Взросление мальчика в племени Маконде (Мозамбик): ритуальность социокультурного бытия | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. DOI: 10.17223/1998863Х/38/27

Взросление мальчика в племени Маконде (Мозамбик): ритуальность социокультурного бытия

Рассматривается ритуальность социокультурного бытия на примере взросления в племени Маконде как пример трансляции «нормальной» мужественности. Авторы проблематизируют становление мужественности в современных обществах с «размытой» мужественностью.

A boy growing in the Makonde tribe (Mozambique): funeral of socio-cultural life.pdf Ритуал как социокультурное явление все больше привлекает сегодня внимание социальной антропологии, культурологии, философии культуры и др. Чем вызван интерес к ритуалу? Как известно, «ритуал - одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишенная какого-либо утилитарного или самоценного значения» [6. С. 560]. В таком значении ритуал имеет следующие особенности: четкую регламентацию, психоэмоциональное напряжение; обособленность от повседневно-практической жизни (что подчеркивается атмосферой торжественности); преодоление трудностей с целью перехода в другую социальную категорию; наличие медиатора (посредника между соответствующими крайностями). Сущность ритуала - символический переход между различными формами космического и социального бытия (жизнь - смерть, человеческое - сверхчеловеческое, мужское - немужское, природное - социальное и т.д.). Секуляризация социального бытия и норм лишает ритуал ореола са-кральности и превращает его в некую условность, символ признания определенных норм, ценностей или статуса. В эпоху становления цивилизации, социально дифференцированного общества ритуал утрачивает свой мифологический характер, выступая зачастую как признак выделения высших страт. При этом значительная часть общества отстраняется от активного участия в ритуальном спектакле, довольствуясь ролью пассивной массовки. Недооценка роли ритуалов, коллективного опыта приводит, как правило, к стиранию групповой памяти, идентификационным затруднениям. Коллективный опыт можно передать только стереотипно - на основе подражания образцу, в качестве которого может выступать жесткая ритуализация в виде инициаций. С одной стороны, инициация выполняет сакральную функцию и представляет собой «встречу со священным». Нельзя не согласиться с Уолтером Кэлбером, что инициация - процесс преобразования личности, экзистенциальной и духовной трансформации и обновления человека (см. [3]). С другой стороны, инициация - это культурный и социальный код, который прописывается не только в душах, но и телах иницианта [2. С. 13]. Ини-циант тем самым приобретает человеческий статус, проходя определенное испытание души и тела. Инициации довольно внятно транслируют рамки идентичности. Тендерной в том числе. Попытаемся проследить это на примере процесса взросления мальчика в племени Маконде (Мозамбик). Несколько слов о народах Мозамбика. Мозамбик расположен на юго-востоке Африканского континента, с востока и юго-востока омывается Мо-замбикским проливом Индийского океана. Площадь - 802 тыс. кв. км. До 1975 г. Мозамбик был колонией Португалии. Официальный язык - португальский. Почти половину страны занимает Мозамбикская низменность, достигающая на юге ширины 400 км, а на севере сужающаяся до нескольких десятков километров. Слабовсхолмленная равнина полого поднимается на запад до 350-400 м над уровнем моря. На севере находится плато Ньяса (средние высоты 500-1000 м, но отдельные вершины поднимаются до 2000 м), обрывающееся к одноименному озеру; на западе и северо-западе страны - кристаллические плато Мозамбик, Ангони, Мотабели с высшей точкой - горой Бинга (2436 м). На юго-западе, у границы с ЮАР, высятся вулканические горы Лебомбо. По территории Мозамбика протекают крупные реки Замбези и Лимпопо и множество более мелких рек (Лурио, Сави, Лигонья и др.), изобилующих порогами и водопадами в пределах горной части. Северо-западная часть страны является побережьем гигантского пограничного озера Ньяса, на границе с Малави расположено также озеро Чилва. Север страны испытал на себе влияние мусульманской культуры и ислама. Культурные традиции существенно различаются в четырех областях страны: побережье, территория расселения макуа, яо и малави, территория Маконде и территория к югу от реки Замбези. Народы Макуа, Яо и Малави, хотя и испытали влияние ислама, но во многом придерживаются старинных африканских традиций. Многие народы Мозамбика обожествляли силы природы и умерших предков; нередко эти два культа переплетаются между собой. Стоит отметить, что религиозные нормы для мозамбикских племен зачастую заменяют нормы морали, этику и право. Среди части населения Мозамбика распространена вера в действенность колдовства. Самые известные мозамбикские колдуны, которые, как они уверяют, способны исцелить от любого недуга. В Мозамбике и сегодня, в век компьютерных технологий, большинство людей обращается за помощью не к врачам, а к местным целителям. К основным видам деятельности Маконде относятся сельское хозяйство и резьба по дереву [4]. Культура Маконде, их образ жизни испытали внешнее влияние в меньшей степени. Им удалось сохранить сильную культурную сплоченность, несмотря на влияние португальцев. Традиционная религия оставалась доминирующей, распространение христианства началось только в 1930 г. [5]. Эпицентром культуры и традиций племени Маконде считается провинция Кабо Делгаду (район Муэда). Как и во многих провинциях Мозамбика, рождение мальчика в семье ма-конде - большая радость, с ним связывают продолжение рода. С рождения мальчик спит рядом с матерью. После того как его отнимают от груди, главной нянькой становится отец или дядя, но женщина ни в коем случае не может заниматься его воспитанием. Семьи маконде обычно многодетные, в случаях, когда родители заняты работой, за старшего оставляют мальчика, даже если по возрасту он младше старшей сестры. Каждый ребёнок поэтому здесь дисциплинируется и социализируется ответственностью за младшего брата или сестру. Родители заранее готовят старшего сына как будущего отца семейства в случае смерти родителей. До ритуала инициации мальчика воспитывают относительно нестрого. Маконде придают большое значение периоду детства и стараются не отягощать его трудностями, поскольку с ними мальчик познакомится в ходе взросления. Большое значение в социализации мальчика имеет охота с отцом (на кабана или газель в основном). Однако их берут не с ранних лет, а с одиннадцати. Девочек к охоте не допускают. В отличие от других африканских племен в племени маконде к женщине относятся как к слабому существу, нуждающемуся в защите и помощи. Несмотря на патриархальность основных традиций маконде, мальчики наравне с девочками помогают по дому делать «женскую» работу. Однако сервировать стол и подавать еду - это исключительно «женские» занятия. За столом драматургия тендерных отношений разыгрывается строго в патриархальных рамках. Все маконде, как и многие другие народы, придают огромное значение ритуалам, наиболее важный из которых - инициация. Этот ритуал носит обязательный характер. Прохождение такой инициации является способом укрепления связи с племенем и гарантом успешной жизни в социуме, основой тендерной идентичности. Остановимся на наиболее важных особенностях этой инициации и ее значении в становлении личности мужчины. Инициацию проходят как юноши, так и девушки в возрасте 12-15 лет (хотя бывают и исключения). Инициация для мальчиков называется likumbi, для девочек - mualu. Многие подростки не догадываются о своей поездке на «длительное испытание», поскольку не каждый из них готов к трудностям, которые их ждут в джунглях вдали от дома, и родители и близкие, таким образом, скрывают это от них. Инициация проходит в дни осенних каникул (декабрь, январь), когда нет дождей. И мальчиков и девочек бреют наголо. Матери должны собрать волосы своих детей после ритуального пострижения. Одежду сжигают. Это символизирует своеобразное «умирание», подготовку к последующему рождению. Во время пребывания в лесу подросткам запрещено есть мясо и мыться. Наступление времени «дороги испытаний» обозначается священным танцем mapiko. Девочек и мальчиков расселяют отдельно в хижины, которые для них построили заблаговременно. Посещать детей может только мать и те, кто прошел этот ритуал. Руководит инициацией Nalombu («оно» - ср. род), его назначают из числа старейших и уважаемых людей, обладающий сверхъестественными способностями - вызывать дождь, ветер, лечить людей и т.п. Ему помогают mbuana (друг, брат) - помощники для мальчиков и девочек. На время обучения инициантам дают имена животных в зависимости от их личных качеств. Жизнь в лагере строго регламентирована, нарушение правил влечет за собой порой суровые наказания. Подростки получают знания по разным аспектам жизни: этике, народной мудрости, этикету, обрядам (связанным с прохождением определенных этапов - жизни, смерти, вступления в брак и т.д.), разрешению конфликтов, сексуальному воспитанию (для девочек - искусство обольщения), охоте, домоводству. Последний экзамен самый сложный для подростков - ритуальные операции на половых органах и татуирование ножом, которые завершают процесс перевоплощения, подготовку к новой, взрослой жизни. Все эти знания позволяют юному маконде быть достойным членом общества, наделяют его правом быть «своим». «Свой» для маконде - это человек, воспитанный в рамках традиций и свято чтящий их. Настоящий маконде - это человек, живущий в гармонии с природой и подчиняющийся ей. Но, несмотря на это, маконде - это и тот, кто не сдается перед лицом трудностей и добивается своей цели до самого конца. После ритуала мальчик официально становится мужчиной. Несмотря на его юный возраст, матери, сестрам запрещается прикасаться к телу мальчика. Матери теперь следует запирать комнату в спальню родителей. И вообще, с этого момента мальчику не нужно доказывать свой мужской статус, и вряд ли кто-либо может его оспаривать. Мальчики, не прошедшие этот ритуал, воспринимаются неполноценными: им достаточно сложно вступать в контакты, найти спутника жизни и т.д. Даже за столом в доме неинициированные мальчики становятся сыновьями второго сорта. Таким образом, данный ритуал конституирует довольно типичный патриархальный образ мужественности, но не лишённый мягкости в отельных аспектах. Безусловно, многие особенности этого ритуала не вписываются в сознании современного человека, они могут показаться жестокими и несправедливыми. Но, может быть, эта жертва оправдана, если речь идет о целостности, самобытности, единстве идеалов и ценностей. Д. Гилмор утверждает: «В большинстве обществ временная связность культурной трансмиссии всегда находится под прямой или косвенной угрозой» [1. С. 231]. В этом смысле драматургия инициации показывает весьма четкие контуры мужественности и позволяет членам данного общества быть уверенными в социальных ожиданиях. Авторы придерживаются того мнения, что гораздо приятнее жить в обществе с внятными ролями, нежели получать сюрпризы от тендерного дисбаланса.

Ключевые слова

ритуал, инициация, культура, гендер, мальчик, Мозамбик, Маконде, племя, ritual, initiation, culture, gender, boy, Mozambique, Makonde, tribe

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Жапарова Алия Каиргельдыевна Омский автобронетанковый инженерный институт кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплинalfil82@mail.ru
Да Силва Иносенсио Омский автобронетанковый инженерный институт курсант специального факультетаicalu.silva@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Гилмор Д. Становление мужественности: культурные концепты маскулинности / пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. 264 с.
Зайцев П.Л. Атональный конфликт: Мужские инициационные практики и конфликты в современном мире. Омск: Амфора, 2011. 156 с.
Кэлбер У. Инициация: мужские инициации [Электронный ресурс] // Религиозная жизнь: энциклопедия / пер. с англ. и прим. И.С. Анофриев. Электронный ресурс. Режим доступа: http://religious-life.ru/2012/mens-initiations/ (дата обращения: 31.01.16).
Традиции народов Мозамбика [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://schoolmozambik.edusite.ru/p85aa1.html (дата обращения: 20.01.2016).
Ntaluma F.A. Quem sao os Makonde? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://makonde.no.sapo.pt/cultura_makonde.html (дата обращения: 01.02.2016).
Философский энциклопедический словарь / редкол. С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
 Взросление мальчика в племени Маконде (Мозамбик): ритуальность социокультурного бытия | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. DOI: 10.17223/1998863Х/38/27

Взросление мальчика в племени Маконде (Мозамбик): ритуальность социокультурного бытия | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. DOI: 10.17223/1998863Х/38/27