О роли государственного управления в формировании стратегии национального брендинга РФ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 4(36). DOI: 10.17223/1998863X/36/41

О роли государственного управления в формировании стратегии национального брендинга РФ

Исследуется проблема совершенствования государственного управления при формировании стратегии национального брендинга. Рассмотрены существующие геополитические вызовы и условия, обусловливающие необходимость ее скорейшей разработки. Сделан вывод о необходимости наращивания принципов системности и стратегического планирования в реализации политики конструирования национального бренда на основе компетенций ОПКРФ со стороны государства как ее ключевого актора.

On the role of the state management in the national branding strategy forming.pdf Возрастание глобальной конкуренции пропорционально повысило значение национального брендинга как социогуманитарной технологии, направленной на конструирование набора определенных стереотипов, связанных с восприятием государства-нации в воображении значимых для реализации национальных интересов целевых групп. Отсутствие принципа системности в реализации политики национального брендинга и продуманной глобальной коммуникационной стратегии обусловило наличие устойчивых стереотипических национальных брендов, являющихся негативными и неубедительными (балалайка, матрешка, водка и т.д.) и не отражающих действительного потенциала государства. В современных условиях внешнеполитическая конъюнктура РФ обусловлена глобальным политическим и информационным противоборством с западными странами и столкновением интересов России и Запада в рамках региональных конфликтов на Украине и в Сирии. Негативный тренд к выталкиванию России из международного геополитического контекста дополнительно актуализирует проблему поиска ценностной основы национального бренда, который укрепил бы ее политические позиции на международной арене. Ключевым актором в реализации стратегии национального брендинга выступает государство, и потому проблема совершенствования государственного управления в этой области приобретает особую значимость. Проблематика медиатизации мира политического относится к пространству междисциплинарных исследований в областях политологии, философии, социологии, культурологии и увязана с теориями глобализации и глобального постиндустриального информационного общества, основывающегося на знаниях. Постиндустриальный этап развития общества, основанный на знаниях и информации, перестраивает и систему государственного управления, в которой акцент на технологии сменяется повышением значимости социально-политических идей, включая поиск и развитие идейной основы национального брендинга. В глобальном медиатизированном обществе социально-политические процессы значительно смещены в информационную плоскость, и возможности целенаправленного формирования национального бренда существенно возрастают. Виртуализация мира политики создает дополнительные возможности символического конструирования коммуникационной стратегии национального брендинга. Управление стратегией национального брендинга предполагает необходимость эффективного государственного менеджмента. Как полагает П. Дру-кер, «менеджеры занимаются на практике управлением. Не экономикой. Не вычислениями. Не бихевиоризмом. Все это только инструменты менеджера... у управленческой деятельности есть специфические характеристики, больше присущие менеджменту, чем какой-либо другой дисциплине. Одна из этих особенностей - внутриорганизационная коммуникация; другая - принятие решений в условиях неопределенности; и третья, свойственная исключительно менеджменту, - это предпринимательские навыки в сфере стратегического планирования» [1. C. 29]. Политическая ответственность государства на настоящем этапе состоит в выборе и развитии ключевой идеи национального брендинга, которая на фоне стремительно меняющегося глобального миропорядка и неблагоприятного геополитического климата заключается в обеспечении национальной безопасности и поддержания высокого уровня обороноспособности, достигаемых за счет развития инновационных компетенций оборонно-промышленного комплекса РФ. Кроме того, в условиях нарастания геополитических угроз национальная безопасность как ценность приобретает буквальное значение, воспринимается через категорию обороноспособности страны, и эти ценности могут составить основу идентичности российского национального бренда. Несмотря на декларирование политических и дипломатических методов формирования внешнеполитической стратегии, новые источники глобальных вызовов и угроз определяют необходимость адекватного реагирования на них со стороны государства и стратегических субъектов ОПК: предприятий, вузов, научных учреждений отрасли. Научно-технологическое преимущество ОПК достигается за счет внедрения модели эффективного инновационного развития, положенной в основу современной российской государственности. Внедрение передовых инновационных научно-исследовательских разработок в оборонно-промышленную отрасль способствует сохранению научно-технологического суверенитета РФ в целях поддержания обороноспособности государства и укреплению геополитических позиций России в глобальном мире. Конкурентоспособность ключевых субъектов отрасли в существенной мере влияет не только на их позиции внутри страны, но и на международное положение Российской Федерации через ее определенное восприятие мировым сообществом. Стратегическое государственное управление инновационной деятельностью и обеспечение эффективности предприятий ОПК и позиционирование их деятельности посредством коммуникационной репрезентации в адрес целевых аудиторий является механизмом национального брендинга. Позиционирование России в мире исторически и в современных условиях возможно через обеспечение эффективной деятельности предприятий ОПК и ее коммуникативной репрезентации. Определение идентичности национального бренда в области символической ценности и стратегической значимости ОПК предполагает формирование единой системной политики брендинга на территориальном и национальном уровнях. Способность вузов и предприятий ОПК к применению инновационных инструментов с последующим выпуском наукоемкой продукции определяет репутационный потенциал регионов, которые они представляют, и потенциально может влиять на формирование национального бренда в фокусе отраслевой специфики. Инновационные вузы и предприятия ОПК определяют «инновационные пояса» с выраженной отраслевой спецификой в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства. Выделение территориальных центров обеспечения национальной безопасности и обороноспособности и коммуникационная репрезентация их отраслевых компетенций соответствуют логике территориального маркетинга: «имидж территории, ее репутация в отечественных и зарубежных общественно-политических и деловых кругах становятся основополагающими факторами продвижения общегосударственных и региональных внешнеэкономических и политических проектов, важнейшим конкурентным ресурсом для налаживания партнерских отношений» [2. С. 82]. Механизмы адаптации и применение инструментов инноваций стратегических предприятий российского ОПК в историческом ракурсе и сегодня являются предметным полем для формирования стратегии национального брендинга. Применение оптимального набора инновационных инструментов и предложение конкурентоспособной наукоемкой продукции обеспечивают создание устойчивого позитивного территориального и национального бренда - в масштабных рамках города, региона, страны. Идея конвергенции науки, бизнеса и государства в интересах развития оборонной отрасли соответствует логике модели «тройной спирали» Г. Ицковица, «состоящей из взаимопересекающихся независимых институциональных сфер деятельности (государства, предприятий и университетов), что способствует сотрудничеству в области инноваций» [3. С. 30]. При этом со стороны государства как ключевого актора национальной инновационной системы необходима системная и продуманная политика поддержки инноваций в оборонно-промышленном комплексе, последующей ассимиляции оборонных разработок в гражданские направления. Кроме того, требуются усиление и наращивание принципа системности в коммуникационной активности. В целом национальная информационная кампания нацелена на демонстрацию силы и достижений оборонно-промышленного комплекса. Позитивным трендом является ее направленность на формирование положительного имиджа вооружений и Вооруженных сил РФ. В то же время коммуникационная стратегия, реализуемая российскими СМИ, является по большей части оперативной и несистемной. Важность информационной политики в оборонной отрасли признается государством, однако влияние деятельности инновационных предприятий и вузов ОПК на национальный бренд и его позиционирование в мире в большинстве случаев происходит стихийно, информационные поводы не систематичны, нет единой управляемой тематической информационной системы. Между тем реализация стратегии национального брендинга на основе инновационных компетенций ОПК РФ должна осуществляться из единого центра федерального уровня, системно координирующего деятельность субъектов брендинга и осуществляющего их поддержку, в том числе посредством предоставления инструментов инноваций и обеспечения функционирования коммуникационных площадок. Необходимо учреждение межведомственного органа, организующего коммуникации между министерствами и ведомствами по ключевым вопросам развития российского оборонно-промышленного комплекса, включая вопросы финансирования проектов по отраслевой тематике, для повышения эффективности инновационной политики в области национальной обороны и безопасности. Высоко актуальны разработка и принятие концепции национального брендинга в виде официального федерального документа с возможностью конкретизации в отдельных регионах, особенно в «инновационных поясах». Ставка на инновации способствует достижению научно-технологических прорывов в ОПК, которые могут выступать информационными поводами в формируемой стратегии национального брендинга. Коммуникационная политика должна быть направлена на систематическое регулярное освещение достижений ОПК и позиционирование оборонной отрасли как ключевой, способной выступать гарантом национальной безопасности и усиления политического влияния государства на мировой арене, что будет способствовать росту патриотических настроений и консолидации нации. Обороноспособное государство, эффективно решающее задачу обеспечения национальной безопасности, может и должно стать российским национальным брендом.

Ключевые слова

государственное управление, стратегический менеджмент, национальный брендинг, позиционирование, оборонно-промышленный комплекс, инновации, state government, strategic management, national branding, positioning, defense industry, innovations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Данилова Елена АлександровнаТомский государственный университеткандидат политических наук, докторант, философский факультетdanilova@yandex.ru
Локтионов ихаил ВячеславовичИнститут философии РАНдоктор философских наук, ведущий научный сотрудник, сектор философии российской историиgos.upravlenie@mail.ru
Щербинин Алексей ИгнатьевичТомский государственный университетдоктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологииShai52@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Друкер П. Менеджмент: задачи, обязанности, практика. М.: ООО «Изд. Дом «Вильяме», 2008. 992 с.
Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 82-98.
Ицкоеиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Том. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
 О роли государственного управления в формировании стратегии национального брендинга РФ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 4(36). DOI: 10.17223/1998863X/36/41

О роли государственного управления в формировании стратегии национального брендинга РФ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 4(36). DOI: 10.17223/1998863X/36/41