РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 4(56).

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Рассматривается новая роль преподавателя в становлении системы электронного обучения. Цель исследования состоит в проведении анализа готовности преподавателей к реализации концепции электронного обучения на основе имеющихся теоретических наработок и эмпирических данных - материалов анкетирования преподавателей иностранного языка. Представлена самооценка степени актуальности профессиональных компетенций. Особое внимание уделено современным требованиям к профессиональным педагогическим компетенциям и анализу готовности преподавателей к реализации концепции электронного обучения. Исследование показало, что требуется уделять особое внимание осознанию преподавателями специфики новой парадигмы образования, принятию ответственности за новую форму обучения. Это переосмысление возможно только на основе анализа преподавателем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с современными требованиями, а также на основе целенаправленного профессионального саморазвития.

TEACHER’S ROLE IN E-LEARNING PROCESS.pdf Реформирование системы образования в России привело к применению качественно новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), предназначенных для совместной реализации информационных и коммуникационных процессов. В этом контексте интенсивно развивается дискуссия об универсальной форме обучения на расстоянии - системе открытого образования (СОО) с использованием как традиционных, так и новых ИКТ [1, 2]. Вузы закономерно ставят задачи снижения доли аудиторной работы студентов и повышения роли ресурсно-обеспеченной самостоятельной работы, а также развития системы обучения с помощью Интернет и мультимедиа (так называемого электронного обучения). В этой связи следует напомнить, казалось бы, очевидный, но тем не менее часто не принимаемый во внимание важный принцип: становление и развитие СОО невозможно без специально подготовленных и высокомотивированных педагогов, способных разрабатывать личностно ориентированные учебные курсы с эффективной обратной связью и реализовывать учебный процесс с применением ИКТ [3-6]. Анализ теории и практики электронного обучения позволил выявить противоречия между ориентацией российского высшего профессионального образования на международные стандарты и недооценкой педагогами потенциала электронного обучения, сдерживающей данный процесс; между необходимостью формирования у обучающихся навыков самообучения и самоконтроля с помощью ИКТ и недостаточной методической и психологической готовностью преподавателей к делегированию ответственности обучающимся. Обозначенные противоречия определили проблему исследования: эффективному внедрению ИКТ препятствует недостаточный уровень компетентности преподавателей. Объектом исследования является процесс внедрения ИКТ в обучение иностранным языкам на предмет готовности преподавателей к реализации концепции электронного обучения. Цель исследования состоит в проведении анализа готовности преподавателей к реализации концепции электронного обучения на основе имеющихся теоретических наработок и эмпирических данных. В соответствии с целью исследования необходимо изучить состояние проблемы и требования к преподавателям, учитывающие специфику электронного обучения, выявить степень само-оценки актуальности компетенций педагогов для определения перспективы совершенствования уровня педагогического профессионализма. Для решения поставленных задач были использованы теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по вопросам обучения с применением ИКТ и личного опыта работы в вузе), а также эмпирические методы (наблюдение за учебным процессом, анкетирование коллег, беседа). Обращает на себя внимание тот факт, что развитие кадрового потенциала в соответствии с мировыми стандартами ставится в качестве важной цели развития университетов. Для ее достижения вузы устанавливают требования постоянного совершенствования профессиональных педагогических компетенций; формирования личностно ориентированной образовательной среды; регулярного проведения педагогами самообследования по оценке качества реализуемых услуг и результатов своей деятельности. Так, Томский политехнический университет (ТПУ) организует образовательную деятельность на основе стандартов, один из которых направлен на совершенствование педагогических компетенций преподавателя в части использования современных ИКТ, в том числе компьютерных и сетевых (Internet), как для организации учебного процесса, так и для самостоятельной работы студентов [5]. Следует отметить, что руководством вузов проводится целенаправленная работа по упорядочиванию системы, обеспечивающей направленность внутривузовского повышения квалификации на профессиональное саморазвитие преподавателя, а также по мониторингу сформированности профессиональных педагогических компетенций. Посмотрим, насколько коррелируют требования руководства с представлением преподавателей об актуальности компетенций. В нашем исследовании мы будем опираться на данные анкетирования преподавателей иностранных языков (ИЯ) томских вузов, которые ведут занятия для студентов неязыковых направлений подготовки на 2-5-х курсах. При постановке вопросов анкеты мы исходили из того, что большинство педагогов имеют хотя бы небольшой опыт в применении обучающих платформ. При оценке степени актуальности предложенных компетенций самым актуальным половина преподавателей считают умение организовывать учебный процесс в личностно ориентированной образовательной среде с приоритетом самостоятельной познавательной деятельности (50 % опрошенных), второе место по актуальности занимает применение современных образовательных технологий (44 % опрошенных). На третьем месте - обеспечение единства обучения и воспитания, развитие творческого потенциала (38 % респондентов). Треть опрошенных считают самым актуальным непрерывное совершенствование педагогического мастерства и умение адекватно оценивать свою образовательную деятельность. И лишь один из пяти преподавателей считает самыми актуальными и одинаковыми по важности умения проектировать образовательные программы и результаты обучения и стимулировать исследовательскую работу студентов. То же самое опрошенные отмечают и в отношении использования ИКТ. Показательно, что 38 % педагогов считают последнюю компетенцию неактуальной, можно было бы предположить по причине высокого уровня владения ею. При этом только 30 % считают, что студенты имеют достаточно мотивации для самостоятельной работы ИЯ на обучающих платформах типа Moodle. Традиционно преподаватели ссылаются на перегруженность студентов. Важным для исследования является ответ на вопрос о возможности делегирования ответственности обучающимся. 44 % респондентов считают, что обучение ИЯ с использованием ИКТ позволяет передавать студентам ответственность за их обучение, потому что «развивается самостоятельность»; «они сами могут определить свою образовательную траекторию»; «СРС формирует ключевые компетенции специалистов»; «им самим приходится интересоваться процессом обучения, организовывать его и следить за результатами»; «дается четкое понимание: пропустив занятие, необходимо самостоятельно освоить материал и выполнить задание»; «они сами могут увидеть регресс или прогресс в своих знаниях, навыках, умениях». При этом 32 % сомневаются в целесообразности передачи ответственности, потому что «студенты не достаточно самостоятельны, и обучающие платформы не совершенны»; «не следует путать форму и ответственность»; «не так много студентов мотивированы к изучению иностранных языков»; «контроль процесса обучения в России весьма актуальная проблема». 25 % не дали ответа. Принято считать, что опытные педагоги труднее принимают новое, но в нашем случае среди сомневающихся респонденты от 28 до 57 лет. Противоречивость мнений подтверждается ответами на вопрос «Кто должен мотивировать студентов для работы на обучающих платформах?». 63 % указывают на преподавателя, 44 % - на руководство вуза, 31 % - на самих студентов. Что косвенно подтверждает наши результаты анкетирования студентов, согласно которым 75 % респондентов все еще отдают предпочтение традиционным методам обучения и охотнее работают с печатными пособиями, чем с учебным материалом электронного ресурса, объясняя это тем, что преподаватель не предоставляет им альтернативы в виде электронных ресурсов. Ситуации, приведенные выше, связаны в первую очередь с адаптацией к новым ролям обучающихся и обучающих. Подчеркивая роль педагога в процессе учения, В.И. Солдаткин считает, что именно преподаватель является главным звеном обеспечения эффективности образовательного процесса. Следует ожидать, что «традиционные» преподаватели будут противиться внедрению новой формы образования по причине значительного увеличения объема работы, отсутствия нормативно-правовой базы по использованию и охране интеллектуальной собственности. До сих пор существует мнение о том, что умение преподавателя использовать возможности ИКТ автоматически позволит эффективно использовать их в учебном процессе [1]. Таким образом, данные анкетирования позволили сделать ряд выводов. Во-первых, по всей видимости, преподаватели не связывают компетенцию организации учебного процесса в личностно ориентированной образовательной среде (на первом месте по степени актуальности) с использованием ИКТ (актуально лишь для пятой части опрошенных). Во-вторых, достоинства электронной среды в части передачи студентам ответственности за свое обучение недооцениваются преподавателями. В-третьих, ведущая роль педагога в повышении мотивации студентов к использованию ИКТ хотя и сознаётся большинством педагогов, но стандартность мышления вызывает настороженность и даже протест, что препятствует внедрению элементов электронного обучения. Эта проблема требует отдельного исследования. В заключение следует отметить, что в новом тысячелетии создается педагогическая система, которая не может игнорировать достижения технического прогресса. Это переосмысление возможно только на основе анализа преподавателями своей педагогической деятельности. Чтобы устранить противоречие между заказом государства, уровнем развития информационных технологий и психологической готовностью к инновациям участников образовательного процесса, необходима интеграция усилий как со стороны педагогов, так и вузовских управленцев и научной общественности.

Ключевые слова

совершенствование образовательного процесса, электронное обучение, новая роль преподавателя, компетенции преподавателей, самооценка педагогов, improvement of educational process, e-learning, new role of a teacher, teachers’ competences, teachers’ self-assessment

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хмелидзе И.Н.Национальный исследовательский Томский политехнический университетkhmelidze@tpu.ru
Всего: 1

Ссылки

Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / отв. ред. В.И. Солдаткин. - М.: Высшая школа, 2003. - 792 с.
Яменко О.П. Информационно-коммуникационные технологии в среде дистанционного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - URL: www.science-education.ru/110-9791 (дата обращения: 17.03.2014).
Вековцева Т.А. Теоретико-методологическая стратегия профессионального саморазвития преподавателя вуза // Альманах современной науки и образования: в 2 ч. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 12 (67). - Ч. I. - С. 31-34.
Каменева Е.В. О роли современных компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 8 (75). - C. 87-89.
Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета / под ред. А.И. Чучалина, Е.Г. Язикова. - 2-е изд. - Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2010. - 153 с.
Hattie J. Visible Learning for Teachers: Maximizing Impact on Learning. - Routledge, 2012.
Prepodavanie v seti Internet: ucheb. posobie / otv. red. V.I. Soldatkin. - M.: Vysshaja shkola, 2003. - 792 s.
Jamenko O.P. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v srede distancionnogo obrazovanija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2013. - № 4. - URL: www.science-education.ru/110-9791 (data obrashhenija: 17.03.2014).
Vekovceva T.A. Teoretiko-metodologicheskaja strategija professional’nogo samorazvitija prepodavatelja vuza // Al’manah sovremennoj nauki i obrazovanija: v 2 ch. - Tambov: Gramota, 2012. - № 12 (67). - Ch. I. - S. 31-34.
Kameneva E.V. O roli sovremennyh komp’juternyh tehnologij v obuchenii russkomu jazyku kak inostrannomu // Al’manah sovremennoj nauki i obrazovanija. - Tambov: Gramota, 2013. - № 8 (75). - C. 87-89.
Standarty i rukovodstva po obespecheniju kachestva osnovnyh obrazovatel’nyh programm podgotovki bakalavrov, magistrov i specialistov po prioritetnym napravlenijam razvitija Nacional’nogo issledovatel’skogo Tomskogo politehnicheskogo universiteta / pod red. A.I. Chuchalina, E.G. Jazikova. - 2-e izd. - Tomsk: Izd-vo Tom. politeh. un-ta, 2010. - 153 s.
Hattie J. Visible Learning for Teachers: Maximizing Impact on Learning. - Routledge, 2012.
 РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 4(56).

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2014. № 4(56).