Оптимизация критериев смешанного обучения студентов вуза на основе рационального сочетания традиционных и электронных методов взаимодействия | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 4(64). DOI: 10.17223/16095944/64/4

Оптимизация критериев смешанного обучения студентов вуза на основе рационального сочетания традиционных и электронных методов взаимодействия

Роль информационно-коммуникационных технологий в процессе обеспечения достойного уровня качества образования рассматривается как ключевой элемент формирования смешанного обучения на всех этапах познавательного процесса. Особенно остро вопрос использования электронных образовательных ресурсов встает в контексте формирования итоговых компетенций выпускника вуза, неразрывно связанных с эффективностью самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Добиться наиболее качественной подготовки студентов, максимизировать их результирующие компетентностные способности и выявить необходимое соотношение традиционного и электронного формата взаимодействия преподаватель - студент в процессе смешанного обучения студентов позволяет анализ зависимости между объективными показателями итоговой успеваемости студентов и масштабом их вовлечения в информационно-коммуникационную среду.

THE OPTIMIZATION OF CRITERIA FOR BLENDED LEARNING UNIVERSITY STUDENTS BASED ON rational mix of traditional and ELECTRONI.pdf Сравнительно недавно (в конце XX столетия) в современной педагогике появились термины «компетентностная модель» и «компетентностный подход к образовательному процессу». Их использование на практике предполагает наличие принципиальных изменений в системе организации учебного процесса, управлении образованием и деятельностью преподавателей, методах оценивания итоговых показателей успеваемости учащихся. Основополагающей особенностью и ключевой ценностью компетентностного подхода становится не механическое «запоминание» суммы сведений, а освоение учащимися умений и навыков, которые применимы на практике. Таким образом, компетентностный подход к образовательному процессу можно охарактеризовать как комплекс взаимосвязанных методов, принципов и идей, способствующих решению задачи практического применения всей совокупности знаний, умений и навыков. На сегодняшний день одним из основных элементов, сдерживающих развитие компетентностного подхода к образовательному процессу, является консерваторская приверженность современного общества к традиционным методам обучения. В то же время социально-экономические и организационно-правовые изменения, происходящие в обществе, обусловливают необходимость трансформации образовательного процесса с целью получения как можно более высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на российском и зарубежных рынках труда. Ведь компетентностная модель определяет в первую очередь способность выпускника использовать полученные умения и навыки как в стандартных, так и нестандартных профессиональных ситуациях. Максимизация масштаба формирования профессиональных навыков обучающихся происходит при помощи различных способов, но главным образом за счет повышения мотивации к самостоятельной подготовке студентов. Учитывая современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), оказывающий огромное влияние на психологию сегодняшних студентов, стимулирование их самостоятельной внутресеместровой работы возможно за счет внедрения в образовательный процесс электронного обучения. Понимание термина «электронное обучение» сформировалось в 80-х гг. XX в. В определении данного термина основной уклон делается в сторону автоматизации инструментов образовательного процесса, основанных на ИКТ-технологиях. При этом основное отличие электронного обучения от дистанционного заключается в том, что взаимодействие преподаватель - студент может осуществляться как в синхронном (on-line), так и в асинхронном (off-line) режиме в специальной виртуальной среде. Кроме того, местонахождение перечисленных субъектов не играет роли: они оба могут находиться в аудитории образовательного учреждения или в разных местах, при этом формат электронного обучения не изменится. Анализ литературных источников показывает широкое многообразие определений к термину «смешанное обучение»: в различной литературе его называют «blended learning», «гибридным» (hybrid), «интегрированным» (web-enhancer), «комбинированным» (mixed-mode) и т.д. Однако суть смешанного обучения не меняется и заключается в рациональном сочетании традиционного и электронного обучения, позволяет использовать наиболее сильные стороны каждого из методов и минимизировать слабые. Это означает, что в формате смешанного обучения традиционное и электронное обучение должно происходить параллельно и являться двумя взаимосвязанными элементами образовательного процесса. В последние годы отношение к применению электронного обучения в очном образовании вузов Российской Федерации стало более приемлемым, а различные варианты смешанного обучения применяются все чаще, однако в «blended learning» имеется как ряд очевидных преимуществ, так и перечень недостатков, анализ которых представлен в табл. 1. Несмотря на некоторые недостатки и определенные угрозы дальнейшего функционирования, обозначенные в SWOT-анализе, электронное обучение, все чаще рассматриваемое как новая парадигма образования XXI в., становится одним из эффективных и востребованных способов преодоления замкнутости российской образовательной системы, позволяет решить множество задач, связанных с внедрением новых образовательных стандартов и переходом на двухуровневую систему образования. Однако вопрос рационального и грамотного соотношения между традиционным аудиторным подходом к образованию и различными вариантами интерактивной самостоятельной подготовки студентов очных отделений остается открытым и нуждается в дополнительном изучении. Несмотря на имеющиеся сложности, подавляющее большинство высших учебных учреждений Российской Федерации поддерживают внедрение использования ИКТ-технологий и достаточно активно используют их в учебном процессе. Подтверждением тому являются исследования, неоднократно проводимые в крупнейших вузах России. Например, согласно данным социологического опроса, проведенного Институтом электронного обучения Национального исследовательского Томского политехнического университета, более 76 % преподавателей считают необходимым использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, порядка 40 % профессорско-преподавательского состава рассматривают данные технологии в качестве фактора, положительно влияющего на мотивацию самостоятельной работы студентов, а 65 % респондентов разделяют мнение о том, что внедрение электронных образовательных ресурсов значительно повышает эффективность учебного процесса [1]. Анкетирование профессорско-преподава-тельского состава Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» показало, что 76 % преподавателей поддерживают идею внедрения в учебный процесс смешанного обучения студентов системы электронных образовательных ресурсов; абсолютное большинство (более 97 %) успешно используют в своей деятельности разнообразные электронные ресурсы; более половины опрошенных отмечают, что использование ИКТ-технологий позволяет экономить их личное время и значительно упростить процедуру проверки самостоятельных и домашних работ студентов. Анализ субъективной оценки удовлетворенности студентов того же вуза уровнем внедрения ИКТ-технологий показал, что более половины респондентов не испытывают никаких трудностей в процессе смешанного обучения; 95 % опрошенных постоянно пользуются электронными дополнительными материалами и пособиями (сканированными копиями), загруженными преподавателями курсов; около 20 % систематически общаются с ведущими педагогами, получают необходимую консультационную поддержку в on-line- и off-line-режимах. В то же время, по мнению 71 % студентов, форма обучения никак не влияет на формирование интереса к учебе и их личную мотивацию, а основным достоинством ИКТ-технологий считают вариативность и возможность планирования самостоятельной работы, а также сравнительную объективность оценки знаний, умений и навыков при помощи балльно-рейтинговой системы. Оптимальное соотношение традиционной и электронной форм в процессе смешанного обучения, по мнению студентов и профессорско-преподавательского состава, в графическом виде представлено на рис. 1, 2. Таким образом, за сопоставимое соотношение традиционного и электронного обучения в процессе смешанного обучения проголосовало подавляющее большинство как анкетируемых студентов, так и представителей профессорско-преподавательского состава. В то же время мировые исследования, проводимые в рамках проекта «E-learning in European Higher education institution» Европейской университетской ассоциации, показывают общую картину стратегической важности применения электронного обучения в крупнейших вузах Европы [2]. Треть общего европейского вузовского сообщества приняли участие в исследовании и в подавляющем большинстве заявили о том, что активно используют ИКТ-технологии в процессе обучения студентов очного отделения. При этом 91 % вузов, принявших участие в исследовании, используют модель смешанного обучения; 82 % предлагают к реализации слушателям дополнительные программы массовых открытых on-line-курсов; 80 % афишируют создание собственных образовательных интернет-репозиториев и внутренних электронных систем управления образовательным процессом. Практически половина вузов, которые на настоящее время еще не запустили электронное обучение (порядка 3 % опрошенных), объясняют подобное поведение финансовыми трудностями и экономическими соображениями руководства, другие указывают на недостаточную ИКТ-грамотность профессорско-преподавательского состава. В целом, характеризуя результаты данного глобального исследования, можно делать выводы о том, что подавляющее большинство европейских вузов имеет приблизительно одинаковые мотивы для внедрения электронного обучения. Прежде всего, такими мотивами служат эффективное использование аудиторного времени и гибкость учебного процесса. Эмпирическая оценка влияния ИКТ-техно-логий на процесс смешанного обучения студентов вуза выявлена посредством педагогического эксперимента семи тестируемых групп НИТУ «МИСиС», проводимого в соответствии с учебным планом в пятом семестре обучения. Уровень погружения тестируемых учебных групп в электронную образовательную систему находился в диапазоне от 20 до 80 % использования в учебном процессе ЭОР. Данные ограничения объясняются приравниванием к заочной форме обучения наличия в образовательном процессе более 80 % дистанционных образовательных технологий, а также приравниванием к полностью традиционной форме обучения наличия в образовательном процессе менее 20 % дистанционных технологий (фактически полное отсутствие электронного взаимодействия). В процессе анализа взаимосвязи признаков «уровень успеваемости» и «количество времени работы с электронным образовательным ресурсом» были получены результаты, представленные в табл. 2. Таким образом, было выявлено, что уровень успеваемости студентов изменялся в зависимости от степени использования ими ИКТ-технологий в процессе смешанного обучения конкретной дисциплине. Наиболее высокий средний уровень успеваемости показали группы испытуемых, погруженные в ИКТ-среду на 60 и 70 % . В свою очередь, наихудший результат оказался у группы с уровнем 20 % погружения (рис. 3). Корреляционный анализ массива данных показал отсутствие какой-либо зависимости между всей совокупностью данных на межгрупповом уровне. Такая ситуация может объясняться искусственным ограничением исследуемых групп студентов в возможностях использования информационно-коммуникационной среды. Неожиданным оказался тот факт, что внутри каждой исследуемой группы студентов, в различной степени погруженных в систему электронного обучения, существует достаточно сильная корреляционная взаимосвязь между уровнем успеваемости и количеством времени, проведенным каждым из испытуемых в ЭОР в течение семестра, причем данная взаимосвязь, очевидно, обратная, так как корреляционный анализ дал отрицательные значения. Однако преждевременные выводы о неэффективности использования ИКТ-технологий не совсем верны. Правильнее в данном случае сделать заключение о том, что студенты, показывающие наименьший успех в течение семестра, старались провести в системе электронного обучения как можно больше времени, чтобы улучшить собственные показатели успеваемости. Делая предположения о зависимостях влияния пар факторов на результирующий параметр (в данном случае уровня погружения тестируемых групп в систему и продолжительности работы в системе каждого испытуемого на их итоговый уровень успеваемости), целесообразно визуализировать числовые данные и представить их в виде трехмерной поверхности [3], графически изображенной на рис. 4. На представленном графике степень затемнения поверхности характеризует увеличение значения рассматриваемого признака. Таким образом, рис. 4 позволяет сделать заключение о наивысшем уровне итоговой успеваемости студентов в диапазоне погружения 50-80 % и продолжительности работы каждого испытуемого в системе до 15 ч за семестр. Увеличение длительности работы соотносится с понижением уровня успеваемости (наиболее светлые области). Совокупность проведенных аналитических, математических, статистических и графических исследований дает возможность говорить о том, что наилучших показателей результативности обучения удается достичь при уровне вовлеченности студентов в работу с ИКТ-технологиями от 60 до 80 %. При этом увеличение длительности работы с системой внутри каждой из групп с одинаковыми требованиями к погружению в систему не гарантирует улучшения результатов обучения, а, напротив, служит отрицательной характеристикой неуспевающих студентов. Опираясь на результаты, полученные в процессе анализа данных опросного анкетирования как одного из наиболее эффективных инструментов системы менеджмента качества, можно делать выводы о психологических предпочтениях обобщенной совокупности студентов и профессорско-преподавательского состава относительно 60-70 %-ного диапазона использования электронного обучения в процессе смешанного. Графической анализ, очевидно, показывает тенденцию к возрастанию успеваемости студентов с увеличением доли использования доли ЭОР в образовательном процессе. Таким образом, при 30 %-ном традиционном взаимодействии и 70 %-ном внедрении ИКТ-технологий удается добиться наиболее успешного усвоения студентами материала изучаемой дисциплины и продемонстрировать наилучшие показатели успеваемости по итогам семестра. SWOT-анализ Сильные стороны (S) Слабые стороны (W) Развитие дополнительных мультимедийных каналов связи обучающегося с педагогом; строгая индивидуализация контроля личной учебной деятельности студента (персонализированное обучение); простота сочетания с традиционной формой обучения; объективность тестового контроля, исключающая субъективные личностные суждения об уровне компетенций; единство требований, предъявляемых ко всем испытуемым; дифференцированность шкалы балльно-рейтинговой системы; программные преимущества, обусловленные вариативностью системы и возможностью включения в информационную оболочку дополнительных модулей; сравнительно небольшие финансовые вложения, снижение общих издержек образовательного процесса; использование разнообразных увлекательных методов донесения учебной информации (видео-, аудиотрансляции, лабораторные работы и пр.); возможность дистанционного контакта с преподавателем и администрацией; вариативность соотношения традиционных и электронных методов обучения; высокий результат обучения (в случае хорошей психологической мотивации обучающегося) Сокращение времени личного общения педагога с обучающимся; оценка знаний и недостаточная оценка умений; невозможность оценить логику испытуемого и ход его рассуждений; несопоставимость весового коэффициента задания с его реальной сложностью; проблематичность развития навыков устной и письменной речи; слабо развитая инфраструктура региональных вузов и кадровые проблемы, связанные с недостаточными ИКТ-компетенциями преподавателей высшей школы; инвестиционно-экономические проблемы, связанные с кадровым обеспечением административного функционирования ИКТ-системы; отсутствие четкой позиции со стороны законодательства по внедрению электронных курсов; отсутствие системы общественных организаций, контролирующих электронные системы обучения в вузах; проблема оптимальности соотношения традиционных и электронных методов обучения; низкий результат обучения (в случае недостаточной психологической мотивации обучающегося Возможности (O) Угрозы (T) Возможность использования практически безграничного репозитория образовательных ресурсов; дополнительное стимулирование развития навыков компьютерной грамотности как у студентов, так и у преподавателей, расширение возможностей повышения профессиональной квалификации ППС; возможность получения полноценной аналитики обучения студентов; возможность систематического контроля со стороны преподавателей и администрации на всех этапах обучения; возможность установления двусторонней видеосвязи, фактически заменяющей личный контакт преподавателя со студентом; обеспечение эффективной проверки интеллектуальных и практических умений студента; стимулирование непрерывной самостоятельной работы студента; возможность улучшения сформированности знаний, умений, навыков и компетенций у выпускников вуза; привлечение дополнительных высокопрофессиональных кадров в состав административного персонала вуза; дополнительное программно-технологическое оснащение материального комплекса вуза; финансово-экономическое удешевление процесса обучения; трансформация образовательного процесса в общее инновационное развитие страны Ограничение на использование авторских прав в электронной форме учебных изданий; недостаток уровня компьютерной грамотности, необходимой для успешного обучения с применением ИКТ-технологий; наличие в учебных планах сложно трансформируемых в электронную оболочку дисциплин; перенасыщение образовательного процесса информационными технологиями, а следовательно, снижение восприятия; вероятность «угадывания» верного ответа из множества предложенных вариантов; повтор вопросов при многократном прохождении одного и того же задания; отсутствие контроля самостоятельности выполнения заданий и проблема аутентификации пользователя; непроработанность нормативно-методической базы; необходимость постоянного доступа в сеть Интернет; обязательная процедура лицензирования и сертификации собственного программного обеспечения; появление ИКТ-технологий низкого качества и непредсказуемость возможных путей его развития; угроза полного перехода на дистанционное обучение и абсолютный отказ от традиционных способов донесения знаний Таблица 2 Анализ взаимосвязи успеваемости студентов и длительности использования ЭОР Уровень погружения, заданный % работы в ЭОР Среднее значение потраченного времени на работу с ЭОР, ч Средний уровень успеваемости по группе, дол. ед. Коэффициент корреляции Коэффициент детерминации 20 3,7793 0,6036 -0,8218 0,6754 30 6,5770 0,7204 -0,8170 0,6674 40 9,4457 0,6950 -0,8342 0,6959 50 10,8563 0,8137 -0,9046 0,8183 60 18,0833 0,8767 -0,9220 0,8500 70 21,1606 0,8744 -0,9747 0,9500 80 27,8641 0,8300 -0,9569 0,9157

Ключевые слова

web-enhancer learning, mixed-mode learning, hybrid learning, quality of education, competence, e-learning resources, blended learning, information and communication technology, компетенции выпускника, качество образования, информационно-коммуникационные технологии, компетентностный подход, смешанное обучение, электронные образовательные ресурсы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ломоносова Н.В.Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»natvl@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Силкин К.Ю. Геоинформационная система Golden Software Surfer 8: учеб.-метод. пособие для вузов. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008.
Ломоносова Н.В., Мурадов И.В. Закономерности формирования электронных образовательных ресурсов в процессе смешанного обучения студентов // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. статей международной научно-практической конференции (3 апреля 2016 г.). - Ч.1. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 134-141.
European University Association, 2014 [Электронный ресурс]. - http://www.openeducationeuropa.eu/sites/default/files/news/e-learning%20survey.pdf (дата обращения: 17.03.2016).
Евсеева А.М. Смешанное обучение как форма организации учебного процесса по иностранному языку в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
 Оптимизация критериев смешанного обучения студентов вуза на основе рационального сочетания традиционных и электронных методов взаимодействия | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 4(64). DOI: 10.17223/16095944/64/4

Оптимизация критериев смешанного обучения студентов вуза на основе рационального сочетания традиционных и электронных методов взаимодействия | Открытое и дистанционное образование. 2016. № 4(64). DOI: 10.17223/16095944/64/4