Повышение мотивации студентов по иностранному языку при работе в электронной среде | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 3(71). DOI: 10.17223/16095944/71/7

Повышение мотивации студентов по иностранному языку при работе в электронной среде

Рассматриваются результаты экспериментальной деятельности по повышению мотивации студентов при самостоятельной работе в электронной среде по иностранному языку и методы формирования самообразовательной компетентности. Описывается ход экспериментальной работы, приводится статистический анализ результатов. Авторы предлагают ряд принципов по повышению мотивации студентов, обучающихся в электронной образовательной среде: принцип комфортности образовательной среды, принцип поощрения, принцип контроля, принцип самоконтроля и самоорганизации.

STUDENTS MOTIVATION INCREASE WHEN THEY WORK IN ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES.pdf Введение В связи с изменениями, произошедшими в системе российского образования, изменилось соотношение аудиторной и самостоятельной работы по любой дисциплине. Например, самостоятельная работа студентов по иностранному языку составляет около 80 % от общего количества часов, выделяемых на освоение предмета. Студенты, за редким исключением, не владеют навыками самостоятельной работы и не справляются с освоением дисциплины при таком соотношении самостоятельной и аудиторной работы. Большинство привыкло к жесткому контролю со стороны преподавателя на аудиторных занятиях и не может самостоятельно разумно распределить время, выделенное по программе дисциплины на самостоятельную работу. Как правило, студенты занимаются нерегулярно, например, перед практическими занятиями или консультациями, т.е. в лучшем случае один раз в неделю, что приводит к отсутствию системных и глубоких знаний по предмету. В данной ситуации успешность освоения дисциплины, безусловно, зависит от качества организации самостоятельной работы, но не меньшую роль играет мотивация студентов к самостоятельной работе. Целью данной статьи является представление результатов экспериментальной работы по повышению мотивации студентов при самостоятельной работе в электронной среде (далее - ЭС) по иностранному языку в неязыковом вузе и формированию самообразовательной компетентности студентов. Многочисленные исследования показали (Т.В. Габай, В.А. Гордашников, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, А.Я. Осин, И.П. Подласый, П.В. Симонов, А.В. Хуторской и др.), что мотивация человека имеет сложную структуру и выступает главной движущей силой в обучении и формировании будущего профессионала. В то же время проблема мотивации к самостоятельной работе в ЭС остается недостаточно изученной. По нашему мнению, мотивация является динамичной системой, на которую можно оказывать воздействие и которую можно корректировать для получения желаемого результата. Как же мотивировать студентов к самостоятельной работе в процессе обучения иностранному языку? Обучение в электронной среде может само по себе являться мотивирующим фактором, поскольку осуществляется в привычном для обучающихся формате и хорошо знакомой среде. Необходимо максимально упростить алгоритм работы, дать студентам простые и понятные инструкции, четко формулировать задания и задачи на каждом этапе работы. Важно использовать современные ИКТ, предоставить актуальный интерфейс и разно-образные виды заданий, включая кейсы, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов. Использование ИКТ и педагогически грамотно сконструированный электронный курс (далее - ЭК) дисциплины [1], помогающий организовать самостоятельную работу студентов [2], позволяет формировать самообразовательную компетентность студентов и повысить их заинтересованность в изучаемой дисциплине. Педагогический эксперимент Педагогический эксперимент проходил в течение 2016-2018 учебных годов на базе ФГБОУ «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева». В эксперименте активное участие приняли студенты 1-х и 2-х курсов Горного института и Института химических и нефтегазовых технологий (направление подготовки «Горное дело», «Машины и аппараты химических производств»). Целью эксперимента была апробация способов повышения мотивации студентов к самостоятельной работе в ЭС по курсу «Иностранный язык». На первом этапе эксперимента для реализации поставленной цели были сертифицированы рабочая программа по дисциплине, учебно-методическая литература, курс по иностранному языку на платформе Moodle, критериально-диагностический аппарат, система тестов и упражнений (о структуре курса и его содержании подробнее см.: Широколобова А.Г., Губанова И.В. Содержание и структура электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранный язык») [3]. Второй этап эксперимента заключался в апробации сконструированной модели электронного курса и проходил в течение 2017/18 учебного года. Особое внимание в рамках электронного курса уделялось выявлению потребностей и интересов обучающихся («needs analysis»). Для этого в курс была встроена система анкетирования, состоящая из трех этапов: - входное анкетирование, где студенты отвечают на вопросы о степени заинтересованности в изучении иностранного языка и своих потребностях, проблемах; - промежуточное, где вопросы касаются содержания курса, типов упражнений, что нравится / не нравится, устраивает / не устраивает, что необходимо изменить, добавить или убрать и т.д.; - финальное, в котором содержатся вопросы о том, что удалось / не удалось, чему научились, вопросы по содержанию курса. Студенты обсуждают как структуру и содержание курса, так и задания с точки зрения «user friendly» (понятности), т.е. насколько задание понятно сформулировано, читаемо, полезно и т.д. [4]. Преподаватель в анкетах просит студентов оценивать задания курса, комментировать их, как это обычно они делают в социальных сетях. Таким образом, студенты сами участвуют в корректировке курса, его заданий, осознают, что могут улучшить курс, а значит, сделать свою работу и работу последующих групп по курсу интереснее и полезнее, что, по нашему мнению, мотивирует их к активной работе по дисциплине, так как невозможно участвовать в работе по улучшению курса, не работая с ним. Дополнительным мотивирующим фактором может стать пометка в задании: «Задание создано совместно со студентами группы» или имена и фамилии конкретных студентов, помогавших скорректировать курс. В дальнейшем на основе анализа полученных результатов анкетирования в курс были внесены необходимые изменения, при этом в задании содержится пометка: например: «Задание / тест и т.д. отредактировано с участием студента… / студентов группы…», что также является мотивирующим фактором - желание внести свой вклад в улучшение курса. В анкетировании по курсу приняли участие 153 студента: 74 % отметили, что наибольший интерес у них вызвали темы с профессиональным региональным компонентом и задания, обучающие навыкам перевода, так как они намерены продолжить обучение в аспирантуре и такие задания могут быть максимально полезными в профессиональной деятельности. Так, 23 % респондентов указали, что им не нравится заниматься по курсу, а 77 % опрошенных считают электронный курс по иностранному языку в целом полезным для их будущей профессиональной деятельности, развивающим не только умения и навыки чтения, говорения и аудирования, но и общий кругозор. В то же время более 75 % выразили желание, чтобы курс как можно ближе был связан с их будущей профессиональной деятельностью, поэтому считают, что необходимо увеличить количество упражнений на лексику, а именно чтение и перевод текстов в соответствии с темами, которые они проходят по спецпредметам. Таким образом, они бы имели возможность расширять свой словарный запас профессиональной лексикой и одновременно закреплять знания по основным предметам. 77 % опрошенных отметили, что им удобно и нравится работать в ЭС и она позволяет им организовать работу по удобному для них графику и комфортном темпе. Проведенное анкетирование выявило (отметили 100 % участников эксперимента), что мотивировать к самостоятельной работе в ЭС помогает возможность видеть и анализировать свой прогресс, т.е. структура и задания курса сконструированы таким образом, что обучающийся знает и понимает, какие задания ему нужно выполнить обязательно, чтобы «перейти порог», какие он может выполнить, чтобы получить дополнительные баллы или чтобы ликвидировать пробелы в своих знаниях и / или увеличить свой прогресс. На заключительном этапе эксперимента была проведена диагностика результатов обучения на предмет проверки сформированности самообразовательной компетентности студентов и развития их мотивации к самостоятельной работе по иностранному языку. Студентам предлагается разработать творческий проект, объединившись в группы по 3-4 человека. Темы для творческого проекта представлены во взаимосвязи с региональной промышленностью, так как это позволит повысить мотивацию студентов для дальнейшей практики на этих предприятиях и последующего трудоустройства. Например, студенты могут создать видеоролик «Компания моей мечты» или «Лаборатория моей мечты», где они смогут рассказать и показать все достоинства предприятия или лаборатории и т.п. Данное задание позволяет максимально проявить не только творческий потенциал, но и продемонстрировать навыки самостоятельной исследовательской, организационной и командной работы [5]. Итоговые проекты демонстрируются на итоговом занятии, выкладываются в курс, где их могут комментировать все участники группы / курса. В результате эксперимента был сформулирован ряд принципов, направленных на повышение мотивации и формирование самообразовательной деятельности студентов. Во-первых, принцип комфортности образовательной среды, когда сама электронная среда может расцениваться как мотивирующий фактор [6], так как позволяет работать в привычной, близкой для обучающихся среде. Полагаем, что начинать работу следует с создания сообщества, виртуальной группы, которая будет существовать на протяжении семестра, года и т.д. (в зависимости от длительности изучения дисциплины) и прикрепления студентов, которые будут на данном этапе изучать дисциплину. Более 50 % студентов сразу зайдут просто посмотреть из интереса, 35 % посмотрят задания и пройдут тестирование, чтобы оценить свои знания на соответствие уровню (входное тестирование), зайдут на форумы и в чаты, которые доступны всем участникам курса. По результатам эксперимента самым популярным (посещаемость 86 %) стал форум «Meet your teacher and fellow students», в котором можно получить информацию о личности преподавателя, его интересах, достижениях (что также является мотивирующим фактором, так как интересно и престижно работать с успешным, состоявшимся педагогом, имеющим определенные достижения), требованиях к работе с курсом. Во-вторых, принцип поощрения «бейджинг», когда на «Доске почета» размещаются презентации успешных выпускников курса, имеющих определенные достижения в учебной и общественной деятельности, что также может стать мотивирующим фактором к активной работе (они успешны - значит, и я смогу) [8]. Виртуальная среда позволяет делать процесс непрерывным и менее формальным / авторитарным, преподаватель становится таким же членом сообщества. Взаимодействие в виртуальной среде менее критично, что также является мотивирующим фактором, так как каждый стремится представить себя с лучшей стороны (лучшая фотография, максимально корректное поведение, формальный язык) и создает желаемый (иногда далекий от реальности) образ. Следовательно, необходимо дать студентам возможность создавать в электронной среде свой положительный успешный образ. Поэтому за каждый вид деятельности студентам вручаются призы / подарки или бейджики (если задание выполнено хорошо), видимые все участникам сообщества [9]. Конкурс на самого активного студента по курсу - еще один способ мотивировать студентов работать активно, вносит дух соревновательности и конкуренции. В конце каждой четвертой недели семестра (так как каждая тема изучается четыре недели) определяется самый активный и самый результативный студент /студенты, который определяется по активности выполнения разного рода заданий и оставленным комментариям. В-третьих, принцип контроля - электронная среда вносит некий элемент дистанцированности преподавателя и студентов и студентов между собой. Иногда есть вероятность, что студенты не сами выполняют задания, а просят кого-либо помочь или даже выполнить за них. Чтобы мотивировать студентов работать в ЭС, необходимо в каждое аудиторное занятие включать мини-проверку (mini-check), это может быть вопрос, какую цитату обсуждали, что, например, думает по этому поводу студент А, какая картинка была в задании (опишите) и т.п., чтобы студенты не знали, что именно у них спросят, чтобы поставить тех, которые выполняли задание не сами в некомфортное положение и тем самым мотивировать их работать. В-четвертых, принцип самоконтроля, когда студенты видят свою успеваемость и могут спланировать, какие задания им нужно выполнить, чтобы набрать нужное им количество баллов. В-пятых, принцип самоорганизации позволяет мотивировать студентов своевременно выполнять задания. Сделать это можно за счет ограничения времени выполнения заданий. В вводном модуле электронного курса представлены расписание самостоятельной работы по дисциплине и критерии оценивания, которые включают дополнительные баллы за регулярность выполнения работы в соответствии с расписанием. Например, на первой неделе это может быть один час на задание, на второй - 50 мин, на третьей - 45 мин и т.д. Последний срок выполнения всех заданий темы - суббота каждой четной недели семестра (“deadline is Saturday of the 2nd / 4th …week of the semester”) - дополнительно указывается в каждом задании ЭК, чтобы еще раз заострить на этом внимание студентов, после чего доступ к заданиям ограничивается. В дальнейшем преподаватель может дать дополнительную возможность выполнить задание, но само время выполнения значительно сокращается, либо студенты должны будут выполнить их в аудитории в присутствии преподавателя. Студенты, выполнившие все своевременно, получают контрольные оценки на основе работы по курсу и в аудитории, показывают (подтверждают) знания, не подвергаются дополнительным испытаниям. Таким образом, студенты также мотивируются регулярно работать по ЭК. В случае, если студент работает нерегулярно, то после выполнения всех заданий он должен получить зачет по теме, ответив на вопросы и выполнив задания в аудитории с преподавателем. Принцип обратной связи позволяет наладить общение с преподавателем, и обучающиеся знают, что их работа будет проверена, преподаватель укажет на замечания и отметит положительные стороны работы. Безусловно, это будет мотивировать студентов к дальнейшей работе. Заключение Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что на занятиях по иностранному языку необходимо развивать творческую активность студентов, в результате которой формируются мотивационная составляющая и самообразовательная компетентность обучающегося. Творческие задания с региональным компонентом и исследовательской составляющей позволят будущим специалистам проявить себя в профессиональном плане (в условиях, приближенных к будущей профессиональной деятельности), а преподавателю - проверить уровень сформированности знаний и умений. Применение сформулированных в ходе педагогического эксперимента принципов как совокупности согласованных условий позволит обеспечить повышение уровня мотивации и, следовательно, качество образования.

Ключевые слова

самостоятельная работа, мотивационный компонент, иностранный язык, электронная среда, электронный курс, статистическая значимость, самообразование, independent work, motivational component, foreign language, electronic environment, e-course, statistical significance, self-education competence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Широколобова А.Г.Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачеваnastja_shirokolo@rambler.ru
Губанова И.В.Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачеваgubanova_inna@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Debnath S.C., Tandon S., Pointer L.V. Designing Business School Courses to Promote Student Motivation: An Application of the Job Characteristics Model // Journal of Management Education. - 2007. - № 31(6). - P. 812-832.
Baeten Marlies & Dochy, Filip & Struyven Katrien. The effects of different learning environments on students’ motivation for learning and their achievement // The British journal of educational psychology. - 2013. - № 83. - P. 484-501. DOI: 10.1111/j.2044-8279.2012.02076.x
Танасенко К.И. Разработка и апробация модели оценки качества сопровождения электронного обучения в LMS MOODLE // Открытое и дистанционное образование. - 2017. - № 3 (67). - С. 44-51.
Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Эффективное сопровождение электронного обучения: технологии вовлечения и удержания учащихся // Образовательные технологии. - 2015. - № 3. - С. 104-115.
Трубицина О.И., Якубовская А.А. Мотивационный аспект профориентированного обучения английскому языку студентов неязыковых вузов (на примере профиля «архитектурное проектирование») // Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 2 ч. - Ч. II. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 8 (38). - C. 167-171.
Tuan H.L., Chin C.C., Shieh S.H. The development of a questionnaire to measure students’ motivation towards science learning // International Journal of Science Education. - 2005. - № 27(6). - P. 639-654.
Широколобова А.Г., Губанова И.В. Содержание и структура электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранный язык» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 1-1 (67). - С. 212-216.
Иностранный язык. ХМб-171. 1-й семестр (2016/17). - URL: https://el.kuzstu.ru/course/view.php?id=93756 (дата обращения: 01.04.2018).
Алькова Л.А. Формирование самообразовательной компетентности студентов вуза: результаты экспериментальной работы // Открытое дистанционное образование. - 2014. - № 4(56). - С. 5-12.
 Повышение мотивации студентов по иностранному языку при работе в электронной среде | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 3(71). DOI: 10.17223/16095944/71/7

Повышение мотивации студентов по иностранному языку при работе в электронной среде | Открытое и дистанционное образование. 2018. № 3(71). DOI: 10.17223/16095944/71/7