О роли вузов в подготовке конкурентоспособных кадров для новой экономики | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 1.

О роли вузов в подготовке конкурентоспособных кадров для новой экономики

Рассмотрены аксиологический, когнитивный и праксиологический компоненты модели конкурентоспособной личности будущего специалиста; предложена модель организации образовательного процесса, позволяющая сформировать профессиональные и личностные компетенции специалиста на основе инновационной образовательной траектории; предложена концептуальная схема определения кадровых потребностей; представлены результаты проведенных маркетинговых исследований кадрового обеспечения предприятий.

On a role of higher schoolin education of competitive specialists for the new economy.pdf В конце XX в. Россия вступила в новый этап своего развития - пери-од превращения в постиндустриальное общество. Изменились характери структура современной экономики, а также факторы ее роста. Произо-шел структурный сдвиг, представляющий собой переход от экономики,базирующейся на природных ресурсах, к «интеллектуальной» экономи-ке, или «экономике, основанной на знаниях», на использовании высоко-производительных, ресурсосберегающих технологий и на постоянномгенерировании инноваций, формировании новых знаний. Следует отме-тить, что новые теоретические знания в постиндустриальном обществеисследователи связывают, как правило, с университетами как главнымиинститутами их производства и сосредоточения [1, 2].Термин «экономика знаний» был предложен американским экономи-стом Ф. Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики,ориентированному на производство знаний [3]. Сейчас этот термин, на-ряду с термином «экономика, базирующаяся на знаниях», используетсядля определения типа экономики, в которой знания играют решающуюроль, а производство знаний является источником роста, обеспеченияконкурентоспособности страны, региона, предприятия и отдельной лич-ности. Собственность, как критерий социального разделения общества,теряет свое значение, решающим становится уровень образования и зна-ния. Президент Академии общественных наук Китая Ли Теин отметил,что «душа «экономики знаний» - непрерывное стремление к новше-ствам, а источником ее силы является образование» [4]. Таким образом,образование превращается в ключевой компонент системы социально-экономического развития общества.Современная образовательная парадигма определяет цель образова-ния как развитие индивида, создание условий для его самореализациив интересах личности, общества и государства. При этом происходящиепроцессы модернизации системы образования должны сформироватьосновы будущего развития на базе создания новых технологий, которыетребуют системы отбора и подготовки интеллектуальной элиты страны.Однако предназначение российского высшего образования необходи-мо рассматривать значительно шире прагматической идеологии формиро-вания интеллектуальной элиты страны. Общественная и социальная зна-чимость отечественной высшей школы предопределяется выполнениемею ряда специфических функций. В настоящее время в большинствестран мира образование рассматривается также в качестве «социальногоблага» [5], выполняющего следующие функции:- оптимизационную (благодаря знаниям, деятельность в любой сферестановится более эффективной и рациональной);- экономическую (с ростом общей и профессиональной культуры ин-дивида увеличиваются его доходы);- социальную (благодаря образованию, значительно облегчается про-цесс социализации индивида, обусловливая тем самым стабильностьперспектив развития общества);- функцию безопасности (образование как социальный институт за-щищает индивида от угроз со стороны внутренних и внешних фактороввоздействия).Для успешной реализации своих функций в современном обще-стве образовательные учреждения должны быть способны эффективнореагировать на изменения, происходящие на рынке образовательныхуслуг и рынке труда, адаптироваться в быстро меняющихся услови-ях, а также осваивать новые, более эффективные информационно-коммуникационные технологии в образовании. Эти особенности вызы-вают необходимость перемен в сфере образования, которые проявляютсяв направленности образования на «опережающую подготовку»; в уста-новке на непрерывное образование, в переходе от ориентации на полу-чение «готового знания» к развитию самостоятельной активности буду-щего специалиста.В современных условиях конкурентоспособность страны определяет-ся уровнем образования и науки. Следовательно, необходимо осущест-влять подготовку конкурентоспособных специалистов, которые будут со-ответствовать реальным потребностям экономического развития страныв условиях перехода на инновационный путь развития. При этом конку-рентоспособность выпускника вуза на рынке труда осуществляется че-рез реализацию знаний, умений и навыков, сформированных в вузе и напредыдущих этапах жизни.Мы согласны с мнением Т.А. Сливиной [6], что конкурентоспособнаяличность специалиста - это субъект профессиональной деятельности,обладающий интегральной, динамической, деятельностной характери-стикой, выражающей сущностные возможности личности и проявляю-щейся в потребности в успехе и самосовершенствовании, в способностик самореализации, к достижению высокой эффективности своей дея-тельности в условиях конкуренции. При этом конкурентоспособностькак интегральное качество личности является внепрофессиональнойили надпрофессиональной характеристикой, необходимой каждой лич-ности.Следует отметить, что в структуре модели конкурентоспособной лич-ности будущего специалиста ряд исследователей выделяет следующиекомпоненты: аксиологический, когнитивный и праксиологический [6, 7].Аксиологический компонент (от греч. axia - ценность и logos - слово,учение) связан с ценностями личности, определяющими направленностьи мотивированность жизнедеятельности индивида (интересы, склонно-сти, установки, взгляды, цели, мотивы, убеждения).Когнитивный компонент (от лат. сognitio - знание) определяется ин-дивидуальными особенностями познавательных процессов и включает всебя способность выстраивать и реализовывать намеченные траекторииинтеллектуального, культурного, нравственного саморазвития и самосо-вершенствования; способность к критическому осмыслению накоплен-ных знаний и их применению при решении различных задач; творческомумышлению и инновационной деятельности; приобретению и формирова-нию новых знаний, используя современные образовательные и информа-ционные технологии.Праксиологический компонент (от греч. praxis - действие) представ-лен личностными качествами, отражающими эффективную организациюдеятельности индивида, такими как коммуникативность, готовность кпринятию решений, склонность к лидерству, к достижению успеха, спо-собность к самооценке, умение представить результаты своего труда,способность быстро овладеть новыми видами деятельности, адаптиро-ваться к изменяющимся условиям.Данный подход позволяет интерпретировать содержание понятия«конкурентоспособность выпускника вуза», и в этом ключе рассматри-вать роль вуза в обеспечении формирования и развития будущего спе-циалиста.Современный рынок труда также предъявляет свои требования к кон-курентоспособности выпускников вузов. В условиях жесткой конкурен-ции, не имея достаточного профессионального опыта, они оказываютсяслабо защищенными и испытывают трудности в процессе трудоустрой-ства. Это обостряет ситуацию на рынке труда среди молодежи. В настоя-щее время, согласно результатам проведенных исследований Центроммаркетинговых исследований и коммуникаций Томского государствен-ного университета, 37,5% работодателей считают, что выпускник передначалом работы должен пройти практику в данной организации. По мне-нию 22,5% респондентов, выпускнику ТГУ достаточно преддипломнойпрактики в любой организации. 10% полагают, что потенциальный со-трудник должен иметь опыт работы по специальности не менее года сусловием прохождения практики на данном предприятии. Это указываетна необходимость осуществления комплексного, разностороннего взаи-модействия вузов с рынком труда.Становление конкурентоспособного специалиста представляет собойспециально организованный образовательный процесс при непосред-ственном участии работодателей, позволяющий формировать его про-фессиональные и личностные компетенции. Мы предлагаем рассматри-вать данный процесс на основе модели инновационной образовательнойтраектории, которая позволяет выпускнику получить не только фунда-ментальное образование, но и сформировать дополнительные профес-сиональные и общекультурные компетенции, способность к творчеству,инновациям, и др., включая навыки проектной работы.В отличие от индивидуальных учебных планов, инновационные об-разовательные траектории выстраиваются не только для отдельного сту-дента, но и для студенческой группы, «погружая» студентов в форматкомандной работы.Специфика данной траектории заключается в наполнении учебно-го процесса практикой, т.е. организацией значительной части учебногопроцесса на базе филиалов кафедр в НИИ, на предприятиях, в центрахколлективного пользования Томского государственного университета ит.п. Большое внимание уделяется внедрению проектного метода обуче-ния в образовательный процесс, организации стажировок, практик сту-дентов на конкретных предприятиях, выполнению курсовых, дипломныхработ по заказу предприятий, включению студентов в процесс реализа-ции научно-исследовательских проектов, выполняемых по заказу пред-приятий, проведению корпоративных олимпиад и т.д. В настоящее времятакое представление об инновационной образовательной траектории ис-пользуется в подготовке специалистов для ряда стратегических партне-ров университета.В условиях жесткой конкуренции вузам приходится вести поиск но-вых сфер деятельности выпускника, определять стратегию отношений срынком труда. Каждый вуз вынужден постоянно участвовать в созданиии апробации «опережающих» образовательных программ, направленныхна подготовку новых специалистов, специалистов по интегрированнымобластям знаний.Следует также отметить, что для развития инновационной деятель-ности особое значение имеет не только решение вопросов кадрового обе-спечения инновационных предприятий высокотехнологичных отраслей,но и подготовка специалистов, способных самостоятельно организоватьсобственные инновационно-технологические предприятия. Актуальностьэтой проблемы существенно возрастает в связи с готовящимся законо-дательством о возможности вузов и научных учреждений участвовать всоздании малых инновационных предприятий.Поэтому формирование системы подготовки кадров для инновацион-ной экономики можно рассматривать в двух направлениях (рис. 1).Первое направление - университет осуществляет образовательнуюдеятельность в тесном сотрудничестве с предприятиями. При этом ра-ботодатель принимает активное участие в формировании профессио-нальных компетенций специалистов, совместно с предприятиями раз-рабатываются индивидуальные образовательные траектории развитиястудентов, создаются системы профессиональной адаптации и наставни-чества выпускников, активно используются электронные «портфолио»студентов и выпускников.Рис. 1. Исследовательский университет на рынке трудаВторое направление заключается не только в целевой подготовке спе-циалистов для конкретных компаний, но и профессионалов, способныхсамостоятельно создать новое предприятие. Это - создание «новых ра-ботодателей». В реализации данного направления следует отметить зна-чительную роль бизнес-инкубаторов, которые позволяют сформировать устудентов предпринимательские компетенции.Таким образом, в постиндустриальном обществе главным результа-том деятельности университета в области подготовки кадров являетсякреативная личность, способная к саморазвитию, к творческому, иссле-довательскому, системному подходу ко всем процессам и явлениям со-временности. Собственно, в этом и есть суть исследовательского универ-ситета [8, 9].Отсутствие на сегодня необходимого числа высококвалифициро-ванных специалистов ставит под вопрос расширение производства вы-сокотехнологичной продукции и освоение новых технологий в рамкахофициально определённых приоритетных направлений развития наукии техники. К причинам этого дефицита можно отнести и отсутствие про-гнозов потребности в специалистах, соотнесенных с целевыми програм-мами развития производства на региональном и федеральном уровнях.Попытка вузов самостоятельно прогнозировать потребность в специали-стах и выстраивать на их основе планы подготовки специалистов приво-дит к сильным диспропорциям на рынке труда. Получение высшего про-фессионального образования - довольно продолжительный процесс (4-6лет), в связи с чем повышение эффективности функционирования рынкаобразовательных услуг, подготовка конкурентоспособных специалистовтребуют быстрого реагирования на изменения общественных потребно-стей.Конкретные механизмы и инструменты взаимодействия участниковрынка образовательных услуг и рынка труда на сегодняшний момент неопределены. Опыт деятельности зарубежных вузов доказывает, что воз-можность занимать лидирующее положение на рынке образовательныхуслуг в значительной мере определяется эффективностью маркетинговойдеятельности, включающей постоянное проведение мониторинга и про-гнозирование динамики рынка труда с учетом деятельности всех субъек-тов, связанных с системой образования.Следовательно, возникает необходимость в проведении комплексныхмаркетинговых исследований, позволяющих выявлять кадровые потреб-ности и выстраивать стратегии развития вузов с учетом существующих ипрогнозируемых запросов рынка труда.По нашему мнению, комплексный подход к проведению маркетинго-вых исследований потребностей рынка труда включает в себя (рис. 2):- изучение кадровых потребностей и требований к подготовке специ-алистов со стороны работодателей, определение возможных направленийвзаимодействия работодателей с образовательными учреждениями в про-цессе подготовки высококвалифицированных специалистов;- выявление особенностей рынка образовательных услуг и рынка тру-да во взаимосвязи со спецификой региональной экономики и тенденция-ми ее развития;- изучение, анализ и оценку элементов и факторов, оказывающихсущественное воздействие на тенденции развития, структуру, характеротношений на рынке образовательных услуг и рынке труда с учетомсоциально-экономического развития всего общества.Следует также отметить, что для эффективного функционированиясистемы образования нельзя ограничиваться только разовыми исследова-ниями, этот процесс должен осуществляться систематически, посколькуизменения в экономической, производственно-технологической и соци-альной сферах носят перманентный характер и требуют проведения по-стоянной адаптации к ним системы высшего профессионального образо-Рис. 2. Концептуальная схема определения кадровых потребностейвания. При этом регулирующая роль на рынке образовательных услуг ирынке труда в современном обществе может принадлежать социальномузаказу со стороны предприятий, государственных, региональных органоввласти, который следует определять в количественном и качественномвыражении. Социальный заказ в количественном выражении заключаетсяв определении реальных потребностей в кадрах как на уровне отдельныхпредприятий, так и на региональном и федеральном уровнях, с учетомразвития отдельных отраслей экономики, а в качественном выражениипредставляет собой определение требований работодателей к профилю иуровню профессиональных компетенций специалистов, востребованныхна рынке труда.Изучение рынка образовательных услуг и рынка труда служит базойдля получения количественных и качественных характеристик обоихрынков, формирования на этой основе структуры взаимодействия вузас их участниками, разработки соответствующих организационных меро-приятий, обеспечивающих тесную взаимосвязь между рынком образова-тельных услуг и рынком труда, определения перспектив развития вуза вусловиях изменяющейся внешней среды. Для этого в Томском государ-ственном университете создан Центр маркетинговых исследований и ком-муникаций, основная задача которого заключается в совершенствованиикоммуникаций между университетом и работодателями, создании еди-ной научно-образовательной среды университета и партнеров из сферынауки, образования и реального сектора экономики на основе комплексамаркетинговых исследований, учитывающих изменения, происходящиена рынке образовательных услуг и рынке труда как на региональном, таки на федеральном уровне.Одним из успешных стартовых проектов в 2008-2009 гг., направлен-ных на определение кадровых потребностей предприятий, стал проект,целью которого являлось определение форм сотрудничества универси-тета с предприятиями-партнерами в аспекте их кадрового обеспечения.Задачи исследования заключались в определении направлений взаимо-действия работодателей с вузом в подготовке и предварительном отборебудущих молодых специалистов, в определении кадровых потребностей(количественный аспект), требований современных работодателей к при-нимаемым на работу молодым специалистам (качественный аспект), атакже в определении источников информации о вузе, которыми пользу-ются предприятия.Исследования показали, что наиболее широко распространеннымимоделями взаимодействия бизнеса и вуза представители организацийсчитают прохождение студентами стажировок и практик (67,5%), целе-вую подготовку специалистов и совместную научно-исследовательскуюдеятельность (по 42,5%). Значимыми формами сотрудничества являютсятакже переподготовка и повышение квалификации работающих специ-алистов и предоставление мест для трудоустройства выпускников (по40%). Внимание к другим формам сотрудничества проявили от 2,5 до25% респондентов (диаграмма на рис. 3).Институциональные различия компаний, работающих в различныхотраслях, указывают на необходимость использования разных форм приосуществлении взаимодействия и определении приоритетных направ-лений дальнейшего сотрудничества с ними. Перечень форм и направле-ний сотрудничества с предприятиями-партнерами, которые работают вРис. 3. Формы сотрудничества с ТГУ, представляющие интересдля организаций, % от числа опрошенныхинновационной сфере, очень сильно отличается от направлений сотруд-ничества с банками или общеобразовательными школами. Так, созданиеучебно-инновационных центров для НИИ и предприятий высокотехноло-гичных отраслей может дать огромный эффект, в то время как для пред-приятий сферы услуг эта модель мало интересна. При этом работодателичасто декларируют готовность брать на себя инициативу в налаживаниипартнерства с образовательными учреждениями.По результатам проведенных исследований было выявлено, что в боль-шинстве организаций (52,5%), несмотря на финансовый кризис, наблюда-ется дефицит квалифицированных кадров. Большая часть работодателейопределила потребность в кадрах на перспективу до 2013 г. в разрезе специ-альностей (количественный аспект), и полученные результаты исследова-ний кадровых потребностей были уже в текущем году учтены при трудоу-стройстве выпускников. В ходе реализации программы по трудоустройствувыпускников последующих лет полученные прогнозные данные будутуточняться. Таким образом, Томский государственный университет реали-зует концепцию «опережающего обучения», осуществляя подготовку ка-дров с учетом выявленных будущих потребностей предприятий-партнерови привлекая их к реализации образовательного процесса. В дальнейшемпланируется расширение базы предприятий-партнеров, систематическоепроведение подобного рода исследований, дальнейшее формирование про-граммы целевой подготовки кадров, включающей разработку индивиду-альной образовательной траектории подготовки специалиста, организациюпрактики на данном предприятии, включение студента в реализацию иссле-довательских проектов предприятия, и последующее его трудоустройство.В рамках проведенных исследований были выявлено, что пока ещене все работодатели могут четко сформулировать требования, предъ-являемые к выпускникам вузов. Однако тесное сотрудничество с пред-приятиями по различным направлениям, тестирование студентов пред-ставителями компаний позволяют совместно определить те компетенции,формирование которых обеспечит повышение конкурентоспособностивыпускников.По результатам исследований выявлены потребности предприятий-партнеров в различных дополнительных образовательных программах.Самыми распространенными формами обучения сотрудников, применяе-мыми в организациях, являются программы повышения квалификации(70%), семинары (57,5%), программы профессиональной переподготов-ки (42,5%), обучение в учебно-консультационных центрах (37,5%), вто-рое высшее образование (35%). Исследования показали, что основнымипричинами, побуждающими организации к дополнительному обучениюсотрудников, являются: требования законодательства (67,5%), необходи-мость приобретения новых знаний вследствие внедрения новых техноло-гий (47,5%), изменения должностных обязанностей (32,5%). 25% респон-дентов назвали несоответствие знаний и опыта молодых специалистовтребованиям организации причиной необходимости их доучивания, чтоещё раз указывает на необходимость разработки стратегии подготовкиспециалистов совместно с работодателями.Анализ полученных данных показал, что необходимо осуществлятьсвоевременное взаимное информирование партнеров о происходящихизменениях, планируемых мероприятиях. В качестве наиболее удобныхспособов передачи информации пользователям были определены рас-сылка по электронной почте, сайты Интернет, встречи с представителямивузов, а также листовки, буклеты и ТВ-каналы.Реализация комплексной системы проведения маркетинговых иссле-дований и определение прогноза потребности в кадрах позволяют обе-спечивать опережающее развитие системы профессиональной подготов-ки и переподготовки кадров.Подводя итог, можно утверждать, что для подготовки специалистов,конкурентоспособных на рынке труда, первоочередными задачамиявляются:- формирование организационных механизмов, позволяющих осу-ществлять комплексный мониторинг рынка образовательных услуг ирынка труда, строить прогнозы востребованности специалистов;- разработка совместно с заинтересованными лицами программ ка-дрового обеспечения отраслей экономики на уровне региона, программподготовки кадров для малого и среднего бизнеса;- определение потребностей предприятий в программах повышенияквалификации и профессиональной переподготовки сотрудников, реали-зация принципа непрерывного (пожизненного) образования;- определение форм совместной научно-исследовательской, проект-ной и технико-внедренческой деятельности образовательных учрежде-ний, научно-исследовательских институтов и предприятий реальногосектора экономики.Решение этих задач полностью соответствует Концепции модерниза-ции российского высшего образования, в которой роль вузов заключаетсяв подготовке квалифицированных специалистов, конкурентоспособныхна рынке труда, свободно владеющих своей профессией, ориентирую-щихся в смежных областях деятельности, способных работать по специ-альности на уровне мировых стандартов, готовых к дальнейшей подго-товке и переподготовке, социальной и экономической мобильности.Безусловно, такая постановка вопроса приводит к существенному рас-ширению зоны ответственности университета по сравнению с недавнимпрошлым, когда в условиях плановой экономики вузы преимущественноотвечали за образовательный и научный процессы, но не за трудоустрой-ство выпускников. Новые условия, которые предъявляет общество, тре-буют от университетов и новых схем управления подготовкой конкурен-тоспособных кадров.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Майер Георгий ВладимировичТомский государственный университетРекторrector@mail.tsu.ru
Маковеева В.В.Томский государственный университет
Всего: 2

Ссылки

Иноземцев В.А. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000. - 304 с.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 1999. - 956 с.
Мильнер Б.З. «Экономика знаний» и новые требования к управлению // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №1. - С. 108-120.
Ли Теин. Поиск направлений реформы и политики открытости. - М.: Изд- во документации общественных наук, 2003. - Т. 2. - 670 с.
Евдокимова Л.В. Образовательная отрасль в переходном обществе: теоретико-методологический аспект // Проблемы сферы образования в современной России: Сб. науч. ст. РГПУ. - СПб., 2001. - С. 31-32.
Сливина Т.А. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. …канд. пед. наук. - Красноярск, 2008. - 24 с.
Минзарипов Р.Г., Ившина Г.В. Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности // Высшее образование в России. - 2009. - № 5. - С. 42-50.
Исследовательский университет: Сб. статей / Под ред. Г.В. Майера. - Томск: Томский государственный университет, 2005. - 176 с. 9. Исследовательский университет. Опыт реализации инновационной образовательной программы: Сб. статей / Под ред. Г.В. Майера. -
 О роли вузов в подготовке конкурентоспособных кадров для новой экономики | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 1.

О роли вузов в подготовке конкурентоспособных кадров для новой экономики | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 1.

Полнотекстовая версия