О философских проблемах образования | ПУСС. 2015. № Том 8. Выпуск 12.

О философских проблемах образования

Обсуждая проблемы современного образования, важно применять философский подход. А точнее, требуется дальнейшее развитие «Философии образования». Диалектическая философия явилась источником многих подходов для познания. Назовем наиболее известные и чаще всего применяемые: исторический, системный, синергийный. Си-нергийный мы рассматриваем как квинтэссенцию системного и исторического подходов. Системный подход может иметь две версии - метафизическую и диалектическую.

The philosophical Problems of Education.pdf Только ленивый не критикует российскую систему образования. Критические высказывания все чаще и чаще звучат на различных конференция, диспутах. Да и в средствах массовой информации тоже. Мы хотим ответить тем реформатором, которые превратили российское образование и продолжают превращать его в бездуховную услугу. У нас уже давно сложилось впечатление, что у современного общества нет запроса на философскую мыследеятельность. В обиходе модернизация, инновация и т.д. Философия с момента своего возникновения, создавая обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, всегда держала в центре внимания проблемы образования, воспитания и самовоспитания. Общество увлекают модернизациями. Большой спрос на успешных менеджеров, экспертов. Такие люди постоянно находятся, предлагают себя как крупных специалистов, но большинство умеют только успешно ломать или привлекать чужой, чаще зарубежный, опыт. Обещают даже кого-то догнать или повысить рейтинг. Экспертизу тоже могут сделать квалифицированно. Успешнее всего экспертиза получается тогда, когда сравнивают работу, дело со стандартом или с предписанием министерства или ведомства. Философы («Тоже умники нашлись», - сказал один высокопоставленный чиновник) призваны за хаосом событий увидеть связи, сформулировать и объяснить причины хаоса и беспорядочности проблем и возникающих новых явлений. Философия - это способность понимать, формулировать, объяснить и предлагать новый конструктивный проект для дальнейшего развития. Многие, наверное, заметили, что из обихода политиков исчезло слово ПРОГРЕСС. Нет запроса, нет потребности - нет и мыслителей. В чем мы видим проблему? Технологий образования много. Есть немало интересных предложений и решений. А методологическими поисками мало кто занимается. Первое, что надо сделать, - это понять философию традиционного образования, суть которой состоит в субъектно-объектных отношениях, где субъект - учитель, объект - ученик, на которого направлена образовательная и воспитательная деятельность. В эпоху Возрождения появилась педагогика, которая впоследствии получила название антропоцентрической теории педагогики. Второе. Философия формулировала методологические принципы, лежащие в основе наук, в том числе образования и воспитания. Пути философии, науки и образования неразрывны и взаимообусловлены. В Древней Греции было сформулировано средство познания - ПОНЯТИЕ. Благодаря этому средству Аристотель произвел классификацию наук: теоретическая, практическая, творческая. Этот инструмент науки стал одновременно Инструментом Образования. Прошли столетия. В эпоху Возрождения появился очень важный инструмент познания - ЭКСПЕРИМЕНТ. Причем эксперимент рассматривался как средство контроля за познанием. Кстати, нетрудно заметить, что именно в это время в Европе появились первые УНИВЕРСИТЕТЫ. Благодаря эксперименту появились точные науки. Тогдашний философ писал: «Точная наука есть философия нового времени». Шел процесс становления научной методологии. В этой пошаговой ретроспективе стоит вспомнить многие имена. Прежде всего, Бэкона и Декарта. Первый был приверженцем эмпирического метода, второй приоритет отдавал теоретическому познанию. Но и тот и другой искали ключ к методу. К методологии научного познания. Чтобы добраться до смыслов современной философии образования, надо обязательно вспомнить о Гегеле. Высшим достижением классической философии Х1Х в. стала его диалектика. Впервые в истории человеческой мысли он представил природу, общество и духовный мир личности в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии. У Гегеля в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования и познания. Философский стиль мышления не описание, а деконструкция, мыслительные действия по разборке частей целого; разложение смысла или смыслов. Смысл - сущность, внутреннее содержание, значение чего-либо, постигаемое разумом, разумное основание исследуемого. Гегелем были обоснованы важнейшие принципы диалектического способа мышления и познания, в корне противоположного метафизике. Авторское понимание метафизики: философские учения, рассматри-ваюшие, прежде всего, собственно вещи и явления, а не их изменения и зависимости друг от друга. В гегелевской, а позднее в марксистской философской традиции метафизика - метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития. Методология - учение о методах научного познания - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Когда мы говорим о необходимости учета диалектики в философии образования, мы не зовем, как может показаться, к возврату советской модели образования. Речь идет о возвращении к Гегелю, Марксу, к исконной сущности законов и категорий диалектики. Так, когда же мы потеряли в российском образовании диалектику? Уже в советские годы идеи Гегеля и Маркса, с одной стороны, декларировались как метод преобразований, с другой - были сведены к примитиву. А самое главное, идеи диалектики не стали идеалами творчества для каждой личности, а больше походили на камуфляж для оправдания политики и идеологии. Вузовское гуманитарное образование формально признавалось в духе диалектического метода, но на деле метод был дискредитирован. Предмет гуманитарного образования был сконцентрирован на онтологическом обосновании истории СССР как единственно верной и безальтернативной теории и практики социального прогресса. Метод был обязан подтверждать программные идеалы государства. В истории случаются такие периоды, когда потенциал гносеологического стиля мышления игнорируется, а онтологический стиль мышления превалирует. Именно так произошло в России в 90-е годы. В стремлении освободиться от марксизма перешли на позиции онтологизма. Победила метафизика. Вместе с «мыльной водой» выплеснули и «ребенка». Как могло произойти такое? Ясно одно, совершенно некритично доверились тем парадигмам мысли, которые были выработаны идеологами борьбы с марксизмом. В чём мы видим проблему? Технологий образования много. Есть интересные предложения и решения. Но в условиях мирового кризиса образования нужен философский анализ. Философия традиционного образования - это субъектно-объектное отношение, где субъект - учитель, объект - ученик как реальность, на которого направлена образовательная и воспитательная активность. Эта философия господствует и сегодня. Нетрадиционный подход в образовании. Субъект - ученик. Объект -наука, знание. Кстати сказать, рождение и развитие философской концепции антропоцентристской педагогики имеет свою ретроспективу. Традиционное образование как философская концепция античного, а затем и раннехристианского мира строилось на признании божественного и природного происхождения, существования и развития человека. В эпоху Возрождения в философских взглядах с опорой на античные представления появилось понимание о праве человека на собственное творчество. Что в принципе и стало основой гуманизма, теории и практики, рассматриваюшей человека как высшую ценность, проявляющей заботу о благе людей и их всестороннем развитии. Итальянский мыслитель Пико де Мирандола в своем трактате «О назначении человека» вложил в уста Бога-Творца обращенные к Адаму слова: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души в высшие божественные... О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!» Ранний гуманизм Ренессанса заложил новые, не традиционные для образования парадигмы антропоцентрической теории педагогики. Антропоцентрическая философская концепция состоит в том, что природа самопознает себя через Ч Е Л О В Е К А, а человеческий Р А З У М является естественным и закономерным фактором, ускоряющим процессы развития Вселенной, человека и человечества. В развитие антропоцентрической концепции многие выдающиеся мыслители вложили свою лепту. В. Де Фельтре «Дом радости», Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», М. Монтессори, другие. Выдающейся русский философ В. В. Розанов на заре ХХ века опубликовал книгу «Сумерки просвещения», где сформулировал вопрос: почему образование не достигает своих высоких целей, почему оно не способно всесторонне развить личность? Этот вопрос стоит и сегодня. Американский философ и педагог Джон Дьюи вошел в историю образования как представитель американского прагматизма. Но он, как и Ж. Ж. Руссо, в центр своей педагогической концепции поставил личность. «Внутреннее «Я» и собственный социальный опыт». Наше понимание современной философии образования состоит в том, что главным субъектом образовательного процесса является личность, мотивированная на самообучение, самовоспитание, самореализацию в творчестве, опирающаяся на метод научного познания. Как видите, в этом определении ключевые слова: субъект, самореализация, метод научного познания, методология, творчество. Я самообучающаяся личность - это идеальный метод обучения. Я самореализующаяся личность - это высшее и восхитительное ощущение счастья. Мне дана возможность владеть тем, что я пожелаю. Я могу быть тем, кем захочу, и буду. Счастье есть «глубокое чувство САМОРЕАЛИЗАЦИИ» (М. Рикар, цит. по: К. Галло. Презентации в стиле ТЭД, - М.: Альпина Паблишер, 2015. - С. 26) «Истинное счастье приходит только как результат длительного воспитания в себе мудрости, альтруизма и сострадания и полного искоренения таких духовных ядов, как ненависть, жадность и невежество» (Там же. С. 27). Если у вас нет ощущения собственного счастья, вы не будете иметь блестящей карьеры. Ищите в себе источник вдохновения. Метод (греч. methods - путь, способ исследования, обучения) - совокупность приемов и операций познания и практической деятельности, способ достижения определенных результатов в познании и практике. Методология считает следование научному методу решающим условием приемлемости научной теории и отождествляет соответствие метода теоретической конструкции реальности, то есть истине. Такое определение современной философией образования учитывается и в современной молодежной политике России: «обеспечить самореализацию личности». Поэтому сегодня как наиболее важная выдвигается задача актуализировать для личности цели и смыслы методологической культуры как основы самореализации личности в творчестве. Дело ещё и в том, что философия сама по себе не может моментально превращаться в руководство для практики, тем более что эта практика в области педагогики, где заняты и участвуют тысячи. Речь должна идти о формировании ментальности (от лат. MENS - сознание, ум), образа мышления, общей духовной настроенности человека, группы, социума. Мен-тальность является более широким и вместе с тем более ясным понятием, чем стиль мышления, характеризующий лишь интеллектуальную предрасположенность к определенным умственным действиям. Менталитет, ментальность - это не только способ мышления, сколько особым образом сложившиеся и устоявшиеся умонастроения, предрасположенность мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать цели, свойственные какой-то общности. Менталитет каждого народа имеет свои особенности, которые формируются в процессе его исторического развития. Ещё один тезис. Руководствуясь задачами обучения творчеству, следует иметь в виду науку в аспекте ее метода как систему познавательной деятельности, которая специфически конкретизируется применительно к тому или иному методу познания. Необходимо выявлять в логике изучаемой науки такие её черты, овладение которыми означает на деле приобщение к методологии научного познания. Теория помогает в деле интерпретации науки с методологической точки зрения, наконец, метод науки - это система познавательной деятельности, осмысление и усвоение которой и есть одна из основополагающих предпосылок приобщения к творчеству. Важно также обращение к синергетической методологии, которая может дать основу для создания эффективных моделей социальной динамики, в том числе и процессов развития, прогресса образования. Причем сейчас все кому не лень оперируют словом синергетика. Для одних слово модное. Для других - это практика, в которой нужно учитывать все возможно существующие компоненты. Для третьих синергетика - это наука о самоорганизации самой разной по происхождению природы и т.д. В философии образования - синергетическую методологию надо понимать как объективный процесс взаимодействия людей. Для образования синергетика - это прежде всего научное направление, исследующее закономерности, лежащие в основе процессов САМООРГАНИЗАЦИИ в системах и структурах самой разной природы. Практика взаимодействия многих компонентов, характеризующихся тем, что совокупное действие всех компонентов превышает эффект, оказываемый каждым из них. Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. (На них основано от века По воле Бога самого Самостояние человека Залог величия его...).

Ключевые слова

methodology, philosophy, innovations, creativity, системный подход, исторический подход, философия образования

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фадеева Вера НиколаевнаТомский политехнический университетканд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии науки и техникиknp@tpu.u
Кириллов Николай ПетровичТомский политехнический университетд-р филос. наук, профессор, Институт социально-гуманитарных технологийknp@tpu.u
Всего: 2

Ссылки

 О философских проблемах образования | ПУСС. 2015. № Том 8. Выпуск 12.

О философских проблемах образования | ПУСС. 2015. № Том 8. Выпуск 12.