Проектирование электронного учебного курса по иностранному языку в техническом вузе по модели смешанного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 3(63).

Проектирование электронного учебного курса по иностранному языку в техническом вузе по модели смешанного обучения

Рассматривается технология проектирования электронного учебного курса по иностранному языку в КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева. Курс предназначен для организации самостоятельной работы студентов первого года обучения (два семестра), рассчитан на 166 часов самостоятельной работы, организованной в электронной среде на платформе Moodle. Представлена структура курса, модулей, рассматривается технология организации учебного процесса.

The development of the electronic course for foreign language learning in technical university on the basis of blended l.pdf Переход на двухуровневую систему обучения в вузе и как результат значительное сокращение количества аудиторных часов ставит перед преподавателями непростую задачу - обучить студентов иностранному языку в сжатые сроки. Следует учитывать тот факт, что студенты, поступившие в технический вуз, не имеют хорошей языковой подготовки и зачастую преподавателю приходится начинать процесс обучения иностранному языку с самого начала и искать более эффективные методы преподавания иностранного языка для формирования профессиональных, языковых и социокультурных компетенций. Использование модели смешанного обучения (Blended learning) помогает достигнуть необходимого уровня владения иностранным языком и качества обучения [1]. Следует подчеркнуть, что понятие «смешанное обучение» не является абсолютно новым, хотя многие считают его таковым. Еще в 1920-х и 1930-х гг. американские школы использовали электронную переписку для общения преподавателей и учеников, а в 1970-х гг. такая форма взаимодействия участников образовательного процесса стала практиковаться в большинстве открытых мировых университетов [2]. По мнению многих преподавателей, методистов и исследователей в области образования (Ю.И. Капустин, М.Л. Кондакова, Г.В. Кравченко, А.В. Кудряшова, М.Н. Мохова, Т.В. Сидоренко и др.), смешанная модель обучения помогает решить образовательные задачи посредством эффективной комбинации традиционной формы обучения с элементами онлайн-обучения и методами дистанционного образования. При смешанной модели обучения преподаватель находится в центре образовательного процесса и с помощью новых методик и технологий, а также привлечения виртуальной среды делает образовательный процесс более доступным, эффективным и интересным. В российской системе образования смешанное обучение является достаточно новой технологией, но, по мнению ее сторонников, эффективной, в том числе в вопросах повышения учебной мотивации студентов для успешного и качественного усвоения иностранного языка. При всем многообразии определений данной технологии американские ученые С. Грэхем и С. Бонк выделяют три основных компонента модели смешанного обучения: - очное обучение, представляющее собой аудиторные занятия в традиционном формате; - самостоятельная работа, заключающаяся в поиске, анализе и систематизации информации, в том числе самостоятельная работа в виртуальной среде; - совместное электронное обучение, предполагающее взаимодействие студентов друг с другом и преподавателем при помощи информационных технологий (скайп-конференций, электронной почты, вебинаров, форумов, блогов, вики и т.п.) [3]. Следует отметить, что модель смешанного обучения не предполагает полного отказа от традиционного образования, поскольку очное образование в большей степени, чем электронное, позволяет овладеть основными общекультурными, профессиональными и социокультурными компетенциями. Модель смешанного обучения позволяет расширить возможности обучения, включить в себя несколько способов подачи материала, сочетать в себе электронные обучающие программы и элементы аудиторных занятий с преподавателем, перераспределить ресурсы и повысить успеваемость и мотивацию студентов. Особенностью смешанного обучения является то, что такая форма обучения позволяет развивать умение анализировать и получать знания, планировать свою работу, отбирать и получать необходимую информацию, заниматься самообразованием. В результате использования этой модели обучения у студента формируются следующие умения и навыки: - умение самостоятельно планировать свою деятельность и время; - умение принимать правильное решение; - умение работать в информационном пространстве (искать и отбирать информацию); - навык самостоятельной деятельности; - навык аналитической деятельности; - навык презентации результатов с использованием современных информационных и коммуникационных технологий; - возможность выполнять задания в удобное время [4]. При реализации модели смешанного обучения меняются роль преподавателя и набор его профессиональных знаний, умений и навыков. «Наряду с высокой компетентностью во владении и преподавании иностранного языка, преподаватель должен владеть знаниями работы на компьютере на уровне опытного пользователя» [5. С. 187]. Преподаватель в этой модели выступает неким новатором, который постоянно анализирует, правит, дополняет и обновляет курс, находится в поиске новых ресурсов для оптимизации учебного процесса. При всех достоинствах модель смешанного обучения имеет и недостатки. Существует ряд проблем, препятствующих реализации поставленных целей: - неготовность преподавателей к использованию электронных образовательных сред при обучении (в то время как новые образовательные стандарты прямо указывают на необходимость «встать на рельсы» новых технологий); - неготовность образовательного учреждения с точки зрения технической оснащенности аудиторного фонда; - неготовность студентов учиться самостоятельно; - отсутствие опыта у технических разработ-чиков в построении собственных образовательных сред для размещения электронных ресурсов; - высокая трудозатратность, в том числе по времени, на создание обучающих программ и тестирующих модулей; - зависимость от Интернета (подача информации, тарифы). Несмотря на недостатки смешанного обучения, практика показывает, что данная модель позволяет совмещать интернет-технологии, предоставляет возможность реального общения с однокурсниками и преподавателями и экономит время. При смешанной модели обучения также появляется возможность постепенной проектировки электронной среды, так как для этой модели не нужны полностью интерактивные и мультимедийные курсы. «Первый шаг в создании электронного курса - это проектирование его структуры, которое должно опираться на такие базовые принципы, как модульность, завершенность, ориентация на практику, технологичность и оптимальность. Модульность структуры курса предполагает, что каждая часть курса (учебного материала) является тематически завершенной и содержит все элементы учебно-методического комплекса дисциплины» [6. С. 16]. Разработанный в электронной среде курс предназначен для студентов первого года обучения (два семестра) направления подготовки «Горное дело». Курс рассчитан на 166 часов самостоятельной работы [7], организованной в электронной среде на платформе Moodle. В электронной среде студенты изучают грамматику иностранного языка, знакомятся с терминологией по направлению «Горное дело» и выполняют ряд упражнений, нацеленных на овладение лексико-грамматическими навыками для последующего аудиторного чтения, говорения, аудирования или письма. Данный курс проектировался по модели смешанного обучения, которая предполагает совмещение лучших аспектов традиционного образования с формами электронного обучения, что позволяет создать доступные и мотивирующие курсы для современных студентов. При его создании мы опирались на систему замещения аудиторных форм работы на взаимодействие в электронной среде. Смешанное обучение предполагает сокращение аудиторной нагрузки, при этом сохраняется интенсивность учебного взаимодействия за счет переноса части аудиторной деятельности в электронную среду. По нашему мнению, технология переноса должна позволить нам обеспечить сокращение аудиторных часов и перестройку оставшейся аудиторной деятельности с целью обеспечения целостности учебного процесса, реализуемого в разных средах и необходимое количество мероприятий в электронной среде. При создании курса мы также опирались на технологию «перевернутого занятия» [8], которая заключается в самостоятельном изучении теоретического материала, выполнении заданий, мотивирующих на поиск ответа, и на дискуссии в форумах. Целью данного курса в электронной среде является овладение базовыми грамматическими навыками и освоение базовой терминологии. Чтобы выяснить потребности и интересы студентов, курс содержит несколько видов анкет. Анкетирование на разных этапах обучения позволяет провести анализ результативности учебной деятельности и потребностей студентов (например, «Needs analyses questionnaire» и «Progress analyses questionnaire»). Практические занятия включают в себя различные виды учебной деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование), реализация которых будет невозможна без лексико-грамматической подготовки. Остановимся подробнее на содержании раздела в электронной среде. Курс состоит из 8 модулей (по 4 модуля в каждом семестре) с однотипной структурой (рис. 1). В таблице приведено тематическое планирование лексических и грамматических модулей курса по неделям обучения в соответствии с рабочей программой дисциплины. Курс спроектирован таким образом, чтобы грамматический и лексический компоненты курса в электронной среде пошагово готовили студентов к работе в аудитории с преподавателем. Каждый модуль начинается с задания «To-do list», которое показывает студентам, какие задания и упражнения они должны будут выполнить в рамках конкретного модуля и за какой период времени. Например, в рамках модуля 1 студенты должны выполнить следующие виды заданий: изучить теоретический материал по темам «To be», «To have», составить ментальную карту (mental map) по каждой из тем, выполнить лексико-грамматические упражнения по темам, принять участие в обсуждении тем на форуме и выполнить итоговый тест по темам. Все задания модуля 1 необходимо выполнить за 1-4 недели первого семестра. Прежде чем приступить к изучению теоретического материала, студенты должны выполнить задание (Pre-view knowledge check), которое позволяет определить, что они уже знают по данной теме, а что нет. Как показано в таблице, первой грамматической темой курса является изучение глаголов «to be» и «to have», для чего в электронной среде в соответствии с технологией «перевернутого занятия» студентам предложен теоретический материал в виде интерактивных лекций с последующим тестированием по изученной грамматической теме или PowerPoint презентацией (в формате «файл»), который может на усмотрение преподавателя сопровождаться и видеоматериалом с дополнительной информацией (рис. 2). Задание по данному курсу в формате «файл» представляет собой лекцию по изучаемой теме, которую студенты должны изучить самостоятельно. Поскольку представленный курс построен по модели активного обучения (active learning), которая предполагает активную работу обучающегося, то теоретический материал предлагается студентам в таком формате, который нацеливает их на активные виды деятельности, например, после просмотра или прочтения лекции студенты должны составить ментальную карту по изучаемой теме. Каждая лекция сопровождается видеоматериалом (YouTube), где преподаватели (как правило, носители языка) рассматривают теоретический материал, сопровождая его примерами. После прочтения лекции и просмотра видеоматериала студентам предлагается выполнить 3-4 упражнения с последующим выполнением контрольного задания по теме (в формате «тест») (рис. 3). На аудиторном занятии преподаватель может проверить конспекты в формате «обсуждения» или предложить студентам выполнить проверочную работу по теме. На этапе выполнения практических заданий и итогового теста по теме студентам предлагается тема для обсуждения в форуме, нацеленная на то, чтобы студенты могли предварительно выяснить правильность выполнения ими практических заданий. Например, для тем «To be» и «To have» актуальна постановка следующих вопросов: 1. Как образуются вопросительные и отрицательные формы с использованием этих глаголов? 2. Какое значение имеет глагол в устойчивых словосочетаниях типа: to have breakfast, to have dinner, to have tea, to have a rest, to have a chat, to have a dream, to have a walk, to have a bath, to have a toothache и т.д.? В целях подготовки студентов к выполнению практических заданий в формате «перевернутого занятия» в электронной среде им предлагается выполнить ряд заданий, нацеленных на освоение новой грамматической темы. Например, необходимо выполнить интерактивный тест, представленный на рис. 4. Подчеркнем, что взаимодействие студентов с преподавателем в электронной среде может осуществляться на любом этапе работы через форумы (Forum), рубрику часто задаваемых вопросов (FAQ) или диалоговые группы (Dialogue Groups) (рис. 5). Функция преподавателя заключается в планировании различных видов деятельности и выборе соответствующих технологий для выполнения практических заданий. Преподаватель также следит за результатами обучения студентов, оценивает их и дает обратную связь посредством таких инструментов электронной среды, как форумы, диалоговые группы, и рубрику обратной связи (Feedback). При обучении в электронной среде крайне важным моментом является взаимодействие самих студентов посредством инструмента оценивания самих себя и возможности быть оцененными своими одногруппниками (Workshop). Задачами студентов на всех этапах обучения в электронной среде являются следование инструкциям преподавателя, соблюдение временных рамок выполнения заданий, совершенствование личных навыков и навыков работы в команде, оценка учебной деятельности одногруппников. Стоит отметить, что для реализации поставленных задач по интеграции аудиторной и самостоятельной работы необходимо, прежде всего, повысить интерес студентов к обучению в электронной среде. Процесс повышения мотивации обучающихся, в свою очередь, основывается на подходах адаптивного обучения и обучения в сотрудничестве. При такой интеграции подходов технологии выступают в качестве развивающих средств в обучении. Четкий график выполнения практических заданий и инструкции преподавателя способствуют формированию навыков самоорганизации студентов. Создание сообщества обучающихся (групповые обсуждения, работа в команде, парная работа) является эффективным способом привлечения студентов к работе в электронной обучающей среде. Возможность оценивать работу своего одногруппника (peer-to-peer assessment) также является способом повышения учебной мотивации студентов. Своевременная оценка и комментирование результатов работы студентов преподавателем крайне важны, так как демонстрируют активное участие преподавателя в процессе обучения и его заинтересованность в успехах обучающихся. В заключение следует отметить, что в современных образовательных условиях смешанное обучение быстро и динамично развивается, являясь приоритетной технологией и предоставляя неоспоримые преимущества преподавания. Смешанное обучение позволяет оптимизировать временные затраты преподавателя и повысить эффективность процесса обучения в целом. Таким образом, можно предположить, что в недалеком будущем смешанное обучение займет ведущее место среди традиционных методов обучения, а наличие и функционирование электронных сред станет одним из главных конкурентных преимуществ высших учебных заведений. Тематическое лексико-грамматическое планирование курса Неделя семестра Раздел учебной дисциплины Кол.часов аудит./самост. работа 1-й семестр 1-4-я Грамматика: Структура предложения, глаголы to be, to have, оборот there + to be. Тема 1: КузГТУ (структура университета, история университета) 10/20 5-8-я Грамматика: Степени сравнения, числительные, артикли. Тема 2: Горное образование в России и за рубежом 10/20 9-12-я Грамматика: Времена группы Simple. Тема 3: Инженерное дело в Кузбассе 8/20 13-17-я Грамматика: Времена группы Continuous. Тема 4: Моя будущая профессия - горный инженер 6/23 2-й семестр 1-4-я Грамматика: Времена группы Perfect, согласование времен. Тема 5: Введение в специальность - горное дело 10/20 5-8-я Грамматика: Пассивный залог, косвенная речь. Тема 6: Основы специальности - виды угля, полезные ископаемые 10/20 9-12-я Грамматика: Типы вопросительных предложений, модальные глаголы. Тема 7: Специфика профессии - автоматизация в горном деле 8/20 13-17-я Грамматика: Условные предложения. Тема 8: Экологические проблемы региона 6/23

Ключевые слова

электронное обучение, аудиторная и самостоятельная работа, электронная среда, интернет-технологии, смешанное обучение, e-learning, face-to-face and indepen-dent learning, online environment, Internet technologies, blended learning

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Широколобова А.Г.Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачеваnastja_shirokolo@rambler.ru
Ларионова Ю.С.Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачеваjilialari@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Евсеева А.М. Смешанное обучение как форма организации учебного процесса по иностранному языку в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16980.
Duhaney D. Technology and higher education: Challenges in the halls of academe // International Journal of Instructional Media. - 2005. - Vol. 32, No 1. - P. 7-15.
The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs, Curtis J. Bonk, Charles R. Graham, 2005). - http://zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov.
Dziuban C.D., Hartman J.L., Moskal P.D. (March 30, 2004). Blended learning. Educause Center for Applied Research, 2004(7). Retrieved November 15, 2004. - http://www.educause.edu/ir/library/pdf/ERB0407.
Мацкевич Е.Э., Флаксман А.А. Использование модели смешанного обучения (blended learning) в преподавании иностранного языка для студентов нелингвистических специальностей // Вестник НГЛУ. Межкультурная коммуникация и обучение иностранным языкам. Актуальные проблемы образования. - 2013. - № 22. - С. 186-194.
Соловьева О., Дереповская Н. Структура электронного курса технической дисциплины: проблемы и формат решения // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - № 3(59). - C. 16-20.
Васляева М.Ю. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием интернет-ресурсов // Молодой ученый. - 2014. - № 13. - С. 244-250.
Велединская С.В., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 8. - С. 8-13.
http://el.kuzstu.ru/course/view.php?id=71958.
 Проектирование электронного учебного курса по иностранному языку в техническом вузе по модели смешанного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 3(63).

Проектирование электронного учебного курса по иностранному языку в техническом вузе по модели смешанного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 3(63).