Современные информационные технологии как фактор формирования учебного альянса в высшем образовании в Российской Федерации | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 1(65). DOI: 10.17223/16095944/65/10

Современные информационные технологии как фактор формирования учебного альянса в высшем образовании в Российской Федерации

Рассмотрена проблема внутренней среды взаимодействия преподавателей и учебных групп в высшем образовании. Предлагается назвать такую среду учебным альянсом. Показаны результаты устного опроса студентов, в соответствии с которыми студенты признают учебный альянс как реально существующий феномен. Показано, что формирование учебного альянса зависит как от личностных качеств преподавателей, так и от характеристик учебных групп, показаны эти качества и характеристики. Доказывается, что одним из основных средств формирования учебного альянса являются современные информационные технологии и прежде всего коммуникация преподавателя со студентами посредством глобальной сети Интернет. Доказано, что наличие такой коммуникации способствует формированию учебного альянса. Ставится вопрос об этике интернет-коммуникации преподавателей и студентов.

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR IN FORMATION OF EDUCATIONAL ALLIANCE IN HIGHER EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDE.pdf Одним из основных вопросов современного высшего образования в России является вопрос о повышении его качества. В условиях невысокой заработной платы преподавателей вузов, подушевого финансирования высших учебных заведений, низкой мотивации большинства студентов решение данного вопроса сталкивается со значительными сложностями. В такой ситуации важными становятся учебные феномены, на первый взгляд не имеющие особого значения. Одним из таких феноменов является внутренняя атмосфера, которая складывается в процессе взаимодействия конкретного преподавателя с конкретной учебной группой в процессе обучения. От характеристик этого взаимодействия в значительной степени зависит качество обучения конкретной учебной дисциплине. В зависимости от этих характеристик обучение может быть более или менее успешным. Таким образом, возникает проблема исследования внутренней среды взаимодействия преподавателя с учебными группами студентов. По сути дела, едва ли не единственным фактором, способным нивелировать негативные тенденции высшего образования, обозначенные выше, является оптимизация такого взаимодействия. В результате исследование вопросов, связанных с данной проблемой, приобретает значительную актуальность. Их игнорирование лишает преподавателей серьезных инструментов, позволяющих им воздействовать на качество образовательного процесса. Учитывая развитие современных информационных технологий и их повсеместную распространенность, а также потенциальную ориентацию студентов на их использование во всех сферах учебной (а часто и внеучебной) деятельности, возникает вопрос о возможности влияния преподавателя на внутреннюю среду взаимодействия со студентами посредством современных информационных технологий. Исследованию обозначенных вопросов и будет посвящена данная работа. В наших предыдущих исследованиях, описывающих среду взаимодействия преподавателей и студентов, такая среда обозначена как учебный альянс [1, 2], там сказано: «…учебный альянс показывает состояние глубинного сотрудничества между преподавателем и студентом, направленное на достижение образовательной цели и преодоление сопротивлений внешнего и внутреннего характера, препятствующих достижению этой цели» [1. С. 52]. В результате можно говорить о том, что состояние учебного альянса является одной из целей взаимодействия преподавателя с конкретной учебной группой. Из практики образовательной деятельности известно, что бывают группы «простые» и «сложные», те, с которыми работать тяжело, и те, с которыми работать легко. Это отмечают практически все опрошенные нами преподаватели. С другой стороны, мы провели небольшой опрос среди студентов, где основным вопросом был следующий: «Наблюдаете ли Вы, что с некоторыми преподавателями возникает особое состояние сотрудничества, характеризующееся пониманием и осознанием целей, методов и требований к учебному процессу в данной конкретной дисциплине?». Для студентов такой вопрос оказался весьма неожиданным, в вербальном общении они отвечали на него неохотно. Гораздо проще им было говорить об этом посредством современных информационных технологий, а именно через социальную сеть «В Контакте». Полученные ответы показывают, что такое состояние сотрудничества действительно возникает с некоторыми преподавателями по некоторым учебным дисциплинам, однако такое бывает далеко не всегда и не со всеми. Обращают на себя внимание два факта: во-первых, практически все студенты отмечают, что данное состояние не зависит от легкости получения у преподавателя формальной оценки по данной дисциплине. По их мнению, большее значение имеют профессиональная компетентность и реальный авторитет преподавателя, нежели возможность получения оценки «на халяву». Во-вторых, как уже упоминалось, студентам явно легче обсуждать такого рода проблемы посредством современных информационных технологий, нежели «глаза в глаза». На этом явлении мы подробнее остановимся в дальнейшем, пока же заметим, что коммуникация такого рода имеет свои специфические особенности и во многом отличается от реальной общепринятой коммуникации. Сам по себе учебный альянс является скорее процессом, нежели конкретным результатом, он формируется в процессе всего взаимодействия преподавателя с учебной группой. При этом процесс этот двухсторонний, т.е. он развивается как с позиции преподавателей, так и со стороны студентов. Сами по себе учебные группы крайне неоднородные, студенты отличаются друг от друга по характеру, поведению, полу, отношению к учебе и другим факторам. Поэтому учебный альянс формируется с каждым из них в разной степени, однако его формирование с учебной группой в целом, судя по всему, не является иллюзией, но представляет собой реально существующее явление. Вместе с тем можно утверждать, что формирование учебного альянса возможно далеко не у каждой группы с каждым преподавателем. Какие же факторы влияют на его формирование? Перечислим их, исходя из наблюдений нашей преподавательской практики, с одной стороны, и результата опроса и общения со студентами - с другой. Итак, с какими группами формирование учебного альянса возможно более всего? 1. Студенты характеризуются высокой мотивацией к учебной деятельности, в таких группах большинство студентов заинтересовано в процессе обучения, студенты задают вопросы, интересуются предметом, вовремя выполняют учебные задания, а иногда и предлагают свои собственные. 2. Уровень общего развития обучающихся достаточно высок. Они достаточно много читают, интересуются различными аспектами социальной жизни, имеют свое собственное мнение по многим вопросам, обладают высокой эрудицией. 3. Студенты достаточно открыты и ориентированы на коммуникацию, легко идут на контакт, готовы к обсуждению учебных вопросов, легко высказывают свое мнение. Вероятно, эти три фактора являются основными, возможно, другие преподаватели добавят к ним еще что-то, принципиально этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании. С другой, стороны, студенты указали следующие факторы, влияющие на формирование учебного альянса: 1. Интерес к предмету, понимание его смысла и значения. Наличие ответа на вопрос «А зачем это надо?». 2. Компетентность преподавателя, его знание предмета, умение научить данному предмету. 3. Способность не создавать ненужные трудности в обучении, отсутствие мелочности и придирок. 4. Коммуникативные качества преподавателя, его общий уровень развития, открытость и доброжелательность. Необходимо отметить, что обозначение данных факторов требует от студентов значительной рефлексии учебного процесса, к которой способен далеко не каждый из них. Рассматривая все перечисленные факторы формирования учебного альянса как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей, становится ясно, что использование современных информационных технологий способно оказывать значительное влияние на каждый из них. Исходя из сказанного, очевидно, что учебный альянс формируется в результате коммуникации. Информационные технологии же представляют большое количество средств для реализации данной функции. Коротко рассмотрим их. Во-первых, это социальные сети. Современные социальные сети позволяют осуществлять коммуникацию как в режиме реального времени, так и в режиме форумов, который предусматривает возможность отвечать на сообщения в любое удобное время. Кроме того, социальные сети позволяют обмениваться файловой информацией фактически любого формата и объема. Во-вторых, интернет-пейджеры. Ранее очень распространенное средство коммуникации. Позволяют осуществлять фактически то же самое, что и социальные сети, однако социальные сети предназначены не только для коммуникации, но и для реализации целого ряда других функций, часто предоставляют возможность голосового и видеообщения. В-третьих, чаты. Позволяют осуществлять коммуникацию только в режиме реального времени, сейчас используются относительно редко. В-четвертых, интернет-форумы, как правило, средства тематического общения, не предназначенные для коммуникации в режиме реального времени. Таким образом, можно видеть, что современные информационные технологии предоставляют значительное количество средств для реализации функции коммуникации. Уже более четырех лет мы в нашей обучающей деятельности активно используем социальную сеть «ВКонтакте». Рассмотрим, как использование коммуникации посредством данной социальной сети может влиять на формирование учебного альянса. 1. Мотивация к учебной деятельности. Вне-учебная коммуникация посредством социальной сети позволяет значительно повысить мотивацию студентов к учебной деятельности, появляется возможность обсуждения учебных вопросов, не входящих непосредственно в программу обучения. Кроме того, социальная сеть является хорошим средством организации совместной научной деятельности. Так, при посредстве только сетевой коммуникации нами было написано несколько статей с одним из студентов. Другой студент обратился к нам за помощью в научном руководстве, в результате им было написано несколько научных статей для различных конференций. 2. Социальные сети позволяют ближе познакомиться с учащимися, узнать об их уровне общего развития, понять их интересы и ценности. В ситуации такого общения преподаватель обязан соблюдать принцип невмешательства в личную жизнь студентов, он может пользоваться полученной информацией, но делать это следует осторожно, без какого-либо даже малейшего злоупотребления. Установить доверительный контакт со студентом очень сложно, а испортить его крайне просто, поэтому, получая информацию о ком-либо из студентов из социальных сетей, необходимо пользоваться ей с огромной осторожностью. Вопрос об этике использования такой информации является предметом дополнительных специальных исследований, но его сложность и важность видны уже сейчас. 3. Социальные сети позволяют раскрыть многих студентов с точки зрения их готовности к коммуникации. Многие из студентов, неохотно проявляя себя на занятиях, в социальных сетях ведут себя совершенно иначе. Установление хорошего доверительного общения в социальной сети затем может способствовать тому, что студент и на занятиях будет активно вести себя, вступать в коммуникацию, отвечать на поставленные вопросы и выполнять учебные задания. Вместе с тем многим из них легче общаться при помощи письма, чем при помощи слов, поэтому общение при помощи социальной сети расширяет репертуар коммуникативных средств как таковой. 4. Интерес к предмету и понимание его смысла и значения. Коммуникация посредством социальной сети позволяет объяснить смысл изучаемого предмета, показать его неизвестные и необычные стороны, его пользу в тех или иных ситуациях, которые на занятии просто не было возможности рассмотреть. Тем самым студенты получают ответ о смысле и назначении данного учебного предмета, а понимание этого смысла в свою очередь повышает их уровень учебной мотивации, тем самым способствуя росту качества обучения как такового. 5. При взаимодействии в социальной сети преподаватель может показать уровень своей профессиональной компетентности, в котором некоторые студенты могут сомневаться, он показывает свою профессиональную эрудицию, свое знание предмета. Кроме того, социальная сеть дает возможность объяснить некоторые сложные моменты дисциплины, которые могут быть неясны для того или иного студента. Появляется возможность проявить свою профессиональную компетентность как преподавателя, показать, что преподаватель не только владеет предметом, но еще и может хорошо и грамотно научить ему. Учитывая, что все объяснения преподавателя записываются, студент может вернуться к ним в дальнейшем. Таким образом, социальная сеть выступает как средство обучения, во многом превосходящее общепринятые средства. Помимо этого, обучение при помощи социальной сети способствует возрастанию авторитета преподавателя. А учитывая, что качественные объяснения того или иного вопроса могут распространяться студентом на всю группу, просто при помощи при публикации в сообществе данной группы (а практически все учебные группы студентов сейчас имеют такие закрытые сообщества в социальных сетях), то происходит общее повышение авторитета преподавателя. 6. Способность не создавать ненужные трудности в обучении, отсутствие мелочности и придирок. Посредством социальных сетей (или других средств интернет-коммуникации) преподаватель может объяснить свои требования намного более ясно и четко, чем на занятиях. Вообще сам факт готовности преподавателя не просто потребовать, но объяснить, чем вызваны те или иные требования, способствует повышению его авторитета среди студентов. Они гораздо охотнее будут выполнять те требования, смысл которых они понимают, чем те, которые они считают «бесполезными придирками». Учитывая, что объяснение, данное одному студенту, становится известно всей учебной группе, особенно если преподаватель специально об этом попросит, также повышает его авторитет, а значит, способствует формированию учебного альянса. 7. Коммуникативные качества преподавателя, его общий уровень развития, открытость и доброжелательность. Сам факт вступления преподавателя в интернет-коммуникацию со студентом показывает его высокие коммуникативные качества. В процессе такой коммуникации преподаватель может показать себя открытым, доброжелательным человеком, проявить свой уровень общего развития. Так как информация между студентами распространяется очень быстро, то даже одно проявление доброжелательности, готовности пойти навстречу студенту становится достоянием всей учебной группы и способствует повышению авторитета преподавателя. При этом надо избегать фамильярности в общении со студентами. Доброжелательность не должна восприниматься как нетребовательность, необходимо пресекать все даже самые незначительные проявления неуважения; обращение к преподавателю должно быть строго на «Вы». Однако следует отметить, что за 4 года нашего общения со студентами в социальной сети не было ни одного случая, когда бы студенты вели себя хоть сколько-нибудь неуважительно по отношению к нам. В отличие от многих других профессиональных ситуаций студенты четко чувствуют психологическую дистанцию, общаются предельно вежливо и корректно и никогда не злоупотребляют возможностью такого общения. Соблюдение ими этики можно назвать практически абсолютным. В свою очередь, преподаватель, вступая в интернет-коммуникацию со студентами, берет на себя негласное обязательство также придерживаться этики профессионального общения. Он не имеет права каким-либо образом унижать или обижать студентов. Равенство сетевой коммуникации предполагает соблюдение дистанции общения с обеих сторон. Однако, как можно видеть, интернет-коммуникация в целом требует как от преподавателей, так и от студентов значительной внутренней дисциплины, так как отсутствие непосредственного контакта провоцирует обе стороны на нарушение этики общения. Таким образом, современные информационные технологии являются одним из факторов, значительно способствующих формированию учебного альянса в высшем образовании. Сделаем следующие выводы: 1. В условиях современного высшего образования большое значение имеет формирование особого состояния сотрудничества между учебными группами и преподавателями, которое мы называем «учебным альянсом». 2. Одним из средств формирования учебного альянса являются современные информационные технологии, предоставляющие большой репертуар методов коммуникации через глобальную сеть Интернет. 3. Коммуникация посредством современных информационных технологий влияет практически на все факторы формирования учебного альянса, важные как для преподавателей, так и для студентов. 4. В процессе коммуникации посредством современных информационных технологий необходимо соблюдать этику профессионального общения, сохранять адекватную психологическую дистанцию общения, в случае необходимости быть готовым объяснить это студентам (у автора работы такой необходимости за всю его практику не было). В результате можно утверждать, что использование современных информационных технологий является одним из наиболее значимых способов формирования учебного альянса между преподавателями и учебными группами студентов в высшем образовании.

Ключевые слова

учебный альянс, социальные сети, коммуникация, студенты, преподаватели, Training Alliance, social networking, communication, students, teachers

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Эрштейн Л.Б.Высшая школы печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайнаleoleo1972@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Эрштейн Л.Б. Научное руководство: теория и методика / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербургский гос. ун-т технологии и дизайна Северо-Западный ин-т печати». - СПб.: Петербургский институт печати, 2013. - 195 с.
Эрштейн Л.Б. Формирование информационно-коммуникационной компьютерной компетентности на основе тьюторинга в процессе обучения студентов по направлению «Менеджмент»: дис.. канд. пед. наук. - СПб., 2009. - 210 с.
 Современные информационные технологии как фактор формирования учебного альянса в высшем образовании в Российской Федерации | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 1(65). DOI: 10.17223/16095944/65/10

Современные информационные технологии как фактор формирования учебного альянса в высшем образовании в Российской Федерации | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 1(65). DOI: 10.17223/16095944/65/10