Оценивание, принятое в рамках Болонского процесса и в системе Moodle
Описываются основные принципы создания единого европейского пространства высшего образования в связи с присоединением России к Болонской декларации, перечисляются основные преимущества введения единой системы академических кредитов, сходной с системой ECTS (European Credit Transfer System - Европейская система взаимозачёта кредитов), кратко говорится о кредитной системе, принятой в российском высшем образовании, и приводятся особенности применения системы оценивания Moodle в рамках Болонского процесса.
Assessing has taken in the bologna process, and in the Moodle system.pdf 1. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Современная педагогика всё глубже осознаёт тот факт, что процесс развития личности (т.е. обучения индивида) происходит только на основе его личного опыта, особенно на совершаемых им ошибках в собственной жизнедеятельности. Роль содействия этому процессу (роль преподавателя) заключается в создании условий, облегчающих и ускоряющих развитие человека. А. Эйнштейн говорил: «Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научаются». Однако исторически сложившаяся система образования основана на той идее, что активная роль в образовательном процессе принадлежит не учащемуся, который учится/обучается/познаёт, а преподавателю, который учит/обучает/преподаёт ученикам. И при таком подходе, и при новом подходе у преподавателей возникает необходимость контроля прогресса и качества процесса обучения: требуется контролировать текущее состояние объекта, что в образовании осуществляется путём измерения и оценивания того или иного аспекта полученных студентом знаний. Развитость личности, пожалуй, самый сложный феномен природы, и даже приблизительная её оценка требует измерения многих разнокачественных характеристик процесса обучения. Считается, что с уровнем и/или качеством обучения связаны такие наблюдаемые (измеряемые) характеристики «успеваемости», как объём усвоенной информации, степень её полноты и безошибочности по сравнению с преподнесённой, темпы прогресса в накоплении знаний, прилежность и дисциплинированность учащегося, его умение излагать свои мысли и многое другое. Для измерения каждой из этих характеристик и их различных комбинаций требуются специфичные измерительные Шкалы. Поэтому в образовании используются разные способы оценивания и разные Отметки - от системы официальных (разных в разных государствах) сертификатов полученного образования до систем оценивания, принятых в конкретных учебных заведениях, и даже вплоть до личных систем оценивания, созданных преподавателем для мониторинга результатов своей собственной работы. Современные системы дистанционного образования типа Moodle помогают в этом отношении преподавателю, предоставляя возможность использовать любой нужный ему набор Отметок разных сторон процесса обучения. Этот набор шире того, который принят в России, поэтому для облегчения индивидуального выбора целесообразно дать российским пользователям Moodle пояснения основных моментов процесса Оценивания. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ Любая целенаправленная деятельность основана на сравнении различных состояний управляемой сущности (объекта, процесса, явления) и выборе того состояния, которое более всего соответствует преследуемой цели управления. Предпочтение отдаётся варианту, который лучше остальных в интересующем отношении. Для этого требуется измерить, оценить интересующую нас особенность состояния управляемого объекта. Наблюдаемые особенности чрезвычайно разнообразны (например, время, громкость, размер, вес, успешность, температура, красота, скорость, твёрдость, аромат, изменчивость, и т.д., и т.п. - до бесконечности). Приходится описывать каждое из качеств на специальном языке, отражающем его природу и позволяющем оценить степень выраженности интересующего нас качества. Этот язык содержит набор эталонных вариантов выраженности, с которыми и сравнивается оцениваемое состояние. Такой язык называется измерительной Шкалой. По сути, измерительных Шкал столько, сколько измеряемых качеств. Их бесконечное многообразие всё же может быть упорядочено и упрощённо представлено в виде разнообразия конечного множества типов измерительных Шкал. Известный порядок в области получения результатов наблюдений, измерений и обработки полученных экспериментальных данных наведён с возникновением таких отраслей науки, как метрология, теория эксперимента, извлечение данных (data mining), математическая статистика, квалиметрия и т.п. Пожалуй, наиболее практически важным результатом является вывод, что точно так же, как в любом языке не всякая комбинация слов имеет смысл (а только построенная по правилам грамматики языка), допустимы не всякие операции над данными в каждой измерительной Шкале (а только те, которые соответствуют информационной силе Шкалы). Образно говоря, язык каждой измерительной Шкалы имеет свою «грамматику», правила преобразования данных. Самое простое различение измерений - разбиение их на две группы: количественные («точные», «числовые», «объективные») и качественные (определяемые «оценочно», «нечётко», «приблизительно», «субъективно»). В каждой из этих групп, в свою очередь, можно различать Шкалы разной «силы» информативности. Это даёт известный набор «базовых» Шкал (в порядке нарастания информативности): Шкала наименований (номинальная, классификационная), порядковая (ординальная, ранговая, балльная) - качественные Шкалы, и Шкалы количественные: интервальная (разностей, с вариантом «циклическая», или «периодическая»), с произвольной единицей и произвольным нулём, отношений (с произвольной единицей и абсолютным нулём), абсолютная (с абсолютной единицей и абсолютным нулём: числовая ось). Рассмотрение других признаков порождает новые разновидности Шкал (например, нелинейные, зашумлённые, дискретизованные, расплывчатые и т.д.). Характерно, что в качестве символов, обозначающих элементы данной Шкалы, часто используются цифры (даже номинальную Шкалу иногда «оцифровывают», - например, присваивают номера домам и спортсменам). Это создаёт иллюзию того, что любые данные являются числами, и с ними можно обращаться как с числами. Однако после числовых преобразований нечисловых данных это приводит к выводам, не несущим того смысла, на который надеялись. Даже данные в разных количественных Шкалах имеют разную числовую природу и должны обрабатываться по-разному. 3. краткий обзор систем оценивания в образовании Система оценивания не может ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она должна оценивать степень понимания материала, умение студентов проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Контроль образовательного процесса нацелен на выяснение того, насколько эффективно преподавание. Следовательно, инструментарий оценивания должен помочь ответить на два основных вопроса: насколько хорошо учатся студенты и насколько эффективно обучают преподаватели. В настоящее время в мировой системе формального образования (и в MOODLE) применяются два вида оценивания: 1. Накопительное (Summative assessment), подразделяющееся на: • накопление баллов и получение итоговой оценки. Накопление баллов подразумевает разработку преподавателем необходимой совокупности заданий для контроля усвоения студентами материалов его учебного Курса. Задания могут быть обязательными для выполнения и заданиями по выбору (вариативными, из которых студент «набирает» себе то количество баллов, которое ему необходимо, чтобы выйти на желаемый уровень компетентности.). Баллы, полученные студентами за выполнение заданий, суммируются. Достижение заранее заданного и известного ученикам уровня автоматически означает получение соответствующей итоговой оценки. Таковы общие черты любой накопительной системы оценивания. • накопление достижений, характеризующих динамику индивидуального развития (портфель достижений, или портфолио (portfolio - на иностранный манер). 2. Формирующее (Formative assessment) - это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать студентов более активно включаться в процесс обучения. Основные виды накопительных систем [1] 1. Простая накопительная. Все набранные баллы складываются. Заранее известно, какую сумму необходимо набрать для получения той или иной итоговой оценки. Отличается от традиционной системы оценивания накопительным характером и ясными правилами получения итоговой оценки. Набираемые Студентами суммы в качестве итоговой оценки весьма дифференцированы. Наиболее пригодна в зачётной системе оценивания. 2. Накопительная система с весовыми коэффициентами. По сравнению с простой накопительной системой отметки за различные задания либо имеют различный вес (и с этим весом входят в итоговую сумму), либо задания имеют различную «стоимость». Поскольку «стоимость» заданий (т.е. максимальный балл, который может быть получен за их выполнение) может отличаться в разы, в этой системе обычно используется многобалльная система оценивания. 3. Накопительная система с весовыми коэффициентами и рейтингом. Использование набранной студентом суммы в качестве итоговой оценки делает несопоставимыми отметки за разные учебные периоды. Перевод же итоговой оценки в стандартную четырёхбалльную Шкалу снижает её информативность. Добавление рейтинга, который обычно определяется как доля набранных студентом баллов от суммарной «стоимости» обязательных для выполнения заданий, приводит к тому, что по окончании отчётного периода итоговые оценки оказываются сопоставимыми друг с другом. 4. Накопительная система с динамическим рейтингом. Описанные выше системы не располагают возможностью оценивания текущей учебной ситуации, поскольку правила вывода итоговой оценки подразумевают знание итоговой суммы набранных баллов. Динамический рейтинг, определяемый как доля набранных учеником баллов от суммарной «стоимости» обязательных для выполнения к этому моменту учебных заданий, позволяет в любой ситуации видеть текущее значение итогового рейтинга. Причём в любой момент известно и текущее значение рейтинга за данный период (рубеж, семестр), и текущее значение итогового - годового рейтинга. Накопительная система с динамическим рейтингом даёт наибольшие возможности по сравнению с другими накопительными системами. 5. Накопление достижений - это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных достижений студента за определённый период его обучения. Портфель достижений позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.), и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. В зависимости от целей создания портфели достижений бывают разных типов: • «Папка достижений», направленная на поощрение студента и отражающая его успехи. Сюда можно включить итоговые оценки и рейтинги за разные периоды обучения, символы отличия (badge - бейдж - знак отличия в успеваемости). • Рефлексивный (такой как «недельные отчёты»), раскрывающий динамику личного развития студента, помогающий отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане. Сюда можно включить динамические рейтинги за разные периоды обучения. • Исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, выступлениями на конференциях. • Тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса, творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной учебной работы, так и за её пределами. Портфель достижений отвечает ряду требований к оцениванию - он сочетает самооценивание с внешним оцениванием, обязательно предполагает не только количественное, но и качественное оценивание. На основе портфеля достижений происходит оценивание не только стандартного набора знаний студента, но и процесса его развития в соотнесении с его возможностями. Все это способствует не только лучшему приобретению знаний и умений, но и становлению личностных и социальных компетенций обучающихся. формирующее оценивание Это процесс наблюдения того, как изо дня в день протекает учебный процесс, позволяющий преподавателю исследовать то, как происходит восприятие (Learning) его предмета, и понять, насколько эффективно его собственное преподавание (Teaching). Сбор информации о том, как учатся студенты, традиционным способом (посредством проведения тестов, рубежных контрольных точек, домашних заданий и экзаменов) приводит к слишком позднему поступлении этой информации: она уже не может повлиять на учёбу студентов. Разрыв между тем, что дал преподаватель, и тем, чему обучились студенты, может быть слишком большим. Именно поэтому необходимо внедрять в практику формирующее оценивание, которое предлагает технологию оценивания процесса обучения в реальном масштабе времени, помогающую преподавателю получить информацию о том, насколько успешно учатся его студенты, в каком объёме воспринимают материал и как они реагируют на те или иные приёмы преподавания. И здесь очень важно наладить процесс обратной связи (вербально выраженного отношения), чтобы преподаватель успевал переориентировать своё преподавание на более активное и эффективное обучение студентов. Наблюдая за ходом процесса обучения студентов, преподаватель узнаёт, как студенты воспринимают материал. Студенты должны понимать, зачем они учатся, чему учатся, каковы глубинные связи между отдельными фактическими знаниями и как лучше их освоить. Студентам необходим доступ к оцениванию их работы, и преподаватель, всегда остававшийся монополистом в области оценивания, должен делиться со студентами инструментами оценивания, взаимного оценивания, самооценивания, раскрывать им основания или критерии, по которым производится оценивание. Поскольку оценивание направлено на то, чтобы узнать, в какой степени поставленные цели достигнуты, нужно выбирать именно те формы и техники оценивания, которые подходят для конкретных целей. Примером этому могут служить оценочные техники, обеспечивающие эффективную обратную связь со студентами. Технология формирующего оценивания помогает диагностировать то, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии, и - если данные окажутся неудовлетворительными - на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности. Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения. Особенности формирующего оценивания: • Центрировано на учащемся Это оценивание фокусирует внимание как преподавателя, так и студента на отслеживании и улучшении в большей степени обучения, а не преподавания. Оно даёт преподавателю и студенту информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать обучение. • Направляется преподавателем Это оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм преподавателя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом преподаватель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо, помимо слушателей своего курса. • Разносторонне результативно Это оценивание сфокусировано на изучении, следовательно, оно требует активного соучастия студента. Благодаря соучастию в оценивании студенты глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их образовательная мотивация, поскольку они видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе. Преподаватели также работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим студентам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если преподаватель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте со студентами, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности. • Формирует учебный процесс Цель данного оценивания - постоянно улучшать качество обучения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно (см. ниже «Без-отметочное обучение»). • Определено контекстом Это оценивание должно соответствовать определённым характеристикам и нуждам преподавателя, студентов и изучаемых дисциплин. То, что хорошо работает в одном учебном курсе, необязательно подойдёт для другого. • Непрерывно Это оценивание - продолженный процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и быстро освоить, преподаватель получает от студентов обратную связь относительно того, как они учатся. Преподаватели поддерживают этот механизм, предоставляя студентам обратную связь относительно результатов оценивания и возможностей улучшить процесс их обучения. Для того, чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, преподаватели опять запускают механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Если этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе, коммуникационный механизм, связывающий преподавателя со студентами и изучение с преподаванием, становится более действенным и эффективным. • Коренится в качественном преподавании Подобное оценивание стремится построить на основе существующей высокопрофессиональной практики, включив механизм обратной связи, информирующей преподавателя о том, как учатся студенты, практику, ещё более систематичную, подвижную и эффективную. Преподаватель активно задаёт студентам вопросы, отвечает на вопросы, которые возникают у них, наблюдает за их поведением, читает домашние задания, проверяет тесты и т.д. Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в традиционные процессы преподавания и обучения, происходящие в учебном курсе. без-отметочное обучение Наряду или в недрах формирующего оценивания (ненасильственного обучения) всё большую популярность приобретает Без-отметочное обучение. И не только в младших классах общеобразовательной школы. Основные цели без-отметочного обучения: • Сделать оценивание успеваемости студентов более содержательным, объективным и дифференцированным. • Создать оптимальные условия по формированию основ учебной самостоятельности студентов. Формы без-отметочного оценивания: • Ободряющие слова. • Символы отличия. • Невербальные виды помощи. • Самооценивание. • Взаимное оценивание • Портфель достижений Итак, задача современного образования - перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приёмами. Перед преподавателем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценивание. 4. ОЦЕНИВАНИЕ, ПРИНЯТОЕ В РАМКАХ болонского процесса Как известно, 17-19 сентября 2003 г. состоялся визит делегации Минобразования России в г. Берлин (Германия) для участия в конференции министров высшего образования европейских стран, проводимой в рамках Болонского процесса, на которой было единогласно принято решение о присоединении России к Болонской декларации. Цель Болонского процесса, начатого в 1999 г. и положившего начало официальному сближению и гармонизации систем высшего образования в Евросоюзе - создание единого европейского пространства высшего образования и науки. Для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе необходимо внедрить в практику своей деятельности следующие инструменты реализации единого пространства в области науки и высшего образования: • системы легко различимых академических и учёных степеней (бакалавр, магистр, PhD - доктор философии = кандидат наук, DSc - доктор наук) во всём европейском пространстве высшего образования, • трёхуровневой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура\ докторантура), • приложений к диплому (Diploma Suppkment - европейский стандарт приложения к диплому), • единой системы академических Кредитов, сходной с системой ECTS (European Credit Transfer System - Европейская система взаимозачёта Кредитов), разработанной в рамках проекта Совета Европы, выработка общих критериев качества образования. Основу ECTS составляют три «кита»: • информация о программах обучения и результатах работы студента, • соглашения между вузами-партнерами и студентом, • обозначение объёма получаемого студентом образования на каждом из трёх уровней системы высшего образования. Измерять трудоёмкость изучения учебной программы в часах аудиторных занятий в современном мире не принято, поскольку основное образование студент получает не в аудитории, не на лекциях и семинарах, а в ходе самостоятельной работы. Общая нагрузка студента при овладении той или иной учебной дисциплиной по существующей в европейском высшем образовании традиции включает аудиторные занятия и такие виды самостоятельной работы, как изучение обязательной и дополнительной литературы, написание эссе, рефератов, участие в дискуссиях, семинарах и форумах, выполнение домашних заданий и курсовых работ, дипломных работ и магистерских диссертаций, прохождение практик и стажировок, подготовка к зачётам, проведение индивидуальных собеседований по проработанному материалу с академическими наставниками. Единицу измерения трудоёмкости учебной нагрузки студента назвали «академическим Кредитом». АКАДЕМИЧЕСКИЙ КРЕДИТ В рамках ECTS - это универсальная единица измерения трудоёмкости изучения учебной дисциплины; мера вложенного учащимся труда в освоение знаний по ней. Академические Кредиты нужны, как для определения работодателем весомости полученных студентом знаний и навыков по каждой дисциплине, так и для поддержания системы академической мобильности студентов. Благодаря академическим Кредитам студент сможет в течение достаточно длительных периодов учиться в других вузах единого европейского пространства высшего образования, привозя оттуда академические Кредиты, которые базовый вуз должен засчитать в счёт основного образования и использовать при принятии решения о выдаче своего диплома. Кстати говоря, система академической мобильности студентов служит задаче совершенствования программ обучения. Берлинская декларация гласит: «Министры подчёркивают важную роль, которую играет Европейская система взаимозачёта Кредитов ECTS для обеспечения студенческой мобильности и разработки программ обучения в международных масштабах» [2]. кредитная система Это количественный способ описания меры вложенного учащимся труда в освоение образовательных программ (бакалавриат, магистратура, аспирантура) путём присвоения определённого количества академических Кредитов или кредитных единиц, или просто Кредитов их компонентам и структурным элементам. Кредитная система предполагает взаимозачёт Кредитов вузами-партнерами, так же как и их накопление. Болонская декларация гласит: «Кредиты могут быть заработаны и вне контекста высшего образования, например, в системе непрерывного образования, при условии, что они признаются принимающим университетом» [3]. Европейская система взаимозачета Кредитов (ECTS) рекомендует оценивать каждую учебную дисциплину в кредитах для каждой из трёх вышеуказанных образовательных программ (бакалавриат, магистратура, аспирантура) не только по предполагаемому для её изучения количеству времени, но и по её значимости для получения академической степени (бакалавриат, магистратура) или учёной степени (аспирантура) в соответствующей образовательной программе. Соответственно, чем предмет важнее для образовательной программы, тем больше Кредитов назначается за его учебную дисциплину. Суммарную трудоёмкость дисциплин одного учебного года предлагается брать равной 60 Кредитам. Согласно действующим рекомендациям Минобразования России [4], базовому принципу ECTS (1 уч. год - 60 Кредитов.) и действующему российскому нормативу максимальной еженедельной нагрузки студентов (54 академических часа в неделю) усредненная продолжительность учебного года принята равной 40 неделям. Таким образом, общий баланс времени в учебном году составляет максимум 54*40=2160 академических часов. Следовательно, 1 Кредит ECTS = 2160/60 равен примерно 36 академическим часам [5]. Такое сопоставление неправомерно, поскольку количество кредитов на курс зависит не только от объёма материала, но и от его важности для профессии! Следует отметить, что фактическая длительность учебного года в учебных графиках различных вузов варьируется, но в целом учёт трудозатрат производится, согласно базовому принципу ECTS, 1 учебный год - 60 Кредитов. Итак, чтобы получить академическую степень бакалавра, студент по истечении 4 лет обучения должен заработать 240 Кредитов, академическую степень магистра по истечении 5 лет обучения - 300 Кредитов, и для получения учёной степени кандидата наук по истечении 7 лет обучения - 420 Кредитов. рейтинговая система Важнейшей составляющей системы Кредитов является рейтинговая система качественной оценки знаний. Успешность изучения отдельных дисциплин в системе Кредитов рекомендуется дополнительно оценивать суммой набранных баллов (из 100 максимально возможных) по двум составляющим [6]. Первая составляющая - оценка за учебную деятельность студента по изучению дисциплины в течение семестра (в сумме не более чем 70 баллов). Не ходил на лекции, семинары - не получишь эти 70 баллов. Вторая составляющая - оценка за показанные студентом знания на экзамене по этой учебной дисциплине исходя из 30-балльной шкалы. Суммарный итог двух частей оценивания меры вложенного труда в освоение учебной дисциплины переводится по утверждённым Шкалам в международную буквенную Отметку и её национальный числовой эквивалент путём статистической обработки этих двух оцениваний. кредитно-рейтинговая система В настоящее время в российских вузах принята следующая кредитно-рейтинговая система итогового оценивания студентов за усвоенный ими учебный материал: • Получил положительную отметку за какую-либо учебную дисциплину (по четырёхбалльной шкале, например, это отметка 5, 4, 3), получи назначенное за эту дисциплину количество Кредитов. • Значение самой отметки характеризует качество полученных Кредитов: чем выше отметка, тем лучшее усвоение учебной дисциплины показал в течение обучения. • Количество Кредитов за каждую учебную дисциплину и значение Итоговой Оценки (различие терминов «отметка» и «оценка» будет приведено ниже) за неё выносятся в приложение к диплому, которое даёт возможность будущему работодателю судить о степени усвоения студентом той или иной учебной дисциплины в каждой образовательной программе. По этим же критериям приёмная комиссия учебного заведения выносит решение о возможности перевода студента на следующий образовательный уровень. 5. оценивание в системе moodle Название «Moodle» является аббревиатурой от «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» - модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения. Собственные термины этой системы, в отличие от обычного применения, далее будут писаться с прописной буквы. возможности оценивания в системе moodle Внедрение Moodle в России предоставляет возможность преподавателю использовать не только системы официального оценивания уровня и качества обучения (отражаемые в аттестатах и дипломах государственного образца), но и методы оценивания текущей успешности усвоения программы, вплоть до оценивания качества выполнения конкретных заданий. В переводе на русский язык документации и сообщений системы Moodle должны быть представлены разнообразные термины оценивания с принятыми в западных школах и вузах названиями. Другими словами, создание русскоязычной версии Moodle требует дать перевод всех терминов, что связано с трудностями, типичными для перевода с одного языка на другой. Русский язык синтетичен, английский язык аналитичен. Так, например, в английском нет слова для русского понятия «Управление», есть разные слова для управления разными вещами. В русском языке есть слово «Оценка» для всех видов оценивания, а в английском - разные слова для каждого конкретного вида оценки. Вообще, понятия «Оценка» и «Оценивание» разные. Оценка - это результат, получаемый в ходе процесса оценивания, производимого в несколько этапов. Система оценивания Moodle имеет богатейшие средства оценивания: баллами по любой из качественных Шкал, например, по 4-балльной Шкале (5, 4, 3, 2) или, например, по 100-балльной (от 100 до 1), буквами/литерами (a, b, c, d, e, f), в процентах (от 100 до 0), по Шкалам, элементы которых выражены словами, скажем, «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», или фразами («Великолепно поработали», «Почитайте дополнительную литературу» и т.п.), по Показателям, в соответствии с Рубриками (оценивание по критериям), ранжирование записей Глоссариев, корреспонденций Форумов, записей Баз Данных. Кроме того, Moodle предлагает и продвинутые методы оценивания, такие как «Обогащенная Рубрика», «Руководство по проставлению Отметок» [7]. Как же соотносятся столь разнообразные средства оценивания между собой? Приведём примерную сравнительную таблицу ранжирования оценок в различных порядковых Шкалах, предлагаемых системой оценивания Moodle (продвинутые методы оценивания в формате этой работы затронуты не будут). Подчеркнём, что все приведённые в таблице Шкалы - качественные, субъективные, зависящие от строгости оценивания преподавателем знаний по своему предмету и его личного отношения к тому или иному студенту. Условимся в дальнейшем для качественного оценивания употреблять термин «Отметка», а для количественного - термин «Оценка». 4-балльная шкала Расширенная 4-балльная Число баллов Буквы 100-балльная шкала Показатель оценивания 5/ Отлично 5+/ Пять с плюсом 5,3 A+ 96-100 Выдающийся уровень знаний, превышающий объём обязательных требований 5/ Пять 5,0 A 90-95 Отличное понимание предмета в объёме обязательных требований 5-/ Пять с минусом 4,7 A- 86-89 Отличный уровень знаний с небольшими неточностями 4/ Хорошо 4+/ Четыре с плюсом 4,3 B+ 80-85 Хороший уровень знаний с мелкими ошибками 4/ Четыре 4,0 B 76-79 Хороший уровень знаний с ошибками 4-/ Четыре с минусом 3,7 B- 70-75 Хороший уровень знаний с заметными ошибками 3/ Удовлетворительно 3+/ Три с плюсом 3,3 C+ 66-69 Средний уровень знаний 3/ Три 3,0 C 60-65 Уровень знаний ниже среднего с существенными ошибками 3-/ Три с минусом 2,7 C- 55-59 Минимально возможный допустимый уровень знаний Зачтено Зачёт 2,7 или более D 55 или более Знания, удовлетворяющие требованиям зачёта 2/ Неудовлетворительно 2+/ Два с плюсом 0 FX 50-54 Неудовлетворительный уровень знаний, но с возможностью повторной пересдачи Два 0 F Менее 50 Неудовлетворительный уровень знаний, требующий повторного изучения предмета Количественное оценивание применимо для факторов числовой природы, таким как количество посещений или опозданий на лекции, число подготовленных студентом публикаций на Форумах, предложенных преподавателями в рамках учебных курсов, или внесённое студентом количество записей в Глоссарии/Базы Данных, оценённых сокурсниками с рейтингом, не меньшим какого-либо числа. Количественные оценки могут быть подсчитаны и выражены в виде чисел, с которыми можно производить обычные арифметические действия, в отличие от качественных отметок, которые могут быть подвергнуты лишь статистической обработке. Оценивание, подсчитываемое в %, относится к количественному оцениванию. Преподаватель в течение учебного Курса в среде Moodle отслеживает (tracking) процесс освоения студентами его предмета, в частности, по получаемым ими отметкам за выполнение различных Интерактивных Действий. Это исходные отметки. Они могут проставляться/корректироваться преподавателем в Журнале Отметок (в Moodle его также называют Отчётом Оценивающего) вручную или вычисляться модулями Интерактивных Действий по заданным в их настройках порядковым Шкалам. В конце Курса/ программы обучения Исходные Отметки должны быть пересчитаны (после статистической обработки) в Итоговые Оценки с помощью выбранных преподавателем методов агрегации и заданных им формул вычислений. выбор шкалы для оценивания В зависимости от сложности оцениваемого задания и по другим причинам преподаватель вынужден обращаться к разным порядковым Шкалам. Для оценивания простого задания достаточно применить Шкалу с двумя градациями: «зачтено», «не зачтено». Для очень сложных заданий лучше применить 100-балльную Шкалу. 100-балльная Шкала более информативна, чем 4-балльная. Главное, каждому из этапов обучения присвоить строго определённое число баллов (в зависимости от их важности в рамках приобретаемых компетенций) и разместить всё в таблицах в доступном для студентов месте, с тем чтобы обучающиеся сами могли оценивать уровень своих достижений в обучении [8]. выбор метода агрегации Для того чтобы подсчитать Итоговые Оценки, преподавателю следует выбрать тот или иной Отчёт по оцениванию, представляемый системой Moodle. Сразу оговоримся, что такие подсчёты имеют хоть какой-то смысл только для оценок, выставляемых ОДНИМ преподавателем: в порядковой шкале не определяется расстояние между баллами, из-за чего с баллами нельзя выполнять арифметические действия (они не числа, а градации). Но если каждый преподаватель выдерживает между своими баллами своё расстояние, то его баллы можно и сложить. Но баллы разных преподавателей не стоит складывать, так как их субъективные «расстояния» между отметками разные. Простой Отчёт оценивающего (Simple grader report), он же Журнал Отметок, поддерживает три метода агрегации (в системе Moodle есть и другие методы): • Weighted Mean - метод агрегации вычислением взвешенного среднего. • Simple weighted Mean - метод агрегации вычислением простого взвешенного среднего. • Sum - метод агрегации суммированием. Первые два метода нормированные, третий ненормированный. Разница между ними в том, как Moodle сопоставляет значения качественной Шкалы с n элементами числа количественной шкалы тоже с n элементами, которые затем использует для агрегирования. Пусть, например, качественная шкала имеет семь элементов/градаций со значениями 0, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (заметьте, это не числа, с которыми можно производить арифметические действия, это просто графические символы для записи качественных Отметок, которые могли бы быть выражены символами, словами или фразами). В случае ненормированного метода Moodle сопоставит этой качественной шкале с 7 непустыми градациями количественную Шкалу также с 7 градациями со значениями 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. В случае нормированного метода Moodle сопоставит этой качественной Шкале с 7 непустыми градациями количественную Шкалу тоже с 7 градациями, но с нормированными значениями, приведёнными к диапазону чисел от 0 до 1. Из числа градаций (7) вычитается 1, а затем вычисляется количественная Шкала с 7 градациями с числовыми значениями 0/6, 1/6, 2/6, 3/6, 4/6, 5/6, 6/6. Формула нормирования может быть записана в виде i/(n-1), где n - число градаций качественной шкалы, а i пробегает значения от 0 до n-1 Как видим, в обоих случаях Moodle сопоставляет качественной Шкале с n непустыми градациями количественную Шкалу с n градациями. Однако значения градаций в одном случае (без нормировки) - это диапазон чисел от 1 до n, а в другом (с нормировкой) - от 0/(n-1) до (n-1)/(n-1). Формула нормирования может быть записана в виде i/(n-1), где n -число градаций качественной шкалы, а i пробегает значения от 0 до n-1. Итак, в нашем примере при выборе ненормированного метода значению 1-й градации «0» качественной Шкалы в 1-й градации количественной Шкалы сопоставлено число 1, значению 2-й градации «5» качественной Шкалы во 2-й градации количественной Шкалы - число 2, значению «6» - число 3, значению «7» - число 4, значению «8» - число 5, значению «9» - число 6, значению «10» - число 7. При выборе нормированного метода значению 1-й градации «0» качественной Шкалы в 1-й градации количественной Шкалы сопоставлено число 0/6, значению 2-й градации «5» качественной Шкалы во 2-й градации количественной Шкалы - число 1/6, значению «6» - число 2/6, значению «7» - число 3/6, значению «8» - число 4/6, значению «9» - число 5/6, значению «10» - число 6/6. Теперь формально с числами этих двух количественных Шкал можно производить любые арифметические действия, в нашем случае, - агрегирование, т.е. в зависимости от того, какая по порядку градация будет выбрана в качественной Шкале при проставлении Отметки, Moodle возьмёт из количественной Шкалы число из градации с таким же порядковым номером. Скажем, в нашем случае при выборе оценивающим градации со значением «9» Moodle
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 242
Ключевые слова
calculation of credits on overall grades, overall grades, normalized and non-normalized methods of aggregation, aggregation of grades, ordinal scale, original grades, Moodle, credit system, credits, assessment, Bologna process, вычисление кредитов по итоговым отметкам, итоговые отметки, Moodle, исходные отметки, кредитная система, оценивание, Болонский процессАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Тунда Владимир Александрович | Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук; Томский государственный университет | главный специалист лаборатории механики структурно неоднородных сред; ведущий программист отдела инновационных программ и проектов научного управления | tunda.va@yandex.ru |
Тунда Елена Александровна | Томский государственный университет | ведущий программист факультета информатики | e.tunda@yandex.ru |
Ссылки
Сафонова Т. Н. Из опыта применения европейской системы зачётных единиц (ECTS) / Труды 7-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». -Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2009. - Сб. 7, ч. 1. - С. 247252.
Перевод документации по Moodle, размещённый в открытом доступе в электронной библиотеке Научной библиотеки Национального исследовательского Томского государственного университета http://vital.lib. tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000480285.
Бадарч Д., Наранцецег Я., Сазонов Б.А. Организация индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц / под общ. ред. Б.А. Сазонова - М.: НИИВО, 2003. - 98 с.
Сазонов Б.А. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки // Высшее образование в России. - 2008. - № 11.
Методика расчёта трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах: Информационное письмо Минобразования России от 28 ноября 2002 года № 14-52-988ин/13/.
Зона европейского высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 года // Будущее европейского образования: Болонский процесс (Сорбонна - Болонья - Саламанка - Прага) / перев. и сост. Е. В. Шевченко. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002.
Создание общеевропейского пространства высшего образования: Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003 г. // http://bulogna.mgimo.ru/documents. php?cat_id=8.
Воронов В. В. Накопительные системы. Электронный научно-педагогический журнал. - 2005. - № 1.

Оценивание, принятое в рамках Болонского процесса и в системе Moodle | ПУСС. 2015. № Том 8. Выпуск 12.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 4250