и социальной мобильности. К такого рода компетенциям относятся и компетенции проектирования образовательного профиля, которые по отношению к усвоению разных предметных знаний (знаний по профессиональным дисциплинам) рассматриваются как метапредметные знания и компетенции [2]. Эти знания обеспечивают возможность эффективного социального и образовательного взаимодействия, что особым образом решает проблему изменения качества образования в контексте компетентностного подхода и условиях информационного общества. В XXI столетии появляется новое поколение людей, которое использует существующие информационно-коммуникационные технологии, в том числе и Интернет, на новом уровне как пространство обитания. Эти люди появились на свет, когда мобильная телефония, Всемирная паутина, портативные устройства и виртуальная реальность уже существовали. Они воспринимают «цифровой мир» как естественную среду обитания (Марк Пренски) [3]. Новое поколение людей, «цифровые аборигены», обращается с фотографиями, видеоматериалами и звуками так же, как и с текстом. При этом оно способно работать со множеством источников одновременно, и его уже не устраивают традиционные формы представления информации в учебном процессе. Поэтому сегодняшние преподаватели, являющиеся для «цифрового мира» скорее «иммигрантами», чем коренными жителями, испытывают трудности в установлении коммуникации и взаимопонимания с учащимися. В рамках данной работы предлагается рассмотреть особенности проектирования образовательного взаимодействия и построения профиля образования с помощью виртуальной социальной сети как относительно нового средства организации обучения студентов. Проблема поиска эффективных условий и приемов образовательного взаимодействия характерна не только для традиционной очной формы обучения школьников и студентов. Трудности в организации учебно-педагогического взаимодействия возникают даже в условиях использования технологий и методов электронного обучения, которое является, своего рода порождением «цифрового мира» и должно быть для него и его «коренных жителей» вполне органичным. Часто установление коммуникации и взаимопонимания в электронной среде обучения оказывается еще более сложной задачей, чем в обучении живом, очном. Эта проблема может быть связана с тем, что, в отличие от очного общения, в виртуальном возможно организовать учебно-педагогическое взаимодействие, а межличностное не всегда. Зачастую в электронном обучении, особенно дистанционном, преподаватель (субъект) заменяется электронным ресурсом (объектом). А в процессе общения в учебном форуме или блоге преподаватель и учащийся взаимодействуют как субъекты, но целостного восприятия личности друг друга обычно не происходит, как это было бы возможным на очном занятии в аудитории. Социальные сети являются не только средством общения и информационного обмена людей в виртуальном пространстве. Они также используются для формирования виртуального «Я» (цифрового образа реально существующей личности) посредством разнообразных форм представления информации о себе: аватар (визуальный образ), статус (эмоциональное состояние), интересы, увлечения, семейный положение, образование и другие социокультурные характеристики. Поэтому использование социальных сетей для решения образовательных задач позволяет устанавливать в электронной среде обучения как учебно-методическое, так и межличностное взаимодействие преподавателя и учащихся. Виртуальные социальные сети – явление в современном мире достаточно молодое. Педагогическое сообщество только совершает первые шаги по их использованию в образовании, и готовых, эффективных методик их применения в учебном процессе пока не существует. Поэтому проведение эксперимента по организации образовательного взаимодействия с помощью социальных сетей требует учета большого количества факторов: учебное содержание дисциплины, используемые образовательные технологии, формируемые компетенции, образовательные стандарты, контингент учащихся, материально-техническое обеспечение учебного процесса и многое другое. В рамках данной работы представлен опыт проектирования образовательного взаимодействия с помощью социальных сетей при обучении студентов очного отделения филологического факультета ТГУ на примере дисциплины «Интернет-технологии». Экспериментальная организация перехода от очного обучения к смешанному (сочетание аудиторных занятий с работой в электронной образовательной среде) [4] в условиях активного использования социальных сетей позволила найти и обосновать эффективные формы установления коммуникации и взаимопонимания в электронной среде обучения. Рассмотрим основные этапы и условия проектирования среды обучения и индивидуального образовательного профиля с помощью социальных сетей в высшей школе. На первом этапе осуществляется разработка учебной программы дисциплины в контексте федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения. С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, при планировании программ обучения становится необходимым применение компетентностного подхода в профессиональной подготовке учащихся. На протяжении всего периода преподавания курса «Интернет-технологии» до момента использования социальных сетей образовательное взаимодействие субъектов учебного процесса происходило только во время очных занятий. С переходом от очного обучения к смешанному (сочетание аудиторных занятий с работой в электронной образовательной среде) в условиях активного использования социальных сетей появляется возможность формирования у учащихся новых профессиональных и общекультурных компетенций, таких как: - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)[1]; - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективах; работа в исследовательских группах (ОК-3); - способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4); - владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8); - владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15). Первопричиной расширения набора исходящих компетенций является повышение качества и количества учебной коммуникации через активное использование в учебном процессе социальных сервисов Интернета. Вследствие этого у преподавателя появляется возможность: – ставить перед учащимися новые учебные задания, которые способствуют формированию ОК-1; – организовывать групповую работу учащихся (совместное обучение) в формате исследовательских проектов, что способствует формированию навыков командной работы (ОК-3) и развивает умение организационно-управленческой деятельности (ОК-4); – стимулировать накопление практического опыта участия в дискуссиях и формировать навыки публичного представления и отстаивания своей точки зрения (ПК-8) в условиях активной учебной внеаудиторной коммуникации в пространстве социальных сетей; – научить учащихся представлять материалы своих исследований в виртуальной среде с помощью новейших интернет-сервисов (ПК-8); – знакомить учащихся с методологией и практикой управления проектами, предлагая выполнение учебных заданий в форме поисково-исследовательских и творческих проектов (ПК-15). В образовательной программе дисциплины кроме расширения исходящих компетенций происходит и изменение её содержательной структуры. Увеличивается доля и качество самостоятельной внеаудиторной работы учащихся. До использования социальных сетей в преподавании курса «Интернет-технологии» эта самостоятельная внеаудиторная работа студентов организовывалась в виде изучения дополнительного теоретического материала и подготовки исходных данных для выполнения практических заданий в аудитории. В связи со сложностью изучаемого программного обеспечения не представлялось возможным выполнение практических учебных заданий учащимися самостоятельно без помощи и консультаций преподавателя. Таким образом, самостоятельная работа учащихся не имела практический характер, что в условиях преподавания прикладной дисциплины снижало конечный образовательный результат. Организация образовательного взаимодействия с помощью социальных сетей позволяет изменить содержание самостоятельной работы студентов, повысить эффективность учебной коммуникации преподавателя и студентов вне аудитории. Становится возможным выполнение технологически и методически сложных учебных заданий. Поэтому содержание самостоятельной работы студентов в большей степени может быть наполнено практической работой. Происходит увеличение общего объема времени изучения дисциплины за счет СРС и увеличение доли в этом объеме активных форм обучения (самостоятельные лабораторные работы, проектные работы, совместная групповая работа), что естественным образом способствует увеличению количества и качества формируемых компетенций учащихся. Кроме того, фактическое увеличение количества учебного времени позволяет учащимся изучить большее количество материала. Поэтому вместе со структурой меняется и содержание дисциплины. Например, до использования в учебном процессе социальных сетей учащиеся овладевали навыками работы только с одной информационной технологией (блог). Увеличение количества времени контролируемой и направляемой самостоятельной работы студентов (с помощью взаимодействия в социальных сетях) позволило освоить большее количество программных средств (ментальные карты, сервисы Гугл, «инфы» и др.). Проектирование среды обучения с использованием социальных сетей рассматривается нами в качестве второго этапа и базового условия проектирования эффективного образовательного взаимодействия и индивидуального профиля обучения. В соответствии с концепцией информационной среды, разработанной Ю.А. Шрейдером, особенностью информационной среды является ее способность предоставить «возможность получения необходимых данных, сведений, гипотез, теорий и пр.», что делает ее своеобразным банком данных или проводником информации [5]. Причем в учебной среде (в отличие от образовательного пространства) предполагается обязательное присутствие человека и взаимодействие между ней и человеком. Так как эксперимент по использованию социальных сетей в учебном процессе проводился в условиях очного обучения учащихся при обязательном посещении ими занятий, то для его реализации была выбрана модель смешанного обучения (blended learning): сочетание традиционных занятий в аудитории с электронным обучением. Поэтому создаваемая среда обучения должна была состоять из реальной и виртуальной части (рис. 1). Рис. 1 В качестве основной технологической платформы для организации виртуальной части учебной среды выбрана популярная среди молодежи социальная сеть «В контакте» (учебное сообщество http://vk.com/it_filfak). Предварительный опрос студентов, участвовавших в эксперименте, показало, что 93 % из них уже зарегистрированы в этой сети. В качестве средства представления результатов проектных работ учащихся использовался конструктор блогов blogger.com, который позволяет быстро освоить навыки самопубликации в сети и создавать веб-ресурс с одним или несколькими авторами. При разработке педагогического сценария изучения дисциплины были определены различные виды учебной работы (ВУР) учащихся: - изучение теоретического материала (ВУР 1); - применение новых теоретических знаний на практике (ВУР 2); - освоение прикладного ПО (формирование умений) (ВУР 3); - формирование навыков применения прикладного ПО (ВУР 4); - рефлексия результатов обучения (ВУР 2). Для реализации данного сценария разработаны соответствующие виды заданий. Каждое задание направлено на реализацию того или иного вида учебной работы. Для различных заданий и ВУР характерны соответствующие форма обучения, форма занятия и форма оценивания (табл. 1). Таблица 1 Педагогический сценарий Задание Способ выполнения задания Форма занятия Вид учебной деятельности Форма обучения Форма оценивания 1 2 3 4 5 6 Обзорная лекция по темам «Понятие интернет-технолгогии» и «Технологии Веб 2.0» Слушание, чтение. Лекционное аудиторное занятие ВУР 1 Фронтальная Не оценивается Найти и описать шесть произвольных сайтов с признаками веб 2.0, аргументировать свой выбор Поиск информации, её анализ и сравнение, составление ответа на задание в письменной форме (электронный текст) Самостоятельная внеаудиторная работа ВУР 2 Индивидуальная Преподаватель проверяет правильность выполнения заданий с фиксированием результата в учебной ведомости (зачет/ незачет). В случае неправильного выполнения, преподаватель дает рекомендации по исправлению ответа на задание. Обучение работе с сервисами веб 2.0: инструменты Google, ментальные карты, презентации, блог Наблюдают за решением задачи преподавателем. Решают задачу вместе с преподавателем. Решают аналогичную задачу самостоятельно Лабораторная работа в аудитории или самостоятельная работа вне аудитории с методическими инструкциями преподавателя (электронный текст и видео) ВУР 3 Фронтальная Преподаватель проверяет правильность самостоятельного решения задачи с фиксацией результата в учебной ведомости (зачет/ незачет). В случае неправильного выполнения преподаватель дает рекомендации по исправлению ответа на задание Создание коллективного блога по теме «Что такое Веб 2.0» Учащиеся распределяются на подгруппы 4-5 человек, выбирают тему для исследования, проводят исследование, представляют результат исследования в о одном общем блоге Лабораторная работа в аудитории или самостоятельная работа вне аудитории ВУР1 ВУР2 ВУР2 ВУР4 Групповая Оценивается студентами в процессе выполнения следующего задания (экспертиза работ) Экспертиза работ в коллективном блоге Оценка работ каждой группы по определенным критериям, подготовка письменного отчета (электронный текст) Самостоятельная внеаудиторная работа ВУР1 ВУР2 Индивидуальная Преподаватель проверяет добросовестность выполнения задания, фиксирует результат в учебной ведомости (зачет/ незачет) Выбор задания для творческого проекта, посвященного одной единой теме «Филологический факультет ТГУ» Выбирают из предложенных тем. Согласовывают свой выбор с преподавателем. Получают разрешение на выполнение задания Самостоятельная внеаудиторная работа ВУР5 Индивидуальная Не оценивается Выполнение творческого проекта в коллективном блоге «Homofilfacus» В соответствии с выбранной темой выполняют задание в коллективном блоге «Homofilfacus»: публикация новых материалов, продвижение и модерация блога Лабораторная работа в аудитории или самостоятельная работа вне аудитории ВУР4 Групповая или индивидуальная Преподаватель проверят выполнение задания, фиксирует результат в учебной ведомости (зачет/ незачет) Рефлексия Отвечают навопросы анкеты Самостоятельная работа вне аудитории ВУР5 Индивидуальная Преподаватель проверят выполнение задания, фиксирует результат в учебной ведомости (зачет/ незачет) Сценарий изучения дисциплины кроме учебных заданий предполагает определенные способы и правила коммуникации как в реальной части учебной среды, так и в виртуальной. Занятия в аудитории проходили во фронтальной форме: преподаватель излагает и показывает, учащиеся слушают и повторяют. Несмотря на преимущественно одностороннюю коммуникацию в аудитории, учащиеся могут задавать вопросы и получать ответы от преподавателя. Общение происходит в режиме реального времени и ограничивается продолжительностью занятия (2 академических часа). В виртуальной части среды обучения происходит взаимодействие (двухсторонняя коммуникация) всех участников учебного процесса друг с другом (групповая и индивидуальная формы обучения). Коммуникация осуществлялась с помощью личных сообщений, публичных сообщений и комментариев к ним, обсуждений в форуме, опросов и голосований, вики-страниц. Общение происходит, как правило, в офлайн режиме (вопрос-ответ с задержкой во времени) и не ограничивается какими-либо хронологическими рамками. Структура учебного содержания соответствует сценарию обучения учащихся, но формы и способы представления различаются (табл. 2). Таблица 2 Учебно-методическое обеспечение дисциплины Задание Формат учебных материалов Способ представления в аудитории в вирт. среде в аудитории в вирт. среде 1 Обзорная лекция по темам «Понятие интернет-технолгогии» и «Технологии Веб 2.0» Лекция, мультимедиа-презентация Мультимедиа-презентация Устный доклад, демонстрация презентации через проектор Демонстрация презентации на веб-странице 2 Найти и описать шесть произвольных сайтов с признаками веб 2.0, аргументировать свой выбор. – – – – 3 Обучение работе с сервисами веб 2.0: инструменты Google, ментальные карты, презентации, блог. Наглядная демонстрация примеров, Видеозапись демонстрации примеров и электронный текст с инструкциями Демонстрация через проектор Видеоальбом и вики-страница «В контакте», виртуальный класс Adobe Connect Pro[2] 4 Создание коллективного блога по теме «Что такое Веб 2.0» – – – Форум «В контакте» 5 Экспертиза работ в коллективном блоге – – – – 6 Выбор задания для творческого проекта посвященного одной единой теме «Филологический факультет ТГУ» – – – Форум и вики-страница в «Контакте» 7 Выполнение творческого проекта в коллективном блоге «Homofilfacus» – – – Форум «В контакте» 8 Рефлексия – – – – Кроме заранее подготовленного и создаваемого во время занятий учебно-методического материала, содержание среды обучения формируется за счет результатов виртуальной консультации учащихся. В процессе выполнения задания вопросы и трудности, возникающие у студентов, формулируются и публикуются ими в учебном форуме «В контакте» (http://vk.com/it_filfak) . Преподаватель, а иногда и другие студенты, отвечают на эти вопросы, формируя базу дополнительных знаний. Таким образом, происходит совместное (преподавателя и учащихся) дополнение и совершенствование содержания учебной среды. Технология наполнения среды обучения учебным контентом и организация образовательного взаимодействия подробно представлены в исследованиях, посвященных работе по использованию виртуальных социальных сетей в образовательном процессе вуза [4]. Особенностями представленной методики проектирования учебной среды являются: 1. Минимальные требования к ресурсному обеспечению образовательного процесса. Для организации электронного обучения в вузе не требуется специального оборудования и программного обеспечения [3]. 2. Отсутствие специальных компетенций у преподавателей при работе с информационными системами, образующими виртуальную часть среды обучения. Основные информационные инструменты, используемые в методике: текстовый редактор Word, социальная сеть «В контакте». 3. Создаваемая виртуальная среда обучения понятна и комфортна для учащихся. Социальная сеть «В контакте», в отличие от специализированных LMS (электронная система управления учебным процессом), хорошо знакома студентам, не предполагает от них приложения усилий для изучения технологических особенностей системы и постоянного контроля над событиями учебного характера, происходящими в системе. Последний фактор обусловлен высокой степенью вовлеченности пользователей «В контакте» в коммуникативную и информационную среду данной сети (среднее количество посещений и просмотра обновлений – 3 раза в сутки). 4. Естественные условия для организации смешанного обучения в вузе, так как большая часть современной молодежи («цифровые аборигены», Марк Пренски) уже распределяют различные виды своей социальной и профессиональной активности между настоящей реальностью и виртуальной. Опыт сочетания (взаимопроникновения) физического и цифрового мира им хорошо знаком, поэтому погружение большинства студентов в условия смешанного обучения в вузе происходит быстро и естественно. Проектирование индивидуального образовательного профиля – это завершающий этап в организации эффективного образовательного взаимодействия с использованием социальных сетей. Использование в обучении социальных сетей может способствовать преодолению информационной, интеллектуальной и эмоциональной дифференциации учащихся за счет обеспечения их индивидуальных потребностей и предпочтений в темпе и форме обучения, способов самопрезентации и оценивания. Внеаудиторная коммуникация преподавателя со студентами и студентов друг с другом в социальных сетях расширяет возможности применения в учебном процессе современных образовательных технологий, таких как метод проектов[4], мозговой штурм[5] и экспертиза[6]. Кроме того, взаимодействие участников учебного процесса друг с другом и с учебным материалом вне аудитории с помощью социальных сетей и технологий веб 2.0, позволяет преподавателю реализовывать групповую[7] и индивидуальную формы обучения и организовывать тем самым контролируемую и управляемую самостоятельную работу студентов (табл. 3). Таблица 3 Образовательные технологии и формы обучения Обучение Традиционное очное обучение (аудиторные занятия) Смешанное с использованием социальных сетей Образовательные технологии Лекция, лабораторная работа, устный зачет Лекция, лабораторная работа, устный зачет, метод проектыов, мозговой штурм, экспертиза Формы обучения Фронтальная Фронтальная, групповая, индивидуальная Применение дополнительных образовательных технологий и форм обучения обеспечивает возможность индивидуального выбора учащимся предпочтительных для него способов обучения. Благодаря учебной среде, созданной в процессе эксперимента, появилась возможность реализации разных темпов обучения учащихся (медленный, средний, высокий), которые обусловлены различными входящими компетенцими, уровнем мотивации и субъективными внешними обстоятельствами (болезнь, работа, дополнительное образование) студентов (табл. 4). Таблица 4 Темп обучения Темп обучения Традиционное очное обучение (аудиторные занятия) Смешенное обучение с использованием социальных сетей Медленный – + Средний + + Высокий – + В условиях традиционного очного обучения у преподавателя, ограниченного только часами аудиторных занятий и дополнительных очных консультаций, часто отсутствует возможность уделять больше внимания отстающим студентам и «дозагружать» учащихся, обгоняющих одногруппников. Так, в процессе описываемого эксперимента часть студенческой аудитории проходила обучение в среднем темпе (около 80%), регулярно посещая очные занятия и выполняя все задания в соответствии с учебным планом. Для другой части студенческой аудитории был характерен медленный темп обучения (около 15%). Для этой категории учащихся определенных норм времени для освоения учебного материала, особенно во время аудиторных занятий, было недостаточно. Дополнительная учебно-методическая поддержка для этих студентов осуществлялась в виртуальном учебном сообществе (http://vk.com/it_filfak) в формате консультаций. Третья категория учащихся проходила обучение в высоком темпе, выполняла задания быстрее своих одногруппников, успевала закончить освоение учебного материала раньше, освобождались от очных занятий, перераспределяя освободившееся время в пользу решения других задач. «Убегание» вперед для таких студентов оказалось возможным за счет разработки индивидуального учебного плана в рамках изучаемой дисциплины. Созданная учебная среда предлагала достаточное для организации самостоятельной работы студентов учебно-методическое обеспечение (см. табл. 2). Обеспечение разнообразных форм коммуникации в учебном процессе позволяет каждому субъекту, исходя из его индивидуальных предпочтений, выбирать и использовать эффективный и комфортный способ взаимодействия. В режиме только очных аудиторных занятий возможно «живое» общение преподавателя и учащихся с низкой степенью обратной связи (фронтальная форма, воздействие). Для некоторой же части студенческой аудитории в силу индивидуальных психологических особенностей («цифровые аборигены», Марк Пренски) [1] более удобна и эффективна коммуникация дистанционная (опосредованная) в интерактивном режиме (взаимодействие). Описываемая среда обучения дополняет очный способ коммуникации дистанционным (через виртуальное учебное сообщество), формируя тем самым третий способ – смешанный (табл. 5). Таблица 5 Способы коммуникации Способ коммуникации Традиционное очное обучение (аудиторные занятия), % Смешанное обучение с использованием социальных сетей, % Только в аудитории (очно) 100 5 Дистанционно – 10 Смешанный (очно + дистанционно) – 85 Интересно, что в ситуации выбора способов коммуникации студенты не готовы отказываться от живого общения полностью, но в то же время считают удобным и продуктивным учебное взаимодействие в социальной сети. Учащиеся, выбравшие только очное обучение (5 %), либо не имели возможности (нет доступа в сеть за пределами университета, отсутствие элементарных навыков работы в Интернет), либо не хотели работать в виртуальной учебной среде (негативное отношение к социальным сетям). 10 % учащихся предпочли в основном дистанционную форму обучения, мотивируя выбор различными причинами: пропуск занятий из-за болезни или занятости (работа, личные обстоятельства), а также готовность к самостоятельной работе в удобном темпе без существенной учебно-методической поддержки со стороны преподавателя. Большая часть аудитории совмещала очные и дистанционные формы обучения и коммуникации. К дополнительным условиям, позволяющим формировать индивидуальный образовательный профиль обучения в условиях blended learning с использованием социальных сетей, можно отнести: - различные способы представления результатов обучения: публичный (демонстрация своих достижений всем субъектам учебного процесса) и приватный (только преподавателю); - несколько форм итоговой аттестации: традиционный устный зачет, исследовательский проект, балльно-рейтинговая система; - вариативное учебное содержание дисциплины, которое предполагает задания различного уровня сложности и возможность углубленного изучения отдельных учебных тем (в рамках исследовательских проектных работ). Таким образом, вариативность различных характеристик учебного процесса, представленных выше, позволяет в рамках представленной методики организации обучения проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, учитывающую его психолого-педагогические особенности и познавательные предпочтения (табл. 6). Таблица 6 Матрица индивидуальных настроек образовательного профиля. Характеристики учебного процесса Шкала выбора Формы обучения Фронтальная Групповая Индивидуальная Темп обучения Медленный Средний Высокий Способ коммуникации Очный Дистанционный Смешенный Способ представления результатов обучения Публично Приватно Формы итоговой аттестации Традиционный устный зачет Исследовательский проект Бально-рейтинговая система Сложность учебных заданий Средний Сложный Учебное содержание дисциплины Возможность углубленного изучения отдельных учебных тем Предлагаемые настройки индивидуального образовательного профиля могут быть реализованы по отдельности с помощью других технологий и методик организации обучения. Комплексная же их реализация в обучении современных студентов возможна только при условии использования в учебном процессе социальных сервисов Интернета, обеспечивающих двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие, содержанием которого являются организация, установление и развитие коммуникации в условиях достаточно полного взаимопонимания между субъектами общения, «аборигенами» и «иммигрантами» «цифрового мира». Кроме того, представленный подход проектирования среды обучения и индивидуализации образования во многом соответствует логике и требованиям ФГОС, предлагает актуальные решения задач развития электронного обучения в вузе, внедрения активных форм обучения, сокращения часов аудиторных занятий и увеличения времени самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова

individualization of education, the learning environment, federal state educational standards, blended learning, social network, индивидуализация образования, среда обучения, ФГОС, социальные сети, смешенное обучение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фещенко А.В.Томский государственный университетстарший преподаватель кафедры гуманитарных проблем информатики философского факультетаfav@ido.tsu.ru
Малкова И.Ю.Томский государственный университетдоктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей и педагогической психологии факультета психологииmalkovoi@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе группы учащихся создаются небольшие рабочие группы (3–5 человек) для совместного выполнения учебного задания.
Метод эффективен для развития аналитических способностей, рефлексии. Он широко используется для экспертной оценки действий обучаемых во время педагогических, познавательных, деловых игр; при анализе рефератов, выполнении опытов, решении различных задач, п
Мозговой штурм – универсальный педагогический метод по свободной выработке множества идей на заданную тему. Метод призван подтолкнуть учащихся, занятых решением проблемы, к выдвижению большего числа идей, стимулирует их творческую активность. Мозговой шту
Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Этот метод позволяет спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление с тем, чтобы достичь результата оптима
Исключением является Adobe Connect Pro, технология сложная и дорогостоящая, но в представленной методике не обязательная и легко заменяемая другими инструментами.
Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // НТИ. – Сер. 2. – 1976. – № 1. – С. 3–6.
ФГОС – направление «Филология» 032700.
Представление и объяснения задания 3 происходит в аудитории с параллельной трансляцией занятия в вебинаре с помощью системы Adobe Cpnnect Pro. Вебинар был организован не столько для дистанционного подключения к занятию удаленных учащихся, сколько для возм
Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в образовательном процессе вуза // Открытое и дистанционное образование. – Томск, 2010. – № 2 (38). – С. 54–56.
Marc Prensky. Digital Natives, Digital Immigrants [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.comscore.com/layout/set/popup/Press_Events/Press_Releases/2009/7/Russia_has_World_s_Most_Engaged_Social_Networking_Audience (дата обращения: 03.08.2010).
Малкова И.Ю. Проектирование образовательного профиля старшеклассников // Психология обучения. – 2009. – № 5. – С. 21–33.
Козлова Н.В. Условия личностно-профессионального становления студентов высшей школы: проектирование образовательного профиля / Н.В. Козлова, И.Ю. Малкова / Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2012. – 155 с.
 Проектирования среды обучения и индивидуального образовательного профиля с помощью виртуальных социальных сетей в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50).

Проектирования среды обучения и индивидуального образовательного профиля с помощью виртуальных социальных сетей в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50).