SYSTEM MODERNIZATION OF ELECTRONIC RESOURCES FOR EDUCATIONAL mobile multimedia devices | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).

SYSTEM MODERNIZATION OF ELECTRONIC RESOURCES FOR EDUCATIONAL mobile multimedia devices

Разработанные IDEF-модель и шаблон разработки электронных образовательных ресурсов для мобильных мультимедийных устройств реализуют методику и технологию решения проблемы создания и насыщения рынка мобильного образовательного контента, одним из вариантов решения которой может быть телекоммуникационный проект. Для расширения дидактических возможностей аппаратных средств мобильных устройств были решены изобретательские задачи. Получены патенты на следующие технические решения: •устройство гипертекстового управления мобильным мультимедийным плеером; •аудиосинхронизатор мобильных мультимедийных устройств.Формализован процесс реализации и коммерциализации телекоммуникационного проекта.

СИСТЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ электронных образовательных ресурсоВ ДЛЯ Мобильных мультимедийных устройств.pdf Состояние и перспективы развития ИКТ в РФ достаточно ёмко дал Президент РФ Д.А. Медведев: «Есть и базовый документ, который у нас носит наименование Стратегия развития информационного общества. Отмечу, что государственные расходы на информатизацию в нашей стране в настоящий момент абсолютно сопоставимы с расходами развитых европейских стран, и это, с одной стороны, хорошо, а с другой стороны, весьма печально. Я говорил и в рамках заседания Совета по информационному обществу, что наш информационный рейтинг, международный рейтинг электронной готовности очень слабый, и, к сожалению, несмотря на то, что мы продолжаем туда инвестировать деньги, этот рейтинг ухудшается. Мы находимся там в шестом-седьмом десятке» [1].Анализ рынка мобильных мультимедийных устройств и их контента. Специалисты в области мобильного контента обсудили в Петербурге перспективы профильного рынка. Этот сегмент бизнеса развивается в последнее время очень активно. Ежегодно игры и программы приносят своим разработчикам миллионы долларов [2].Чтобы понять масштабы оборота, достаточно одного примера: совсем недавно был поставлен своеобразный рекорд - популярное приложение в течение месяца скачали 4 млн пользователей. Но, это не предел. Статистка показывает, что прибыли этого сектора Ай-Ти точно будут расти - только в прошлом году по всему миру было продано более 40 млн смартфонов. Илья Чернецкий, менеджер по стратегическому маркетингу i-free innovations, пишет: «Это 7 миллиардов долларов ежегодно по всему миру. В первую очередь игры. Обладатели современных смартфонов и айфонов активно играют в игры. И покупают ежемесячно очень много игр. Это также приложения, с помощью которых можно покупать билеты, смотреть расписание кинотеатров. Это огромный рынок, и в принципе на нем еще достаточно места для разных инновационных разработок, для разных новых мобильных приложений».Здесь следует отметить, что еще Лукиан во II в. н.э. сказал: «Рим движется к катастрофе, потому что певцы перестали воспитывать, а только развлекают». Это изречение можно в настоящее время интерпретировать следующим образом: мобильные устройства типа МР3-плееры, I-Pod, I-Fon не обучают и не воспитывают, а только развлекают (таков по крайней мере их содержательный контент на российском рынке ПО). Хотя их дидактические возможности в сочетании с современными мультимедийными средствами прикладного программного обеспечения достаточно широки. Возникает проблема создания и насыщения рынка мобильного образовательного контента, одним из вариантов решения которой может быть телекоммуникационный проект.Классификация мобильных мультимедийных устройств позволяет выделить несколько групп по ценовым и размерно-весовым параметрам.К миниатюрным по размерам и ценовым возможностям для массового применения относятся плееры МП-3.Следующие по возможностям, но более дорогими являются плееры типа iPod, iFon.Электронные книги более габаритные, но более адаптированные к задачам обучения.И, наконец, самыми дорогими и малодоступными для отечественных пользователей, но наиболее приспособленными к задачам обучения являются планшетники типа iPad.Адаптация электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Проблема отбора и структурирования содержания учебных курсов занимает одно из центральных мест в современной дидактике и привлекает к себе внимание широкого круга исследователей. Модули ЭОР могут отличаться друг от друга:● глубиной изложения материала (например, соотношением постулатов и объяснений / доказательств);● методикой (например, обусловленной иным набором предыдущих знаний);● характером учебной работы (например, решение задач или эксперимент, тест или контрольное упражнение на тренажере);● технологией представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд);● способом достижения учебной цели (например, содержанием лабораторной работы).Для реализации образовательных приложений необходимо создать мультимедийный формат, пригодный для воспроизведения на мобильные устройства типа I-Pod, I-Fon, предусматривающий синхронное воспроизведение текста и звука, синхронное воспроизведение статических графических изображений и комментариев к ним, синхронное воспроизведение динамических графических изображений (анимации) и комментариев к ним, переход по гиперссылкам и возврат из них, иерархическую систему меню и возможность перехода к выбранному параграфу, главе ЭОР и возврат на другие уровни. Дальнейшая разработка может проводиться на основе шаблона, облегчающего разбиение контента на фреймы, соответствующие размерам окна мультимедийного плеера, и вышеуказанные интерактивные действия.Авторами проекта разработана IDEF-модель, которая формализует процесс создания ЭОР для предлагаемого формата [3].Процесс моделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с определения контекста, т. е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом [4]. В контекст входят определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель. В качестве исходных данных для концептуальной модели (рис. 1) выбраны следующие параметры:•взаимодействие системы с окружающим миром описывается как вход (нечто, что перерабатывается системой, в нашем случае - контент, подготовленный для разработки ЭОР), •выход (результат деятельности системы, т.е. ЭОР, оптимизированный под мобильный мультимедийный плеер, и материалы для регистрации и публикации); •управление (стратегии и процедуры, под управлением которых производится работа, т.е. требования ГОС, требования формата презентации, задание на разработку ЭОР);•механизм (ресурсы, необходимые для проведения работы, т.е. группа проекта, информационно-коммуникационные технологии и шаблон презентации для выбранного формата).Рис. 1. Контекстная диаграмма модели разработки ЭОР для мобильного мультимедийного плеераПосле декомпозиции контекстной диаграммы (рис. 2) была проведена декомпозиция каждого большого фрагмента системы на более мелкие и т.д. до достижения нужного уровня подробности описания, комментарии и пояснения на вкладках. После каждого сеанса декомпозиции проводился анализ на несоответствие реальных процессов созданным диаграммам.Рис. 2. Фрагмент декомпозиции (диаграмма) IDEF моделиРис. 3. Шаблон формата .potСозданный шаблон разработки ЭОР формата .pot (рис. 3) [5]:•учитывает размеры экрана мультимедийного плеера;•обеспечивает использование оптимального шрифта;•синхронно воспроизводит текст и звук;•синхронно воспроизводит статические графические изображения и комментарии к ним;•синхронно воспроизводит динамические графические изображения (анимации) и комментариев к ним;•осуществляет переход по гиперссылкам и возврат из них;•обеспечивает иерархическую систему меню и возможность перехода выбранному параграфу, главе, ЭОР и возврат на другие уровни.Модернизация аппаратных средств. Из-за того что изначально мобильные мультимедийные устройства проектировались как гаджеты для развлечения, их аппаратная часть имеет некоторые недостатки: плеерам требуются прикладное кросс-программное обеспечение типа iTunes, перепрошивка существующих плееров или создание более дешевых и оптимизированных для задач обучения гаджетов. Доступная для массового применения в сфере мобильного обучения линейка мультимедийных устройств обладает рядом недостатков, связанных с малой производительностью, ограниченным объемом памяти и т.п. Недостатки, связанные с низким быстродействием, могут быть парированы на аппаратном уровне [6].Для расширения дидактических возможностей мультимедийных плееров были решены изобретательские задачи. Разработаны и поданы заявки на выдачу патентов на следующие технические решения:1) Устройство гипертекстового управления мобильным мультимедийным плеером (рис. 4).Рис. 4. Структурная схема устройства гипертекстового управления мобильным мультимедийным плеером:где 1 - устройство управления: клавиша меню, центральная клавиша, сенсорное колесико, клавиша play/pause и клавиши управления треками (вперед/назад); 2 - в память LСD-экрана; 3 - LСD-экран; 4 - орган перехода по гиперссылке; 5 - конъюнктор; 6 - стековая память; 7 - орган управления возвратом из гиперссылки.Устройство относится к учебным и наглядным пособиям с наглядной и звуковой демонстрациями материала, подлежащего изучению (G 09 В5/06). Целью полезной модели является разработка системы управления, обеспечивающей сетевую модель управления изображением, текстом, аудио- и видеоданными, что позволит расширить возможности устройства по обеспечению индивидуальной траектории поиска и воспроизведения нужной информации в мобильном мультимедийном плеере. В целях реализации сетевой модели базы данных в систему управления введены стековая память, конъюнктор и дополнительные органы управления - переход по гиперссылке, управляемый контентом экрана плеера, и возврат из гиперссылки [8].2) Аудиосинхронизатор мобильных мультимедийных устройств (рис. 5) [9]. Рис. 5. Структурная схема аудиосинхронизатора мобильных мультимедийных устройств:где 1 - мультимедийный плеер; 2 - орган управления - аудиосинхронизация; 3 - память мультимедийного плеера; 4 - LСD-экран; 5 - регистр изображения; 6 - компаратор; 7 - сигнал воспроизведения аудиофайла.Устройство относится к учебным и наглядным пособиям с наглядной и звуковой демонстрациями материала, подлежащего изучению (G 09 В5/06). Целью полезной модели является улучшение дидактических возможностей за счет синхронного управления текстом, изображением и аудиоданными. При необходимости аудиосинхронизации по сигналу введенного органа управления аудиосинхронизация из памяти мультимедийного плеера имя текстового или графического файла, открытого на LСD-экране, переписывается во введенный регистр, изображения из которого подаются на первый вход введенного компаратора и в памяти начинается поиск аудиофайла с таким же именем, но с расширением, соответствующим аудиофайлу, имена их при этом подаются на второй вход компаратора, где при совпадении имен вырабатывается сигнал воспроизведения найденного аудиофайла. Другим вариантом применения предлагаемого устройства является аудиосопровождение текста электронной книги аудиофайлом из плеера МП-3.Кроме увеличения дидактических возможностей, заключающихся в уровне усвоения информации, поступающей по двум каналам (звуковому и визуальному), данные технические решения позволят расширить возможности обучения людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению, а также с ограниченными возможностями по перемещению.Процесс реализации и коммерциализации проекта1. Привлечение ведущих преподавателей университета с контентом учебных курсов и разработчиков (студентов, аспирантов) в группы проекта.2. Адаптация ЭОР для эффективного использования на мобильных мультимедийных устройствах.3. Тестирование, апробация и регистрация в ОФЭРНИО разработанных ЭОР для закрепления прав интеллектуальной собственности [10].4. Презентация проекта на инновационных выставках (Московский салон инноваций и инвестиций, Hi-Tech в Санкт-Петербурге) с целью привлечения инвесторов.5. Участие с проектом в конкурсах на инвестиции для создания и развития малого инновационного предприятия (по программам УМНИК и СТАРТ). 6. Создание интернет-магазина для реализации ЭОР на рынке образовательных услуг.7. Разработка ТЗ на промышленный образец мультимедийного устройства, оптимизированного для задач обучения.8. Разработка и выпуск мобильных мультимедийных устройств типа L-pod и L-book (Ё-pod и Ё -book), оптимизированных под дистанционное мобильное образование.Инвестиционный потенциал проекта. Одним из важнейших критериев оценки проектов и выявления их инновационности и инвестиционного потенциала является наличие патентов и свидетельств на программное обеспечение [8. С. 59] По таким критериям действуют следующие выставки и фонды:С 13 по 15 марта 2012 г. в Санкт-Петербурге в Ленэкспо пройдет XVIII Международная выставка-конгресс «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» (Hi-Tech'2012).17-20 апреля 2012 г. на ЦВК «Экспоцентр» будет запущен новый крупномасштабный проект - форум «Россия инновационная-2012». Мероприятие проводится в соответствии с рекомендацией Правительства РФ под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ и объединяет в единое целое выставочные проекты инновационной направленности.Международная выставка-конгресс «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» - одно их первых мероприятий России в области продвижения высоких технологий, инноваций, инвестиционных проектов в научно-технической сфере и обеспечения эффективного взаимодействия научных организаций и предприятий с промышленностью и потенциальными инвесторами.15-й Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед - 2012» откроется 20-23 марта 2012 г. (Москва, Россия, Эко Центр «Сокольники», павильон №2).Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере объявляет о проведении открытых конкурсов для субъектов малого предпринимательства по программе «Старт-2012». Цель программы - государственная поддержка малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации.Фонд «Новая Евразия» сообщает о приеме работ на конкурс «Проект организации эффективной работы открытого молодежного центра инновационного прототипирования с учетом всех возможностей оборудования». Конкурс проводится с целью отбора команд для реализации программы развертывания в регионах Российской Федерации сети открытых молодежных центров инновационного прототипирования изделий любого назначения.Попасть в эти проекты и получить там инвестиции можно лишь при наличии доказательств новизны и прав на интеллектуальную собственность, что достаточно полно представлено в данном проекте.

Ключевые слова

электронные образовательные ресурсы, мобильные мультимедийные устройства, IDEF-модель, аудиосинхронизатор, electronic educational resources, mobile multimedia devices, IDEF-model audiosinhronizator

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 2

Ссылки

100 ТВ: Перспективы рынка мобильного контента. - URL: <http://www.tv100.ru/rss/news.xml> (дата обращения: 2.12.2011).
Заседание президиума Государственного совета «О развитии инновационной системы Российской Федерации». - URL: http://www.sci-innov.ru/ (дата обращения: 2.05.2011).
Горшенин А.Ю. Моделирование, структурный анализ и проектирование в инновационно-ориентированной образовательной среде ВПО. - Псков: ПГПУ, 2010.
Гаврилов А.А., Горшенин А.Ю., Егоров А.Ю. IDEF-модель разработки ЭОР для мобильного мультимедийного плеера. Свидетельство о регистрации электронного ресурса ОФЭРНиО № 16221 от 7.10.2010.
Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С.113-161.
Горшенин А.Ю., Гаврилов А.А., Егоров А.Ю. Шаблон разработки ЭОР для мобильного мультимедийного плеера. Свидетельство о регистрации электронного ресурса ОФЭРНиО № 16222 от 7.10.2010.
Горшенин А.Ю., Егоров А.Ю. IDEF-модель и шаблон разработки ЭОР для мобильных мультимедийных устройств // III Международная очно-дистанционная научно-практическая конференция «Полатовские чтения - 2010». - URL: <http://forum.ort.ru/ismoforum/viewtopic.php?
Устройство гипертекстового управления мобильным мультимедийным плеером. Патент РФ на полезную модель № 106018 от 27.062011. Авторы: Горшенин А.Ю., Гаврилов А.А., Егоров А.Ю.
Аудиосинхронизатор мобильных мультимедийных устройств. Патент РФ на полезную модель № 105502 от 10.06.2011. Авторы: Горшенин А.Ю., Гаврилов А.А., Егоров А.Ю.
Горшенин А.Ю. Электронные образовательные ресурсы: разработка и презентация авторских прав и новизны // Открытое и дистанционное образование. - 2010 - № 2(38). - С. 57-62.
 SYSTEM MODERNIZATION OF ELECTRONIC RESOURCES FOR EDUCATIONAL mobile multimedia devices | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).

SYSTEM MODERNIZATION OF ELECTRONIC RESOURCES FOR EDUCATIONAL mobile multimedia devices | Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45).