К.С. Аксаков о роли поэзии в духовной жизни человека | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2018. № 45. DOI: 10.17223/1998863Х/45/12

К.С. Аксаков о роли поэзии в духовной жизни человека

В статье рассмотрено учение К.С. Аксакова о природе художественного слова и логике исторического развития поэтического искусства. Показана роль слова в познании и самопознании человека. Выявлены различия между поэтическим словом и словом, применяемым в повседневной речи. Сделан вывод о высоком духовном назначении поэзии в судьбе человека, восходящего благодаря ей от переживания временности этого мира к переживанию вечности в своей душе.

Konstantin Aksakov on the role of poetry in the spiritual life of a person.pdf В современной литературной и философской среде возрастает интерес к проблемам взаимосвязи философии и поэзии [1], к тематике философской поэзии [2] и к поэтическому творчеству философов [3]. В истории русской философии можно найти немало примеров, подтверждающих идейное родство философии и поэзии. Достаточно назвать имена М.В. Ломоносова, К.С. Аксакова, А.С. Хомякова, В.С. Соловьёва, А.Ф. Лосева, чтобы удостовериться в этом. Философы принимали личное участие в поэтическом творчестве, пытались понять природу поэтического слова и раскрыть его особое воздействие на внутренний мир человека. Одним из первых философское исследование природы поэтического слова предпринял К.С. Аксаков. В историю К.С. Аксаков вошел как выдающийся философ, талантливый публицист, литературный критик, лингвист и историк. Он внес вклад в развитие русской поэзии, не только проявив литературное мастерство, но и сделав поэтическое творчество предметом философского исследования. Сочетание в нем литературной одаренности и философского дарования позволило ему положить начало развитию философии языка в России. В своих работах К.С. Аксаков изучал природу языка, его историю развития и грамматику. Он раскрывал глубокую связь русского народа с историей русской словесности и восхищался богатством русского языка. К.С. Аксаков определил роль художественного слова в жизни русского народа и в судьбе каждого человека и дал самую высокую оценку поэтическому искусству. В настоящее время отмечается возрастание интереса у отечественных исследователей к поэзии К.С. Аксакова. Они обращаются к гражданско-патриотической тематике его стихотворений, посвященных любви к Родине, вере в силу духа русского народа и надежде на простое и вместе с тем бесценное человеческое счастье [4]. Их интересуют его стихотворения, воспевающие силу и красоту родной природы и раскрывающие духовное единство человека и природы [5]. Другим предметом любви поэта, запечатленным в его стихах, стало само искусство слова - поэзия. Этой тематике посвящены такие стихотворения К.С. Аксакова, как «Орел и поэт» (1833), «Раздумье» (1834), «Как много чувств на мне лежат...» (1835), «O, sehnsucht» (1836), «Свободное слово» (1854), «Поэту-укротителю» (1845). К.С. Аксаков воспринимал поэзию в качестве способа эстетического воспитания своих собственных чувств через восхождение к духовным идеалам. В ней он видел свое предназначение в жизни, дарованное ему свыше, и с ней он связывал свою судьбу. Неодолимое стремление к поэтическому творчеству, отвечавшему на самые высокие порывы его души, К.С. Аксаков выразил в стихотворении «Раздумье»: О прилети ж скорей, моя отрада, Лети скорей, воздушная мечта, Тебя я жду, тебе душа вновь рада, Поэзии святая Красота! [6. С. 31]. Поэзия для К.С. Аксакова была не только сферой творческого воплощения его сокровенных чувств, но вызывала в нем исследовательский интерес. Проблемам изучения природы слова, исторического развития поэзии, ее влияния на самосознание народа и ее роли в духовной жизни человека он посвятил свою магистерскую диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1846), а также работу «Опыт русской грамматики» (1860) и ряд статей в журнале «Русская беседа» (1857) и в газете «Молва» (1857). В данном исследовании нас интересует вопрос, почему К.С. Аксаков придавал решающее значение поэзии в собственной жизни, в судьбе каждого человека и в судьбе всего народа. Для ответа на него следует, во-первых, выяснить, в чем виделась К.С. Аксакову природа слова и его предназначение; во-вторых, установить, в чем состоит, по его мнению, отличие художественного слова от слов обычной речи; в-третьих, выявить роль поэзии в духовной жизни человека. В рассуждениях об истории происхождения и о природе языка К.С. Аксаков исходил из традиционной религиозной концепции. В соответствии с ней он утверждал, что слово было даровано Богом людям как неотделимая часть их человеческой природы. Человек может существовать в согласии со своей разумной и нравственной природой исключительно благодаря слову, потому что, как писал К.С. Аксаков, «слово нераздельно с его существом, с духом, вложенным в него от Бога; это голос сознающего разума, данного свыше» [7. Т. 3. С. 1]. Своим появлением в мире слово свидетельствовало о присутствии в нем человека тем, что оно стало выражением его духовности, нравственности и разумности. В этом качестве слово принадлежит уже не божественному бытию, но внутреннему миру человека. Однако самостоятельно человек слов не создает, но он может по-своему истолковывать их смысл и по своему усмотрению выстраивать их в предложении. Слово настолько проникло во все существо человека, что ни изобрести, ни переменить слово он не может без того, чтобы не изменить собственной человеческой сущности и своей судьбы. В этом стремлении К.С. Аксакова представить слово частью внутреннего мира человека заключается антропологический смысл его учения о природе языка [8]. Слово, являясь условием именования различных по характеру явлений, помогает человеку осознать внутренний мир его души и познать внешний мир природы. В этом качестве, по мнению К.С. Аксакова, «слово стоит как посредник на рубеже двух миров, одухотворяя природу и воплощая мысль» [7. Т. 3. С. 4]. Благодаря посреднической роли слова человек, разумно познавая природу, высвобождается из-под ее власти и преобразует ее соответственно разумным началам. Вместе с тем слово помогает человеку осознать свои чувства и сделать их понятными окружающим его людям. Людей, несмотря на своеобразие внутреннего мира каждого из них и различие в понимании ими окружающей природы, объединяет способность выражать результаты своей разумной деятельности благодаря слову. Все потому, что слово по своей природе разумно, и является, говоря словами К.С. Аксакова, «выразившимся сознанием» [Там же. С. 1]. В слове находят отражение все стороны человеческой души и вся полнота человеческой мысли, поэтому оно идеально и тем отличается от природных явлений. Предназначение слова видится К.С. Аксакову в том, что одним своим присутствием в мире оно очерчивает границы человеческого бытия в отличие от животного существования. По мнению философа, «слово - это знамя человека на земле» [9. С. 193], потому что оно представляет собой присущий человеку гуманный способ воздействия на окружающий мир. Этот способ воздействия выражается в разумном убеждении и нравственном увещевании людей. Отвечая на вопрос о существовании в мире многообразия языков, К.С. Аксаков приводил в качестве аргумента библейское предание о первородном грехе, вследствие которого человечество потеряло первоначальное духовное единство и было разделено на многие народы. С тех пор «различно смотрит сознание человеческое на мир» [7. Т. 3. С. 3], и потому в мире существуют разные национальные языки. Даже в каждом отдельном случае индивидуальной речи смысл слов варьируется. Но люди тем не менее стремятся к духовному объединению и потому постоянно находятся в духовном поиске. Одних он ведет к истине, других же приводит ко лжи. Отсюда происходит искажение смысла слов и, как следствие, неизбежность человеческих заблуждений. Будучи частью внутреннего мира человека, слово подвергается всем перипетиям человеческой судьбы. Под влиянием различных намерений людей оно может быть подвержено фонетическим изменениям и семантическим искажениям. Какие бы испытания не претерпевал человеческий дух, слово всегда остается с человеком и разделяет его судьбу. Описывая историю развития языка, неотделимую от истории развития человечества, К.С. Аксаков выделяет в ней три этапа. В них раскрывается не только последовательное изменение целей применения слова в соответствии с насущными потребностями людей в общении и их совместной деятельности, но и достижение высокого уровня духовного развития языка. На первом этапе своей истории язык тесно связан с естественным существованием человека, всецело зависимым от природы. Слово тогда имело созерцательный и приближающийся к простоте природных явлений характер. «Это слово, -писал К.С. Аксаков, - обращенное лицом к природе, так сказать, ее изящно отражающее, возвышающееся над нею, являющее все свое величие уже присутствием и существом, делом своим, - во всей простоте, во всем спокойствии, как сама природа» [10. С. 72]. Но человек в силу своих нравственных устремлений и исканий разума оставляет естественную среду обитания в природе и строит отличающийся от нее мир духовной культуры. Вместе с возвышением человека над природой слово перестало служить ему непосредственным выражением его созерцания естественных явлений, ибо «слово последовало с ним; оно стало выражением его нужд, стало выражением его человеческой жизни, стало ему орудием, - и возмутилась его созерцательная ясность, побледнели его краски, стал отвлеченным его образ» [10. С. 73]. Мир, устраиваемый человеком, оказался далеким от совершенства, и в нем обнаруживаются признаки духовного упадка. Несовершенства самого человека и его жизни запечатлеваются в его сознании и выражаются в его речи. Следствием этого становится искажение назначения слов в жизни человека. «Среди этой жизни, обращенной в другую сторону, полной других интересов, в то же время мелкой и ничтожной, слово само получило характер, достойный ее состояния» [Там же. С. 75]. Несовершенства мира, построенного человеком, превратили слово в орудие искажения правды и распространения лжи. Слово обрело способность направлять человека к нарушению закона и пренебрежению нравственными устоями. Оно лишает человека надежд и обесценивает его жизнь, нисходящую в безвременье. Выражая «его внутренний, субъективный мир, с радостями и бедами, с долею и бездольем, с временем и безвременьем» [Там же. С. 44], слово воплощало в себе все стороны его жизни. Слово в своем содержании изменялось под влиянием нравственных метаний человека, но именно оно могло изменить безнадежную жизненную ситуацию и удержать его от нравственного падения. Словом, имеющим такую власть над человеком, по мнению К.С. Аксакова, стало художественное слово поэзии. Именно оно подвигает человека стать на путь духовных исканий, подвергнуть свою душу испытаниям и отказаться от произвольного использования слов. Оно доводит до его понимания мысль о том, что он должен искать тех форм словесности, в которых могла бы воплотиться частица его души. Действительно, обращаясь к поэзии, человек осознает, что его духовное возрождение осуществляется через силу поэтического слова. В этой связи философ проводил различие между словами, слагавшимися стихийно во взаимодействии человека с природой, и словами, рождающимися в душе поэта. Существенным признаком обычного слова, применяемого в повседневном обиходе, является то, что оно воспринимает и несет в себе всю палитру человеческой души - от низменных до самых высоких чувств. Человек одинаково склонен и к любви, состраданию, честности, справедливости, и к жестокости, безразличию, лжи, предательству. Поэтическое слово изобличает неприглядные стороны человеческой натуры, чтобы воззвать к человеческой душе и освободить ее от всего того, что ее омрачает. Очищающее человеческую душу действие поэзии К.С. Аксаков описал в стихотворении «Свободное слово»: Ты гонишь невежества ложь, Ты вечною жизнию ново, Ты к свету, ты к правде ведешь, Свободное слово! [11. С. 42]. Поэтическое слово вскрывает все те чувства и желания, которые, зарождаясь в душе человека, тлетворно воздействуют и разрушают ее изнутри. Оно указывает на пагубные мысли и низменные желания, которые своим искушающим действием заставляют человека подчинить свою жизнь безликому потоку безвременья. Все это подводит человека к поиску путей преодоления той жизненной ситуации, которая отягощает его душу и помыслы. «Поэзия сама, - писал К.С. Аксаков, - уже не может быть та, что была прежде; содержание ее, также и жизнь переменились; она отрывает от случайности эту жизнь; перед ней падает в прах все мелкое, все корыстное и низкое, - и то высокое стремление, которое несется в жизни, с одной стороны, та скорбь и горькая насмешка, юмор, с другой - одушевляют ее» [9. С. 75]. Поэзия, выводя человека из состояния потерянности и безысходности, восстанавливает его духовные силы. Померкнуть порабощающие душу страсти художественное слово заставляет потому, что оно пробуждает в людях чувства сострадания и печали в скорбные минуты, рождает чувства любви в мгновенья счастья и вселяет чувство иронии, возвышая человека над жизненными несоответствиями и неурядицами. Во всех своих действиях поэзия преследует одну священную цель - освободить человеческий дух и вознести его к нетленному бытию вечности: Ты - чудо из божьих чудес, Ты - мысли светильник и пламя, Ты - луч нам на землю с небес, Ты нам человечества знамя! [11. С. 42]. В чем же заключается тайна одухотворяющего человеческую жизнь действия поэтического слова? К.С. Аксаков, применив диалектический метод, предпринял подробный анализ природы поэзии и этапов ее исторического развития. Поэзия на первоначальном этапе развития представляется философу как отвлеченная от реальности идея поэтического искусства. Поэзия, понимаемая в качестве идеи, тождественна самой себе и имеет всеобщий характер. Несмотря на высокое предназначение поэзии как искусства, она не существует в действительности иначе, как будучи воплощенной в конкретных литературных произведениях. В ее воплощении в действительности К.С. Аксаков видел отрицание поэзией себя в качестве идеи искусства слова. Второй этап развития поэзии связан с ее воплощением в конкретных литературных произведениях, различающихся по своему художественному достоинству. Не все из них удостаиваются высокой оценки и увековечения. «Развитие поэзии, как сферы абсолютного духа, заключающей в себе абсолютное содержание, - необходимо; множество произведений случайных не должны нас смущать; они носят смерть в самих себе и исчезают без следа; только те, в которых выразилось искусство, имеют постоянно значение, пребывающий интерес - те, на которых запечатлело оно судьбы свои» [9. С. 25]. В действительности многообразие литературных произведений не исчерпывают собой всю полноту духа, содержащегося в поэзии как искусстве. Различные по содержанию и художественной ценности, они отстоят от поэзии как от отдаленного своего образца. Появление ли гениального поэта, или создание им высокохудожественного произведения в определенную историческую эпоху обязаны не самим себе, но воплощению в них и выражению посредством них поэзии в качестве сферы пребывания абсолютного духа. Третий этап в развитии поэзии должен быть связан, по мнению К.С. Аксакова, с преодолением того несовершенства в ней, которое присуще многим литературным произведениям, чья художественная ценность ставится под сомнение. Критическая оценка подобных произведений должна открыть путь к высоким образцам поэзии. К ним относятся самые выдающиеся художественные произведения гениальных поэтов и писателей. «Здесь находим мы вновь поэзию, совокупляющую свои моменты, поэзию, прошедшую через отрицание себя, через особность, через отдельность произведений и вновь нашедшую себя в сфере единичности, в едином произведении, отрек-шем особность и вместе ею условленном, - произведении, которое значит для себя и с которым уже, не как отвлеченное общее, является поэзия конкретно в присутствии всех своих моментов» [10. С. 31]. Выдающиеся образцы поэтического творчества единичны, неповторимы и представляют собой абсолютную ценность. На всех этапах поэзия являла собой возможность воплощения духовных стремлений человека и их действительную творческую реализацию. Таким образом, поэзия во всех ее формах и проявлениях в действительности стала условием развития и одухотворения человеческих чувств. Поэзия в значении отвлеченной идеи искусства еще не связанна с жизнью народа и деятельностью отдельной личности. Она еще не ограничена конкретной исторической эпохой. Переходя к действительному поэтическому творчеству, человек воплощал свои таланты в форме народных песен, сказаний и легенд. В форме своего действительного проявления поэзия связывается с народной жизнью, становится носительницей народной духовности и выражает в себе духовные потребности конкретного исторического времени. К.С. Аксаков писал, что «истинное произведение поэзии, непременно народное, должно быть таково, чтоб оно могло нравиться не некоторым только, а всему народу, который чувствует, что он в нем выражается» [7. Т. 3. С. 213]. В народных сказаниях и песнях воплощается духовная жизнь народа, его особый характер и мировосприятие. Народные сказания и песни передаются изустно от поколения к поколению и тем самым сохраняются преемственность и связь поколений и гарантируются единство и будущность всего народа. На стадии народного литературного творчества развитие поэзии не останавливается, так как это ограничивало бы его конкретно-историческими условиями. В первоначальном же значении поэзия ничем не ограничена и имеет всеобщий характер. Поэзия не может быть достоянием только одного народа, даже если речь идет о созданных им национальных произведениях, она должны быть достоянием всего человечества. Преодоление узконационального характера поэзии совершается, по мнению К.С. Аксакова, через индивидуальное поэтическое творчество. В нем сохраняется все достоинство и богатство народной поэзии, а принадлежащие ей идеи и образы получают всеобщий и всечеловеческий смысл. «Период исключительной национальности проходит, индивидуум освобождается, и в то же время освобождается человек вообще; но национальность как необходимый момент не теряет своего места, а только становится как момент вечно пребывающий» [10. С. 36]. Одаренная художественным талантом личность открыта для понимания всечеловеческих ценностей и идей и вместе с тем действует от лица своего народа. Она способна возвести народный дух на наднациональный, всечеловеческий уровень, преодолеть временные ограничения литературного творчества и вывести его на уровень надвременного бытия. Человеческий гений создает произведения, которые становятся достоянием всего человечества и увековечивают проявления человеческого духа. Проведенное К.С. Аксаковым философское исследование природы поэзии основывалось на опыте изучения им русского фольклора, русской народной песни и русских народных былин, а также поэзии М.В. Ломоносова, чей талант он высоко ценил. Его литературное наследие он признавал вершиной поэтического искусства. Применив приемы диалектического метода к исследованию русской литературы разных эпох, К.С. Аксаков выявил логику исторического развития поэтического искусства: от искусства как сферы воплощения абсолютной идеи к многообразным формам реализации поэзии в действительности и, наконец, к единичным произведениям гениальных творцов. Он показал причины возможного упадка в сфере поэтического искусства и условия его высокого подъема и расцвета. Он был уверен, что без связи с народным литературным наследием невозможно рождение поэтического гения, потому что для его воспитания необходима благоприятная духовная среда. Предостерегая от возможных кризисов в сфере художественной словесности, К.С. Аксаков указывал на неразрывную связь судьбы человека от судьбы слова, которое вслед за нравственным падением человека превращается в орудие искажения правды и совершения зла. Он видел в поэтическом слове одну из немногих возможностей освободить человеческий дух от привязанности ко всему случайному, недостойному и конечному. Роль поэзии в духовной жизни человека состоит, по мнению философа, в том, что она выявляет безнравственные наклонности души, подвигает человека к борьбе с недостатками собственной натуры и наставляет его на путь нравственного самосовершенствования. Поэтическое слово обладает такой силой влияния на духовную жизнь человека потому, что оно помогает ему преодолевать несовершенства в его временном существовании и открывает для него признаки вечности в его временном бытии. Поэзия, по мнению К.С. Аксакова, возносит человеческий дух к вечности и тем самым увековечивает даже мгновенное чувство, достойное ее высот.

Ключевые слова

человек, поэзия, слово, душа, судьба, person, poetry, word, soul, destiny

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Серова Наталья ВикторовнаГосударственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушаковакандидат философских наук, доцент кафедры «Гуманитарные дисциплины»nserova1@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Азарова Н.М. Язык философии и язык поэзии - движение навстречу (грамматика, текст). М. : Логос-Гнозис, 2010. 496 с.
Шайтанов И.О. Дело вкуса : Книга о современной поэзии. М. : Время, 2007. 656 с.
Поэзия как жанр русской философии / сост. И.Н. Сиземская. М. : ИФРАН, 2007. 340 с.
Аношкина-Касаткина В.Н. Стихотворения Константина Сергеевича Аксакова // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2015. № 2. С. 1-20. URL: http://www.evestnik-mgou.ru > vi/Articles/View/660
Ожерельев К.А. Образные представления об универсуме в лирике К.С. Аксакова // Омский научный вестник. 2012. № 5 (112). С. 154-157.
Аксаков К.С. Избранное // ЛитРес. [Электронный ресурс]. URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=2669555 (дата обращения: 13.09.2018).
Аксаков К.С. Опыт русской грамматики // Полн. собр. соч. М., 1880. Т. 3. С. 1-470.
Безлепкин Н.И. Философия языка в России. СПб. : Искусство-СПБ, 2002. 264 c.
Аксаков К.С. Русское воззрение // Государство и народ. М., 2009. С. 39-297.
Аксаков К.С. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 21-91.
Аксаков К.С. Стихотворения. М., 1909. 72 с.
 К.С. Аксаков о роли поэзии в духовной жизни человека | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2018. № 45. DOI: 10.17223/1998863Х/45/12

К.С. Аксаков о роли поэзии в духовной жизни человека | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2018. № 45. DOI: 10.17223/1998863Х/45/12