ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3 (43).

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ

Рассматриваются влияние информатизации общества на образование и позиция электронного обучения в системе современного образования. Основное внимание уделено анализу воздействия технологий электронного обучения на личность

THE PROBLEMS OF SOCIAL COMMUNICATIONS IN E-LEARNING.pdf На специальном заседании Европейского Совета в Лиссабоне в марте 2000 г. была обозначена стратегическая цель, в соответствии с которой Европейский Союз должен иметь самую конкурентоспособную и динамичную экономику в мире. Разработка данного проекта, получившего название Электронная Европа, была обусловлена осознанием того, что важнейшим фактором, определяющим экономический и социальный прогресс общества, является уровень образования населения, повышение которого в XXI веке в значительной мере зависит от применения цифровых технологий. Европейский Союз стремится сделать свое образование системой мирового качества, в связи с чем им было принято обязательство обеспечить доступ к новым и увеличенным возможностям обучения в течение жизни для всех своих граждан. Итогом этого явилась разработка ряда приоритетных областей проекта, одной из которых явилось развитие системы электронного обучения. В России так же, как и в других странах Европы, проблема информационного общества рассматривается в качестве необходимого условия для устойчивого развития экономики страны и её приобщения к мировой экономике. Об этом свидетельствует принятие ряда основополагающих законодательных документов, в частности, Закона об информатизации и Концепции формирования информационного общества в России, одобренной Госкомитетом РФ по связи и информатизации. Эта концепция определяет ведущую роль государства в обеспечении процесса перехода к информационному обществу, учитывая при этом реальное состояние российской экономики. Особенность российского пути состоит в иной расстановке акцентов при переходе к информационному обществу. Вместо массированных капиталовложений делается упор на образование, а вместо интенсивной информатизации экономики и промышленности - на приобщение массового потребителя к информационным технологиям [1]. Поскольку внедрение информационных технологий становится повсеместным, то любой человек, вне зависимости от возраста и образования, должен обладать элементарными навыками их использования в своей жизнедеятельности. Логичным и обоснованным является решение Правительства Российской Федерации уделять большее внимание образованию в рамках перехода к информационному обществу. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и поэтапный переход на уровневое высшее профессиональное образование, одной из задач которого является введение структуры квалификаций, адекватной потребностям рыночной экономики России, позволит выпускникам вузов активно применять полученные прикладные знания вместе с набором ключевых компетенций, благодаря чему оставаться востребованными на рынке труда. Образованные люди являются базисом успешного развития страны.Образование в XXI веке тесно сопряжено с использованием информационных технологий. Электронное обучение занимает в современной системе обучения прочные позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы. Электронное обучение активно используется как в учебных заведениях, так и на предприятиях, и, по данным IDC (International Data Corporation), по степени популярности оно довольно скоро догонит очное. Ведущие мировые аналитические компании предсказывают ему большое будущее и утверждают, что мировой рынок систем электронного обучения является источником больших возможностей, например для инвесторов. В лучших высших учебных заведениях мира созданы центры e-learning (электронного обучения), позволяющие пройти дистанционное обучение с получением соответствующего диплома; активно развиваются корпоративные учебные центры компаний и государственных структур, а годовой доход на рынке e-learning в ряде стран исчисляется уже в миллиардах [2]. Высокая заинтересованность электронным обучением имеет под собой объективные основания. За последнее время рынок труда был подвержен глубоким изменениям: увеличились требования к кадровому составу, информационные технологии стали внедряться повсеместно, персонал стал более мобильным. Подобные изменения обозначили потребность в создании современной системы для непрерывной, качественной и быстрой подготовки кадров. Ввиду того, что традиционные технологии обучения не справлялись с поставленными задачами, потребовался поиск альтернативных решений данной проблемы.Что же представляет собой электронное обучение? Существуют различные определения этого термина. Среди них: •приобретение знаний и навыков посредством использования таких информационных технологий, как программное обеспечение учебного курса через Интернет и Интранет [3]; •использование технологий с целью предоставления людям возможности обучаться в любое время и в любом месте [4]; •обучение при помощи информационных, электронных технологий, включающее самостоятельную работу с электронными материалами, получение консультаций, советов, оценок у удалённого эксперта с возможностью дистанционного взаимодействия; •создание распределённого сообщества пользователей, ведущих общую виртуальную учебную деятельность [5]; •обеспечение людей обучающимися программами через электронные средства [6]. Определение термина электронное обучение может изменяться в зависимости от организации, в которой оно применяется, однако несомненной составляющей определения является использование электронных средств для коммуникаций и обучения [7]. Объектом данного исследования является социально-психологическая составляющая электронного обучения. Социально-психологический аспект отражает необходимость формирования компетенций, проявляемых в умениях профессионального общения, навыках работы в коллективе, организации и управления собственной деятельностью и деятельностью коллектива.Во многих источниках авторами (М. Розенберг, Э. Россетт, У. Хортон, К. Хортон, В. Гуркин, В. Трайнев, М. Аллен, М. Моисеева, Дж. Пискурич и др.) рассматривается электронное обучение через призму цифровых технологий, используемых для разработки и проведения электронных курсов, либо через основные формы и методы обучения. О социально-психологической составляющей электронного обучения написано гораздо меньше. Эта тема была затронута в статьях М. Элекс и Б. Алмасан Некоторые психологические аспекты процесса электронного обучения, Л.Э. Обринджер Как работает электронное обучение, Ч. Ян Психология электронного обучения, в ряде статей К. Маламед. Основная проблема интерпретации понятия и сущности электронного обучения заключается в фиксации внимания на технической стороне вопроса, тогда как именно обучению и его влиянию на личность должна отводиться главенствующая роль. Преимущества электронного обучения подробно описаны в работах Д. Стокли, К. Круза, К. Дельвеккио, М. Лафни, Э. О'Нил, однако авторами описываются и недостатки данного вида обучения, одним из которых является то, что электронное обучение студенты получают в среде, характеризующейся сокращением количества социальных и культурных коммуникаций. Ввиду того, что коммуникации являются одним из важнейших условий жизнедеятельности человека и его взаимодействия с социальной средой, их отсутствие является угрозой для полноценного формирования как личности индивида в целом, так и его отдельных психических функций и свойств. В таких ситуациях у индивида есть риск потери чувства социальной реальности, снижения уровня потенциальных возможностей, изменения статусно-ролевой структуры личности, деперсонализации и изоляции личности. Результатом является замедление процесса усвоения индивидами системы знаний, умений, социальных норм, установок, убеждений, стереотипов и ценностей, которые позволяют им функционировать в обществе в качестве его полноправных членов. Таким образом, безличность и снижение количества коммуникаций, а также таких их механизмов, как невербальное общение, может служить преградой для успешного прохождения обучения электронным способом. Получается, что объем усваиваемой информации возрастает. Однако вследствие сокращения роли преподавателя становится проблематичным оценить как успешность усвоения материала, так и способность его применения на практике. Для полной, качественной передачи знаний необходим личный контакт. Решением указанной проблемы и, как следствие, устранением одного из основных недостатков e-learning является организация максимально интерактивного обучения в рамках виртуального пространства с помощью таких технологий и инструментов, как видеоконференции, вебинары, форумы, вики, блоги, социальные сети и т.д. При использовании подобных методов коммуникаций отношения преподаватель-студент происходят на равных, что способствует устранению такой социально-психологической проблемы, как давление педагогов своим авторитетом. Отношения студент-студент в виртуальной реальности сохраняют преимущества очного общения. Совместная групповая деятельность, в электронной среде возможная посредством проведения видеоконференций, оказывает положительное, тонизирующее воздействие на психические свойства и способности индивида: происходит активизация процессов воли и мышления, обострение ощущений и восприятие индивида в группе. Установлено, что групповые отношения могут оказывать и негативное влияние на отдельного человека, к которому относится подавление инициативы и воли личности. Электронная среда дает возможность, сохраняя преимущества личного общения, снизить подобное отрицательное влияние удаленностью участников конференции или видеочата друг от друга. Потребность индивида в общении делает его более мобильным, активизирует его потенциал для реализации внутренних и внешних возможностей, что необходимо использовать в электронном обучении.Итак, одним из положительных свойств использования виртуальных коммуникаций является:•сокращение коммуникативного дефицита; •повышение информированности в обсуждаемых вопросах; •защищенность от грубых манипулятивных действий; •преодоление студентами боязни выражать свои сомнения или непонимание изучаемого материала и, как следствие, снижение уровня обеспокоенности и нервозности в процессе занятий. Также виртуальные коммуникации предоставляют участникам возможности для самоопределения, что является одной из распространенных мотиваций Интернет-коммуникаций.Возможность использования мировых образовательных ресурсов и высокая доля самостоятельности в освоении учебного материала делают возможным повышение качества образования в рамках электронного обучения и способствуют выработке таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность, умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения. Применение информационных технологий ведёт к структурным и функциональным изменениям в психологической структуре деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируют операциональное звено деятельности, процессы целеполагания, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности, что и является одним из условий успешной социализации.Высокая результативность является неоспоримым достоинством электронного обучения. Согласно исследованиям, проведенным компанией Advanced Business Solutions, ранее известной как Cedar Group, при прохождении обучения электронным способом время, затраченное на него, сокращается на 35-45 %, а скорость запоминания материала увеличивается на 15-25 %. Однако, указанное преимущество является действенным не во всех случаях. Основными факторами, влияющими на него, становятся способ подачи изучаемого материала, особая мотивация студентов и постоянная фокусировка их внимания. Панацеей является разработка интересного, эмоциональнонасыщенного курса, в котором бы присутствовали процессы, привлекающие внимание, к которым можно отнести игры, викторины, тесты, всплывающие вопросы и подсказки; комбинирование различных типов обучения; сочетание элементов видео, анимации, звука и интерактивности. Также необходимо применять технологии обучения через использование видеоигр, компьютерных симуляторов, гаджетов и гизмо. Видеоигры и их применение в курсе обучения являются уникальной образовательной платформой, к плюсам которой можно отнести наличие мгновенной обратной связи; постоянное взаимодействие; работу в потоковом состоянии, характеризующемся полным погружением в деятельность и сосредоточением на ней; повышенную мотивацию и повторяемость игровых эпизодов с заданиями. В видеоиграх применяется такая техника обучения, как интервальное повторение, при которой повторение материала идет через определенные промежутки времени, обеспечивающее его долговременное запоминание. В плане лучшего восприятия учебного материала видеоигры и симуляторы обладают возможностью имитации реалистичной ситуации, в которой студенту приходится поступать так же, как и в аналогичной жизненной ситуации, подобный учебный материал лучше усваивается, а знания становятся прикладными. В наши дни такие сложные методы исследования, как функциональная магниторезонансная томография, способны продемонстрировать, что процесс усвоения знаний и эмоции динамически взаимосвязаны и взаимозависимы с точки зрения неврологии и психологии. Эмоции и усвоение учебного материала не просто взаимосвязаны, но их взаимодействие необходимо для адаптивного обучения.С развитием информационных технологий уровень требований к организации учебных занятий и качеству наполнения учебных курсов возрастает. Поэтому использование только традиционных педагогических технологий является недостаточным для того, чтобы удовлетворить возрастающие потребности студентов XXI века, жизнедеятельность которых неразрывно связана с использованием современных Интернет-технологий и различных девайсов. В связи с этим создание учебной среды, построенной на технологиях Web 2.0, является одним из способов организации процесса обучения, отвечающего требованиям и запросам студентов цифрового поколения. Организовать подобную учебную среду можно, создав структурированный блог учебного курса, основными составляющими которого являются блоги преподавателя и студентов. В блоге преподавателя размещается общая информация о курсе и учебные материалы (изображения, подкасты, вебинары, документы Microsoft Office, документы OpenOffice, документы Adobe pdf, интеллект-карты). Также в нем размещаются ссылки на внешние ресурсы, необходимые при изучении курса. Основным назначением блогов студентов является отражение их учебной деятельности в период изучения дисциплины. В них студенты могут публиковать результаты выполнения лабораторных и курсовых работ, домашних заданий; участвовать в различных дискуссиях и обсуждениях; предлагать изменения и дополнения вариативного содержания курса; общаться с преподавателем; рефлектировать и т.д. В блоге курса студенты могут создавать новые сообщества или присоединяться к уже существующим, работать над производством совместного контента. В среде Web 2.0 даже выполнение такого стандартного вида учебной деятельности, как написание реферата, можно трансформировать в более увлекательное и результативное занятие. К примеру, в начале семестра студентам выдается тема, но вместо реферата они создают отдельный пост в своем блоге, где затем публикуют и регулярно обновляют информацию по указанной теме, добавляя личные комментарии. Немаловажным является использование блога для публикации новостей, информации о текущих событиях и ближайших мероприятиях в рамках изучаемого курса. С помощью RSS-технологий студенты будут всегда своевременно получать информацию.Виртуальная реальность предоставляет педагогам возможность в большем объеме использовать игровые методы обучения. В частности, развивая такое направление, как погружение в виртуальные 3D миры с целью обучения на основании реальных ситуаций. Результаты применение технологии обучение как игра отразятся положительным образом не только на мотивации студентов, но и на качестве усвоения учебного материала. Процесс информатизации общества способствует формированию специфического информационного образовательного пространства. Формирование социально-психологических структур самосознания, развитие потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (нравственные установки, ценности, перспективы), происходят только в условиях организации работы с учётом возрастных психологических особенностей личности, условий её социального бытия, уже имеющегося социально-психологического опыта.

Ключевые слова

электронное обучение, информационные технологии, личность, коммуникации, информатизация, e-learning, information technologies, personality, communications, informatization

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воробьева Татьяна АлександровнаНовосибирский государственный технический университетассистент кафедры социально-массовых коммуникаций факультета гуманитарного образованияheat_2002@ngs.ru
Всего: 1

Ссылки

1. Дрожжинов В., Штрик А. Нынешнее поколение европейцев будет жить в информационном обществе // PC Week/RE (Компьютерная неделя). - 2000. - № 13 (235). - С. 46-48.
2. Шляхтина С. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России // КомпьютерПресс. - 2006. - № 1. - С. 114-117.
3. E-learning definition - Dictionaries - MSN Encarta // World English Dictionary [World English Edition] [Электронный ресурс] / (P)2009 Microsoft Corporation. Режим доступа: http://uk.encarta.msn.com/dictionary_1481581127/e-learning.html, свободный (Дата
4. What is E-learning? [Электронный ресурс] / 2010 e-Learning Consulting. Режим доступа: http://www.e-learningconsulting.com/consulting/what/e-learning.html, свободный (Дата обращения: 08.10.2010).
5. BaseGroup.ru:: Система электронного обучения, Electronic learning, E-learning [Электронный ресурс] / 1995 - 2010 BaseGroup Labs. Режим доступа: http://www.basegroup.ru/glossary/definitions/e_learning/, свободный (Дата обращения: 08.10.2010).
6. E-learning definition (E-learning, Online Training, Online Learning) [Электронный ресурс] / 1996-2010 Derek Stockley Pty Ltd. Режим доступа: http://derekstockley.com.au/elearning-definition.html, свободный (Дата обращения: 08.10.2010)
7. Glossary - Learning Circuits - ASTD // E-learning Glossary [Электронный ресурс] / 2010 American Society for Training & Development. Режим доступа: http://www.astd.org/LC/glossary.htm, свободный (Дата обращения: 08.10.2010)
8. The psychology of e-learning: a field of study / Zheng Yan, Heping Hao, L. Jon Hobbs [et al.] // Journal of Educational Computing Research. - 2003. - Vol. 29(3). - P. 285-296
9. HowStuffWorks How E-learning Works / Lee Ann Obringer // How Stuff Works. A discovery company [Электронный ресурс] / 1998-2010 HowStuffWorks, Inc. Режим доступа: http://communication.howstuffworks.com/elearning.htm, свободный (Дата обращения: 08.10.201
10. Alexe Maria, Almasan Beatrice. Some psychological aspects of adults elearning process // Conference proceedings of eLearning and Software for Education. - 2009. - № 1. - P. 259-264.
 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3 (43).

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3 (43).