Открытые инновации и социальные сети | ПУСС. 2010. № Том 2. Выпуск 3.

Открытые инновации и социальные сети

Интернет предоставляет возможность создания сетей его абонентов, объединяемых общим интересом. Обсуждаются перспективы создания таких сетей, ориентированных на инновации в бизнесе.

Open Innovation and Social Netvorking.pdf Не подлежит сомнению, что мировая экономика переходит от ориен-тации преимущественно на стандартные технические проблемы произ-водства товаров к акценту на роль новых знаний в их производстве. Этотпроцесс выражается в перемещении внимания компаний с физическихценностей и капитала на значимость знаний и инноваций. До появлениявездесущего Интернета большинство компаний полагалось на системусобственных внутренних инноваций. При этом идеи новых продуктоврождались и воплощались в специальных подразделениях по исследова-ниям и разработкам (R&D, Research and Development, типа конструктор-ских бюро). Однако по мере превращения Интернета в средство быстрогообмена информацией многие компании обнаружили, что гораздо большекомпетентных экспертов находится вне их стен. Например, количествопатентов, полученных отдельными изобретателями и мелкими фирмами,увеличилось с 1970 по 1992 г. от пяти до двадцати процентов [5]. Поэтомунеудивительно, что многие корпорации обратились к системе открытыхинноваций, в которой собственные подразделения исследований и разра-боток стараются найти и использовать знания из внешних источников.Генри Чезбро (Henry Chesbrough) пустил в обращение термин «откры-тые инновации», определив его как «парадигму, согласно которой фир-мы, в своих усилиях усовершенствовать собственные технологии, могути должны использовать внешние идеи и внутренние и внешние способыпродвижения на рынки» [7]. Однако между такой компанией и внешнимиисточниками должны быть посредники, отслеживающие и контролирую-щие потоки информации. Сегодня многие такие посредники выступаютна рынке через веб-сайты и именуются «брокерами знаний» (knowledgebrokers). Но брокерам знаний ещё только предстоит освоить успешноеиспользование появления множества сайтов, образующих социальныесети - эти наиболее быстрые средства связи в Интернете. Поэтому длямаксимизации потенциала открытых инноваций социальные сети веб-сайтов должны быть включены в процесс открытых инноваций, чтобыкомпании могли получать быструю и эффективную обратную связь непо-средственно от пользователей.Динамике открытых инноваций необходимы информация от внешнихисточников и их сотрудничество. Чем шире сотрудничество в разработкеидеи или проекта, тем больших результатов удастся добиться. Согласнотакой логике, сложение идей от тысяч или миллионов людей породит воз-можность создания новых представлений и технологий. Crowdsourcing(«краудсорсинг» - этот термин можно перевести как «обращение к массо-вому источнику». - Примеч. пер.) является передачей выполнения задачи,которая традиционно поручалась своему работнику или субподрядчику,некоторой неопределённой, обычно очень большой группе людей или со-обществу в форме открытого обращения [2]. По сути, краудсорсинг естьформа открытой инновации. Многие компании пользуются краудсорсин-гом для улучшения производимой ими продукции. Например, в 2006 г.компания Netflix объявила, что она выплатит миллион долларов перво-му, кто сможет повысить точность основанной на личных предпочтенияхоценки будущего успеха фильма [1]. Метод открытой инновации, исполь-зованный Netflix, был гораздо менее дорогостоящим, чем инвестированиесобственного отдела исследований и разработок. Кроме того, этот приёмявился удачным средством маркетинга благодаря вниманию, которое онпривлёк к компании в новостях.Вдобавок к компаниям, которые сами используют краудсорсинг и от-крытые инновации, многие компании полагаются на брокеров знаний какпосредников между собой и публикой. Посреднические компании обычносоздают свои веб-сайты и предоставляют связи, базы знаний и даже тех-нические сведения, чтобы фирмы могли повышать эффективность своихинновационных процессов [8]. Разница между брокерами знаний и кон-салтингом заключается в активной роли, которую они играют в установ-лении связей и развитии отношений, направленных на инновационныенужды их клиентов. Консультант предлагает клиентам рекомендации,основанные на своём количественном анализе, а брокеры знаний активноищут качественное объяснение сути во внешних источниках. Эти ком-пании являются активными агентами изменений, которые могут помочьклиентам непрерывно адаптироваться к своему окружению [8]. Innocentiveявляется примером таких компаний-брокеров информации. Innocentive- это веб-сайт, который принимает заказы на решение конкретныхпроблем от компаний (например, от Proctor and Gamble и др.), требую-щих иногда простых, а иногда - сложных решений. Innocentive затем пу-бликует такие запросы на своём сайте, указывая, какое вознаграждениекомпания предлагает за решение. Премии могут быть разными - от ты-сячи до миллиона долларов. Правда, при этом встаёт вопрос о правах наинтеллектуальную собственность. В случае с Innocentive заключается до-говор о том, что если компания примет данное решение, она приобретаетправа и должна выплатить вознаграждение. Вообще вопрос об авторскомправе является вызовом для компаний, желающих воспользоваться про-цессом открытых инноваций.Есть несколько моментов, вызывающих колебания многих компанийперед принятием принципов открытых инноваций. Упомянутая вышепроблема прав на интеллектуальную собственность часто указываетсякак основной недостаток открытых инноваций. Однако многие учёные исторонники открытых инноваций согласны в том, что интеллектуальнуюсобственность не стоит считать проблемой. Амар Бхайдед (Amar Bhided),профессор Колумбийского университета, утверждает, что инновация -это не игра с нулевой суммой. Он также констатирует, что инновации пи-тают конкуренцию и ведут к появлению новых, лучших технологий. Всвоей статье «A Gathering Storm» («Вызвать бурю») он утверждает, чтоболее развитая модель бизнеса и продуманная практика рекламы позволя-ют компаниям продавать свои технологии и товары успешнее других ком-паний. Примером, подтверждающим это замечание, является технология,используемая в армии США. Например, методы наблюдения, используе-мые американскими солдатами, не являются секретными технологиями,но они используют их такими изощрёнными способами, которые против-нику нелегко воспроизвести [1]. В случае частных компаний некоторыефирмы могут лучше других производить определённые товары и услуги.Важность более развитых моделей бизнеса проявляется в том, что с ихпомощью другие компании могут использовать эти продукты или тех-нологии в своих целях. Например, даже если Китай затратит огромныесредства на подготовку большего числа учёных, это не помешает Аме-рике использовать их изобретения с помощью более совершенных мо-делей бизнеса. Развитые американские системы маркетинга, распреде-ления, продажи и сервиса давно обеспечивают Америке существенноепревосходство над конкурентами. Поэтому права на интеллектуальнуюсобственность можно рассматривать как защиту компаний со слабымимоделями бизнеса и помеху технологическому прогрессу.Ещё одной видимой трудностью для открытых инноваций компанииназывают привлечение и мотивацию пользователей к участию в разра-ботках. Пользователи являются неотъемлемой частью процесса откры-тых инноваций, поскольку именно их сотрудничеством стимулируетсясоздание новых идей и продуктов. Многие компании предлагают воз-награждение за решение предлагаемых ими конкретных проблем, какв случае Innocentive и Netflix. Финансовые стимулы типа премиальныхувеличивают участие пользователей в процессе инноваций [4]. Threadless.com является компанией, предлагающей пользователям финансовоестимулирование в иной форме. Этот веб-сайт предлагает всем спроек-тировать свой вариант разрисовки маек-полурукавок и прислать его поэлектронной почте, компания продвинет его на рынок, а авторы получатсвою долю доходов. Кроме того, компания предоставит производителямодежды ценную информацию о тенденциях в их отрасли. Таким образом,финансовые стимулы оказываются прекрасным способом мотивации ипривлечения пользователей к участию в открытых инновациях.Ещё один фактор, который фирмы упоминают как затруднение дляраспространения открытых инноваций и краудсорсинга, это управлениекачеством. Должны быть механизмы управления процессом совместноготворчества. Сообщества становятся продуктивными, когда существуютчёткие правила, ясное руководство, прозрачные процессы постановки це-лей и разрешения конфликтов между членами сообщества [8]. Каждыйиз этих компонентов способствует обеспечению качества производимыхуслуг или товаров. Wikipedia является замечательным примером средствакраудсорсинга, которое создано исключительно усилиями своих поль-зователей. Что касается его качества, то исследование, опубликованноеавторитетным научным журналом Nature в декабрьском номере 2005 г.,показало, что статьи в Wiкipedia по научным вопросам практически неуступают статьям в Британской энциклопедии [6]. Пример Wikipedia пока-зывает, что компании могут достичь значительно большей специализации,уступив часть контроля над принятием решений о качествах продуктавзаимодействующим друг с другом участникам (поставщикам, потребите-лям или обоим) [4]. Таким образом, упомянутые трудности для открытыхинноваций могут быть преодолены, если компании пойдут на передачучасти контроля сетевому сообществу, предлагая финансовые стимулы исоздавая развитые модели бизнеса для преодоления проблем с правами наинтеллектуальную собственность.Появление многочисленных веб-сайтов сетевых сообществ, таких какFacebook, Twitter, MySpace, сделало распространение знаний гораздо бо-лее быстрым, чем когда бы то ни было, особенно благодаря возможностидоступа к этим сайтам с помощью Personal Digital Assistants (PDA's). Та-ким образом, компания, стремящаяся ввести в свою практику краудсор-синг и открытые инновации, должна включиться в сетевое сообщество,стать членом каких-то социальных сетей. При этом финансовое стимули-рование может не быть необходимым для привлечения пользователей кучастию в инновационном процессе. По мнению Тимоти Брауна (TimothyBrown), топ-менеджера фирмы IDEO (консалтинг на основе проектирова-ния и инноваций), главным в проектном мышлении, на котором основаныгенерирование и реализация новых идей, является вдохновение. Понима-ние сути вещей питает инновации, и проектировщики используют реаль-ный мир как источник вдохновения, а не только как мерило истинности.Процесс инновации начинается с сочувствия людям, при которомпроектировщик старается увидеть вещи с их точки зрения [3]. Поэтомусайты в социальных сетях могут служить источниками идей для иннова-ционных компаний. Например, использование сайта Facebook может по-зволить людям составлять перечни мебели, предлагаемой к продаже илик покупке. Так как Facebook раскрывает местоположение лиц, входящихв него, мебельные компании могут инициировать создание таких типовмебели, которые востребованы в данном месте. А поскольку пользовате-ли Facebook заходят на сайт много раз в день, объём новой информациирастёт экспоненциально.Ещё одна возможность состоит в том, чтобы создавать в социальнойсети веб-сайты, объединяющие друзей для обмена комментариями и ре-комендациями относительно товаров и услуг, предлагаемых на рынке.Например, кто-то может порекомендовать другу посетить некий ресто-ран, сопроводив совет комментариями. Тот может передать совет друго-му своему другу и т.д. Цепочки таких сообщений могут фиксироваться вбазе данных, а компании - иметь к ним доступ. Это является примеромработы брокеров информации, использующих преимущества быстрогооборота сведений в социальных сетях.Многие фирмы уже восприняли парадигму открытых инноваций. Носуществуют факторы, которые многие считают недостатками краудсор-синга и открытых инноваций - право на интеллектуальную собствен-ность, мотивирование пользователей к участию, управление качеством.Однако эти факторы легко преодолимы и не должны восприниматься какпрепятствия для внедрения открытых инноваций. А настоящим препят-ствием являются ограничения на потоки информации. Но и это препят-ствие можно преодолеть, используя для раскрытия потенциала открытыхинноваций новые средства создания социальных сетей, таких как Facebook.А поскольку распространение знаний становится более быстрым,фирмы должны научиться овладевать этой информацией и генерироватьновые или развивать старые идеи. В любом случае фирмы, которые неоткроют свои отделы исследований и разработок внешнему миру, станутхиреть, поскольку в мире бизнеса расплата за слишком медленное движе-ние намного выше расходов на слишком быстрое.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пурдехнад Дж.Пенсильванский университет, Филадельфия, СШАJp2consult@aol.com
Всего: 1

Ссылки

Bhided A. A Gathering Storm // The Economist. 2008. 20 Nov.
Brabham Daren C. Crowdsourcing as a Model for Problem Solving: An Introduction and Cases // Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies. 14(1).
Brown Timothy. Innovation Through Design Thinking (Lecture, MIT, 2006). http://mitowrld.mit.edu/video/357/
Bughin Jacques and Michael Chui. The Next Step in Open Innovation // The McKinsey Quarterly. 2008. June. http://mckinseyquarterly.com/information_technology/ networking/next_step_in_open_innovation_2155
Chesbrough Henry. Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Boston: Harvard Business School Press, 2003.
Giles Jim. Internet Encyclopedias Go Head to Head // Nature. 2005. Vol. 438. Number 7070.
Seely John and John Hagel. Creation Nets: Harnessing the Potential of Open Innovation: http://www.johnhagel.com/creationnets.pdf
Soussa Milton. Open Innovation Models and the Role of Knowledge Brokers // Inside Knowledge. 2008. March.
 Открытые инновации и социальные сети | ПУСС. 2010. № Том 2. Выпуск 3.

Открытые инновации и социальные сети | ПУСС. 2010. № Том 2. Выпуск 3.

Полнотекстовая версия