Философские аспекты влияния искусственного интеллекта на социум | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. DOI: 10.17223/1998863Х/37/6

Философские аспекты влияния искусственного интеллекта на социум

Тема искусственного интеллекта - одна из самых важных в контексте будущего человечества. Его потенциал представляет большую угрозу существованию человека как вида. Актуальность данной статьи заключается в том, что безопасность бытия человечества рассматривается с точки зрения системы искусственного интеллекта, неотъемлемой частью которой являются сферы наноиндустрии, робототехники и стратегии информатизации общества.

Philosophical aspects of the artificial intelligence impact on society.pdf Сегодня неоспоримым фактом является то, что внедрение систем искусственного интеллекта в жизнедеятельность человека имеет кардинальное значение. По мнению В.А. Лекторского, широкомасштабное развитие сфер наноиндустрии подменяет сущность человека как некоего биосоциального существа, «одновременно живущего в разных мирах: не только в мире физических и биологических процессов, но и в мире культуры, не только в мире естественном, но и в мире искусственном» [1. С. 6]. Возможности систем искусственного интеллекта действительно поражают. Такие системы способны полностью заменить человека, например, при управлении воздушным, наземным, водным транспортом, предоставлении некоторых медицинских услуг (экспертные системы), предоставлении образовательных услуг, производстве и т.д. Но подобное взаимодействие человека с искусственным интеллектом таит в себе угрозы безопасности как личности, так и общества, государства в целом. Обеспечение безопасности человечества четко проявляется в процессах локализации социогенных источников опасности, а именно, «деятельности социальных институтов, структур, субъектов с сознательной или бессознательной деструктивной направленностью» [2. С. 28]. В изучении проблем взаимосвязи искусственного интеллекта и безопасности социума особое внимание уделяется вопросам, связанным со сложностями при создании современной технологической базы (средств, методов) для проектирования компьютерных систем, способных решать интеллектуальные задачи, например, в области робототехники; с весьма неоднозначными процессами, направленными на создание и формирование более эффективной безопасной образовательной среды в целях модификации возможностей головного мозга человека, «перезагрузкой сознания», новыми механизмами мышления, генетическими, психическими и особенностями личности, погружаемой в суперкомпьютер. Стремление современных ученых изменить траекторию развития и осуществить тотальную переориентацию «человека природного» на «человека техногенного» с применением методов эвристического кибернетического моделирования, вероятно, может привести к качественному изменению природной сущности человека, появлению киборгов и трансформации общественных отношений. Здесь система искусственного интеллекта понимается как результат некой деятельности человека, способного логически размышлять, контролировать и управлять своими действиями, выражать свои чувства и эмоции, способного обосновать и скорректировать свои решения в зависимости от изменяющихся условий окружающей среды. Искусственный интеллект - это высокий результат достижений техногенной цивилизации, сложная система взаимосвязей (глобальные поисковики) и основа для создания всеобъемлющих информационных системных образований. В ближайшей перспективе активное применение компьютерных технологий, нанобиотехноло-гий может позволить переформатировать поведение человека, изменить общественные отношения и повлиять на экзистенциональные характеристики личности. «Сегодня экономическое и социальное развитие во всё большей степени начинает определяться так называемыми КВЮгехнологиями: нано-, био-, информационными и когнитивными. Сами эти технологии стали возможны на основе научного изучения соответствующих процессов» [1. С. 5]. Следовательно, системы искусственного интеллекта, учитывая достижения в сфере современной робототехники, реализуют в полной мере возможности наноиндустрии с возможностью одновременного обучения и взаимодействия с пользователем системы на естественном языке. Данные аспекты рассматривали такие ученые, как И.П. Павлов в концепции обучения и самоорганизации живых организмов; А.А. Ухтомский в работах о доминантах модели поведения; В.М. Бехтерев, на исследованиях которого основываются современные проекты по созданию киборгов, созданию систем искусственного интеллекта, понимающих человеческую речь. В связи с этим остается нераскрытым вопрос о духовной экзистенции, являющейся «самым высоким измерением онтологической структуры человека» [3. С. 20]. Сегодня также актуален вопрос о создании базы смысловой обработки визуально получаемой информации, которая позволит искусственному интеллекту воспринимать, понимать и расшифровывать графические объекты. В современном социуме объективно появляется потребность в актуализации концептуальных построений, расширяющих возможности познания ки-берпространства, так как «с помощью информационно-коммуникационных технологий (через телевидение, Интернет) можно воздействовать на сознание человека и даже программировать его. Вообще, сегодня многие науки о человеке становятся во все большей степени поставщиками средств управления человеческим существом, проектирования его телесности и психики» [1. С. 4]. Алгоритм социального развития, как сегодня отмечается многими отечественными и зарубежными учеными, свидетельствует о том, что государство может и должно обеспечить стабильность, устойчивый рост и особенно безопасность современного общества только посредством высокого уровня раз -вития науки, информационной культуры, промышленности, т.е. развитой высокоинтеллектуальной индустрии [4. С. 4]. Действительно, общая цель, форма и содержание информационной образовательной стратегии, формирующей личность человека, претерпевают изрядные изменения и оптимизацию относительно современных условий. В сложившейся ситуации мы можем наблюдать стагнацию власти, некомпетентность в некоторых вопросах воздействия на сферу безопасности, общественные отношения, касающиеся нового явления - неотерроризма, представляющего собой комплексно реализованную агрессию с применением интеллектуальных ресурсов. К неотерроризму можно отнести и широкомасштабные изменения национального самосознания граждан, нарушающие единство, общность народа, проживающего многие века на одной территории, создавая условия для жесткого идеологического противостояния и военного конфликта. Большое влияние на создание сложившейся ситуации оказывают разрушающие действия финансовых корпораций, провоцирующих кризис внутри страны. Ярким примером неотерроризма служит контекст военно-политического модерна целого ряда стран мира в виде специализированной агрессии, реализующейся с помощью комплекса внешних и внутренних мероприятий военно-политического, финансово-экономического, а также духовно-информационного характера и содержания, основывающейся на применении политических технологий, с функцией контроля, используемых не всегда явно, воздействие которых на ход конфликта осуществляется систематически и опосредованно с широкой финансовой и медийной поддержкой. Пролематика эволюции интернет-технологий зиждется на вопросах компьютеризации и развития технической и технологической составляющей процессов информатизации, глобальных процессов модернизации автоматизированных систем организации государственного управления, создания единого киберпространства, изменяя, в некоторой степени, природу человека. В связи с этим в будущем у человека «будут отсутствовать некоторые качества, которые до сих пор осложняли человеческую жизнь: он будет рационален, а не эмоционален, ряд традиционных ценностных установок у него просто исчезнут. В перспективе он может быть бессмертным, а его сознание перенесено с биологического носителя (каким является человеческое тело) на цифровой» [1. С. 5]. Конечно же, современные информационные технологии способствуют изменению ценностей, стереотипов, форм поведения, модели взаимоотношений индивидов, групп индивидов, политических институтов и органов государственной власти. Поэтому очевидна взаимосвязь сферы обеспечения защиты общества от воздействия систем искусственного интеллекта, их потенциала, применяющихся в области разработки, обеспечения и использования в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и киберпространстве, оказывающем «огромное влияние на развитие экономики, политической жизни, культуры, техносферы, военного дела. Киберпро-странство - исключительно быстро развивающаяся область, причем все ещё плохо познанная (в значительной мере в силу того, что его познание требует как естественнонаучных и технических знаний, так и гуманитарных и обще-ственнонаучных)» [6. С. 19]. Следовательно, в процессе эволюции киберпространства можно выделить некие черты действительности, трансформирующие реальность, тем самым изменяя потенциал, способности личности и общественные отношения в целом. Поэтому процесс обеспечения безопасности достаточно специфичен, в особенности с неповторимой многочисленной палитрой религиозно-культурных особенностей, ценностей, ментальности, провоцирующих новые потребности в формировании интересов и мировоззрения личности в рамках сложившихся условий современного информационного общества. Процесс формирования и развития сферы безопасности современного информационного общества можно охарактеризовать историей его развития, коммуникационной архитектурой, изменениями геополитики, что приводит к возникновению опасностей, угроз, связанных с киберпространством и нео-терорризмом. Нарастающие темпы развития информационного общества заключаются в интенсивном преобразовании, системности кризисов практически во всех сферах жизнедеятельности человека, а глобализация информационных потоков в киберпространстве - специфическая составляющая не только человека (рефлексия), но и общества в целом. Поэтому можно сделать следующий вывод: знания современного человека, его интеллект должны обеспечивать положительную динамику эволюции цивилизации, а не уничтожать экосистему, в том числе и человечество. Известен тот факт, что человек отличается от всех живых существ, поскольку способен познать социальное пространство, обладает речью, сознанием, интеллектом, способен накапливать знания, воздействовать на окружающий мир и созидать. Но необходимо помнить о постоянном непрерывном изменении сущности человека, а его объективная реальность «скрепляется в подобие целостности религиозными учениями, переселением народов, образованием единого информационного пространства, свободным обращением финансов, капиталов и мозгов. Человечество стремится согласовать деятельность в глобальных размерах, привлекая науку» [7. С. 105]. В заключение отметим, что системы искусственного интеллекта относятся к плавной, широкомасштабной, глобальной информационной макроэволюции, которые в полной мере трансформируют современного человека в человека техногенного, что влечет за собой применение методов кибернетического моделирования, нейропрограммирования, компьютерного моделирования наносистем. В связи с этим применение компьютерных технологий, использование нанобиотехнологий, глобальная актуализация киберпространства влияет не только на ценности, но и на поведение, форму общения, мировоззрение личности, что видоизменяет сущность бытия человека и оказывает воздействие на сферу безопасности общества, посредством взаимодействия пользователя и искусственного интеллекта на естественном языке в киберпространстве, обусловленном высокими достижениями человечества в сферах наноиндустрии, биоинженерии, биоинформатики и робототехники.

Ключевые слова

cyberspace, nanotechnology, robotics, security, artificial intelligence, киберпространтво, наноин-дустрия, робототехника, безопасность, искусственный интеллект

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Квашнина Дарья АлександровнаГосударственное профессиональное образовательное учреждение «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий»преподаватель информатикиkvashninada@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Абдрахманое Д.В. Информационное общество как объект конституционно-правового регулирования: к постановке проблемы // Проблемы права. 2015. № 5. С. 41-47.
Букреее В.И. Человек агрессивный (Истоки международного терроризма). М.: Флинта: МПСИ, 2007. 336 с.
Кокошин А.А. Национальные интересы, реальный суверенитет и национальная безопасность // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 5-21.
Лекторский В.А. Возможны ли науки о человеке? // Вопросы философии. 2015. № 5. С. 3-16.
Бачинин В.А. Политология. Энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. 288 с.
Лебедев С.А., Лазарев Ф.В. Многомерный человек: онтология и методология исследования. М.: Изд-во МГУ, 2010. 96 с.
Филин С.А. Механизм реализации инновационной политики. М.: ИНИЦ Роспатента, 2005. 286 с.
 Философские аспекты влияния искусственного интеллекта на социум | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. DOI: 10.17223/1998863Х/37/6

Философские аспекты влияния искусственного интеллекта на социум | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. DOI: 10.17223/1998863Х/37/6