Работник знания - социокультурный ответ на вызовы профессионального мира общества знания | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 2(30).

Работник знания - социокультурный ответ на вызовы профессионального мира общества знания

Выявляются возможные подходы к понятию «работник знания» как типу профессионала, соответствующему обществу знания. Рассматривается специфика деятельности работников знания. Определяется их роль в обществе, именуемом «общество знания».

Knowledge worker - social and cultural response to the challenges of the professional world of the knowledge society.pdf Термин «работник знания» появился в научном дискурсе зарубежных исследователей около 50 лет назад в литературе, в которой поднимался вопрос о новом этапе становления постиндустриального общества. По мнению ведущих исследователей (Д. Бэлла, Э. Тоффлера, П. Друкера и др.), признание знания ключевым ресурсом развития привело к появлению в обществе новых профессионалов, основным «производственным капиталом» которых являются знания. В российской научной литературе в последнее время все больше внимания уделяется тематике общества знания, но проблема работника знания как соответствующего современному обществу типа профессионального служащего поднимается редко. Из отечественных авторов можно выделить В.Л. Иноземцева, Н.В. Лопатину, К.К. Колина как одних из немногих исследователей, в работах которых встречаются рассуждения на эту тему. Целью данной статьи является выявление возможных подходов к разработке понятия «работник знания». Для этого необходимо, во-первых, рассмотреть уже имеющиеся в литературе определения этого понятия, во-вторых, выявить специфику деятельности работников знания и основание, на котором им дано такое определение, в-третьих, выяснить, с какими новыми общекультурными и профессиональными факторами связана их роль в обществе, именуемом «общество знания». Новое место знания в современном обществе инициировало его определение в уже устоявшемся термине «общество знания». По мнению Ф. Мах-лупа, современное знание приобрело не только гносеологическое, но и социокультурное значение [1], войдя в любую общественную структуру и превратившись в фактор, «обуславливающий работу всех сфер социальности» [2. С. 105]. Знания перестали быть характерной чертой только научно-образовательной среды и теперь оказывают непосредственное влияние на экономическую, политическую, общественную и культурную сферы современного общества. Знания превращаются в общественный ресурс, становятся источником экономического роста, каждый человек в отдельности участвует в непрерывном процессе их обмена и производства. П. Друкер предлагает рассматривать знания не как еще один ресурс наравне с другими, а как единственно значимый, инициирующий понятие «общество знания». «Знание в новом его понимании означает реальную полезную силу, средство достижения социальных и экономических результатов» [3. С. 38]. Э. Тоф-флер, в свою очередь, считает знания не только важнейшим ресурсом современности, заменившим все остальные, но и утверждает, что они превратились в силу, дающую власть в обществе [4]. Теоретические знания и новые технологии занимают центральное место в современном обществе. По мнению Д. Белла, они проявляют себя как источник инноваций и развития. Следствием этого является изменение принципов социальной организации и образа жизни людей. Рост количества знания, а также изменение его роли приводят к росту класса носителей знания и изменению характера их деятельности. Д. Белл обращает внимание на то, что прогресс в обществе зависит от новой рабочей силы, чья деятельность «определяется успехами в области знания» [5. С. 288]. Важно отметить, что в современном обществе под воздействием знания как ключевого фактора развития возникли абсолютно новые виды деятельности, требующие и абсолютно новых исполнителей. Большинство современных зарубежных исследователей (Т. Девенпорт, Л. Прусак, Д. Кортада, Е. Кэл-ловей, Д. Барлинг) в своих работах используют термин «knowledge worker» (работник знания). Это понятие характеризует личность, занятую интеллектуальным трудом в обществе знания. Ф. Махлуп одним из первых обратил внимание на ключевые особенности работников нового типа, «весь спектр деятельности которых ориентирован на оперирование знаниями, от их первоначального создания до транспортировки»» [6. С. 14]. Стоит отметить, что подобные характеристики свойственны все большему количеству профессиональных работников в современном обществе. Понятие «работник знания» не относится к определенной группе лиц, но характеризует людей из широкого спектра профессий, тех, «кто работает в основном с информацией, или тех, кто развивает и использует знания на рабочих местах» [7. С. 122]. Э. Тоффлер называет ученых и инженеров типичными представителями нового класса профессионалов. Но знания, выйдя за пределы научного сообщества, стали основой деятельности многих людей. Применение понятия «работник знания» не ограничивается учеными, преподавателями, инженерами, медиками. Сегодня это любой человек, который, занимаясь интеллектуальным трудом, собирает, обрабатывает, использует и развивает знания. Э. Тоффлер говорит о том, что в основе деятельности таких профессионалов лежит обработка информации. Он задается вопросами: насколько эта деятельность стандартизирована и программируема, какой уровень абстрактности требуется для подобного труда. Он также ставит вопрос об уровне автономности и ответственности работника. Отвечая на эти и подобные вопросы, важно иметь в виду следующее. В своей деятельности работник знания в основном оперирует символами, знаниями, данными и информацией. Получая их, обмениваясь с другими людьми и используя их, он создает продукт своей деятельности, который, в свою очередь, также имеет символический характер и выражается в новых знаниях, информации или данных. Автор предлагает термин «когнитариат» [4. С. 45] для описания современных работников этого типа. Этим термином он не только подчеркивает смену парадигмы в общественных и экономических отношениях, но и обращает внимание на то, что основной отличительной чертой современных работников является их когитарная деятельность, а основным ресурсом - знания. В результате предлагаемых изменений деятельность современных профессионалов становится более разнообразной, приобретает творческие аспекты, влияет на рост индивидуальной значимости каждого отдельного работника. Э. Тоффлер делает вывод относительно того, что всё это приводит к изменению взаимосвязи внутри различных структур: социальных, трудовых, экономических. Наилучшим способом раскрытия характеристики работников знания является выяснение специфики того вида деятельности, которым они заняты. Определить подобную деятельность возможно через уже устоявшееся поня-тие «интеллектуальный труд». Интеллектуальный труд можно описать как деятельность, «порождающую знания, требующую перекомбинирования старых элементов в новые конфигурации... такие действия можно назвать инновационными, творческими» [8. С. 16]. Интеллектуальный труд в своей основе содержит знания и информацию, его производительность связана с процессом познания, а в качестве инструментов выступают интеллектуальные, коммуникативные и другие способности работника знания. В зарубежной литературе для описания современной деятельности часто используется термин «knowledge work» («работа со знаниями» или «работа по производству знания»). Под этим термином понимается «дискреционное поведение, сосредоточенное на использовании знания, включающее четыре основных действия. Создание новых знаний или инноваций, применение существующих знаний для решения текущих задач, упаковка и передача знаний, приобретение знаний через исследования и образование» [9. С. 292]. Нам необходимо раскрыть элементы, входящие в это определение, что позволит не только определить характер деятельности современных профессионалов, но и лучше понять термин «работник знания». Основным элементом предложенного термина «knowledge work» является создание новых знаний. Интеллектуальный труд, представляющийся основным для современных профессионалов, предстает как деятельность по порождению нового знания. Для рассмотрения проблемы определения специфики сферы, в которой заняты работники знания, и описания интеллектуального труда как их основной деятельности, необходимо ответить на вопрос: какова специфика порождения знания сегодня? Процесс создания нового знания необходимо рассматривать в контексте динамического коммуникативного взаимодействия между индивидами. Этот подход основан на возрастании роли коммуникаций в современном обществе, которые служат не только для передачи и распространения знания, но также для его создания. «Создание знания - это процесс непрерывного динамического взаимодействия» [10. С. 99]. Взаимодействие с большим количеством людей, постоянная коммуникация, работа в коллективе становятся неотъемлемыми чертами профессиональной деятельности современных работников, которые не представляются нам в роли «ученых-одиночек, а являются участниками какого-либо организационного процесса» [3. С. 86]. Связи между индивидами, образующие сети, поддерживают динамическое межличностное взаимодействие, необходимое для порождения знания. «Кто-либо воспринимает собственные идеи только покуда он(а) находится в режиме общения» [11. С. 46]. Обращая внимание на внешние, коммуникативные факторы, мы не уменьшаем значение работы каждого индивида в процессе создания знания, а только подчеркиваем те условия, без которых этот процесс становится невозможным. «Порождение знания подразумевает комбинирование и рекомбинирование различных несводимых друг к другу смысловых позиций, сцепление одних смыслов с другими» [12. С. 75]. Работник знания осуществляет эту деятельность, обозначая собственную позицию, наблюдая позиции других индивидов и выстраивая соотношения между различными позициями. Данный процесс предполагает прямую или опосредованную коммуникацию. Таким образом, коммуникация является необходимым условием для создания знания. Передача и обмен информацией и знаниями считаются одним из основных видов деятельности современных профессионалов. Интеллектуальный труд работников знания характеризуется как творческий процесс, в связи со спецификой состояния современного знания, определяющегося как нелинейное, постоянно развивающееся, меняющее свое состояние и форму, зависящее от контекста. Работнику знания приходится постоянно сталкиваться с малоструктурированными ситуациями, свойственными информационному обществу и требующими творческого мышления. Нахождение знания в изменчивом состоянии актуализирует необходимость постоянного поиска новых, неалгоритмичных, нестандартных способов его получения, зачастую зависящих от цели его использования. Интеллектуальное творчество включает в себя процессы познания и интерпретации, напрямую связанные с контекстом и индивидуальными особенностями индивида. Применение знания в рамках профессиональной деятельности определяется как одна из ключевых особенностей понятия «knowledge work». В современном обществе «наиболее важным средством умножения созданной знанием стоимости оказывается разум отдельного человека» [13. С. 277]. Это утверждение подчеркивает тот факт, что деятельность современных профессионалов имеет интеллектуальный характер, а также делает акцент на том, что применение знаний признается в качестве одной из ключевых особенностей работников знания. Они применяют его для выполнения стоящих перед ними задач, принятия решений, а также для создания нового знания. Образование рассматривается в качестве неотъемлемой части интеллектуальной деятельности каждого профессионала. Говоря о работниках знания, Т. Девенпорт отмечает не только специфический характер интеллектуального труда, но и необходимость обладания определенным уровнем знаний, умений и образования. «Работники умственного труда обладают высоким уровнем знаний, образования или опыта, и основная цель их работы включает в себя создание, распространение или применение знаний» [14. С. 9]. Уникальность современных профессионалов видится в способности решать сложные задачи на основе их умственных возможностей. А высокий уровень их интеллектуальной подготовки обеспечивается высоким уровнем образования. В контексте определения образования в качестве составляющего элемента интеллектуальной деятельности работников знания возможно рассмотрение этого понятия с нескольких сторон. Во-первых, определение поиска и приобретения знаний в качестве одного из основных видов современной деятельности позволяет говорить об образовании как о возможности получе-ния нового знания. Во-вторых, образование рассматривается как способ развития человека, его интеллектуальных способностей, возможностей и умений. Образование позволяет индивиду развивать собственные возможности по производству нового знания. Для человека в его деятельности становится важным не просто обладание какими-либо знаниями, а развитие собственных возможностей, умений и способностей. «Быть "образованным" сегодня означает уметь производить знание и управлять этим производством» [15. С. 67]. При этом образование для современных работников знания является непрерывным процессом на протяжении всей жизни, большую часть этого процесса составляет самообразование. Интеллектуальный труд, становясь основной формой современной профессиональной деятельности, позволяет по-новому посмотреть на знания и на их значение в современном обществе. Это связано с тем, что информация и знание рассматриваются одновременно с нескольких сторон. Во-первых, они выступают в качестве результата познавательной и хозяйственной деятельности человека. Во-вторых, они рассматриваются также как «важнейший инструмент, опосредующий отношение субъекта к социокультурной среде, непременной предпосылкой его целенаправленной деятельности» [16. С. 94]. Вследствие этого ключевым является тот факт, что «труд и средства производства оказываются неразрывно связанными; сам человек становится главным средством производства» [13. C. 277]. В этом заключается основное значение работников знания. Современные профессионалы не только используют знания, но в первую очередь участвуют в его создании. В современном обществе становление знания в качестве основного капитала приводит к необходимости рассмотрения человека в качестве интеллектуального капитала. Работник знания от всех остальных участников социального процесса, по мнению П. Друкера, отличается тем, что сам, причем безраздельно, владеет своими собственными «средствами производства: знаниями, интеллектом, памятью, инициативой, личным опытом» [17], которые возможно рассматривать только неразрывно с ним. Уникальность современного состояния знания заключается в том, что, являясь важнейшим ресурсом развития и основой деятельности отдельных людей, оно также проявляет себя как «инструмент» этой деятельности, нераздельно связанный с человеком. Именно работники знания, используя свои интеллектуальные способности, создают новое знание. Поэтому под интеллектуальным капиталом стоит понимать не только «интеллектуальный материал, включающий в себя знания, опыт, информацию, интеллектуальную собственность и участвующий в создании ценностей» [18. С. 12], но и в целом деятельность людей, результат которой приводит к созданию и развитию знания. Характеризуя интеллектуальный капитал в свете деятельности работников знания, не следует сводить его к профессиональным требованиям, ограничивающимся его интеллектом, способностью к формализованным действиям со знаниями. Немаловажную роль в деятельности современных профессионалов играют талант, творчество, эмоции и опыт. И. Масуда одним из первых отметил особенность современного общества, обратив внимание на то, что в нем «будет процветать человеческое интеллектуальное творчество» [19. С. 3]. Интеллектуальный капитал представляется в виде нематериального актива. Деятельность работников знания не поддается какому-либо формальному описанию, она всегда связана с поиском нового, что требует от человека высокой степени открытости, изменчивости и гибкости. В условиях современного общества интеллектуальный капитал выступает в роли двигателя социального развития. Неотделимость от человека вкладываемых в это понятие характеристик позволяет говорить о возросшей ценности работников знания как для организаций, частью которых они являются, так и для всего общества. В связи с этим стоит сказать, что как для организации, так и для общества в целом наиболее важным является создание условий, необходимых отдельным индивидам для создания знания. Становление знания в качестве фактора обусловливающего функционирование всех сфер социальности имеет ключевое значение для возрастания роли работников знания в современном обществе. Знания, вошедшие в основу каждой социальной и личностной структуры, оказывают ключевое влияние на деятельность людей внутри этих структур и организаций. Сегодня профессионалы, чья работа основана на знаниях, действуют во всех сферах общества - экономической, политической, социальной, культурной. Их количество постоянно возрастает, как возрастает и значение их деятельности, что позволяет сделать вывод о том, что работник знания становится основным субъектом развития современного общества. Создание нового знания является частью процесса решения профессиональных задач, стоящих перед современными работниками. Помимо этого, созданные в ходе их деятельности знания поддерживают непрерывный процесс развития всего знания в целом, что, в свою очередь, приводит к развитию общества. «Работники знания обогащают человеческое знание в качестве создателей и исследователей» [20. С. 293]6. Возросшее значение работников знания связано с признанием интеллектуального труда основным способом развития знания и, соответственно, современного общества в целом. Подводя итог, следует сказать, что неотъемлемой частью изучения проблемы становления общества знания является рассмотрение вопроса о работнике знания. Этот тип личности представляется социокультурным ответом на вызовы профессионального мира общества знания. Знания, становясь основной силой современного общества, оказывают влияние Д.В. Чешев как на все сферы социального устройства, так и на поведение и деятельность отдельных людей. Деятельность современных профессионалов, определяемая термином «knowledge work», является интеллектуальным трудом, направленным на порождение нового знания. Деятельность такого рода носит познавательный, творческий характер, обусловленный динамичным, нелинейным состоянием современного знания. Она представляется нам в формате постоянного коммуникативного взаимодействия между индивидами. Приведенные характеристики работника знания позволяют рассматривать человека в качестве интеллектуального капитала, необходимого для развития всего общества.

Ключевые слова

работник знания, общество знания, интеллектуальный труд, интеллектуальный капитал, знание, knowledge worker, knowledge work, knowledge society, intellectual capital, knowledge

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чешев Дмитрий ВитальевичТомский государственный университетаспирант кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультетаdima-che@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Махлуп Ф. Производство и распространения знания в США. М., 1966. 462 с.
Петрова Г.И., СтаховскаяЮ.М. Когнитивный менеджмент - инновационная стратегия теорий управления в информационном обществе // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. 2010. №2. С.101-115.
Drucker P. Post-capitalist society. New York: Harper Collins, 1993.
Тоффлер Э. Метаморфозы власти. M.: ООО «Издательство ACT», 2003.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Academia, 2004.
Cortada, J. W. Rise of the knowledge worker. Boston: Butterworth-Heinemann, 1998.
Drucker P. Landmarks of Tomorrow. New York: Harper & Brothers, 1959.
Кирсанов К. А., Буянов В. П., Михаилов Л. М. Теория труда. М.: Экзамен, 2003.
Kelloway E.K., Barling J. Knowledge work as organizational behavior// International Journal of Management Reviews. 2000. № 2(3): C. 287-304.
Нонака И., Такеучи X. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011.
Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
Басов Н.В. Создание знания в социальной интеракции. Социологический журнал. 2012. №1. С. 67-90.
Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С.337-371.
Davenport T. H. Thinking For A Living: How to Get Better Performance and Results From Knowledge Workers. Boston: Harvard Business School Press, 2005.
Петрова Г.И. Когнитивный поворот современной науки и формирование новой формы фундаментальности университетского образования // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 344. С. 65-67.
Филатов С.А., СухоруковаН.Г. Знание как социальный феномен // Идеи и Идеалы. 2012. №2(12). С. 92-101.
Друкер П. Эпоха социальных трансформаций // Центр гуманитарных исследований [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2506 (дата обращения: 16.04.15).
Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007.
Masuda Y. The Information Society as Post-industrial Society. Washington, 1981.
Cuvillier R. Intellectual workers and their work in social theory and practice // International Labour Review. 1974. №109(4). C. 291-317.
 Работник знания - социокультурный ответ на вызовы профессионального мира общества знания | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 2(30).

Работник знания - социокультурный ответ на вызовы профессионального мира общества знания | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 2(30).