Эффективность электронного обучения: система требований к электронному курсу | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 2(62).

Эффективность электронного обучения: система требований к электронному курсу

В основе эффективности электронного обучения лежат параметры электронной обучающей среды (электронного курса), обеспечивающие формирование условий для организации всех видов учебного взаимодействия обучающегося: с учебными материалами, преподавателем, другими обучающимися. Условия эффективности ЭО закладываются при проектировании учебной среды и дополняются в ходе активной деятельности преподавателя и студентов в учебном процессе. Требования к качеству электронного курса, используемые в ТПУ, рассматриваются как основа обеспечения эффективного электронного обучения.

The effectiveness of e-learning: online course requirements.pdf Введение Эффективность учебного процесса определяется совокупностью приемов и способов организации познавательной деятельности обучающихся и характеризуется относительным изменением результатов обучения за определенный промежуток времени [1]. Исходя из понимания ЭО как обучения, опосредованного использованием электронной информационно-образовательной среды, электронных образовательных ресурсов, информационно-телекоммуникационных технологий [2], особая роль в обеспечении эффективности должна отводиться параметрам электронной образовательной среды - электронного курса. Хорошо спроектированный ЭК должен обеспечить условия для организации учебного процесса, эффективность которого как минимум сопоставима с эффективностью традиционного обучения. Таким образом, актуальной становится разработка системы требований к электронному курсу, обеспечивающих качество ЭК как эффективной среды обучения. В современном понимании образовательный процесс - процесс взаимодействия обучающегося с обучающей средой, включающей преподавателя, учебные материалы (контент) и других обучающихся [3]. В образовательном процессе, таким образом, сходятся педагогическая, познавательная и социальная составляющие, причем социальная составляющая является главным инструментом получения и освоения информации [4]. Таким образом, обеспечение эффективного взаимодействия обучающихся по линиям «студент-контент»1, «студент-преподаватель» и «студент-студент» - условия эффективной реализации любой модели обучения. Однако если в традиционном обучении все линии взаимодействия организуются преподавателем в процессе живого общения, а любые отклонения и недопонимания регулируются при непосредственном контакте, в ЭО обучающиеся в большей степени остаются один на один с учебными материалами. Опосредованный и преимущественно асинхронный характер взаимодействия, отсутствие общения глаза в глаза, дефицит паравербальных (интонация, тембр голоса) и невербальных средств (мимика, жесты) общения приводят к необходимости формирования новых механизмов влияния преподавателя на образовательный процесс с целью обеспечения качества обучения. Следовательно, акцент в обеспечении эффективности ЭО переносится с личности преподавателя на специально организованную преподавателем среду обучения - электронный курс, при разработке которого необходимо смоделировать реальные условия обучения: обеспечить условия для всех линий учебного взаимодействия, а также эффект присутствия преподавателя в электронной среде. В мировой практике сформулировано достаточно подходов к определению качества электронного курса [5, 6]. Вместе с тем российское образование еще не выработало устоявшихся критериев качества и каждая образовательная организация вынуждена идти собственным путем. В данной статье рассматривается подход к формированию системы требований, предъявляемых для оценки и экспертизы электронных курсов в Томском политехническом университете. 1. Система взаимодействия в электронном обучении Согласно работам R. Garrison, N. Vaughan [7], K. Swan [8], условия для взаимодействия «студент-контент», «студент-преподаватель» и «студент-студент» в ЭО закладываются в параметрах ЭК в виде системы «присутствия» (presence) участников образовательного процесса: познавательное «присутствие» (cognitive presence), обучающее «присутствие» (teaching presence) и социальное «присутствие» (social presence). Познавательное «присутствие» - наличие условий для активизации познавательной деятельности студентов через эффективное взаимодействие «студент-контент». Обучающее «присутствие» - создание эффекта постоянного участия преподавателя в учебном процессе и возможностей взаимодействия «студент-преподаватель». Социальное «присутствие» - создание условий для формирования учебного сообщества и проявления личностных черт в процессе учебной коммуникации «студент-студент». Согласно рис. 1 [8] система «присутствий» обеспечивает целостность учебного процесса в ЭО при выполнении преподавателем функций (зоны пересечения) формирования контента, управления учебной деятельностью и построения учебного сообщества. Функция преподавателя по отбору и организации учебного контента (см. рис. 1) лежит в области пересечения познавательного и обучающего «присутствия». Следовательно, подготовка учебного контента в ЭО связана не только с обеспечением содержательности материала, но и с формами его подачи, гарантирующими организацию учебного взаимодействия при минимальном личном участии преподавателя или без него. Функция управления учебной деятельностью лежит в области пересечения познавательного и социального «присутствия» и подразумевает, что контент обеспечивает условия для взаимодействия обучающихся друг с другом и с преподавателем. Через функцию построения учебного сообщества преподаватель оказывает воспитательное и организующее воздействие, соединяет социальное и обучающее начало в обучении. Анализ ЭК с позиций обеспечения системы «присутствия» и реализации указанных функций позволяет выработать подход к качеству ЭК как основы эффективного электронного обучения. Таким образом, в основе требований, предъявляемых к ЭК в Томском политехническом университете, лежат требования к проектированию системы «присутствий» в ЭК, обеспечивающей эффективность учебного процесса через вовлечение и удержание обучающихся. Разработанная в ТПУ система требований, на основе которых проводится экспертиза ЭК перед допуском к учебному процессу [9], включает 50 критериев, сгруппированных в три раздела, соответствующих трем видам экспертиз (содержательная, методическая и технологическая). Для каждого критерия приводится шкала оценивания от 0-4 баллов с четким описанием характеристики уровня оценки, соответствующей выставляемому баллу. Несмотря на «функциональную» группировку в целях удобства проведения экспертиз, каждый из критериев имеет свое место в обеспечении всех видов взаимодействия и системы «присутствий», а совокупность критериев отражает суть предлагаемого подхода - как подхода, обеспечивающего условия для эффективности ЭО. 2. Система требований к электронному курсу 2.1. Требования к электронному курсу, обеспечивающие организацию взаимодействия «студент - контент» Взаимодействие «студент-контент» закладывается на этапе проектирования электронного курса. Эффективность реализации данного взаимодействия определяется временем, в течение которого студенты активно работают с учебными материалами: читают, слушают, конспектируют, осуществляют самоконтроль, взаимную проверку и др. В электронном обучении эффективность зависит от качества контента и формы подачи учебного материала, обеспечивающей вовлечение и удержание студентов. Таким образом, требования к электронному курсу, влияющие на эффективность взаимодействия «студент-контент», делятся на содержательные, традиционно предъявляемые к учебным материалам, и специфические, относящиеся к формам представления и организации контента в ЭК. Исходя из вышесказанного, сформирована следующая система требований к ЭК, обеспечивающая формирование взаимодействия «студент- контент». Содержательные критерии: - согласованность результатов обучения с теоретическими материалами ЭК; - соответствие материала современному уровню науки, производства, законодательной базы; - наличие ссылок на актуальные статьи из баз данных Scopus, Web of Science и др.; - дополнительные материалы (в том числе ООР, базы данных и др.); - соответствие дополнительных материалов тематике курса. Специфические критерии, обеспечивающие мультимедийность и интерактивность представления контента: - текстовый глоссарий по дисциплине в электронном курсе; - наглядность/визуализация контента (иллюстрации, графика, анимации и др.); - наличие дополнительных аудиовидеоматериалов, анимированных объектов (дополнительные баллы только за собственные разработки автора курса); - использование интерактивных элементов LMS Moodle для представления теоретических материалов; - соблюдение требований к форматам видеолекций (видеофрагменты, продолжительность 5-7 мин); - наличие презентаций (дополнительные баллы начисляются за интерактивные элементы). На эффективность работы студентов с материалом влияет также и общая организация курса, выражающаяся в требованиях корректности отображения ресурсов в различных браузерах, корректности переходов и отображения графических материалов, единства дизайна при представлении различных элементов, качества оформления ресурсов и др. Рассмотрим реализацию указанных требований к организации познавательного «присутствия» в электронном курсе на примере лучших практик разработки ЭК, выявленных на этапе экспертизы ресурсов, проводимой в ТПУ: - представление конспекта лекций с использованием инструмента «Лекция» LMS Moodle, позволяющего сочетать порционность подачи материала со встроенной системой самоконтроля усвоения материала; - сочетание текстового материала с записями вебинаров, видеолекций в формате коротких тематических фрагментов, поясняющих сложные моменты и решения; - подготовка интерактивного видеоконтента на основе обработки тематического видео (например, в сервисе EdPuzzle) с встроенными вопросами для самоконтроля, комментариями преподавателя, субтитрами, тестовыми заданиями; - создание глоссария, объединяющего элементы курса четкой логикой; - создание «многослойного» текста за счет настройки гиперссылок между элементами LMS Moodle и внешними источниками, что позволяет представлять учебные материалы в системе уровней сложности, обеспечивая индивидуализацию обучения, и т.д. Перечисленные параметры контента работают на формирование комфортной атмосферы в среде, вовлекают обучающихся на взаимодействие с ее элементами за счет интерактивности и мультимедийности контента. 2.2. Требования к электронному курсу, обеспечивающие организацию взаимодействия «студент-преподаватель» Функция преподавателя по созданию условий и стимулированию учебного процесса обеспечивает обучающее «присутствие» - основу взаимодействия «студент-преподаватель». Эффективность взаимодействия «студент-преподаватель» определяется активностью действий преподавателя по реализации управляющего и организующего воздействия на работу студентов, по поддержке учебных взаимодействий и коммуникации [10]. При проектировании электронного курса рекомендуется выделить зоны, в которых необходимо личное участие преподавателя, и зоны, которые могут быть обеспечены обучающей средой, - виртуальное «присутствие» преподавателя, формируемое на этапе разработки электронного курса. Система требований, направляющих разработчика на создание виртуального «присутствия» преподавателя в ЭК, касается полноты и разно-образия формы представления организационной информации по дисциплине, наличия прозрачной системы требований, сроков, инструкций, иллюстративного материала к выполнению заданий, настройки системы оценивания результатов обучения. Моделирование виртуального обучающего «присутствия» преподавателя в ЭК Требования к организационным материалам курса касаются: - полноты представления информации о преподавателе, дисциплине, каждом модуле дисциплины, а также формулировке результатов обучения по дисциплине; - наличия мотивирующего видеоролика-инструкции по работе с курсом; - соответствия структуры ЭК заявленной модели обучения (обучение с веб-поддержкой, смешанное обучение, полное электронное обучение) [11]. При организации взаимодействия «студент-преподаватель» в ЭК особое значение приобретают элементы, которые в традиционном учебном процессе часто кажутся формальными. Так, рабочая программа - документ, содержащий всю информацию об учебном процессе по дисциплине, - в традиционном формате редко используется студентами. В условиях ЭО обучающемуся необходимо предоставить разностороннюю информацию по организации обучения: результаты обучения, формы их проверки, порядок обучения, расписание, требования к выполнению и срокам предоставления работ, условия успешного завершения обучения - все это делает курс понятным, прозрачным, вовлекающим. На формирование понятной и прозрачной системы обучения по дисциплине работают требования: - четкого соответствия оценочных мероприятий заявленным результатам обучения; - наличия образцов, методических указаний и инструкций к выполнению заданий разного типа (требований к выполнению, оцениванию заданий, критериев для взаимной проверки, образцов и лучших примеров выполнения работ); - наличия настроенной системы контроля по дисциплине, включающей входное, промежуточное тестирование, а также задания для самоконтроля; - наличия новостного и консультационного форумов по дисциплине с заданными правилами и форматом общения (должны быть определены типы вопросов, с которыми обучающиеся могут обращаться на форум, указаны сроки ответов на вопросы (например, с 20.00 до 21.00 ежедневно); - наличия заранее подготовленного списка часто задаваемых вопросов. Соблюдение автором курса данных требований помогает смоделировать виртуальное обучающее «присутствие» преподавателя в ЭК, обеспечивающее учебный процесс при минимальном личностном участии преподавателя. К лучшим практикам реализации обучающего «присутствия» можно отнести: - разработку мотивирующей презентации к курсу «Порядок обучения» с аудиокомментариями, кратко и емко представляющую структуру курса, количество домашних работ, требований к срокам выполнения и др.; - разработку пояснений к решениям, видеоинструкций к заданиям и типовым примерам, реализованных в формате скринкастов (в инструментах Jing, Screencast-O-Matic и др.); - запись скринкастов-инструкций по работе с инструментами и сервисами, используемыми в курсе; - настройку системы автоматического оповещения о сроках мероприятий (календарь LMS Moodle) для оптимизации работы преподавателя; - использование формулировок заданий и инструкций, «очеловеченных» преподавательскими акцентами: «Важно!», «Обратите внимание!», «Не забудьте!»; - мотивирующие аудиообращения преподавателя в начале изучения модуля с четкой программой работы по модулю и др. Использование подобных техник создает у студента имитацию присутствия в реальной аудитории, дает возможность ощутить личность преподавателя, контролируемость процесса обучения, что повышает эффективность взаимодействия «студент-преподаватель» в электронном обучении. 2.3. Требования к электронному курсу, обеспечивающие организацию взаимодействия «студент-студент» Функция преподавателя по поддержке благоприятного микроклимата внутри учебной группы за счет управления познавательными и социальными процессами обеспечивает социальное «присутствие» - основу взаимодействия «студент-студент» [12]. Эффективность взаимодействия «студент-студент» определяется результативностью учебного процесса вследствие продуктивного взаимодействия студентов друг с другом: обмена информацией, участия в дискуссиях / ролевых играх / симуляциях / кейс-стади / проектах, взаимной проверки и др. Условия для взаимодействия внутри группы и формирования саморазвивающихся учебных сообществ закладываются на этапе проектирования электронного курса и обеспечиваются следующими требованиями: - наличие специальных мероприятий по созданию микроклимата в группе - социальное взаимодействие и неформальное общение (форумы, задания на формирование команды, элементы геймификации и др.); - реализация групповой / совместной работы на базе инструментов LMS Moodle или сервисов веб 2.0; - применение активных методов обучения в электронной среде; - наличие заданий на взаимную проверку работ или обсуждение. К лучшим практикам организации взаимодействия «студент-студент» можно отнести: - входное / выходное анкетирование обучающихся, которое позволяет преподавателю составить портрет группы, выявить проблемные и интересующие группу вопросы для инициирования общения; - входной форум для самопрезентации, обсуждения проблематики дисциплины, ожиданий от обучения и др. Небольшие сообщения с обязательным взаимным комментированием позволяют подключить большинство обучающихся к обсуждению уже на начальном этапе; - самопрезентацию обучающихся на социальной стене [13], студенты размещают фотографию и пишут несколько слов о себе / ожиданиях от обучения / имеющемся опыте согласно сценарию, заданному преподавателем; - модификацией предыдущих двух вариантов является задание, в котором студенты могут написать только два предложения о себе, одно из которых является правдивым, а другое - ложным. На следующем этапе необходимо выявить, что на самом деле имеет место быть в биографиях одногруппников, а что - нет; - совместную разработку правил сетевого этикета: каждый студент предлагает свое правило и комментирует правило, предложенное другим (задание может выполняться на базе инструмента Wiki LMS Moodle). Далее свод правил публикуется на общем форуме, и, как показала практика, это способствует вежливой и устойчивой коммуникации между обучающимися; - применение элементов геймификации в учебном процессе для формирования соревновательного духа в сообществе, управления коммуникациями. Например, выдача студентам значков за соблюдение сроков выполнения заданий, успешное прохождение всех элементов модуля / курса, активное участие в дискуссиях, правильные ответы на вопросы, заданные преподавателем, или др. Впоследствии значки конвертируются в баллы, которые либо складываются с другими баллами, либо освобождают от ответа на один из вопросов на экзамене, и др.; - наконец, ключевыми элементами организации взаимодействия в электронной среде являются задания на взаимную проверку работ: взаимное комментирование, взаимное рецензирование и взаимное оценивание [14]. Взаимное комментирование применяется, скорее, к творческим и неформальным заданиям: эссе, самопрезентация, разработка правил сетевого этикета и др. Роль взаимного рецензирования - обратить внимание на суть требований и важность следования критериям. Взаимное рецензирование может использоваться для оценки промежуточных результатов выполнения комплексного задания. Наконец, на финальных этапах обучения (при разработке творческого проекта, подготовке расчетно-графической работы, итогового отчета по лабораторным работам) может применяться взаимное оценивание. В LMS Moodle взаимное оценивание реализуется в инструменте «Семинар». Он позволяет случайным образом соединить слушателей в группы взаимной проверки, оценивать и комментировать каждый критерий, высказывать собственное мнение о работе в целом. Заключение Эффективность электронного обучения зависит от используемых методик и технологий, способов организации познавательной активности обучающихся, а также параметров электронного курса, на основе которого проходит обучение. Хорошо продуманная система требований к электронным курсам, предъявляемая заранее, а затем лежащая в основе экспертизы электронного курса, позволяет решить ряд задач. Последовательно отвечая требованиям, преподаватель, далеко не всегда имеющий педагогическое образование, формирует качественную сбалансированную обучающую среду, обеспечивающую его познавательное, обучающее и социальное «присутствие» в учебном процессе. Вуз, в свою очередь, получает гарантию создания и накопления качественного образовательного контента как основы для эффективного учебного процесса с применением технологий ЭО.

Ключевые слова

teaching presence, effectiveness, online course requirements, social presence, cognitive presence, online learning environment, e-learning, обучающее «присутствие», познавательное «присутствие», требования к электронному курсу, социальное «присутствие», эффективность учебного процесса, электронное обучение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дорофеева М.Ю.Институт электронного обучения Томский политехнический университет, г. Томск, Россияmgrace@tpu.ru
Велединская С.Б.Институт электронного обучения Томский политехнический университет, г. Томск, Россияsbv@tpu.ru
Всего: 2

Ссылки

Сервис для публичного размещения фотографий, заметок, файлов LINOIT.COM [Электронный ресурс]. - http://en.linoit.com/ (дата обращения: 18.04.2016).
Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Эффективное сопровождение электронного обучения: технологии вовлечения и удержания учащихся // Образовательные технологии. - 2015. - № 3. - C. 104-115.
Anderson T., Rourke L., Garrison D.R., Archer W. Assessing Teaching presence in a Computer Conference Environment // Journal of asynchronous learning networks. - 2001. - Vol. 5(2). - P. 1-17.
Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 8. - С. 8-13.
Akyol Z., & Garrison D.R. The development of a community of inquiry over time in an online course: Understanding the progression and integration of social, cognitive and teaching presence // Journal of Asynchronous Learning Network. - 2008. - Vol. 12 (2-3). - P. 3-23.
Swan K. Relationships Between Interactions and Learning in Online Environments // The Sloan Consortium. - 2004 [Электронный ресурс]. - http://elc.fhda.edu/dev_workshop/docs/interactions.pdf (дата обращения: 18.04.2016).
Временное положение об экспертизе электронных курсов в Томском политехническом университете // Томский политехнический университет. Институт электронного обучения. - 2014 [Электронный ресурс]. -http://portal.tpu.ru:7777/f_dite/el/doc/2014/pr%E2%84%9678_01_08_2014.pdf (дата обращения: 18.04.2016).
Criteria for Excellence in the Administration of Online Programs. Online Learning Consortium Quality Scorecard. - 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://onlinelearningconsortium.org/consult/quality-scorecard-publications/ (дата обращения: 18.04.2016).
Vaughan N. & Garrison D.R. Creating cognitive presence in a blended faculty development community // Internet and Higher Education. - 2005. - Vol. 8. - P. 1-12.
Rubric for Online Instruction. California State University [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.csuchico.edu/eoi/the_rubric.shtml (дата обращения: 18.04.2016).
Dewey J. Experience and Education. - Toronto: Collier-MacMillan Canada Ltd., 1938.
Сердюков П.И. Роль общения в повышении эффективности онлайнового обучения // Образовательные технологии и общество. - 2010. - Вып. 1, т. 13. - C. 356-369.
Кузьмина Н.А. Эффективность процесса обучения и учения // Eastern European Scientific Journal. - 2014. - № 5. - С. 121-126.
Закон РФ «Об образовании» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. / Ст. 16 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/2/#block_200 (дата обращения: 18.04.2016).
 Эффективность электронного обучения: система требований к электронному курсу | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 2(62).

Эффективность электронного обучения: система требований к электронному курсу | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 2(62).