РЕЧЕВОЙ ЖАНР АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РАССКАЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ДИАЛЕКТНОЙ РЕЧИ) | Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2010. № 2 (10).

РЕЧЕВОЙ ЖАНР АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РАССКАЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ДИАЛЕКТНОЙ РЕЧИ)

Речевой жанр автобиографического рассказа представлен с лингвистических позиций на материале диалектной речи. Выявлены единицы лексического, морфологического уровней. Описаны характерные особенности речевого жанра автобиографического рассказа.

SPEECH GENRE OF AUTOBIOGRAPHICAL STORY (ON DIALECT MATERIAL)..pdf Современная лингвистика сосредоточена на изучении взаимосвязи язы-ковых явлений и человека. Многие исследования, проводимые в области гу-манитарных наук, главным объектом которых является человек, характери-зуются междисциплинарностью: изучение одной проблемы может нахо-диться в компетенции психологии, лингвистики, литературоведения, исто-рии и т.д.Автобиография представляет собой описание человеком своей жизни, оформленное как официальный документ, произведение художественной литературы или устный рассказ о жизни. Наиболее востребованы в совре-менном обществе первые два типа автобиографий: автобиография как офи-циальный документ и как художественное произведение. Каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось писать автобиографию при устройстве на работу, доводилось читать автобиографические художественные произведе-ния. Названные виды автобиографий являются наиболее изученными в ли-тературоведении, философии, психологии (Н.А. Николина, А.В. Антюхов, Л.И. Бронская, Ю.П. Зарецкий, Е.А. Кованова, С.В. Ковыршина, В.В. Нурко-ва и др.). Этот жанр достаточно частотен в бытовой коммуникации в том случае, если ее участники рассказывают о своей жизни либо включают в свои рассказы элементы этого жанра: сообщают какие-то факты из жизни и т.п. Несмотря на то, что для русского коммуникативного пространства и ценностной системы русской культуры характерна передача информации в устной форме от поколения к поколению, речевой жанр (далее РЖ) автобио-графического рассказа до сих пор не становился предметом специального изучения в лингвистических исследованиях, проводимых на материале речи носителей разных типов речевой культуры.Тексты, порождаемые носителями народно-речевой культуры, подвер-гаются изучению в лингвокультурологическом (Т.Б. Банкова, Л.Г. Гынгазо-ва, Г.В. Калиткина, Е.А. Нефедова), лингвоперсонологическом (Е.В. Иван-цова, В.Д. Лютикова) и других аспектах. На наш взгляд, заслуживают вни-мания исследование диалектных текстов с точки зрения их принадлежности к тому или иному РЖ и инвентаризации средств его языкового выражения. Изучение РЖ на материале говоров Среднего Приобья представлено описа-С.В. Волошина 6нием отдельных РЖ (Гынгазова Л.Г., 1998; Демешкина Т.А., 2000; Казако-ва О.А., 2005) или описанием класса РЖ с точки зрения жанрообразующих средств (Эмер Ю.А., 1998), номенклатурой РЖ и анализом РЖ в аспекте их функционирования в речи отдельной языковой личности (Казакова О.А., 2005; 2007).Статья посвящена описанию РЖ автобиографического рассказа в диа-лектной коммуникации с лингвистических позиций. Исследование прово-дится на материале говоров Среднего Приобья. Информантами являются диалектоносители, представители народного типа речевой культуры, рож-денные в конце XIX - первой половине XX в. (1893-1946 гг.).Диалект как форма коммуникации имеет свою специфику. В.Е. Гольдин выявляет особенности, присущие диалектному общению, и отмечает, что многие черты диалектн ой речи определяются действ ием принци па совме-щения в речи ситуации-темы и ситуации текущего общения [1. С. 6]. Ука-занный принцип необходимо учитывать при анализе РЖ автобиографиче-ского рассказа, поскольку одной из особенностей жанра автобиографии яв-ляется временная двуплановость, соотношение прошлого и настоящего и тождество субъекта и объекта повествования.Вслед за М.М. Бахтиным [2. С. 428] и Г.Г. Слышкиным [3. С. 43] под РЖ понимаются относительно устойчивые тематические, композиционные, сти-листические типы высказываний, которые рассматриваются как продукт ре-чевой деятельности и поле реализации определенного спектра социальных ценностей и основанных на них лингвокультурных концептов.Коммуникативная цель говорящего в данном случае - рассказать о своей жизни. Исследуемые в работе автобиографические рассказы являются уст-ными и реактивными, поскольку представляют собой развернутый ответ диалектоносителя на просьбу рассказать о своей жизни. Такой рассказ автор должен создать за короткое время, без длительных раздумий. Ограничен-ность рассказа во времени способствует актуализации наиболее важных жизненных событий и достижений человека, поэтому РЖ автобиографиче-ского рассказа выполняет функцию самоидентификации человека, закрепле-ния себя в обществе и мире и ориентирован на собеседника. Поскольку рас-сказы являются реакцией диалектоносителя на запрос, на просьбу рассказать о своей жизни, то этот жанр можно назвать спровоцированным, хотя он мо-жет возникать и функционировать в условиях естественной непринужденной коммуникации при рассказывании истории своей жизни детям, внукам, со-седям и т.д. Несмотря на то, что исследуемые автобиографические рассказы спровоцированы и появляются в особых условиях (при общении собеседни-ков разных речевых культур), сам рассказ включается в живую коммуника-цию и начинает оформляться по законам естественной коммуникации.Тексты, относящиеся к РЖ автобиографического рассказа, характеризу-ются относительно устойчивым набором высказываний, повторяющимся у разных информантов, что позволило выявить определенную схему представ-ления информации.Вначале следует сообщение о годе, месте рождения. Затем сообщается о семье, в которой родился говорящий, родителях, о хозяйстве семьи. ДалееРечевой жанр автобиографического рассказа7информанты представляют информацию о переезде, перемене места житель-ства, объясняют, как оказались в той или иной местности. Затем следует со-общение о событиях в личной жизни, о сферах деятельности. Далее следует информация о детях и их судьбе, о своей жизни в данный момент, о жизни в настоящее время.Большинство автобиографических рассказов строится по указанной схе-ме. Повествование начинается с рассказа о событиях, происходивших в прошлом, и заканчивается описанием настоящего периода жизни. Однако существует вариативность построения автобиографических рассказов: в них может быть нарушена хронологическая последовательность при рассказе о событиях, происходивших в жизни, повествование может начинаться с рас-сказа о современном периоде жизни или с подведения итогов, в текстах мо-гут отсутствовать какие-либо элементы схемы. При рассказе о жизни в про-шлом может использоваться форма настоящего времени глагола, так как го-ворящий снова эмоционально переживает эти события и погружается в кон-текст времени, о котором идет речь. В таких случаях наблюдается действие принципа совмещения в речи ситуации-темы и ситуации текущего общения.Тексты характеризуются не только традиционным сообщением фактов, но и наличием дополнительной информации к повествованию о событиях жизненного пути. При повествовании возможны различные дополнения, рассказы о случаях, после которых не всегда наблюдается возвращение к ос-новному повествованию. Речевой жанр автобиографического рассказа имеет одну из важнейших характеристик - сочетание временных пластов. Посто-янная апелляция человека к своей памяти при повествовании, неподготов-ленность, устный характер передачи информации способствуют нарушению хронологии при передаче жизненных событий, периодов. Этим объясняется существование отступлений при повествовании, в которых сообщается о том или ином событии, случае, человеке.Рассматривая темпоральную организацию текстов с точки зрения ис-пользования временных форм глагола, отметим, что в речи диалектоносите-лей используются глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Поскольку РЖ автобиографического рассказа - ретроспективно направленный РЖ, а ретроспективность - одна из характерных черт этого РЖ, большая часть повествования ведется в форме прошедшего времени. Отсутствие повествования о будущих событиях, незаконченность автобио-графических текстов - характерная черта жанра автобиографии. Однако формы будущего времени глаголов информанты используют для сообщения о ближайшем будущем, о том, что является предсказуемым: Никуда не год-ны, а живем, всё мне девяносто лет скоро будет, восенью будет (Том. Мельн.); Здеся родились, здеся таперь и умирать будем... (Том. Бат.). Неиз-вестность, невозможность знать будущее порождает рефлексию говорящего: Кто его знат, до чего доживу. Вот болезню встретила, а так здорова была (Том. Зыр.). Особенность функционирования глаголов в форме настоящего времени в РЖ автобиографического рассказа, как уже отмечалось выше, за-ключается в использовании их в переносном значении, для обозначения со-бытий прошлого: Его привезли в больницу, он еще был в своем здравии. МыС.В. Волошина 8дома дожидаем брата, а нам звонят: «Приезжайте за своим сыном, сын помер...» (Том. Колп.).Схематическое представление жанра, повторяющийся набор высказыва-ний у разных информантов определяют основные средства языкового во-площения РЖ. В образовании РЖ автобиографического рассказа использу-ются разнообразные лексические и грамматические средства.В центре рассказа находится прежде всего сам говорящий. Это выража-ется с помощью местоимений и глаголов в форме первого лица единственно-го числа. Использование личного местоимения «Я» является одним из ос-новных средств языкового воплощения РЖ автобиографического рассказа: Я у матери сама последня осталась (Том. Тогур); У меня две дочери, два ин-женера (Том. Б. Яр).Кроме этого, отметим функционирование имен числительных в анализи-руемом РЖ. Числительные используются для обозначения года, дня рожде-ния, возраста, какой-либо даты, периода времени, в течение которого со-вершалось то или иное действие, для обозначения количества человек, детей в семье: Таперь мне уж с Покрова шестьдесят восьмой годок пойдёт (Том. Бат.); У матери нас было одиннадцать (Том. Колп.); Восьмого сентября бабье лето было, мы поженились с ним, пятьдесят четыре года прожили с ним (Том. Колп.).Поскольку речевой жанр автобиографии посвящён описанию жизни, то в ряду главных жанрообразующих средств выделяются лексические единицы, фиксирующие жизненные этапы, основными из которых являются рождение и смерть: Родилась я в восемнадцатом году (Том. Колп.); Теперь нечего ле-читься, на бугор надо сбираться. Скоро смертонька всех моих годков под-берет (Том. Бат.). В группу средств, обозначающих существование челове-ка и репрезентирующих жанр автобиографии, входят лексические единицы концепта «жизнь». В автобиографическом рассказе наблюдается взаимопро-никновение концепта «жизнь» и концепта «работа». В связи с тем, что труд занимает большую часть жизни и времени суток (работали по дню и по но-чи), работа становится образом жизни: Потом возвернулся с армии, опеть сюда же, в Баткат. Занялся своим хозяйством. Наша крестьянска жизнь -пашня (Том. Бат.). Рассказы о работе, как и рассказы о семье, являются ре-презентирующими данный речевой жанр.Характерным для языкового воплощения жанра автобиографического рассказа является использование единиц лексико-семантической группы на-именований родства: Я с тётей воспитывалась, и с тётей такой, что она была тётей ещё маме моей, а мне бабушкой или прабабушкой была... (Том. Колп.), единиц лексико-семантического поля «возраст»: Старость подошла, до старости дожила, до смерти не дай бог никому дожить - так в народе говорят (Том. Колп.), топонимов и антропонимов: В тридцать шестом году техникум в Мариинске закончила... (Том. Зыр); Зовусь я Пичугина Маруся, неграмотна... (Том. Бат.).С помощью единиц, отражающих локальные характеристики, авторы пе-редают информацию о месте своего рождения, месте жительства, а также описывают свои перемещения или обозначают место, где происходило тоРечевой жанр автобиографического рассказа9или иное событие: В Тымске встретила свою судьбу, как говорится, вышла замуж за него, и вот мы переехали (Том. Первомайск.); Моя жисть не очень была, тяжёлая была. Сын в Ленинске-Кузнецке в шахте работал. Потом мы уехали туды. Потом опять в Богословку. Сын в Крым, в Симферополь уехал. А я в своём колхозе была. Я в своём колхозе жила, знала, а в эти концы не ходила. Сюда попала из Богословки (Том. Зыр.).Для обозначения времени используются не только существительные, имеющие в своем значении сему темпоральности, и числительные, но и раз-личные описательные обороты. Время носит как субъективный, так и объек-тивный характер, может измеряться событиями личной жизни и объектив-ными событиями: В год, когда мне замуж выйти, я два куля смородины на-сушила и два сырой набрала... (Том. Колп.); Как началась война, меня посла-ли в школу специальну, на командира учиться... (Том. Никольск.).Специфика реализации хронотопа обусловлена тем, что все представле-ния и сообщения о событиях, о жизни локализуются в ментальном простран-стве - памяти человека. Постоянная апелляция к памяти объясняет функцио-нирование в речевом жанре автобиографического рассказа глагола помнить и производных от него слов: ...и потом седьмого марта я хорошо помню тридцатого, тыща девятьсот тридцатого года, нас, наверно, пять или шесть семей с деревни, погрузили на лошадей и повезли в эту Рубцовку (Том. Первомайск.) .В автобиографиях диалектоносители раскрывают идеальное представле-ние о жизни, её ценностях. Центральное место в ценностной модели мира, отражённой в автобиографическом рассказе, занимают работа, жизнь и свя-занные с ней социальные и материальные ценности. Аксиологическая мо-дель мира формируется набором ценностей, содержание которых всегда по-ляризовано. Так, ценностными критериями наделяются семья, дом, матери-альный достаток, здоровье, молодость, отношения с родственниками и близ-кими людьми, отсутствие войн. С хворобой связанным не хочется жить на свете. Жить бы только здоровой... (Том. Зыр.); Мы серпы на плечо и пошли жать: рожь, пшеницу жать, и нам хорошо было всем и весело, и люди жи-вут и песни поют, хорошо было жить, как и надо шибко хорошо (Том. Пер-вомайск.) .Таким образом, автобиографический рассказ - рассказ о своей жизни, ориентированный на собеседника, которому неизвестна представляемая ин-формация. РЖ автобиографического рассказа в диалектной коммуникации является устным, спонтанным неофициальным рассказом, который создается в течение непродолжительного времени и характеризуется нарушением хро-нологической последовательности событий, наличием отступлений от глав-ного повествования, совмещением ситуации текущего общения с ситуацией того события, о кот ором идёт речь, наличием информации о будущем. Не-смотря на существование определённых объективных законов построения жанра, наполнение и построение РЖ автобиографического рассказа субъек-тивно. Жизнь, как концепт, структурирующий РЖ автобиографического рас-сказа, рассматривается как период существования человека от рождения доС.В. Волошина 10смерти. Одной из особенностей представления о жизни является взаимопро-никновение названного концепта и концепта «работа».

Ключевые слова

dialect, autobiographical story, диалект, speech genre, автобиографический рассказ, речевой жанр

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Волошина Светлана ВладимировнаТомский государственный университетканд. филол. наук, доцент каф. русского языкаvsv1304@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. 424 с. (Филологический анализ текста).
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 428-473.
Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Волгоград: Перемена, 2004. 340 с.
Гольдин В.Е. Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 1997. 52 с.
 РЕЧЕВОЙ ЖАНР АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РАССКАЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ДИАЛЕКТНОЙ РЕЧИ) | Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2010. № 2 (10).

РЕЧЕВОЙ ЖАНР АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РАССКАЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ДИАЛЕКТНОЙ РЕЧИ) | Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2010. № 2 (10).

Полнотекстовая версия