Профессиональная подготовка магистров образования к проектированию информационно-образовательной среды образовательной организации | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 3(59).

Профессиональная подготовка магистров образования к проектированию информационно-образовательной среды образовательной организации

Представлены технологии смешанного обучения дисциплине «Основы проектирования информационной образовательной среды образовательной организации», предназначенной для профессиональной подготовки магистров образования. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины содержит ресурсы следующих видов: мультимедийные презентации для лекционных занятий, инструкции к практическим работам, ссылки на дополнительные интернет-ресурсы, форум, глоссарий, интерактивные задания для самоконтроля, базу проектных работ студентов. Проект информационной образовательной среды магистранты разрабатывают для организации, в которой они работают. Это позволяет реализовать процесс обучения с учетом требований компетентностного подхода и новых образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Vocational training of masters of education in designing information and educational environment of educational organiza.pdf Современная система образования находится на этапе активной информатизации, в связи с этим особую востребованность приобретают специалисты, владеющие, с одной стороны, современными инструментальными средствами для проектирования и разработки информационной образовательной среды (ИОС) образовательной организации, с другой стороны, знающие актуальные проблемы сферы образования [1, 2]. В условиях внедрения многоуровневой структуры высшего педагогического образования подготовку таких специалистов наиболее целесообразно проводить на этапе магистратуры, так как ее содержание базируется на требованиях бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Информатика и информационные технологии в образовании» [3]. Соответствующее направление профессиональной подготовки осуществляется в рамках дисциплины «Основы проектирования информационно-образовательной среды образовательной организации», входящей в учебный план магистратуры по направлению «Педагогическое образование», магистерские программы «Информационные технологии в образовании», «Электронное обучение», «Дистанционное образование», реализуемые в Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ) кафедрой информатики и методики обучения информатике. Цель дисциплины: развитие способности и готовности будущих магистров образования использовать в своей профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии для проектирования и реализации ИОС образовательной организации. Содержание дисциплины направлено на развитие следующих специальных компетенций: - готовность оперировать основными понятиями и закономерностями в области информационных технологий; - готовность к разработке информационной образовательной среды, обеспечивающей современный уровень технологической, дидактической, информационной поддержки деятельности обучающихся на основе применения дистанционных и смешанных образовательных технологий. В настоящее время в рамках учебного процесса в педагогических вузах, в том числе и на этапе магистерской подготовки, все большую актуальность приобретает использование технологий смешанного обучения [4]. С целью реализации данной задачи нами был разработан электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) дисциплины «Основы проектирования информационной образовательной среды образовательной организации». ЭУМК размещен на образовательном портале ОмГПУ (http://edu.omgpu.ru/), спроектированном на основе системы дистанционного обучения MOODLE. Систематизированные и структурированные учебные материалы дисциплины, реализованные средствами ЭУМК, имеют инновационный характер для профессиональной подготовки соответствующих специалистов, так как они существенно восполняют недостаток учебной литературы и разработаны с помощью интерактивных сервисов и мультимедийных технологий. Организация обучения студентов основывается на компетентностном и деятельностном подходах. Систематизированный и обобщенный теоретический материал дисциплины представлен в виде комплекса мультимедийных презентаций, который применяется как для усиления наглядности на лекционных занятиях, так и для его самостоятельного изучения студентами. После изучения каждой темы студентам предлагается заполнить электронный глоссарий основных понятий с указанием источников. На основе элементов глоссария автоматически формируются интерактивные задания (элементы MOODLE «тест», «кроссворд»). Первоочередной целью глоссарного тренинга является организация самоконтроля уровня освоения теоретического материала. Каждая тема завершается заданиями дискуссионного характера. Для проведения дискуссий на лекционных занятиях разработан комплекс проблемных вопросов, обсуждение которых продолжается во внеучебное время в специально созданном форуме, размещенном в ЭУМК (элемент MOODLE «форум»). Некоторые темы дисциплины выносятся на самостоятельное изучение и обсуждаются в ходе виртуального семинара, который проводится в режиме on-line на основе применения системы BigBlueButton, доступ к которой осуществляется непосредственно из ЭУМК дисциплины. Основными учебными элементами ЭУМК являются лабораторные работы, тематика которых представлена ниже. Лабораторная работа № 1. Изучение опыта создания информационно-коммуникационной среды в образовательных организациях различного типа. Анализ публикаций, выявление основных компонентов ИОС. Лабораторная работа № 2. Знакомство с функциональными возможностями программных средств для автоматизации административного компонента ИОС образовательного учреждения. Лабораторная работа № 3. Знакомство с системой «КМ - Школа», изучение основных функциональных возможностей, работа в режимах: администратор, учитель, ученик, родитель. Лабораторная работа № 4. Знакомство с системой «Net - Школа», изучение основных функциональных возможностей, работа в режимах: администратор, учитель, ученик, родитель. Лабораторная работа № 5. Знакомство с функциональным наполнением сервиса «Дневник.ru». Лабораторная работа № 6. Знакомство с функциональным наполнением программ для автоматизации школьной библиотеки. Лабораторная работа № 7. Применение сервисов web. 2.0 для организации учебного взаимодействия участников образовательного процесса. Лабораторная работа № 8. Изучение и анализ требований к сайту образовательного учреждения. Лабораторная работа № 9. Изучение особенностей профессионального взаимодействия учителей в условиях ИОС. Лабораторный практикум представлен в виде комплекса электронных ресурсов (элемент MOODLE «задание: ответ в виде файла»). Студенты оформляют отчет, включающий скриншоты процесса выполнения заданий и комментарии к ним. К каждой лабораторной работе представлены дополнительные инструктивно-методические материалы. Наряду с этим в лабораторный практикум включены интерактивные задания, созданные в сервисах http://learningapps.org/, ClassTools.net, позволяющие организовать автоматизированную проверку знаний функционала и интерфейса изучаемых программных средств. Некоторые лабораторные задания предполагают коллективную работу студентов. Так, например, аналитическая таблица сравнения функционала комплексных программных сред для реализации ИОС образовательной организации представлена в виде wiki-страницы (элемент MOODLE «wiki»). Изучая функциональные возможности сетевых дневников, студенты формируют коллективную ментальную карту в сервисе MindMeister.сом. По итогам выполнения лабораторных работ магистрантам предлагается выполнить проектное задание: разработать модель ИОС образовательной организации, в которой они работают. Проектное задание содержит следующие компоненты. 1. Нормативно-организационное обеспечение ИОС (программа информатизации образовательной организации). 2. Кадровое обеспечение (описание функционала специалистов, реализующих проект ИОС образовательной организации, график и направления повышения квалификации педагогов). 3. Планирование системы автоматизированных рабочих мест (АРМ). Для каждого модуля ИОС (административный, методический, преподавательский, ученический) необходимо спроектировать комплекс АРМ (описать техническое, программное, методическое обеспечение). АРМ должны отвечать всем функциям модуля. Описание комплекса АРМ необходимо представить по следующему плану: 1) Название модуля. 2) Тип АРМ (по всем классификационным признакам), основная группа пользователей, их функциональные обязанности (на основе функций модуля ИОС). 3) Описание структурной схемы АРМ с подробным представлением всех компонентов. 4. Ресурсное обеспечение (подобрать учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др., которые будут включены в медиатеку образовательной организации). 5. Рекомендации по доработке сайта образовательного учреждения. Разработанные проекты ИОС магистранты размещают в специально созданной в ЭУМК базе данных, после чего им необходимо в этом электронном ресурсе прокомментировать работы друг друга. Далее итоговый проект информационно-образовательной среды магистранты представляют педагогическому коллективу по месту работы, что дает возможность практической реализации разработанных проектов. На итоговом занятии магистранты представляют результаты обсуждения проекта и сам проект в учебной группе с описанием перспектив его внедрения. Таким образом, в результате изучения дисциплины студент должен знать: - спектр проблем, связанных с проектированием, созданием и реализацией информационно-коммуникационной среды образовательной организации; - цели, задачи, содержание методической работы по организации информационно-образовательной среды; - возможности современных информационных и коммуникационных технологий, педагогическую целесообразность их использования, дидактические проблемы их разработки и перспективы применения в системе образования; - этапы проектирования и реализации информационно-образовательной среды образовательной организации, основные компоненты, программно-методическое обеспечение; - функциональные обязанности специалистов по созданию информационно-образовательной среды; уметь: - проводить сравнительный анализ программных средств и систем для разработки и реализации отдельных модулей информационно-образовательной среды образовательной организации; - разрабатывать программу информатизации образовательной организации; - организовывать интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса на базе информационной образовательной среды. Учебный процесс, организуемый на основе использования образовательного портала и активного применения технологий смешанного обучения, создает эффективные условия для развития профессиональной компетентности педагогических кадров в области проектирования и реализации информационной образовательной среды образовательной организации.

Ключевые слова

e-training complex, competence-based approach, professional training, information and educational environment, электронный учебно-методический комплекс, компетентностный подход, смешанное обучение, профессиональная подготовка магистрантов, информационная образовательная среда

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Федорова Г.А.Омский государственный педагогический университетFedorova_tmoi@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»)» [Электронный ресурс]. - URL: www.osu.ru/docs/magistrat/fgos/050100m.doc
Лапчик М.П. ИКТ-компетентность магистров образования / М.П. Лапчик // Информатика и образование. - 2012. - № 5. - С. 24-30.
Абдуразаков М.М. К вопросу подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности в современной информационно-коммуникационной образовательной среде / М.М. Абдуразаков // Информатика и образование. - 2011. - № 9. - С. 83-85.
Сайков Б.П. Информационная среда школы / Б.П. Сайков // Информатика. - 2007. - № 20 [Электронный ресурс]. - URL: https://inf.1september.ru/article.php?ID=200702004.
 Профессиональная подготовка магистров образования к проектированию информационно-образовательной среды образовательной организации | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 3(59).

Профессиональная подготовка магистров образования к проектированию информационно-образовательной среды образовательной организации | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 3(59).