Теоретико-концептуальный обзор феномена наследования малого семейного бизнеса в России: гендерный аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. DOI: 10.17223/1998863Х/38/17

Теоретико-концептуальный обзор феномена наследования малого семейного бизнеса в России: гендерный аспект

Рассматриваются и анализируются гендерные аспекты процесса возникновения и распространения феномена малого семейного бизнеса в России с точки зрения социологических исследований. Отдельное внимание уделяется проблеме передачи семейных предприятий последующему поколению и освещению этого вопроса в литературе. Проводится обзор теорий и методов, используемых авторами для изучения положения женщин в системе наследования семейных фирм.

Conceptual theoretical analysis of the Russian family business inheritance phenomenon in gender aspects.pdf В современном мире развитие малого и среднего семейного бизнеса стало одним из ключевых показателей экономического роста. Стремительное расширение сектора предприятий данного типа привело к повышенному интересу со стороны экономистов, политологов, а также социологов. В отличие от доминирующей роли семейных предприятий в Европе, в России сфера семейного бизнеса появилась и стала развиваться на несколько десятилетий позже [1. C. 22]. Это стало одним из определяющих факторов в дисбалансе между исследованиями зарубежных авторов и отечественной социологией. Данное явление ярко просматривается уже на стадии определения самого понятия - «семейный бизнес», следовательно, изучение таких вопросов, как участие женщин в формировании своего собственного предприятия, влияние тендерных приоритетов и стереотипов в системе наследования семейных фирм, а также условия труда на рабочем месте, в современной российской социологии только начинается. Таким образом, в России сложилась уникальная, двойственная ситуация: активный рост доли малого и среднего семейного бизнеса на экономической арене столкнулся с влиянием генерных стереотипов и традиционным воспитанием. Ряд статей затрагивает эту тему, а также вопросы положения женщин в сложившейся практике наследования семейного бизнеса и доли их участия в управлении предприятиями, однако большой процент работ лишь косвенно исследует такие серьезные аспекты либо полностью обходит их стороной. Дифференциация факторов, влияющих на тендерную диспропорцию в управлении фирмами, принятие коллективных решений о дальнейшей стратегии развития предприятия, долевом или полном наследовании семейного бизнеса - все эти проблемы не могут долго оставаться вне внимания релевантных исследований. Среди теоретических концепций, используемых авторами в работах, посвященных системе управления и передачи по наследству малого семейного бизнеса, следует выделить наиболее релевантные и часто встречающиеся в исследованиях. Часто работы, посвященные интеграции, конкуренции и конфликтным отношениям между членами семьи, имеющими свою собственную фирму, базируются на системной теории («System theory»). Данный подход фокусируется на изучении семейного предприятия с точки зрения взаимодействия между объектами анализа, которыми обычно являются отношения в сфере бизнеса и в семье. В таком контексте «семья» и «бизнес» рассматриваются как две системы, имеющие свои собственные особенности и степень открытости для изменений и интеграции новых членов. В вопросах наследования, конкурентоспособности и тендерной диспропорции при передаче бизнеса второму поколению к двум базовым системам добавляется третья - «управление» [2. C. 200]. Такая модель считается более релевантной для получения конкретных результатов. Однако несмотря на удобство использования, данная теория подвергается жесткой критике со стороны других авторов, так как не затрагивает множество побочных сфер, которые косвенно или напрямую влияют на построение отношений, в особенности в семье [3. C. 168]. Другой теоретической парадигмой, часто используемой в статьях и книгах социологов, является теория Отношений агентов («Agency theory»), которая базируется в основном на исследовании отношений главы фирмы и наемных работников или владельцев крупных семейных предприятий и их наследников. Долгое время такой подход был ведущим только в процессе изучения разногласий, возникающих между менеджерами или наемными работниками и вышестоящими руководителями. Однако в последнее время исследователи указывают на специфическую форму проблемы «агентов» в исследовании семейных фирм. Поэтому данная теория стала концентрироваться и на анализе внутренних конфликтов между собственниками фирм и последующим поколением. Так, например, дух альтруизма в отношении родственников и близких может привести к тому, что на предприятии будет установлена система распределения обязанностей между членами семьи, не приспособленными к ведению бизнеса [2. С. 204]. Таким образом, данная теория является одной из высокорелевантных парадигм для исследования как развития семейного бизнеса, так и передачи его по наследству последующему поколению. В противовес теории Отношений агентов часто ставится парадигма Попечительства («Stewardship theory»), которая рассматривает результаты корпоративного управления и развития предприятий, опираясь на две концепции - «психологическую» и «ситуационную». Таким образом, с точки зрения последователей данного суждения, релевантно рассматривать причины формирования специфической структуры семейных фирм, базируясь не только на поведенческих факторах и уровне мотивации агента, но и на контекстных, культурных условиях, существующих в рамках семейного предприятия. Эти два аспекта неразрывно переплетаются и не могут быть рассмотрены отдельно друг от друга для получения наиболее точных результатов. Другими словами, теория Попечительства фокусируется на том, что стратегическое управление предприятием обусловлено не только личными качествами определенного агента, но и культурными условиями, созданными руководством фирмы [4. С. 277]. Часть теорий используется авторами для изучения напрямую положения женщин в бизнесе и системе наследования предприятий. Некоторые статьи опираются на теорию Лидерства («Leadership theory»), базирующуюся на анализе средств, процессов влияния и интеграции, посредством которых выбранный объект исследования достигает индивидуальных или организационных целей. В работах, посвященных тендерной диспропорции и дискриминации женщин в сфере бизнеса, авторы прибегают к сравнительной характеристике черт лидерства, а также различиям в стиле ведения переговоров, построения отношений с подчиненными и финансирования организаций. Данная теория акцентирует внимание именно на распределении влияния, властных отношениях и личностных барьерах, с которыми сталкиваются женщины-лидеры, развивающие свой собственный бизнес. В теории подчеркивается недостаточное количество примеров женского стиля управления или репрезентации успешного развития семейного бизнеса, полученного по наследству [5. С. 22]. Среди превалирующих методов, используемых авторами, следует выделить различные типы интервьюирования респондентов. Наиболее часто в исследованиях встречается неструктурированное интервью с женщинами, которые открыли свой собственный бизнес или получили по наследству семейное предприятие. Так, например, в работе А.Е. Чириковой было проведено 65 мягких интервью [6. С. 358]. Автор сконцентрировала свое внимание на анализе информации, полученной в процессе опроса респондентов, и сфокусировалась в большей степени на восприятии женщинами-предпринимателями потенциальных препятствий, стоящих на пути развития собственных предприятий и получения семейных фирм по наследству. В результате исследования, сконцентрированного на полуструктурированном опросе респондентов, автор пришла к выводу, согласно которому положение женщин в малом и среднем семейном бизнесе на данный момент остается двойственным. Большинство интервьюируемых женщин подчеркивали сложности интеграции семейного предпринимательства в России, неопределенность в сфере профессиональной компетенции и специального образования, отсутствие поддержки со стороны региональной власти. Среди основных трудностей и препятствий на пути развития своего бизнеса женщины также указали высокий уровень криминализации сферы и особенности политического воспитания. С другой стороны, Чирикова делает акцент и на некоторых положительных моментах, таких как готовность женщин активно развивать фирмы и социально-психологический потенциал представительниц бизнес-сферы. Среди исследований, использующих метод неструктурированного и по-луструктурированнного интервью, следует выделить работу Роберта Насона и Пола Трумана «Father-Daughter Succession in Family Business: A Cross-Cultural Perspective». Данная книга является релевантной для исследований феномена тендерного неравенства, а также такого аспекта, как передача семейного бизнеса по наследству от отца - дочери, так как содержит большое количество эмпирической информации, базирующейся на интервью, и данных, анализируемых авторами. Более того, следует отметить, что часть глав посвящена ситуации с передачей малого и среднего бизнеса, сложившейся в России в последние десятилетия. Авторы проводят анализ факторов, которые могут повлиять на положение женщин в среде семейного бизнеса, таких как возможность получить специальное образование, отношение к работающим женщинам в семье и обществе и других. В работе подтверждается вывод о том, что традиционный взгляд на развитие семейного бизнеса в России не может стать основой для дальнейших изменений в обществе с высокоразвитыми автократическими структурами управления малыми и средними предприятиями. В исследовании подчеркивается важность изменений как на государственном и политическом уровнях, так и во внутрисемейной среде. С точки зрения авторов, женщинам в России предстоит преодолеть демоти-вирующее влияние других членов семьи (в особенности отцов) для дальнейшего развития своего бизнеса. Кроме того, в данной работе уделяется определенное место вопросу о наследовании семейного бизнеса в пользу сыновей, других родственников мужского пола или друзей. Основываясь на результатах, полученных при опросе респондентов, авторы оценивают состояние женского семейного бизнеса в России как «зарождающееся», требующее длительного пути развития и изменений во всех сферах жизни общества [7. С. 166]. Интересной работой, использующей метод интервьюирования, является статья «Property entails obligations - across generations Shareholder competence in family businesses» Николь Вопель и Тома Русена [8]. Значимость данного исследования заключается в том, что оно концентрируется на таком важном аспекте, как конкурентоспособность второго поколения в управлении семейными предприятиями. Авторами рассматриваются позитивные и негативные аспекты конкуренции между преемниками, их отношение к ведению семейного бизнеса, а также участие в специальных обучающих программах и курсах повышения квалификации для успешного управления фирмой. Отдельная глава исследования посвящена влиянию семейных отношений и интеграции членов семьи в решение вопросов, связанных с развитием предприятия. В конце статьи делаются выводы о значимости передачи опыта из поколения в поколение, а также внедрения большего количества обучающих программ для изучения возможностей развития семейного бизнеса в будущем. Исчерпывающее исследование состояния малого и среднего семейного бизнеса в России проведено в статье Д.А. Волкова и С.О. Календжян «Семейное предпринимательство: анализ российской практики». Авторы представляют детальный обзор преимуществ небольших семейных компаний, а также анализируют влияние института семьи в России на дальнейшее развитие семейных предприятий. Отдельная часть работы посвящена отсутствию специфического образования и опыта совместного администрирования фирм. Среди причин данной ситуации указаны: коррумпированность региональной власти; неконкурентоспособность малых семейных фирм; отсутствие поддержки со стороны государственных органов; нестабильность бизнес-среды и нежелание вовлекать последующие поколения в процесс принятия решений и управления предприятием. Авторы подчеркивают, что только 32% респондентов готовы передать по наследству часть бизнеса своим детям [1. С. 23]. Кроме того, в статье сделан акцент на несерьезное отношение к проблеме мотивации преемников и роли второго поколения в принятии решений. Авторы также затрагивают вопрос участия женщин и их положения в специфической системе управления и наследования семейных фирм. В исследовании делается вывод о недостаточном уровне заинтересованности старшего поколения в формировании навыков администрирования предприятий у преемников, а также отсутствие методов для решения проблем наследования семейного бизнеса в России. Одним из трендов в направлении исследований положения женщин в семейном бизнесе стало использование метода кейсов («Case studies»). Многие современные социологи стали обращаться к данному типу анализа, так как считают метод кейсов релевантным и удобным для исследований, а также открывающим новые возможности для изучения таких сфер, как развитие семейного бизнеса и интеграция женщин в систему наследования. Одной из книг, базирующихся на данном методе, является «A Working Woman's Manifesto on Business and What Really Matters» (автор Маргарет Хефферман) [9]. В книге освещены проблемы, связанные как с учреждением нового предприятия, так и с передачей семейных фирм по наследству, много внимания уделяется ситуации, сложившейся в России. Автор концентрируется на специфических особенностях, таких как отсутствие специального образования для ведения бизнеса или неравный доступ к возможностям для мужчин и женщин, государственные законы и бюрократические препятствия, а также уникальные способности женщин выходить из сложных ситуаций, и даже истории триумфа отдельных семейных предприятий, переданных по наследству дочерям или открытых женщинами без помощи и поддержки со стороны отцов или мужей. Книга написана яркимя, живым языком и содержит большое количество эмпирических данных из интервью и анализа различных кейсов, выбранных автором. Кроме того, следует уделить внимание и методу сравнительного анализа. Этот метод может быть применен как в исследованиях, направленных на изучение тендерного неравенства, так и для сравнения положения женщин в системе семейного бизнеса разных стран. Ярким примером сопоставления может служить книга Лорен Хелены Рид «The Financing of Small Business: A Comparative Study of Male and Female Owners» [10]. В данном исследовании проведен теоретический и эмпирический анализ состояния женского предпринимательства, проблемы и препятствия, с которыми могут столкнуться малые и средние фирмы, а также контекстные факторы, влияющие на финансирование данного типа бизнеса банками. Много материала, посвященного проблемам, с которыми сталкиваются женщины в России. Отдельная глава отведена под анализ выбранных методов исследования, инструментария и выборки, использованной автором. Несмотря на значительное количество фактологического материала, обширного обзора литературы и подтверждение выводов автора, книга содержит определенные недостатки. Необходимо отметить, что эта работа сконцентрирована на узкой сфере проблем финансирования бизнеса для мужчин и женщин. Множество факторов, напрямую или косвенно влияющих на положение женщин в малом и среднем бизнесе, практически не учитывается. Работой, представляющей значительный вклад в изучение феномена наследования семейного бизнеса и построения внутрисемейных отношений в предпринимательстве, является статья Хезер Хаберман и Шарон Дейнс «Father-Daughter and Father-Son Family Business Management Transfer Comparison: Family FIRO Model Application». Целью данного исследования является анализ властных структур в отношениях «отец - сын» и «отец - дочь» при передаче малого и среднего бизнеса. Авторами выделены три типа измерений для изучения: включение второго поколения в семейный бизнес, контролирование принятия решений относительно предприятия и интегрирование в управление бизнесом. Работа концентрируется вокруг успешной адаптации женщин в системе наследования фирм. С точки зрения авторов, дочери, исключенные из института наследования семейного предприятия, чувствуют сильную изоляцию как в профессиональной, так и в личной сфере. В результате данная ситуация приводит к конфликтам и низким уровням интеграции между членами семьи, что негативно отражается и на дальнейшем развитии бизнеса. Однако женщины, привлеченные к решению вопросов по управлению фирмой, способны создать высокий уровень сотрудничества и взаимопомощи в управлении семейным предприятием. В процессе исследования, опираясь на сравнительный анализ и неструктурированное интервью со вторым поколением преемников семейного бизнеса, авторы приходят к выводу, что передача малых и средних предприятий должна происходить с участием всех заинтересованных членов семьи [11. С. 165]. Целый ряд работ посвящен обзору литературы и методологии, которая используется другими авторами в своих исследованиях. Среди российских авторов следует выделить обзор литературы, сделанный Еленой Викторовной Корчагиной - «Исследования семейного бизнеса в России. Подходы к определению и концептуальные особенности» [12]. В данной работе автор уделяет особенно много внимания появлению первых статей и книг, посвященных проблематике семейного бизнеса в российской научной среде. Кроме того, в статье проведен анализ подходов, разработанных другими социологами, и определены некоторые специфические отличия между российскими и зарубежными авторами в сфере использования методологии и инструментария. Е.В. Корчагина подтверждает вывод о том, что интерес российских социологов к вопросу развития семейного бизнеса до сих пор находится на стадии формирования. Также автор исследует появление проблемы передачи предприятия последующим поколениям и подходов к изучению данного вопроса. Отдельной частью исследования является определение подходов к формулировке самого понятия «семейный бизнес» и его интерпретаций российскими авторами. В процессе исследования Е.В. Корчагина приходит к выводу о том, что в последнее десятилетие в российской социологии формируется единая терминологическая база для понимания проблем взаимодействия в сфере малого и среднего бизнеса. Более того, автор указывает на повышение интереса к механизмам преемственности семейного бизнеса и организационной структуры институтов создания и развития семейных предприятий. Несмотря на важность данного исследования, следует отметить некоторые недостатки. Автором практически не затронуты тендерные аспекты наследования семейных фирм, литература для обзора выбрана в сфере использования определения термина «семейный бизнес» и первичных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели. Таким образом, оставлено множество сфер для изучения. Несмотря на то, что все работы, описанные нами, релевантны и содержат большое количество информации, невозможно не отметить и некоторые недостатки исследований, посвященных развитию семейного бизнеса в России. В большинстве статей и книг (в особенности российских авторов) тема положения женщин в семейном бизнесе и системе наследования предприятий затрагивается лишь косвенно либо полностью отсутствует. Вопрос наследования семейного предприятия дочерьми рассматривается в основном в работах зарубежных авторов. Кроме того, сравнительно немного исследований посвящено отношениям между дочерьми или женами, наследующими фирмы, и другими членами семьи. Таким образом, множество сфер, которые относятся к «гендерным аспектам» в семейном бизнесе, требуют дальнейшего, более глубокого изучения. С точки зрения методологии следует отметить недостаточность использования микс-методов. Статьи, изучающие позицию женщин в семейном бизнесе, часто сконцентрированы на одном методе, таком как сравнительный анализ или интервью. Несмотря на то, что огромное количество книг и статей авторов часто основывается на единой методологии, на мой взгляд, наиболее значимым способом для достижения более точных результатов является реализация микс-методов как с эмпирической, так и с теоретической базой. Проанализировав некоторые исследования, посвященные «гендерным аспектам», а также наследованию и развитию семейного бизнеса, можно обнаружить, что интерес к данным вопросам сильно возрос в последнее десятилетие. Появились как новые сферы для изучения, так и новые методы, используемые авторами. Исследовательские проблемы приобрели более узкую и точную направленность - от изучения феномена семейного бизнеса в целом к описанию отношений между родственниками, наследниками предприятия. Однако, несмотря на повышенный интерес социологов к данным областям, тема положения женщин в семейном бизнесе все ещё остается малоизученной. Требуется дальнейшее исследование таких аспектов, как влияние воспитания и стереотипов, построение отношений между дочерьми-отцами, а также тендерная диспропорция в возможностях администрирования своего бизнеса.

Ключевые слова

семейный бизнес, система наследования, гендерная диспропорция, малый семейный бизнес, гендерные стереотипы, family business, inheritance system, gender disproportion, small family business, gender stereotypes

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воронкова Анастасия ИгоревнаВысшая школа экономикиаспирант 1-го года обучения, аспирантская школа социологических наукavoronkova@hse.ru
Всего: 1

Ссылки

Волков Д.А., Календжян С.О. Развитие семейного предпринимательства в России // Экономическая политика. 2011. № 5.
Davis J.A. & Tagiuri, R. Bivalent attributes of the family firm // Family business review. 1996. № 9.
Barret M. Theories to define and understand family firms // A window into business research. 2014. № 3.
Craig, J.B., Dibrell, C. & Neubaum, D. (2011) Stewardship behavior as governance in family businesses. In: Farrar, J. & Watson, S. (eds.) Contemporary issues in corporate governance. Christchurch, New Zealand: The Centre for Commercial & Corporate Law Inc. pp. 277-296.
Patel G. Gender differences in leadership styles and the impact within corporate boards. Social transformation program division. 2013.
Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
Thurman P. W., Nason R.S. Father-Daughter Succession in Family Business: A Cross-Cultural Perspective. NY. Routledge. 2011.
Vopel N., Riisen T., Calabrd A. Property entails obligations - across generations: Shareholder competence in family businesses // WIFU Working Paper Series. 2013. № 15.
Heffernan M. A. A Working Woman's Manifesto on Business and What Really Matters. San Francisco. Jossey-Bass. 2004.
Read L. H. The Financing of Small Business: A Comparative Study of Male and Female business owners. NY. Routledge. 1998.
Haberman H., Danes S.M. Father-Daughter and Father-Son Family Business Management Transfer Comparison: Family FIRO Model Application // Family Business review. 2007. № 20.
Корчагина E.B. Исследования семейного бизнеса в России: Подходы к определению и концептуальные особенности // Социально-экономические исследования. 2015. № 6/4.
 Теоретико-концептуальный обзор феномена наследования малого семейного бизнеса в России: гендерный аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. DOI: 10.17223/1998863Х/38/17

Теоретико-концептуальный обзор феномена наследования малого семейного бизнеса в России: гендерный аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. DOI: 10.17223/1998863Х/38/17