ОПЫТ СОЗДАНИЯ МООС: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ (МЕТОДИЧЕСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ) | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 4(60).

ОПЫТ СОЗДАНИЯ МООС: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ (МЕТОДИЧЕСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)

Освещается одна из наиболее актуальных тенденций в области дистанционного образования - создание массовых открытых онлайн-курсов (МООС). Уделяется внимание содержанию понятия «МООС», сопряженным с ним спецификациям, освещаются широко обсуждаемые вопросы, затрагивающие процесс производства и сопровождения МООСов. С позиции преподавателя показаны ключевые этапы создания массового открытого онлайн-курса; акцентируется внимание на возможных ошибках, возникающих в процессе воплощения такого проекта в жизнь.

THE EXPERIENCE OF MOOC CREATION: AN OUTWARD GLANCE (METHODICAL AND MANAGEMENTAL ASPECTS).pdf Различные форматы онлайн-образования уже давно представляют собой полноценную альтернативу «живому» образовательному процессу: они разнообразны по своему составу и позволяют получать впечатляющие результаты в различных предметных областях. В данной статье предпринимается попытка осветить сферу, уже не являющуюся принципиально новой для европейской и американской систем образования, однако пока только внедряющуюся в российское образование, - сферу создания и применения массовых открытых онлайн-курсов (МООС) на примере отдельно взятого вуза - Национального исследовательского Томского государственного университета. Само понятие «МООС» для российской образовательной системы является заимствованным. Термин «массовый открытый онлайн-курс» был предложен двумя исследователями - Брайаном Александром и Дэйвом Кормье [1]. Термин «MOOC» образуется из четырех отдельных понятийных компонентов: - Massive (массовые) - курсы охватывают большое количество участников со всего мира. Теоретически абсолютно любой желающий может стать слушателем такого курса - в этом заключается одна из их ключевых особенностей. - Open (открытый, бесплатный) - обучение на курсах не предполагает платы за получаемые знания: таким образом, формат подобных курсов призван уравнять слушателей в их возможностях. Впрочем, данный критерий следует признать в некоторой степени относительным, поскольку отдельные образовательные платформы, на которых размещены МООС, предлагают слушателям приобретать платные сертификаты. - Online (онлайн) - все курсы находятся в открытом доступе в сети Интернет. Как правило, курсы размещаются на образовательных платформах, созданных специально для этой цели. - Course (курс). Каждый курс имеет свою концепцию, структуру, набор спецификаций и особенностей. В настоящий момент МООС правомерно может называться одним из наиболее активно обсуждаемых явлений в области онлайн-образования: преподаватели, исследователи и чиновники от образовательной сферы анализируют и изучают МООС с различных точек зрения. Обсуждаются, в частности, вопросы, касающиеся правомерности приравнивания МООС-образования к образованию традиционному: можно ли говорить о том, что слушатель, «набравший» определенное количество курсов, прослушавший их и получивший соответствующие подтверждающие сертификаты, ничем не уступает выпускнику вуза, прослушавшему аналогичные курсы «вживую» в традиционном формате? Особый вопрос - контроль качества МООС-образования: всегда ли можно доверять результатам тестов и выполненных слушателем заданий? Не станет ли «бесконтрольность» по отношению к слушателям существенным фактором риска в случае, если массовые открытые онлайн-курсы приравниваются к офлайн-образованию, а их результаты могут быть засчитаны как результаты вступительных или выпускных экзаменов? Должен ли кто-то экспертировать содержание МООС на этапе его создания, чтобы избежать возможных ошибок в представлении тех или иных фактов и интерпретаций? Наконец, нерешенным пока остается вопрос, связанный с форматом взаимодействия преподавателя курса со слушателями: нужно ли курсу авторское сопровождение, и если нужно - насколько «пристальное»? Не стоит забывать и о том, что ответственность за эффективное освоение теоретического материала и успешное овладение практическими навыками в случае с МООСами полностью лежит на слушателях: «Важным аспектом эффективности онлайн-курсов является высокий уровень мотивации и самоконтроля слушателя. Ведь именно слушатели сами определяют стратегию своего образования» [2. С. 508]. Также нужно отдельно упомянуть юридические и финансовые вопросы, касающиеся создания и сопровождения таких курсов: вопрос авторского и имущественного прав (кому принадлежит МООС, созданный конкретным преподавателем в конкретном вузе: автору или вузу?); какие материалы можно использовать при создании МООСов, нужно ли ссылаться на первоисточники; по каким правилам оформлять соответствующие ссылки и нужно ли запрашивать разрешения для использования у авторов соответствующих материалов? Что касается финансовой стороны, то здесь актуальных вопросов не меньше. Создание подобного курса (конечно, если речь идет о качественном образовательном продукте, выполненном на высоком техническом уровне с привлечением специалистов в области операторской работы, графики, анимации, монтажа и т.д.) - процесс сам по себе довольно дорогой; следовательно, вуз должен быть готов к такого рода затратам. Кроме того, сопровождение курса со стороны преподавателя также подразумевает оплату этой нагрузки (конечно, если это сопровождение осуществляется на должном уровне): данную статью расходов также кто-то должен на себя брать - вуз или образовательная платформа, на которой курс размещен. Пожалуй, подобные вопросы сами по себе могут стать объектами отдельного самостоятельного исследования. Безусловно, обозначенные вопросы в данный момент актуальны для российской образовательной системы прежде всего из-за отсутствия опыта и, как следствие, необходимой для анализа информации; но уже сейчас следует признать, что «широкое распространение массовых открытых онлайн-курсов неизбежно ведет к формированию новой образовательной парадигмы с максимальным использованием дистанционных технологий и созданию единой транснациональной информационно-образовательной среды» [3. С. 57]. В качестве объекта изучения готовый МООС может быть интересен с различных позиций. Некоторые аспекты, касающиеся его интеграции в образовательную систему, уже были упомянуты выше. Однако сам процесс создания такого образовательного продукта, как МООС, заслуживает не меньшего внимания. Объясняется это не только новизной данного формата, но и его синтетической природой: поскольку МООС - образовательный продукт, использующий как традиционные средства, применяющиеся в обучении на протяжении длительного времени (тексты, иллюстрации, задания), так и средства других областей (кинематографические элементы, графику, геймификацию, элементы театрализации, в том числе с использованием декораций, сценических костюмов и реквизита). В отдельных случаях МООС может занимать промежуточный статус между образовательным ресурсом и произведением искусства, а лектор, появляющийся в кадре, «примеряет» на себя маски репортёра, персонажа произведения или исторического деятеля, вовлекая в эту игру зрителей. В любом случае функции МООСов нельзя сводить исключительно к образовательным: это явление более сложного порядка: «Вопрос МООС нельзя сводить только до уровня электронной дидактики, электронного обучения и электронного образования. Это явление следует рассматривать как социокультурный феномен, перспективную роль которого нам еще предстоит осмыслить в будущем. Теоретическое и практическое значение МООС намного шире функции обучения» [4. С. 559]. Нетрадиционен для российской образовательной системы и сам формат представления информации в таком курсе: короткие видеоролики + дополнительные материалы и задания; принципиально важным является то, что видеоролики должны быть именно короткими (на этом аспекте чуть позже остановимся подробнее): необходимость этого продиктована особенностями восприятия информации современной аудиторией: «Во-первых, вполне справедливо отмечено, что сейчас господствует эра аудиовизуальной культуры, которая пришла на смену логоцентричной… . Во-вторых, продолжительность видеоролика 8-12 минут - это также вполне закономерное явление в свете пессимистичных выводов о клиповом сознании современного человека, ориентированного на дозированное усвоение информации в короткое время» [5. С. 26]. К анализу процесса создания МООСов можно подходить с различных точек зрения: один из возможных вариантов - анализ процесса производства массового онлайн-курса с позиции вуза, на базе которого создается такой образовательный продукт, либо его рассмотрение с точки зрения преподавателя, выступающего как непосредственный автор курса, создающий и в дальнейшем сопровождающий его. Безусловно, в зависимости от того, какую позицию мы выбираем, варьируется и набор спецификаций, которые будут нас интересовать. Так, подход к вопросам, связанным с созданием и сопровождением МООС с точки зрения вуза, будет касаться, прежде всего, следующих направлений: проблема интеграции МООС в образовательный процесс вуза (например, вопрос включения / невключения работы с курсом в учебную нагрузку и штатное расписание преподавателя); финансовая составляющая воплощения этого проекта (стоимость его создания, возможность монетизации, необходимость привлечения специалистов «со стороны», в том числе технических); аналитика информации о слушателях и результатах, полученных пользователями, окончившими курс, возможность использовать эти данные для пользы образовательного процесса в вузе (например, привлечение абитуриентов из числа слушателей, записавшихся на МООС и окончивших его) [6]. Не стоит забывать и о таком аспекте, как самореклама: массовые онлайн-курсы позволяют университетам эффективно рекламировать себя: «Прежде всего, МООК - витрина достижений университетов: звездные преподаватели, самые интересные курсы… . МООК - это прекрасный маркетинговый инструмент, особенно эффективный для охоты на магистрантов и аспирантов. Высшее образование, ранее бывшее доверительным благом, нынче можно «продегустировать» и оценить в спокойной домашней обстановке. И ведущие университеты мира агрессивно используют новый инструмент продвижения для увеличения своей доли на рынке» [7]. В данной статье предпринята попытка рассмотреть процесс производства МООС «изнутри» - с точки зрения преподавателя. В конце 2014 г. на базе Национального исследовательского Томского государственного университета стартовал проект по созданию МООС «Русский язык как инструмент успешной коммуникации». Воплощение в жизнь проекта по созданию данного открытого онлайн-курса стало возможным благодаря работе коллектива Института дистанционного образования ТГУ [8]. В настоящий момент данный МООС размещен на двух образовательных платформах: российской платформе «Лекториум» [9] и международной платформе «Coursera» [10]. Процесс создания МООС «Русский язык как инструмент успешной коммуникации» во многом был для ТГУ экспериментальным; проекты, реализуемые в этом направлении, для вуза и сейчас еще являются принципиально новыми, а методология процесса воплощения их в жизнь пока не отработана до конца; тем более актуально это для первых курсов, созданных в рамках университета. Этой причиной обусловлен подход, предложенный в рамках данной статьи: автор видит своей целью не только рассмотреть отдельные этапы создания МООС, но и осветить гипотетические ошибки и факторы риска, сопровождающие этот процесс. Итак, процесс создания онлайн-курса представляется возможным разбить на несколько базовых этапов: Этап 1. Работа над концепцией и предметным содержанием МООС: 1) Создание общей концепции, разработка тематического плана курса. 2) Разработка педагогического сценария МООС. 3) Создание текстов-сценариев лекций, входящих в МООС, разработка тестовых заданий к курсу. Этап 2. Собственно видеопроизводство МООС: 1) Съемки лекций-роликов, составляющих основу МООС. 2) Этап монтажа, включающий подготовку иллюстративных материалов, передаваемых автором-преподавателем специалисту-монтажеру. Этап 3. Размещение МООС на платформе: 1) «Тестирование»: просмотр готовых лекций вместе с монтажером и ассистентом (методистом), возможно также привлечение тестеров; внесение корректив (при необходимости). 2) Размещение материалов курса на онлайн-платформе. Этап 4. Авторское сопровождение МООС на платформе. Наконец, особое место в создании массового онлайн-курса занимает факт его продвижения, без которого МООС не набирает широкую аудиторию; целесообразным представляется не выделять его как особый этап: это скорее процесс, сопровождающий МООС практически на всех стадиях его воплощения в жизнь. Безусловно, процесс создания открытого онлайн-курса очень сложен: он подразумевает не только необходимость временных и финансовых вложений, но и включение в процесс производства специалистов, отвечающих за различные (в том числе технические) вопросы. В рамках данной статьи физически невозможно охватить все этапы его создания, ведь и каждый подпункт, входящий в состав очередного этапа, также может быть раскрыт более подробно. Итак, остановимся более подробно на первом этапе, определяющем все остальные, - «Работа над концепцией и предметным содержанием МООС». 1. Создание общей концепции, разработка тематического плана курса Выбор темы для массового онлайн-курса - этап определяющий: именно от того, какая тема будет освещаться в курсе, полностью зависят особенности его создания, подбор материалов, разработка заданий, эстетика и, конечно, гипотетический успех либо неуспех курса. Термин «МООС» не случайно включает в себя понятийный компонент «массовый»: подобные курсы призваны охватить максимально широкую аудиторию; это могут быть курсы, обладающие научно-популярной ценностью - освещающие вопросы, в силу своей универсальности интересные самым различным слушателям; курсы, направленные на получение практических навыков, которые можно применить в бизнесе или своей профессиональной сфере, повысив тем самым собственную квалификацию; наконец, курсы, входящие в учебную программу большого количества студентов в различных вузах. В случае с выбором тематики анализируемого курса ключевыми оказались первый и третий признаки: именно они и определили общую концепцию и структуру самого курса. Что касается «универсальности» освещаемых в курсе вопросов, то проблемы функционирования языка смело можно назвать одними из самых часто обсуждаемых (хотя при этом не всегда очевидных). Так, практически каждого носителя языка волнует, как говорит и пишет он сам и люди, его окружающие: неслучайно лингвисты говорят о том, что изменения в языке традиционно воспринимаются его носителями как несомненная «порча языка»; как правило, это связано с тем, что язык изменяется в сторону «упрощения» норм: «Обычно носителей языка возмущает смягчение нормы - когда вариант, прежде запрещавшийся, становится допустимым. Гневные комментарии к такой новости обычно сводятся к одной фразе: «Авторы словарей пошли на поводу у безграмотных людей». То есть носителей языка задевает, что, разрешая выбирать варианты, лингвисты тем самым уравнивают безграмотных людей в правах с грамотными» [11]; языковая политика государства традиционно вызывает активную реакцию со стороны общества [12], а интернет-коммуникация самым непосредственным образом «подогревает» интерес к отдельным языковым явлениям, в том числе порождая новые (мемы, «олбанский язык», «граммар-наци» [13]). Именно вышеперечисленные факторы определили выбор тем и структуру МООС «Русский язык как инструмент успешной коммуникации»: пристальное внимание в нем уделяется именно вопросам языковых норм и их изменчивости («Зачем нам нужны языковые правила, и кто их выдумывает?»; «Меняющийся язык в меняющемся мире»; ««Победю» или «побежу»? (Морфологические и фонетические нормы современного русского языка)»; ««К слову не пришлось…» (Лексические и фразеологические нормы современного русского языка)»); а отдельные темы посвящены тем факторам, которые оказывают сильнейшее воздействие на язык в настоящий момент («Интернет-коммуникация»; «Язык СМИ и его влияние на общество»; «Заимствованная лексика: нужна ли она языку и в каком количестве?»). Что касается студенческой аудитории, на которую также рассчитан МООС, то этот критерий также был важен при выборе темы курса: учебная дисциплина «Русский язык и культура речи», которая легла в основу курса, традиционно прослушивается студентами различных факультетов и вузов. Таким образом, появление подобного МООС позволило создать альтернативу очному учебному курсу. Возможные ошибки, факторы риска. Безусловно, в успехе будущего курса заинтересованы как автор / коллектив, его разрабатывающий, так и вуз, вкладывающий деньги и другие ресурсы в его создание. Пожалуй, невозможно создать «абсолютно успешный» курс, который будет подходить под формат различных платформ: так или иначе каждая платформа имеет свою специфику и профилизацию: есть платформы, в большей степени ориентированные на прикладные курсы; отдельные онлайн-платформы ориентируются преимущественно на технические МООС; научно-популярные онлайн-курсы - контент третьих. Возможно, при создании курса стоит ориентироваться на конкретную онлайн-платформу и ее особенности, не пытаясь разработать «сам-по-себе-хороший-курс», который должен удовлетворить потребности самых различных образовательных онлайн-платформ. 2. Разработка педагогического сценария МООС Готовый педагогический сценарий включает в себя полностью проработанный тематический план курса, прописанные темы отдельных модулей и описание содержания лекций. Педагогический сценарий курса призван давать представление о содержании и структуре учебного материала, о педагогических и информационных технологиях, используемых для организации учебного процесса, о методических принципах и приемах, на которых построен как учебный материал, так и система его сопровождения. Так, например, особого внимания заслуживают названия модулей и отдельных тем: при их формулировании автору желательно выдерживать баланс между «серьезностью» (научностью) формулировки и ее привлекательностью для потенциальных слушателей курса: неслучайно специалисты рекомендуют не использовать в названиях слишком длинные, громоздкие синтаксические конструкции. Возможные ошибки, факторы риска. Авторам разрабатываемых МООСов нужно отчетливо различать квалификационные параметры традиционного («живого») курса и онлайн-курса: это актуально для целей, задач, актуальности и потенциальной аудитории. Прежде всего, не стоит забывать о том, что в формате открытого онлайн-курса в некоторой степени «стирается» роль преподавателя: он остается медиумом, посредником между слушателями и учебным материалом, т.е. «живой» контакт между преподавателем и аудиторией полностью отсутствует. При этом, однако, сохраняется всё многообразие возможных каналов обратной связи, выстраиваемых в электронной образовательной среде, и исключительно от преподавателя зависит, насколько активно они будут (и будут ли в принципе) использоваться: этот аспект также нужно учитывать уже на этапе разработки педагогического сценария. 3. Создание текстов-сценариев лекций, входящих в МООС, разработка тестовых заданий к курсу На этом этапе автором-преподавателем (или авторским коллективом) прописываются тексты видеолекций, которые составят основу курса: по сути, это примерно то же самое, что и конспекты «полноценных» аудиторных лекций: текст-основа, по которому идет лектор, раскрывая содержание занятия, пользуясь таким текстом как подсказкой. Справедливым представляется утверждение о том, что именно на этом этапе реализуется одна из ключевых особенностей МООС-формата, базирующаяся на его отличиях от текстовых материалов традиционных лекций. Возможные ошибки, факторы риска. На современном этапе развития МООС-технологий в рамках отечественной образовательной системы очень распространено заблуждение, согласно которому видеоролики, представленные в рамках МООС, - это «нарезка» полноценной полуторачасовой лекции (а то и вовсе вся длинная лекция). Между тем видеоролики снимаются специально для онлайн-курса, а продолжительность каждой «мини-лекции» не должна превышать, согласно рекомендациям специалистов, 5-8 минут. Впрочем, в отдельных случаях в состав МООС входят и более продолжительные ролики (однако не сопоставимые с полноценными лекциями). Так, например, среди МООС, размещенных на платформе «Coursera», встречаются курсы с 10-15- и даже 20-минутными роликами [14, 15]. Возникает закономерный вопрос: как «конвертировать» текст-набор символов в живую речь, в формате видеозаписи или закадрового голоса преподавателя? К сожалению, ориентиры могут быть лишь примерные: 2500-3000 печатных знаков приблизительно соответствуют 7-8 минутам звучащей речи. Безусловно, это зависит еще и от таких факторов, как условия говорения, общий темп речи, частота и продолжительность пауз между фразами и др., - в каждом конкретном случае лектор, записывающий МООС, опытным путём создает для себя «идеальную» формулу соотношения письменного текста и его «звучащего» воплощения - так же, впрочем, как и в случае с «живыми» аудиторными лекциями. Процесс создания открытого онлайн-курса характеризуется не только синтетичностью разно-образных технологий, используемых при его разработке и записи, но и тем, что сам по себе включает различные аспекты. Так, помимо собственно методического аспекта, в нем переплетаются педагогический, психологический, юридический и экономический (стоящие несколько особняком - впрочем, о них в статье уже было упомянуто) и даже лингвистический аспект. Именно поэтому в перспективе хотелось бы не только проанализировать следующие этапы создания МООС, но и обратить более пристальное внимание на некоторые из обозначенных аспектов. Так, например, представляется перспективным рассмотрение с лингвистической и методологической точек зрения процесса сопровождения МООС «Русский язык как инструмент успешной коммуникации» на форуме в рамках образовательных платформ. Опыт работы с курсом показал, что обратная связь со слушателями дает не только ценную информацию для анализа самого курса, но и служит отдельным ценным источником для исследований языковых особенностей коммуникации такого формата; а отдельные «ветки» обсуждений на форуме (например, «Диалектная лексика» [16]) сами по себе служат источниками материала для лингвистических исследований.

Ключевые слова

массовые открытые онлайн-курсы, МООС (МООК), дистанционное образование, разработка и создание МООС (МООК), Massive open online course, MOOC (МООК), online education, MOOC creation, making MOOC

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Агапова Н.А.Национальный исследовательский Томский государственный университетNinaAgapowa@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Бугайчук К. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С. 148-155.
Бебнев А.Е. Массовые онлайн-курсы как новая инновационная тенденция образовательной сферы // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 508-516.
Можаева Г.В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - № 2(58). - С. 56-65.
Нилова С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в образовательном процессе университета // Образовательные технологии и общество. - 2014. - № 2, т. 17. - С. 555-568.
Бабанская О.М., Можаева Г.В., Баль В.Ю. Современные тенденции развития образования: опыт Томского государственного университета в создании МООС // Развитие единой образовательной информационной среды: сетевые образовательные ресурсы и программы: матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. - С. 24-27.
Mozhaeva G. ERPA International Congresses on Education 2015, ERPA Congresses 2015, 4-7 June 2015 Massive Open Online Courses: the new vector in classical university education // ERPA International Congresses on Education 2015, ERPA Congresses 2015, 4-7 June 2015. Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - № ХХ.
Неленинский университет миллионов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/28/neleninskij-universitet-millionov/ (дата обращения: 06.11.2015).
Институт дистанционного образования Национального исследовательского Томского государственного университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/ (дата обращения: 06.11.2015).
Русский язык как инструмент успешной коммуникации. Лекториум [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lektorium.tv/mooc2/26297 (дата обращения: 06.11.2015).
Русский язык как инструмент успешной коммуникации. Coursera [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.coursera.org/learn/russian (дата обращения: 06.11.2015).
«Нам повезло наблюдать, как меняется русский язык» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mnenia.ru/rubric/society/nam-povezlo-nablyudat-kak-menyaetsya-russkiy-yazyk/ (дата обращения: 06.11.2015).
Безумный день, или Женитьба брачащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.ru/lenta/news/8_2442 (дата обращения: 06.11.2015).
Кронгауз М.А. Самоучитель Олбанского. - М.: АСТ, 2013. - 416 с.
История и теория медиа (History and theory of media). Coursera [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://class.coursera.org/media-001 (дата обращения: 06.11.2015).
Экономика для неэкономистов (Economics for non-economists). Coursera [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://class.coursera.org/ecnonec-001 (дата обращения: 06.11.2015).
Форум курса «Русский язык как инструмент успешной коммуникации. Лекториум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lektorium.tv/dialektizmy
 ОПЫТ СОЗДАНИЯ МООС: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ (МЕТОДИЧЕСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ) | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 4(60).

ОПЫТ СОЗДАНИЯ МООС: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ (МЕТОДИЧЕСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ) | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 4(60).