ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУРе) | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 3(71). DOI: 10.17223/16095944/71/6

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУРе)

Обобщается 10-летний опыт разработки онлайн-курсов в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУРе). Рассмотрена поточная технология разработки онлайн-курсов на факультете дистанционного обучения. Проанализирован опыт разработки онлайн-курсов для очной формы обучения, опыт разработки и использования МООК в учебном процессе вуза. Описано современное состояние ЭО в ТУСУРе и нормативная база, обеспечивающая ЭО. Указаны перспективные направления дальнейших научных разработок.

EXPERIENCE ON DEVELOPMENT OF ONLINE-COURSES IN TOMSK STATE UNIVERSITY OF CONTROL SYSTEMS AND RADIOELECTRONICS.pdf Одним из направлений развития современной системы высшего образования является реализация образовательных программ или их частей посредством электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) [1], что способствует воплощению идей открытого образования и повышению уровня доступности образования. Факультет дистанционного обучения (ФДО) ТУСУРа имеет богатый опыт обучения студентов с применением ДОТ [2]. За два десятилетия были опробованы различные способы организации процесса обучения и доставки учебных материалов студентам. C 2011 г. на ФДО учебно-методические комплексы (УМК) по всем дисциплинам разрабатываются в соответствии со стандартом «Учебно-методический комплекс по дисциплине. Рекомендации по разработке, публикации, сопровождению» [3]. Использование основных принципов стандарта позволяет предъявлять единые требования к структуре, оформлению и технологии использования в учебном процессе УМК [4]. Ключевым компонентом УМК является электронный курс, в рамках которого публикуются все учебные материалы. Плюсом данного подхода является то, что студенту при переходе от изучения одной дисциплины к другой не нужно тратить время на знакомство со структурой ЭК и адаптацию к особенностям его представления и оформления отдельных ресурсов. Условно электронный курс можно разделить на организационно-методическую и информационно-тематическую части. К организационной части относятся компоненты, которые помогают организовать самостоятельное освоение дисциплины и дают общее представление о ней, такие как рабочая программа, вводная слайд-видеолекция и т.д. Информационно-тематическая часть учебно-методического комплекса по дисциплине имеет модульную структуру, где каждый модуль представляет собой тематически и логически законченную часть учебного материала (раздел, подраздел). Учебная информация модуля может быть представлена в виде текстово-графических материалов, слайд-лекций (иногда комбинированных с аудио или видео), тестов и заданий для самоконтроля, текущего и итогового контроля, интерактивных компонентов: тренажеров, виртуальных лабораторных работ и т.д. С целью подготовки к контрольным мероприятиям и организации взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателями используются вебинары [5], записи которых также публикуются в ЭК. На ФДО электронные курсы публикуются в системе дистанционного обучения, основанной на Moodle. На основе анализа потребностей и запросов студентов была разработана структура курса, включающая в себя только используемые при обучении компоненты и разделы СДО, создан оригинальный дизайн, продуманы размещение и оформление отдельных компонентов. На ФДО создана и отлажена технология разработки электронных курсов с нуля до состояния готового образовательного продукта. По данной технологии было разработано более 250 ЭК. На факультете организована работа сотрудников, задействованных в создании отдельных компонентов ЭК, а также предусмотрено методическое и техническое сопровождение преподавателя, позволяющее решить все организационные вопросы, с которыми сталкивается автор. Одно из ключевых направлений, в котором работает ФДО сегодня, - это развитие технологий ЭО и разработки онлайн-курсов. Используемые на ФДО подходы к организации ЭО и проектированию электронных курсов, технология разработки и публикации учебного контента, организация взаимодействия студента с преподавателями и другими студентами отвечают современным требованиям, что позволило использовать этот опыт при формировании стратегии развития ЭО в вузе в целом [6]. С целью получения представления о текущем состоянии электронного обучения в университете и формирования предложений по развитию ЭО в 2016 г. в ТУСУРе был организован мониторинг текущего состояния ЭО в отдельных подразделениях [7]. По результатам мониторинга было выявлено, что в большинстве подразделений для студентов очной формы обучения применение ЭО не носит системный характер (использование разрозненных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), программного обеспечения для организации практических и лабораторных работ, массовых открытых онлайн-курсов (MOOК) или открытых лекций). Для публикации учебного контента чаще всего используется система дистанционного обучения (СДО) Moodle. Несомненно, положительным моментом является то, что большинство участников образовательного процесса, организованного с применением ЭО, оценивают свой опыт положительно и готовы работать в этом направлении дальше. Для централизованного внедрения ЭО в вузе была сформирована Концепция развития ЭО [8], где обозначены следующие направления работы: • разработка положения об организации образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ; • формирование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС); • повышение уровня ИКТ-компетентности преподавательского состава; • разработка единых требований к электронным курсам, к технологии их публикации и рецензированию; • разработка механизмов мотивации преподавательского состава. Нормативная база электронного обучения в ТУСУРе включает два основополагающих документа, регламентирующих процесс создания и использования электронных курсов (ЭК) в учебном процессе очной формы обучения: «Положение об организации учебного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» и «Положение об электронном учебно-методическом комплексе дисциплины». Первый документ определяет порядок и регулирует отношения участников образовательного процесса в условиях применения электронного обучения, второй - определяет структуру, порядок разработки и экспертизы электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК). Оба документа в настоящее время имеют статус временных и находятся в процессе переработки. На основе практического опыта, накопленного преподавателями в процессе разработки и использования ЭК в 2016-2018 гг., в Положение об электронном учебно-методическом комплексе дисциплины будут внесены существенные изменения, касающиеся требований к структуре и содержанию курса, порядка разработки и процедуры проведения экспертизы. Так, требования к структуре и содержанию ЭУМК стали более адаптированными к курсам дисциплин разной направленности, что позволило выработать единые показатели и критерии оценки качества ЭК и сохранить авторский подход преподавателя к его разработке. Согласно новому подходу, ЭК должен представлять собой дидактически целостный набор ЭОР, размещенных в системе управления обучением университета, и содержать ряд обязательных и вариативных компонентов, состав которых преподаватель выбирает в соответствии с собственным представлением о назначении курса. К обязательным компонентам относятся карточка курса (название, краткая аннотация, информация об авторе), методические указания по работе с курсом, настройка инструментов оценивания и мониторинга учебной деятельности студентов. В состав вариативных компонентов могут входить учебные материалы разного назначения: теоретические материалы, оценочные средства, ресурсы, обеспечивающие коммуникации. Анализ ЭК, применяемых для очной формы обучения, показывает, что чаще всего они используются преподавателями в качестве ресурсов сопровождения разных форм самостоятельной работы студентов (изучение материалов, подготовка к выполнению лабораторных работ, индивидуальных заданий, проектов; семинарам, зачетам, экзаменам, прохождению практик), проведения текущего и промежуточного контроля знаний, формирования электронного портфолио студентов. В фонде электронных курсов ТУСУРа можно встретить курсы-практикумы, содержащие только задания, курсы - сборники материалов в виде контролирующих или обучающих тестов, ресурсы для сопровождения курсового проектирования, а также полнофункциональные курсы, объединяющие в себе материалы для аудиторной и самостоятельной работы студентов, контроля и обратной связи. Планирование разработки новых, модернизации и утилизации существующих ЭК осуществляют кафедры в конце учебного года. ЭК входит в состав ЭУМК по дисциплине и может разрабатываться как одним преподавателем, так и в соавторстве. Основные этапы разработки и использования ЭК в учебном процессе представлены на рис. 1. Все действия разработчика ЭК в этой цепочке максимально упрощены за счет интеграции системы управления обучением Moodle с электронной информационно-образовательной средой (ЭИОС) вуза. Переходы между этапами и смена статуса электронного курса осуществляются «в один клик» через личный кабинет преподавателя. Кроме того, такое объединение позволяет вести электронный реестр и мониторинг активности использования ЭК в подразделениях вуза. ЭК как современные интерактивные средства обучения вызывают все больший интерес и популярность среди преподавателей. Положительный опыт в разработке и использовании ЭК способствует тому, что многие преподаватели решаются изменить традиционный уклад в обучении в пользу новых технологий. Об этом свидетельствует положительная динамика роста количества ЭК, используемых сегодня в ТУСУРе в очной форме обучения, представленная на рис. 2. Методическая и технологическая помощь преподавателям при разработке и использовании ЭК осуществляется сотрудниками ФДО в разных формах: • в виде электронного курса - сборника материалов по технологии электронного обучения, находящегося в свободном доступе для разработчиков курсов; • в форме онлайн- и офлайн-консультаций на форуме поддержки, по телефону, лично; • в форме семинаров, вебинаров, мастер-классов. Управлением дополнительного образования ТУСУРа разработана модульная программа повышения квалификации в сфере электронного обучения «ИКТ в обучении», позволяющая преподавателям вуза осваивать новую образовательную технологию и совершенствовать навыки в разработке ЭК как в очно-дистанционном формате, так и полностью дистанционно. Еще одно направление развития ЭО в ТУСУРе - разработка массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Первым опытом создания курсов с использованием технологий МООК стала разработка курсов для обучения студентов очной формы по дисциплинам «Высшая математика» и «Информатика». Основу данных МООК составляли видеолекции, интерактивные тренажеры и тестовые задания; основной задачей курсов являлась организация самостоятельной работы студентов [9]. На текущий момент в ТУСУРе используются два классических МООК собственного производства: • МООК «Математическая логика и теория алгоритмов» (разработан в 2015 г., введен в эксплуатацию в 2016 г.) [10]; • МООК «Азбука финансов» (разработан в 2016 г., введен в эксплуатацию в 2017 г. Занял II место на Международном конкурсе открытых онлайн-курсов EdCrunch Award OOC-2017 в номинации «Лучший курс с точки зрения привлеченных экспертов») [11]. Оба курса регулярно (два раза в год) запускаются на онлайн-платформе «Лекториум». Курс «Математическая логика и теория алгоритмов» однократно запускался на англоязычной онлайн-платформе Iversity. За 2,5 года на МООК ТУСУРа прошел обучение 9 051 слушатель, выдано 830 сертификатов (подробная статистика представлена на рис. 3 и 4). Оба МООК можно отнести к хMOOC (классический открытый онлайн-курс, основанный на принципах когнитивно-бихевиористского подхода) [12]. Такие курсы очень удобно внедрять в учебный процесс, так как их модель схожа с моделью традиционного обучения. МООК «Математическая логика и теория алгоритмов» - авторский курс, рассказывающий об основах математической логики. Курс рассчитан на широкую аудиторию: студентов инженерных специальностей и направлений подготовки, школьников старших классов, увлекающихся логикой, математикой и программированием. Материал достаточно сложный, но изложен доступным языком, а также иллюстрирован оригинальными и разнообразными примерами и пояснениями. МООК «Азбука финансов» - авторский курс, рассказывающий об основах финансирования и инвестирования. Курс рассчитан на широкую аудиторию: сотрудников банков, работников пенсионных фондов, бухгалтеров, начинающих специалистов финансовых и инвестиционных организаций, студентов различных направлений подготовки, а также всех, кто желает улучшить свое финансовое положение, повысить квалификацию в вопросах инвестирования и управления личными финансами. При разработке данных МООК была использована технология backward design (обратный дизайн) [13], в соответствии с которой первоначально были спроектированы результаты обучения на курсах, а затем определены образовательное содержание и диагностический инструментарий курсов. Практика в МООК реализована в разных форматах: • заранее подготовленные преподавателем дискуссионные вопросы на актуальные темы; • вебинары с преподавателем по актуальным вопросам и темам, вызвавшим наибольшие затруднения у слушателей, с разбором примеров и кейсов; • сквозное экспериментальное проектное задание по формированию практических навыков; • виртуальные тренажеры. Отличительной особенностью МООК «Азбука финансов» является акцент на социально-коммуникативный компонент. Преподаватель в рамках данного курса не только коммуницирует со слушателями по заранее спроектированным педагогическим поводам, но и осуществляет регулярный мониторинг вопросов слушателей на форумах курса с целью выявления проблемных тем, анализирует обратную связь по результатам прошедших вебинаров, тем самым регулярно расширяя и актуализируя образовательное содержание кура полезными дополнительными материалами по различным направлениям для углубленного изучения. В ТУСУРе МООК используются в двух направлениях: 1) в учебном процессе для студентов очного отделения, а также для студентов, обучающихся заочно с применением дистанционных образовательных технологий. Суммарно на двух МООК ТУСУРа было обучено 392 студента (прошли обучение и получили сертификат); 2) как курс повышения квалификации. После успешного прохождения МООК «Азбука финансов» слушателям предлагалось выполнить итоговую практическую работу по анализу бюджета физического лица и личного финансового плана. Анализируя 10-летний опыт разработки онлайн-курсов в ТУСУРе, можно сделать ряд выводов. Поточная технология создания онлайн-курсов, применяемая на ФДО, позволяет существенно экономить ресурсы (временные, человеческие, материальные) на разработку и внедрение. При этом у данной технологии есть одно ограничение: она не позволяет в полной мере учитывать спе-цифику образовательного содержания отдельных разрабатываемых курсов. Для решения данной задачи в ТУСУРе с 2016 г. проводятся педагогические эксперименты с разными технологиями разработки курсов на всех формах обучения, в том числе апробирована разработка онлайн-курсов по МООК-технологии. Таким образом, разработка онлайн-курсов преподавателями-энтузиастами для очной формы обучения, а также опыт разработки МООК позволили найти и апробировать новые методы разработки, учитывающие специфику образовательного содержания курсов. В настоящее время наиболее удачные и эффективные решения внедряются в практику разработки онлайн-курсов ТУСУРа, в том числе для совершенствования существующей поточной технологии на ФДО. В целом, говоря о перспективах развития ЭО в ТУСУРе, необходимо отметить, что оно становится всё более востребованным. В последние 3 года мы наблюдаем интенсивное проникновение данной технологии во все уровни образования и формы обучения, реализуемые в ТУСУРе. Анкетирование профессорско-препода-вательского состава, участвующего в пилотном проекте по внедрению технологий ЭО, показало, что абсолютное большинство преподавателей поддерживают идею внедрения в учебный процесс смешанного обучения и готовы использовать в своей деятельности разные электронные ресурсы. На текущем этапе внедрения технологий ЭО в ТУСУРе запланировано проведение педагогических экспериментов по выявлению грамотного соотношения традиционного аудиторного подхода и электронного обучения с целью стимулирования студентов к непрерывной самостоятельной внутрисеместровой работе для успешного освоения дисциплин и повышения успеваемости.

Ключевые слова

online courses, massive open online courses (MOOC), электронные образовательные ресурсы, смешанное обучение, поточная технология разработки онлайн-курсов, открытое обучение, электронное обучение, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), онлайн-курсы, e-learning, open training, flow process development of online courses, blended learning, electronic learning resources

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Черкашина И.П.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроникиlip@fdo.tusur.ru
Перминова М.Ю.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроникиpmy@2i.tusur.ru
Максименко Л.Л.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроникиmll@2i.tusur.ru
Исакова О.Ю.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроникиioy@2i.tusur.ru
Ильина Н.А.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроникиina@2i.tusur.ru
Всего: 5

Ссылки

Лунев В.В. Принципы проектирования содержания обучения на основе опережающего подхода / В.В. Лунев, Т.А. Лунева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 4. - С. 52-55.
Михеева О.П. Современная систематика массовых онлайн-курсов на основе одномерных таксономических схем / О.П. Михеева // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2016. - № 1. - С. 292-300.
Исакова О.Ю. Массовый открытый онлайн-курс «Азбука финансов»: особенности разработки и использования / О.Ю. Исакова, Л.Л. Максименко, В.Ю. Цибульникова // Современное образование: развитие технологий и содержания высшего профессионального образования как условие повышения качества подготовки выпускников : матер. междунар. науч.-метод. конф. - Томск, 2017. - С. 243-245.
Зюзьков В.М. Разработка массового открытого онлайн-курса по математической логике в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники / В.М. Зюзьков, О.Ю. Исакова, И.П. Левшенкова // Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов : матер. междунар. науч.-метод. конф. - Томск, 2016. - С. 93-94.
Абдалова О.И. Особенности использования MOOCs в очном обучении / О.И. Абдалова, О.Ю. Исакова, И.П. Левшенкова // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 8. - С. 39-41.
Концепция развития электронного обучения в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» на 2016-2018 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regulations.tusur.ru/documents/613 (дата обращения: 16.05.2018).
Исакова О.Ю. Мониторинг текущего состояния электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники / О.Ю. Исакова, И.П. Левшенкова // Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов : матер. междунар. науч.-метод. конф. - Томск, 2016. - С. 80-82.
Городович А.В. Развитие программно-методического обеспечения технологий электронного обучения в ТУСУРе / А.В. Городович [и др.] // Доклады ТУСУРа. - 2017. - Т. 20, № 3. - С. 62-69.
Мещерякова О.И. Технология организации и проведения вебинаров: анализ опыта использования на факультете дистанционного обучения Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники / О.И. Мещерякова, О.Ю. Исакова // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. - № 11. - С. 19-25.
Исакова О.Ю. Особенности и опыт разработки и использования учебно-методических комплексов на факультете дистанционного обучения ТУСУРа / О.Ю. Исакова // Материалы междунар. науч.-метод. конф. «Современное образование: Практико-ориентированные технологии подготовки кадров». - Томск, 2015. - С. 157-158.
Стандарт организации «Учебно-методический комплекс. Рекомендации по разработке, публикации, сопровождению». - Томск : Изд-во ТУСУРа, 2010. - 64 c.
Абдалова О.И. Опыт использования дистанционных образовательных технологий в ТУСУРе / О.И. Абдалова, О.Ю. Исакова, В.В. Кручинин, И.П. Левшенкова // Тезисы докладов международного открытого форума IT LET-2013 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке». - М., 2013. - С. 149-151.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
 ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУРе) | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 3(71). DOI: 10.17223/16095944/71/6

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУРе) | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 3(71). DOI: 10.17223/16095944/71/6