Армия в структуре жизненных интересов старшеклассников | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 1(33).

Армия в структуре жизненных интересов старшеклассников

Представлены результаты двух социологических исследований, проведенных среди учащейся молодежи Нижегородской области (2012, 2014 гг.). Рассматривается отношение школьников выпускных классов к службе в рядах Вооруженных сил российской армии. Определяются факторы, влияющие на отношение молодежи призывного возраста к прохождению службы в армии. Анализируется структура жизненных ценностей, выделяются группы молодежи, характеризующиеся разными ценностными ориентациями.

Army as a part of life values of senior pupils.pdf В последние годы наблюдается улучшение мнения россиян о положении дел в российской армии. Так, за год доля россиян, хорошо оценивающих состояние дел в армии, выросла в полтора раза и достигла 24%. Также больше стало тех, кто нынешнее положение дел в армии называет средним: сегодня таковых более половины (54% против 46% в феврале 2013 г.). Лишь 16% россиян негативно оценивают состояние Вооруженных сил нашей страны [1]. За последние 5 лет россияне намного позитивнее стали относиться к службе в армии. Так, сегодня каждый второй россиянин (53%) хотел бы, чтобы его ближайшие родственники служили, - это число возросло в полтора раза, по сравнению с результатами опроса 2010 г. (36%). Подавляющее большинство россиян считает, что мужчины должны отслужить в армии (80%), а 42% уверены, что пройти службу в вооруженных силах - дело чести для любого настоящего мужчины. Однако такое мнение выражают, прежде всего, люди старшего поколения (54% среди людей старше 60 лет), а среди молодежи данная точка зрения, напротив, распространена меньше (32% среди 18-34-летних) [2]. На фоне роста позитивных оценок состояния дел в российской армии со стороны молодежи наблюдается довольно прохладное отношение к службе армии. Рассмотрим данную ситуацию на примере Нижегородской области, типичной для России по уровню социально-психологического самочувствия населения и оценкам основных социальных проблем. Служба в рядах российских вооруженных сил входит в жизненные планы примерно трети учащихся средних образовательных учреждений (табл. 1). При этом из них лишь половина демонстрирует однозначное желание служить. А если сравнить намерения учащихся десятых и одиннадцатых классов, то видно, что к завершению обучения в школе процент юношей, собирающихся идти в армию, только падает (с 18% в десятом классе до 13% в одиннадцатом). Тех, кто не хочет идти в армию, в полтора раза больше, чем собирающихся, пусть и не однозначно закрепившихся в своём намерении, служить. По сравнению с десятиклассниками среди учащихся выпускного класса выше процент тех, кто однозначно говорит, что не собирается служить в армии: если в десятом классе таких было менее пятой части, то теперь уже четверть от всех юношей из одиннадцатых классов. С возрастом обозначенная тенденция только усиливается. Так, например, планирующих служить в армии студентов в полтора раза меньше, чем старшеклассников (20% и 30% соответственно). Почти вдвое меньше среди студентов однозначно решивших идти в армию. Среди студентов высших учебных заведений почти 70% не включают армию в свои жизненные планы. Почти пятая часть студентов отметили, что имеют освобождение от службы и точно не пойдут в армию. Среди школьников таковых менее десятой части. Более подробный сравнительный анализ оценок школьников и студентов представлен в статье «Социологический портрет призывника» [3]. Таблица 1 Отношение юношей к службе в армии, % Отношение Все школьник и Мегаполис Область Наличие намерений проходить срочную службу в Российской армии Планируют 15 6 24 Скорее планируют 15 16 13 Пока не знают 23 19 26 Скорее не планируют 16 21 12 Не планируют 21 27 16 Точно не пойдут, т.к. есть освобождение 9 12 7 Нет ответа 1 0 2 Готовность к службе в армии Полностью готовы 17 9 24 Скорее готовы, чем нет 19 20 19 И да, и нет 26 24 28 Скорее не готовы, чем готовы 19 24 14 Совсем не готовы 17 21 14 Нет ответа 1 2 0 Подготовка к срочной службе в армии Готовятся 24 12 34 Не готовятся 75 86 65 Нет ответа 1 2 1 Считают себя полностью готовыми к службе в армии 17% школьников и ещё 19% - скорее готовыми, чем не готовыми. И столько же придерживаются противоположной точки зрения. Важно отметить, что к одиннадцатому классу снижается не только намерение служить, но и оценка юношами собственной готовности к службе. Если среди десятиклассников считали себя не готовыми или скорее не готовыми к армии 30%, то среди учащихся одиннадцатых классов таковых уже 43%. Оценки молодых людей уровня готовности к службе находятся в тесной связи с их намерениями идти или не идти в армию. Более половины из тех, кто планирует идти в армию, считает себя полностью готовыми к службе, и лишь единицы считают себя не готовыми, тогда как более половины молодых людей, не планирующих служить или имеющих освобождение, находят себя не готовыми к службе в армии. Готовится к службе в армии примерно четвёртая часть молодых людей. Так же как и оценка уровня готовности к службе, подготовка к армии зависит от места, которое служба занимает в жизненных планах молодых людей. Большинство тех, кто планирует служить, в настоящее время готовится к этой службе. Среди тех, кто скорее планирует, готовится к армии примерно половина. Чаще готовятся к службе и те молодые люди, кто пока ещё не включил службу в армии в свои жизненные планы и кто скорее не собирается идти в армию. Из тех, кто однозначно не собирается служить или имеет освобождение, готовятся к службе единицы. Также отметим, что высокая оценка уровня собственной готовности к армии практически не влияет на дальнейшую подготовку к службе. Напротив, почти 90% тех школьников, кто собирается идти в армию и считает себя полностью к ней готовым, продолжают готовиться к службе в рядах вооруженных сил. Важно отметить, что наблюдаются существенная разница в отношении к службе в армии у школьников Нижнего Новгорода (далее: мегаполис) и малых городов области. Около 40% школьников мегаполиса заявляют, что однозначно не пойдут служить или что имеют освобождение от армии, и ещё пятая часть скорее не планирует идти в армию. Среди школьников малых городов таковых всего 35%, т.е. почти вдвое меньше. Почти четверть школьников из области однозначно планирует служить и ещё 13% также включает армию в свои жизненные планы, а среди школьников мегаполиса всего 6% собираются идти в армию и 16% скорее планируют туда пойти. Таким образом, к окончанию школы лишь немногим более десятой части призывников намеревается идти служить в ряды вооруженных сил, при этом среди них далеко не все считают себя полностью готовым к службе. На низкие самооценки призывников уровня готовности к службе накладываются и объективные показатели ухудшения здоровья будущих призывников. Так, подводя итоги весеннего призыва 2012 г., начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ Василий Смирнов отмечал ухудшение здоровья призывников: только 67,4% граждан, явившихся на призывные комиссии, признаны годными к военной службе без ограничений или с незначительными ограничениями (в 2011 г. -67,7%). [4] Причем речь идёт о призывниках, явившихся на военно-врачебную комиссию, а не о молодежи призывного возраста в целом. Специалисты, оценивавшие динамику состояния здоровья подростков при постановке на первоначальный воинский учёт и призывников, также отмечают негативный характер этой динамики [5-7]. Ситуация с призывами 2014 г., казалось бы, улучшилась. В сравнении с весенней призывной кампанией 2013 г. показатель годности призывников немного увеличился (2,0%) и составил 73,0% [8]. Однако стоит заметить, что 1 января 2014 г. вступило в силу Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства от 4 июля 2013 г. № 565, позволяющее призывать на службу часть молодежи, которая раньше получала бы отсрочку по состоянию здоровья. На отношение к службе в рядах вооруженных сил самое непосредственное влияние оказывает закрепившийся в сознании юношей призывного возраста образ российской армии. Отношение к армии в целом, и особенно к службе в вооруженных силах, у школьников скорее негативное. Наибольшее число отрицательных оценок получают неуставные отношения и дедовщина. Более трети юношей однозначно считает, что в армии дедовщина распространена, а еще 24%, хотя и не очень уверенно, но также присоединяются к этой точки зрения (табл. 2). Свыше половины школьников-юношей отмечают, что сегодня российская армия имеет низкую популярность в народе, а пятая часть однозначно с этим согласна. Почти половина юношей говорит о высоком уровне коррупции, причем однозначно согласных с эти даже больше, чем однозначно отмечающих низкую популярность армии. Свыше 40% школьников говорят о кризисе призывной системы, более трети отмечают плохие бытовые условия, низкий социальный статус военнослужащих, и даже межэтническую напряженность. Несмотря на явное доминирование отрицательных характеристик службы в армии, школьники подчёркивают особое место армии и её высокий авторитет на мировой арене. Кроме того, более половины школьников говорят о том, что история показывает, что Русская армия лучшая в мире. Таблица 2 Характеристика школьниками Российской армии, % Характеристики 1* 2 3 4 5 Характеристики Дедовщина 35 24 23 13 4 Отсутствие неуставных отношений Низкая популярность в народе 20 32 26 15 6 Высокая популярность в народе Высокий уровень коррупции 23 22 34 13 7 Отсутствие коррупции Кризис призывной системы 16 26 33 19 4 Эффективность призывной системы Плохие бытовые условия 13 23 31 26 6 Хорошие бытовые условия Низкий социальный статус военнослужащих 15 20 27 28 6 Высокий социальный статус военнослужащих Межэтническая напряженность 15 21 29 27 8 Интернационализм (дружба и взаимопонимание между народами) Питание низкого качества 15 21 24 25 15 Качественное полноценное питание Непрофессиональное высшее руководство 9 17 35 30 6 Профессиональное высшее руководство Низкий профессионализм среднего командного состава 4 19 43 31 3 Высокий профессионализм среднего командного состава Устаревшая военная техника 11 23 16 30 19 Современная военная техника Низкий авторитет на мировой арене 10 17 31 25 18 Высокий авторитет на мировой арене Примечания: 1 - наиболее высокая отрицательная оценка; 4 - средняя положительная оценка; 2 - средняя отрицательная оценка; 5 - наиболее высокая положительная оценка. 3 - отсутствие качества или затруднение в оценке; Сравнивая образ Российской армии, который рисуют школьники, собирающиеся служить, и школьники, которые идти в армию не собираются, становится видно, что основные различия между ними в оценках популярности армии в народе и социального статуса военнослужащих. По этим пунктам школьники, не желающие служить, высказываются резко отрицательно. Как показывает анализ ответов школьников мегаполиса и школьников малых городов, различные жизненные приоритеты определяют разное отношение к армии и к условиям службы. Отношение к армии у молодежи мегаполиса отрицательное, тогда как оценки молодежи малых городов часто имеют положительную окраску. Важно отметить, что основная разница заключается в оценках условий службы. Школьники малых городов скорее положительно оценивают питание в армии, межэтнические отношения (отметим, что дедовщину они опасаются в меньшей степени, чем сверстники мегаполиса) и бытовые условия. В мегаполисе все эти позиции чаще получают отрицательные оценки. В структуре жизненных ценностей призывной молодёжи патриотизм и служение Отечеству имеют низкое значение (табл. 3). Среди важнейших составляющих жизненного успеха школьники, прежде всего, называют здоровье (87%), любимую работу (84%) и дружную, сплочённую семью (81%). Также для школьников важны уверенность в себе (75%), умственные способности (71%), дети (71%), хорошее образование (67%) и доброта (64%). Таблица 3 Важнейшие составляющие жизненного успеха, % Здоровье 87 Развлечения 54 Любимая работа 84 Независимость 53 Дружная, сплоченная семья 81 Быть полезным другим людям 52 Уверенность в себе 75 Комфорт 52 Умственные способности 71 Иметь профессию 49 Дети 71 Удача, везение 48 Смелость, решительность 69 Оптимизм 48 Хорошее образование 67 Богатая духовная жизнь 47 Мужество 67 Личная безопасность 47 Доброта 64 Душевное равновесие 43 Профессионализм 63 Хорошие внешние данные 42 Удачный брак 62 Высокое социальное положение 41 Порядочность, честность 61 Возможность иметь все, что хочется 40 Общение с интересными людьми 60 Взаимопомощь 36 Секс 60 Предприимчивость, деловитость 34 Опыт 59 Полезные связи, протекция 33 Уважение окружающих 58 Патриотизм 33 Свое дело, удачный бизнес 57 Вера, религия 30 Коммуникабельность, умение наладить контакт с людьми 55 Организаторские способности 29 Власть 28 Интересная жизнь, приключения 55 Служение своему Отечеству 27 Деньги, богатство 54 Защита Отечества 27 Самореализация 54 Способность использовать других людей в своих интересах 24 Физическая сила 54 Такие качества, как смелость, решительность (69%), мужество (67%), которые могли бы ассоциироваться со службой в армии, у юношей призывного возраста входят в десятку важнейших. Однако, как показывает дальнейший анализ, с планами по поводу армии они связаны не в полной мере. В группе тех молодых людей, кто намерен идти служить в армию, значение мужества и решительности выше, чем в группе тех, кто идти в армию не собирается. Однако в той же самой группе ориентированных на службу в армии молодых людей выше значение удачного брака и детей. Корреляционный анализ показывает, что мужество в ответах потенциальных призывников имеет гендерно маркируемое значение и ассоциируется с мужским поведением в целом, физической силой и удачным браком и детьми. Такие качества, как смелость и решительность, чаще звучат в контексте успешной карьеры и коррелируют с уверенностью в себе, предприимчивостью, коммуникабельностью, организаторскими способностями и профессионализмом. Кстати, и здоровье, о котором среди составляющих жизненного успеха молодые люди вспоминают в первую очередь, связывается ими с семейной жизнью, а потом только с физической силой и мужественностью. Различия в оценках степени важности составляющих жизненного успеха наблюдаются у школьников мегаполиса и малых городов. Принципиально важным здесь является то, что школьники малых городов чаще, чем выросшие в мегаполисе молодые люди, среди важнейших составляющих жизненного успеха указывают на патриотизм (39%; в мегаполисе - 26%), защиту Отечества (34% и 21% соответственно) и служение своему Отечеству (33% и 20%). Статистические методы работы с данными позволяют выделить группы молодых людей, ориентирующихся на разные жизненные ценности. В одну из таких групп объединяются такие ценности, как служение своему Отечеству и его защита, патриотизм, а также вера и религия. Противоположной по многим оценкам этой группе оказывается ориентация на власть и богатство. Кроме уже указанных ценностей, в эту группу входят также высокое социальное положение, возможность иметь всё, что хочется, способность использовать других людей в своих интересах, полезные связи, хорошие внешние данные, удача и удачный бизнес, а также развлечения и секс. Ещё две группы также оказываются частично противоположными. Это, с одной стороны, ориентация на семью и порядочность, а с другой - на самореализацию и карьеру. Распределение школьников по жизненным ориентирам позволяет лучше понять механизмы формирования позитивного отношения к службе в вооруженных силах. Сравнение выделенных групп показывает, что на отношение к армии скорее не влияет наличие в ближайшем окружении подростка людей из старших возрастных групп, прошедших службу в армии, в том числе и кадровых военнослужащих. Можно предположить, что отслужившие родственники проецируют как позитивное, так и негативное отношение к армии. Подросток больше прислушивается не к старшим родственникам (отцам, дедам), а представителям своего поколения, т.е. лицам старше их не намного. Так, в группе школьников, ориентирующихся на патриотизм и служение Отечеству, больше, чем в остальных группах, тех, у кого служили друзья и родные братья. Отношение родителей к будущей службе сына в рядах вооружённых сил, безусловно, сказывается и на его собственном отношении к армии. Родителей подростков, ориентирующихся на патриотизм и службу Отечеству, отличает довольно внимательное отношение к будущему своего ребёнка. Они положительно настроены к армии и однозначно советуют или даже настаивают идти служить (40% семей). Особенно такое отношение наблюдается со стороны отцов (35% семей). Эта единственная из групп, в которой подростки чаще соглашаются с тезисом, что «дед служил, отец служил, и я пойду служить, так как не хочу быть позором для всей семьи». Матери этих подростков также не против службы ребёнка в армии, но чаще советуют сначала окончить высшее учебное заведение. Родителей, являющихся явными противниками службы, в этой группе меньше, чем в других: однозначно негативное отношение к службе в армии со стороны одного или обоих из родителей отметили 13% школьников из этой группы. Стратегия получения отсрочки от армии родителей этих подростков редко выходит за легитимные рамки. Чаще всего родители откладывают деньги на учёбу в вузе и рассматривают вариант поступления в вуз с военной кафедрой. Здесь вдвое реже, чем в среднем по всем школьникам, родители собирают медицинские справки, освобождающие их ребёнка от службы в армии. Школьники, ориентированные на семью, также отмечают, что их родители скорее не против службы их сына в армии. По сравнению с предыдущей группой в этой немного ниже процент родителей, которые бы советовали или настаивали на службе (26% семей). Отцы здесь скорее имеют положительное отношение к службе ребёнка в армии, но вот матери в принципе не против армии, но настаивают, чтобы ребёнок сначала окончил вуз. Семей, где одни или оба родителя категорически против службы ребёнка в армии, здесь также немного (14%). Возможность отсрочки от армии родители школьников этой группы также видят в поступлении в вуз на внебюджетное место. Однако по сравнению с предыдущей группой здесь гораздо больше родителей, которые собирают медицинские справки о хронических заболеваниях сына. Родители школьников, демонстрирующих ориентацию на богатство и власть, скорее отрицательно настроены по отношению к службе своего сына в армии. Особенно отрицательно к этому настроены матери: треть подростков этой группы однозначно заявляет, что их мать категорически против их службы в армии, еще 15% скорее согласны с этим. Одна из особенностей этой группы заключается в противоречивых взглядах родителей на службу ребёнка в армии. Примерно пятая часть представителей этой группы отмечают, что родители (прежде всего, отец) советуют им или даже настаивают на служе в армии. В поисках отсрочки ребёнка от армии родители представителей группы, ориентированной на богатство и власть, не чураются незаконных средств. Здесь самый высокий по всем группам процент ответов, что родители собирают медицинские справки (41%), ищут контакты (знакомых), которые помогут уклониться от армии (22%), рассматривают вариант женитьбы сына и рождения ребёнка (15%) или вариант отъезда за границу (13%) и даже собирают деньги на взятку (13%). Родители школьников, ориентирующихся на карьеру и самореализацию, демонстрируют самую высокую озабоченность будущим своего сына и са-мую высокую степень отрицательного отношения к службе в армии. Это единственная из четырёх групп, в которой чаще отмечается скорее негативный настрой по отношению к армии со стороны отцов. Здесь практически не встречаются родители, которые однозначно настаивают или советуют сыну идти в армию. Если подростки из этой группы и получали совет идти в армию со стороны отца, то говорят они об это очень неуверенно (не однозначно советовали, а скорее советовали, чем не советовали идти служить). Поиск родителями возможности отсрочки ребёнка от служы в армии остаётся в рамках откладывания денег на учёбу в вузе и сбора медицинских справок о наличии у сына хронических заболеваний. Также наблюдается определенная зависимость отношения к службе от степени самостоятельности подростка. Так, в группах с более позитивным настроем к армии (патриотизм, а также семейные ценности) не только наличествует большая степень одобрения службы сына в армии со стороны роди -телей, но и большая степень отстраненности родителей от принятия подростком решения по поводу службы. Напротив, в группе с наибольшим нежеланием служить (самореализация и карьера) родители демонстрируют не только самое негативное отношение к армии, но и наибольшую степень участия в жизни ребёнка, заключающегося в поисках возможности получить отсрочку или уклониться от службы. Не меньше, чем отношение родителей к службе в армии, на формирование позитивного отношения подростка к Вооруженным силам РФ оказывает наличие в школе развитой системы военно-патриотического воспитания. Юноши, ориентирующиеся на служение и защиту Отечества, чаще своих сверстников из других групп отмечают, что в школе проводились и проводятся занятия по военной подготовке. Их отношение к этим занятиям также гораздо позитивнее, чем у их сверстников. Группа юношей, ориентированных на удовлетворение меркантильных интересов, напротив, реже всех говорит, что посещали какие-либо школьные занятия по военной подготовке. Соответственно, и собственный настрой по отношению к срочной службе, и интерес к информации о Российской армии и службе в ней у молодых людей из этих четырёх групп разный. Юноши из группы с патриотическими жизненными установками в подавляющем большинстве интересуются информацией о Российской армии и службе в ней; треть юношей демонстрирует самый высокий уровень интереса. Тех, кому такая информация не интересна или скорее не интересна, в этой группе совсем немного. Среди подростков, ориентированных на семейные ценности, также около половины тех, кому подобная информация интересна. Уровень интереса к информации об армии в группе ориентированных на карьеру не очень высокий: большинству информация скорее не интересна, чем интересна. Но немало здесь и тех, кто демонстрирует полное отсутствие соответствующих информационных запросов. А вот в группе юношей с меркантильными интересами и ценностями, напротив, около трети отказываются получать информацию о службе в рядах вооруженных сил. Группа школьников с патриотическими ориентациями является единственной из четырёх, где показатель уровня намерения служить в армии находится в положительной плоскости. Почти треть юношей этой группы планирует идти на срочную службу. Противоположную позицию занимают школьники с ориентаций на самореализацию и карьеру. В этой группе нет ни одного, кто точно собирался бы служить, а около половины говорит, что служба в армии однозначно не входит в их жизненные планы или что они уже имеют освобождение от армии и точно туда не пойдут. Напомним, что у школьников этой группы родители демонстрируют самый высокий негативный настрой по отношению к службе их сына в армии. Примерно пятая часть школьников с доминированием семейных ценностей также собирается служить, однако гораздо больше среди них тех, кто идти в армию не собирается. В группе с меркантильными интересами однозначно планирующих идти в армию совсем немного, зато не менее четверти всё-таки допускают, что могут пойти в армию (отмечают, что скорее планируют, чем не планируют). Однако тех, кто точно не собирается в армию, в этой группе более половины. Таким образом, служба в армии не входит в жизненные планы подавляющего большинства учащихся старших классов. Сравнение возрастных групп молодежи свидетельствует о том, что с возрастом увеличивается число тех, кто однозначно не хочет идти в армию, а также тех, кто считает себя неготовым в службе. Вместе с тем наблюдается существенная разница в отношении к службе в армии у школьников мегаполиса и малых городов. Среди школьников мегаполиса вдвое больше тех, кто не собирается служить или уже имеет освобождение от службы. Статистические методы обработки данных позволяют выделить группы молодых людей, ориентирующихся на разные жизненные ценности. В одну из таких групп попали такие ценности, как служение своему Отечеству и его защита, патриотизм, а также вера и религия. Противоположной по многим оценкам оказывается группа с ориентацией на власть и богатство. Третья группа характеризуется ориентацией на семью, четвертая - на самореализацию и карьеру. На отношение школьника к службе сильнейшее влияние оказывает отношение к армии его родителей. Родителей подростков, ориентирующихся на патриотизм и службу Отечеству, отличает довольно внимательное отношение к будущему своего ребёнка. Они положительно настроены к армии и однозначно советуют или даже настаивают на службе в армии.

Ключевые слова

valued orientations, social attitudes, patriotism, young people, army, ценностные ориентации, социальные установки, патриотизм, молодежь, армия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зернов Дмитрий ВасильевичНижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевскогоканд. полит. наук, доцент кафедры прикладной социологии факультета социальных наукzerdv@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Минобороны РФ отмечает увеличение числа годных к службе призывников весной этого года // ТАСС. Информационное агентство России. 17 июля 2014 г. - URL: http://tass.ru/politika/1324391?utm_medium=rss20.
Чичерин Л.П., Согияйнен А.А. Состояние здоровья подростков как индикатор эффектив-ности системы медицинского обеспечения призыва на военную службу // Российский педиатрический журнал. 2013. №4. С. 58-60.
Сахарова И.Н., Ефремова Л.В.Здоровье призывников из разных регионов России // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2007. №9. С. 39-44.
КамаевИ.А., Поздеева Т.М. и др. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2005. 312 с.
Особенности комплектования войск в ходе осеннего призыва 2012 г. Пресс-конференция начальника ГОМУ ГШ ВС РФ генерал-полковника В. Смирнова // Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. 28.09.2012 URL: http://stat.function.mil.ru/for_media/press_conferences/detail.htm?id=11383479@morfPressConferenc eNew.
Служба в армии: тяжкая необходимость или священный долг?// Пресс-выпуск ВЦИОМ №2519. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114718.
Иудин А.А., Саралиееа З.Х.М., Ушакова Я.В. Социологический портрет призывника // Социологические исследования. 2013. № 11. С. 54-63.
Военная угроза и состояние Российской армии // Пресс-выпуск ВЦИОМ №2529. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114729.
 Армия в структуре жизненных интересов старшеклассников | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 1(33).

Армия в структуре жизненных интересов старшеклассников | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 1(33).