Полезно различать менеджера и лидера | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 1.

Полезно различать менеджера и лидера

Дано различие терминов «менеджер», «лидер», «администратор».

It is useful to distinguish betweenmanager and lider.pdf В статьях по бизнесу термины менеджер, лидер, администратор,руководитель часто используются так, будто они более или менее взаи-мозаменяемы. Однако люди с опытом в бизнесе усматривают огромнуюразницу в том, чтобы называть кого-то «настоящим лидером» или «про-сто менеджером». Но что же определяет это различие и могло бы помочьв выявлении важных компетенций и существенных функций? Исходя измноголетних наблюдений за практикой менеджмента в самых разнообраз-ных организациях, мы убедились, что существуют некоторые важные иполезные различия между способностями и талантами, необходимымиадминистраторам, менеджерам, директорам и лидерам для того, чтобыбыть успешными.Администратор - это тот, кто направляет других на достижение це-лей с использованием средств, которые оба (и цели, и средства) опреде-ляются третьей стороной.Например, руководители групп канцелярских служащих, обрабатыва-ющих счета, чеки, платёжные ведомости, являются обычно администра-торами, поскольку вышестоящее руководство определяет, что и как онидолжны делать. Они обязаны следить за тем, чтобы эта работа правильновыполнялась, а не за тем, правильная ли эта работа. Они образуют самыйнижний уровень управления.Менеджер - это тот, кто направляет других на достижение целей сиспользованием средств, которые оба (и цели, и средства) определяет онсам.Менеджеры находятся на более высоком уровне в управленческойиерархии по сравнению с администраторами и часто имеют их в своёмподчинении. Конечно, менеджеры могут иметь подчинённых, которыене являются администраторами. Менеджеров, которые управляют дру-гими менеджерами, называют исполнительными директорами (или executives).Главной обязанностью менеджеров является обеспечение того,чтобы работы исполнялись правильно, но было бы небрежностью с ихстороны, если в условиях динамичной внешней среды бизнеса они неуделят внимания возникшим возможностям расширения или сокраще-ния производства, которые зависят от того, правильную ли работу вы-полняет их команда. Менеджеры руководят подчинёнными им людьми,и им необходимо иметь и развивать в себе качества и умения, которыепозволяют создавать продуктивную культуру - сотрудничество, способ-ность к работе в команде, этичное поведение, творчество, способность кнепрерывному обучению.Лидер - это тот, кто побуждает и направляет других в их доброволь-ном стремлении к достижению цели с помощью средств, которые оба (ицели, и средства) сами последователи лидера выбирают или одобряют,если те выбираются кем-то другим.Все четверо - администраторы, менеджеры, менеджеры менедже-ров и лидеры - могут обладать властью, которую они могут употребитьдля принуждения других делать то, что требуется. Однако в случае, еслилидер одновременно может быть и менеджером, он чаще использует невласть, а влияние для того, чтобы побудить других делать то, что онсчитает нужным, если его последователи не делают этого добровольно.Те, кто управляется администраторами или менеджерами, бывают вы-нуждены выполнять их указания не добровольно, а по принуждению.Применение власти включает поощрение за послушание и наказание занеподчинение воле начальника.Администраторы ответственны за эффективность операций. Менед-жеры главным образом ответственны за эффективную тактику. Лиде-ры отвечают прежде всего за конкурентоспособную стратегию. Когдаменеджер пытается сформулировать новую стратегию, он сталкиваетсяс проблемой конкуренции с существующими операциями за дополни-тельные ресурсы и внимание. Если ему не удастся убедить руководствоорганизации вложить инвестиции в его новую инициативу, ему придётсяделать её с имеющимися ресурсами. В противоположность этому лидерорганизации имеет полное право разработать стратегический план и вы-делить ресурсы на его реализацию. В отличие от планов для администра-торов и менеджеров, стратегические планы связаны более с трансфор-мациями - новыми моделями бизнеса, новыми областями конкуренции,изменениями масштабов, заключением альянсов, слияниями, созданиеминновационных продуктов - нежели с реформациями. Трансформациивлекут изменения функций и (или) структуры организации. Тактическиеи оперативные планы этого не требуют. Они реформируют, а не транс-формируют организацию.Лидерство требует выполнения двух функций: 1) выражения виде-ния, которое организация стремится реализовать, даже если это потре-бует временных жертв, и 2) определения такого способа осуществленияэтого видения, который был бы удовлетворительным и результативным.Видение - это несуществующее состояние, которого организация оченьхочет достичь. Оно может быть, а может и не быть достижимым, но онодолжно допускать приближение к нему, даже если оно недостижимо. Ви-дения могут со временем изменяться, но обычно они носят долговремен-ный характер.Администраторам и менеджерам необходимы определённые умениядля того, чтобы быть успешными. Лидерам требуется обладание высо-кими талантами - такими качествами, как воображение, убедительность,порядочность, адаптивность, сотрудничество, наряду с теми же умения-ми. Именно поэтому лидерству нельзя научить: большинство требуемыхталантов являются врождёнными. Однако их можно улучшать. Так на-зываемые «школы лидерства» обычно посвящены выращиванию менед-жеров, но не развитию лидеров. Можно передавать лидерские умения, нопередать талант невозможно.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Акофф Р.Л.Пенсильванский университет, Филадельфия, СШАRLAckoff@aol.com
Пурдехнад Дж.Пенсильванский университет, Филадельфия, СШАJP2CONSULT@aol.com
Всего: 2

Ссылки

 Полезно различать менеджера и лидера | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 1.

Полезно различать менеджера и лидера | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 1.

Полнотекстовая версия