Актуальные тенденции применения МООК в высшем образовании европейских стран: обзор публикаций Европейского саммита участников МООК-проектов 2015 года | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61).

Актуальные тенденции применения МООК в высшем образовании европейских стран: обзор публикаций Европейского саммита участников МООК-проектов 2015 года

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) - самое популярное нововведение в области онлайн-образования, активно изучаемое и применяемое вузами по всему миру. Начиная с 2013 г. компания «PAU Education» выступает организатором конференции-саммита, посвященной МООКам. В данной работе представлен обзор последних тенденций в области МООК, обсуждаемых в ходе работы последнего Европейского саммита участников МООК-проектов, прошедшего на базе Лувенского католического университета в Бельгии. В работе рассматриваются география исследователей и практиков МООК, наличие научных коллективов, представлены лучшие практики онлайн-образования и приоритетные направления исследований.

Current trends of using MOOCs in European higher education: the European MOOC Stakeholder Summit 2015 review.pdf В стремлении обеспечить всех, независимо от места проживания и материального положения, качественным образованием лучшим на данный момент вариантом признаны массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Ежегодно в развитых странах проводятся научные мероприятия, где практики и теоретики онлайн-обучения делятся приобретенным опытом и вырабатывают совместные решения насущных проблем в своей сфере. Одно из крупнейших событий, Европейский саммит участников МООК-проектов, проводится ежегодно компанией «PAU Education» на базе различных европейских университетов. В данной работе представлен обзор последних тенденций в области МООК, активно обсуждаемых в ходе работы Европейского саммита МООК, прошедшего в мае 2015 г. на базе Лувенского католического университета в Бельгии [1]. География. Большую часть исследований выполнили сотрудники вузов Западной и Южной Европы (по количеству исследований, расположенных в порядке убывания: Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, Испания, Нидерланды). Менее представлены работы исследователей из Австрии, Швейцарии, Румынии. Также в саммите участвовали представители США, Австралии и Израиля. Некоторые исследования основаны на анализе сотрудничества нескольких вузов. Так, один коллективный МООК запустили сотрудники 9 различных германских вузов, другой - сотрудники 14 университетов, расположенных в разных странах, но входящих в организацию «Франкофония». Также оказалось возможным сотрудничество вузов различных государств, объединенных только схожими интересами в онлайн-обучении. Другая группа исследований представляет собой анализ проектов вузов, выполненных совместно со сторонними компаниями. Например, представлен опыт работы преподавателей вуза, выступавших разработчиками курса, и сотрудников компаний, занимающихся производством обучающих приложений. На составленной нами Google-карте отмечены организации, результаты которых представлены на саммите, а линиями отмечены связи организаций в рамках совместных МООК-проектов (рис. 1). Лучшие практики онлайн-образования. Анализ тематики публикаций, посвященных опыту создания и проведения МООКов, показывает, что интерес для практиков представляют педагогический, методический и технический аспекты. Значимой педагогической проблемой, по мнению авторов, является установление взаимодействия инструктора с онлайн-студентами. Пример курса, запущенного Университетом Саутгемптона, который насчитывал 60 тыс. записавшихся студентов (из них почти половина оказались активными учащимися) и успешно сопровождался командой всего из пяти наставников, демонстрирует, что даже такие сложные задачи решаемы при основательном подходе, включающем определение приоритетных действий, распределение обязанностей и системность работы. Основная трудность в массовых курсах - это оценка знаний. Существующие варианты, как правило, вызывают у преподавателей некоторый скепсис. В ходе исследований, освещенных на Европейском саммите МООК, выявлено, что автоматическая проверка заданий курса и взаимное оценивание (peer-assessment) настолько же эффективны, как и оценивание преподавателем, при условии правильно сформулированных автором курса критериев. Что крайне важно, взаимное оценивание является пока единственной возможностью оценки творческих (не поддающихся автоматической проверке) заданий в курсах с большим количеством учащихся. Помимо прочего, такой вид оценивания решает ряд других задач, направленных на создание условий для активного обучения и успешного освоения материала. Еще одной проблемой, вытекающей из технической природы онлайн-образования, является ущербность лингвистических курсов. Так как изучение иностранного языка подразумевает в первую очередь развитие коммуникативных навыков, разработчики языковых МООКов находятся в поиске инструментов, которые позволят его достичь в виртуальном образовательном процессе. Создание онлайн-курса оказывается трудоемкой задачей даже для опытных методистов - преподавателей вузов. В связи с этим особенности трансформации традиционного университетского курса в МООК весьма актуальны. В Лувенском католическом университете разработана трёхступенчатая система преобразования кампусных курсов в МООКи, которое заняло два года. На первом этапе бы запущен SPOC (small private online course - малый частный онлайн-курс) для очных студентов университета, в который была включена часть программы, вторая часть изучалась традиционным образом. На втором этапе доступ к этому курсу (уже в формате МООК) открылся для широкой аудитории - обучающихся, не имеющих отношения к университету. На заключительном этапе запущены два курса, включающих обе части содержания кампусного курса и ориентированных как на очных студентов университета, так и на внешних обучающихся. На каждом этапе исследователи проводили анализ восприятия курса обучающимися и учитывали их замечания и рекомендации, постепенно совершенствуя курс. Также актуален и вопрос применения созданных МООКов в очном вузовском обучении. Спектр технических вопросов включает анализ возможностей различных МООК-платформ, их соответствие специфике курса, выбор и интеграцию дополнительных компонентов курса (игры, видео и т.д.). Участники саммита поделились своим опытом создания МООКов, в ходе которого они сталкивались с проблемами различного характера, и предложили выработанные решения этих проблем. Особое внимание уделяется трудностям организации междисциплинарных и межвузовских курсов, при создании которых необходимо учитывать интересы многих сторон. Приоритетные направления исследований. Ключевое свойство МООКов - открытый доступ независимо от места проживания студента. Как показывают результаты исследований, эта особенность не может не оказать влияния на прохождение курса. На саммите был представлен ряд работ, посвященных связи демографической информации об участниках со степенью их вовлеченности в учебный процесс и, следовательно, академическими результатами. Авторы предполагают, что данные, полученные организаторами от студентов курса на этапе регистрации, могут предсказать, будет ли этот МООК успешен. Хотя исследователи приходят к выводу, что в силу сложности анализируемых понятий установить прямые корреляции едва ли представляется возможным. Чем длиннее история МООКов, тем больше феноменов, становящихся затем тенденцией, наблюдается в поведении онлайн-студентов. Такие феномены, как повторное прохождение курса и самоуправляемое обучение, стали предметом изучения участников саммита. Рост степени самостоятельности обучающихся обещает изменить уже сложившуюся природу МООКов, и потому разработчикам и преподавателям следует быть к этому готовыми. Также внимание исследователей привлекли такие проблемы онлайн-обучения, как взаимодействие со студентами во время видеолекции, степень запоминания информации, взаимное оценивание студентов, улучшение МООКов при повторных запусках, эффективность смешанной образовательной среды и разработка моделей педагогического дизайна. Томский государственный университет, идя своим путем по дороге онлайн-образования, сталкивается с теми же вопросами, что интересуют европейское МООК-сообщество. Накопленный опыт работы с различными виртуальными образовательными платформами (лекториум, Iversity, Coursera) позволяет университету считать себя уже компетентным в этой сфере и делиться собственными практиками с вузами-партнерами [2]. Помимо увеличения количества курсов различного характера, разрабатываемых преподавателями НИ ТГУ, значимым является и качественное их улучшение. Решение этой задачи призваны найти исследования, проводимые сотрудниками Института дистанционного образования Томского государственного университета [3]. Онлайн-образование предоставляет неограниченные возможности как для студентов, так и для разработчиков курсов, преподавателей. Но в то же время оно бросает массу вызовов, тем самым заставляя нас двигаться вперёд и совершать новые открытия в мире виртуального обучения.

Ключевые слова

МООК, массовые открытые онлайн-курсы, онлайн-обучение, дистанционное образование, Европейский саммит участников МООК-проектов 2015 г, MOOC, massive open online-courses, online education, e-learning, EMOOCs 2015

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Захарова У.С.Национальный исследовательский Томский государственный университетzakharova@ido.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Proceedings of the European MOOC Stakeholder Summit 2015. - Mons (Belgium). - 243 с.
Бабанская О.М., Можаева Г.В. Современные тенденции развития образования: опыт Томского государственного университета в создании MOOK // Развитие единой образовательной информационной среды: сетевые образовательные ресурсы и программы: матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. - С. 24-27.
Можаева Г.В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - № 2(58). С. 56-65.
 Актуальные тенденции применения МООК в высшем образовании европейских стран: обзор публикаций Европейского саммита участников МООК-проектов 2015 года | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61).

Актуальные тенденции применения МООК в высшем образовании европейских стран: обзор публикаций Европейского саммита участников МООК-проектов 2015 года | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61).