Понятия «знак» и «значение» в свете проблемы субъекта | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 2(34).

Понятия «знак» и «значение» в свете проблемы субъекта

Субъект разделяет пространство по отношению к себе на внутреннее и внешнее. Соответственно, «знак» и «значение» могут относиться как к внутреннему пространству субъекта, так и к внешнему. «Знаки» и «значения» внешнего и внутреннего пространства субъекта имеют свои особенности, описываемые с использованием понятия «информация». Применение понятия «информация» дает возможность структуризации понятий «знак» и «значение» относительно субъекта и создает но-выйуровень понимания их соотношения.

The notions of "sign" and "meaning" in relation to the problem of the actor.pdf Введение Соотношение знака и значения интересно рассмотреть в контексте определенных особенностей субъекта при восприятии, хранении и обработке информации. В самом начале хочется уточить определения некоторых понятий, в контексте задач именно этой статьи. Субъект - выделенная в пространстве форма живой материи, являющаяся активным носителем опыта (прошлой информации). Объект - выделенная в пространстве форма неживой материи, являющаяся пассивным носителем прошлой информации. Информация - любое изменение внешнего или внутреннего пространства субъекта или объекта, фиксирующееся во внутреннем и внешнем пространстве. Чувство - физиологическая реакция (внутреннего пространства субъекта на взаимодействие с внешним пространством и на изменения во внутреннем пространстве), переходящая на психический уровень. Управление - совершение определенного психического или ментального действия и/или движения формы или части формы субъекта во внешнем пространстве на основе информации о состоянии внешнего и внутреннего пространства. Проблема перекодировки образов объектов внешнего пространства, прошедших через органы чувств, в образы и смыслы внутреннего пространства, так называемая психофизическая проблема, не рассматривается в данной работе. Предполагается, что способность субъекта к сохранению и интерпретации физической информации, поступающей от органов чувств, в психическую сформировалась в процессе эволюции. Также эта способность совершенствовалась в процессе естественного отбора по принципу адекватности восприятия и принятия решений для обеспечения выживания субъектов. Внешнее и внутреннее пространство субъекта и многослойность материн Прежде чем перейти к основной теме статьи, хотелось бы отметить, что к фундаментальному свойству материи можно отнести её многослойность. В процессе эволюционных изменений при переходе неживой материи к живой материи, сначала животному миру и в последующем к человеку, можно представить многослойность материи в виде нескольких слоев, имеющих между собой определенные различия (рис.1). ФОРМА £ ЖИВОЙ МАТЕРИИК СЛОЙ СОЗНАНИЯ ВНЕШНЕЕ 1 (СУБЪЕКТ) \ ПРОСТРАНСТВО 1 1 ВНУТРЕННЕЕ 1 ПРОСТРАНСТВО i Г ПСИХИЧЕСКИЙ слой ОРГАНИЧЕСКИЙ ПОДСЛОЙ ФИЗИЧЕСКИИ слои НЕОРГАНИЧЕСКИЙ ПОДСЛОЙ Рис. 1. Многослойность внешнего и внутреннего пространства субъекта Если рассматривать эти три слоя с научных позиций, то к физическому слою можно отнести органическую и неорганическую материю, к психическому слою - свойства, отличающие функционально с точки зрения взаимодействия с внешним пространством органическую материю животного мира от неорганической материи. К слою сознания можно отнести те особенные функциональные свойства человека (имеющего физическое тело, сходное по свойствам с животным, с таким же составом органов и их функциональным назначением, сходное ДНК), отличающие его поведение и использование информации от субъектов животного мира. Конечно же, нужно понимать, что между слоями существуют переходные состояния, и не всегда можно абсолютно точно провести между ними границу. С другой стороны, мы видим, что при переходе из слоя в слой у материи возникают дополнительные функциональные возможности работы с информацией. Объекты неживой материи осуществляют свое движение в пространстве-времени на основании законов физики (или реализации свойств энергии в соответствии с законами физики). Форма (объект или поток) неживой материи не управляет собственным движением в пространстве-времени. В слое психической эволюции живой материи животного мира мы видим, что живая материя совершенствует управление движением собственной формы для реализации движения этой формы во внешнем пространстве вопреки действию законов физики на основе информации о внешнем пространстве. Камень не может забежать на гору и не может использовать информацию о том, что на горе прыгает мышка, которую можно съесть. В слое эволюции сознания человек, выходя из животного состояния, уже умея управлять материей своей формы (внутреннего пространства) для движения, учится управлять своей формой для активного изменения материи внешнего пространства, начиная с управления кистью руки. Это управление материей внешнего пространства постоянно развивалось, сначала медленно, а сейчас всё быстрее и сегодня превышает на порядки простую потребность выживания человечества и даже начинает угрожать его существованию. Но научившись управлять рукой, а точнее своим вниманием (или осознанностью) в процессе обучения управления рукой, и видя внешний результат этого управления, человек получил также возможность управления функциями психического и сознания. Все действия человека, направленные на изменение материи внешней среды, в своей сути тренировали его способность к концентрации внимания (осознанности) на одном действии или объекте с определенной целью и пониманием результата. Внимание субъекта и осознание настоящего времени Субъект осознает (переводит информацию с физического уровня на психический) материю внутреннего и внешнего пространства в пространственных и временных пределах возможностей нашего внимания. Это осознанное внимание имеет у человека вполне определенные физические характеристики и ограничения. В работе К.Анохина [1. С. 66] показано, что для формирования ощущения осознанности на данном этапе эволюции человека необходимо возникновение устойчивого циклического возбуждения (реверберации) между двумя зонами коры головного мозга - зоной, принимающей информацию о материи внешнего пространства от органов чувств, и зоной памяти, которая семантически связана с поступающей информацией. Время, необходимое для создания такого циклического возбуждения, около 200-400 миллисекунд. Это и есть реальный диапазон фиксации «настоящего» времени у субъекта человеческого этапа эволюции. Если физическое воздействие (информация) события меньше этого времени, то, скорее всего, оно не попадет в наше осознание и останется как бы незамеченным, т.е. физическая информация не переводится в психическую. Таким образом, осознанность связана с определенной скоростью сравнения поступающей от органов чувств информации с памятью или прошлой информацией. У некоторых менее развитых форм живой материи, в частности у мух, зрительное восприятие фиксирует более короткие по времени события, но с гораздо меньшим разрешением (дискретностью). Время сравнения информации органов чувств и информации памяти можно назвать единицей времени внимания (пространственно-временным фрагментом осознанности) для данного вида субъектов живой материи. Единица времени внимания субъекта показывает минимальную длительность внешнего или внутреннего по отношению к форме субъекта события (физическая информация), при котором это событие попадает в осознание (внимание) субъекта, т.е. осуществляется переход физической информации в психическую информацию. Разные временные периоды осознанности (или внимания) в процессе эволюции также давали определенные преимущества или недостатки в борьбе субъекта за выживание. Например, человек только делает замах, а муха уже улетает. Для неё это движение длится уже слишком долго в единицах времени её внимания, и она спокойно успевает среагировать. Наверное, можно говорить о наличии у каждого вида субъектов живой материи своей единицы времени осознанности (внимания). Еще одним ограничением осознанного внимания является фрагментарность восприятия, которая усложняет осознание целостных непрерывных взаимосвязей между различными пространственными и временными фрагментами информации. Представьте пазлы одной картины, разбросанные на столе. Смысл, если таковой имеется, изображения на каждом пазле не соответствует смыслу всей картины. Память субъекта часто напоминает наборы несвязанных фрагментов информации. Если говорить только о научном знании, то сейчас фрагментация достигла такой степени, что, с одной стороны, невозможно осмыслить и попытаться нарисовать целостную картину научного знания, а с другой - возникает серьезное расхождение между терминологией (знаками) и смыслами (значениями) этих терминов даже в рамках одного научного направления. Два вида информации и два способа обработки информации Субъект постоянно подвергается воздействию внешнего пространства, и это образует непрерывно-дискретный поток физической информации. Часть этой информации переводится субъектом на психический уровень. Сам переход, например зрительной информации, с физического на психический уровень происходит с определенной частотой (200-400 мсек) и является эво-люционно сформировавшимся естественным процессом, которым субъект не управляет (субъект не может по своему желанию вместо дерева увидеть горы). В результате субъект «видит» непрерывную картину внешнего пространства, которое становится его внутренним информационным пространством. Процессом перехода от физической дискретной информации к психической (непрерывная обработка информации) субъект не управляет. Судя по экспериментам, связанным с воспоминанием информации под гипнозом, субъект запоминает почти всю физическую информацию. Каждая новая порция информации в памяти сразу начинает принимать участие и влиять на обработку информации в следующее мгновение. Допустим, если один субъект познакомился с другим субъектом, то с этого момента какое-то время он будет его узнавать. В понятии информации можно выделить два предельных состояния -дискретное и непрерывное. Дискретность и непрерывность проявляются по отношению к пространству и к времени. Дискретность и непрерывность -относительные понятия, например, дискретный фрагмент может быть непрерывен внутри себя. Обработка информации предполагает наличие опыта (прошлой информации), который сравнивается с текущей (настоящего времени) информацией, и на основе этого сравнения субъект предполагает варианты будущей информации внешнего и внутреннего пространства и свои действия. Дискретная обработка информации предполагает пошаговую (дискретную) алгоритмическую структуру сравнения и изменения информации в пространстве и времени. В процессе выполнения алгоритмической структуры происходят единичные (дискретные) количественные сравнения информации. В чистом виде дискретную обработку информации проводят современные вычислительные системы. Непрерывная обработка информации связана с «мгновенным» (200400 мсек) неалгоритмическим сравнением текущей информации со всем огромным массивом прошлой информации (опытом субъекта) и выдачей результата в виде психического чувства распознавания текущей информации и чувства необходимости действия или бездействия [2. С.133]. Соотношение Знака и Значения во внешнем и внутреннем пространстве субъекта В аналитической философии обычно рассматривается семантический треугольник Г.Фрегге Знак - Значение - Смысл [3. С. 34]. В данной работе смысл рассматривается как функция субъекта живой материи по адекватному соотнесению Знака и Значения на основе способности субъекта к обработке информации. Форма субъекта разделяет пространство на внутреннее и внешнее по отношению к самому субъекту, и соотношение Знак - Значение имеет различия во внутреннем и внешнем пространстве. По отношению к субъекту можно выделить несколько видов объектов и их значений: значения, которые формируются через чувственное восприятие субъекта, и значения, которые формируются от объектов, непосредственно не взаимодействующих с органами чувств субъекта по оценке их взаимодействия с другими объектами, которые в итоге взаимодействуют с органами чувств субъекта. Сами такие объекты получают свои значения в виде дискретных описаний на каком-либо языке, иногда - на математическом языке или по аналогии. Такие значения содержат некоторые свойства объектов, но нужно понимать, что эти значения не являются самими объектами в памяти субъекта. Ещё значения могут создаваться чувствами субъекта, когда во внешнем пространстве не существует соответствующих объектов. ВНЕШНЕЕ ПРОСТРАНСТВО (ВНЕП) ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО (ВНУП) ЗНАН1 ВНУП слой ЗНАЧЕНИЕ! ВНУП СОЗНАНИЯ ЗНАН2 ВНУП ПСИХИЧЕСКИЙ ЗНАЧЕНИЕ2 ВНУП СЛОЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЗНАК1 ВНЕП органический подслой СЛОИ ЗНАЧЕНИЕ! ВНЕП неорганический подслой Рис. 2. Группы Знаков и Значений во внешнем и внутреннем пространстве Также значения объектов могут формироваться комбинацией перечисленных выше способов. В зависимости от способа формирования значений во внутреннем пространстве субъекта разделим их на группы (рис. 2). Группу Значений1 внешнего пространства (ВНЕП) образуют объекты физического слоя материи. Соответственно Значения 1 внутреннего пространства (ВНУП) - это субъективные информационные образы физического взаимодействия с органами чувств (физическая информация) и интерпретированные во внутреннее представление субъекта (психическая информация), а может быть, и комплекс описаний качественных и количественных характеристик этих объектов. Значение 1 ВНЕП бесконечно для познания субъектом, если не принимать во внимание тот фантастический момент, когда субъект сам из информации своего внутреннего пространства сможет создать идентичное Значение 1 ВНЕП для его использования в интерсубъективном общении вместо Знака 1. На этом бесконечность исчерпывается, и познание Значения1 ВНЕП заканчивается. Значение 1 ВНЕП будет равно Значению 1 ВНУП, и Значение 1 ВНУП из субъективного образа становится объективным. Группу Значений2 ВНУП образуют наши субъективные ощущения радости, горя ит.п., значений которых нет во внешнем пространстве. Коммуникация субъектов, основанная на передаче информации, требует перехода от Значений 1 и 2 ВНУП во внешнее пространство к Знакам 1 и 2 ВНЕП и через них передается информация о значениях другим субъектам. В настоящее время у субъектов нет возможности для взаимопонимания друг друга обмениваться субъективными Значениями1 и 2 ВНУП. В связи с этим используются объективные для всех субъектов Знаки1 ВНЕП для Значений1 ВНУП и ВНЕП. Но Знаки сами по себе без субъектов и объектов не несут в себе соответствующих Значений [4]. Память субъекта (Значение 1 ВНУП) объединяет в одном фрагменте физическую и психическую информацию, связанную с объектом. Соответственно, если в этот фрагмент включается Знак1, то он может не иметь подобия объекту и не иметь прямой информационной связи с объектом. Появление в Знаке 1 малейшего подобия объекту (подобие здесь понимается как возможность для субъекта при отсутствии опыта об объекте по Знаку1 идентифицировать объект) показывает появление в Знаке1 информации об объекте и также появление частичного Значения 1, связанного с объектом (рис. 3.). С первым появлением в Знаке 1 частичной информации об объекте Знак1 становится некоторой частью Значения1. Нужно отметить, что под Значением1 понимается предельный объем информации о данном объекте, доступный определенному субъекту. У другого субъекта может быть другой объем информации об одном и том же объекте и, соответственно, несколько другое Значение 1. В предельном состоянии Значение 1 полностью совпадает в каждый момент времени с объектом, что не может обеспечить физиология субъекта. Изменение соотношения знака и значения в процессе эволюции субъектов На ранних стадиях эволюционного развития живой материи у субъектов животного мира Знак1 ВНУП мог совпадать со Значением 1 ВНУП. Из-за неразвитости органов чувств и способности к обработке информации объекты внешнего пространства переводились в внутренние образы упрощенно с минимальным информационным соответствием объектам - лягушка воспринимает большую темную поверхность как врага (летящая птица), а быстро движущуюся точку как пищу (муха) [5. С. 201]. Хотя во внешнем пространстве это может быть совсем не птица и не муха. Знак1 здесь по определенному информационному признаку объединял Значения 1 - опасность или пища. Эволюционное усложнение органов чувств и способности к обработке информации на психическом уровне позволило субъектам воспринимать мир более информационно насыщенным и произошло постепенное разделение простого информационно бедного Знака 1 и более сложных информационно насыщенных объектов в различные Значения 1. Описания 3. Зориной опытов c животными [6. С. 125] показывают, что они легко обучаются различать различные Знаки 1 и соединять их со Значением 1 при поиске пищи в кормушках. При переходе к человеческому этапу эволюции живой материи субъект, развивая способность к изменению внешнего пространства, еще дальше, чем у высших субъектов животного мира, развел Знак1 и Значение 1, создавая и модифицируя формы своих Знаков 1, уже далеко оторванные от форм своих Значений 1. Знаки1, вынесенные за пределы внутреннего пространства, приобретают свое Значение 1 как средство внешнего сохранения знаний и интерсубъективного общения. На данном этапе своего развития субъекты в основном при общении обмениваются только Знаками1 и не могут передавать Значения1 из собственного внутреннего пространства ни во внешнее, ни во внутреннее пространство другого субъекта. В интерсубъективном общении мы обмениваемся Знаками 1 ВНЕП, так как не можем обмениваться Значениями 1 ВНУП [ ]. Итак, Знак1 ВНЕП указывает на Значение 1 ВНЕП (объект) и через Знак1 ВНУП указывает на Значение 1 ВНУП. Зоны Знаков! ВНЕП и ЕНУ П 3-х субъектов Рис. 4. Пересечения Знаков 1 ВНУП и ВНЕП 3 субъектов Зоны Значений! ВНУП 3-х субъектов Рис. 5. Пересечения Значений 1 ВНУП 3 субъектов В самом простом варианте по пространству Знаков 1 ВНЕП субъекты, носители одного языка, имеют наибольшее совпадающее пересечение (рис. 4) в множествах Знаков 1. Соответственно, у каждого субъекта максимально однозначно интерпретируется переход от Знака1 ВНЕП к Знаку1 ВНУП. А вот Значения 1 ВНЕП и Значения 1 ВНУП этих понятных всем Знаков 1 могут не совпадать частично или полностью в личном опыте (внутреннем пространстве) в гораздо большей степени, чем Знаки1 (рис. 5). И если на уровне Знаков 1 при интерсубъективном общении мы вроде бы понимаем друг друга, то на уровне Значений1 ВНУП всё гораздо сложнее. И если в древности для разобщения людей при строительстве Вавилонской башни им дали разные языки, то сейчас можно констатировать, что, имея один язык (Знаки), люди очень часто не понимают друг друга, так как одному Знаку1 соответствует совершенно другое субъективное Значение1. Во-первых, пересечение зон Знаков 1 для разных субъектов и, во-вторых, зон Значений1 ВНУП соответствующих Знаков 1 в итоге дает понимание при интерсубъективном взаимодействии. Интересно то, что зону пересечения Значений 1 ВНУП 3 субъектов (рис. 5) будут составлять в основном простые бытовые Значения 1. Существует группа бытовых общеупотребительных Значений!, для которых опыт большого множества субъектов совпадает и на базе этого возникает ощущение взаимопонимания. Но когда дело доходит до сложных Значений1 субъективного опыта, выясняется, что очень много Значений 1 просто не совпадают у разных субъектов, и нужно иметь «расширенное» сознание и опыт, чтобы понять и вместить весь опыт Значений1 других субъектов. Это дает возможность достаточно объективно, хотя бы для себя, вступать в интерсубъективное взаимодействие. Современное образование, кстати, направлено на приведение к максимальному соответствию Знаков 1 и Значений 1 у различных субъектов. Одной из основных задач любого обучения (школы философской, научной) является решение проблемы создания и удержания совпадающих зон Значений1 для одинаковых Знаков 1 у различных субъектов этой школы. Заключение Субъект биологической материи является той функцией смысла, связывающей Знак и Значение как в своем субъективном опыте (внутреннее пространство), так и в объективной реальности (внешнее пространство). Медленное развитие свойств субъекта биологической материи по восприятию и обработке информации оказывает серьезное влияние на функцию смысла, особенно заметное только на длительных этапах эволюции. В интерсубъективном взаимодействии мы сталкиваемся с необходимостью учитывать различное информационное содержание одной и той же пары Знак - Значение во внутреннем пространстве различных субъектов и во внешнем пространстве. Данное различие может не оказывать серьезного влияния в бытовом интерсубъективном взаимодействии, но как только мы переходим к более сложному научному взаимодействию, то различие в текущих содержаниях Значений 1 ВНУП субъектов приводит, с одной стороны, к непониманию друг друга, а с другой - к наличию различных мнений. Сделанное в этой работе описание обработки информации и видов значений внешнего и внутреннего пространства с использованием понятия информации дает возможность не быть привязанным к виду субъекта живой материи. Даже если мы встретимся с субъектом на другой биологической основе, он будет вынужден работать с универсальным явлением информации одним из описанных способов.

Ключевые слова

information, actor, meaning, sign, информация, субъект, значение, знак

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чекалов Леонид ЛеонидовичООО «Транс-Мобил Спедишн»кандидат технических наук, директорltrans777@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. Пособие по зоопсихологии и высшей нервной деятельности. М.: Аспект Пресс, 2001. 320 с.
Дубровский Д.И. Проблема «другого сознания» // Вопросы философии, 2008. №1.
Эндрю А. Искусственный интеллект / пер. с англ.; под ред. и с предисл. Д.А. Поспелова. М.: Мир, 1985. 264 с.
Аналитическая философия / под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. М.: ИПК РУДН, 2006. 622 с.
Чекалое Л.Л. Способы принятия решений в биологических системах, их эволюция и проблема описания // Вестник Томского государственного университета. Философия. Политология. Социология». 2012. №4(20). C. 129-134.
Анохин К.В. Что происходит в мозге, когда рождается мысль?// Популярная механика. 2012. №11(121). С. 66-67.
 Понятия «знак» и «значение» в свете проблемы субъекта | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 2(34).

Понятия «знак» и «значение» в свете проблемы субъекта | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 2(34).