Эпидемия ВИЧ: социальная проблема или новая моральная паника? (Социологическое обоснование)
Рассматриваются стратегии освещения проблемы распространения ВИЧ в федеральном и региональном медиапространстве. Соотносятся статистические данные с медиакартиной отражения данной социальной проблемы, на основании чего автор приходит к выводу о попытке инспирирования моральной паники.
The hiv epidemic: a social problem or a new moral panic? (sociological interpretation).pdf 2016 год ознаменовал собой очередной этап затянувшегося общественного кризиса [1, 2, 3]. Экономическая неустойчивость и напряженность на международной политической арене обусловливали падение общего уровня социальной стабильности, проявляющееся в размывании ценностно-нормативных границ современного общества, продуцировании аномичного состояния индивидов - неуверенности в завтрашнем дне, - тем самым предоставляя медиаконтролерам возможности для выстраивания манипулятив-ных схем. Моральные паники являются наиболее массовой формой аффективных реакций, «объединенных общим либо сходным проблематизируемым условием как угрозой разрушения устойчивой системы нравственных норм и духовныхценностей» [4. С. 55]. Социологический подход к исследованию моральной паники впервые был предложен в 1971 году представителем британской школы Дж. Янгом в работе «Роль полиции в процессе усиления девиации» [5]. В качестве моральной паники ученый обозначил «процесс массовой истерии» по поводу ряда девиаций. Дальнейшая концептуализация понятия «моральная паника» осуществлялась в трудах С. Коэна [6], К. Томпсона [7], С. Холла [8], в которых рассматривались способы конструирования негативных социальных явлений, а также влияние СМИ на массовое сознание. Н. Бен-Йехуда, Э. Гуд [9], в свою очередь, акцентировали внимание на атрибутивных свойствах моральной паники и заинтересованности в них политических элит. Моральные паники как отдельное социальное явление, инспирируемое посредством медиа, изучали X. Берне [10], М. Вуд, М. Флиндерс [11], К. Герти, Д. Дауне, П. Рок, К. Чинкин [12], Ч. Критчер [13], А. Марш, Г. Мэлвилл [14], С. Райт, А. Рохлофф [15], К. Томпсон [16]. Российские ученые обратились к проблеме моральных паник лишь в начале 1990-х годов. В пространстве отечественной эмпирической социологии моральные паники рассматривались относительно ряда явлений: - молодежных субкультур (У.А. Блюдина [17], Д.В. Громов [18], Е.Э. Еникеева [19], М.И. Колесникова [20], Р.П. Лисеев [21], С.Н. Майорова- Щеглова [22], А.С. Макаров [23], Е.Л. Омельченко [24], А.О. Райхштат [25], A.M. Рюмин [26], В.Н. Ярская-Смирнова [27]); - преступности (Я.И. Гилинский [28], Н.Г. Щитов [29]); - наркотизма (А.В. Дмитриева [30], П.А. Мейлахс [31]); - заболеваемости ВИЧ / СПИДом (И.Г. Ясавеев [32]). В частности, занимаясь предметным изучением проблемы распространения ВИЧ в 1990-2000-е годы, И.Г. Ясавеев приходит к выводу о снижении медиа-интереса к данному явлению по причине несоответствия принципам отбора новостей: «ВИЧ / СПИД не является интересным, необычным и даже значимым для российских СМК событием, происшедшим за последние 24 часа. ВИЧ распространяется постоянно, изо дня в день, не обладая событийностью, драматичностью, динамизмом, новизной, соответствием интересам властвующей элиты, необходимыми для того, чтобы эпидемиологическая ситуация была "новостью"» [32. С. 188]. Принципиально иная картина наблюдалась в 2016 г., когда медиаконтро-леры, представив проблему распространения ВИЧ как эпидемию, предприняли попытку конструирования моральной паники. Используя инструменты символизации и гиперболизации, журналисты усложнили знакомое обществу явление, интерпретировав его как предтечу социальной катастрофы. Таким образом, эпидемия ВИЧ стала основой для продуцирования моральной паники второго порядка, культивируемой на «социальной почве, заранее подготовленной предшествующей волной прецедентов социальной действительности» [4. С. 13]. Предметом рассмотрения настоящего исследования являются стратегии освещения проблемы распространения ВИЧ в федеральном и региональном медиапространстве. За основу были взяты материалы информационных программ федеральных («Новости», «Время» - Первый канал); «Новости» -LIFE)), региональных телеканалов («Вести Оренбуржья» - ГТРК «Оренбург»); «Наше время» - ТРК «ТК-Регион») и «посты» пользователей социальных сетей («Facebook»). Используются методы количественного контент-анализа и дискурс-анализа. Контент-анализ построен на фиксировании маркеров: ВИЧ, эпидемия, Оренбургская область. Хронологические рамки исследования: ноябрь - декабрь 2016 г. Так, «отправной точкой» для инспирирования моральной паники стало сообщение 2 ноября 2016 г. о том, что в Екатеринбурге объявлена эпидемия ВИЧ. Журналисты LIFE одними из первых обнародовали данную информацию: «Первый замначальника Управления здравоохранения Екатеринбурга Татьяна Савинова сообщила о пандемии вируса иммунодефицита в уральской столице. По ее словам, заболевание прочно укоренилось во всех слоях населения города, и распространение болезни уже не зависит от групп риска. Всего, по словам Савиновой, в Екатеринбурге зарегистрировано 26 693 случая ВИЧ-инфекции, однако сюда входят только официально известные случаи, поэтому реальная заболеваемость гораздо выше» (LIFE, 2.11.2016). Снискав большую популярность в Интернете, телеканал быстро распространил данное сообщение на своих страницах в социальных сетях. Только в «Facebook» (рис. 1) было зафиксировано 1292 репоста, что сопровождалось комментариями пользователей: «Почему от нас это скрывали?!» (Игорь ***); «Понятно, что нашим чиновникам нет до этого дела» (Сергей ***); «ВИЧ среди нас...» (Ольга ***); «Эпидемия, от которой не спастись» (Ирина ***). п-I-I-I-I-I-I-I-I-I-I-I-I I I I-I-I 1400 1200 1000 800 600 400 200 0 "Facebook" ^ ^ ^ ^ ^ г* WV Рис. 1. Динамика публикационной активности пользователей сети «Facebook» на тему распространения ВИЧ Что касается стратегии освещения проблемы распространения ВИЧ со стороны Первого канала (рис. 2), его журналисты, напротив, попытались сдерживать моральную панику: «Как выяснилось, слово «эпидемия» действительно звучало, но такой термин медики используют согласно рекомендации Всемирной организации здравоохранения, когда порог заболеваемости превышает 1 %> населения, что как раз зафиксировано в Екатеринбурге. Большинство случаев - среди наркоманов» (Первый канал, 2.11.2016). Как и репортеры LIFE, корреспонденты Первого канала давали комментарий первого заместителя начальника Управления здравоохранения г. Екатеринбурга Татьяны Савиновой, но с кодом «разъяснение»: «У нас сложная ситуация с заболеваемостью, инфицировано 27 тысяч человек, это 1,8 %. Эта стадия характеризуется как генерализованная эпидемия. Безусловно, никакое начало эпидемии не объявлялось, прозвучала формулировка» (Первый канал, 2.11.2016). В дальнейшем в эфире Первого канала выходили материалы, также направленные на сдерживание моральной паники, популяризирующие необходимость профилактики ВИЧ: «Сообщения об угрозе ВИЧ-эпидемии в Екатеринбурге напомнили о необходимости информирования и профилактики» (Первый канал, 3.11.2016); «В России стартует акция «Стоп ВИЧ/СПИД» (Первый канал, 28.11.2016); «ВМоскве проходит форум для специалистов по профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа» (Первый канал, 28.11.2016); «Во Владивостоке студентам университета рассказали о СПИДе и дали возможность сдать экспресс-анализ» (Первый канал, 29.11.2016); «Тысячи студентов московских вузов пришли в мобильные пункты, чтобы проверить свой ВИЧ-статус» (Первый канал, 30.11.2016); «Как защититься от ВИЧ-инфекции, обсуждали на Всероссийском открытом уроке для студентов и школьников» (Первый канал, 2.12.2016). В свою очередь, репортеры LIFE (рис. 2), придерживаясь стратегии инспирирования моральной паники, в своих материалах делали акцент на масштабное распространение ВИЧ в пределах всей страны: «Петербург приближается к эпидемиологическому порогу по ВИЧ» (LIFE, 2.11.2016); «В Самаре и Тольятти ситуация с ВИЧ хуже, чем в Екатеринбурге» (LIFE, 2.11.2016); «Россия на грани перехода к третьей стадии эпидемии ВИЧ» (LIFE, 10.11.2016); «В 10 регионах РФ зафиксирован критический уровень ВИЧ» (LIFE, 10.11.2016); «С начала года жертвами ВИЧ стали 20 тысяч россиян» (LIFE, 1.12.2016). При этом (в отличие от Первого канала) журналисты LIFE исключали из медиа-повестки материалы на тему профилактики ВИЧ (несмотря на то, что было несколько информационных поводов: акция «Стоп ВИЧ/СПИД», Всероссийские открытые уроки для школьников и студентов и проч.), тем самым пытаясь сформировать в сознании аудитории представление о глобальности эпидемии, от которой спастись якобы не удастся никому. -7~ Первый канал LIFE К г^-I-1-1-1-1-1- I -I-1--г^-I сГ сГ сГ о* о* о* о* о* о* & & О* -ч* Ь* V* V* а* с* # Рис. 2. Динамика освещения проблемы ВИЧ в эфире федеральных телеканалов Как показали результаты контент-анализа, наибольшее количество материалов (19) зафиксировано в эфире LIFE именно в день обнародования информации об эпидемии ВИЧ с кодом «сенсация» (2.11.2016). Впоследствии наблюдается спад медиа-интереса к данному явлению. Просчет журналистов отдельной телекомпании при конструировании моральной паники можно объяснить с точки зрения отсутствия медиатандема - поддержки «нескольких СМИ, которые распространяют одинаковую либо близкую по содержанию информацию, тем самым подтверждая ее условную легитимность» [4. С. 134]. В противном случае стратегия медиаконтролеров признается ошибочной и неэффективной, что может впоследствии привести к утрате «кредита доверия» к каналу СМИ со стороны аудитории. Если рассматривать стратегии освещения эпидемии ВИЧ в региональном медиапространстве (рис. 3), можно заметить, что оренбургские телеканалы включили данную тему в «повестку дня» только 10.11.2016 (на неделю позднее, чем федеральные СМИ). Поводом стало заявление министра здравоохранения России В. Скворцовой о том, что в 10 регионах зафиксирован повышенный уровень распространения ВИЧ. Оренбургская область в данном рейтинге заняла пятое место (инфицировано 1,4% населения [33]). При этом в сообщении уточняется, что данная проблема не является сенсационной и спонтанно возникшей, объясняется географическим расположением региона и соседством с Казахстаном, из которого проходит наркотрафик. -ГТРК "Оренбург" ТРК "ТК-Регион" ■X-7" I I I I I I I I I ^ ^ ^ ^ ^ / / / ^ >>
Ключевые слова
mass media,
moral panic,
social problem,
epidemic,
HIV,
СМИ,
моральная паника,
социальная проблема,
эпидемия,
ВИЧАвторы
Ефанов Александр Александрович | Оренбургский государственный педагогический университет | кандидат социологических наук, доцент кафедры журналистики | yefanoff_91@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Скворцова рассказала о закупках препаратов против ВИЧ // МИА «Россия сегодня», 2017. URL: https://ria.ru/society/20170113/1485677714.html (датаобращения: 15.01.2017).
В России начнет работать реестр ВИЧ-инфицированных с 2017 года // МИА «Россия сегодня», 2017. URL: https://ria.ru/society/20170101/1485049072.html (дата обращения: 15.01.2017).
Количество прошедших тест на ВИЧ на Урале за год увеличилось на 3 % // ТАСС информационное агентство, 2016. URL: http://tass.ru/ural-news/3830942 (дата обращения: 17.12.2016).
Критический уровень ВИЧ зафиксирован в 10 регионах России // ТАСС информационное агентство, 2016. URL: http://tass.ru/obschestvo/3773145 (дата обращения: 17.12.2016).
Мейлахс П.А. Опасности моральной паники по поводу наркотиков // Credo new. 2003. № 1. С. 216-233.
Ясавеев И.Г. Социальные проблемы и медиа: конструкционистское прочтение. Saar-brucken: Lambert Academic Publishing, 2010. 236 с.
Дмитриева А.В. Роль потребления наркотиков в структурации социальных отношений: дис.. канд. социол. наук. СПб., 2012. 310 с.
Ярская-Смирнова В.Н. Социальная инклюзия в молодежной политике // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 1. С. 63-73.
Гилинский Я.И. Современные тенденции мировой криминологии // Криминологический журнал БГУЭП. 2012. № 3. С. 5-14.
Щитов Н.Г. Карательная тенденция в современной пенитенциарной политике США // Всероссийский криминологический журнал. 2014. № 3. С. 156-165.
Майорова-Щеглова С.Н. Новые информационные технологии и молодое поколение: нет моральным паникам! // Интеллигенция в мире современных коммуникаций: сб. статей / под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: РГГУ, 2009. С. 254-259.
Макаров А.С. Конструирование социальной проблемы подростковой делинкветности в печатных изданиях Республики Татарстан: дис.. канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2007. 186 с.
Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. 262 с.
Райхштат А.О. Молодежные субкультуры в российском обществе: теоретические подходы и современные практики: дис.. канд. социол. наук. Казань, 2006. 170 с.
Рюмин A.M. Современные стереотипы о России в массовом сознании жителей стран Запада: дис.. канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2012. 148 с.
Громов Д.В. «Моральная паника» как механизм развития ряда молодежных сообществ Советского Союза и России // Историческая психология и социология истории. 2012. № 1. С. 164-178.
Еникеева Е.Э. Механизм формирования моральных паник в современном обществе и роль СМИ в этом процессе // Наука и современность. 2010. № 6. С. 14-18.
Колесникова М.И. Российская молодежь 60-х и 90-х: сравнительный анализ моделей интеграции в общество: дис.. канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2006. 174 с.
Лисеев Р.П. Молодежный журнал как субкультурный феномен: дис.. канд. филол. наук. СПб., 2005. 188 с.
Rohloff A., Wright S. Moral panic and social theory: Beyond the heuristic // Current Sociology. 2010. № 58 (3). P. 403-419.
Thompson K. Moral panics. London: Routledge, 1998. 165 p.
Блюдина У.А. Молодежные культуры, масс-медиа и феномен «моральных паник» // Другое поле. Социологические практики / под ред. Е.Л. Омельченко, С.А. Первильева. Ульяновск: Изд-во Государственного научного учреждения «Средневолжский научный центр», 2000. 364 с.
Thompson K. Moral panics. London: Routledge, 1998. 165 p.
Hall S. Policing the Crisis: Mugging, The State, and Law and Order. London: Macmillan, 1978. 248 p.
Goode E., Ben-Yehuda N. Moral panics: the social construction of deviance. Oxford: Wiley-Blackwell, 2009. 299 p.
Burns H. What are «moral panics»? // Ipce.info, 2000. URL: http://www.ipce.info/library/web-article/what-are-moral-panics (дата обращения: 12.09.2013).
Wood M. , Flinders M. From Folk Devils to Folk Heroes: Rethinking the Theory of Moral Panics. London: Brunel University, 2012. 26 p.
Crime, Social Control and Human Rights. From moral panics to states of denial: Essays in honour of Stanley Cohen / Ed. by D. Downes, P. Rock, C. Chinkin and C. Gearty. London: Willan Publishing, 2007. 452 p.
Critcher C. Moral Panics and the Media. Berkshire: Open University Press, 2003. 207 p.
Marsh I. , Melville G. Moral Panics and the British Media - a look at some contemporary «Folk Devils» // Internet Journal of Criminology. 2011. URL: http://www.internetjournalofcriminology.com/Marsh_Melville_Moral_Panics_and_the_British_Media _March_2011.pdf (дата обращения: 17.04.2014).
Cohen S. Folk devils and moral panics: The creation of the Mods and Rockers. London: Routledge, 2011. 282 p.
Ефанов А.А. Моральные паники как фактор социальных изменений: дис.. канд. социол. наук. Саранск, 2016. 179 с.
Young J. The Role of the Police as Amplifiers of Deviance // Images of Deviance. Ed. by S. Cohen. L.: Penguin Books, 1971. P. 27-61.
Сухов А.Н. Феномен современного общественного кризиса: сущность и особенности проявления // Человеческий капитал. 2016. № 6 (90). С. 6-8.
Тян В.В. Альтернативные модели политической власти в период общественного кризиса // Теоретические и прикладные аспекты политической науки. 2014. № 5-4. С. 249-260.
Молодов О.Б. Масс-медиа в ракурсе общественного мнения в условиях кризиса // Социальное пространство. 2016. № 2 (4). С. 1-13.