Опыт международного сотрудничества в повышении квалификации врачей через дистанционное обучение | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50).

Опыт международного сотрудничества в повышении квалификации врачей через дистанционное обучение

Рассматриваются некоторые вопросы международной кооперации в области дистанционного постдипломного медицинского образования на примере сотрудничества между Уральской государственной медицинской академией (УГМА) и Бухарским государственным медицинским институтом (БухГМИ). Авторы считают, что, несмотря на некоторое несовершенство нормативной и технической базы, дистанционное обучение в режиме он-лайн позволит значительно улучшить качество профессиональной подготовки врачей различных специальностей.

THE INTERNATIONAL COOPERATION IN E-LEARNING FOR IMPROVEMENT OF THE QUALIFICATION OF MEDICAL PRACTITIONERS.pdf Создание общеевропейского пространства высшего образования и науки после подписания Россией Болонской декларации потребовало реформирования высшей школы, направленного на улучшение качества образования. С течением времени возникла проблема организации единого образовательного пространства, в том числе и в системе высшего последипломного медицинского образования [1]. С 2004 г. по инициативе ВОЗ в рамках Европейской программы по кадровым ресурсам здравоохранения с участием России, стран СНГ и дальнего зарубежья (Узбекистан, Латвия, Литва и др.) проходят совещания, способствующие международному сотрудничеству в области повышения качества образования в медицинских вузах. В 2007 г. в рамках стратегического партнерства состоялось совещание Европейского, национального бюро ВОЗ и Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО), посвященное вопросам улучшения качества кадровой подготовки врачей в медвузах. Это было обусловлено, в частности, тем, что в странах СНГ возник дефицит как медицинских кадров, так и квалифицированных врачей. Группа среднеазиатских стран (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), а также Украина выступили с предложением о возобновлении подготовки как профессорско-преподавательского состава (ППС), так и врачей в вузах РФ. При этом участники совещания подтвердили, что традиционное современное медицинское образование, являясь одним из самых сложных, продолжительных и дорогостоящих, требует использования инновационных преобразований в технологии обучения. Альтернативой традиционному дополнительному образованию врачей является дистанционный метод обучения (ДО), позволяющий перевести процесс обучения в медицинском вузе на качественно более высокий уровень [1–5]. Различные варианты и элементы дистанционных обучающих технологий в медицинских вузах стало возможным реализовать на основании приказа Минобрнауки России № 137 от 06 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий». В настоящее время дистанционное образование в Российской Федерации разрешено следующими законодательными документами: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 10.01.2003 № 11-ФЗ. Большим недостатком, затрудняющим внедрение ДО в систему последипломного высшего медицинского обучения, является то, что содержащее хорошо прописанный сценарий циклов тематического усовершенствования врачей «Временное положение по организации дистанционного повышения квалификации медицинских кадров от 18.12.2002» Минздрава РФ не утверждено Минюстом РФ и, следовательно, не является нормативным документом. Первый опыт использования ДО в УГМА по курсу антимикробной терапии был осуществлен в 2004 г. на основе авторских курсов, разработанных НИИ антимикробной химиотерапии (НИИАХ) и кафедрой клинической фармакологии Смоленской государственной медицинской академии (СГМА). На основе подписанного договора СГМА–УГМА преподавателям УГМА была предоставлена возможность самостоятельного ведения курсов с использованием сайта http://www.antibiotic.ru/rus/re/ekaterinburg.shtml после прохождения ими дистанционного обучения в Смоленске. Преподавание на курсах ДО в УГМА осуществлялось в основном для врачей Свердловской области. В настоящее время в УГМА в системе ФПК и ПП УГМА преподавателями разных кафедр на основе программного комплекса «CIXSOFT» разработан ряд авторских программ ДО циклов тематического усовершенствования (ТУ) для терапевтов, врачей общей практики, хирургов, неврологов и т.д. Внедренный в УГМА сетевой вариант ДО предоставляет обучающемуся возможность обращаться к размещенным на сайте ДО УГМА (http://do.teleclinica.ru) учебно-методическим комплексам различных дисциплин. Разработка в УГМА собственных курсов ДО для врачей различных специальностей позволила перейти на качественно новый уровень развития ДОТ, осуществлять международное сотрудничество в области повышения квалификации врачей стран СНГ. С 2009 г. на основе соглашения о международном сотрудничестве в образовании с Бухарским государственным медицинским институтом (Узбекистан) применение ДОТ на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки УГМА позволило проводить ТУ как преподавателей БухГМИ, так и врачей Бухары и Бухарской области. Благодаря совместным усилиям на данный момент на курсах ДО ФПК УГМА обучены 70 курсантов из Узбекистана, включая профессорско-преподавательский состав БухГМИ и практических врачей Бухарской области, по антимикробной терапии (144 часа), социально значимым инфекциям (72 часа), гериатрии (72 часа), педиатрии (72 часа). Особенностью методики данных курсов ДОТ было задействование различных информационных технологий и вариантов взаимодействия участников процесса обучения. В процессе обучения был использован сервер СГМА с тестовым блоком и рассылкой ситуационных задач, сервер УГМА с УМК по дисциплинам. Один из тьюторов участвовал в работе с курсантами БухГМИ, будучи в Канаде, другие тьюторы находились в Екатеринбурге. Курсанты из Узбекистана находились как в г. Бухаре, так и в Бухарской области. Применение ДОТ продемонстрировало ряд преимуществ перед традиционной формой повышения квалификации, в частности, нахождение курсантов и тьюторов в разных государствах. Возможность обучения в различных вузах не оказалась преградой для повышения их профессиональной квалификации, обмена опытом и информацией. А возможность подбора индивидуального графика обучения, обучение без отрыва от работы и от семьи, экономия денег на проезд, жилье и т.д. дали большие преимущества дистанционному методу обучения и интеграции между вузами разных республик. Свидетельства для врачей о пройденном ТУ с использованием ДО, выданные в УГМА, признаны лицензионными комитетами в Узбекистане. Следует отметить, что у курсантов из Узбекистана были некоторые проблемы с уровнем владения работой с персональным компьютером и приложениями (электронная почта и т.д.). 6,8 % врачей не владели персональным компьютером даже на уровне пользователя, обучение они проходили с помощью куратора по ДО из БухГМИ. Языкового барьера между курсантами из БухГМИ и преподавателями из УГМА как в усвоении материалов УМК, написанных на русском языке, так и в общении с кураторами отмечено не было. В технической обеспеченности курсантов БухГМИ тоже имеются некоторые проблемы: так, скорость интернет-канала в г. Бухаре и в БухГМИ составляет всего лишь 128 Кбит/с, что недостаточно для проведения Web-трансляций (в том числе с целью телемедицинских консультаций). С учетом этого в БухГМИ планируется решить проблемы по повышению компьютерной грамотности сотрудников (уровень владения ПК, работа в Интернет), улучшить обеспечение кафедр современной техникой. Для ППС БухГМИ и врачей Бухарской области, желающих пройти повышение квалификации в УГМА, целесообразно выделять инструктора, который поможет курсантам, не владеющим в должной мере навыками работы на компьютере. Таким образом, использование современных интернет-технологий в системе ДО позволяет существенно расширить возможности постдипломного высшего медицинского образования как в России, так и в странах СНГ. Однако для дальнейшего развития академической мобильности с использованием элементов ДО в системе повышения квалификации врачей, в том числе с международным сотрудничеством, следует решить ряд вопросов (нормативные, технические, финансовые, методические, организационные и т.д.).

Ключевые слова

электронное обучение, дистанционное обучение, информационные технологии, повышение качества последипломного образования, медицинский вуз, высшее медицинское образование, e-learning, Internet technology, medical education, long-distance education, improvement of quality, continuous professional learning, international cooperation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Bukhanova N.V.Pharmacology Department The University of Alberta, Edmonton, CanadaResearch AssociateBukhanova@yahoo.com
Чемезов С.А.Уральская государственная медицинская академиязаместитель декана факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки по дистанционным технологиямpuma-ph@usma.ru
Жарылкасынова Г.Ж.Бухарский государственный медицинский институтзаведующая кафедрой подготовки врача общей практикиgavhar72@inbox.ru
Юлдашева Р.У.Бухарский государственный медицинский институтответственный за ДО кафедры подготовки врача общей практикиrano225@rambler.ru
Всего: 4

Ссылки

Белозерова Е.А., Кристальный Б.В. и др. О дистанционном образовании // Дистанционное обучение в электронном здравоохранении. – 2007. – № 2.
Дистанционное медицинское обучение. – http://www.divisy.ru/texno_telemed.shtml.
Казаков В.Н., Климовицкий В.Г., Владзимирский А.В. Дистанционное обучение в медицине. – Донецк: ООО «Норд», 2005. – 80 с.
Стрижаков А.Н., Буданов П.В., Давыдов А.И., Баев О.Р. Современные информационные и образовательные технологии в системе медицинского образования. Дистанционное обучение. – М.: Медицина, 2007. – 255 с.
Холопов М.В. Дистанционное обучение в медицине. – http://www.mma.ru /article/id299005/from1.
 Опыт международного сотрудничества в повышении квалификации врачей через дистанционное обучение | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50).

Опыт международного сотрудничества в повышении квалификации врачей через дистанционное обучение | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50).