Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. DOI: 10.17223/1998863Х/38/20

Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ

Представлен политико-психологический подход к анализу патриотизма как политической ценности. Автор опирается на концепцию единства когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов в структуре личности и рассматривает ценность патриотизма во взаимосвязи с чувствами и поведением граждан. На основе анализа эмпирических данных автор определяет проблемы и возможности формирования патриотизма в России.

Patriotism as a political value: political-psychological analysis.pdf Проблема патриотизма является сегодня актуальной и широко обсуждаемой в России. На уровне руководства страны и политической элиты активно декларируется курс на патриотизм. При этом «патриотизм (единственная, по мнению президента, допустимая государственная идеология) противопоставляется не просто космополитизму, но и новейшим изобретениям либеральной мысли в виде мультикультурализма» [1. С. 275]. Российские ученые рассматривают патриотизм как идеологический конструкт и политическую ценность, проводят анализ современных патриотических практик с позиций политологических и социологических подходов [2-4]. При этом как на уровне принятия и исполнения конкретных политических решений, так и в научном дискурсе нет однозначного понимания что такое патриотизм: его определяют как идею, ценность, чувство, поведение. А ведь с психологической точки зрения это совершенно разные вещи, хотя и тесно связанные между собой. Концептуализация понятия «патриотизм» Традиция осмысления сущности патриотизма в отечественной философии насчитывает уже более двух столетий: начиная с Н.М. Карамзина, дискуссии о патриотизме вели славянофилы и западники, мыслители «белой эмиграции» и идеологи марксистско-ленинского учения. В современной социологической науке патриотизм определяется как «любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства» [5. С. 164]. Патриотизм как ценностное понятие «характеризует национальное единение, идентификацию с прошлым, настоящим, будущим своей страны, ответственность за ее судьбе, ее защиту» [6. С. 125]. Нередко в научной и публицистической литературе синонимом патриотизма выступает гражданственность. Однако эти понятия не тождественны. Гражданственность понимается как интегральное качество личности, определяющее «сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей и гражданского долга, разумное использование своих гражданских прав и свобод» [7. С. 56]. Таким образом, объектом патриотизма является страна, Родина, Отечество, объектом гражданственности - государство. Патриотизм ученые часто отождествляют с национализмом [8, 9], рассматривая их как «два конструкта одной линии развития» [10. С. 66]. При этом национализм является как бы «надстройкой» патриотизма, его более поздней формой. Например, Т.В. Беспалова отмечает: «Концепт патриотизма является метафизическим основанием идеологии национализма, т.к. связан с чувством любви к родине и нации, ее волей и политическим действием, приобретая значение эстетической ценности» [11. С. 20]. Мы склонны поддержать иную позицию: патриотизм и национализм разные, но взаимосвязанные понятия, апеллирующие к восприятию дихотомии «мы - они» как основанию социальной и политической идентичности группы [12-14]. Политико-психологическое понимание патриотизма Политико-психологический подход к пониманию патриотизма опирается на концепцию «фундаментальной психологической триады» [15], которая предполагает выделение когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в структуре личности. Когнитивный компонент составляет основу политического сознания и включает в себя элементы, которые определяют интерес человека к политике и объясняют, как он видит мир (политические образы, представления, ценности, установки). Аффективный (эмоциональный) компонент связан со сферой бессознательного, определяет позицию человека по отношению к миру и самому себе (в первую очередь, эмоции, настроения, переживания). Поведенческий компонент в структуре личности является наиболее видимым, выражается в поведенческих актах. Формирование ценности патриотизма у граждан осуществляется в процессе политической социализации под влиянием разных институтов и факторов (семьи и образовательных организаций, армии и церкви, молодежных движений и политических партий, СМИ). В процессе взаимодействия человека с окружающей социально-политической средой происходит присвоение ценности патриотизма и встраивание ее в структуру личности. Оптимальным результатом этого процесса с психологической точки зрения является формирование у граждан следующих компонентов. 1. На когнитивном уровне - имеющая высокую личную значимость ценность патриотизма, опирающаяся на структурированную систему представлений о своей стране, ее истории и геополитическом положении, культуре и традициях, государственном устройстве и политической системе. Патриотизм рассматривается в данном случае как политическая ценность, являющаяся ядром политического сознания человека и регулирующая его поведенческую активность [16]. Политическим ценностям присуще символическое начало, поэтому в системе ценностных представлений личности находят отражение политические символы различных видов (объекты, персоны, идеи), относящиеся к разным эпохам (современные, советские, имперские) [17]. 2. На эмоциональном уровне - чувство любви и сопричастности к Родине и Отечеству, основанное на позитивном восприятии социально-политической и этнокультурной специфики страны. Здесь речь идет о конкретных чувствах (гордость, сожаление, разочарование) и более общих настроениях, возникающих у граждан в отношении политических символов, историко-культурных и политических событий, явлений, процессов. Эмоциональный знак и сила чувств определяются их объектом и общим политическим контекстом ситуации. В частности, эмоциональное отношение к событиям прошлого усиливается в условиях социокультурного и идеен-тификационного кризисов [18. С. 30]. 3. На поведенческом уровне - гражданская активность и политическое поведение, реализуемое на практике в социально значимых и общественно приемлемых формах. Это внешние наблюдаемые проявления патриотизма, отражающие ценностную значимость для граждан своей страны и эмоциональное отношение к ней. Таким образом, политико-психологическое понимание ценности патриотизма предполагает не только и не столько значимость для граждан исключительно этой ценности как абстрактной категории, обозначающей «любовь к Родине». Оно подразумевает наличие тесной психологической связи данной ценности с эмоциональным и поведенческим компонентами личности. Патриотизм в российском обществе По данным ФОМ, в настоящее время 78% граждан считают себя патриотами (в 2006 г. таковых было 57%) [19]. При этом, по мнению 68% россиян, быть или не быть патриотом - личное дело каждого человека. Таблица 1. Иерархия политических ценностей россиян в динамике (ранги) Ценность 2007 год 2013 год 2015 год Равенство 9 11 11 Демократия 10 13 12 Частная собственность 12 10 10 Национализм 15 18 18 Традиционность 11 16 16 Стабильность - 8 8 Солидарность 13 15 14 Толерантность - 14 13 Мир 1 1 1 Порядок 3 5 6 Свобода 6 7 7 Законность 2 3 3 Патриотизм 7 9 9 Безопасность 4 2 2 Справедливость 5 6 5 Коллективизм - 17 17 Индивидуальная инициатива - 12 15 Права человека - 4 4 Суверенитет 8 - - Глобализация 14 - - По данным наших исследований [20], патриотизм как ценность на протяжении последних лет устойчиво входит в десятку наиболее значимых политических ценностей. Однако он занимает не лидирующее положение, а всего лишь 7-9-е место. Значимость ценности патриотизма возрастает от младшего поколения к старшему. Это не удивительно, поскольку представители средней и старшей когорт социализировались и определенное время жили при советской системе, где патриотизм существовал как «номенклатурный конструкт» [21], который императивно формировался в общественном дискурсе и целенаправленно транслировался подрастающим поколениям. Таблица 2. Поколенческая специфика политических ценностей россиян, % Ценность Молодое Среднее Старшее Среднее поколение поколение поколение значение Равенство 27,9 26,5 28,9 27,5 Демократия 25,3 23,8 24,0 24,4 Частная собственность 34,9 30,0 22,9 30,9 Национализм 11,4 9,5 8,3 10,0 Традиционность 16,0 19,6 20,9 18,5 Стабильность 44,2 55,8 57,3 51,6 Солидарность 20,8 19,6 22,9 20,7 Толерантность 23,8 23,7 25,6 24,1 Мир 66,0 73,8 77,7 71,5 Порядок 62,0 67,5 69,4 65,7 Свобода 59,7 60,0 49,6 58,0 Законность 60,7 71,0 71,6 67,1 Патриотизм 39,4 42,0 49,9 42,7 Безопасность 65,0 72,7 73,8 69,9 Справедливость 59,3 61,3 67,5 61,7 Коллективизм 12,8 12,6 20,7 14,1 Индивидуальная инициатива 27,1 24,8 19,6 24,8 Права человека 66,6 68,7 57,6 65,9 Содержательное наполнение ценности патриотизма связано с представлениями граждан о положительных чувствах - любви, гордости, уважении, почитании, которые они испытывают в отношении своей страны, ее истории и культуры: • «любовь к томуместу, где ты живешь, и уважение традиций»; • «патриотизм - это чувство гордости за свою страну, радость от того, что ты живешь, родился и вырос в России»; • «патриотизм - это, прежде всего, твои национальные корни». Таким образом, ценность патриотизма тесно связана с положительным эмоциональным отношением граждан к России. При этом объектом чувств (как позитивных, так и негативных) являются преимущественно военные события. Наибольшую гордость наши граждане испытывают за победу в Великой Отечественной войне, наибольшее разочарование - за войны в Чечне и Афганистане. Эти данные свидетельствуют о том, что предлагаемый властью патриотизм милитаристского типа, основанный на гордости за военные победы и достижения, находит отражение в массовом сознании. Однако система представлений об этих событиях, которая должна определять эмоциональное отношение к ним, является в целом относительно неопределенной, причем уровень размытости и когнитивной бедности представлений о войнах и вооруженных конфликтах возрастает от старших поколений к младшим. □ чувство гордости □ чувство сожаления 60 50 40 30 20 10 0 3 военные события культурные, спортивные, научные события Рис. 1. Эмоциональное отношение граждан к событиям разных типов, % Поведенческий вектор ценности патриотизма является слабо выраженным. Несмотря на то, что в представлениях граждан о патриотизме присутствуют категории действия - «защищать», «служить», «делать», они скорее выражают суждения оценочного характера, но не определяют реальной готовности к осуществлению данных действий. По данным ФОМ, в представлениях россиян патриотизм проявляется в таких поступках, как «служба в армии» - 8%, «активная гражданская позиция, участие в делах страны» -5%, «хорошая, добросовестная работа, идущая на благо страны» - 4%, «благотворительность» - 4%, «участие в выборах, митингах» - 3% [22]. Представленные эмпирические данные показывают, что российские граждане активно декларируют значимость ценности патриотизма, определяют себя патриотами, испытывают положительные эмоции в отношении своей страны, но их поведение, которое можно было бы назвать патриотичным, тоже пока не осуществляется в должном объеме и социально приемлемых формах. Проблемы и перспективы формирования патриотизма Патриотизм - сложный политико-идеологический конструкт, который представляет собой национальную идею и ценность, провозглашаемую на уровне государства и имеющую общенациональное значение. Выработка содержательного наполнения ценности патриотизма является одной из приоритетных государственных задач, которая не может быть решена, пока в общественном и научном дискурсе существует терминологическая неопределенность в отношении базовой категории. Это, на наш взгляд, первая проблема, преодоление которой возможно путем концептуализации понятия «патриотизм», наполнения абстрактной формулы «любовь к Родине» конкретным содержанием, определение основных параметров выражения этой «любви» на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях личности. Кроме того, требуется пересмотр смысловых акцентов - отход от российской традиции милитаристского понимания патриотизма и более широкое обозначение его как культурно-исторического и социально-психологического феномена. Вторая проблема связана с тем, что в общественно-политическом дискурсе патриотизм представляется в качестве базового идеологического конструкта. При этом совершенно очевидно, что одной ценности патриотизма как основы национальной идеи для нашей страны явно недостаточно. Как справедливо замечает Е.Б. Шестопал, «при всей важности конструирования единой системы ценностей патриотизма, которые включают такие неполитические ценности, как ценности семьи, Родины, особенно малой Родины, веры, традиционализм и другие, эти неполитические ценности не могут заменить собой собственно политических и собственно партийных систем ценностей» [23. С. 69]. Таким образом, на уровне руководства страны и политической элиты как производителей ценностей и смыслов в политике требуется выстраивание целостной идеологической концепции, в которой патриотизм может быть центральным (но не единственным) элементом, тесно связанным с другими политическими ценностями и идеями. Третья проблема связана с системой политических ценностей самих граждан, в которой патриотизм занимает не самое высокое место. На протяжении последнего десятилетия наиболее значимыми для россиян являются ценности мира, безопасности, порядка, законности, справедливости, свободы и прав человека, которые актуализированы неудовлетворенными потребностями в безопасности, отсутствием уверенности в завтрашнем дне. Патриотизм для граждан, безусловно, важен, но это ценность второго уровня значимости. Таким образом, возникают своего рода «ценностные ножницы» -патриотизм как ключевой идеологический конструкт, предлагаемый сверху элитой, не согласуется напрямую с ценностным запросом, существующим в обществе. Отсюда, на наш взгляд, столь высокий уровень декларативности патриотизма у граждан, не подкрепляющийся реальными действиями на поведенческом уровне. Тем не менее в настоящее время существуют значительные возможности для преодоления указанных проблем и эффективного формирования патриотизма в российском обществе. Во-первых, на протяжении 2000-2010-х гг. приняты и реализуются государственные программы патриотического воспитания граждан. В частности, в ныне действующей четвертой программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» в качестве цели определяется «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [24]. Таким образом, мы отмечаем наличие организационно-правовой базы для работы по формированию патриотизма. Во-вторых, в современной российской и зарубежной науке накоплен значительный пласт теоретических разработок и эмпирических исследований в области патриотизма, которые могут стать основой для работы по концептуализации понятия «патриотизм» и определения его смысловых доминант в контексте отечественной политической традиции и культуры. Таким образом, при всей сложности задачи формирования патриотизма в нашей стране существуют основания для оптимистического взгляда в будущее.

Ключевые слова

патриотизм, политические ценности, политическая психология, политическое поведение, национализм, Родина, patriotism, political values, political psychology, political behavior, nationalism, Motherland

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Селезнева Антонина ВладимировнаМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносовакандидат политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики, факультет политологииntonina@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Федоров В. Новая Россия: лица и исполнители (эволюция российского общественного мнения в 1989-2014 гг.) // Четверть века после СССР: люди, общество, реформы / сост. П. Дуткевич, Р. Саква, В.И. Куликов; под ред.: Е.Б. Шестопал, А.Ю. Шутова, В.И. Якунина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. C. 234-290.
Головченко А.В. Инверсии либерального патриотизма в современной России // Известия Саратовского университета. Серия Социология и политология. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 98-102.
Воронцов С.А., Понеделков А.В., Вилков А.А. Патриотизм как базовая ценность современного государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 4. С. 70-74.
Касамара В.А., Сорокина А.А. «С чего начинается Родина»: патриотизм в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2016. № 6. С. 99-110.
Социологическая энциклопедия: в 2 т. Национальный общественно-научный фонд / рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин; гл. ред. В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. Т. 1. 863 с.
Рожкова Л.В., Васильева Н.Д. Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 3. С. 123-129.
Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999. 524 с.
Dekker H., Malova D., Hoogendoorn S. Nationalism and its explanations // Political Psychology. 2003. V. 24, № 2. Pp. 345-376.
Druckman D. Nationalism, patriotism, and group loyalty: a social-psychological perspective // Mershon International Studies Review. 1994. V. 38, № 1. P. 43-68.
Хухлаев O.E. Национализм и патриотизм как социальные установки: теоретический анализ и экспериментальные исследования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 10. С. 66-70.
Беспалова Т.В. Патриотизм и нация как источники моральной мотивации в национализме // Философия права. 2012. № 4. С. 17-21.
Kosterman R., Feshbach S. Toward a measure of patriotic and nationalistic attitudes // Political Psychology. 1989. V. 10, № 2. P. 257-273.
Mummendey A., Klink A., Brown R. Nationalism and patriotism: National indentification and out-group rejection // The British Journal of Social Psychology. 2001. V. 40, № 1. P. 159-172.
Хухлаев O.E. Психология национализма в зарубежных исследованиях // Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 15-29.
Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
Селезнева А.В. Политико-психологический подход к исследованию политических ценностей // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 56-60.
Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Советское прошлое в ценностном и образно-символическом пространстве российской идентичности // Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 25-39.
Евгеньева Т.В. Историческая память и национально-государственная идентичность в современной России // Ценности и смыслы. 2012. № 5. С. 27-36.
Патриотизм: динамика мнений. Пресс-выпуск ФОМ от 27 марта 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/TSennosti/13261 (дата обращения: 22.04.2017).
Селезнева А.В. Политические ценности в современном российском массовом сознании: психологический анализ // Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 2. С. 6-18.
Щербинин А.И. Патриотизм как номенклатурный конструкт // Вестник Томского университета. Философия. Социология. Политология. 2016. № 3 (35). С. 264-271. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000550313
Патриотизм: динамика мнений. Пресс-выпуск ФОМ от 27 марта 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/TSennosti/13261 (дата обращения: 22.04.2017).
Шестопал Е.Б. Ценностные характеристики российского политического процесса и стратегия развития страны // Полис. Политические исследования. 2014. № 2. С. 61-71.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/ 8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 25.04.2017).
 Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. DOI: 10.17223/1998863Х/38/20

Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. DOI: 10.17223/1998863Х/38/20