ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ С ПОМОЩЬЮ SMART-BOARD | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 3(71). DOI: 10.17223/16095944/71/2

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ С ПОМОЩЬЮ SMART-BOARD

Рассматриваются перспективы использования SMART-board для расширения словарного запаса лексики на иностранном языке в условиях военного вуза. Анализируются возможности интерактивной доски для моделирования многослойного текстового поля как основы для введения новых слов, практики их употребления в речевых ситуациях военной сферы. Описаны принципы создания речевых ситуаций, в которых языковой материал, символы и пиктограммы функционируют в едином контексте. Отмечается, что успешность усвоения лексики напрямую зависит от использования возможностей SMART-board: визуальное представления лексических единиц в символах и закрепление их в режиме многоуровневой тренировки. В данном исследовании особое внимание уделяется введению и закреплению профессионально-ориентированной лексики в сюжете. Результаты исследования могут использоваться при разработке мультимедийных материалов для обучения лексике в условиях военного вуза.

TEACHING FOREIGN LANGUAGE VOCABULARY WITH THE SMART-BOARD ASSISTANCE.pdf В современном военном образовании идет постоянный поиск новых форм, создающих условия для повышения эффективности процесса обучения иностранному языку. В этом процессе незаменимую роль играют мультимедийные технологии, которые не только расширяют кругозор при освоении иноязычного материала, но и способствуют реализации интегративного подхода, подразумевающего обучение различным видам речевой деятельности на основе применения компьютерных средств обучения в совокупности с информационными технологиями [1. С. 44]. Мультимедийные презентации, компьютерные обучающие программы, электронные учебники прочно вошли в процесс обучения иностранным языкам в военном вузе. Появились также SMART-технологии, которые представляются нам наиболее перспективными для использования в процессе обучения различным видам речевой деятельности. В.П. Тихомиров выражает одну из главных позиций современного образования: «Без SMART-технологий инновационная деятельность невозможна. Если система образования отстает от этих направлений развития, то она переходит в тормоз» [2]. Современная система образования предлагает широкий выбор технологий и средств обучения, способных обеспечить высокий уровень образования, соответствующий задачам современного общества. Вопросы использования этих технологий и получаемого с их помощью результата «лежат в разрезе SMART-education» [3]. Обучение в деятельности, которое включено в обучение с помощью SMART-технологий, способствует созданию диалогового режима общения между преподавателем и курсантами. Деятельность, которая поддерживает взаимодействие и общение преподавателя с курсантами, проецируемая на SMART-board, существенно отличается от деятельности, проецируемой на экран компьютера. С помощью интерактивной доски SMART-board преподаватель может перемещаться по экрану, концентрируя внимание курсантов на происходящем действии и включая их в это действие. Происходит процесс взаимодействия преподавателя и курсантов при изучении объекта или понятия. Заслугой SMART-board является то, что она стимулирует диалоговый режим общения. Когда преподаватель перемещает по доске интерактивные элементы, он вызывает реакцию курсантов и тем самым заставляет взаимодействовать с ним. К.М. Арынгазин, А.В. Дзюбина называют задачи, которые решают интерактивные доски: отойти от чисто презентационной формы подачи материала, повысить эффективность подачи материала, организовать групповую работу, навыки которой необходимы для успешной деятельности [4]. В отличие от мультимедийного проектора интерактивная доска не просто позволяет отобразить мобильную информацию, является не только средством визуального сопровождения урока, но и дает возможность включить учащихся в диалоговый режим обучения. Таким образом, SMART-board на уроках иностранного языка - это еще и одно из средств реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку [5]. Мы хотели бы поделиться некоторым опытом введения и активизации лексики для последующего построения устного высказывания по тематике военного вуза с использованием SMART-board. Для того чтобы автоматизировать навык использования языкового материала (слов, словосочетаний, речевых структур), необходимого для построения устного высказывания, курсанту требуется предварительная тренировка. SMART-board может успешно решать эту задачу. Одной из основных особенностей интерактивной доски SMART-board является то, что она дает возможность изменить проецируемый объект на экране. Поскольку преподаватель может сформировать любую речевую структуру, трансформируя ее языковые элементы, курсантам легче усвоить новые понятия. SMART-board - это не просто поддержка обучения. С ней могут менять способы обучения и мышления курсантов. SMART-board имеет такой потенциал за счет создания многочисленных слоев на одном экране, в которых последовательно могут вводиться и закрепляться языковые единицы через различные операции трансформации. Многослойность предполагает создание нескольких слоев, в которых представлен языковой материал для изучения и инструкции преподавателя (какие операции курсанту необходимо производить с языковым материалом). Создание многослойности - одна из уникальных особенностей SMART-board. Интерактивный экран разбивается на отдельные слои, в которых вводятся языковые единицы (слова, словосочетания, речевые модели), необходимые для решения какой-либо коммуникативной задачи. Интерактивный экран дает возможность курсанту переходить от одного слоя к другому, закреплять навык использования языковых единиц в речевых ситуациях. Использование многослойности - это инструмент, который может вывести изучаемый материал на новый уровень. Давая возможность курсанту производить различные комбинации с языковым материалом в слоях, мы создаем режим многократной тренировки и закрепления данного материала. Тренировка и закрепление языковых единиц в слоях имеет важное значение для курсантов с разным уровнем языковой подготовки. При необходимости курсант может вернуться к тому или иному слою, произвести еще раз операции с языковыми единицами и закрепить их значения в своем сознании. На SMART-board языковой материал может функционировать одновременно с символами. Символ (от греч. simbolon) - это знак или образ, который отражает какую-либо идею. Д.А. Подкопаев указывает на то, что знаки помогают осуществлять операции абстрагирования и обобщения отношений предметов, явлений и создают образ, который закрепляется в долговременной памяти эмоциональным фоном [6. С. 32, 38]. Автор выделяет такие функции знака, как сигнальная (побуждение к деятельности), информирующая, интегративная (объединение и уплотнение информации в знаке), структурирующая. Ю.Б. Кондратьева считает, что символ дает перспективу для развертывания мысли и заключает в себе свернутое в нем смысловое содержание, связывает различные элементы в одно систематическое единство, выступает «знакоподобным образованием», которое использует материально организованные ситуации (коммуникации) [7. С. 58]. Л.С. Выготский отмечает, что в знаке можно представить будущее действие, он создает «психологическое поле для действия» [8]. Е.В. Ищенко подчеркивает, что принцип движения, в котором знак изменяется (рассыпается и собирается), делает его смысл более ясным для аудитории [9. С. 122]. Автор уверен, что по тому, как появляется или передвигается знак, можно достроить его смысл и назначение в сочетании с выбранным сценарием. Он сравнивает динамическое разворачивание смысла с историей, которая рассказывается и фиксируется в памяти в виде знака [Там же. С. 83-86]. Е.Н. Михайлова вводит понятие «пластическая структура символа», которое позволяет свернуть и развернуть заложенные в нём смыслы. Автор считает, что функции символа реализовываются, если создается многослойный сюжет, где знак выполняет ту или иную функцию, переходя из слоя в слой. Развёрнутая система символов, по мнению автора, - это средство объединения многослойного пространства [10]. Символы и пиктограммы вводятся на экран и связываются с лексическими единицами различными комбинациями в рамках определенного сюжета, что важно при последующем построении речевых высказываний. Преподаватель моделирует сюжет, в котором будущее высказывание представлено в свернутом виде (в виде символов). В сюжете происходит взаимодействие языкового материала и символов. Символы в сюжете функционируют по заложенному преподавателем алгоритму. Преподавателю следует уделить особое внимание разработке алгоритма многослойного сюжета. Мы делим интерактивный экран на отдельные сюжеты, тем самым сосредоточиваем внимание курсанта на определенном информационном микрополе, в котором ему предстоит работать. SMART-board облегчает курсанту процесс фиксации символов и пиктограмм в своей памяти тем, что концентрирует внимание курсанта на манипулировании ими в интерактивном режиме на доске. Постепенно у курсанта вырабатывается навык сопоставления текста с символами и пиктограммами, механизм эквивалентных замен начинает успешно действовать. В дальнейшем символы и пиктограммы будут использоваться курсантом как опорные сигналы для описания того, что проходит на SMART-board. Следуя по алгоритму расположения сигналов, курсант опирается на него, как на план развертывания высказывания. Сюжет остается в памяти курсанта и в дальнейшем служит основой для высказывания. Исследование показало, что введение и закрепление новой лексики лучше всего производить в сюжете, который можно легко создать на SMART-board. Сюжеты можно расширять, соответственно расширяется и диалог с курсантом. Одним прикосновением к экрану преподаватель создает новый сюжет. Это позволяет ему не оставаться на уровне простой презентации. В своем исследовании мы увидели положительное влияние интерактивных технологий на обучение. На SMART-board преподаватель может не только спроектировать ситуацию, но и преобразовать ее так, чтобы выделить конкретные языковые элементы. Можно расширить эту операцию SMART-board тем, что курсант, а не преподаватель, создает свою ситуацию по доске. Другой вид деятельности при поддержке SMART-board - это мгновенная коррекция ошибок на экране. Это дает возможность курсантам искать языковые ошибки и исправлять их прямо на интерактивной доске. Выполняя такую коррекцию самостоятельно или с поддержкой других курсантов, они лучше усваивают закономерности функционирования лингвистических элементов. Курсантам нравится работать с SMART-board, которой можно управлять простым касанием. Это создает позитивное отношение, необходимое для обучения. Без положительного отношения к процессу обучения не может быть положительного результата работы. SMART-board создает такой позитивный настрой. Опыт работы с интерактивной доской позволяет нам сделать вывод о том, что SMART-board - это действительно новаторская и сильная поддержка учебного процесса. Прежде всего, она максимально раскрывает возможности мультимедиа, обогащая его интерактивностью. В рис. 1-6 представлены слои, в которых отрабатывается профессионально-ориентированная лексика по теме «Составление боевого приказа». Создавая различные комбинации с помощью интерактивных элементов (глаголы действия, символы боевых действий), курсант учится составлять боевой приказ. Преподаватель последовательно открывает слои и ставит курсанту следующие задачи: 1. Ознакомьтесь с английскими глаголами, их русскими эквивалентами и символами. 2. Подберите русские эквиваленты для английских глаголов. 3. Подберите английские эквиваленты для русских глаголов. 4. Свяжите английские глаголы с символами. 5. Подберите английские глаголы для предложенного набора символов. 6. Создайте боевой приказ, используя символы. Зачитайте боевой приказ.

Ключевые слова

plot, icons, language material, multi-layered text field, modeling, teaching vocabulary, SMART board, сюжет, символы, языковой материал, многослойное текстовое поле, моделирование, обучение иноязычной лексике, SMART-board

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Анисимова И.В.Филиал Военной академии материально-технического обеспеченияalexiz-17@yandex.ru
Сергиевская И.Л.Филиал Военной академии материально-технического обеспеченияalexiz-17@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Ищенко Е.В. Принцип окна в современной экранной культуре: дис. … канд. культурологии. - М., 2006. - 248 с.
Михайлова Е.Н. Многослойность художественного пространства балетного театра Р. Щедрина: дис. … канд. искусствоведения. - Саратов, 2009. - 191 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 6. - С. 49.
Кондратьева Ю.Б. Роль символов в социокультурной реальности: дис. … канд. филос. наук. - М., 2004. - 121 с.
Подкопаев Д.А. Методика развития понятийно-образного мышления студентов с использованием мультимедиа технологий: дис. … канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2009. - 195 с.
Белоусова О.Н. Использование функциональных возможностей интерактивной доски на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] / О.Н. Белоусова, С.Т. Драговская, М.А. Щербина. - Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/526747
Арынгазин К.М. Применение интерактивной доски в процессе изучения курса физики в сфере высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / К.М. Арынгазин, А.В. Дзюбина. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Aryngazin& Dziubina.
Тихомиров В.П. Smart-education: новый подход к развитию образования [Электронный ресурс] / В.П. Тихомиров, Н.В. Тихомирова. - Режим доступа: http://www.elearningpro.ru/forum/topics/smart-education
Тихомиров В.П. Мир на пути Smart Education: новые возможности для развития // Открытое образование. - 2011. - № 3. - С. 22-28.
Волынкина Н.В. Интеграция информационных и лингвистических (иноязычных) ресурсов в социально-культурном пространстве образовательной среды вуза / Н.В. Волынкина, В.В. Гладких // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8, № 10-2. - С. 42-44.
 ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ С ПОМОЩЬЮ SMART-BOARD | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 3(71). DOI: 10.17223/16095944/71/2

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ С ПОМОЩЬЮ SMART-BOARD | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 3(71). DOI: 10.17223/16095944/71/2