Использование интернет-технологий в университетском образовании: информационная компетентность и возможности ее формирования у студентов и преподавателей | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 1(33).

Использование интернет-технологий в университетском образовании: информационная компетентность и возможности ее формирования у студентов и преподавателей

Рассматриваются теоретические и практические вопросы изменений в высшем образовании, вызванных «цифровыми» технологиями и обусловивших новые требования к образовательному процессу в современном вузе. Опираясь на результаты собственного исследования в вузах Свердловской области, автор определяет степень использования и влияния интернет-технологий в образовательном процессе в вузе на возможности формирования информационной компетентности студентов и преподавателей.

The use of internet technologies in university education: information competence and the possibility of it's format.pdf «Цифровая» революция постепенно захватывает все новые области знания и деятельности. Современная информация все больше приобретает «цифровой» характер, который позволяет ей усиливать свойства оперативности, актуальности, измеримости и качества. Особенно это касается деятельности высшего образования. Мультимедиа технологии в обучении, онлайн-ресурсы и дистанционные формы образования, электронные каталоги и библиотеки - все это повышает требования к наличию и у студентов, и у преподавателей информационной, цифровой компетентности. Интернет стал насущной потребностью повседневной жизнедеятельности людей и образовательная среда - не исключение. Наличие информационных источников (теоретических в виде трудов классиков или учебников и практических в виде практикумов и тестов) в электронном виде становится не просто прихотью вуза, а настоятельной необходимостью. Лицензионные и аккредитационные показатели в соответствии с законодательством предусматривают высокую обеспеченность студентов учебной литературой, что достигается вузами за счет приобретения прав на электронные библиотечные ресурсы. Кроме этого, к вузам предъявляются требования по обеспечению открытыми данными - на официальном сайте образовательной организации должны быть размещены сведения об организации, учебные планы и рабочие программы, а также расписание занятий. Нарастают темпы внедрения в учебный процесс электронных и дистанционных технологий, что приводит к необходимости работы с электронным контентом как студентов, так и преподавателей. Поэтому одной из задач исследования стало изучение возможностей как вузовской контролируемой онлайн-образовательной сре-ды, так и иных интернет-технологий и ресурсов в образовательном процессе, что позволит взглянуть на пространство Интернет как на образовательную среду в учебном процессе в вузе. Модернизация российской системы образования происходила под влиянием компетентностного подхода. Компетентностный подход - наиболее популярный методологический подход и в системе образования будущих кадров, и в системе управления персоналом. Основная идея данного подхода заключается в концептуальном переходе от квалификации к компетенции, причем с помощью последней дефиниции возможно измерять настоящее и будущее не столько потенциального или реального сотрудника, сколько социального капитала организации и самого общества. В настоящее время компетентностный подход применяется в основном в образовании, являясь основой формирования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Отечественные ученые используют традиционно два понятия: «компетенция» и «компетентность», которые понимаются как идеальное и актуальное соответственно. Так, например, компетенции должны характеризовать любого выпускника вуза как взрослую личность и профессионала-специалиста, согласно подходу, описанному в трудах И.А. Зимней [6], В.И. Байденко [11], Ю.Г. Татура [9], И.Г. Галяминой [4] и других. Внедрение компетентностного подхода в практику высшей школы привело к выделению нескольких видов компетенций, которые необходимы для специалиста любого направления: социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные. Также в отечественных ФГОС закрепилось деление компетенций на общекультурные и профессиональные, на базовые и дополнительные (специфические для конкретной программы). Формулировка компетенций обычно производится в таких понятиях, как готовность, способность, умение и владение [8. С. 23]. Понятие информационной компетентности формируется в области социальных наук в конце 20-го столетия в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе». В этом проекте ключевыми компетенциями современного профессионала называются опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности и универсальные, общие знания, умения и навыки, объединенные в систему. В отечественной науке пристальное внимание к проблемам формирования информационной компетентности стало проявляться после присоединения системы высшего образования к так называемому Болонско-му процессу и чаще употреблялось в контексте педагогики вкупе со свойствами коммуникации или компьютерными возможностями. Американские исследователи, опираясь на определение информационной компетентности учащихся, данное Академическим Советом ассоциации калифорнийских колледжей, считают, что информационная компетентность -это способность определять для себя потребность получения информации, приобретать и оценивать необходимую информацию, организовать и систематизировать полученную информацию, а также интерпретировать и передавать ее [11-13]. Для американских педагогов и исследователей информационная компетентность наиболее изучена и определена в процессе подготовки учеников старшей школы и студентов колледжей, обучающихся по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность». В отечественной науке сложилось собственное видение и понимание данного феномена. Так, О.Б. Зайцева определяет информационную компетентность как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств [5. С.14]. Для А.Л. Семенова это новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием техно-логическихсредств [7. С. 12]. Специалист в сфере информационных технологий С.В.Тришина трактует информационную компетентность как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [10]. В структуре информационной компетентности она выделяет пять компонентов: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный. Таким образом, информационная компетентность (ИК), информационные компетенции и грамотность являются необходимыми характеристиками личности в информационном обществе. И то, насколько успешно ИК формируется в процессе образования, влияет и на профессиональную успешность, и на качество производимого продукта или товара данным индивидом. А все это, в свою очередь, напрямую зависит от педагогов, преподавателей, которые в ходе обучения способны усиливать или ослаблять процесс формирования ИК у учащихся, а также от материально-технических и организационных условий образовательного процесса в вузе. В марте - мае 2015 г. в вузах г. Екатеринбурга было проведено социологическое исследование, одной из задач которого явилось определение настоящего уровня и возможностей формирования ИК с помощью интернет-технологий. В опросе приняли участие 60 преподавателей и 350 студентов вузов г. Екатеринбурга. Среди вузов - УрФУ, УрГЭУ, ИМС, УрГГУ, УрГАХА. В выборке для опроса представлены как гуманитарные, так и естественнонаучные и технические направления подготовки студентов, все уровни высшего профессионального образования и основные виды вузов, присутствующих в Свердловской области: федеральный университет, государственные университеты и коммерческий вуз. Опрошенные преподаватели представляют собой репрезентативную выборку педагогов высшей школы вузов Свердловской области. Среди опрошенных студентов 59,5% - девушки, 40,5% - молодые люди, и еще 6 человек не указали свой пол. По возрасту студенты распределились следующим образом: самая большая доля опрошенных (33,6%) находится в возрасте 19 лет, почти по пятой части студентов (23,3% и 24,8%) в возрасте 17-18 и 20 лет соответственно, десятая часть, или 9,8% студентов, - в возрасте 21 года и 8 % опрошенных - в возрасте от 22 лет. Основная доля опрошенных (88,3%) - учащиеся по программам бакалавриата, еще 6,5% - это магистранты и 4,9% - специалисты и 1 аспирант. Это вполне закономерный результат, так как количество студентов, обучающихся по программам магистратуры, значительно меньше. Согласно задачам исследования, необходимо было определить уровень овладения преподавателями и студентами основными навыками работы с информацией, включая компьютерные навыки, навыки обработки и анализа информации, использования Интернет в учебной деятельности. Необходимо отметить, что сегодня каждый вуз Урала имеет свою образовательную онлайн-среду. Как минимум, это наличие сайта, организованного по правилам «Веб 2.0», позволяющего пользователю активно искать и применять полученную информацию. Как правило, онлайн-среда подразумевает и наличие комплекса ЭОР для различных форм обучения, в том числе и дистанционных, а также это специализированные программы для оценки образовательной деятельности, позволяющие реализовать балльно-рейтин-говую систему. Некоторые вузы, например УрФУ, имеют собственный домен с отдельными площадками для каждого преподавателя и наличием таких сервисов, как почта, собственные ЭОР, система электронного документооборота, управление проектами, получение и обновление ПО, личные профили и т.д. В высшем образовании практикуется и онлайн-тестирование в различных вариантах как для среза знаний по предмету, так и для проведения текущего и итогового контроля в образовательном процессе. Однако многие ресурсы и инструменты востребованы не полностью, а в интернет-пространстве остается еще больше возможностей и вариаций для образования. По результатам исследования выяснилось, что Интернет и онлайн-тех-нологии используются в процессе учебной деятельности в вузах, при этом мнения студентов и преподавателей о формах проведения занятий практически совпадают Опрошенные преподаватели отметили, что наиболее часто на занятиях применяются такие формы, как работа с онлайн-ресурсами и дискуссия, - в среднем 1 раз в неделю. Также достаточно часто - 1 раз в неделю - используются доклады, презентации и командная работа. Наименее популярная форма - выездные занятия. Очень часто встречались комментарии, что такой формы проведения занятий в принципе нет и не было, тогда мнение студента или преподавателя записывалось в графу - «реже одного раза в месяц». Практически все опрошенные (как студенты, так и преподаватели) для поиска информации используют электронные поисковые системы. В результате анализа данных исследования была выявлена частота использования студентами и преподавателями различных интернет-ресурсов в учебной деятельности. У студентов наиболее популярным интернет-ресурсом являются социальные сети, которые используют ежедневно в учебной деятельности 67,2% опрошенных студентов. На втором месте ежедневного обращения -официальные сайты (33,9%), также практически каждый пятый один раз в день обращается к энциклопедиям и справочникам, специализированным форумам и блогам, а также электронным образовательным ресурсам. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это обязательный компонент новой формы образования - электронного (e-learning), представляющий собой образовательный ресурс в электронно-цифровом формате в телеком -муникационной среде, для использования которого необходимы средства вычислительной техники, цифровые и электронные инструменты и механизмы. Данный вид ресурсов может значительно упростить образовательный процесс посредством загрузки большого количества разнообразных взаимосвязанных метаданных для изучения тех или иных дисциплин в совокупности или по отдельности. Также ЭОР отличаются структурированной системой и наличием специального предметного образовательного контента. К видам ЭОР можно отнести электронные учебно-методические издания, обучающие программы, практикумы, целостные учебные комплексы и т.д. Статистический анализ показал, что существенные различия между студентами отдельных вузов по использованию интернет-ресурсов наблюдаются только по нескольким позициям. Так, например, ЭОР используют ежедневно 33,3% опрошенных студентов Института международных связей и только 7,7% представителей УГГА. Среди опрошенных преподавателей распределение интернет-ресурсов по популярности практически повторяет ситуацию у студентов: также лидирующие позиции занимают социальные сети (46,7%), далее - официальные сайты, специализированные форумы и энциклопедии. Виртуальные библиотеки половина как студентов, так и преподавателей посещает реже одного раза в месяц. Далее опрошенным было предложено оценить по 5-балльной шкале полезность интернет-ресурсов в учебной деятельности, где 1 - ресурс практически бесполезен в учебной деятельности, 5 - ресурс очень полезен в учебной деятельности. Наиболее полезными по степени убывания, по мнению опрошенных студентов, являются следующие интернет-ресурсы: энциклопедии и справочники, официальные сайты, электронные образовательные ресурсы. Разница между оценкой полезности остальных интернет-ресурсов незначительна -в пределах 0,3 балла. По мнению опрошенных преподавателей, наиболее полезными являются официальные сайты (4,33 балла), далее идут виртуальные библиотеки (4,23 балла) и правовые системы (4,21 балла). Преподаватели оценили полезность выше чем в 4 балла у таких интернет-ресурсов, как энциклопедии и справочники, электронные образовательные ресурсы. В наименьшей степени, по мнению опрошенных, полезны социальные сети. Сравнительный анализ показал общую тенденцию к снижению потребности в традиционных ресурсах как среди студентов, так и среди преподавателей. Повышение доли электронных ресурсов в образовательном процессе объективно и естественно за счет доступности информации и оперативности ее извлечения. Возможно, это происходит из-за «диджитализации» образовательного процесса в высшей школе в целом, который так или иначе отражает тенденции, наблюдаемые в общественном развитии. При этом, как отмечалось в более ранних публикациях [3. С. 153], и у студентов, и у преподавателей существуют проблемы с интеллектуальной собственностью информации, полученной посредством Интернет. Рассмотрим вопрос о том, как в Интернете представлены респонденты, чтобы понять, являются они потребителями или распространителями информации. Можно заметить, что практически каждый студент имеет свою страничку в социальных сетях и свою электронную почту - это 95,7% и 94,5% опрошенных соответственно. 75,1% респондентов зарегистрированы в различных приложениях, облегчающих получение информации из сети. Более трети студентов совершает покупки в интернет-магазинах, сообществах и на соответствующих порталах - 38,3% (в этой категории лидируют девушки), 26,7% студентов зарегистрированы на портале государственных и муниципальных услуг, 22,1% опрошенных получают информацию через тематические порталы, форумы и чаты. 9,2% студентов имеют личный сайт (преимущественно юноши), 6,4% ведут блоги. Таким образом, в основном в Интернете «присутствуют» все студенты, имея возможности как для получения разнообразной информации, так и для ее дальнейшего тиражирования и распространения. Среди преподавателей ситуация несколько иная. Так, если почти все они (97,7%) имеют электронную почту, то в социальных сетях создали свои акка-унты 62,8% опрошенных. Данные результаты свидетельствуют о том, что если технологии электронной удаленной онлайн-коммуникации, коими являются почтовые сервера, приняты и используются преподавателями, т.е. представителями более старшего поколения, то вот коммуникация и извлечение информации в многоаспектной и многофакторной среде социальных сетей еще не стали настолько же распространенной практикой. На портале государственных услуг зарегистрирована половина представителей старшего поколения - 51,2% опрошенных, в отличие от студентов. Это говорит о большей востребованности ими таких целевых интернет-ресурсов. Как можно видеть по результатам исследования, подавляющее большинство студентов «живет» в Интернете, используя социальные сети. Этот ресурс может быть адекватно использован и в образовательном процессе. Для понимания, как это происходит в вузах Свердловской области, в анкете было задано два вопроса: о наименовании социальных сетей и их возможностях в учебном процессе. Сама оценка данного факта не является однозначной со стороны различных участников учебного процесса. Студенты считают социальные сети одним из достаточно полезных в учебной деятельности интернет-ресурсов и обращаются к нему часто. В то же время преподаватели оценивают значимость данного вида информационных ресурсов как минимально полезного, хотя также обращаются к нему достаточно часто. Закономерна в связи с этим и частота использования социальных сетей в учебном процессе преподавателями - более половины их не использует. Для опрошенных студентов основным достоинством социальных сетей в учебном процессе является оперативное получение информации - об изменениях в учебном процессе (70 %) и расписании (67,2%). Также достаточно часто социальные сети используются студентами для переброски домашних заданий. Опрошенные преподаватели главным в использовании социальных сетей видят возможность обсуждения учебных вопросов (40,5%), причем сами студенты достаточно сдержанно оценивают данную возможность (26,3%). Только 2,2% студентов не используют социальные сети в учебно-образовательном процессе в принципе. Для 97,2% опрошенных, т.е. практически всех, наиболее актуальной является социальная сеть Вконтакте, как наиболее удобная для оперативного обмена информацией, сохранения выполненных заданий, общения с преподавателями и одногруппниками. Согласно «каталогу пользователей» самой сети, в ней зарегистрировано более 308 млн аккаунтов, привязанных к мобильным номерам. Ежедневная аудитория сети очень значительна, поэтому неудивительна такая существенная разница в использовании именно этой сети в учебных целях большинством студентов - в данной сети легко создать страницу группы, позволяя в ней появляться только учебной и «околоучебной» информации, легко этой страницей управлять, что можно доверить отдельным представителям группы или доверить такую возможность большинству, что представляет больший потенциал для учебы и обмена информацией. Преподаватели не так активно используют социальные сети. Наиболее востребованной сетью остается Вконтакте, однако только половина преподавателей ее использует - 53,7% опрошенных. Гораздо более востребованной является сеть профессионалов ЛинкедИн - 12,2% преподавателей против 0,3% у студентов. И самый значимый результат: в учебном процессе социальные сети не использует почти треть преподавателей - 31,7% опрошенных. Современные образовательные технологии в вузе дают целый спектр возможностей для подготовки и формирования информационно грамотного профессионала в любой сфере деятельности. Одна из основных компетенций в информационной сфере, формирование которой может происходить в процессе обучения любому предмету в вузе, это способность, навык работы с информацией, умение ее искать, обрабатывать, систематизировать, распространять, владеть различными информационными технологиями для успешной реализации любой поставленной задачи. Онлайн-среда обучения благодаря всеобщему практически неограниченному доступу к Интернет сделала процесс обучения также более доступным и понятным для современного студента. Его арсенал не ограничен только электронными учебниками или онлайн-словарями, у него есть возможность посещения курсов, участия в мастер-классах и семинарах, подписки на актуальные для него новости и информационные сообщения. Интернет через социальные сети, своеобразную паутину связей, в образовательном пространстве постепенно занимает место наиважнейшего инструмента коммуникации между преподавателем-тьютором, наставником, инструментом постоянного самообразования и научения для студента. Исходя из результатов исследования, популярность социальной сети Вконтакте среди студентов вузов Свердловской области крайне высока -это делает данный ресурс однозначно эффективным и привлекательным в образовательном процессе, так как с его помощью возможно более успешное формирование ряда «универсальных» компетенций, в том числе и информационной. В рамках исследования планировалось выяснить, насколько популярным стало использование Интернет в качестве основного ресурса для подготовки к учебе у студентов и к работе у преподавателей. В рамках специального исследования - мини-опроса, проведенного среди 150 студентов различных курсов и направлений подготовки УрГЭУ и УрФУ в марте 2015 г., -выяснилось, что молодые люди - городские жители - уже не в состоянии обойтись без практики коммуникации в Интернет. Интернет-коммуникация стала для них повседневной потребностью и артефактом реальности [2. С. 4]. Интернет в 74,4% случаев становится единственным источником получения необходимой в учебном процессе информации и для преподавателей, и для студентов. Однако среди старшего поколения из числа ППС заметно сопротивление - 4,6% опрошенных к Интернету прибегают редко. Среди студентов тех, кто незначительно использует Интернет для учебы, не оказалось. Все заинтересованы в оперативном получении информации, которая в 99% случаев поступает именно посредством социальных сетей. Подготовка к занятиям также опосредована использованием электронных и виртуальных библиотек, коммуникацией с преподавателем и одногруппниками. В свете формирования информационного общества и стремления к открытости различных систем, в том числе и образовательных, особым значением обладает знание студентов и преподавателей об открытых массовых онлайн-курсах - MOOC, т.е. образовательных ресурсах, предоставляющих возможность получения качественных профессиональных знаний бесплатно в любом вузе, в любое удобное время. 65,3% студентов не знают, что это такое, и еще 18,1% затруднились с ответом на вопрос, что позволяет также отнести их к категории «незнающих». Среди преподавателей результаты почти аналогичные - 58,6% опрошенных оМООС ничего не знают, 18,6% затруднились с ответом. Самый высокий показатель знания - у преподавателей УрФУ, возможно, за счет того, что сами преподаватели участвуют в разработке подобных курсов на различных платформах. Таким образом, большинству субъектов образовательного пространства современного высшего профессионального образования совершенно не знакомы новые методы и технологии образования. По результатам исследования можно сделать следующие выводы. В целом уровень информационной компетентности студентов вузов Свердлов -ской области средний. Необходимо принимать во внимание способность ориентироваться в мире информационных и компьютерных технологий и неумение перерабатывать информацию и излагать собственные мысли. Уровень информационной компетентности преподавателей вузов напрямую зависит от их возраста. Чем моложе преподаватель, тем более он адаптивен к изменениям, связанным с информационной культурой, быстрее воспринимает и принимает новые формы и практики работы с информацией. Преподаватели старших возрастных категорий оказываются менее адаптивными и приспособленными к таким изменениям, проявляя консервативность в формах и методах обучения. Интернет-технологии в образовательном пространстве вузов Урала применяются в ограниченном формате с соблюдением требований, установленных Правительством РФ и надзорными органами. Использование онлайн-ресурсов по правилам «Веб 3.0», подразумевающих еще большую самостоятельность и свободу субъектов образовательного процесса позволит повы-сить эффективность учебного процесса, для этого необходимо внести нормативные изменения в деятельность вуза, связанную с интернет-средой образования.

Ключевые слова

social networks, the internet, university education, Internet technology, education, information culture, information competence, социальные сети, Интернет, университетское образование, интернет-технологии, образование, информационная культура, информационная компетентность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Банных Галина АлексеевнаУральский государственный экономический университет канд. социолог. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управленияgbannykh@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Moore D., Brewster S., Dorroh C., &Moreau M. (2002). Information competency in a two-year college: One size does not fit all // Reference Services Review, Vol. 30 Iss: 4. P. 300-306.
Information Literacy Competency Standards for Higher Education. Association of College & Research Libraries, 2000. - URL: http://www.ala.org/ala/mgrps/divs/acrl/standards/standards.pdf (дата последнего обращения: 20.06.2015).
Dickinson G. (2006). The spirit of inquiry in information literacy. Teacher Librarian, 34(2), 23-27.
Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 20.06.2015).
Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М.: Наука, 2004. 142 с.
Современные кадровые технологии на государственной гражданской службе / Г.А. Банных, Л.И. Воронина, Т.Е. Зерчанинова, С.Н. Костина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 160 с.
Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010. 84 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 32-42.
Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис..канд. пед. наук. Брянск: БГУ, 2002. 19 с.
Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного под -хода. М.: Гардарики, 2005. 327 с.
Банных Г.А., Костина С.Н. Отношение студентов вузов к плагиату как часть информационной культуры (на материалах исследований) // Материалы Всероссийской молодёжной научно-исследовательской конференции «Инновационный потенциал молодежи: формирование нового типа культуры», Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина 27-28 октября 2014 года. Екатеринбург: УрФУ, 2014. С. 54-57.
Банных Г.А. Информационная культура в повседневных практиках городского жителя // Экономика, общество, человек: теория, методология, реальность: сб. науч. публикаций: в 2 ч. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2015. Ч. 2. 179 с.
Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М.: Просвещение, 2005. 402 с.
 Использование интернет-технологий в университетском образовании: информационная компетентность и возможности ее формирования у студентов и преподавателей | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 1(33).

Использование интернет-технологий в университетском образовании: информационная компетентность и возможности ее формирования у студентов и преподавателей | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 1(33).