ВЛИЯНИЕ МИРОВЫХ РЕЙТИНГОВ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА | Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1(73). DOI: 10.17223/16095944/73/1

ВЛИЯНИЕ МИРОВЫХ РЕЙТИНГОВ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА

Международные рейтинги университетов как социальное явление возникли 16 лет назад, в 2003 г. С тех пор количество рейтингов увеличилось с одного до двадцати. При таком многообразии возникает закономерный вопрос: в какой мере данные инструменты влияют на систему образования? В данной работе рассматриваются вопросы влияния рейтингов на качество образования университетов. Дается характеристика образовательного рынка как международной конкурентной среды между национальными университетскими системами. Приводится классификация наиболее актуальных для университетов мировых и национальных рейтингов, анализируются индикаторы и показатели, отражающие эффективность и качество образовательной и научной деятельности университетов, и их влияние на развитие общества. Особое внимание уделяется наиболее авторитетным международным рейтингам ARWU, THE WUR, QS WUR и их роли в повышении конкурентоспособности университетов и формировании имиджа страны в условиях глобализации образования. Качество преподавания является одним из важных критериев в рейтингах. Для успешного продвижения российских вузов в рейтингах и достижения конкурентных позиций необходим детальный анализ методологий рейтингов, в которых университет участвует. В статье раскрываются взаимосвязь метрик различных рейтингов и корреляция индикаторов, обеспечивающая согласованные позиции университета в разных рейтингах. Разобраны примеры государственных программ повышения конкурентоспособности, аналогов российского проекта 5-100, в разных странах мира. Показывается, что участие университета в различных рейтингах позволяет полнее оценить сильные и слабые стороны университета, кроме того, позиция университета в одном рейтинге может служить основой для предсказания его продвижения в другом рейтинге. Исходя из понимания рейтинга как общественного признания вуза его репутации и состоятельности на основе комплексной характеристики его деятельности, рейтинг становится важным инструментом повышения конкурентоспособности вуза, основой его экономической устойчивости и инструментом формирования статуса университета как университета мирового уровня, который может быть достигнут только на основе признания его со стороны мирового университетского и экспертного сообщества.

Ключевые слова

competitiveness improving, education quality, scientometrics, world rankings, повышение конкурентоспособности, rankings, качество образования, мировые рейтинги, наукометрия, международные рейтинги, рейтинги

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Соловьев О.Н.Рейтинговое агентство RURo.solovyev@roundranking.com
Демкин В.П.Томский государственный университетdemkin@ido.tsu.ru
Всего: 2

Ссылки

Ирхин Ю.В. Мировые рейтинги университетов как управленческий фактор систем высшего образования // Кафедра. - 2013. - Вып. 6. - С. 97-113.
Яловега И.Е. Международный рейтинг вуза: качество образования или субъективное доминирование? // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2015. - № 4(32). - С. 279-288.
Jiani Zhu. Building World-Class Universities: Excellence Initiative in Germany // Journal of International Higher Education. - 2013. - Vol. 6, № 3. - August. - P. 28.
Кинчарова А.В. Мировые рейтинги университетов: методология, эффекты и критика. Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 2(90). - С. 70-80.
Ying Cheng, Qi Wang. Building World-Class Universities in Mainland China // Journal of International Higher Education. - 2012. - Vol. 5, № 2. March. - P. 67-69.
Plan to Develop First-class Universities and Top-level Research Centers. Официальный сайт Министерства образования Тайваня [Электронный ресурс]. - http://english.moe.gov.tw/ct.asp?xItem=7131&ctNode=505&mp=1
Salmi Jamil. The Challenge of Establishing World-Class Universities [Электронный ресурс]. - portal.unesco.org/education/en/files/../Salmi.pdf
Japanese Universities Gain a Competitive Edge [Электронный ресурс]. - https://www.sciencemag.org/../classified.pdf
Education for people and planet: creating sustainable futures for all. Global education monitoring report. - UNESCO. - 2016. - http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002457/245752e.pdf
Электронный ресурс: https://www.umultirank.org/
Электронный ресурс: https://www.usnews.com/rankings
Академическая мобильность иностранных студентов в России. Факты образования / НИУ ВШЭ. - 2016. - Июль. - Вып. 7.
Шанхайский рейтинг. - http://www.shanghairanking.com/index.html
Рейтинг Times High Education. - https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings
Рейтинг QS World University Rankings. - https://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings
Электронный ресурс: http://ireg-observatory.org/en/
Международный рейтинг Round University Ranking. - http://roundranking.com/
Салми Д. Создание университетов мирового класса: пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2009. - 132 с.
Салми Д., Фрумин И. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса. - 2007. - URL: https://vo.hse.ru/data/2010/12/31/1208181956/1.pdf
Ковалева Е.Н. Рейтинг образовательной организации как инструмент оценки ее эффективности (опыт Германии) // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2014. - № 1 (9). - С. 9-19.
Бебенина Е.В., Елкина И.М. Рейтинг как инструмент повышения качества образования в университете // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 1, № 4 (41). - С. 54-68.
Заварыкина Л.В., Лопатина А.С., Перфильева О.В. Проект модельной методологии ранжирования российских вузов // Вестник международных организаций. - 2012. - № 1(36). - С. 122-155.
 ВЛИЯНИЕ МИРОВЫХ РЕЙТИНГОВ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА | Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1(73). DOI: 10.17223/16095944/73/1

ВЛИЯНИЕ МИРОВЫХ РЕЙТИНГОВ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА | Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1(73). DOI: 10.17223/16095944/73/1