Хронотоп жизненного пути в диалектной коммуникации (на материалеавтобиографических рассказов) | Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2011. № 1 (13).

Хронотоп жизненного пути в диалектной коммуникации (на материалеавтобиографических рассказов)

Рассматривается реализация категорий времени и пространства в речевом жанреавтобиографического рассказа (на материале диалектной коммуникации). Описыва-ются особенности функционирования этих категорий в исследуемом речевом жанре,выявляются основные средства их языкового воплощения. Делается попытка пока-зать, что особенности реализации категорий времени и пространства обусловленыкак законами речевого жанра автобиографического рассказа, так и типом коммуни-кации.

Time and space of a lifes way in dialect speech (on the material ofautobiographical stories).pdf Речевой жанр (РЖ) автобиографического рассказа определяется как пове-ствование говорящего о своей жизни. Жизненный путь человека - это преждевсего его движение во времени и пространстве. Пространственно-временнойконтинуум изучается многими науками на разном материале, в том числе и влингвистике, обращающейся к разным дискурсивным практикам. Так, следу-ет отметить, что есть исследования, проведенные на диалектном материале, вкоторых изучается категория времени [1-2], пространства [3-4], времени ипространства [5]. Существуют и исследования, посвященные спецификефункционирования категорий времени и пространства в автобиографическойпрозе на материале произведений художественной литературы [6].В данной работе рассматривается функционирование категорий времении пространства на материале автобиографических рассказов носителей диа-лекта. Источником материала являются записи диалектной речи (всего111 текстов), хранящиеся в Лаборатории общей и сибирской лексикографииТГУ, а также аудиозаписи речи диалектоносителей, сделанные автором ис-следования в результате экспедиции в с. Первомайское Первомайского рай-она Томской области в 2008 г.Единство, взаимообусловленность пространства и времени было названоМ.М. Бахтиным хронотопом [7. С. 234] . «...Термин «хронотоп» был предло-жен в 1925 году А.А. Ухтомским под воздействием идей Г. Минковского иА. Эйнштейна. Ученый рассматривал его прежде всего на примере процес-сов, протекающих в центральной нервной системе живого существа, но при-давал термину более широкое и обобщенно-философское значение, что ипредопределило дальнейшее продуктивное его использование» [8. С. 137].Считается, что этот термин приобрел наибольшую популярность и извест-ность именно благодаря работам М.М. Бахтина [8. С. 138], в которых иссле-дователь отмечал, что жанр и жанровые разновидности определяются хроно-топом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время, аобраз человека в литературе всегда хронотопичен [7. С. 235].На наш взгляд, особенность хронотопа автобиографического рассказа за-ключается в том, что отражаемые в нем категории времени и пространстваявляются невымышленными. Рассказывая автобиографию, говорящий со-вершает своеобразное путешествие во времени и пространстве. Каждое вы-сказывание отражает ход времени. Время и пространство - координаты, вкоторых существует человек и всё, что его окружает.Как правило, автобиографический рассказ начинается с сообщения о вре-мени и месте рождения, и весь рассказ содержит сообщения о том, где и ко-гда происходило то или иное событие. Выходя за пределы одного време-ни/пространства в своем рассказе, автор неизбежно оказывается в другомвремени/пространстве: «Мне уже 75, я родилась, конечно, я, в Томской об-ласти родилась и живу всю жизнь, родилась 5 февраля тридцать третьегогода в селе Монастырском Шегарского района Томской области... Так в однопрекрасное время, наверное, в тридцать седьмом, наверное, году или три-дцать восьмом, я точно не могу сказать, вот, очутились в селе КаргасокТомской области» (Том. Первомайск.).В момент коммуникации время и пространство, в которых находится го-ворящий, противопоставлены времени и пространству прошлого или буду-щего. Противопоставление координат настоящего и прошлого, настоящего ибудущего находит отражение в отборе языковых средств: говорящий пытает-ся закрепить себя в том или ином времени или пространстве с помощью этихпараметров.С одной стороны, указания на время и пространство выражаются в ис-пользовании временных форм глагола, а с другой - в появлении маркеров,указывающих на перемещение во времени и пространстве, таких как числи-тельные, местоимения, топонимы и т.д.: «Я в сорок четвертом году уехала сдедушкой снова в Монастырку, где и родилась, там два года училась в пя-том-шестом x_Ч ўuЯбудущих событиях, то эти события предсказуемы: «Никуда не годны, а жи-вем всё, мне девяносто лет скоро будет, восенью будет» (Том. Мельн.);«Здеся родились, здеся таперь и умирать будем...» (Том. Бат.); «В восемьде-сят третьем году будет у меня с женой золотая свадьба» (Том. Колп.). Бу-дущее в указанных контекстах реализуется с помощью глагола быть в формебудущего времени, аналитических форм будущего времени глаголов (будемумирать), числительных, обозначающих возраст или дату, существительных,называющих время года (осенью) или праздник (золотая свадьба).Неизвестность, невозможность заглянуть в будущее порождают рефлек-сию говорящего: «Кто его знат, до чего доживу. Вот болезню встретила, атак здорова была» (Том. Зыр.).Временная семантика проявляется косвенным образом и в самообозна-чении говорящего. Начиная от момента рождения и заканчивая современнымпериодом жизни, рассказчик наряду с личным местоимением «я» называетсебя в соответствии с периодом жизни, о котором рассказывает, ребенок,ребятишки, дети, девчонка, девка, паренек, молоденький, старуха, старик,дед, бабушка и т.п.: «Молодые были, весело было хорошо. А теперь ста-рость» (Том. Б. Яр).«Личное» время измеряется и такими событиями, как окончание школы,училища, поступление на работу, поездка в какой-либо город, выход на пен-сию и т.п.: «Я в детском саду проработала с шестьдесят девятого года попервое ноября восемьдесят восьмого года и ушла сразу на пенсию» (Том.Первомайск.). Одним из способов восприятия и контроля неподвластной че-ловеку стихии времени является измерение ее событиями своей жизни, чтодает возможность точного или приблизительного определения, отнесениясобытий к той или иной дате. Такой же функцией наделяются и лексическиеединицы со значением темпоральности: век, год, месяц, неделя, день и т.д.Синтаксические конструкции «раньше... сейчас» / «раньше... теперь», ис-пользуемые при сравнениираньше мы работали, палочки получали: трудовая книжка, палочку напишути все, а денег не давали» (Том. Б. Яр).В автобиографических рассказах находят отражение и изменения, собы-тия, которые происходили в жизни страны, села, среди которых переимено-вания сёл, городов, война, смерть государственного деятеля и т.п. Они даютвозможность говорящему соизмерять их с событиями собственной жизни,вспоминать, примерно в какое время происходило то или иное событие в егожизни: «…родилась 5 февраля 33 года в селе Монастырском Шегарскогорайона Томской области, тогда область была Новосибирская. В сорок чет-вертом году Томская область, как бы выделилась из Новосибирской, так ес-ли мне память не изменяет...» (Том. Первомайск.); «Прожила я всю жизнь вколхозе этом, в пятьдесят третьем году я ушла из колхоза, как Сталинумер, вот» (Том. Б. Яр).Немаловажную роль играет и отношение рассказчика ко времени: оцени-вается жизнь в настоящее время и жизнь в прошлые годы. Кроме этого, гово-рящий может выражать свое отношение к определенным периодам жизничеловека и возрасту. Время как основная категория, находящая отражение вРЖ автобиографического рассказа и присутствующая в каждом высказыва-нии, обладает необратимостью, что актуализируется в языковом сознаниидиалектоносителей посредством фиксации в речи таких наблюдений: «Чёбыло, все прошло. Теперь уже половины избы вымою, лягу и лежу. Старастала, теперь уж все забыла» (Том. Б. Яр). Здесь же стоит отметить и осоз-наваемость диалектоносителями конечности течения времени, неотврати-мость его прекращения: «Вот так вот прожили, я теперь уже ни к чему,старуха» (Том. Б. Яр). «Таперь уже вся жись позаде, умирать готовимся,пусть молоды и живут, жисти радуются, а мы свой век уже скоротали,таперь и помирать пора» (Том. Бат.).Текучесть времени противопоставлена его стихийности, когда размерен-ный темп жизни нарушается тем или иным событием, что непременно отра-жается в выборе речевых средств: потом война проклятая стала... Следуетотметить, что то или иное событие в жизни человека также существует вовремени и имеет начало и конец. В зависимости от длительности, протяжен-ности того или иного события можно судить о жизни человека в этот период(например, жизнь в военное время 1941-1945 гг.): «А уж как война началась,работали ночь-позаполночь. Никуда не денешься». Выбор говорящим какого-либо события, времени свидетельствует и о дискретности потока времени,возможности членения его на отрезки, когда авторы выбирают для рассказанаиболее значимые события своей жизни: «В двадцатом году замуж выходи-ла, самые плохие годы были» (Том. Колп.).Исследование реализации категории времени в РЖ автобиографическогорассказа показывает, что указание на время присутствует в каждом высказы-вании. С точки зрения языкового воплощения эта категория реализуется пре-имущественно на лексическом, морфологическом языковых уровнях с помо-щью временных форм глагола, указательных местоимений, числительных,существительных с семантикой темпоральности (год, неделя, месяц, временагода...), существительных - наименований праздников, наименований пред-метов, реалий, свойственных для той или иной эпохи, синтаксических конст-рукций типа «тогда.../раньше...» / «теперь.../сейчас...» и т.д.Категория пространства, как и категория времени, занимает особое местов автобиографическом повествовании, поскольку «в рамках этих категорийпроисходит осмысление авторами событий себя, окружающего мира» [6.С. 3]. Человек не может находиться вне времени и пространства, поэтому ка-ждое высказывание так или иначе отражает привязку к тому или иному про-странству.Рассказывая о событиях своей жизни, авторы сообщают о том, где эти со-бытия происходили, и, соответственно, используют лексические единицы,передающие значение места, называющие перемещение в пространстве и т.п.В процессе самоидентификации, определения себя, своего места в мире, ин-форманты сообщают о своем доме, о селе, об окружающем мире: «…он долгоне думал, сразу меня к родителям своим и увёз сюда в Белый Яр. Тут уж яосталась на веки вечные. Белый Яр-то тогда только строиться начал, избмало ещё было, лесу много, мы и дом вскоре срубили...» (Том. Б. Яр).С помощью единиц, отражающих локальные характеристики, авторы пе-редают информацию о месте своего рождения, месте жительства, обозначаютместо, где происходило то или иное событие. В автобиографиях нередко ука-зывается на перемещение в пространстве, перемену места жительства в тече-ние жизни: «Замуж выходила на Баткат. Сюда приехала» (Том. Мельн.), «ВБольшеямку замуж выходила...» (Кем. Н.-Ром.); «…мы подумали-подумали иподались туда, а у меня к тому времени уже двое ребятишков было - Коля иВаня. Приехали, сначала пожили у этого брата...» (Том. Бат.).Следует отметить и обращение говорящего к пространству, в котором оннаходится в момент рассказа автобиографии (село, область, дом). Апелляцияк месту, в котором находится диалектоноситель в момент коммуникации,происходит, когда говорящий сообщает о времени проживания в данном мес-те, при сравнении данного местожительстварасскажу, когда мы зашли, стоит топчан, ничего нет деревянный просто,ничего нет...» (Том. Первомайск.). Дом в сознании человека - особое поня-тие, наделенное определенными ценностями. Приведенный пример демонст-рирует наличие рефлексии по поводу отклонения от нормы того, каким дол-жен быть дом. При соответствии нормативным представлениям понятие доманоминируется лексическими единицами дом, изба, в случае отклонения отнормы появляются другие номинации. М.Л. Житникова, рассматривая домкак базовое понятие народного мировидения, отмечает, что номинация домпревалирует при указании на строение для жилья, а наличие других номина-ций обусловлено экстралингвистическими факторами, такими как месторас-положение объекта, его размер, тип конструкции, материал, национальностьживущих в доме людей, отношение субъекта к помещению, пригодность кжилью и др. [10. С. 17].Пространство дома обладает свойством расширения в представлениях че-ловека: начиная от пространства собственной жизни, личного пространства кпространству социальному: селу, городу, стране и т.д. В данном случае такоесвойство пространства связано также с актуализацией семантики «свойст-венности»/«чуждости».Человек, рассказывая автобиографию, создает автопортрет, раскрываетпространство собственной жизни. И его автобиография уникальна, она про-тивопоставлена другим: «...Трудно жили. Я тут осталась, остальны разъе-хались. Замуж вышла...» (Том. Никольск.). Далее идёт противопоставлениесвоего дома, семьи дому других, другой семье: «Он (муж) сразу в фронтугадал. Жила, своего угла не было. В сорок четвертым году жила у брата,мамы не было...» (Том. Бат.). По мере взросления, создания своей семьи, до-ма нередко говорящий противопоставляет пространство своего дома роди-тельскому. Кроме того, свое пространство противопоставляется социально-му - пространству села (колхоза, деревни), а пространство села (колхоза, де-ревния ) - другим сёлам или городам: «Моя жисть не очень была, тяжёлаябыла. Сын в Ленинске-Кузнецке в шахте работал. Потом мы уехали туды.Потом опять в Богословку. Сын в Крым, в Симферополь уехал. А я в своёмколхозе была. Я в своём колхозе жила, знала, а в эти концы не ходила. Сюдапопала из Богословки» (Том. Зыр.).Такая оппозиция «своего» и «чужого» пространства и его расширение,как представляется, связаны с тем, что человек стремится рассказать о себе,идентифицировать себя в мире, найти и определить своё место. В процессесоциализации происходит присваивание чужого пространства, следствиемчего становится расширение «своих» пространственных границ. Поскольку вавтобиографическом рассказе отражаются и сообщения о родственниках,близких, друзьях, наряду с обозначением «своих» времени и пространствавстречаются указания на пространство и время, в которых существуют окру-жающие информантов люди.Таким образом, категория пространства, как и времени, реализуется в ка-ждом высказывании, находит выражение преимущественно на морфологиче-ском (с помощью указательных местоимений; глаголов, указывающих на пе-ремещение в пространстве; нарицательных и собственных имен), синтакси-ческом (конструкции «жить в...», «быть в...», «родиться в...» и т.д.), лекси-ческом уровнях (топонимы, слова с локальными характеристиками и т.д.).Рассматривая категории пространства и времени, следует отметить, чтовсе сообщения о событиях, о жизни локализуются в ментальном пространст-ве - памяти человека: «Ну ладно, всё это, дальше больше, нас раскулачили, ипотом седьмого марта я хорошо помню тридцатого, тысяча девятьсоттридцатого года, нас, наверно, пять или шесть семей с деревни, погрузилина лошадей и повезли в эту Рубцовку...» (Том. Первомайск.).Пространство памяти человека, в свою очередь, входит в пространствожизни человека. В этом заключается особенность реализации хронотопа вРЖ автобиографического рассказа. Сама жизнь человека, протекающая вовремени и пространстве, включает в себя все временные отрезки и простран-ственные перемещения человека в период его существования: «...в Томскойобласти родилась и живу всю жизнь...» (Том. Первомайск.); «Здеся родились,здеся таперь и умирать будем...» (Том. Бат.). Кроме этого, отметим функ-ционирование единиц с пространственной семантикой для обозначения вре-мени: «До войны и во время войны, и даже до пятьдесят пятого года, мывоочию, там находясь, позже уже в Парабельском районе, понимаете, невидели автотранспорта, понимаете, это, кажется, совсем недалеко, прав-да, автотранспорт-то эти уже последние 52 года [существует]» (Том.Первомайск.). Подобные примеры свидетельствуют о тесной взаимосвязирассматриваемых категорий - времени и пространства.Таким образом, пространство и время - координаты, в которых сущест-вуют человек и окружающий его мир. Автобиографический рассказ - это,прежде всего, рассказ человека о своей жизни, о своем времени и простран-стве: законы изучаемого РЖ подразумевают постоянное обращение к этимдвум координатам. В исследуемом РЖ пространство и время взаимообуслов-лены, с помощью этих категорий человек определяет

Ключевые слова

хронотоп, время, пространство, автобиографический рассказ, диалект, time, space, autobiographical story, dialects

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Волошина Светлана ВладимировнаТомский государственный университетканд. филол. наук, доцент кафедры русского языкаvsv1304@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Белякова С.М. Образ времени в диалектной картине мира (на материале русских старо- жильческих говоров юга Тюменской области). Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2005. 263 с.
Калиткина Г.В. «Годы» как имя темпоральных концептов в традиционной культуре // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 326. С. 16-23.
Калиткина Г.В. Локализация в континууме прошлого в вершининском говоре // Пробле- мы лексикографии, мотивологии, дериватологии: Межвуз. сб. статей. Томск, 1998. С. 79-89.
Курикова Н.В. Восприятие пространства и способы его моделирования в диалектной коммуникации. // Т.А. Демешкина, Н.А. Верхотурова, Л.Б. Крюкова, Н.В. Курикова. Лингвистическое моделирование ситуации восприятия в региональном и общероссийском дискурсе. Томс
Первухина Е.В. Наречия времени и пространства в архангельских народных говорах (семантический аспект): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2002. 23 с.
Погодина Е.В. Специфика речевого функционирования категорий «пространство» и «время» в автобиографической прозе (на материале произведений М. Осоргина и И. Бунина): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002. 16 с.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975. С. 234-408.
Сергиева Н.С. Пространство и время жизненного пути в русском языковом сознании. СПб.: Наука, 2009. 316 с.
Гольдин В.Е. Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 1997. 52 с.
Житникова М.Л. Дом как базовое понятие народного мировидения (лингвокультурологический аспект): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2007. 27 с.
 Хронотоп жизненного пути в диалектной коммуникации (на материалеавтобиографических рассказов) | Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2011. № 1 (13).

Хронотоп жизненного пути в диалектной коммуникации (на материалеавтобиографических рассказов) | Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия