Танцы с системами | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 1.

Танцы с системами

Социальными системами нельзя управлять как техническими и даже как биологическими: они непредсказуемы. Остаётся непрерывно отслеживать, что происходит, и адаптироваться к этим изменениям, подобно поведению во время танца, реагируя на импровизации партнёра, где-то его поддерживая, где-то сопротивляясь. Успеха добивается тот, кто вовремя кооперируется. Метафора танца с системой излагается в форме технологии обращения с системами, состоящей из «танцевальных па» - конкретных приёмов управления социальными системами.

Dancing With Systems.pdf Те, кто вырос в индустриальном мире и пришел в восхищение отсистемного мышления, весьма подвержены возможности совершитьужасную ошибку. Они считают, что именно тут, в системном анализе, враспутывании сложностей взаимосвязи, в возможностях компьютеров,именно здесь, наконец-то, находится ключ к прогнозированию и контро-лю. Впасть в такую ошибку легко из-за того, что образ мышления инду-стриальной эпохи предполагает, что именно так следует предсказыватьсобытия и управлять ими.Вначале и я тоже так думала. Все мы, старательные студенты замеча-тельного Массачусетского технологического института, так думали. За-чарованные тем, что увидели через наши новые очки, мы невольно дела-ли то, что делают многие открыватели нового. Мы преувеличивали своивозможности изменить мир. Мы вовсе не желали кого-то ввести в заблуж-дение, мы выражали наши надежды и ожидания. Системное мышлениебыло для нас не просто искусной, сложной умственной конструкцией.Это было способом заставить системы работать.* Покойная Д. Меллоуз занималась научной и преподавательской деятельностью. При-надлежит к крупнейшим системным мыслителям XX в. Ведущий автор известного труда«Пределы роста» (1970-е годы) о глобальных тенденциях народонаселения, экономики,природной среды. Этот труд был переведен на 28 языков и стал мировым бестселлером,дав начало международным дискуссиям о перспективах роста и развития человечества. В1990-х годах она вместе с Денисом Медоузом и Йоргеном Рандерсом опубликовала книгу«За пределами роста», обсуждающую реальность прогнозов первой книги.Тан цы с системами 47Однако самоорганизующиеся, нелинейные, с переплетенными вну-тренними связями системы оказываются по природе непредсказуемыми.Они неконтролируемы, неуправляемы. Они даже непознаваемы в самомобщем смысле. Цель точного предвидения будущего и полной готовностик нему является нереальной. Замысел заставить систему делать именното, что вы хотите, реализуем в лучшем случае кратковременно. Мы ни-когда не сможем полностью познать наш мир, во всяком случае, в томсмысле, как это нам внушает наша редукционистская наука. Да и саманаука, от квантовой теории до математики хаоса, говорит нам о прин-ципиальной неустранимости неопределенности. Для любой цели, за ис-ключением абсолютно тривиальной, мы не можем найти оптимальноерешение; мы даже не знаем, что оптимизировать. Мы не в состоянииотслеживать всё. Мы не сможем найти надлежащие, устойчивые взаимо-действия с природой и друг с другом или создать стабильные институты,если будем действовать с позиций всезнающего властителя.Тем, кто видит себя всезнающим и всемогущим, трудно воспринятьпровозглашаемую системным мышлением неопределенность. Если вы неможете познавать, предсказывать, управлять, то что еще остается делать?Системное мышление ведет к другому заключению, но ожидаемому,блестящему и очевидному, если мы откажемся от иллюзии управляемо-сти, мешающей видеть реальность. Системное мышление говорит, чтоесть еще много разного, что можно делать. Будущее нельзя предсказатьточно, но можно предвидеть и неплохо реализовать. Системы нельзяполностью контролировать, но их можно проектировать и переделывать.Мы не должны думать, что окунемся в реальность без неожиданностей,но мы можем ожидать сюрпризы, обучаться на них, и даже извлекать изних выгоду. Мы не можем подчинить систему своей воле. Но мы можемприслушиваться к тому, что система говорит нам, и открывать, как еесвойства и наши ценности могут совместно действовать, чтобы породитьнечто намного лучшее, чем это могла бы породить только наша воля.Мы не можем контролировать системы и даже понять их полностью.Но мы можем «танцевать» с ними!Я знала это еще до того, как начала изучать системы. Я научиласьтанцевать с мощными силами, когда сплавлялась на байдарке по горнымпотокам, когда занималась огородничеством, музыкой или хождениемна лыжах. Все эти занятия требуют от тебя всегда быть настороже, оченьвнимательным, готовым к решительным действиям, восприимчивым ковсем сигналам. Я никогда не думала, что именно эти требования могутбыть применимы и к интеллектуальной деятельности, к менеджменту, кадминистративному управлению, к отношениям между людьми.Но это было именно так, это явно следовало из всех компьютерныхэкспериментов с моделями систем, которые мы делали. Для успешного48 Доне лла Медоу здействия в мире систем от нас требуется что-то большее, чем просто спо-собность вычислять. Требуется полная наша человечность - наша рацио-нальность, наша способность отличать правду от лжи, наша интуиция,способность к состраданию, видение мира, наша мораль.Я постараюсь сформулировать в наиболее общем виде «системнуюмудрость», которую я извлекла из совместной работы с профессионала-ми моделирования. Это результаты выполнения «домашних заданий»,понятия и методы, входящие в учение о системах настолько глубоко, чтокаждый начинает, даже если и не очень совершенно, использовать их нетолько в своей профессии, но и во всей жизни.Предлагаемый перечень, возможно, не полон, так как я до сих пор явля-юсь студенткой курса о системах. И он не уникален для системного мышле-ния. Есть много способов научиться танцевать. Но это является начальнымуроком танцев, излагающим методы, которые использовали мои коллеги,сознательно или интуитивно, когда они столкнулись с системами.1. Изучи реальны й ход событи йПрежде чем хоть как-то вмешиваться в систему, посмотри, как онадействует. Будь это музыкальное произведение, или поток горной реки,или колебания цены товара, - узнай, как эта система действует во време-ни, изучи ее историю. Узнай от людей, которые долго в этом участвовали,что происходит. Если можете, изобразите временной график реальныхданных о системе. Людская память не всегда надежна, когда речь идет опривязке ко времени.Начиная рассмотрение с поведения системы, вы вынуждены фокуси-ровать внимание на фактах, а не на теориях. Это предохранит вас от слиш-ком быстрого погружения в собственные или чужие, верные или неверныепредставления. Удивительно, как много существует неверных представ-лений. Например, люди клянутся, что дождей стало больше, но если вывозьмете данные, обнаружится, что в действительности увеличиваетсяразнообразие: усиливается засуха, хотя и наводнения усиливаются. Оченьавторитетные эксперты говорили мне, что цены на молоко увеличиваются,когда в действительности они снижались, что проценты прибыли падают,когда они росли, что дефицит бюджета достиг наибольшей доли валовогонационального продукта за все времена, хотя это было не так.Начинание с изучения поведения системы заставляет вас думать пре-жде всего об анализе динамики, а не статики, не только о том, «что нетак?», но также о том, «как мы попали в это?», и о том, «что можно сде-лать?», и о том, «если мы не изменим ход событий, чем все закончится?»И, наконец, начинание с истории отбивает распространенное и уводя-щее с верного пути желание, которому мы все подвержены, - определятьТан цы с системами 49проблему не через действительное состояние системы, а через отсут-ствие желательного для нас состояния. (Проблема в том, что нам требу-ется больше нефти; проблема в том, чтобы запретить аборты; проблема втом, как обеспечить рост нашего города?)2. Прислушайся к мудрости данн ой системыПоддержи силы и структуры, которые обеспечивают функционирова-ние системы. Не соверши необдуманного вмешательства, разрушающе-го самоуправление системы. Прежде чем вмешаться с целью улучшениядел, обрати внимание на значимость того, что уже есть.Мой друг Натан Грей когда-то был разнорабочим в Гватемале. Он рас-сказывал о провале организаций, действовавших с намерениями «создатьрабочие места», «усилить возможности предпринимательства», «при-влечь внешних инвесторов». Они просто прошли мимо процветающегорынка, где всевозможные малые бизнесмены, от изготовителей корзин допроизводителей овощей, мяса, сладостей, - демонстрировали предпри-нимательские способности к созданию своих рабочих мест. Натан занял-ся опросом торговцев на рынке об их делах, выясняя, что стоит на путирасширения их бизнеса и увеличения доходов. Он пришел к заключению,что нужны не иностранные, а свои инвестиции. Некрупные займы подразумные проценты, курсы грамоты и счета принесли бы намного боль-ше пользы обществу, чем строительство фабрик и сборочных заводов засчет иностранных инвесторов.3. Вырази явн о свои умств енны е моделиНеобходимо всегда помнить, что все, что вы знаете, и все, что знаютдругие, - это всего лишь модели. Подвергните свою модель всесторон-нему рассмотрению. Предложите другим обсудить ваши предположенияи добавить к ним свои. Вместо того чтобы выступать обладателем един-ственного объяснения или гипотезы, соберите как можно больше моде-лей. Считайте их все правдоподобными, пока не обнаружатся факты, за-ставляющие вас отвергнуть какую-то из них. Это позволит вам увидеть итакие свидетельства, которые опровергают какие-то из ваших собствен-ных предположений.Не обязательно отображать вашу мысленную модель диаграммами иуравнениями, хотя это и неплохой метод. Можно обойтись словесным опи-санием, перечнем, схемой со стрелками, показывающими, что с чем связа-но. Чем больше таких отображений вы сделаете в любых формах, тем яснеестанет ваше представление о системе, тем быстрее вы осознаете наличиеу себя неопределённостей и исправите свои ошибки, тем более гибким вынаучитесь быть. Ментальная гибкость - готовность раздвинуть границы,50 Доне лла Медоу ззамечать изменения в поведении системы, видеть способы перепроектиро-вания структуры - необходима для существования в мире гибких систем.4. Будь скромны м, будь учени комСистемное мышление научило меня доверять интуиции больше, а ло-гической рациональности - меньше, опираться на то и на другое, и все-таки быть готовой к сюрпризам. Работа с системами, в реальности и сих компьютерными моделями, с отдельными людьми и организациями, -постоянно напоминает мне о том, насколько неполны мои ментальныемодели, насколько сложен мир, и как многого я еще не знаю.Когда вы чего-то не знаете, не надо блефовать или застывать в нере-шительности, нужно учиться. Учиться на опыте, или, по словам Б. Фул-лера, методом проб и ошибок, ошибок, ошибок. В мире сложных системне стоит выступать с жесткими, не допускающими отклонений директи-вами. «Строго следовать заданному курсу» - хорошая линия поведениятолько если вы действительно находитесь на верном курсе. Полагать,будто вы вполне владеете ситуацией, когда это не так, это не только неиз-бежность ошибки, но еще и невозможность учиться на ошибках. Для обу-чения нужны небольшие шажки, постоянный мониторинг, и готовностьсменить курс по мере накопления знаний о том, куда он ведет.Это трудно. Это означает совершение ошибок и, что еще труднее -признание их. Это то, что психолог Д. Майкл назвал «принятием ошибок»(«error-embracing»). Приятие своих ошибок требует немало мужества.5. Цени и береги инф ормациюПринимающий решение не может реагировать на информацию, емунедоступную, не может точно действовать на основе неточной информа-ции, не может принять решение своевременно, если информация запаз-дывает. Я думаю, что 99 процентов плохого происходит в системах из-затого, что информация недостаточна или неверна.Если бы я могла, я добавила бы Одиннадцатую Заповедь: «Не иска-жай, не задерживай, не уничтожай информацию». Можно свести си-стему с ума, загрязняя ее информационные потоки. Но вы удивительнолегко можете заставить систему работать лучше, если предоставите ейболее своевременную, более точную, более полную информацию.Например, в 1986 г. новое законодательство обязало американскиекомпании отчитываться обо всех химических выбросах и отходах на сво-их заводах. В соответствии с актом о свободе информации (а с систем-ной точки зрения это один из самых важных законов в государстве) такаяинформация стала обязательной для опубликования. Первые данные охимических загрязнениях стали общедоступными в 1988 г. Опубликован-Тан цы с системами 51ные загрязнения не были сверхнормативными, но не очень хорошо вы-глядели на страницах газет, составивших список «первой десятки загряз-нителей». И больше ничего: не было ни судебных исков, ни требованийужесточить ограничения, ни штрафов, ни наказаний. Но уже через двагода химические загрязнения в США (по крайней мере по отчетам, и на-верное, в действительности) снизились на 40 %. Некоторые компании за-пустили программы снижения своих выбросов на 90 %. И всё это толькопотому, что публиковалась информация, ранее скрываемая.6. Выяви обратны е связи в системеИщите, каким образом система реализует свое поведение. Обращайтевнимание на «спусковые», инициирующие события, на внешние воздей-ствия, вызывающие то или другое действие. Иногда такие внешние воз-действия контролируемы (как уменьшение патогенов в питьевой воде -для снижения числа инфекционных заболеваний). Но иногда они непод-контрольны. А иногда обвинения и попытки контролировать внешниевлияния служат подменой необходимости увеличения отзывчивостивнутри системы.«Внутренняя отзывчивость» означает, что система устроена так, чтолицам, принимающим решения, безотлагательно сообщается по обрат-ной связи информация о последствиях принятых ими решений.В Дартмутском колледже понизили внутреннюю отзывчивость, когдаубрали термостаты в каждом офисе и переложили контроль температу-ры на центральный компьютер. Это было мерой энергосбережения. Моенаблюдение с позиции нижнего уровня иерархии обнаружило, что след-ствием стало увеличение колебаний температуры в комнате. Теперь, ког-да в моем офисе становилось жарко, вместо переключения термостатая должна была позвонить в контору на другом конце кампуса, котораяделала поправки через несколько часов, а иногда и дней и которая частоперерегулировала, что требовало нового телефонного звонка. А ведь былспособ сделать систему не менее, а более отзывчивой: оставить профес-сорам контроль за своими термостатами и предъявлять им счета за потре-бляемую энергию (своеобразная приватизация общего!).Проектирование системы с внутренней отзывчивостью может озна-чать, например, выдвижение требования ко всем городам или компани-ям, сливающим отходы в реку, размещать свои водозаборы по течениюниже своих сточных труб. Это также может означать, что ни страховыекомпании, ни общественные фонды не должны оплачивать расходы налечение, вызванное курением или последствиями аварии, в которой мо-тоциклист не надел шлем или автомобилист не пристегнул ремень без-опасности. Это также могло бы означать, что Конгресс более не долженпринимать законы, которым он сам не подвластен.52 Доне лла Медоу з7. В системе с обратн ой связью действ уйс обратн ой связьюПрезидент Джимми Картер обладал необычайной способностью мыс-лить в терминах обратной связи и осуществлять политику с обратной свя-зью. К сожалению, он не сумел объяснить это прессе и публике, которыене понимали роли обратной связи. Во времена неуправляемости цен наимпортную нефть он предложил ввести налог на бензин, пропорциональ-ный доле импортной нефти в потреблении США. Если бы импорт рос, тои налог должен возрасти, пока он не подавил бы потребление и стимули-ровал ограничение импорта. Если бы импорт упал до нуля, то и налог набензин должен быть нулевым.Такой закон так и не был принят.Картер также пытался справиться с потоком нелегальных иммигран-тов из Мексики. Он считал, что с нелегальной иммиграцией ничего нельзяподелать, пока существует колоссальный разрыв между возможностямии уровнями жизни в США и в Мексике. Он говорил, что вместо того, что-бы тратить деньги на оборудование пограничных препятствий и охрануграницы, мы должны тратить деньги на помощь в укрепление экономикиМексики, и делать это до тех пор, пока не прекратится иммиграция.Этого тоже так и не произошло.Нетрудно понять, почему динамическая самоуправляемая система неможет быть управляема статической, негибкой политикой. Легче и болееэффективно и обычно намного дешевле разработать политику, котораяменяется в зависимости от состояния системы. Особенно там, где великанеопределенность, лучшая политика содержит не только петли обратнойсвязи, но и мета-петли обратной связи, которые изменяют, корректируюти расширяют петли первого порядка. Такая политика встраивает обуче-ние в сам процесс управления.8. Об ращай вни мани е на то, чт о важно,а не только на то, чт о можно из меритНаша культура, одержимая числами, наделила нас идеей, что то, что мыможем измерять, является более важным, чем то, что измерению не подда-ется. Но оглянитесь вокруг и сами убедитесь, что является преобладающейхарактеристикой мира, в котором вы живете, - количество или качество.Если что-то безобразно, так и скажите. Если это безвкусно, неумест-но, непропорционально, нежизнеспособно, аморально, обедняет природу,унижает человека, - не позволяйте этому быть. Не поддавайтесь на улов-ку «если это нельзя определить и измерить, то на это не стоит обращатьвнимания». Никто не может строго определить и точно измерить спра-ведливость, демократию, безопасность, свободу, истинность, любовь, даи любую жизненную ценность. Но если никто не будет говорить о них,если система не будет их производить, если мы не станем указывать на ихналичие или отсутствие, oни ведь исчезнут.9. Ст ремись улучшит ь целоеНе следует оптимизировать части системы или ее подсистемы безучета системы в целом. Как однажды выразился Кеннет Боулдинг, «нетрать сил на оптимизацию того, что вообще не следует делать. Стремисьулучшить общие качества системы, такие как творчество, разнообразие,стабильность, устойчивость, жизнестойкость - независимо от того, легкоили трудно их измерить».Думая о системе, потратьте время на то, чтобы посмотреть на нее вцелом, а не только на ту проблему, которая изначально привлекла вашевнимание к системе. И осознайте, что изменения на благо целого могутиногда, особенно в краткосрочном плане, противоречить интересам ча-сти системы. Это поможет помнить, что части системы не могут выжитьвне целого. Долгосрочные интересы вашей печени требуют долгосроч-ного здоровья всего вашего тела; долгосрочные интересы лесопильногозавода требуют долгосрочного здоровья леса.10. Расши ряй гориз онты времениОфициальный горизонт времени индустриального общества не рас-пространяется дальше того, что произойдет после очередных выборовили дальше срока возврата инвестиций. Временной горизонт большин-ства семей обычно больше - это время жизни детей или внуков. Некото-рые коренные североамериканские народы учитывают в своих решенияхэффекты на протяжении семи поколений. Чем дольше учитываемый го-ризонт времени, тем больше шансов на выживание.В строгом системном смысле различий между краткосрочным и дол-госрочным нет. Явления, происходящие в разных временных масштабах,вложены друг в друга. Действия, совершаемые сейчас, имеют какие-тонемедленные последствия, но и какие-то, длящиеся в грядущих десяти-летиях. Мы сегодня испытываем последствия действий, произошедшихвчера, и десятилетия, и столетия назад.Когда вы идете по извилистой, незнакомой, усеянной камнями и ямамитропе, глупо опустить голову и смотреть только под ноги. Но столь же глуповсматриваться вдаль и не глядеть, что ждет вас на следующем шаге. Вам сле-дует посматривать на то, что вдали, и на то, что вблизи, - на систему в целом.11. Расши ряй гориз онты мыслиНе поддавайтесь узкой специализации. Несмотря на то, что вы узналив университете, получая профессию, и на то, что говорят учебники, илина то, в чем вы считаете себя экспертом, - следуйте туда, куда вас влечетсистема. Она обязательно поведет вас через границы традиционных дис-циплин. Чтобы понять данную систему, вы должны суметь обучиться - уэкономистов и химиков, психологов и теологов, и не только у них. Вампотребуется усвоить их жаргоны, обобщать сказанное ими, узнать, чтоони видят через свои профессиональные линзы, отсеять искажения, вно-симые ограниченностью их линз. Это будет нелегким делом для вас.Видеть целостность систем потребует более чем только «междисци-плинарности», если под этим понимать организацию совместной работыспециалистов разных профессий. Междисциплинарная коммуникациясрабатывает только тогда, когда должна решаться реальная проблема иесли представители различных профессий больше привержены реше-нию проблемы, чем академической корректности своей профессии.Им потребуется работать в режиме обучения, признавать незнаниечего-то и хотеть учиться друг у друга и у системы.Это осуществимо. И восхитительно интересно, когда это происходит.12. Раздвиг ай пределы своей озабоченн остиУспешное существование в мире сложных систем означает не толькорасширение временных горизонтов и горизонтов мысли; вдобавок ко все-му это означает расширение горизонтов пространства внимания. И дляэтого имеются моральные резоны. А если моральные аргументы недоста-точны, то системное мышление предоставляет практические резоны, под-крепляющие моральные. В реальной системе все взаимосвязано. Любаячасть человеческой расы неотделима от других людей или от глобальнойэкосистемы. В этом интегрированном мире невозможно успешно рабо-тать вашему сердцу, если отказывают ваши легкие; или действовать ва-шей фирме, если бездействуют ваши работники; или процветать богачамЛос-Анджелеса, если бедняки этого города не могут существовать; илииметь успех Европе, если бедствует Африка; или процветать мировойэкономике, если страдает глобальная природная среда.И так со всем, относящимся к системам: большинство людей и такзнают о взаимосвязях, которые приводят к тому, что моральные и прак-тические правила оказываются тождественными. Им остается лишь осо-знать свое априорное знание.13. Всегд а помни о сложностиДавайте признаем, что вселенная беспорядочна. Она нелинейна, турбу-лентна и хаотична. Она динамична. Она вечно находится в состоянии переходаот одного состояния к другому, а не в математически чистом равновесии. Онасамоорганизуется и эволюционирует. Она создает разнообразие, а не однооб-разие. И это делает мир интересным, прекрасным, это заставляет его работать.Что-то есть в человеческом уме такое, что его привлекают прямыелинии, а не кривые; целые числа, а не дроби; однородность, а не раз-нообразие; определенность, а не неизвестность. Но есть в нас еще и что-то такое, что имеет и противоположные тенденции, поскольку мы самивыросли и сформировались как сложные системы с обратными связями.Лишь часть из нас, часть, возникшая недавно, проектирует здания каккоробки с безукоризненными прямыми линиями и ровными поверхностя-ми. Другая часть из нас интуитивно сознает, что природа конструируетфракталами, с интригующими деталями в любых масштабах, от микро-скопических до макроскопических. Эта часть из нас строит готическиесоборы, изготавливает персидские ковры, пишет симфонии и романы,создает модельные одежды и программы искусственного интеллекта, ивсе это с украшениями почти столь же сложными, как те, что мы наблю-даем в окружающем мире.14. Крепко держись цели добраПримеры дурного поведения людей подхватываются и раздуваютсяпрессой, подтверждаются культурой как типичные, как то, чего следовалоожидать. В конце концов, мы всего лишь человеки. Гораздо более частыепримеры людской добродетели почти не замечаются. Они не «настоящиеновости». Они - исключения. Их совершают лишь святые. Нельзя ждатьтакого поведения от каждого.И так снижаются ожидания: разрыв между ожидаемым и реальнымповедением сокращается. Более редкие действия приводятся для утверж-дения и вселения идеалов. Публичные рассуждения полны цинизма. Пу-бличные лидеры, явно и бесстыдно аморальные и безнравственные, непривлекаются к ответственности. Идеализм высмеивается. Заявления оморальных убеждениях подвергаются подозрению. На публике гораздолегче говорить о ненависти, нежели о любви.А ведь ясно, как противостоять эрозии целей. Не придавайте плохимвестям больше значения, чем хорошим. И храните совершенство стан-дартов.* * *Получился солидный перечень. Системное мышление может лишь ре-комендовать поступать так. Оно не может делать это вместо нас.Мы оказались перед разрывом между пониманием и выполнением.Системное мышление не может само ликвидировать этот разрыв. Но ономожет подвести нас к пределу его возможностей и указать на то, что ле-жит за этим пределом, - то, что может и должно быть совершено челове-ческим духом.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Медоуз Д.
Всего: 1

Ссылки

 Танцы с системами | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 1.

Танцы с системами | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 1.

Полнотекстовая версия