Новые редакционные технологии в системе «СМИ и общество» | ПУСС. 2010. № Том 2. Выпуск 3.

Новые редакционные технологии в системе «СМИ и общество»

Обсуждаются процессы изменений редакционных технологий в СМИ в связи с происходящими изменениями отношений СМИ и общества в современной России.

New Editorial Technologiesin the System «Mass-Media and Society».pdf Современны е СМ И и общ еств о: постановка пробл е-мыВряд ли сегодня кто-либо станет оспаривать мысль о том, что в совре-менной медиа-сфере отношения СМИ и общества напоминают разговорглухого со слепым. И неважно, кто глух, а кто слеп. СМИ не хотят слы-шать, какие претензии предъявляет к ним общество, общество не желаетвидеть тех изменений, которые происходят в СМИ. Традиционная, харак-терная для индустриального общества, линейная схема сосуществова-ния СМИ и аудитории разрушена. Новая сетевая структура современноймедиа-системы только формируется.При этом и средства массовой информации, и общество, трансфор-мируясь, видоизменяются до такой степени, что постепенно утрачиваютсвои, в прошлом базовые, функции.СМИ из средств информации трансформируются в средства коммуни-кации и развлечения. У СМИ как структуры размываются границы в про-странстве и во времени. Часто они уже не локализованы рамками редак-ции, периодичностью или форматом. Они постепенно становятся частьюинтеллектуального актива личности. СМИ - в кармане, если говорить омобильной связи или микрокомпьютере. В отличие от газет или журна-лов, в них стихийно и прихотливо складывается персональная повесткадня, формируемая индивидом.Общество, рассматриваемое как аудитория СМИ, в результате тех-нологической революции стремительно приобретает черты журнализма,становится активным участником процесса создания информационныхпродуктов и управления информационными потоками.Кроме того, вместо условно сегментированной, формализованнойаудитории создается среда информальных [1] авторов, которые сознатель-но и подсознательно противостоят всякой легитимности, заданности. Ихсамобытность, как провидчески отмечал М. Кастельс, становится «глав-ным центром культуры на целом ряде участков социальной структуры,ведя отсюда свое сопротивление или свое наступление в информацион-ной борьбе за культурные коды и кодексы, формируя поведение человекаи тем самым новые институты» [2].Это поведение сегодня мы именуем информальным. В науке ужесуществуют понятия «информальное образование», «информальнаямузыка», «информальные сообщества». Информальное поведение ха-рактеризуется способностью изменять свои действия под влияниемсобственных представлений, своей внутренней мотивации. В резуль-тате формируется индивидуальная траектория развития, которая вы-страивается на основе самостоятельного усвоения информации изширокого спектра источников: от общения с коллегами до изучениястаринных рукописей. И средства массовой коммуникации, как соци-альный институт, в этой системе отношений вынуждены прибегать кновым технологиям работы с новой аудиторией. Многие из них носятмедиа-образовательный характер.В связи с этим объектом наших рассуждений о системе «СМИ и обще-ство» станет феномен новых редакционных технологий, которые строят-ся на медиа-образовательных принципах.Взаимодействи е СМ И и аудит ории как система:меди а-образовательны й аспектМедиа-образовательная деятельность СМИ представляет собой систе-му творческого взаимодействия редакционного коллектива и аудитории,действия которой направлены на повышение уровня медиа-активностиграждан и укрепление доверия к СМИ.Как система, эта деятельность включает в себя различные ком-поненты, такие как медиа-сообщество и аудитория, редакционная иинформационно-содержательная подсистемы. Она также имеет своюструктуру, которая может меняться в соответствии с задачами, стоящимиперед отраслью. Медиа-образовательная деятельность СМИ может бытьдекомпозирована на виды деятельности, подчинённые различным подце-лям, в зависимости от которых могут быть избраны и различные комму-никативные стратегии.В науке известно более сорока определений системы. Мы для анали-за деятельности СМИ будем использовать классическое определение ав-стрийского философа Людвига фон Берталанфи: система может бытьопределена как комплекс взаимодействующих элементов [3].Концепция медиа-образования в СМИ предполагает наличие как мини-мум двух сторон коммуникации - самодеятельного автора и журналистав качестве тренера, медиа-педагога. В отсутствие коммуникации, взаимо-действия между ними, плодотворная медиа-образовательная деятельностьне может быть реализована. Причем современный подход к понятию «ком-муникация» не сводится лишь к взаимному обмену информацией. Это иустановление психологического контакта, и идентификация, как желаниепоставить себя на место партнера, и эмпатия - эмоциональное сопережи-вание, и аттракция, как форма познания другого человека.Сложной подсистемой в качестве элемента медиа-образовательнойдеятельности СМИ выступает медиа-сообщество, представители кото-рого отчасти выполняют функции педагогов. Не менее сложной подси-стемой представляется аудитория, имеющая разнообразные параметры ихарактеристики. Причем для ее классификации сегодня уже недостаточ-но традиционного деления по признакам пола, возраста, образовательно-го уровня. Современная аудитория представляет собой многослойную имногосоставную структуру, требующую новых подходов в оценке уровняее медиа-компетентности. Существуют и другие компоненты системымедиа-образовательной деятельности СМИ, такие, как редакционная иинформационно-содержательная подсистемы, которые в своей совокуп-ности придают системе качественную определенность.На различных этапах своего развития данные подсистемы, вступая вовзаимодействие, создают новые виды систем, отличающихся по своимкачествам от всех существовавших ранее. Это еще один критерий систем-ного, когда отношения между элементами порождают некое качество, покоторому данную совокупность отличают от окружающей среды. Каче-ство это называют интегративным, эмерджентным или синергетичным.Для системы медиа-образовательной деятельности СМИ таким инте-гративным качеством является интерактивность. Этим качеством охваченывсе составляющие системы: аудитория, редакционная структура, журна-листское сообщество. Их совокупность, взаимное обогащение, многосто-ронний учет интересов и потребностей формируют новую интерактивнуюмедиа-среду, в которой каждый элемент медиа-системы приобретает ка-чества других элементов. Взаимодействие журналистов и аудитории реа-лизуется только в результате взаимообмена информацией, практическимопытом, эмоциями. Целостность медиа-образовательной системы можнорассматривать как проявление такого ее интегративного качества, как ин-терактивность. Таким образом, налицо все три необходимых признака си-стемы: компоненты, их взаимодействие, системное качество.Для того чтобы понять, как функционирует любая система, необходи-мо определиться с ее свойствами. Различают статические, динамическиеи синтетические свойства систем. Для медиа-образовательной деятель-ности СМИ мы остановимся лишь на некоторых, наиболее значимых.К статическим свойствам систем относятся: целостность; открытость; внутренняя неоднородность системы; структурированность.Все эти свойства в полной мере присущи системе медиа-образова-тельной деятельности СМИ.Целостность системы обусловлена ее внешней различимостью вокружающей среде. Взаимодействие аудитории и редакционных коллек-тивов СМИ выступает как нечто единое, целое, отличающееся от всегоостального. При этом данная медиа-образовательная система не изоли-рована от окружающей среды, а, напротив, максимально открыта всемиканалами коммуникации. Причем связи системы со средой имеют вза-имно направленный характер: с одной стороны, среда влияет на системуСМИ, делая ее более социально адаптивной, с другой - сама системавоздействует на среду и меняет тип отношений, принципиальные уста-новки в обществе.Это поведение системы может быть реактивным, когда среда оказываетна систему сильное воздействие, и тогда возникают неоднозначные медиа-проекты, аналогичные «Дому 2», сомнительного свойства телесериалы,такие как «Счастливы вместе», телевизионные программы «Смех без пра-вил», «Голые и смешные», молодежные журналы «Молоток», «Клубничка»и др. Это тоже медиа-образование, но со знаком «минус». Реактивное по-ведение медиа-образовательной системы проявляется в том, что состоянияэтой системы определяются состоянием и типом среды.Поведение медиа-образовательной системы в СМИ может быть и ак-тивным, когда, наряду с воздействиями среды, система руководствуетсясобственными целями. Активное поведение системы предполагает пре-образование среды, подчинение ее своим потребностям и задачам. Этоприращение качественной аудитории конкретного средства массовойинформации, расширение творческого актива и числа ньюсмейкеров,формирование позитивного имиджа СМИ, в целом повышение медиа-активности населения. Проявляя высокую степень гражданской ответ-ственности, выстраивая долговременные медиа-образовательные страте-гии, средства массовой информации демонстрируют активное поведениемедиа-образовательной системы.Внутренняя неоднородность системы медиа-образования в СМИпредполагает в зависимости от целеполагания различный состав компо-нентов и способ их связи, т.е. структуру. Если же медиа-образование вредакционной работе рассматривается как часть бизнес-процессов, какинструмент коммуникативного менеджмента, то система будет состоятьиз медиа-менеджеров, рекламных менеджеров, юристов, экономистов,распространителей, экспедиторов. Их отношения будут строиться по вер-тикали и критериями эффективности этой модели будут охват аудитории,количество привлеченных читателей, зрителей, слушателей, объемы фи-нансирования медиа-мероприятий, размеры полученной прибыли.В том случае, когда СМИ рассматривается исключительно как граж-данский институт, а медиа-образование - как способ повышения медиа-компетентности и медиа-активности аудитории, состав данной системыбудет представлен профессиональными журналистами, творческимиработниками, редакторами и режиссерами, коммуникации будут носитьгоризонтальный характер, и успех медиа-образовательной деятельностибудет измеряться наличием материалов молодых журналистов, уровнемраскрытия темы, решения социальных проблем, гражданской зрелости икачества аудитории.Любые изменения в системе характеризуются динамическими свой-ствами. К ним относятся: функциональность; стимулируемость; изменчивость системы со временем; существование в меняющейся среде.Функции системы - это ее роль, поведение во внешней среде. Измножественности ролей, моделей поведения следует множественностьфункций. СМИ могут выступать в роли воспитателя молодежи, про-светителя, партнера или манипулятора. В разные периоды времени, взависимости от различных факторов экономического, политического,идеологического характера, под воздействием социальных стимуловмедиа-образовательная функция средств массовой информации можетлибо ослабевать, либо активизироваться.В системе медиа-образовательной деятельности СМИ, как и в любойдругой системе, происходят изменения, которые надо учитывать, способ-ствовать или противодействовать им, предусматривать и закладывать впроект будущей системы. От визуальной грамотности - к медиа-культуреи медиа-активности - таков исторический путь современного медиа-образования. Трансформации, происходящие в обществе, влекут за собойсущественные изменения в оценках роли и места медиа-образования вовнешней среде, моделях и принципах. Сегодня этот вид медийного об-разования приобретает совершенно иное качество, широко охватывая всесферы коммуникаций.В этом смысле мы переходим к синтетическим свойствам системы«СМИ и общество», которые являются обобщающими, собирательными,интегративными. Одним из важнейших синтетических свойств системыявляется эмерджентность (от англ. «возникать»). Эмерджентность естьпроявление целостности. Система выступает как единое целое потому,что она является носителем эмерджентного свойства.Российский философ и методолог науки И.В. Блауберг, рассматри-вая характеристику целого образования, отмечает, что главным в этойхарактеристике является свойство интегративности, т.е. возникновениена уровне целого в результате взаимодействия частей новых качеств исвойств, не присущих отдельным частям и их сумме [4].Так, например, средства массовой информации, объединенные саудиторией в системе медиа-образовательной деятельности, приобрета-ют качества нового социального института, своеобразного общественноактивного центра медиа-образования и гражданского просвещения, гдеформируется личность, адекватная вызовам времени. Это не общеобра-зовательная школа, не факультет журналистики, не кружок по интересамили клуб и в то же время не сама журналистика и не редакция СМИ втрадиционном понимании этого слова. Журналисты отчасти становятсяпедагогами, а аудитория получает знания и навыки профессиональныхжурналистов. У нового образования появляется новое качество - каче-ство своеобразной школы гражданских коммуникаций.При этом и родовые характеристики частей медиа-образовательнойдеятельности СМИ проявляются только в их взаимодействии. Журна-листика, оторванная от аудитории, утрачивает свои важнейшие функциипросвещения, воспитания, образования так же, как аудитория вне систе-мы СМИ перестает быть аудиторией.Факт открытости систем еще не означает, что все они в одинаковойстепени хорошо согласованы с окружающей средой. Чем лучше системасогласована, приспособлена к окружающей среде, совместима с нею, темвыше ее ингерентность (от англ. inherent - являющийся неотъемлемойчастью чего-либо).Проблема ингерентности важна во всех аспектах системной деятель-ности. К примеру, продукт, предлагаемый медиа-индустрией, должен со-ответствовать потребностям целевой аудитории. Рассогласованность ин-тересов, снижение уровня ингерентности ведут к разрушению системы.Современные взаимоотношения, к примеру, молодежной аудитории иСМИ - яркое тому подтверждение. Молодежь не читает газет, все меньшесмотрит информационные, аналитические программы по телевидению,редко слушает радио. Отток молодежной аудитории в традиционныхСМИ - это серьезнейшая проблема и актуальная задача, которую следуетрешать медиа-менеджерам.От уровня ингерентности зависят степень и качество осуществленияфункций СМИ. «В естественных системах ингерентность повышаетсяпутем естественного отбора. В искусственных системах она должна бытьособой заботой конструктора» [5, с. 40]. Таким конструктором в системемедиа-образования могут выступать элита общества, государство, медиа-бизнес. В каждом из этих случаев на разных этапах исторического раз-вития цели медиа-образовательной деятельности могут быть разными. Издесь мы обращаемся к последнему важнейшему свойству системы - це-лесообразности.Одно из определений системы гласит: система есть средство достиже-ния цели. В зависимости от цели будут меняться состав, структура систе-мы, все другие ее свойства. Если целью медиа-образования становитсяформирование и развитие общества свободных думающих граждан, тоструктура системы будет включать в себя весь спектр демократическихсоциальных активов, а интегративное свойство проявится как обществен-ный договор. Однако медиа-образование может оказаться на службе дру-гих целей, в частности, - создания человека послушного, управляемого,ограниченного, находящегося в плену стереотипов. В этом случае медиа-образовательные технологии превращаются в технологии пропаганды,манипулирования. Если при использовании медиа-образовательных тех-нологий начинает доминировать бизнес, то и аудитория СМИ будет рас-сматриваться исключительно как источник прибыли.Наличие манипулятивного типа медиа-образовательных стратегий ис-ключать нельзя, поскольку сегодня медиа-пространство находится в сфе-ре влияния различных политических и финансовых структур со своимизадачами и интересами. В российской действительности мы обнаружи-ваем массовые проявления ангажированной журналистики. К духовнойэрозии, разрушению нравственных ценностей ведет использование СМИкак политического оружия в осуществлении узких корпоративных инте-ресов, как инструмента идеологического воздействия в ущерб независи-мости и свободе слова.Заключ ени еТаким образом, следует отметить, что в истории медиа-образованияподлинный интерес к понятию «аудитория» возник в лишь в 80-е годыпрошлого столетия. До этого времени считалось, что медиа имеют пря-мое одностороннее воздействие на поведение и взгляды якобы однород-ной, в основном детской, аудитории [6].Сегодня мы понимаем, что процесс медиа-образования в системе«СМИ и общество» - это максимально открытый и самоорганизующийсяпроцесс. В нем могут быть задействованы любые аудиторные группы, та-кие как молодежь, предприниматели, женщины, пенсионеры, чиновники,представители НКО, люди с ограниченными физическими возможностя-ми и т.д. Они могут представлять собой как организованные сообщества,так и самостоятельных индивидов, характеризующихся как информаль-ная аудитория.Перемещаясь в информационном пространстве, создавая временныесоциальные сетевые узлы, быстро распадаясь и создавая новые, инфор-мальная аудитория вызывает к жизни новые технологии работы средствмассовой коммуникации, которые сегодня проявляются в различных фор-мах непосредственного, персонально-ориентированного, адресного взаи-модействия. Исключительно партнерские отношения, основанные на до-верии и открытости СМИ, в дальнейшем будут способствовать созданиюв обществе соответствующей медиа-среды.Медиа-образование является важнейшим фактором формированиятакой среды. И в этом процессе медиа-сообщество как социально ответ-ственный институт должно сыграть ключевую роль. В подлинном смыс-ле медиа-образование может развиваться только в демократическом го-сударстве, там, где налажен контроль общества над властью и СМИ, гдеразвиты гражданские институты. При этом эффективными стратегиямиразвития медиа-образования в системе «СМИ и общество» могут бытьстратегии диалоговых коммуникаций и взаимовлияния.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Жилавская И.В.Институт информационных технологий, г. ТомскZhiv3@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Жилавская И.В. Роль и место информальных медиа в гражданских коммуникациях // Гражданские коммуникации и гражданское общество / Науч. ред. и сост. И.М. Дзялошинский. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. С. 148-164.
Кастельс М. Могущество самобытности. http//iir_mp.narod.ru / books/ inozemcev / page_1292.html.
Берталанфи Л., фон. Общая теория систем: Критический обзор // Исследования по общей теории систем. М., 1969.
Блауберг И.В. Целостность и системность // Системные исследования. М., 1977. С. 5-28.
Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.
Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиа-образования: Доклад на российско- британском семинаре по медиа-образованию. М., 1995.
 Новые редакционные технологии в системе «СМИ и общество» | ПУСС. 2010. № Том 2. Выпуск 3.

Новые редакционные технологии в системе «СМИ и общество» | ПУСС. 2010. № Том 2. Выпуск 3.

Полнотекстовая версия