РЕЙТИНГИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 3(71). DOI: 10.17223/16095944/71/3

РЕЙТИНГИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ

Рассматривается проблема влияния рейтингов на изменение стратегии развития университетов. Приводится классификация наиболее актуальных для университетов мировых и национальных рейтингов, анализируются индикаторы и показатели, отражающие эффективность и качество образовательной и научной деятельности университетов и их влияние на развитие общества. Даются рекомендации для успешного продвижения университетов в международных и национальных рейтингах.

RATINGS AS A KEY FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITIES.pdf Введение В этом году исполняется 15 лет со дня, когда был опубликован первый международный рейтинг университетов мира: ARWU - The Academic Ranking of World Universities), или Шанхайский рейтинг (www.shanghairanking.com), - один из авторитетных мировых рейтингов университетов. Автором всемирно известного рейтинга университетов является Нянь Цай Лю, химик по первому образованию, обладатель докторской степени Queen's University (Канада), в 1999 г. он стал активно заниматься исследованиями в области образования, создав в Шанхайском университете Цзяо Тун команду из коллег и студентов. Всего через четыре года на их сайте в интернете впервые был опубликован Академический рейтинг мировых университетов (ARWU), получивший неофициальное название «Шанхайский рейтинг» [1]. Следует заметить, что первый рейтинг университетов был создан в 1983 г., когда журнал US News and World Report начал публикацию ежегодных рейтингов «Лучшие колледжи Америки». Но пальма первенства в международном ранжировании лучших университетов мира принадлежит «Шанхайскому рейтингу». В 2004 г. публикуется рейтинг британского еженедельника The Times Higher Education [2]. Первые годы данные для него собирались агентством «Quacquarelli Symonds» (QS), но с 2010 г. The Times Higher Education и агентство QS публикуют собственные рейтинги отдельно: The World University Ranking [2] и QS World University Ranking [3]. Методологии этих рейтингов построены на различных принципах сбора и обработки данных и имеют существенные отличия между собой и от рейтинга ARWU. Наряду с мировыми рейтингами года регулярно проводятся национальные рейтинги университетов. С 2005 по 2007 г. Министерство образования РФ проводило официальный рейтинг вузов России. С 2008 г. взамен официального рейтинга МОН РФ стал проводиться национальный рейтинг, организованный сначала независимым агентством «Рейтор», а с 2009 г. - информационным агентством «Интерфакс». В настоящее время существует как минимум 400 национальных рейтингов, зарегистрированных IREG (International Ranking Expert Group) - Международной обсерваторией по академическому ранжированию и превосходству [4], не менее 7 глобальных (мировых) рейтингов, и их количество постоянно увеличивается. Итогом ежегодно проводимых рейтингов университетов является публикация списков учебных заведений по определенным группам (регионам), упорядоченных в соответствии с общим набором показателей в порядке убывания, а позиция каждого университета в данном списке отражает его комплексную экспертную оценку со стороны общества. Несомненно, участие в рейтингах и занятие высоких позиций в них дает вузам ряд преимуществ: повышение инвестиционной привлекательности со стороны государства и бизнеса, влияние на выбор абитуриента, перспективы международного партнерства. Рейтинги дают возможность принимать обоснованные решения в масштабах государства представителям различных целевых аудиторий: абитуриентам и их родителям, работодателям и специалистам по подбору кадров, руководству вузов, органам управления образованием. Сегодня по умолчанию считается, что место страны в мировой системе науки и высшего образования определяется международным рейтингом ее ведущих университетов. Это стало особо актуальным в последние годы в условиях глобализации образования, вхождения России в Болонский процесс, повышения академической мобильности преподавателей и студентов. Принимая во внимание, что ранжирование университетов является средством (инструментом) измерения статуса университета в мировом научно-образовательном пространстве и результативности его деятельности по определенной метрике, сформированной в виде агрегированных показателей, необходимо четко представлять, каким образом виды деятельности университета оказывают влияние на повышение этих показателей. Таким образом, с первых дней создания рейтингов и по настоящее время мировые рейтинги университета являются объектом пристального внимания не только самих вузов, но и правительств и общественности разных стран. 1. Конкурентная среда Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу означало, что российские вузы выходят на мировой рынок образовательных услуг, где им необходимо будет соперничать с зарубежными университетами. Как следствие и в связи с нарастающей глобализацией экономической, политической и социокультурной жизни различных стран и регионов в последнее десятилетие значительно обострилась конкуренция между национальными университетскими системами. Сейчас практически все известные вузы в мире участвуют в гонке за абитуриентами и за различными формами финансирования. При этом ключевым фактором конкурентного успеха университета становится его репутация на национальном и международном образовательном рынке. Последнее стало особо актуальным в последние 20 лет в условиях возрастающей академической мобильности преподавателей и студентов. По данным экспертов Всемирного доклада по мониторингу образования и Международного института планирования образования, при ЮНЕСКО в настоящее время из более 200 млн студентов мира активно перемещается по зарубежным университетам до 4 млн человек. Следует сказать, что на долю России приходится лишь 5 % от общего количества иностранных студентов, в то время как США и Великобритания привлекают около 40 % иностранных студентов, а Германия и Франция - до 9 % [5, 6]. В этом процессе рейтинги играют очень важную роль. Если университет попадает в мировой или национальный рейтинг на ведущие места, то это резко повышает его привлекательность для абитуриентов, а также обеспечивает дополнительные субсидии государства. А хорошие позиции в рейтингах дают огромные преимущества университету. Кроме того, «топовые» позиции вуза в мировом рейтинге - это вклад и в формирование соответствующего имиджа страны. Подтверждением этому является утвержденная Президентом России В.В. Путиным Концепция экспорта российского образования, в которой отмечено, что конкурентоспособность российской системы образования может быть достигнута на основе реализации эффективной стратегии экспорта образовательных услуг, который для многих стран является прибыльным сектором экономики, важным направлением политики и показателем социального и культурного развития в условиях интернационализации российского образования, обеспечивающей повышение его уровня и качества. Следуя этой концепции, планируется увеличение к 2020 г. доли иностранных граждан до 5 % в общем контингенте учащихся вузов, а доходы от их обучения составят не менее 10 % от объема финансирования системы образования [7]. Таким образом, экспорт российского образования становится полноправным сектором экономики России. Поэтому руководство страны уделяет самое серьезное внимание к участию российских вузов в мировых и национальных рейтингах. 25 апреля 2012 г. принято Постановление Правительства РФ о признании Россией зарубежных дипломов о высшем образовании, ученых степеней и званий, где одним из критериев признания качества документов, выдаваемых зарубежной образовательной организацией, стало вхождение этой организации в первые 300 позиций одного из этих рейтингов: ARWU, THE WUR, QS WUR. A в первом Указе Президента России от 7.05.2012 г. записано: «...Вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов…». В табл. 1 приводятся основные характеристики наиболее популярных глобальных и национальных рейтингов университетов. Здесь QS EECA - региональный рейтинг QS по странам Восточной Европы и Центральной Азии; QS BRICS - региональный рейтинг по странам БРИКС; RUR - Round University Ranking, издаваемый российским рейтинговым агентством RUR Agency; U-Multirank - многомерный рейтинг, созданный по инициативе Комиссии ЕС. Наряду с глобальными рейтингами ежегодно публикуются отраслевые и предметные рейтинги ARWU, QS и THE, цель которых - выявить специфику и широту научных направлений вуза. Также важную роль в повышении имиджа вуза играют репутационные рейтинги QS и THE, основанные на экспертных опросах мирового академического сообщества и работодателей. Представленные в табл. 1 рейтинги имеют различные методологии, проявляющиеся прежде всего в различии количества индикаторов (измеряемых данных) и агрегированных показателей, отражающих эффективность деятельности вузов по основным направлениям: качество образования, результативность научной деятельности, широта международных связей, эффективность инноваций. Международные рейтинги вузов традиционно воспринимаются как важный критерий в оценке уровня экономического развития и сравнения достижений высшего образования различных стран мира. Поэтому постоянная поддержка высшего образования обществом имеет целью создать условия для университетов мирового класса. Вместе с тем анализ результатов участия российских университетов в мировых рейтингах показывает, что вхождение в верхние эшелоны рейтингов и занятие ведущих позиций связаны с достижением более высоких, чем имеющиеся сейчас, показателей университета. В табл. 2 приведены данные о количестве российских вузов, представленных в рейтингах QS и THE и занявших в них определенные позиции. Несмотря на значительную динамику продвижения российских вузов в рейтингах, число вузов, представленных в ТОП-300, остается крайне малым и составляет в лучшем случае менее 1 %. Вместе с тем практика международных рейтингов показывает, что университеты, входящие в первые позиции рейтингов, имеют ряд общих основных характеристик: значительную долю талантливых преподавателей и студентов, достаточный бюджет для создания качественных условий для обучения и проведения передовых исследований, систему управления, позволяющую вузам стратегически применять инновационные и гибкие подходы, оперативно принимать решения и управлять ресурсами [8]. При этом в таких университетах сформировался сильный состав научных школ, сложились тесные институциональные связи с бизнесом и инновационной системой; вуз отличается высокой степенью гибкости процесса обучения студентов и образовательных программ. Такой университет является университетом мирового уровня и должен служить эталонной моделью для других вузов. 2. Анализ моделей и методологий ключевых рейтингов. Корреляция индикаторов Решение задачи успешного продвижения вуза в рейтингах и достижения заданных позиций требует детального анализа методологий рейтингов, в которых университет участвует. Как видно из табл. 1, количество индикаторов для определения основных показателей эффективности деятельности вузов значительно отличается в разных рейтингах. Наибольшее значение индикаторов для оценки деятельности университета среди данных рейтингов имеют национальные рейтинги агентства «Интерфакс» и агентства «Эксперт РА». Это связано с тем, что в мировых рейтингах университетов, принадлежащих различным образовательным системам, необходимо определить общие сравнительные характеристики и способы их измерения. В национальных образовательных системах возможно провести более детальный сравнительный анализ деятельности вузов. В табл. 3 приведены наименования индикаторов и их количество для оценки показателей. Следует сказать, что во всех рейтингах определяются агрегированные по данным индикаторам показатели, отражающие деятельность вуза за несколько лет. Второй важной особенностью рейтингов, как видно из табл. 3, являются тесная взаимосвязь метрик различных рейтингов и сильная корреляция индикаторов, обеспечивающая согласованные позиции университета в разных рейтингах. Следовательно, участие университета в различных рейтингах позволяет полнее оценить сильные и слабые стороны университета, а также позиция университета в одном рейтинге может служить основой для предсказания его продвижения в другом рейтинге. Например, ведущие позиции вуза в какой-либо отрасли науки обеспечивают ему мировую известность и, следовательно, положительные отзывы академических экспертов. Особое внимание в рейтингах уделяется качественным показателям: экспертной оценке вуза со стороны академического сообщества и работодателей, которая отражает востребованность, и репутации выпускников; национальной и мировой известности вуза, значимости его научных исследований. Все это надо учитывать вузам, стремящимся занять высокие позиции в рейтингах. Как видно из табл. 3, ключевыми показателями эффективности и качества университета для большинства рейтингов является результативность его деятельности по основным направлениям: образование, наука, интернационализация, инновации. Известно, что при обработке данных и определении глобального рейтинга происходит два этапа агрегирования данных: сначала внутри каждого показателя, а затем по показателям с учетом весовых коэффициентов. Используются, как правило, две основные процедуры нормирования частных рейтингов по показателям: нормирование значений показателя вуза по максимально полученному значению, которое приравнивается к 100 %, или применение стандартной процедуры так называемого Z-агрегирования. Различие индикаторов и весовых коэффициентов показателей приводит в итоге к различной позиции университета в разных рейтингах даже при одном и том же наборе показателей. В этих случаях необходимо привлекать проведение экспертных оценок статуса университета посредством других рейтингов, что позволяет сгладить «выбросы» рейтингов с несбалансированными параметрами. 3. Управление продвижением университета в рейтингах Планирование стратегического развития современных университетов зачастую осуществляется с учетом улучшения позиционирования вузов в мировых и национальных рейтингах. Анализ применяемых рейтинговых методологий показывает, на какие моменты данному вузу необходимо обратить внимание: на стандартизацию названия учебного заведения в публикациях, на опубликование большего числа научных работ в «правильных» изданиях и журналах с большим импакт-фактором, на расширение связей с академическим сообществом и работодателями, на развитие образовательной среды и академической мобильности. Таким образом, глобальные рейтинги нужно рассматривать как управленческий фактор системы высшего образования [9, 10]. Несмотря на незначительные различия в показателях и индикаторах и их весовых коэффициентах, рейтинги отражают объективную оценку вуза со стороны общества. В этой связи участие вуза не должно ограничиваться только одним рейтингом, а тем набором их, который позволяет полнее оценить сильные и слабые стороны университета, дать наиболее реальную картину и место вуза в мировом академическом сообществе. Кроме того, при неизменной методологии рейтинга зависимость позиции университета от его интегральной оценки остается постоянной и, следовательно, доступной для исследования и управления «траекторией» продвижения университета в рейтинге. Вся система рейтингов разработана для всего академического сообщества университета, где каждый способен внести вклад в успех своего университета. Поэтому успех в продвижении университета в рейтингах в значительной степени будет зависеть от вовлеченности в этот процесс всего научно-педагогического и студенческого сообщества. Заключение Участие в мировых и национальных университетских рейтингах сегодня становится обычной практикой в университетской жизни. Несмотря на критику со стороны академического сообщества [11], популярность университетских рейтингов, их количество с каждым годом растут, меняется методология, растет и количество участников. Исходя из понимания рейтинга как общественного признания уровня развития вуза, его репутации и состоятельности на основе комплексной характеристики его деятельности, рейтинг становится важным инструментом повышения конкурентоспособности вуза, основой его экономической устойчивости и инструментом формирования статуса университета как университета мирового уровня, который может быть достигнут только на основе признания его со стороны мирового университетского и экспертного сообщества. В соответствии с этим планирование стратегического развития университета должно включать продвижение вуза в престижных мировых и национальных рейтингах. В системе мировых и национальных рейтингов особое внимание уделяется интегрированным показателям, таким как востребованность, подготовленность, конкурентоспособность и репутация выпускников, национальная и мировая известность, эффективность научных школ и направлений деятельности университетов. Таким образом, рейтинги можно рассматривать как ключевой управленческий фактор в системе высшего образования. Основные характеристики популярных рейтингов ¹ п/п Рейтинг Год начала публикации Количество ранжированных вузов Количество показателей / индикаторов 1 ARWU 2003 500 4/6 2 QS WUR 2004/2010 1 000 4/6 3 QS EECA 2015 300 4/9 4 QS BRICS 2013 300 4/8 5 THE WUR 2004/2010 1 000 4/13 6 RUR 2013 >700 4/20 7 U-Multirank 2011 850 6/29 8 НРУ Интерфакс 2011 >200 6/35 9 Эксперт РА 2012 100 3/45 Таблица 2 Динамика участия российских вузов в рейтингах по годам Рейтинг* Количество российских вузов, ранжированных в мировых рейтингах 2006 2010 2014 2018 QS WUR 5(3) 8(2) 22(2) 27(5) THE WUR - 0 1(1) 27(2) ARWU 2(1) 2(1) 2(1) 8(1) * В скобках указано количество вузов, попавших в ТОП-300. Таблица 3 Индикаторы для оценки показателей ¹ п/п Рейтинг Обучение Исследо-вания Интернационализация Финансовая устойчивость Социализация Инновации Брэнд вуза 1 QS WUR 2 2 2 2 QS EECA 3 3 2 1 3 QS BRICS 3 3 2 4 THE WUR 5 4 3 1 5 RUR 5 5 5 5 6 НРУ Интерфакс 6 8 5 5 6 5 7 Эксперт РА 6 16 4 4 8 7

Ключевые слова

university management, monitoring of ranking, methodology for data collection and processing, university ratings, Internationalization of education, управление университетом, мониторинг рейтингов, методология сбора и обработки данных, рейтинги университетов, интернационализация образования

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Руденко Т.В.Национальный исследовательский Томский государственный университетrudenko@ido.tsu.ru
Демкин В.П.Национальный исследовательский Томский государственный университетdemkin@ido.tsu.ru
Всего: 2

Ссылки

Тарадина Л.Д. Международные рейтинги университетов: влияют ли они на развитие университетов и стоит ли им доверять // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2014. - Вып. 2 (33). - С. 9-17.
Ирхин Ю.В. Мировые рейтинги университетов как управленческий фактор систем высшего образования // Кафедра. - 2013. - Вып. 6. - С. 97-113.
Свиридова Т., Степанченко Л. Международная аккредитация в российском аггентстве // Качество образования. - 2016. - № 4. - С. 4-7.
Салми Д. Создание университетов мирового класса: пер. с англ. - М.: Весь мир, 2009. - 132 с.
Академическая мобильность иностранных студентов в России. Факты образования / НИУ ВШЭ. - 2016. - Вып. 7. - Июль.
Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 годов // Вестник международных организаций. - 2010. - № 1 (27). - С. 96-106. http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002457/245752e.pdf
Электронный ресурс: http://ireg-observatory.org/en/
Education for people and planet: creating sustainable futures for all. Global education monitoring report. UNESCO, 2016.
Шанхайский рейтинг: http://www.shanghairanking.com/index.html
Рейтинг Times High Education: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings
Рейтинг QS World University Rankings: https://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings
 РЕЙТИНГИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 3(71). DOI: 10.17223/16095944/71/3

РЕЙТИНГИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 3(71). DOI: 10.17223/16095944/71/3