Массовый открытый онлайн-курс как образовательный продукт: требования к содержанию, оформлению, продвижению и сопровождению учащихся | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 1(69). DOI: 10.17223/16095944/69/1

Массовый открытый онлайн-курс как образовательный продукт: требования к содержанию, оформлению, продвижению и сопровождению учащихся

Рассматривается формат МООК как образовательный продукт, целью реализации которого является коммерческая выгода и удовлетворение потребностей потребителей. Для успешной коммерциализации онлайн-курса выделены ключевые принципы проектирования содержания продукта, его презентации, привлечения целевой аудитории и сопровождения слушателей. Применение этих принципов на практике позволяет повысить эффективность продажи образовательного продукта. Представлен список критериев для экспресс-оценки маркетингового потенциала готового МООК, показан пример дальнейшей модернизации курса и положительный эффект от его реализации.

MOOC as an educational product: requirements for the content, design, promotion and accompaniment of students.pdf Еще в конце 70-х - начале 80-х гг. ХХ в. в западной социологии возникла концепция информационного общества, которая сформировалась в рамках концепции постиндустриализма. Основатель концепции Д. Белл выделил главные тенденции, образующие постиндустриальную структуру. Главная характеристика информационного общества - переход от общества, производящего товары, к обществу, которое производит услуги, в том числе и образовательные, какими и являются массовые открытые онлайн-курсы (МООК) [1]. Доминантами общественного развития теперь становятся знания и технологии, определяющие основу социально-экономической жизни. Начинает преобладать информационный сектор экономики, к которому относятся все занятые в производстве, обработке и распространении информации, а также все те, кто создает и поддерживает информационную структуру. Теперь информация и знания, постоянное освоение новых знаний, саморазвитие становятся основными характеристиками общества, а не труд и капитал, как это было раньше. Именно информация управляет поведением и производителей, и потребителей. Главной ценностью в информационном обществе становится использование новых информационных технологий с целью удовлетворения культурных и личностных потребностей. Появление МООК как развитие электронных технологий в образовании является ярким примером возможностей удовлетворения образовательных потребностей в информационном обществе. МООКи все чаще становятся не только имиджевыми проектами, направленными на продвижения бренда университетов, но и коммерческими продуктами, и, как и другие продукты, продвигаются на рынке. В широком смысле продвижение - это не только поиск и привлечение потенциальных потребителей продукта. Это особые требования к содержанию курса, его оформлению и представлению, а также сопровождению слушателей во время и после обучения. Недостаточное внимание хотя бы к одному из перечисленных аспектов продвижения может существенно снизить коммерческую успешность МООК и удовлетворённость учащихся. Целью данной работы является выявление особенностей продвижения МООК как образовательного продукта. На первом этапе изучения особенностей продвижения проанализированы требования, которые предъявляются МООК в зарубежных университетах. На основе анализа зарубежного опыта [2-5] были выделены и рассмотрены критерии, которым должен соответствовать образовательный продукт в формате МООК. В первую очередь это особые требования к содержанию. Поскольку платные МООК, как правило, направлены на получение конкретных практических навыков и знаний в какой-то узкоспециализированной области, то учебные материалы, которые размещаются в нём, должны быть направлены на формирование практических навыков. Слушатель должен получить информацию из курса и применить ее при решении конкретной задачи [2]. Если материал не будет прикладным, а только теоретическим, то слушатели будут отказываться от оплаты за курс и его полное прохождение [3, 4]. При этом нужно учитывать особенности доступа к содержанию курса отдельных платформ онлайн-обучения. Например, на Coursera весь лекционный материал курса доступен слушателям бесплатно, а задание - только после оплаты. Поэтому для лучшей монетизации в курсе материалы, формирующие конкретные навыки, лучше размещать не в формате общедоступных видеолекций, а в виде заданий. Важное значение для успешной продажи образовательных продуктов имеет форма их представления. МООК не является здесь исключением. Речь идет не только о приемах дизайна и следовании корпоративному стилю организации разработчика. Представление включает в себя работу по включению материалов курса в более широкий содержательный и эмоциональный контекст: рассказ об университете в целом, факультете, кафедре, преподавателях, которые разрабатывали курс, их биографиях и темах исследований, отзывы от слушателей, прошедших курс, презентации их проектов по применению полученных навыков на практике. Эта информация позволит слушателям поближе познакомиться с университетом, в котором они будут обучаться в формате МООК виртуально, и повысить доверие к источнику новых знаний и навыков. Во многом успешные продажи продукта обеспечиваются эффективным использованием инструментов рекламы. Для продвижения МООК нужно использовать анонсы о запуске курса на сайте университета (факультета, кафедры), публикации информации в образовательных каталогах, на специализированных тематических порталах и форумах, платные объявления контекстной и таргетированной рекламы, продвижение курса в социальных медиа. При работе в социальных медиа необходимо определить, в какой именно социальной сети находится ваша аудитория, создать сообщество и приглашать в него потенциальных и уже реальных слушателей, публиковать интересные материалы по теме курса. Также рекомендуется сделать поисковую оптимизацию веб-страницы, где размещается информация о МООК. Несмотря на то, что МООКи появились благодаря развитию технологий электронного обучения, продвигать данные курсы можно не только в онлайн-пространстве, но и в офлайн, где продвижение рассчитано прежде всего на студентов университета, где курсы разрабатываются. Для этого проводятся очные встречи - MeetUP, на которых авторы сообщают уже записавшимся на курс студентам актуальные новости по тематике МООК, дополнительные сведения, а у слушателей появляется возможность задать вопросы и проконсультироваться у авторов очно. Помимо сопровождающей функции, у таких встреч есть и сопутствующая задача: привлечение через офлайн новых слушателей и создание информационных поводов для рекламы в онлайн. Для формата МООК характерна низкая доля слушателей, завершивших обучение относительно количества записавшихся на курс. Поэтому работа по удержанию слушателей на курсе позволяет увеличить продажи образовательного продукта. Ведь очень часто в МООК плата взымается не за доступ к знаниям, а за подтверждение полученных в курсе знаний и навыков через итоговое задание и выдачу сертификата об окончании. Поэтому очень важно, чтобы слушатель прошел курс до конца. Основные приемы удержания слушателей в МООК: • оперативные ответы на вопросы в форуме курса (в течение суток); • организация обратной связи от слушателей в конце каждой недели курса для выявления трудностей в понимании материала и выполнении заданий (анализ ответов позволит улучшить курс в дальнейшем); • сбор отзывов в конце курса (общее впечатление о курсе, оправдывает ли он ожидания, практическая ценность); • наличие в курсе кроме видеоконтента заданий и тестов, вопросов и тем для обсуждений в форуме с призывами участвовать в дискуссии, глубже разобраться в теме, делиться интересными материалами по теме; • рассылка дополнительных материалов по почте слушателям курса: полезные книги, статьи, видео, инфографика; • проведение вебинаров - консультации слушателей, презентации других образовательных программ вуза, дополнительные мастер-классы по запросу слушателей; • регулярные уведомления по электронной почте о старте занятий, о новой неделе, о сроках дедлайна. Слушателям, завершившим специализацию, авторы могут продолжать присылать полезные материалы на почту: книги, статьи по теме, полезные советы, дополнительные инструменты, мастер-классы, вебинары. Если при перезапуске курса появляются обновления, то об этом также сообщается слушателям, завершившим обучение. Таким образом, коммуникация со слушателями не прерывается, за счет чего удается приглашать слушателей на другие программы, связанные с предметной областью, т.е. продавать сопутствующие образовательные продукты. Примером применения представленных принципов разработки, продвижения и сопровождения МООК может служить результат обновления одного из курсов Томского государственного университета. В начале работ по модернизации курса был проведен аудит содержания по результатам обратной связи от слушателей, прошедших обучение. Авторы учли замечания слушателей и внесли изменение в содержание, в частности, была усилена практическая направленность видеолекций и заданий и сформирована подборка дополнительных материалов к каждой теме курса. Аудит дизайнерских приёмов представления контента курса показал, что все материалы соответствуют единому корпоративному стилю, курс содержит исчерпывающую информацию об университете, факультете, кафедре, преподавателях-авторах. Оценка мероприятий по привлечению в курс новых слушателей выявила возможность применения дополнительно инструментов продвижения. Новый цикл распространения информации о курсе среди потенциальных слушателей включал в себя: • публикации информации о курсе на сайте университета, факультета, кафедры, где курс был разработан; • публикации информации в образовательных каталогах, на порталах, форумах; • продвижение в социальных медиа; • поисковую оптимизацию страницы с описанием курса; • контекстную и третированную рекламу; • формирование базы контактов потенциальных слушателей и рассылку по ней приглашений. Аудит форм работы при сопровождении слушателей во время обучения на курсе показал, что применяются не все из перечисленных выше приемов мотивации и удержания. Поэтому при обновлении курса были разработаны и встроены анкеты обратной связи, организована оперативная подготовка и публикация ответов на вопросы в форуме, запланирована регулярная рассылка уведомлений о сроках дедлайнов и дополнительных материалов к курсу по электронной почте, подготовлены дополнительные вебинары, создано сообщество для слушателей курса «ВКонтакте», где регулярно публиковались советы и рекомендации по теме, кейсы, ответы на вопросы слушателей. Измерения статистики по слушателям курса за 5 месяцев до модернизации и 5 месяцев после показали следующие результаты: • увеличение количества новых слушателей в 3 раза; • увеличение в 2 раза доли слушателей, завершивших обучение и оплативших сертификат; • уменьшение в 10 раз количества негативных отзывов, увеличение положительных в 2,5 раза. Таким образом, при соблюдении всех выше-указанных рекомендаций, тщательной аналитики перед запуском курса удастся привлечь новых слушателей, удержать и вовлечь их в образовательный процесс. Для комплексного аудита маркетингового потенциала МООК можно использовать список требований, представленных в таблице. Чек-лист по оценке маркетингового сопровождения МООК Требование Соответствие требования (несоответствие, частичное соответствие, соответствие) Рекомендации по улучшению Содержание курса Практико-ориентированный контент Ключевая информация, инструкции и рекомендации, связанные с практическими навыками, доступны в платной части курса (задания) Дополнительные материалы для каждой темы курса Представление курса При оформлении материалов используется корпоративный стиль университета В информации о курсе указаны аффилиация с организацией-разработчиком (университет, факультет, кафедра, лаборатория) и контакты авторов Промовидео об университете Информации об образовательных и исследовательских проектах в университете по тематике курса. Форматы и способы участия в них Отзывы выпускников курса Привлечение новых слушателей Публикация информации о курсе на сайтах университета и его партнеров Публикация информации в образовательных каталогах и специализированных тематических порталах, форумах Платная таргетинговая и контекстная реклама Привлечение слушателей на курс в социальных сетях с помощью методов SMM (Social Media Marketing): «посев», «инвайтинг» Специальное сообщество в социальной сети для привлечения новых слушателей Поисковая оптимизация страницы с описанием курса Формирование базы e-mail адресов потенциальных слушателей и рассылка приглашений Привлечение новых слушателей из других курсов, разработанных университетом Привлечение слушателей через офлайн-мероприятия и каналы коммуникации: конференции, публикации в бумажных изданиях, выставки и т.д. Удержание и вовлечение слушателей на курсе Оперативные ответы на вопросы слушателей в форуме (не позднее суток) Регулярная обратная связь по завершении каждого модуля. Анализ отзывов и улучшения материалов курса Сбор отзывов о курсе у завершивших обучение Инициирование обсуждений в учебном форуме курса Рассылка слушателям дополнительных материалов по почте: полезные книги, статьи, видео, инфографика Регулярная рассылка напоминаний о запуске новых модулей и дедлайнах Проведение вебинаров для слушателей курса

Ключевые слова

МООК, массовые открытые онлайн-курсы, продвижение образовательных услуг, MOOC, promotion of MOOC, mass open online courses, promotion of educational services

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Коновалова А.Н.Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Россияkonovalova@ido.tsu.ru
Фещенко А.В.Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Россияfav@ido.tsu.ru
Всего: 2

Ссылки

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999.
Stewart McAuley B., Siemens G, Cormier D. The MOOC Model for Digital Practice, 2010. - P. 5.
Raj M., Raguraman M., Veerappan R. Marketing of Educational Services: Research on Service Providers Satisfaction // International Journal of scientific research and management. - 2013. - Vol. 1. - Р. 435-440.
Kalenskaya N., Gafurov I., Novenkova A. Marketing of Educational Services: A New Strategy for Customer Satisfaction // Procedia Economics and Finance. - 2013. - Vol. 5. - Р. 368-376.
Marketing of Educational Service [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.scribd.com/doc/19986420/Marketing-of-Educational-Services (дата обращения: 17.12.2017).
 Массовый открытый онлайн-курс как образовательный продукт: требования к содержанию, оформлению, продвижению и сопровождению учащихся | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 1(69). DOI: 10.17223/16095944/69/1

Массовый открытый онлайн-курс как образовательный продукт: требования к содержанию, оформлению, продвижению и сопровождению учащихся | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 1(69). DOI: 10.17223/16095944/69/1