Динамика ценностных ориентаций и типов семьи (на примере хакасского этноса) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 3 (35). DOI: 10.17223/1998863X/35/10

Динамика ценностных ориентаций и типов семьи (на примере хакасского этноса)

Исследование выявило ценностные предпочтения этносообщества и типы семьи в разные исторические периоды. Раскрыты основы трансформационных процессов хакасской семьи через призму динамики культурных основ этноса.

Dynamics of value orientations and types of a family (on the example of the khakass ethnos).pdf Изучение проблематики ценностных ориентаций впервые представлено в отечественной науке в русле философского направления В.П. Туга-риновым (в философии) [1]; О.Г. Дробницким (в этике) [2]; А.А. Ивиным (в логике) [3]. В отечественной научной литературе наиболее разработанным считается марксистский подход, другим только положено основание. Различия заключаются в определении природы ценностей. В рамках данного направления имеются работы Е.А. Подольской, A.M. Коршунова, М.В. Демина, В.Л. Оссовского, В. Брожика и др. Второй подход рассматривает ценность как образование сознания в форме обобщенных представлений и предпочитаемых благ. Яркими представителями данного направления являются В.Б. Моин, И.С. Нарский, О.М. Бакурадзе, В.П. Розин, И.М. Попова, A.Г. Здравомыслов и др. Несогласованность подходов привела к формированию неразрешенных проблем: природа ценностей, соотношение общественных и личных ценностей, структура, существование общечеловеческих ценностей, классификация. Проблема семейных ценностей/ценностных ориентаций рассматривалась в работах Т.В. Свадьбиной, О.В. Бессчетновой, Т.П. Оксенченко, Л.И. Савиновой и др. Наиболее разработанными считаются вопросы: полоролевых ценностей в семье (И.В. Бестужев-Лада, М.Ю. Арутюнян, О.М. Здравомы-слова, З.А. Янкова и др.); семейно-родовых ценностей (М.Г. Панкратова, И.С. Кон, Т.А. Гурко, Л.Г. Сологуб, Ю.А. Гаспарян и др.); ценностей супружества (М.С. Мацковский, В.Т. Лисовский, Т.Г. Поспелова, И.С. Голод, И.С. Кон и проч.); семейно-родительских ценностей (А.И. Антонов, B.М. Медков, Т.А. Гурко, И.Г. Ивченко, В.В. Бойко, О.Г. Исупова, Г.Г. Филиппова и др.). В целом, несмотря на актуальность исследований по ценностям и ценностным ориентациям семьи, их следует признать недостаточно разработанными. Несмотря на раскрытие отдельных проблем, не устранен некоторый «разрыв» между философскими основаниями и опирающимися на фактические научные данные наработками. Ценностная проблематика переплетается с проблемой типологии семьи. В отечественной литературе изначально это направление представлено историческим и экономическим блоками, где в большинстве случаев используется общая структура классификации, основанная на количестве и структуре семей. В современный период разработка данного проблемного поля проходит в русле социологической концепции М.С. Мацковского и его последователей [4]. Его типология основана на уровне доходов семей. Тема является мало разработанной. Существующие в истории общества формы мировоззрения - мифологическое, религиозное, идеологическое и устанавливающееся ценностное сознание [5] - влекут за собой смену ценностно-мировоззренческих приоритетов относительно института семьи (табл. 1). Таблица 1 Соответствие форм мировоззрений и основных приоритетов хакасского общества Correspondence of worldview forms and the main priorities of the khakass society Ведущая форма мировоззрения (Н.С. Розов) Основные приоритеты (автор) Мифологическое Сакральный порядок и правильное поведение Природа - род -с емья Религиозное Божья воля и служение ей, повсеместное распространение богоугодной власти Религия - общество - семья Идеологическое Победа над противником, рост и социальный прогресс с помощью научного знания о мире Общество - идеология - семья Ценностное Общность всех членов сообщества на основе единства для всех сакрального порядка, норм богоугодного порядка, ценностей социального престижа и прибыли Индивид - общество - семья Можно говорить о взаимовлиянии объективных и субъективных факторов на становление мировоззренческих основ хакасского этносообщества в тот или иной промежуток времени. В период доминирования мифологического и религиозного мировоззрений существенное влияние на динамику оказывают ряд объективных факторов - экономико-культурная основа, политическое положение на международной арене. В коллективистском обществе отмечается влияние и субъективных факторов - внутрисемейная политика, демографическое поведение, институт брака, семейное образование, семейственность занятий, семейно-родовое страхование, почитание предков. Смена ценностей внешне проявляется в динамике структуры, состава, по-лоролевых позиций членов, функций семьи. Явное различие можно уловить при переходе от коллективистского к индивидуалистскому обществу [6], где под коллективистским социумом рассматривается хакасский этнос с тремя первыми мировоззренческими основаниями. В коллективистском обществе типология семьи основана на внутренних различиях внешне монолитного сообщества, разнящаяся в экономическом плане. Она отличается от типологии семьи индивидуалистского толка, где индивидуалистское основание сочетается с четвертой формой мировоззрения (табл. 2). При определенных условиях в этносообществе одна из основ становится преобладающей над иными нормами поведения. Можно выделить основы в зависимости от носителей этих норм, оказывающие влияние на хакасское сообщество (рис. 1). Данные основы сочетаются с четырехчленным делением мировоззренческих оснований и доминирующими ценностными категориями этносообщества. Рис. 1. Изменение семейных основ хакасов в зависимости от их носителей Correspondence of worldview forms and the main priorities of the khakass society Эти основы имеют различную направленность. Общепринято выделять западную и восточную ориентации общества. Если изначально хакасская семья была ориентирована на восток (III до н.э. - IX в. н.э.), обогащаясь образцами семейного поведения преимущественно с китайской формой семейного устройства, то в последующем, обретя самостоятельность, она до конца сформировала и развила собственную культурную нишу с характерными для нее традициями и обычаями (IX-XIII вв.), наложившими отпечаток на современный семейный уклад. Далее ориентация семьи меняется в западном направлении с характерной европейской моделью поведения (XIV - нач. XXI в.). Сейчас заметно балансирование между сохранением и трансляцией существующих этно- и государственных культурных основ и «наплывшими» новыми нравственно-этическими установками хакасской семьи. Стоит отметить, что ориентация хакасской семьи на восток, или восточный тип семейного поведения, в целом характерна для двух первых мировоззренческих основ, она ставит во главу угла приоритет коллективного над индивидуальным сознанием. В основе западной ориентации лежат противоположные установки, сочетающиеся в большинстве своем с двумя последними формами мировоззрения. Дифференциация хакасской семьи в зависимости от коллективистской или индивидуалистской ориентации разнится по ряду показателей: типу супружества (моногамная, но не исключающая полигамию/моногамная, допускающая развод); по составу семьи (расширенная/нуклеарная); по наличию детей (многодет-ная/малодетная); по распределению власти (патриархальная/эгалитарная); по составу семьи (полная/неполная), по полу супругов (разнополая/разнополая); по степени социальной однородности (гомогенная/гетерогенная); по месту жительства (патрилокальные/неолокальные); по типу расселения (сельская/сельская). На основе изучения форм мировоззрения, ценностных ориентаций общества можно уловить особенности динамики хакасской семьи (табл. 2). Таблица 2 Соответствие форм мировоззрений и иных основ хакасского общества/семьи Correspondence of worldview forms and other foundations of the khakass society/family Ведущая форма мировоззрения (Н.С. Розов) Основы социума в зависимости от носителей (автор) Ориентация общества (автор) Типы хакасской семьи (автор) Мифологическое сакральный порядок и правильное поведение Семейные основы страны-гегемона Ориентация хакасской семьи в восточном направлении/ формирование особенностей форм хакасской семьи, основ семейной культуры Коллективистский Религиозное -божья воля и служение ей, повсеместное распространение богоугодной власти Этнические установки народа Ориентация хакасской семьи в восточном направлении/ формирование особенностей форм хакасской семьи, основ семейной культуры Коллективистский Идеологическое -победа над противником, рост и социальный прогресс с помощью научного знания о мире Образцы поведения преобладающего в стране этноса Формирование особенностей форм хакасской семьи, основ семейной культуры/ ориентация хакасской семьи в западном направлении Коллективистско-индивидуалистский Ценностное -общность всех членов сообщества на основе единства для всех сакрального порядка, норм богоугодного порядка, ценностей социального престижа и прибыли Семейные основы страны-гегемона Ориентация хакасской семьи в западном направлении Индивиду алист-скоколлективистский В соответствии с членением форм мировоззрений и ориентаций хакасского общества меняются типы хакасской семьи. К вопросу о типологии семьи. Стоит отметить, что наличествуют две типологии семьи с различными основами - культурно-исторической и экономическо-социальной. В соответствии с иной типологией семьи, основанной на политико-экономических и социальных началах, за основу исследований социального института принимается маркер дохода, который сменяет ранее существовавший классовый или социально-профессиональный критерий. Если типология хакасской семьи с культурно-исторической основой исходит из изучения хакасской семьи в разрезе рабочей, крестьянской, служащей, то в соответствии со второй - на первый план выступают маргинальные, кризисные, благополучные и процветающие семьи. Современная типология, основанная на уровне дохода семьи, является результатом исследований М.С. Мацковского [4], которые дополняют сложившуюся ныне концепцию о семье как экономической единице. В период господства коллективистской семьи официально рассматривалась позиция социальной организации, где категория «родство» считалась основополагающей. Основным разработчиком данного направления является А.Г. Харчев [7]. В современное время акцент делается на экономической основе семьи с понятиями «хозяйство» и «совместный бюджет». Смещение акцентов происходит в результате смены экономического режима страны и перехода от бюджетной к бюджетно-рыночной модели, в результате чего семья понимается единицей экономических структур. В реальности российскую семью сложно признать полноправным элементом экономики в таком понимании, которое сложилось в ряде стран, например в Китае, где она представляет собой развитую сеть бизнес-ячеек общества, в связи с отсутствием полного и широкого цикла семейного производства с выстроенной сетью реализации товаров, налоговой базы для семейно-родственных бизнес-корпораций. Представленная в табл. 2 типология хакасской семьи рассматривается в логическом соответствии с доминирующими типами этносообщества как исторический переход от одного к другому типу хакасской семьи - типология с культурно-исторической основой (рис. 1). Переходные типы хакасских семей или семьи промежуточного типа сочетают в себе некоторые элементы обоих образцов поведения. Промежуточный тип хакасской семьи являет собой неоднородную структуру. Можно отметить несколько элементов в зависимости от количества проявлений: 1) семьи с маловыраженным переходным типом; 2) семьи с умеренно выраженным переходным типом; 3) семьи с явно выраженным переходным типом. Каковы критерии переходных типов семьи? Если одна из характеристик удовлетворяет типу семьи коллективистского толка, то ее уже можно отнести к первой категории; если количество маркеров достигает половины, то следует говорить о семье второго уровня; иные относятся к третьей категории с ярко выраженным состоянием. В результате деления хакасских семей по территориальному признаку, национальному состоянию в браке, экономическому и религиозному положению можно уловить особенности переходных типов хакасской семьи (табл. 3). Таблица 3 Семья с маловыраженным переходным типом Семья с умеренно выраженным переходным типом Семья с явно выраженным переходным типом Территориальный признак Сельские семьи Семьи, располагающиеся вблизи городских центров, в т.ч. и пгт Городские семьи Национальное состояние в браке Разнонациональные семьи, в которых член семьи принадлежат к этнической группе азиатского типа (внутренние и внешние мигранты). Однонациональные хакасские семьи, в которых супруги являются «вы-ходцами» из сельской местности Однонациональные семьи, в которых супруги являются представителями титульного этноса. Преимущественно «выходцы» из смешанных городских и сельских территорий, а также однородных - соединяющих в себе представителей жителей городских центров Разнонациональные семьи, представляющие собой единство хакасского и этнических групп европеоидного типа. Религиозное состояние Семьи, где глубоко верует один из членов семьи. Одноверцы Семьи, «верующие от случаю к случаю». Сюда относятся семьи с двое-верной основой - христи-анско-шаманистского толка Семьи, относящие себя к категории неверующих Экономическое положение Семьи, чье материальное положение, как правило, является сложным Семьи со средним достатком Семьи с высоким достатком Сравнивая различные позиции хакасской семьи, отмечаем доминирование показателей первой колонки при включении элементов второго типа, т.е. преобладающей является семья с умеренно выраженным переходным типом. Адаптация выделенных типов хакасской семьи в изменяющихся, кризисных условиях будет выше у семьи с маловыраженным переходным типом, сложнее придётся семьям 2-го и 3-го типов. В изменяющихся экономических условиях, в частности кризисных, хакасская городская семья становится более уязвимой и зависимой от сельской семьи, являющейся «производителем» продукции первой необходимости. Кроме того, в сложных условиях весьма значимой становится поддержка родственников близкого и дальнего круга, которая сохраняется в лоне подобного типа семьи, нежели у семей обособленного типа. В результате в условиях экономических потрясений перенести невзгоды окажется проще семьям с более выраженными коллективистскими основами. Переходные периоды хакасской семьи Transition periods of a khakass family Социальные преобразования, связанные с расширением структуры и ее институтов, приводят к переменам, усугубляющим положение всех типов семьи. В результате разрастающейся сети социальных институтов усиливается психофизиологический дискомфорт семьи. Катастрофическая нехватка времени, возникающая в результате взаимодействия членов семьи с социальными институтами, приводит к ощущению второстепенности семьи в сравнении с иными социальными структурами. В условиях больших потрясений, как правило, происходит сужение социальной «паутины», что, с одной стороны, отрицательно сказывается на семье в связи с сильной зависимостью ее структурных элементов, с другой - дает положительный эффект по причине появления ощущения свободы, достатка времени. Дискомфорт в хакасских семьях проявляется по-разному в зависимости от места проживания. Он более выражен в урбанизированных центрах в связи с наличием расширенной сети социальных структур. Используя наработки типологического подхода с политико-экономическим и социальным началами, совмещаем их с выделенными тремя переходными типами современной хакасской семьи (табл. 4). Таблица 4 Типы современной хакасской семьи* Types of a modern khakass family* Переходные типы семьи Процветающие Благополучные Кризисные Маргинальные Семья с маловы-раженным переходным типом (сельчане, однонациональные, одноверцы) - Минимальная доля Преимущественная доля Значительная доля Семья с умеренно выраженным переходным типом (население вблизи городских центров, однонациональные, двоеверцы) Минимальная доля Незначительная доля Преимущественная доля Незначительная доля Семья с явно выраженным переходным типом (горожане, разнонациональные, неверующие) Максимальная доля Преимущественная доля Незначительная доля Предположительно значительная доля * Ранжирование по группам для сравнения семей внутри одной этнической группы. В категорию процветающей хакасской семьи вошли семьи, чьи доходы позволяют приобретать дорогостоящие вещи, не отказывая себе во многом, а также имеющие возможность реализовывать все виды платных услуг. Такие семьи характеризуются более благоприятными условиями для воспитания и образования подрастающего поколения. В их число входит большинство столичных хакасских семей в активном трудовом возрасте 35 лет и старше. Процент таких семей, по предварительным данным3, варьируется от 5 до 10 единиц. К благополучным причисляются семьи, где уровень совокупного дохода составляет 50-70 % от среднего показателя по региону. Они являются перспективными в плане самостоятельного решения возникающих внутрисемейных проблем. Это большинство семей в возрасте от 35 лет и старше. Их доля постоянно колеблется в сторону ее снижения с 20 до 15 %. К типу кризисной семьи относятся семьи, находящиеся ниже черты бедности. Они характеризуются проблемами в отношениях между ее членами, в воспитании детей. Решение проблем в большей части возложено на государство. Это преимущественно неполные, «молодые» и «старые» семьи, а также «стареющие» семьи одиночек, у которых пенсия является низкодоходным и единственным финансовым источником. На сегодняшний день данный тип хакасской семьи является преобладающим. Он расширяется в результате прогрессирующего роста уровня безработицы. Маргинальные семьи являются сложной категорией семей с крайне низкими доходами, которые обусловлены различными факторами - склонностью ее членов к употреблению алкогольных и наркотических веществ, плохими жилищными условиями или отсутствием жилья, тюремным заключением, болезнью, иждивенческими настроениями. Эту категорию «наполняют» хакасские семьи, состоящие из одного человека, семьи молодежных возрастов, в частности лиц 1980-1990-х годов рождения. Данный тип семьи, по неполным данным, составляет 3-5 % от общего количества хакасских семей, велика вероятность его количественного расширения. С очевидностью, в изменяющихся условиях адаптация пройдет успешно у первых двух типов хакасских семей, иные окажутся в сложном положении. Вопрос о физическом и нравственном состоянии последних станет ключевым направлением социальной работы. Таким образом, хакасская семья вовлечена в процесс динамики социального института. Изменение культурных основ, моделей поведения общества в современный переходный период отразилось на смене преобладающих культурно-исторических типов семьи - от коллективистского к коллективистско-индивидуалистскому толку. Возникающие переходные типы семьи в этно-сообществе приводят к обогащению общего банка типов семьи. Доминирование на сегодняшний момент кризисной хакасской семьи с умеренно выраженным переходным типом позволяет говорить о ее низком уровне адаптации к современным реалиям. Динамика этнокультурных основ приводит к смене типов семей, расширению объема внешних связей и сужению внутренней структуры семьи. В целом существует необходимость в изменении и внесении точных корректировок в общепринятые семейные типологии с учетом этнических особенностей, что связано с потребностью в упорядочении разнородных объектов и оказании мер государственной поддержки, контроле состояния семьи в различных регионах РФ.

Ключевые слова

value orientations, typology of the Khakass family, типология хакасской семьи, ценностные ориентации

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Трошкина Ирина НиколаевнаХакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и историиканд. филос. наук, заведующая сектором экономики и социологиi.troschkina2012@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. М.: Мысль, 1979. С. 367.
Николаев Н.Н. Типы семей в современном российском обществе: социально-философский анализ : автореф. дис.. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2007. 21 с.
Чуринов Н.М. Коллективизм и индивидуализм и их теоретизирование в западной традиции // Теория и история. 2003. № 3. С. 42-55.
Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья России. 1995. № 3-4. С. 32-34.
Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1998. С. 16-38.
Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. 333 с.
Ивнин А.А. Апокалипсис любви. Философское эссе. М., 2012. 296 с.
Тугаринов В.П. О ценностяхжизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 156 с.
 Динамика ценностных ориентаций и типов семьи (на примере хакасского этноса) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 3 (35). DOI: 10.17223/1998863X/35/10

Динамика ценностных ориентаций и типов семьи (на примере хакасского этноса) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 3 (35). DOI: 10.17223/1998863X/35/10