За пределами социализма и капитализма: развивающееся общество | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 1.

За пределами социализма и капитализма: развивающееся общество

Предлагается идеализированный проект государственного устрой-ства, свободного от недостатков капитализма и социализма, при-менительно к США.

Beyond socialism and capitalism:developing society.pdf Преди слови еДанную тему невозможно адекватно отобразить в одной статье, дажетакой пространной, как эта. В ней я могу лишь сделать предположенияо некоторых основных чертах возможного «третьего пути». Каждая изэтих особенностей заслуживает намного более глубокого размышленияи обсуждения, чем я уделил им здесь. Однако моя цель состоит не в том,чтобы завершить дискуссию, а в том, чтобы ее начать; и не в том, чтобыдостичь согласия, а в том, чтобы стимулировать стремление достичь его.Предстоит проделать еще много работы.Введени еВ данной статье я обращаюсь к следующему вопросу: возможен литакой способ организации общества, который бы стимулировал большееобщественное и индивидуальное развитие, чем это делают социализм икапитализм? Конечно, социализм и капитализм являются не строго опре-деленными конкретными способами организации общества, а классамитаких способов. Существует много вариантов каждого, как может бытьмного разновидностей и любого «третьего пути».Развитость общества - это такое его качество, которое может рас-полагаться на шкале между неразвитым (или слабо развитым) и высоко(или более) развитым, с множеством промежуточных состояний. Уровеньразвития общества - это уровень его способности удовлетворять нуждыи законные желания своих членов и большей системы, в которую оновходит как часть вместе с другими обществами, составляющими эту си-стему. Развитие есть расширение возможностей, усиление способности,компетентности. Законными желаниями являются те, удовлетворениекоторых не лишает других их возможностей удовлетворять свои нуждыили законные желания. Развитие - это результат приобретения знаний,что проявляется в качестве жизни, которое может быть реализовано, - вотличие от роста, который является результатом материальных приобре-тений и выражается в достигнутом уровне жизни. Развитие состоит не втом, как много благ имеет общество, а в том, как много оно может сделатьс теми благами, которыми располагает. Нехватка ресурсов предотвращаетрост, но не является препятствием для развития.Я не знаю ни одной страны, которая поднялась бы со среднего на высо-кий уровень развития на основе капиталистической экономики. И не могуприпомнить ни одной среднеразвитой страны, которая стала высокоразви-той, используя социалистическую или коммунистическую экономику. Дажеесли это наблюдение верно не на все сто процентов, оно весьма значительно.Оно означает, что ни социализм, ни капитализм не являются эффективнымина всех стадиях общественного развития. Более того, я полагаю, что они неявляются наиболее эффективными способами общественного развития нина какой стадии. Я представляю их себе как тезис и антитезис. Следователь-но, должен существовать и своего рода их синтез. Мне кажется, мы имеемдостаточно примеров их провалов в обеспечении непрерывного развития,чтобы иметь основания для проектирования чего-то лучшего.Еще более важно то, что типы развития, порождаемые и капитализмом,и социализмом, оставляют желать много лучшего. Говоря в общем, со-циалистические экономики были лучшими в том, как распределять блага,но не в том, как их производить. Фактически многие из них нуждались впотреблении больших благ, чем производили, и поэтому заканчивали рас-пределением бедности. Справедливое распределение бедности не являет-ся приемлемой общественной целью. С другой стороны, развитые капи-талистические страны гораздо лучше проявили себя в производстве благ,нежели в их распределении. Неправильное распределение благ и доходовв этих странах вызывает нарастающую тревогу. В Соединенных Штатахпочти 40 миллионов человек живут в бедности, а это в несколько раз боль-ше населения Швеции. В мире из 192 стран 162 страны имеют население,не превышающее численность бедняков в США.Более того, дети родителей, живущих в бедности в высокоразвитыхстранах, имеют большую вероятность стать бедными, чем дети состоя-тельных родителей. Бедность стала социально наследуемой характери-стикой во многих высокоразвитых капиталистических странах.Большинство, если не все, из высокоразвитых стран имеют рыночнуюэкономику и обычно, хотя и не обязательно, являются демократическими.С другой стороны, слаборазвитые страны, как правило, управляются ав-тократично. Однако существовали и демократические социалистическиеобщества, и автократические капиталистические. Шкала «автократия -демократия» относится к политическому функционированию общества;шкала «автократия - капитализм» - к его экономическому функциони-рованию. Эти шкалы подобны двум сторонам одной монеты: хотя ониразные и могут рассматриваться порознь, их нельзя разделить. Они вза-имосвязаны и взаимозависимы. Чтобы выйти за пределы социализма икапитализма, мы должны также выйти за пределы демократии в ее суще-ствующей форме. Её современная форма далека от идеальной.ДЕМОКРА ТИЯИдеальная демократия должна отвечать трем условиям:1. Каждый из тех, кого может затронуть принимаемое решение,должен иметь возможность прямо или косвенно участвовать в приня-тии этого решения.Косвенное участие должно осуществляться через представителей, из-бранных теми, кто затрагивается непосредственно. Те дети или взрослые,которые потенциально затрагиваются решением, но не способны осо-знать суть дела, должны быть представлены людьми, избранными теми,кто несет ответственность за их социальное обеспечение.2. Любой, обладающий властью над другими, должен быть подвер-жен коллективной власти других над ним.В демократии не существует окончательной неподвластной власти;власть в ней не линейна, а циркулярна. Правление в ней не имеет «верха»и «низа».3. Индивид или группа может делать что угодно при условии, чтоэто не затрагивает интересов других субъектов. Если это может кос-нуться других, действие должно получить согласие их или их предста-вителей.Все права человека следуют из этого принципа. Свобода не включа-ет свободу ограничивать свободу другого, если этот другой не пытаетсяограничить свободу других. Те, кто лишает свободы других, должен бытьлишен своей свободы.Когда было создано правительство Соединенных Штатов, оно приня-ло эти условия за двумя примечательными исключениями. Самым боль-шим городом США во время принятия Конституции был Нью-Йорк с на-селением в 32 000 человек, вторым шла Филадельфия с 20 000 населения.Была всего дюжина городов с населением более 10 000. Население всейстраны едва превышало два миллиона человек, в значительной мере всеэти сообщества управлялись общегородскими сходами. В одном нынеш-нем Нью-Йорке живет в четыре раза больше людей, чем во всей странево времена проектирования ее демократии. И этот проект до сих пор неадаптировался к изменениям численности нации, как и к другим типамизменений.Удивительно ли, что многие не верят в значимость своего голоса, ко-торый является столь малой частью голосующей публики? Редко более50% избирателей принимают участие в местных, региональных или об-щегосударственных выборах. Ни один американский президент не былизбран большинством всех имеющих право голоса, во всяком случае, стех пор, как я стал избирателем. (Автору в 2009 г. исполнилось 90 лет. -Прим. перев.).Многие так называемые демократии изначально лишали права голосапо признаку расы или пола, а в некоторых случаях - религии. Сегрегацияи дискриминация меньшинств, в том числе сексуальных, и сейчас сви-репствует во многих обществах, считающихся демократиями.Таким образом, очевидно, что даже в самых развитых странах суще-ствуют большие перспективы для улучшения как в распределении и до-ходов, возможностей, так и в способности участвовать в принятии обще-ственных решений.Преобразования в обществе весьма трудны, особенно если не созданоразделяемого всеми представления, каким должно быть преобразованноеобщество. Видение общества с политэкономией более желаемой, нежелилюбая из существующих, трудно сформулировать из-за ограничений, ре-альных или воображаемых, наложенных на наше мышление существую-щим положением дел. Поэтому если мы желаем сформулировать такоевидение, опыт подсказывает, что нам следует предположить, что суще-ствующая система внезапно вообще исчезла и что мы вольны заменитьее любой желаемой системой, безо всяких ограничений - кроме тех, ко-торые накладываются средой, в которой нам предстоит действовать. Ужесли мы не знаем, что мы стали бы делать, если бы могли делать чтоугодно, то как мы можем знать, что делать, если мы этого не можем?И в самом деле, если бы мы могли переделать мир, мы бы создали го-раздо лучшие сообщества, а не смирились с теми, какие есть: должны бытьустранены такие ограничения, как необходимость в вооруженных силах,наличие множества разных валют, шпионаж, таможенная инспекция, огра-ничения на иммиграцию и эмиграцию. Но я не пытаюсь здесь перепроек-тировать весь мир, а только общество в том мире, который существует.Проектирование, проводимое без ограничений за исключением огра-ничений внешних, я называю «идеализированным», не потому, что оноидеально, а потому что оно направлено на поиск идеала. Оно не утопич-но, т.к. порождает проект, который со временем может улучшаться. Вотличие от утопичной Республики Платона, идеализированный проектдолжен дать динамическое видение, которое непрерывно подлежит мо-дификации и улучшению.Проект общества за пределами социализма и капитализма, представ-ляемый здесь, можно разделить на следующие части:Форма правления.Гражданство.Выборы.Функции и процедуры управления.Консенсус.Избавление от бюрократизма и монополии правительства.Налогообложение.Общественная система принятия решений.Социальные пособия и бедность.Справедливая доступность образования.Равный доступ к здравоохранению.Собственность и производство благ.ФОРМА ПРА ВЛЕНИЯСамый нижний, базовый блок управления должен быть достаточномал, чтобы обеспечивать возможность значимого участия всех принад-лежащих к нему членов общества. Каждый базовый блок (уровня 1) дол-жен быть представительным комитетом, который должен править путем«общественных обсуждений». Базовый (нижнего уровня) политическийблок должен состоять не более чем из 100 имеющих право голоса, - жите-лей городского дома, квартала или небольшой деревни. Каждый базовыйблок должен избрать из своей среды лидера. Лидеры от не более 10 со-седствующих базовых блоков образуют блок управления уровня 2. Блокиуровня 2 должны быть подотчетны и ответственны перед составляющи-ми его блоками 1-го уровня. В свою очередь, лидеры блоков 2-го уровняобразуют блоки 3-го уровня и так далее, вплоть до общенациональногоблока. Блок самого верхнего уровня представляет общество в целом, абазовые блоки будут исходным источником власти и ресурсов. Я называютакую структуру власти низорархией (lowerarchy), поскольку она проис-текает снизу вверх, в резком отличии от иерархии (hierarchy)1.1 Возникает терминологическая проблема: нужно отличить древовидную структуру де-легирования власти сверху вниз от такого же дерева, но с делегированием власти снизувверх. Автор вводит, в противоположность термину hierarchy (иерархия), изобретённый имтермин lowerarchy, который переводчикГлав каждого из блоков верхних уровней должны избирать члены вхо-дящих в их состав базовых блоков. Каждый следующий уровень правле-ния состоит из лидеров составляющих его блоков. Каждый избранныйлидером верхнего блока (кроме базового) замещается другим представи-телем того блока, из которого он вышел. Например, если лидер блока 1-гоуровня избран главой блока 2-го уровня, блок 1-го уровня должен избратьсебе нового лидера.Лидеры каждого блока, независимо от уровня, должны избираться(описанным выше способом) членами всех тех блоков 1-го уровня, из ко-торых исходят блоки остальных уровней. Это означает, что все избирате-ли должны участвовать в выборах лидеров всех верхних блоков, частямикоторых их базовые блоки являются.Каждый блок должен выдвигать по крайней мере двух кандидатов напост своего лидера. Другие чиновники, такие как главы функциональныхблоков (департаментов), необходимых на каждом уровне управления,должны избираться членами того блока, которому они будут принадле-жать. Их заработные платы и условия службы должны определяться темиблоками, к которым они принадлежат.Выборы должны сводиться к избранию только глав блоков. Поэтомучисло выборных должностей будет значительно меньше, чем в нынешнейсистеме всеобщих выборов во многих странах.Лидеры блоков всех уровней (кроме 1-го) должны принимать участиев заседаниях блоков ближайших к ним уровней. Например, лидер блока2-го уровня должен посещать заседания всех своих блоков 1-го уровня;лидеры блоков 3-го уровня должны участвовать в заседаниях связанныхс ними блоков 2-го уровня.Лидеры блоков каждого уровня (за исключением самого верхнего)должны также посещать заседания блока, в который их блоки входят какчасть. Например, лидер блока 2-го уровня должен участвовать в заседани-ях того блока 3-го уровня, частью которого является его блок. Это значит,что лидеры всех блоков (за исключением оконечных) должны участво-вать в работе трёх разных уровней - своего, ближайших блоков нижнегоуровня и ближайшего верхнего блока.Таким образом, лидеры блоков - за исключением лидеров базовыхблоков, блока наивысшего уровня и блоков, непосредственно ему подчи-ненных, - будут взаимодействовать напрямую с лидерами и персоналомпяти разных уровней управления: двух вышестоящих, двух нижестоящихи своего собственного.Те лидеры, кто находится на один уровень ниже наивысшего органа,будут взаимодействовать с лидерами четырех уровней, а те, кто принад-лежит базовому блоку, - с лидерами трёх верхних уровней и с рядовымигражданами первого уровня. Такие взаимодействия обеспечат координа-цию планов и политик на одном уровне и их интеграцию между разнымиуровнями. Такая схема должна также сократить конфликты, которые ча-сто возникают из-за принятия решений на одном уровне, которые затра-гивают соседние уровни, но разрабатываются без учета мнений и участияверхнего и нижнего уровней.Если базовые блоки содержат около 100 избирателей, а блоки осталь-ных уровней образуются объединением десятка блоков нижнего уровня,то количества избирателей, представляемых каждым уровнем, будут при-мерно такими, как в табл. 1. Эти цифры не абсолютны. Несколько факто-ров могут влиять на количество и размеры блоков. Например, плотность иразбросанность населения. В некоторых местностях сотня человек можетбыть рассеяна на очень большой площади. С другой стороны, городскойквартал с одним офисным зданием может содержать тысячи людей. В та-ком случае в качестве базовых блоков могут служить меньшие площади(дома, подъезды, этажи и пр.).Те, кто работает на территории, но не проживает на ней, напримерв квартале, содержащем торговый центр, музей, официальное здание,должны быть членами базисного блока, управляющего этой территори-ей. Люди, имеющие много домов в разных местах, должны участвоватьв управлении каждым базовым блоком, в котором они имеют жилье илиосновное место работы. Однако выбирать лидеров блока гражданин мо-жет только в том блоке, где проживает постоянно. Многие живут, работа-ют или развлекаются в разных местах. Их участие в правлении не должноограничиваться местом их проживания.Любой блок, кроме наивысшего, должен иметь право выйти из составаблока своего уровня с согласия трех четвертей (или другого определённо-го законом большинства) своих избирателей. Это может повлечь за собойрасходы для блока, из которого выходит его член. Например, большийблок, из которого выходит меньший, может быть вынужден установитьТаблица 1Возможные размеры блоковУровень блока Охват избирателей1 1002 1 0003 10 0004 100 0005 1 000 0006 10 000 0007 100 000 0008 1 000 000 000таможенные и иммиграционные контрольные пункты на границе выходя-щего блока. Эти расходы должен нести выходящий блок. Споры относи-тельно размеров и способов платежей должны улаживаться путем перего-воров или через арбитраж стороной, приемлемой для всех участвующихблоков. Затрату на эту услугу должны нести все участвующие блоки.Пример корпоративной низорархии: VisaНизорархическая структура была опробована в нескольких частныхорганизациях, примером чего может служить корпорация Visa.Пример радикально децентрализованной организации, в которой ис-ходная власть поднимается снизу, дает Visa, чьи пользователи являютсяее владельцами. Основатель корпорации Visa Du Xok назвал эту компа-нию «перевернутым холдингом». В противоположность холдингу, т.е.одной компании, владеющей многими другими компаниями, Visa являет-ся компанией, которой владеют банки и другие институты, выпускающиекарточки Visa. Они являются одновременно ее владельцами и ее пользо-вателями. Во многих случаях они являются еще и ее поставщиками.Организационная структура корпорации Visa намеренно была спро-ектирована как «федеративная» система и включает в себя серию регио-нальных, национальных и интернациональных организаций, каждую с еесобственными членами и советом директоров. Каждый организационныйуровень получает свою власть не от верхних, а от нижних уровней. Ре-шения принимаются голосованием советами на различных уровнях, сдвух-трёхмесячным циклом прохождения вопроса через все уровни. На-пример, члены корпорации Visa голосовали по вопросу стоимости услугдля себя по всем операциям по Visa и некоторым другим оплатам за до-полнительные сервисные услуги. Однако члены организации свободны втом, какой из продуктов Visa использовать, или вообще выйти из системыVisa, или предложить конкурирующий продукт (Malone,1997. Р. 30-31).ГРАЖ ДАНСТВОВ идеале общество должно включать как своих граждан всех, кто ле-гально в нём проживает и соблюдает его законы. Это предполагает от-крытость границ для иммиграции. Легальным иммигрантом может бытьтот, кто (без криминального прошлого по критериям страны, в которуюон желает въехать) имеет: (1) обязательство работодателя обеспечить емуспособность содержать себя выше уровня бедности (по мерке принимаю-щей страны) или (2) обязательство от лица или организации в этой стра-не, готовых, желающих и способных содержать его по крайней мере втечение одного года, и (3) подходящее место для проживания. Единствен-ным исключением могут быть лица, ищущие политического убежищалибо пытающиеся уйти от преследования.Временные виды на жительство и разрешения на работу должны вы-даваться на краткие сроки иностранным студентам и работникам типа се-зонных сельскохозяйственных рабочих и приглашенных профессоров.Чтобы развить у государства осознание значения эмиграции как от-рицательной оценки его служения своим гражданам, необходимо потре-бовать, чтобы государство оплачивало отъезжающим из него эмигрантампроезд до выбранного ими места назначения. Это может стимулироватьнациональные правительства служить своим гражданам как можно луч-ше.Бесплатные социальные услуги легальным эмигрантам следует огра-ничить. Иммигранты, не получившие гражданства сразу или в течениедвух лет, должны быть возвращены обратно в свою страну. Тест на по-лучение гражданства должен включать владение государственным язы-ком страны.Свобода эмиграции является одним из наиболее важных прав чело-века, поскольку она может быть актом последней надежды. Более того,сравнительно свободные потоки людей между обществами могут обеспе-чивать им ценные возможности реализовать свои способности. Передви-жение из менее развитых стран в более развитые может привести к болеесправедливому распределению благ и качества жизни в мире.ВЫБОР ЫНеучастие в выборах большинства избирателей чаще всего связано сих мнением, что либо никто из кандидатов не достаточно хорош, либочто между ними нет заметной разницы. В некоторых случаях, напримерв местных выборах, избиратели ничего не знают о кандидатах. Явка наизбирательный участок может быть заметно увеличена, если в концебюллетеня будет графа «Против всех». Выбор этой графы означает выра-жение протеста против предложенного списка кандидатов. Если «Противвсех» наберет большинство голосов, должны быть выдвинуты новыекандидаты и проведены повторные выборы - за счет тех, кто выдвигалотвергнутых кандидатов, или за счёт самих этих кандидатов. Достаточ-ные для этого суммы должны вноситься в виде залога перед выборамиот имени каждого кандидата. Эти депозиты должны возвращаться каж-дому кандидату, набравшему больше голосов, чем «Против всех». Такиеусловия должны улучшить качество кандидатов, домогающихся обще-ственной должности.Но и при таких изменениях многие избиратели по-прежнему могутне захотеть голосовать. Голосование должно рассматриваться как обя-занность, неисполнение которой требует от уклонившихся отдать опре-деленное количество своего времени на услужение обществу. Принципдолжен быть такой: тот, кто не выполнил обязательства проголосовать,должен выполнить обязательство перед обществом в другой соразмер-ной форме.Все кандидаты на должности любого уровня выше базовых блоковдолжны декларировать уплату налогов. Кроме того, все избранные налюбом уровне не должны иметь никаких привилегий или льгот, недо-ступных его избирателям, без открытого одобрения избирателей.Существование политических партий должно быть разрешено, и дажепоощряться, но они должны быть обязаны публиковать свои платформыи вносить залоги за своих кандидатов. Платформы должны быть больше,чем просто собранием банальностей. Они должны содержать формули-ровку и обоснование целей, средств, используемых для их достижения, иоценки размеров и типов ресурсов, необходимых для этого.Сформулировать свои платформы следует требовать от всех кандида-тов на выборные должности любых уровней. Кандидаты должны назватьвсе социальные группы особых интересов, от которых они выступают.Избранные чиновники, не выполняющие обещания, данные ими во времяизбирательной кампании, или не прилагающие значительных усилий дляих выполнения, должны быть отозваны избирателями.Все избирательные кампании должны финансироваться государ-ством, все кандидаты любого уровня должны получать одинаковуюфинансовую поддержку и равный доступ к средствам массовой инфор-мации. Никому из кандидатов не дозволяется использовать любые допол-нительные финансовые средства или дополнительный доступ к средствамкоммуникации. Каждый кандидат должен иметь свой сайт в Интернете, накоторый можно посылать вопросы. Ответы кандидата вместе с вопросамидолжны фиксироваться на этом же сайте для всеобщего обозренияизбирателями.Продолжительность предвыборных кампаний должна быть огра-ничена двумя месяцами, а выдвижение кандидатов не должно произво-диться ранее чем за три месяца до выборов. Кандидатам должно бытьпозволено обсуждать только свои платформы и то, как они собираютсяулучшать существующие условия, если будут избраны. Должен быть соз-дан беспристрастный наблюдательный совет кампании, следящий за тем,чтобы публикуемая информация была конструктивной и не посвященапринижению оппонентов. Совет должен выносить одно предупреждениеза негативную агитацию против других кандидатов; ее повторение долж-но повлечь автоматическое снятие кандидатуры нарушителя.Продолжительность пребывания на любых выборных должностяхдолжна быть шесть лет. Каждые два года одна треть членов любого органадолжна переизбираться. Никому не позволяется избираться на одну и туже должность более двух раз, т.е. на срок более двенадцати лет подряд.ФУНКЦИИ И ПРО ЦЕДУР Ы УПРА ВЛЕНИЯБлоки первого уровня правления имеют право делать что угодно, приусловии, что это не повлияет на другие блоки первого уровня. Если то,что они захотят делать, может затронуть хотя бы один другой блок, необ-ходимо получить на то предварительное согласие тех, кого это заденет.Всем остальным блокам правления, кроме первого, позволяется дей-ствовать только в тех направлениях, которые одобрены входящими в нихблоками. Вся власть и все ресурсы проистекают снизу вверх, от блоков1-го уровня к блокам верхних уровней, а не наоборот. Именно по этойпричине мы называем такой тип организации низорархией (lowerarchy).Блоки одного уровня могут, например, отвечать за работу собствен-ных школ, а ответственность за полицию и армию передать блокам верх-них уровней. Любое делегирование ответственности должно (за однимисключением) сопровождаться передачей ресурсов, необходимых для еереализации. Исключением является случай, когда блоки, производящиесоответствующую услугу, имеют право взимать плату за это. Как мож-но больше предоставляемых властями услуг должно оплачиваться. На-пример, подразделение, обеспечивающее водоснабжение, должно иметьправо взимать плату с потребителей воды.Ясно, что при принятии решения о делегировании должны бытьучтены соображения эффективности и экономичности. Услуги, предо-ставляемые властью, следует закреплять за тем уровнем, который можетпредоставлять их более эффективно и за меньшую цену. Отсюда следует,что блоки выше первого уровня должны иметь два источника доходов:отчисления из подведомственных блоков, и прямая оплата за предостав-ляемые ими услуги. Все налоговые обязательства должны устанавливать-ся большинством избирателей затрагиваемых ими базовых блоков. Налогдолжен взиматься тем блоком, который ввёл его. Блоки уровней выше1-го должны брать ровно столько денег, сколько нужно для исполненияфункций, санкционированных нижестоящими блоками. Остаток долженраспределяться между базовыми блоками пропорционально численностиих населения.Бюджеты всех блоков должны утверждаться входящими в них блока-ми. Блоки могут объединять свои ресурсы для получения услуг или объ-ектов, нужных, например, для уборки мусора, ремонта дорог, содержанияармии, полиции, пожарной охраны. Блоку любого уровня позволяетсявзимать плату за предоставляемый им сервис, но только с разрешениясвоих базовых блоков. Если существуют альтернативные поставщикитакого же сервиса, то орган власти должен брать плату за свою услугу,а пользователи имеют право выбирать, у кого её приобретать. Это обе-спечит эффективность поставки услуги государством и его ответствен-ность перед пользователем.Блоки всех уровней должны действовать подобно парламенту, а ихизбранные лидеры - подобно премьер-министрам. То есть блоки будутразрабатывать планы, политики, законы, правила, но не осуществлять их.За их реализацию должны отвечать главы блоков. Однако за блоком оста-ется ответственность за мониторинг и аудит его лидера.Каждый блок должен отвечать за (1) координацию планов, политик,законов и правил всех составляющих его блоков, и (2) разрешение лю-бых конфликтов, возникающих между ними. Вдобавок никакой блок недолжен создавать план или политику, не согласующиеся с планами и по-литиками, законами или правилами, существующими на более высокомуровне, частью которого он является, без согласия верхнего блока. Одна-ко возникновение конфликта между уровнями маловероятно, поскольку всостав каждого блока входят представители блоков двух верхних и двухнижних уровней, и эти члены будут вскрывать потенциальные источникиконфликтов и разногласий. И по этой же причине редко возникнет воз-можность появления планов или политик, имеющих непредвиденные по-следствия для блоков нижних уровней.КО НСЕ НСУСРешения, принимаемые большинством, часто порождают недовольноеменьшинство, неудовлетворённое тем, что происходит при выполненииэтого решения. Большинство тираний было навязано меньшинству боль-шинством. Принятие решения консенсусом избегает этого зла, но рас-пространено ошибочное мнение, будто достичь консенсуса очень трудно,если не невозможно. Это не так, потому что консенсус требует полногосогласия на практике, а не в принципе. Это существенное различие. Со-гласие на практике есть согласие действовать определенным образом;при этом не требуется, чтобы все считали утверждённое действие наи-лучшим, достаточно, чтобы его считали приемлемым1.Если единодушие не достигается, следует попытаться сначала сфор-мулировать такой тест для существующих позиций, который все участ-ники признают справедливым и будут согласны следовать результатамтестирования. Многие разногласия связаны с тем, что разные мненияоснованы на разном восприятии одних и тех же фактов. Например, раз-1 Консенсус - это не единогласие, он не означает, что «все - за», он означает лишь, что«никто не против». - Прим. перев.личие в подходах приемлемости смертной казни за убийство может бытьсведено к вопросу о том, влияет ли смертная казнь убийц на статистикусовершения убийств1.Консенсус не всегда может быть достигнут в результате дискуссий, ив таких случаях тестирование бесполезно. С согласия участников пред-седатель может использовать следующую процедуру. При очевидном не-достижении согласия председатель предлагает каждому участнику крат-ко сформулировать свою позицию. После этого председатель объявляет,какой выбор он сделал бы сам. Однако он заявляет, что если остальныедостигнут согласия, он подчинится ему, даже если это не будет совпадатьс его мнением. Затем он снова обходит аудиторию, спрашивая участниковоб их мнении. Те, кто не согласен между собой, по существу согласны смнением председателя. Если же они придут к согласию между собой, тонезависимо от того, совпадет ли это с выбором председателя, их согласиестановится основой для действий.Другие способы добиться консенсуса обсуждаются в работах Lee(1995) и Walls and Walder (1995).ДЕБЮРОКРА ТИЗАЦИЯ И ДЕМО НОПОЛИЗАЦИЯ УПРА ВЛЕНИЯСервисные организации (как внутри, так и вне правительства), кото-рые субсидируются, благодаря чему их доход не зависит от потребителей,склонны к безответственности перед своими пользователями. Такие про-изводители обычно более озабочены мнением тех, кто является источни-ком их дохода, - тех, кто их субсидирует, нежели мнением потребителейих продукции. А если, вдобавок, такая организация является единствен-ным доступным источником производимых ею услуг или товаров - какэто часто бывает с департаментами органов власти, - то это и есть моно-полия.Работа монополий не может быть оценена по отзывам ее пользовате-лей, у которых нет выбора. Их обычно оценивают по их размерам: чемони больше, тем более важными они считаются. Поэтому они стараютсярасти, часто за счет изобретения работы, результаты которой бесполез-ны. Бюрократия является организацией, которая старается быть занятой,не производя ничего полезного. К несчастью, хотя надуманная работа недает полезного продукта, она часто создает препятствия тем, кому надоделать продуктивную работу. Бюрократизм является таким препят-ствием.Сочетание бюрократии и монополизма обычно приводит к абсолютнонеэффективной работе. К несчастью, многие правительственные учреж-1 Оказывается, что не влияет (Ackoff, 1999). - Прим. перев.дения являются бюрократическими монополиями. Если органы властидолжны быть продуктивными и ориентированными на пользователей,их необходимо дебюрократизировать и демонополизировать. Это можетбыть сделано следующими способами.1. Если публичная услуга может быть оказана одним или более част-ным источником, государственный источник должен вступить в конку-ренцию с частными источниками за право оказывать эту услугу, и еслиэто право может быть дано только одному, то оно должно предостав-ляться на ограниченный срок, по истечении которого проводятся новыеторги.Это предохранит производителя услуги от безмятежности и безответ-ственности перед потребителями.2. Потенциальные конкуренты-производители услуги должны пред-ставить предложения-заявки на право производить эту услугу. Эти за-явки должны быть опубликованы и доступны широкой публике.Это может исключить пристрастное заключение контрактов.3. По возможности пользователи должны непосредственно оплачи-вать полученную услугу.Это обеспечит заботливость к потребителю при наличии альтернатив-ных источников услуги. Кроме того, это может сделать потребление бо-лее рациональным, чем в случае закрытости стоимости услуги. Это такжеустранит необходимость бенчмаркинга: каждый участник конкурса самвнимательно следит за действиями конкурентов.4. Если пользователи не способны оплачивать необходимые им услуги,субсидии должны выдаваться пользователям, а не производителям.И опять, пока есть несколько источников поставок, зависимость ихдоходов от выбора потребителей будет поддерживать заботу системы освоих потребителях. Такой принцип используется в Соединенных Шта-тах при выпуске продовольственных талонов для бедных.5. Если сервис должен предоставляться правительственным учреж-дением, следует создать как можно больше пунктов его предоставленияи поставить их доход в зависимость от выбора их пользователями.Например, в одном латиноамериканском городе централизованноебюро выдачи водительской лицензии славилось плохим обслуживанием икоррупцией. В результате возникло сильное давление на мэра по исправ-лению положения. Он возложил решение проблемы на внешнего консуль-танта, который предложил следующий вариант. Пункты выдачи лицензийбыли открыты при входе в магазины по всему городу. Желающие полу-чить лицензию могли обратиться в любой из них. Но единственным до-ходом от оказания услуги, который получал пункт, было вознаграждение,получаемое от мэрии за каждую выданную лицензию. Пункт, которыйвыдал недостаточно лицензий для покрытия своих расходов, подлежалсокращению или закрытию. Такая схема положила конец и монополии,и бюрократии. Резко повысилось качество обслуживания и практическибыла изжита коррупция.6. Если необходимо субсидировать правительственное учреждение,размер субсидий должен основываться на объеме и качестве оказаннойуслуги.Например, субсидии государственному университету должны бытьпрямо пропорциональны количеству и типам студентов в нем при усло-вии, что студенты могут выбирать между университетами. Число абиту-риентов может служить индикатором качества университета. Подобноэтому, зарплата профессора должна быть связана с количеством студен-тов, добровольно записавшихся на его курсы. (В американских универ-ситетах большая доля курсов, которая должна быть изучена студентом,состоит не из обязательных, а из факультативных курсов, избираемыхсамим студентом из числа предлагаемых. Для получения диплома необ-ходимо набрать определённую сумму «кредитов», связанных с каждым,обязательным и необязательным, курсом. - Прим. перев.)НАЛОГОО БЛОЖЕ НИЕТакая экономика с низкими сбережениями и медленным ростом, какаяесть в США, много выиграла бы от перехода национальной системы на-логообложения от обложения доходов к обложению потребления. Такоеизменение придало бы мощный стимул к увеличению накоплений и ин-вестиций в национальном масштабе и, следовательно, к росту экономикии уровня жизни (Weidenbaum, 1992. Р. 1).В начале этого года Мартин С. Фельдстейн, председатель Консульта-ционного совета по экономике, произнес речь, в которой он доказывал,что экономический рост США лучше всего можно стимулировать, обла-гая налогом только ту часть доходов, которая идет на потребление. Такойналог сдерживал бы людей от затрат, увеличивая этим накопления и ин-вестиции (Business Week. June 13. 1983. Р. 80).В течение ряда лет неоднократно выдвигалось предложение о том,чтобы правительство облагало налогом не доходы, а расходы. Резоны оче-видны. Налог на доходы отбивает желание увеличивать доход и поощряетусилия по сокрытию доходов. Хуже того, там, где налоги на доходы былиочень высокими, усиливалась эмиграция состоятельных граждан. Налогна расходы поощряет увеличение доходов, сокращает желание делать неочень нужные покупки, способствует накоплению средств и совершениюинвестиций. Это должно стимулировать экономический рост и развитие.Главные возражения против введения налогов на расходы ссылают-ся на сложности их взимания, трудности сохранения их регрессивностии предотвращения обмана. Эти возражения приложимы к большинствуобычно предлагаемых способов сбора таких налогов: отчислений от про-даж или налоговой добавки к цене покупки. Такие способы отбираютбольшую долю дохода у семей с низким доходом, чем у семей с высокимдоходом. Однако налог на потребление не обязательно должен быть ре-грессивным (если вообще дифференцированным), и его можно спроекти-ровать так, чтобы сделать обман весьма затруднительным. Рассмотримтакой проект, состоящий из семи частей.1. Идентификационный номер социального обеспечения должен при-сваиваться каждому ребенку при рождении, каждому иммигранту илидолгосрочному визитёру при въезде в страну. При этом в опред

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Акофф Р.Л.Университет штата Пенсильвания, Филадельфия, СШАRLAckoff@aol.com
Всего: 1

Ссылки

Ackoff Russell L. On Learning and Systems that Facilitate it // Center for Quality of Management. - 1996. - Vol. 5, № 2, Fall. - Р. 27-35.
Ackoff Russell L. Re-Creating the Corporation. - New York: Oxford University Press, 1999. (Русский перевод - «Менеджмент в ХХI веке» издан издательством Томского университета в 2004 г.)
Bierce Ambrose. The Devil's Dictionary. Cleveland: The World Publishing Co., 1911.
Business Week. - Why Washington Likes Consumption Taxes. - 1983. - June 13. - Р. 80.
Lee Thomas H. Learning: What Does it Really Mean? // Center for Quality of Management Journal, Special Issue. - 1995. - Vol. 4, № 4. - Winter. - Р. 4-14.
Malone Thomas W. Is Empowerment Just a Fad? Control, Decision Making, and IT // Sloan Management Review. - 1997. - Vol. 38, № 2. - Winter. - Р. 23-35.
Sheldon Rovin, Jeharajan Neville, Mark W. Dundon et al. An idealized Design of the U.S. Healthcare System. Bryn Mawr, PA 19010-3215. - Interact, 1994.
Walls Ted, Walden David. Understanding Unclear Situations and Each Other Using Language Processing Method // Center for Quality of Management Journal. Special Issue. - 1992. - Vol. 4, № 4. - Winter. - Р. 29-37.
Warwick David R. The Cash-Free Society // The Futurist. - 1992. - November- December. - Р. 19-22.
Weidenbaum Murray. The Case for Taxing Consumption // Contemporary I Issue Series 54. - Center for the Study of American Business, Washington University, St. Louis, 1992. - July.
 За пределами социализма и капитализма: развивающееся общество | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 1.

За пределами социализма и капитализма: развивающееся общество | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 1.

Полнотекстовая версия