Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования

Приводятся в систему разрозненные исследования в сфере страновой имиджеологии в русскоязычных исследованиях. Классифицируется весь объем разнородных исследований данной тематики. Дается определение основных понятий (образ, имидж, бренд) на базе исследования основных подходов. Автор выделяет психологический, культурологический, маркетинговый, теоретический, социологический подходы к исследованию страновой имиджеологии, а также подход, связанный с взаимодействием со СМИ. Предлагается собственное понимание исследуемых категорий, основанное на проанализированном материале.

The obraz, image and brand of the country: concepts and directions.pdf В настоящее время популярность исследований имиджа страны весьмавысока, а мода на подобные работы пришла из сферы личностной имиджео-логии и политического маркетинга, которые пережили (и до сих пор пережи-вают) настоящий бум в постсоветской России. Однако вместе с ажиотажем наисследование имиджа страны пришли новые методологические и гносеоло-гические научные вызовы, ответы на которые, несмотря на научную моду,оказались весьма ограниченными, что не могло не сказаться негативно наструктуризации исследовательских подходов и, как следствие, эффективно-сти использования достигнутых результатов.Отечественный исследователь, решивший начать работу в области имид-жа страны, мгновенно сталкивается с научной дилеммой, которая связана какс гетерогенностью исследовательских подходов в отечественной традиции,так и с отсутствием консенсуса вокруг содержания основных категорий.Если в западных исследованиях, причем методологически различных (хо-тя и со свойственным западной науке практическим уклоном), принято ис-пользование общего термина «имидж», то в российской традиции прижилосьиспользование двух терминов: «имидж» и «образ», однако общего пониманияэтих терминов так и не было выработано, что во многом обусловило силь-нейшую разнородность исследований. Большинство отечественных исследо-ваний представляют собой различные по величине кусочки мозаики в облас-ти страновой имиджеологии, сложить которую еще только предстоит.Цель данной статьи - попытаться привести в некоторую систему сущест-вующие в российской литературе научные представления и наработки в сфе-ре имиджа/образа страны.Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач.Во-первых, следует классифицировать весь объем разнородных исследованийданной тематики. Во-вторых, дать определение основных понятий на базеисследования основных подходов. И, наконец, в-третьих, основываясь напроанализированном материале, предложить собственное понимание иссле-дуемых категорий.Решение задачи по структуризации подходов и направлений в областиисследования образа/имиджа, бренда страны в российской научной традициивидится трудоемкой и сложной задачей, решение которой дополнительноосложняется разобщенностью исследователей, слабой степенью кооперации,а также слабым знакомством с работами коллег по исследовательскому цеху.И хотя наиболее оформившиеся на данный момент исследовательские на-правления в области страновой имиджеологии достаточно подробно освеще-ны, то множество кандидатских и некоторая часть докторских диссертацийвовсе не были удостоены упоминания в научных работах. Мы взяли на себяответственность привести в некоторое соответствие весь объем существую-щих на данный момент диссертаций и научных работ в надежде, что это по-зволит более эффективно использовать имеющиеся на данный момент в рос-сийской науке наработки в области страновой имиджеологии.Следует понимать, что исследования образа/имиджа/бренда страны побольшей части носят междисциплинарный характер, поэтому структуризацияисследовательских направлений, которую мы будем использовать, имеет вопределенной степени условный характер. В зависимости от цели, постав-ленных результатов, методов и общего тона работы мы разделили весь потокисследований на несколько основных направлений:1. Исследования образа страны в русле политической психологии.Лавры первенства в этом направлении по праву принадлежит Е.Б. Шестопал,чей исследовательский интерес со временем расширился с имиджа политикови политических структур до имиджа/образа страны [1, 2, 3]. Гранты, полу-ченные кафедрой социологии и психологии политики факультета политоло-гии МГУ, которой руководит Е.Б. Шестопал, позволили осуществить иссле-дования в сфере страновой имиджеологии [4], частично результаты этих ис-следований легли в основу нескольких защищенных кандидатских диссерта-ций, а общее их количество позволяет говорить о начале оформления школыисследований страновой имиджеологии в МГУ. Были защищены диссертацииН.С. Виноградовой [5], Т.Б. Боковой [6], Н.З. Хасан [7], Л.А. Габдрахмановой[8], В.А. Адилова [9]. Различные аспекты образа страны обсуждались на кон-ференции «Образ России в контексте формирования культуры толерантностивнутри страны и за рубежом» [10].Интересным для нас при рассмотрении данного направления становитсято, что категориальное разделение, которого придерживаются представителипсихологических исследований в страновой имиджеологии, весьма распро-странено во всем массиве работ интересующей нас тематики. Размышляя оразделении понятий «имидж», «образ» и «бренд», Е.Б. Шестопал вслед заД.А. Леонтьевым пишет: «Понятие "образ" не тождественно понятию"имидж". Как известно, слово "имидж" является английским эквивалентомрусского слова "образ". Имиджем я называю впечатление, которое конструи-руется целенаправленно и сознательно, а образом - то, которое формируетсяспонтанно. Образ можно конструировать специально, и тогда он становитсяимиджем ... Образ есть всегда, образ всегда можно диагностировать и опи-сать - точно и разносторонне ... Поэтому под образом мы будем пониматьотражение личности лидера (партии, государства, организации, товара и пр.)в массовом и индивидуальном сознании граждан. Между тем как под имид-жем (или брендом) мы будем понимать специально сконструированное и рас-тиражированное отражение личности политика (партии, государства, товараи т.д.)» [1. C. 12-13].Определенно следует отметить тот факт, что в работах, которые затраги-вают тему разделения и соотношения понятий, приоритет отдается именнотакой точке зрения. Во всяком случае, это утверждение справедливо к дихо-томии имидж и образ. Образ - реальное, а имидж - конструируемое. Этотисследовательский тренд очевиден и становится все более популярным. Ссоотношением понятия «бренд», однако, далеко не все исследователи так од-нозначны в оценках, но об этом чуть позже. Зачастую, если исследователи некатегоризируют понятия в работе, их использует как взаимозаменяемые, ста-вя тем самым между ними знак равенства, либо используют понятия в разныхконтекстах, обязывая читателя улавливать этот контекст для адекватноговосприятия информации, что, естественно, может порождать определенныепроблемы.Если проблема разделения понятий может иметь общее решение для всехрассматриваемых направлений, то конкретные определения понятий, естест-венно, будут разниться, в зависимости от исследовательского подхода и ис-пользуемых методов. В русле политической психологии политический образ(в том числе и страны) можно определить как, «с одной стороны, отражениереальных характеристик объекта восприятия, т.е. политической власти лич-ности лидера и т.д., а с другой стороны, проекцию ожиданий субъекта вос-приятия, т.е. граждан. В образе политической власти отражаются знания,представления, мнения, оценки, ожидания, эмоции, требования массовогосознания к власти» [1. C. 12].Уже в самом определении находит свое отражение специфический теоре-тико-психологический аспект понятия, подразумеваются и определенные ме-тоды, которые используют представители политической психологии, такиекак фокус-группы, интервью, тесты, экспертные оценки, контент-анализ.К этому же направлению мы отнесли диссертации А.Н. Киркина [11] иО.П. Горбушиной [12], статьи Д.А. Леонтьева [13], К.О. Перцовской [14],М.В. Крымчаниновой [15], Л.С. Мамута [16]. Отдельного упоминания заслу-живает подход Е.Ф. Тарасова, основанный на методах психолингвистики, вчастности методе свободных ассоциаций, методе группировок и проективныхметодах [17].Интерес для нас также представляют многолетние исследования профес-сора И.Ю. Киселева и А.Г. Смирновой [18], итогом которых стал выход мо-нографии, в которой предлагается и описывается авторская концепция «Я-го-сударства», согласно которой образ государства соответствует единству трехкомпонентов: идентификации политического лидера нации общим ценно-стям, осознание статуса своей страны, а также понимания роли, которую иг-рает страна на международной арене. Институционализация образа государ-ства происходит в утверждении различных доктрин, концепций внешней по-литики и т.д., а образ становится информационным фильтром. Основным ме-тодом исследования выступает контент-анализ речей политических лидеров[19;20].Анализу психологических тенденций в обществе посвящены статьиС.А. Голунова [21], А.И. Тэвдой-Бурмули [22], Ю.Г. Чернышова [23],К.И. Усовича [24].2. Культурологические исследования образа страны. Интересное на-правление исследований образа страны в контексте изучения кинофильмов иполитической карикатуры развивают работы А.В. Федорова [25], В.И. Щер-баковой [26], В.И. Журавлевой [27], слабой стороной данного подхода в це-лом является нечеткая категоризация понятий. Показательной в этом отно-шении является монография А.В. Федорова, в которой фактически все со-держание понятия «образ страны» де факто сводится к понятию «образа вра-га» и приводится следующее определение: «Образ врага» - идеологическоевыражение общественного антагонизма, динамический символ враждебныхгосударству и гражданину сил, инструмент политики правящей группы об-щества. … Образ врага является важнейшим элементом «психологическойвойны», представляющей собой целенаправленное и планомерное использо-вание политическими противниками пропаганды в числе прочих средств дав-ления для прямого или косвенного воздействия на мнения, настроения, чув-ства и поведение противника, союзников и своего населения с целью заста-вить их действовать в угодных правительству направлениях» [25. C. 17].Рефлексии над дихотомией понятий нет вовсе, что, впрочем, можно объяс-нить спецификой теоретической области исследования. Подобный теорети-ческий пробел характерен и для следующей группы работ в данной области.Пласт историко-культурологических работ по изучению образа страны пред-ставлен диссертациями И.В. Гринева [28], Е.А. Третьяченко [29], Л.В. Белго-родской [30], С.А. Данилина [31], О.В. Антипиной [32], О.В. Зайченко [33],Т.В. Партаненко [34], А.А. Пшенкина [35], А.А. Митрофанова [36], А.В. Пав-ловской [37], С.А. Медведева [38], В.М. Соколова [39], А.А. Чумаковой [40],И.В. Борисенко [41]. Статьями Ю.А. Лысенко [42], М.А. Широковой [43],С.Г. Дюкина [44], С.Н. Третьяковой [45], И.В. Следзевского [46], К.П. Зуевой[47].Хотя некоторые авторы используют в своих работах термины страновойимиджеологии, такие как образ, имидж и бренд, однако трактуются они за-частую расширительно, не прослеживается между ними разделительной гра-ницы даже по вектору возникновению: естественное/искусственное модели-рование. Наиболее подробно из представителей данного направления на этомвопросе остановился И.В. Гринев, который определяет имидж как «мнениерационального характера или эмоционально окрашенное мнение об объекте,возникшее в психике - в сфере сознания и (или) подсознания - определенной(или неопределенной) группы людей на основе образа, сформированного це-ленаправленно или непроизвольно в результате либо прямого восприятияими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенно с цельювозникновения аттракции - притяжения людей к данному объекту. Имиджможет быть создан под влиянием эмоций или разума, осознанно или неосоз-нанно, целенаправленно или спонтанно» [28. C. 15]. Очевиден некоторыйпробел в терминологической проработке, так как авторы данного направле-ния в большей степени сосредоточены на содержательной части своих иссле-дований. Очевиден также и тот факт, что большей популярностью в культу-рологических исследования страны пользуется понятие образа, а не имиджаили бренда. По всей видимости, подобное наблюдение можно объяснитьдвумя причинами. Во-первых, само слово «образ» в русском языке носит бо-лее культурологический, абстрактный характер, в отличие от утилитарно-практического имиджа, кальки с английского. Немного противоестественно,для русского слуха звучало бы название статьи «Имидж России в поэзииXIX века». Во-вторых, методы и материалы политико-культурологическогоисследования страны, в меньшей степени (нежели, скажем, политико-психологические) предполагают формулировку четких рабочих определенийи границ используемых понятий, имея больше общего с политической фило-софией, нежели с практическим политическим исследованием.3. Маркетинговые и экономические исследования образа страны, ееполитических институтов. Изучению образа страны с позиций экономики имаркетинга, где страна выступает не как агент, а как товар, бренд, которыйследует эффективно реализовать, посвящены исследования Д.В. Стрельцова,А.А. Сильницкого [48], А.П. Панкрухина [49], С.Ю. Игнатьева [50], Ф.И. Се-мяшкина, К.И. Зубкова [51], И.Я. Рожкова [52], В.Г. Кисмерешкина [53],Э.Г. Соловьева [54, 55], диссертация В.Н. Ляпорова [56].Этот ряд работ наиболее интересен для нас, так как, хотя авторы и не все-гда солидарны друг с другом в содержательном наполнении понятий, однакоуделяют определенное внимание категоризации понятий. Признанные авто-ритеты в области маркетинга А.П. Панкрухин и С.Ю. Игнатьев в совместнойстатье отождествляют имидж и образ, говоря, что «имидж (англ. Image - об-раз) - сформировавшийся в психике людей образ объекта, к которому у нихвозникает оценочное отношение, проявляемое в форме мнения. Это ком-плексное образование, включающее семиотическую, когнитивную, образнуюи эмоциональную составляющие. Это мультидисциплинарное понятие, кото-рое разрабатывается в практической психологии, социологии, политологии,педагогике, акмеологии, физиогномике, костюмологии, маркетинге. Этотрехуровневый феномен индивидуального, группового или массового созна-ния, фиксирующий и реализующий цели его создателей; соответственно, онможет быть отражен в экономике и практике продвижения и продаж, еслитаковые имеют место применительно к объекту имиджа» [50. C. 9]. Междутем авторы разграничивают понятия «имидж» и «бренд». «Иное дело -бренд. … Бренд (англ. brand) в западных школах маркетинга характеризуетсякак торговая марка, которую потребители выделяют из других за счет уни-кального, в основном образного, идентификатора, а также дополнительнойрациональной либо эмоциональной для себя ценности. Бренды симво-лизируют воплощенные в жизнь самые различные ожидания от конкретныхтоваров. Основные отличия бренда от имиджа, при всей их внешней близо-сти, являются достаточно значимыми», - пишут Панкрухин и Игнатьев, при-водя перечень пунктов, отличающих имидж от бренда [50. C. 9]. Среди ос-новных из них:- позитивность бренда (имидж может быть негативным тоже);- качество объекта бренда (имидж не имеет прямой зависимости от каче-ства объекта);- интегрированность бренда с визуализацией (обязательное наличие ло-готипа, аудиофона и т.п.);- также у объекта может быть несколько брендов (имидж же один, хотяон и может быть многоаспектным);- бренд предполагает цену (имидж же выходит за пределы торговли).В подходе чувствуется влияние С.Анхольта, основоположника методабренд-индексирования стран и городов, который, анализируя факторывлияющие на привлекательность стран (культура, туристическая привлека-тельность, политика, экономика, социальный климат и т.д.), составлял рей-тинг привлекательности стран, выставляя количественное значение каждойиз исследуемых стран, превращая таким образом страну в «товар», бренд,который можно более или менее успешно «реализовать» на международныхполитических, экономических и прочих рынках.Заметно, что специалисты в области маркетинга в большей степени ис-пользуют термин имидж, а не образ, и даже разделяя эти понятия, не прово-дят серьезной границы между ними. Рожков и Кисмерешкин, говоря об отли-чии имиджа и образа, пишут, что «образ - это набор представлений о качест-вах того или иного предмета, товара, которые их владельцу хотелось бы вне-дрить в массовое сознание. Имидж - это то, что формируется в массовом соз-нании в результате этого внедрения. Слово «безобразие» («без- образие») -отсутствие лица. Принципиальная особенность имиджа заключается в том,что, отражая прошлое и устремляясь в будущее, он всегда вторичен по отно-шению к реальному объекту. Он не столько отображает реальность, сколькосоздает виртуальные объекты» [53. C. 18]. При ближайшем рассмотренииполучается, что, даже разделяя понятия, авторы по факту под образом подра-зумевают то, что в литературе по имиджеологии называют «моделируемымимиджем», а под имиджем - то, что называют «реальным имиджем».Можно сделать вывод, что отличительной чертой работ данногоИ.А. Шабалина [61], И.С. Важениной [62], Т.Б. Гердт [63], А.В. Шаромова[64], М.В. Грибок [65].Институциональный аспект проблематики образов представлен работамиЕ.В. Фролова [66], В.В. Серого [67], О.А. Подгорновой [68], А.Ю. Багриной[69], Н.С. Ластовенко [70], И.Г. Касаткина [71], Е.В. Паршиной [72],И.И. Чистова [73].Исследования привлекательности регионов, городов и политических ин-ститутов являются частью исследований в сфере имиджеологии страны, од-нако в реальности авторы не ставят перед собой такой масштабной задачи, апотому, несмотря на то, что результаты их исследований могут быть полезносинтезированы для изучения имиджеологии страны, эти работы в большейстепени представляют ценность сами по себе.Формированию положительного образа России с точки зрения экономи-ческого анализа посвящены исследования А.В. Кузнецова [74], А.Е. Шастит-ко, Е.Ю. Яковлевой [75], В.Г. Барановского, И.В. Данилина, И.В. Загорского,О.Г. Зайцевой, И.Я. Кобринской, Н.А. Косолапова, М.В. Стрежневой [76],В.Л. Семенова [77]. Привлекательность страны с точки зрения экономическо-го анализа, безусловно, важный аспект в изучении страновой имиджеологии,однако может быть рассмотрена в интересующей нас сфере лишь как одна изее сторон.4. Решению теоретических вопросов образа страны большое вниманиеуделяется в диссертациях В.А. Евгеньева [78], П.И. Жуковой [79], И.А. Без-отосного [80], Ю.В. Быбы [81], М.А. Коломенского [82], И.Р. Феоктистовой[83], О.С. Драгачевой [84], И.В. Лябухова [85] и работах О.Н. Быкова [86],К.С.Гаджиева [87], Л.Ф. Адиловой [88], Л.А. Соколовой-Сербской [89]. От-дельно следует отметить монографии и докторские диссертации Э.А. Галу-мова [90-93], Д.Н. Замятина [94-98]. В одном русле с Д.Н. Замятиным нахо-дятся публикации и Н.Ю. Замятиной [99-102].Теоретическим аспектам формирования имиджа в целом посвящены ра-боты некоторых членов Академии имиджеологии Е.А. Петровой [103, 104],А.Ю. Панасюка [105-107], основное внимание Академии имиджеологии всеже сосредоточено вокругразвивает отдельное направление исследований, которое получило названиеметагеографии или образной географии.Согласно копцепции Галумова существует три группы факторов форми-рования образа, или имиджа (этот исследователь фактически приравниваетэти два понятия):1. Условно-статичные факторы:- природный потенциал;- национальное и культурное наследие;- нерегулируемые геополитические факторы;- исторические факты, имеющие значительное влияние на развитие стра-ны;- форма государственного устройства и структура управления.2. Корректируемые условно-динамичные социологические факторы:- социально-психологическое состояние общества;- характер и принципы деятельности общественных объединений, формыобщественно-политической интеграции;- морально-нравственные аспекты развития общества.3. Корректируемые условно-динамичные институциональные факторы:- устойчивость экономики;- правовое пространство;- функции, полномочия и механизмы государственного регулированияразличных сфер общественной жизни;- эффективность властной конструкции [92. C. 200-202].Несмотря на то, что Галумов слабо прорабатывает понятия, не приводитотличий образа и имиджа, пользуясь понятиями вперемешку, впоследствии,правда, используя практически всегда лишь понятие «имидж», именно егомонографии и статьи для многих послужили толчком, искрой, подогревшейинтерес к сфере страновой имиджеологии. «Имидж страны - комплекс объ-ективных взаимосвязанных между собой характеристик государственнойсистемы (экономических, географических, национальных, культурных, демо-графических и т.д.), сформировавшихся в процессе эволюционного развитияроссийской государственности как сложной многофакторной подсистемымирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой опре-деляет тенденции социально-экономических, общественно-политических,национально-конфессиональных и иных процессов в стране. Это - база, оп-ределяющая, какую репутацию приобретает страна в сознании мировой об-щественности в результате тех или иных действий ее субъектов, взаимодей-ствующих с внешним миром», - пишет Галумов [90. C. 371]. Основная заслу-га Галумова в том, что он комплексно подошел к определению (даже не по-нятия), но фактического содержания категории «имидж». Пусть, возможно,не все факторы, влияющие на имидж страны, учтены, и это может являтьсяпредметом критики концепции Галумова. Можно сказать, что за скобкамиостались некоторые факторы, которые в достаточной мере могут влиять наимидж страны, такие как имидж лидера, столицы, экономические показатели,маркетинговые факторы, но главное в том, что сама идея подобного подходав страновой имиджеологии имеет право на существование и выглядит доста-точно перспективно.Интересны теоретические наработки в области страновой имиджеологиив российской политологии такого подхода, как метагеография, основателемкоторого является Д.Н. Замятин. Он не проводит разграничение понятийимиджа, образа или бренда, он разрабатывает авторскую концепцию образов(страны в том числе), вкладывая в понятие образа свой смысл. Замятин даетследующее определение образам в метагеографии: «Географические образы -это устойчивые пространственные представления, которые возникают в ре-зультате какой-либо человеческой деятельности (бытовой или на профессио-нальном уровне). Они являются, как правило, когнитивными моделями опре-деления окружающего географического пространства (или географическойреальности), возникающими для более эффективного достижения какой-либопоставленной цели. В абсолютном приближении, географический образможно отождествить с географической реальностью. В действительности,однако, происходит постепенная трансформация - как самих географическихобразов, так и их определенных сочетаний, или систем в связи с изменениямицелей, определенных человеческой деятельностью и условием их осуществ-ления» [96. C. 14]. «В общем смысле географический образ - это совокуп-ность ярких, характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевыхпредставлений, описывающих какие-либо региональные пространства (тер-ритории, местности, регионы, страны, ландшафты и др.)» [96. C. 15].Образ в метагеографии формируется на пересечении так называемых па-рагеографических понятий, это любые культурные, политологические, эко-номические, историософские понятия. Но значимо здесь то, чтобы эти поня-тия имели мощные пространственные компоненты. Человеческое сознаниепризвано сжимать знание, упорядочивая его. Так вот географические образыи выступают неким результатом этого сжатия. Образ в географии - это некийфрейм, рамка, для представления стереотипной ситуации.Метагеография изучает наложение на традиционноероновой [128], К.В. Костиной [129], Т.В. Моисеевой [130], Э.Ю. Новиковой[131], Е.Н. Богдан [132], А.Е. Брянцева [133], К.А. Кузиной [134], Л.В. Бон-даревой [135]. Теме СМИ в формировании образа/имиджа страны посвященыстатьи Л. Айвазян [136], Е.В. Дмитровой [137], Н.В. Ковалевой [138],В.Ю. Грушиной [139], А.Ю. Сунгурова [140], З.О. Цыренжапова [141].К этому же направлению можно отнести достаточно удачные работыЮ.Б. Кашлева [142], С.Е. Кургиняна и А.П. Ситникова [143], Э.Г. Соловьева[144], А.В. Федякина [145].Изучая влияние СМИ на восприятие стран, авторы приводят различныерабочие определения образа и имиджа (некоторые авторы вводят собствен-ные понятия, например «медиаобраз» у Богдан), понимая все же под имид-жем/образом трансформированные СМИ представления о стране, создавае-мые для влияния на аудиторию с целью изменения представлений о стране.6. Социологические исследования образа страны. Исследования образастраны в социологическом ракурсе представлены диссертациями Н.В. Илю-хина [146], Р.К. Кулаковского [147], Лю Юаньюаня [148], В.А. Кононенко[149], Е.Е. Рябцевой [150], Н.Ю. Кайзер [151], статьей Н.В. Лайдинен [152].Работы авторов, проводящих исследования на основе социологическихметодов, используют понятия «имидж» и «образ» расширительно, не разгра-ничивая понятия и зачастую не давая даже рабочих определений используе-мым терминам, что, конечно, с одной стороны, создает проблемы при теоре-тическом рассмотрении работ, но вполне объяснимо и соответствует постав-ленным социологическим задачам проведения конкретных исследований. Вэтом случае авторам не принципиально основательно разрабатывать поня-тийный аппарат, потому как предметное содержание исследований очевидно,и понятия зачастую подбираются интуитивно либо для эстетичности назва-ния работ. Например, статья Лайдинен «Образ России в зеркале российскогообщественного мнения», вполне могла бы называться «Россия в зеркалероссийского общественного мнения» и ничуть не потеряла бы ни теоре-тической, ни содержательной ценности.В отдельное направление следует выделить ряд статей, опубликованных вдневниках Алтайской школы политических исследований в 2007, 2008,2009 гг., которые в большей степени носят научно-публицистический харак-тер [153, 154].Имидж, образ и бренд - разные понятия, хотя, как мы можем видеть, в за-висимости от характера исследований они могут быть использованы как взаи-мозаменяемые. Проанализировав рассмотренные материалы, можно сделатьнекоторые выводы, которые будут выведены де факто из многочисленных ра-бот по страновой имиджеологии в русскоязычном научном сообществе:1.Чаще всего понятия имидж/образ/бренд рассматривают не в комплексе,а парами, что весьма примечательно. Имидж/образ и имидж/бренд.2.Понятие «образ» чаще используется в теоретико-культурологическомили философском контексте, «бренд» - в утилитарно-практическом, а«имидж» - и там, и там, что говорит о его «срединном» значении.3.Образ чаще связывается с уже существующими, самостоятельно сло-жившимися представлениями, имидж - с существующими, но конструируе-мыми представлениями в целом (в разных областях, сферах деятельности),бренд же связывается со сферой экономики, туризма и практического марке-тинга.4. Встречается множество определений имиджа с помощью образа, но нетни одного определения образа, которое бы определялось через понятие«имидж» [155].Исходя из выделенных особенностей и рассмотренного материала, можносделать выводы относительно содержания и соотношения понятий «имидж»,«образ» и «бренд» страны. Наиболее распространенной (даже когда авторыизбегали концептуализации) оказалась позиция, согласно которой образ стра-ны - это наиболее общая категория, которая охватывает весь объем пред-ставлений о стране - от философского анализа до прикладных исследований.Имидж страны в данном случае является более узким понятием и означаетобраз, на который пытаются воздействовать с целью изменения. Бренд стра-ны подразумевает реализацию позитивных характеристик страны с цельюизвлечения прибыли, что, с одной стороны, сближает его с имиджем, а с дру-гой, проводит границу по сфере и цели осуществления.

Ключевые слова

образ, имидж, бренд, страна, obraz, image, brand and country

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гравер Алексей АндреевичНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры политологии философского факультетаgraver.80@mail.ru; graver@rde.ru
Всего: 1

Ссылки

Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008. 288 с.
Образы власти в политической культуре России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2000. 242 с.
Образы власти в постсоветской России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Алетейа, 2004. 534 с.
Пищева Т.Н., Виноградова Н.С., Недова А.Н. Образ России под углом зрения политических коммуникаций // Полис. 2010. № 4. С. 32-45.
Виноградова Н.С. Политико-психологический анализ образа России в англо- американских печатных СМИ: дис. ... канд. полит. наук. М., 2010. 138 с.
Бокова Т.Б. Политико-психологический анализ образа России в массовом сознании граждан КНР: дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. 180 с.
Хасан Н.З. Образ России в арабском мире (исследование 2009-2010 гг.): автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. 25 с.
Габдрахманова Л.А. Особенности восприятия Республики Татарстан в России и за рубежом (на материалах исследования респондентов от 18 до 35 лет): дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. 195 с.
Адилов В.А. Образ России в Казахстане: опыт проектирования имиджа страны во внешней среде: дис. ... канд. социол. наук. М., 2009. 198 с.
Международная научно-практическая конференция «Образ России в контексте формирования культуры толерантности внутри страны и за рубежом»: Сб. тезисов. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. 144 c.
Киркин А.Н. Формирование образа государства в политическом сознании россиян: особенности и тенденции: дис. ... канд. полит. наук. М., 2006. 127 с.
Горбушина О.П. Имидж страны у российской молодежи: структура и факторы формирования: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 199 с.
Леонтьев Д. А. От образа к имиджу. Психосемантический брендинг // Реклама и жизнь. 2000. № 1. С. 19-22.
Перцовская К.О. Образ России во внешнеполитическом пространстве // Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 189-196.
Крымчанинова М.В. Образы России, США, Китая в сознании россиян // Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 174-189.
Мамут Л.С. Образ государства как алгоритм политического поведения // ОНС. 1998. № 6. С. 85-96.
Тарасов Е.Ф. Образ России: методология исследования // Вопросы психолингвистики. 2006. № 4. С. 69-71.
Смирнова А.Г. Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений: дис. ... канд. полит. наук. М., 2004. 207 с.
Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Динамика образа государства в международных отношениях. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 376 с.
Киселев И.Ю., Смирнова А.Г., Руденко Л. Д., Афонин М.В. Россия в «Группе восьми»: имидж versus образ / Под ред. проф. И.Ю. Киселева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. 247 с.
Голунов С.А. Имидж России в Казахстане: позитивные и негативные аспекты // Дневник АШПИ. №23. Современная Россия и мир: альтернативы развития (международный имидж России в XXI веке): Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнау
Тэвдой-Бурмули А.И. Проблемы формирования имиджа России в государствах Балтии (на примере латышской общины Латвии) // Дневник АШПИ. №23. Современная Россия и мир: альтернативы развития (международный имидж России в XXI веке): Материалы междунар. науч.-пра
Чернышов Ю.Г. Имидж государства и национальные конкурсы «великих имен» // Современная Россия и мир: альтернативы развития (роль политических лидеров в формировании имиджа страны и региона): Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.Г. Чернышова.
Усович К.И. Глубинный имидж России в парадигме мифологического мышления // Современная Россия и мир: альтернативы развития (роль политических лидеров в формировании имиджа страны и региона): Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.Г. Чернышова
Федоров А.В. Трансформация образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 с.
Щербакова В.И. Кино как способ формирования, отражения и распространения стереотипов: на материале фильмов Голливуда о России последних 10 лет: дис. ... канд. культур. М., 2004. 224 с.
Журавлева В.И. «Давид против Голиафа»: образ России в американской политической карикатуре периода Русско-японской войны // США и Канада. 2007. №10. С. 66-84.
Гринёв И.В. Роль национальной российской культуры в формировании международного имиджа страны: автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2009. 24 с.
Третьяченко Е.А. Образ Советской России в творчестве американских писателей и публицистов в историко-культурном контексте 1917-1991 гг.: дис. ... канд. культур. Шуя, 2010. 196 с.
Белгородская Л.В. Образ Российской империи на страницах британских и американских справочно-энциклопедических изданий XX века: дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2009. 594 с.
Данилин С.А. Образ России и ее политики в англо-американской публицистике конца XIX - начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. 16 с.
Антипина О.В. Метафорический образ политической России начала XXI века на мате- риале англоязычных сайтов: дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2009. 221 с.
Зайченко О.В. Немецкая публицистика и формирование образа России в общественном мнении Германии в первой половине XIX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. 25 с.
Партаненко Т.В. Образ России во Франции XV - начала XX вв.: По материалам мемуарных и дневниковых свидетельств: дис. ... канд философ. наук. СПб., 2001. 195 с.
Пшенкин А.А. Метафорический образ СССР/России в американском политическом дискурсе второй половины XX - начала XXI веков: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2006. 194 с.
Митрофанов А.А. Образ России в общественном мнении революционной Франции конца XVIII в.: по материалам публицистики и печати: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2010. 29 с.
Павловская А.В. Формирование образа России в США, 1850-1880-е годы: Проблемы взаимодействия культур: дис. ... д-ра ист наук. М., 1999. 481 с.
Медведев С.А. Немецкие военнопленные в СССР в 1941-1956 гг. и формирование образа Советского Союза века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2009. 199 с.
Соколов В.М. Формирование образа «новой» России в общественном сознании Великобритании в начале 1990-х гг.: дис. ... канд. культур. М., 2010. 183 с.
Чумакова А.А. Информационно-имиджевая политика страны в культурологическом освещении: на материале российской и зарубежной прессы: дис. ... канд. культур. М., 2007. 195 с.
Борисенко И.В. Национальный образ России: философско-культурологический анализ : автореф. дис. ... канд. философ. наук. Ростов н/Д, 2008. 27 с.
Лысенко Ю.А. Образ России в представлении казахской политической элиты и интеллигенции XVIII-XIX вв // Дневник АШПИ. №23. Современная Россия и мир: альтернативы развития (международный имидж России в XXI веке): Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под
Широкова М.А. Образ России и образ Запада в философии ранних славянофилов // Дневник АШПИ. № 23. Современная Россия и мир: альтернативы развития (международный имидж России в XXI веке): Материалы междунар. науч.-прак. конф. / Под ред. Ю.Г. Чернышова. Барн
Дюкин С.Г. Образ России в литературной публицистике Венгрии 2000-х годов // Дневник АШПИ. №23. Современная Россия и мир: альтернативы развития (международный имидж России в XXI веке): Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.Г. Чернышова. Барна
Третьякова С.Н. Положительные образы Российской империи в британской прессе // Современная Россия и мир:. альтернативы развития (Россия и Западная Европа: влияние образов стран на двусторонние отношения): Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под ред.
Следзевский И.В. Образ России как смысловой конструкт (семантическая составляющая «главного русского спора») // ОНС. 2007. № 4. С. 93-104.
Зуева К.П. Образ России: взгляд из Франции // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 2. С. 51-60.
Стрельцов Д.В., Сильницкий А.А. Политика Японии по продвижению национального и региональных брендов // Корпоративная имиджеология. 2008. №1 (02). С. 7-12.
Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006. 416 с.
Панкрухин А.П., Игнатьев А.Ю. Имидж страны: смена парадигмы. Взгляды из Канады, России, Великобритании и Латвии // Корпоративная имиджеология. 2008. № 02 (03). С. 8-15.
Семяшкин Ф.И., Зубков К.И. Влияние кросс-культурных коммуникаций на формирование политического имиджа страны // Политическое имеджелогия / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной и др. М.: Аспект Пресс, 2006. 400 с.
Рожков И.Я. Имиджи Китая в контексте PR и рекламы. М.: МГИМО-Университет, 2006. 61 с.
Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи. М.: РИП-холдинг, 2006. 256 с.
Соловьев Э.Г. Международный имидж современной России: дефицит привлекательности или дефицит идей? / Э.Г. Соловьев, А.Н. Смирнов // Полис. 2008. № 5. С. 19-33.
Современные политические процессы и имидж России: Сб. статей / Отв. ред. Э.Г. Соловьев. М. : ИМЭМО РАН, 2007. 117 с.
Ляпоров В.Н. Формирование бренд-политики в современной России: дис. ... канд. полит. наук. М., 2008. 143 с.
Адрианова Н.А. Имидж в стратегии инновационного развития региона: политико- технологический аспект: дис. ... канд. полит. наук. Краснодар, 2009. 222 с.
Маркина Ю.М. Имидж региона и региональная идентификация населения Дальнего Востока России: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2010. 163 с.
Денисова Н.А. Информационный потенциал пресс-службы в формировании имиджа ре- гиона: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 28 с.
Еремеев С.Н. Формирование имиджа региона как инструмента управления его развити- ем: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. 24 с.
Шабалин И.А. Имидж региона как информационно-политический ресурс: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. 24 с.
Важенина И.С. Концептуальные основы формирования имиджа и репутации территории в конкурентной среде: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2008. 41 с.
Гердт Т.Б. Формирование имиджа региона как показателя эффективности социально- экономической политики субъекта Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2010. 19 с.
Шаромов А.В. Рекламно-информационное пространство бренда в СМИ: на примере разработки бренда региона: дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. 175 с.
Грибок М.В. Анализ формирования образов регионов России в федеральных информационных программах телевидения с помощью ГИС: дис. ... канд. географ. наук. М., 2009. 146 с.
Фролов Е.В. Политический имидж институтов государственной власти России : Современное состояние и перспективы совершенствования: автореф. дис. ... канд. полит наук. М., 2005. 23 с.
Серый В.В. Имидж судебной власти в России как отражение социально-политических процессов: дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. 216 с.
Подгорнова О.А. Имидж политических партий и их лидеров в массовом сознании российской студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2005. 22 с.
Багрина А.Ю. Имидж политических институтов в современной России: Концептуальные модели, методы исследований и технологии продвижения: дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. 214 с.
Ластовенко Н.С. Имидж Вооруженных Сил как фактор безопасности Российской Федерации: дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. 170 с.
Касаткин И.Г. Имидж федерального органа исполнительной власти как управленческий ресурс: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 26 с.
Паршина Е.В. Роль и место публичной дипломатии в формировании имиджа государства (Политологический анализ на опыте США и СССР/РФ): диc. ... канд. полит. наук. М., 2006. 150 с.
Чистов И.И. Формирование образа законодательной власти РФ в российских СМИ : на примере Государственной Думы Федерального Собрания РФ : дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 156 с.
Влияние российской инввестиционной экспансии на образ России в Европе / Под ред. А.В. Кузнецова. М.: ИМЭМО РАН, 2010. 96 с.
Шаститко А.Е., Яковлева Е.Ю. Инвестиционный имидж России // МЭ и МО. 2006. №9. С. 25-31.
Формирование позитивного имиджа России через взаимодействие с многосторонними международно-политическими институтами / Отв. ред. В.Г. Барановский. М.: ИМЭМО РАН, 2008. 128 с.
Семенов В.Л. Имидж предприятий имидж России // Латинская Америка. 2006. № 12. С. 15-20.
Евгеньев В.А. Образ СССР - России в контексте мировой политики: По работам Збигнева Бжезинского второй половины XX в.: дис. ... канд. полит. наук. М., 2004. 207 с.
Жукова П.И. Имидж Российской Федерации как фактор ее национальной безопасности: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2010. 25 с.
Безотосный И.А. Позитивный имидж России : конструирование и репрезентация символической социальной реальности: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Краснодар, 2011. 26 с.
Быба Ю.В. Имидж современного Российского государства: состояние и перспективы формирования: дис. ... канд. полит. наук. М., 2008. 215 с.
Коломенский М.А. Формирование внешнеполитического имиджа современной России (2000-2007 гг.): дис. ... канд. полит. наук. М., 2008. 128 с.
Феоктистова И.Р. Проблема имиджа постсоветской России: историко-политические подходы: дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2005. 218 с.
Драгачева О.С. Внешнеполитический имидж государства и его лидера: технологии формирования и позиционирования: дис. ... канд. полит. наук. М., 2006. 190 с.
Лябухов И.В. Государственная политика по формированию имиджа Российской Федерации на международной арене: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Пермь, 2011. 23 с.
Образ России как субъекта формирования современного мироустройства / Отв. ред. О.Н. Быков. М.: ИМЭМО РАН, 2008. 56 с.
Гаджиев К.С. Имидж государства в конфликте идеологий. М.: Андалус, 2007. 128 с.
Адилова Л.Ф. Механизм трансформации имиджа России // ПОЛИТЭКС. 2007. №3. С. 210-218.
Соколова-Сербская Л.А. Формирование политического имиджа Российской Федерации на международной арене (1992-2004 гг.). М.: Прометей, 2007. 435 с.
Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005. 551 с.
Галумов Э.А. Инфоколониализм. М.: Известия, 2007. 200 с.
Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003. 446 с.
Галумов Э.А. Международный имидж современной России (Политологический анализ): дис. ... д-ра полит. наук. М., 2004. 433 c.
Замятин Д.Н. Власть пространства и пространство власти: географические образы в политике и международных отношениях. М.: РОССПЭН, 2004. 349 с.
Замятин Д.Н. Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов. Спб.: Алетейя, 2003. 331 с.
Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004. 512 с.
Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 485 с.
Замятин Д.Н. Империя пространства: Хрестоматия по геополитике и геокультуре России. М.: Росспэн, 2003. 715 с.
Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Имиджевые ресурсы территории: идентификация, оценка, разработка и подготовка к продвижению имиджа // Гуманитарная география. 2008. Вып. 4. С. 227-249.
Замятина Н.Ю. Взаимовлияние образов географических объектов: постановка проблемы // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. 2002. Вып. 15. С. 170-195.
Замятина Н.Ю. Модели политического пространства // Полис. 1999. №4. С. 29-42.
Замятина Н.Ю. Изучение образов в географии и образ страны в туризме // Туризм и рекреация на пути устойчивого развития: отечественные и зарубежные исследования / Под ред. В.И. Кружалина и А.Ю. Александровой. М.: Сов. спорт, 2008. С. 376-389.
Политическая имиджелогия / Под общ. науч. ред. Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2006. 276 с.
Петрова Е.А. Современное состояние развития имиджеологии как науки // Имиджеология-2004: состояние, направления, проблемы: Матер. Второго междунар. симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2004. С. 14-21.
Панасюк А.Ю. Понятие «имидж» в сопоставлении с другими сходными понятиями // Известия Академии имиджелогии. Т. 1 / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005. С. 31-50.
Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: цели, стратегии, тактики // Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Матер. Второго междунар. симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2004 г. С. 37-46.
Панасюк А.Ю. Термин «имидж»: почему говорят неправильно // Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы: Матер. Второго междунар. симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, С. 46-49.
Образ России в мире: становление, восприятие, трансформация / Отв. ред. И.С. Семененко. М.: ИМЭМО РАН, 2008. 152 с.
Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. Образ России на Западе: диалектика представлений в контексте мирового развития (К постановке проблемы) // Полис. 2006. №6. С. 110-124.
Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности / И.С. Семененко // Полис. 2008. № 5. С. 7-18.
Формирование образа России в современном мире: социокультурные механизмы / Н.Загладин, К. Холодковский, К. Лапкин, С. Чугров, И. Семененко // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 1. С. 78-88.
Баталов Э.Я.и др. «Рычащий медведь» на «диком Востоке»: Образы современной России в работах американских авторов: 1992-2007 / Э.Я. Баталов, В.Ю. Журавлева, К.В. Хозинская. М.: РОССПЭН, 2009. 380 с.
Буланов М.В. «Soft power» как подход к формированию образа государства в американской политической науке // Современная Россия и мир:. альтернативы развития (Россия и Западная Европа: влияние образов стран на двусторонние отношения): Матер. междунар. науч
Кротов А.В.Формирование позитивного имиджа России в европейских странах: факторы и проблемы // Современная Россия и мир.: альтернативы развития (Россия и Западная Европа: влияние образов стран на двусторонние отношения): Материалы междунар. науч.- практ.
Колосов В.А. Географические образы и геополитические представления: Пути формирования и подходы к изучению // Вестник ДВГСГА. Серия 1. Гуманитарные науки. № 1(1). 2008. С. 71-90.
Мир глазами россиян: мифы и внешняя политика / Под ред. В.А. Колосова. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. 304 с.
Роль образа России в формировании общеевропейского политического пространства / Под ред. Н.К. Арбатовой. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 128 с.
Сизоненко А.И. Образ России в Латинской Америке // Международная жизнь. 2008. № 6. С. 45-52.
Торопова Е.А. Качественная пресса как фактор формирования имиджа России: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2010. 25 с.
Феклюнина В.С. Политический имидж России в американской прессе 2000-2004 гг.: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2005. 21 с.
Прасолова О.В. Формирование имиджа региона в средствах массовой информации: на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2010. 22 с.
Патарая Г.Г. Конструирование имиджа России как элемент политического процесса в современной Грузии: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Пермь, 2011. 26 с.
Ужегова З.А. Образ «новой» России на Западе: По материалам американской и британской прессы: дис. ... канд. культур. наук. М., 1999. 228 с.
Медведева Н.Н. Внешнеполитический имидж России в контексте развития отношений с Европейским Союзом: дис. ... канд. полит. наук. М., 2008. 193 с.
Мельникова Т.С. Формирование политического имиджа государственной власти современной России в электронных средствах массовой информации: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2011. 22 с.
Шевцов О.Л. Формирование медийного имиджа России проправительственной газетной периодикой Украины: 2004-2009 гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2011. 22 с.
Черненко Е.В. Образ постсоветской России в немецком еженедельном иллюстрированном журнале «Шпигель»: источниковедческое исследование: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2009. 29 с.
Миронова Э.Г. Образ России в журнале «Нью-Йоркер»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2010. 26 с.
Костина К.В. Аксиологический аспект языковой репрезентации образа России в современном немецком медиадискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2011. 18 с.
Моисеева Т.В. Метафорическое моделирование образа России в американских СМИ и образа США в российских СМИ: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2007. 235 с.
Новикова Э.Ю. Лингвопрагматические средства создания современного политического образа России в прессе Германии: дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2003. 184 с.
Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно- функциональные характеристики Германии: дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 224 с.
Брянцев А.Е. Формирование имиджа России как составная часть ее внешней политики :на примере российско-бразильских отношений: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2006. 165 с.
Кузина К.А. Роль СМИ в формировании имиджа Каспийского региона: дис. … канд. полит. наук. Краснодар, 2008. 195 с.
Бондарева Л.В. Динамика политического имиджа России в качественной прессе США: дис. …канд. полит. наук. М., 2007. 144 с.
Айвазян Л. Имидж России в СМИ Армении // ПОЛИТЭКС, 2007. №3. С. 218-226.
Дмитрова Е.В. Образ современной России на страницах газеты «The Guardian». Томск:, 2002. 17 с. Деп. В ИНИОН РАН.
Ковалева Н.В. Образ современной России на страницах журнала «Der Spiegel» // Россия и русские глазами дальнего зарубежья: Сб. статей. Томск, 2002. С. 3-8.
Грушина В.Ю. Образ России в общественном мнении Великобритании в период Первой мировой войны // Дневник АШПИ. №23. Современная Россия и мир: альтернативы развития (международный имидж России в XXI веке): Матер. междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.Г.
Сунгуров А.Ю. Конфликт в Чечне и имидж России // Дневник АШПИ. №23. Современная Россия и мир: альтернативы развития (международный имидж России в XXI веке): Матер. междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. С
Цыренжапов З.О. Имидж России в мировом информационном пространстве: проблемы и перспективы развития // Социология власти. 2008. № 1. С. 144-150.
Кашлев Ю.Б., Галумов Э.А. Информация и PR в международных отношениях. М.: Известия, 2003. 432 с.
Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологиии и кризисные ситуации / Под. ред. С.Е. Кургиняна и А.П. Ситникова. М.: ИМИДЖ- Контакт, 2001. 400 с.
Имидж России в СМИ и общественном мнении Запада / Отв. ред. Э.Г. Соловьев. М.: ИМЭМО РАН, 2008. 163 с.
Федякин А.В. Формирование позитивного образа государства как задача информационной политики России: история и современные реалии. М.: Соц-полит. мысль, 2006. 378 с.
Илюхин Н.В. Формирование имиджа России в постсоветский период: автореф. дис. ... кандидата социологических наук. М., 2006. 22 с.
Кулаковский Р.К. Имидж политической власти как ресурс регионального управления в России: дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 248 с.
Лю Юаньюань. Имидж Китая в восприятии российского общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2010. 20 с.
Кононенко В.А. Формирование национального образа Финляндии как аспект внешней политики современного государства: дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. 151 с.
Рябцева Е.Е. Американское общественное мнение по проблемам внешней политики и его место в политической системе США: дис. ... д-ра полит. наук. Волгоград, 2002. 342 с.
Кайзер Н.Ю. Трансформация образов России в общественном мнении населения провинциального региона РФ: по материалам социологических исследований в Алтайском крае: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Барнаул, 2010. 18 с.
Лайдинен Н.В. Образ России в зеркале российского общественного мнения // Социс. № 4. 2001. С. 27-31.
Дневник АШПИ. №23. Современная Россия и мир: альтернативы развития (международный имидж России в XXI веке): Матер. междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. 384 с.
Дневник АШПИ. №26. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Россия и Западная Европа: влияние образов стран на двусторонние отношения): Материалы междун. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. 220 с.
Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Медиаскоп. [Электронный ресурс] №2. 2008. - URL: http://mediascope.ru/node/252 (дата обращения: 14.03.2012).
 Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия