МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 1(57).

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена анализу массового открытого онлайн-курса, особенностям развития и внедрения массовых открытых онлайн-курсов в образовательные процессы современного университета. Описываются особенности формата и предпосылки появления MOOC в современном образовательном пространстве; рассмотрены потенциальные причины использования MOOC внутри образовательного учреждения, приводятся положительные и отрицательные стороны разработки и использования массовых курсов для вуза; приводятся факторы, которые необходимо учитывать при построении моделей использования MOOC в образовательном процессе университета. Представленные материалы и выводы могут быть полезны при обсуждении моделей интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебные процессы университета.

MASSIVE OPEN ONLINE COURSES IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATIONAL PROCESSES WITHIN UNIVERSITIES.pdf Введение Массовые открытые онлайн-курсы, или MOOC (Massive Open Online Courses), представляют одно из самых важных и одновременно самых спорных явлений в высшем образовании последнего десятилетия. В то время как сторонники массовых курсов говорят о перевороте в обучении, противники приводят аргументы о малой эффективности и негативном процессе упрощения образования. Но большая часть представителей академического сообщества не имеет понимания дальнейшей траектории развития массовых курсов в образовательном пространстве. Тем не менее сегодня созданием и разработкой MOOC занимаются многие ведущие университеты, а с недавних пор в этом процессе начали участвовать и российские вузы, что указывает на тот факт, что у массовых курсов есть своя определенная востребованность. Цель данной статьи - рассмотрение MOOC как части современного образовательного процесса в высшем образовании. В рамках данной статьи мы попытаемся ответить на следующие вопросы: • что такое массовые открытые онлайн-курсы и почему они появились в мировом образовательном пространстве; • почему сегодня возникает необходимость использовать MOOC в образовательном процессе; • что необходимо учитывать при формировании «стандартов» использования MOOC в образовательном процессе университета. В качестве материалов для анализа использованы книги и статьи о теории и практике образования, а также информация о массовых открытых дистанционных курсах с зарубежных сайтов и порталов. Что такое массовые открытые онлайн-курсы MOOC - дистанционный учебный курс, созданный с ориентацией на большое количество отдаленных друг от друга студентов. Всё содержание курса находится в открытом доступе, поэтому студенты получают доступ к материалам без каких-либо ограничений. Термин Massive Online Open Course впервые был сформулирован в 2008 г. Дейвом Кормиером для того, чтобы охарактеризовать дистанционный курс Джорджа Сименса Connectivism and Connective Knowledge (также известный как CCK08) [1]. С одной стороны, MOOC - это, прежде всего, курс. В нем есть даты старта и окончания курса, есть лекции и задания, учащиеся и преподаватель. Но MOOC отличаются и от традиционных очных, и от дистанционных курсов. Количество участников в курсе превышает тысячи, что заставляет изначально автоматизировать процессы, которые преподаватель привык выполнять во время проведения курса. Обратную связь в MOOC заменяет создание сообщества участников вокруг курса, в котором обучение строится по принципу передачи знаний от одного учащегося к другому. Преподаватель перестает выполнять ключевую роль во время обучения на массовом курсе, а центром, вокруг которого строится обучение, становится сообщество участников. Несмотря на то, что разработка массового курса четко ассоциируется с университетом, а главные MOOC-платформы являются проектами ведущих школ, интерес к MOOC со стороны образовательных учреждений крайне неоднороден. Наибольшее развитие сейчас идет в США, где сконцентрированы основные образовательные платформы, такие как Coursera, edX и Udacity. Количество пользователей на них исчисляется миллионами, а университеты представляют на этих платформах по 10-20 курсов каждый. В остальном мире цифры намного скромнее. Тем не менее по результатам мирового опроса, посвященного адаптации массовых открытых онлайн-курсов, проведенного в 2013 г., 43 % учебных заведений планируют представить свои MOOC к 2016 г., а 83 % имеют желание присоединиться к edX, Coursera или Udacity [2]. Что касается Российской Федерации, то в данный момент свои MOOC анонсированы тремя университетами: НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный университет и Московский физико-технологический институт. Причины появления MOOC в образовательном пространстве Возрастающий объем знаний уменьшает ценность общего объема для каждого отдельного человека, так как человеческая возможность усвоить эти знания ограничена. В связи с этим ограничением человеку приходится выбирать, что именно усвоить. Поэтому для успешного овладения знаниями человеку мало получить доступ к информационным источникам, важно увидеть взаимосвязи между этими знаниями. Лучше всего данная задача решается в рамках учебного курса. Глобализация образования также диктует свои правила, и поэтому в современном обществе появляется потребность в глобально предоставляемых знаниях. Именно эта необходимость стала одной из причин появления MOOC. Увеличение количества доступного знания также изменило отношение общества к информации. Раньше знания концентрировались вокруг своеобразных «локальных хранилищ», таких как университеты, авторитет которых являлся главным фактором их достоверности. Сегодня одним нажатием на клавишу информация может быть размещена на любом информационном ресурсе и стать доступной любому, кто имеет доступ к глобальной сети. Становится всё сложнее проверить достоверность и целостность предоставляемой информации, ведь для того, чтобы «отделить зерна от плевел», необходимо пропустить через себя большой поток разного по качеству материала. Это выявило потребность в создании новых авторитетных форм по предоставлению информации, которые будут эффективно работать в цифровом пространстве. MOOC в данном случае служит способом предоставления знаний, проверенных такими «авторитетными источниками», как учебные заведения. Сегодня ветви знаний усложняются и требуют возвращения в учебные классы групп не только ИТ-специалистов, технологов и ученых, которые в своей деятельности уже поняли важность продолжения образования, но и представителей остальных специальностей. Согласно словам Тима Гора, директора по развитию глобальной образовательной сети и сообществ в отделении международных программ Лондонского университета, «пользователи массовых курсов - это необычные студенты бакалавриата. Большинство студентов массовых курсов уже имеют диплом, а их средний возраст - старше 30 лет» [3]. Почему сегодня возникает необходимость использовать MOOC в образовательном процессе До 2013 г. университеты рассматривали разработку MOOC в качестве способа подчеркнуть свой статус, а возможность использования MOOC в высшем образовании была в большей степени теорией и вызывала большое количество скептицизма со стороны образовательного сообщества. Но в 2013 г. несколько массовых курсов на платформах Coursera и Udacity были одобрены для американской программы по зачтению внешних курсов в программах университетов ACE CREDIT [4]. После этого на европейской MOOC-платформе Iversity появились 2 массовых курса, одобренных Европейской программой ECTS [5]. Всё большее количество университетов принимают решение учитывать MOOC (при том, что одобренных программами ACE и ECTS так и нет) в учебном процессе. Опираясь на мировой опрос, 44 % образовательных учреждений планирует предоставлять возможность получения кредитов по прохождению MOOC [2]. Но зачем это университетам? Ведь MOOC являются общедоступными знаниями, а современная бизнес-модель университета построена на их продаже. Для ответа на этот вопрос попробуем выделить ключевые моменты в академической среде, ставшие предпосылками для этого. В любой исторический период знание представляет собой систему представлений о мире, которой человек обладал в тот момент времени. Набор знаний, которым обладал человек в Средние века, сильно отличается от того, с чем работает университет сейчас, тем не менее уже тогда люди стремились систематизировать эти знания. По мере движения человека по линии прогресса, количество знаний возрастало и университеты отвечали на это усложнением структуры передаваемых студентам знаний и разделением знаний по секторам. До ХХ в. этот процесс шел медленно, но с индустриализацией объем человеческого знания за короткий срок увеличился в разы. Ответным действием академического мира стало резкое увеличение количества направлений подготовки. Сегодня ситуация на рынке труда в инновационных сферах деятельности показывает, что наибольший спрос имеют люди с кроссплатформенным образованием и специалисты узкого профиля [6]. Поэтому современный студент во время обучения нацелен на получение уникальных знаний и компетенций. Для обеспечения данной потребности университету приходится вводить дополнительные студенческие специализации и индивидуальные образовательные траектории. К старым задачам университета прибавляются новые, и обучение, и консультирование в университетах начинают поглощать все больше времени и средств. Неудивительно, что школы ищут иные способы решения данной задачи, чем постоянное расширение штата преподавателей и увеличение их нагрузки. Использование MOOC в учебных планах студентов может частично решить задачу индивидуализации образовательных траекторий и расширить количество поддерживаемых дисциплин, при этом используя меньшее количество ресурсов. Слабые и сильные стороны MOOC На данном этапе развития MOOC - это глобальный эксперимент в сфере образования, который находится в постоянном развитии и не имеет отработанных технологий. Поэтому MOOC имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Рассмотрим эти особенности более подробно. I. Создание массовых открытых онлайн-курсов. В создании MOOC можно выделить следующие положительные стороны для университетов: • Участие в разработке MOOC является имиджевым ходом, поэтому неоспоримым плюсом является повышение статуса университета в глазах мирового академического сообщества. • Массовые открытые онлайн-курсы являются «широким мостом», соединяющим университет с внешним миром, так как количество записывающихся студентов исчисляется тысячами. Университет, который создает себе образ развитого и престижного учебного заведения через массовые курсы, будет обладать преимуществом в привлечении потенциальных студентов. • Появление MOOC открывает перед университетами новую сферу образовательных услуг, которая находится на этапе формирования. Тем более, что основные платформы уделяют особое внимание монетизации курсов. Обратной стороной создания MOOC является следующее: • Процесс создания массового открытого курса дорог. По данным исследования, запуск одного MOOC стоит университету от 45 000 до 300 000 долл. [7], а так как участие в курсе бесплатно для конечного пользователя, все расходы берет на себя разработчик. II. Внедрение MOOC в учебный процесс. Если рассматривать процесс внедрения массовых открытых курсов в образовательную среду высших учебных заведений, то можем выделить следующие положительные моменты: • Внедрение MOOC в процесс обучения позволяет сократить время на учебную нагрузку. Использование материалов из MOOC позволяет преподавателю освободить часть времени, которое он тратит на объяснение простого материала, и уделить это время разбору трудных моментов или дискуссиям со студентами. • MOOC значительно расширяют количество дисциплин, которые могут быть «покрыты» университетом. Сегодня основные платформы предлагают больше 1 200 курсов из самых различных научных областей [8]. • Массовые открытые курсы являются еще одним шагом в сторону академической мобильности студентов, так как выводят их за рамки локального местонахождения. Отрицательные моменты, возникающие в процессе интеграции массовых курсов в образовательный процесс университета: • Эффективность обучения студентов на массовых открытых курсах по сравнению с классическими курсами в университете существенно ниже. Это является главным аргументом против использования массовых курсов. По результатам опроса Исследовательской группы Бабсон только 27,8 % из академических руководителей верят, что массовые курсы применимы для использования в учебном процессе [10]. • Большинство университетов находятся на этапе эксперимента с данным форматом, поэтому сейчас отсутствуют утвержденные стандарты по интеграции массовых курсов в академическую среду на уровне образовательных систем, что требует формирования этих стандартов на уровне каждого университета. Это является более ресурсоемким процессом, чем использование стандартизированных процедур. Что необходимо учитывать при формировании «стандартов» использования MOOC в образовательном процессе MOOC, как и любая новая технология, имеет свои слабые и сильные стороны, которые еще не определились как явные технологические свойства. Именно поэтому в мировом образовательном сообществе актуальны споры о необходимости использования массовых курсов в учебном процессе. Учитывая тот факт, что единое мнение на данный момент не сформировано, то решение об использовании MOOC может быть принято только на уровне каждой школы. К сожалению, MOOC являются настолько новым явлением, что сейчас нет ни удачных законченных практик внедрения в конкретных учебных заведениях, ни единых стандартов по внедрению массовых курсов в учебные программы. Поэтому каждому университету потребуется разработка собственных стандартов использования массовых курсов с учетом профиля учебного заведения и особенностей учебного процесса. Но всё же можно выделить следующие общие факторы, которые необходимо учитывать при интеграции массовых курсов в учебный процесс. 1) На данный момент существуют следующие типы курсов, которые используются в высшем образовании: • Традиционный курс, который не имеет онлайн-составляющих. Сейчас этот тип курсов является доминирующим в высшем образовании. В 2007 г. представители Слоан Консорциум (The Sloan-C) установили и дали определение 3 типам курсов, классифицированным по количеству онлайн-составляющих [9]: •Онлайн-курс (Online course) - курс, где большая часть контента получается студентами онлайн (больше 80 %). • Курсы с веб-поддержкой (Web-Facilitated) - курсы, в которых используются веб-технологии (от 1 до 29 % контента) в качестве дополнительного, а не основного способа подачи контента. • Смешанные или гибридные курсы (Blended/Hybrid) - в данном курсе классический способ подачи контента совмещается с онлайн-активностью. Значительная часть контента (от 30 до 79 %) подается онлайн. Если рассматривать MOOС как самостоятельный способ получения знаний, то открытый курс можно считать полноценным онлайн-курсом. Но как оценивать MOOC, если включить его в учебную программу университета? Для этого необходимо сравнить его с традиционным курсом. Длительность среднего MOOC от 6 до 12 недель, т.е. намного меньше длительности курса в университете. При ведении обычного курса преподаватель намного больше общается со студентами, контролирует весь процесс получения материала, поэтому может гарантировать освоение студентами этого курса, а по окончании MOOC эти гарантии дать намного сложнее. Поэтому с заявлениями о том, что MOOC станет основой высшего образования в будущем, трудно согласиться. Учитывая особенность массовых курсов, более эффективным способом их интеграции в учебный процесс является рассмотрение MOOC как части смешанного курса или курса с веб-поддержкой. К примеру, в MIT как минимум в 10 традиционных курсах используется платформа edX для поддержки процесса обучения [10]. Видеолекции дают преподавателям возможность не тратить время на донесение стандартного лекционного материала и использовать модель «перевернутого класса», а студентам - возможность смотреть лекции в любое время, возвращаться к ним неограниченное количество раз, а использование автоматически проверяемых заданий сокращает время преподавателя, затрачиваемое на рутинные задачи. 2) Так как сейчас каждый университет ведет работу по интеграции MOOC в учебный процесс самостоятельно, одним из важнейших факторов, который должен учитываться, - это возможности и ресурсы университета. 3) Сейчас количество MOOC на основных образовательных платформах составляет больше 1 200, не говоря уже о менее известных. Как среди такого количества определить курсы, которые могут использоваться в учебном процессе различных факультетов и отделений? Невозможно дать ответ на этот вопрос и принять универсальное решение на уровне всего университета по причине того, что университет не сможет принять особенности каждого отделения, занимающегося передачей знаний. Кем в таком случае должно приниматься решение, какие массовые открытые онлайн-курсы должны быть включены в учебные планы? Одни факультеты и отделения включают области, которые имеют сравнительно четкие структуры знания, как в естественных науках, инженерном деле и медицине. Другим приходится взаимодействовать со слабо интегрированными совокупностями идей как в «менее строгих» общественных и гуманитарных науках. Поэтому университету, обозначив количество и необходимые объемы включения массовых курсов, необходимо предоставить возможность решать, какие MOOC могут стать частью их образовательных программ именно тем отделениям, которые отвечают за передачу знаний студентам на уровне специальностей. Заключение Развитие информационных технологий спровоцировало поиск новых форматов обучения со стороны академического сообщества, позволяющих доставлять контент глобально, а не в пределах одного института. Это стало главной причиной появления такой образовательной технологии, как MOOC - курса, на котором может обучаться до нескольких десятков тысяч человек. Разработка MOOC имеет для университета множество положительных сторон, начиная с заполнения новой ниши на образовательном рынке и заканчивая новыми технологиями в обучении и исследовании. Также включение университетами массовых открытых онлайн-курсов в процесс обучения выглядит подходящей альтернативой по наращиванию ресурсов. В условиях экспоненциально растущего количества специальностей университетам становится все сложнее поддерживать обеспечение данных потребностей увеличением ресурсов, поэтому современные высшие школы находятся в поиске инструментов для решения данного вопроса. Но сегодня педагогические технологии создания и сопровождения MOOC находятся не на том уровне развития, чтобы массовые открытые онлайн-курсы могли быть встроены в учебные процессы университетов в качестве полноценных курсов. Поэтому при построении процесса использования MOOC необходимо учитывать следующие требования: • Отталкиваясь от доступных ресурсов и возможностей, университет должен определить долю MOOC, необходимую для внедрения в образовательный процесс. • Университет должен учитывать разницу между совокупностями знаний на различных факультетах и отделениях, поэтому именно факультетам и отделениям необходимо предоставить возможность определять технологии внедрения массовых открытых онлайн-курсов в свои образовательные программы. • Университет должен предоставлять преподавателям возможность вести гибридные курсы и курсы с веб-поддержкой, поощрять использование MOOC для поддержки собственных дисциплин путем их учета в нагрузке. Онлайн-обучение - это далеко не новая ступень для образования, и MOOC - всего лишь логическое продолжение данного развития. Но, несмотря на большое количество достоинств и стремительное их развитие, нельзя сказать, что массовые онлайн-курсы являются сформированным образовательным продуктом, готовым к интеграции в образовательные процессы университетов. Причиной этому является новизна данного формата. Учебные заведения находятся на стадии экспериментирования с технологией, слишком велики различия между MOOC и классическим курсом в университете, а формат массовых курсов постоянно изменяется, идет поиск новых эффективно работающих форм. Новые способы и технологии обучения ставят перед образовательным сообществом важнейшие вопросы: • Как индивидуализировать курсы, предназначенные для нескольких тысяч человек? • Кто и как должен сертифицировать подобные курсы? • Насколько «качественными» могут быть подобные образовательные методики и как оценивать эффективность обучения? Сегодня в этих вопросах каждый университет может определить только собственные приоритеты. Массовые курсы также подойдут далеко не каждому учебному заведению и могут быть применены не к каждому предмету. Сегодня роль MOOC - не заменять традиционные курсы, а расширять количество доступных способов обучения. Но одно можно сказать сейчас уже точно: MOOC - это не столько вызов для системы образования и университетов, сколько возможность для расширения инструментов, технологий и опыта обучения.

Ключевые слова

смешанное обучение, массовые открытые онлайн-курсы, электронное обучение, образовательные технологии, массовое обучение, глобализация образования, massive open online course, blended learning, hybrid courses, globalization of education, educational technology in use

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мазуров А.Ю.Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россияаналитик учебных процессов Центра развития образовательной среды Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».mazurov.alexander@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Willey D. The Original MOOCs, Introduction to Openness in Education, 2013 -https://learn.canvas.net/courses/4/wiki/the-original-moocs
Afshar V. Adoption of Massive Open Online Courses [Worldwide Survey], 2013.
Gore T. MOOCs not a threat to universities: доклад, посвященный развитию MOOC в Европе, 2013.
Bishop T. Colleges offer credit for massive open online courses, 2013. - http://news.msn.com/us/colleges-offer-credit-for-massive-open-online-courses
Riecke M. ECTS credits for MOOCs on Iversity, 2013.
«Кадры в IT и инновациях. Профессии и профессионалы будущего», - исследование, подготовленное Российской венчурной компанией (РВК) и Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК). С. 5-11.
DeJong R. What do MOOCs cost? -http://www.mindingthecampus.com/originals/2013/09/what_do_moocs_cost.html
Elaine Allen I., Seamen J. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in United States, Babson Survey Reseach Group, January 2013. - 10 p.
Elaine Allen I., Seamen J. Sizing the Opportunity: the Quality and Extent of Online Education in the United States, 2002-2003. - 6 p.
Young J.R. Beyond the MOOC Hype: A Guide to Higher Education’s High-Tech Disruption, November. - Washington DC, 2013. - 34 p.
Willey D. The Original MOOCs, Introduction to Openness in Education, 2013 -https://learn.canvas.net/courses/4/wiki/the-original-moocs
Afshar V. Adoption of Massive Open Online Courses [Worldwide Survey], 2013.
Gore T. MOOCs not a threat to universities: doklad, posvjashhennyj razvitiju MOOC v Evrope, 2013.
Bishop T. Colleges offer credit for massive open online courses, 2013. - http://news.msn.com/us/colleges-offer-credit-for-massive-open-online-courses
Riecke M. ECTS credits for MOOCs on Iversity, 2013.
«Kadry v IT i innovacijah. Professii i professionaly budushhego», - issledovanie, podgotovlennoe Rossijskoj venchurnoj kompaniej (RVK) i Rossijskoj associaciej jelektronnyh kommunikacij (RAJeK). S. 5-11.
DeJong R. What do MOOCs cost? -http://www.mindingthecampus.com/originals/2013/09/what_do_moocs_cost.html
Elaine Allen I., Seamen J. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in United States, Babson Survey Reseach Group, January 2013. - 10 p.
Elaine Allen I., Seamen J. Sizing the Opportunity: the Quality and Extent of Online Education in the United States, 2002-2003. - 6 p.
Young J.R. Beyond the MOOC Hype: A Guide to Higher Education’s High-Tech Disruption, November. - Washington DC, 2013. - 34 p.
 МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 1(57).

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 1(57).