Логистика организации электронного обучения в университете | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).

Логистика организации электронного обучения в университете

В статье рассматриваются основные результаты применения принципов педагогической логистики в учебном процессе Института дистанционного обучения Новосибирского государственного технического университета. Рассматриваются понятие и вопросы необходимости применения педагогической логистики педагогической логистики в учебном процессе. Особое внимание уделено проблемам распределения информационных поток при комбинированной форме и процессу проведения комплексной экспертизы электронных учебно-методических материалов.

LOGISTICS OF THE ORGANIZATION OF ELECTRONIC TRAINING AT UNIVERSITY.pdf "Существует мнение, что XXI век будет веком логистики.Не исключено, что это мнение справедливо"Влад Лившиц [1]Термин «логистика» произошел от греческого слова «logistike», что означает «мышление, расчет, целесообразность». Исторически сложилось, что логистика, как практическая деятельность, развивалась благодаря военному делу, и ее основная задача заключалась в снабжении армии в условиях военных действий. В современных условиях все возрастающей глобализации экономики логистика позволяет синхронизировать материальные потоки и минимизировать затраты в бизнесе, при этом постоянно развиваясь она захватывает все новые сферы приложения, что стало возможным благодаря передачи и обработки огромного количества информации через Всемирную паутину [1]. Современная логистика руководствуется семью основными правилами (R7):1R (righr product) - нужный продукт;2R (right quality) - необходимого качества;3R (right quantity) - в необходимом количестве;4R (right time) - в нужное время;5R (right place) - в нужное место;6R (right cucstomer) - нужному потребителю;7R (right cost) - с требуемым уровнем затрат.По некоторым оценкам, бизнес к настоящему времени исчерпал резервы в материальных потоках, поэтому узким местом становится нехватка хорошо обученных кадров, а также воспроизводство новых знаний, без чего образовательная система также не может быть эффективной. По мнению большинства исследователей проблема модернизации профессионального образования в том, что провозглашенные цели не подкрепляются работоспособным механизмом для их реализации. В области экономики и бизнеса таким универсальным механизмом стала логистика. Для новой парадигмы требуется адекватный механизм, поэтому в ответ на эту потребность возникла в начале нашего десятилетия педагогическая (образовательная) логистика [2, 3]. Педагогическая логистика (поддисциплина логистики , занимающаяся менеджментом (управлением) педагогических потоков, исходя из основных принципов логистики (особенно «Точно в срок ») и принципа простоты реальных систем Э. М. Голдратта (Eliyahu M.Goldratt) [2, 3]. Глоссарий и задачи педагогической логистики обсуждаются в литературе, определена и одна из задач логистики - сочетание предметов в рамках одной параллели или программ и учебников по одному предмету. Предлагается определить педагогическую логистику - это науку управления многопотоковой системой развития образования, т.к. педагогическая логистика позволяет синхронизировать педагогическую систему, управляя потоками знания, обучения, психологии, здоровья, информации и оборудования. Эти потоки образуют логистические цепи, путем управления которыми можно их оптимизировать в нужный момент в нужном месте. Таким образом, появляется возможность приблизить образование по уровню управления к экономическим системам, что, в свою очередь, даст возможность снизить риск неэффективного использования средств на развитие и образование [2, 4].Таким образом, педагогическая логистика предлагает набор функций, механизмов и алгоритмов, позволяющих проводить оценку эффективности функционирования информационной образовательной среды, и вырабатывает баланс материальных и нематериальных ресурсов, баланс потребностей профессионального образования и промышленности. На основе метода педагогической логистики синхронизируются информационные потоки, к которым относятся потребность предприятий в подготовке обученных кадров, существующие образовательные технологии и способы их применения, механизмы производства новых знаний [5]. Поток информации работает по принципам информационной логистики, принципы которой заложил Билл Гейтс. Он соединяет все образовательное пространство в единую систему. Информационный поток позволяет осуществлять управление и макрообъектов, и отдельных обучаемых. Посредством информационных потоков синхронизируется образовательное пространство с потоком рабочих мест. Педагогическая логистика синхронизирует эти потоки с целью нахождения оптимальных условий подготовки современного специалиста для регионального рынка труда в информационной образовательной среде [5].Метод логистики в педагогике, нацеленный на проектирование информационной образовательной среды, характеризуется спецификой взаимосвязей логистических потоков в педагогике с позиции информационной среды. Эта специфика заключается в том, что ведущими потоками с позиции информационной среды являются информационные потоки, которые управляют всеми другими потоками в педагогике [2,5]. Метод педагогической логистики позволяет осуществить согласование точек зрения промышленности - заказчика специалистов и потребителя результатов их профессионального образования - и вуза - исполнителя заказа. С точки зрения промышленного предприятия, метод педагогической логистики описывает потребности производственного процесса, требующие участия специалистов с конкретными функциями и навыками. С точки зрения вуза, этот метод служит для формирования списка требований к специалисту, позволяющего сформировать и оценить реализуемость соответствующего учебного плана [5].Современные требования работодателя к выпускнику можно сформулировать достаточно кратко это:•Наличие специальных знаний необходимых для осуществления профессиональной деятельности•Компетенции по конкретной специальности•Умение самостоятельно работать, самообучаться•Способность принимать на себя ответственность•Способность самостоятельно решать профессиональные проблемы, находить конструктивные решения и т.д.В этой ситуации задачи ВУЗа заключаются в определении системы методических, организационных и технологических требований при организации и управлении самостоятельной деятельностью студентов, которые обеспечат качество и эффективность двухуровневой подготовки специалиста в современных экономических условиях. Комбинированная форма обучения (КФО) позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса и возможности ИКТ-технологий, т.к. функционирует на базе электронной обучающей среды института дистанционного обучения (ЭСО ИДО), позволяющей организовать процесс обучения студентов дистанционно [6]. Использование КФО открывает новые перспективы для формирования единой информационной образовательной среды региона, так как может служить интегрирующим звеном благодаря использованию платформы электронного обучения, а также всевозможных сервисов (форумов, блогов, вебинаров, видеолекций, социальных сетей и пр.) применяемых в учебном процессе [7].На сегодняшний день внедрение элементов электронного обучения в образовательных программах университетов практически стало повсеместным. Однако, пока на этот инструмент будут смотреть как на вспомогательный, используемый по желанию преподавателя-энтузиаста, говорить об улучшении качества обучения за счет применения информационно-коммуникационных технологий невозможно. Использование элементов электронного обучения должно быть системным и использоваться в практике как рядового преподавателя, так и других сотрудников подразделений, отвечающих за учебный процесс (инспекторов по работе со студентами, тьюторов, технических администраторов и пр.) [8, 9].Известно, что процесс обучения базируется на трех составляющих: - педагогической, определяемой набором методов и приемов, применяемых в ходе учебного процесса;- технологической, связанной с информационными технологиями, используемыми для разработки учебных курсов и учебного процесса в целом;- организационной, характеризующей специфику управленческой структуры образовательного учреждения [9].В рамках традиционного очного и заочного обучения для достижения образовательной цели все компоненты процесса обучения играют важную роль. При реализации процесса обучения студентов КФО лимитирующим становится вопрос об информационной логистике в университете, т.е. способы осуществления, направления и скорости информационных потоков выходят на первый план, т.е. организационная составляющая играет особую роль.На сегодняшний день в НГТУ реализована система электронного документооборота «Деканат» Центра информатизации университета (ЦИУ), связывающая все подразделения университета в одну электронную среду. Таким образом, в реализации комбинированной формы обучения в ИДО НГТУ параллельно участвуют две информационные системы. От того, насколько удастся консолидировать усилия подразделений, опирающихся в своей работе на эти системы и максимально интегрировать информационные потоки зависит эффективность организации учебного процесса и эффективность технологии в целом. При реализации КФО главную роль играет разумное распределение обязанностей и сфер ответственности между структурными подразделениями. Возможная схема распределения ответственности и движения информационных потоков между традиционным деканатом и структурой, осуществляющей электронную поддержку процесса обучения - отделом дистанционных образовательных технологий (ОДОТ), приведена на рисунке 1. Рис. 1. Схема информационных потоков при КФО.Если обязанности работников деканата не требуют особой подготовки для их осуществления (оформление и выдача студенческих билетов, зачётных книжек, формирование личных дел студентов, подготовка и оформление приказов и др.), то менеджер ОДОТ выполняет качественно новые для университета функции, такие как: •консультативную (помогает в освоении информационных ресурсов Интернет, разработке электронных УМК, приемах работы в различных модулях ЭСО и пр.); •организаторскую (осуществляет организацию учебного процесса в ЭСО НГТУ), •менеджерскую (управленческую) функцию процесса обучения, •посредническую (осуществляет коммуникации между преподавателем и обучающимися), •проектную (проектирует виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса) и т.д. [10]. Именно согласованные и организованные действия вышеназванных структур, оперативный взаимообмен актуальной информацией и определяют успешное осуществление учебного процесса по комбинированной форме в университете в целом Нередко полагают, что в организации электронного обучения главное - это система электронного документооборота (приказы, личные дела студентов, организация контроля и пр.), безусловно это важная составляющая, но как и в любом бизнесе - ключевой момент - это доставка товара в виде знаний от производителя (преподавателя) - до потребителя (студента), т.е. - поток оцифрованной информации в удобном для усвоения виде. Чтобы все участники учебного процесса смогли эффективно работать в электронных средах они должны знать специфику интернет среды и принципы электронной педагогики, которая сейчас только формируется. Первое, что видит абитуриент заходя на ту или иную страничку университетского портала - это дизайн, потом удобство сайта. В том случае, если потенциального студента привлечет дизайн и он положительно оценит дружественность интерфейса, сможет просмотреть в режиме демо-версии работу модулей доставки учебных материалов, тестирования, мониторинга учебного процесса и пр. он сможет сделать осознанный выбор формы обучения и университета предоставляющего данную возможность.Несмотря на то, что сегодня в учебном процессе ВУЗов широко используются отдельные элементы электронного обучения законодательная и нормативная база в дистанционного и электронного обучения в России практически отсутствует. До тех пор пока технология электронного обучения только внедряется в учебный процесс или работает в экспериментальном режиме, вопрос об экспертизе качества электронных учебно-методических материалов и комплексов (ЭУМК) в целом и разработке регламентов обычно не ставится. Однако, при переходе к массовому использованию электронных материалов, например, при расширении спектра специальностей или увеличении набора, становится необходимым введение стандартов на различные составляющие технологии электронного обучения (ЭУМК, модули электронной системы обучения, оборудование рабочего места и т.д.).Требования, предъявляемые к электронным учебно-методическим комплексам (ЭУМК) существенно различаются в зависимости от выбранной формы обучения (очная, заочная или комбинированная). В последнем случае, под УМК понимают совокупность текстовой, графической, аудио, видео-, фото- и другой учебной информации, а также инструктивной документации пользователя ориентированной на самостоятельное изучение дисциплины. Безусловно, к числу важнейших достоинств ЭУМК можно отнести его неограниченную тиражируемость за счет создания сетевой и локальной версий, а также возможность оперативной модификации содержания, редактирования, внесения дополнений и пр. Наличие электронных курсов у преподавателей является ключевым моментом для запуска электронного обучения.В НГТУ комбинированная форма обучения (КФО) реализуется с 2005 года. В начале своего пути данная форма обучения охватывала немного специальностей и, поэтому количество и качество ЭУМК было достаточным для обеспечения учебного процесса. В настоящее время в НГТУ осуществляется набор и обучение более чем по десяти специальностям и остро назрел вопрос о качестве значительного количества созданных и используемых ЭУМК. Для этого предложена процедура комплексной экспертизы ЭУМК, которая позволит автору, получить статус официального электронного учебного издания (ОЭУИ), а также должно способствовать повышению качества обучения по комбинированной форме. На рисунке 2 представлена технологическая схема проведения комплексной экспертизы ЭУМК. Рис. 2 Схема проведения комплексной экспертизы ЭУМККак видно из рисунка 2 в экспертизе ЭУМК участвует не одно подразделение НГТУ, что повышает достоверность определения качества материалов. На первом шаге ЭУМК подвергается содержательной экспертизе, что позволяет определить, соответствует ли материал целям, задачам учебной дисциплины и учебному плану специальности. На следующем шаге у авторов есть возможность доработать ЭУМК до категорий А, В и С. Данные категории предполагают различный состав ЭУМК, например категория А - это основной обязательный состав, в который входят: рабочая программа курса, методическое руководство по курсу, теоретические материалы, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы, библиографический список. После получения одной из категорий А, В и С ЭУМК проходит ряд экспертиз, которые позволяют оценить качество каждого элемента комплекса по критериям эргономики, психологии, дизайна и технической составляющей. Для исключения возможных орфографических и стилистических ошибок предусмотрена редакционно-издательская обработка ЭУМК. Пройдя все выше перечисленные экспертизы, ЭУМК претендует на статус официального электронного учебного издания (ОЭУИ) НГТУ и регистрацию в ИНФОРМРЕГИСТРЕ. Получив статус ОЭУИ, ЭУМК автоматически попадает в электронную научную библиотеку НГТУ. Вместе с этим процесс экспертизы предполагает, что у автора есть возможность поместить свои материалы в электронную научную библиотеку НГТУ на каждом шаге экспертизы.На первый взгляд процесс экспертизы ЭУМК не производит впечатления простого и прозрачного, но он позволяет удовлетворить нескольким целям, для которых процесс экспертизы был разработан. Во-первых, это обеспечение качества ЭУМК, используемых для студентов комбинированной формы, во-вторых, уменьшение сроков подготовки ЭУМК к получению грифа официального электронного издания НГТУ, в третьих, что очень важно, обеспечение защиты авторских прав преподавателей. Таким образом, при запуске образовательной программы по комбинированной форме необходимо одновременно инициировать работу в нескольких направлениях:•определиться с выбором платформы электронного обучения (разрабатывать собственную или использовать (покупать) уже имеющиеся на рынке образовательных услуг)•провести маркетинговые исследования по восстребованности специальностей, предлагаемых к переходу на комбинированную форму•разработать внутриуниверситетские нормативно-регламентирующие документы по технологии электронного обучения•обучить работе в электронной среде обучения всех участников образовательного процесса•определиться с источниками финансирования проекта

Ключевые слова

педагогическая логистика (logistike), информационные потоки, электронное обучение, дистанционное обучение, электронная библиотека, качество ЭУМК (электронных учебно-методических материалов), pedagogical logistics (logistike), information streams, electronic training, remote training, electronic library, quality EEMM (electronic electronic-methodical materials)

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 3

Ссылки

Лившиц В. М. Психологизированная педагогическая логистика. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.psychology-online.net/articles/doc-602.html>
Лившиц В. М. К истории изучения волн обучения //Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 160-162.
Денисенко В. А. Основы образовательной логистики. Калининград: Изд. КГУ, 2003. - 316 c.
Власова В.К. Специфика проектирования современной информационной образовательной среды. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i2/html/5.htm
Лившиц В. М. Педагогическая логистика. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.proza.ru/2006/12/12-96>
Андрюшкова О. В. Казанская О. В. Bleanded Learning в программах высшего образования // Материалы 3 российской научно-методической конференции «Профессионально-компетентная личность в мировом образовательном пространстве: дистанционное образование: проблем
Андрюшкова О. В. Реинжениринг образовательного процесса при комбинированной форме обучения в программах высшего профессионального образования / О. В. Андрюшкова, О. В. Казанская, А. В. Козлова // 8 международная научно-практическая конференция-выставка «Е
Работа преподавателя в электронной образовательной среде НГТУ : учеб. пособие / О. В. Андрюшкова, Г. Б. Паршукова, О. Н. Протасова, О. В. Казанская. − Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. − 46, [1] с. : ил.
Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М. Издательский центр "Академия", 2006. - 400 с.
Интеграция профессионального и общего образования на основе e-Learning / О.В. Казанская [и др.] // Высш. образование в России. - 2007. - №12. - С. 94-99.
 Логистика организации электронного обучения в университете | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).

Логистика организации электронного обучения в университете | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44).