Теоретико-методологические установки определения понятий «профессия» и «трансфессия»: сравнительный анализ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2020. № 56. DOI: 10.17223/1998863X/56/11

Теоретико-методологические установки определения понятий «профессия» и «трансфессия»: сравнительный анализ

В статье рассматриваются содержательная трансформация понятия «профессия», а также его переход в конструкт «трансфессия». Рассмотрены философские основания появления «классических» черт профессии, которые формировались, начиная с периода античности, и окончательно конституировались в период Нового времени. Также рассмотрены особенности постсовременной философии, которая, в свою очередь, трансформирует профессию в трансфессию.

Theoretical and Methodological Principles of Defining "Profession" and "Transfession" Concepts: A Comparative Analys.pdf Понятие профессии является социальным конструктом и зависит от конкретно-исторического и социокультурного фона. Возникнув в период Возрождения, оно в своем содержании уже тогда вбирало то, что предпосылочно складывалось исторически раньше, и в смысловом отношении готовило социальную институцию, получившую название «профессия». С ходом истории понятие изменялось, отказываясь от устаревающей содержательной структуры и принимая то, что всегда отвечало на новые вызовы следом идущих эпох. Современность в своих деконструктивистских настроениях и постоянных поисках различного рода «концов» и «смертей» готова то же самое зафиксировать и относительно профессии. Поэтому избрание методологии исследования понятия профессии конструирующим образом влияет на его определение, и от результата этого избрания зависит логическая рамка, в пределы и границы которой можно поместить это понятие. Современная философия допускает разнообразие методологических установок, соответственно, и само определение (о-предел-ение = определивание, т.е. заключение в конкретные пределы и границы) не являет себя однозначным образом. Однако можно сформулировать исходное основание как методологическую базу, которая позволит увидеть логику исторической трансформации содержания понятия «профессия». Методологическим тезисом может выступить положение о том, что стиль и специфический характер философского мышления играют конструирующую роль в определении понятия «профессия». Так, классическая, метафизически настроенная философия, властно обусловливающая строгую зависимость философского знания от центральной категории - архе, столь же властно по строгой логике конструировала вокруг себя всю инфраструктуру социального мира. В выстроенных по указанию архе рамках общество представляло собой закрытую, устойчивую, логически прозрачную систему отношений, подчиняющуюся центральной структуре (обычно это были экономические - производственные - отношения). Профессия (как одна из сконструированных по этой логике социальных структур) не представляла исключения и обладала теми же характеристиками -устойчивостью, закрытостью, неизменяемостью. Однако современная философия в связи с произошедшими и происходящими деконструктивистскими процессами в метафизике как философском стиле мышления, позволившими увидеть активность и самостоятельность социокультурных конструкций мира, иначе на них воздействует и делает иные запросы к их содержанию в целом и к содержанию понятия профессии в том числе. Необходимо более подробно разобраться, что конкретно обусловливало классическое понятие профессии, как оно под конструирующим влиянием социокультурного фактора и господствующего в ту или иную историческую эпоху стиля мышления изменялось. Для этого важно задать логические рамки предстоящего рассуждения, которые позволят авторам и читателям работать в ситуации взаимопонимания. Исследование теоретико-методологических установок следует начать с того исторического времени, когда оно сформировалось, и не терять интереса к предмету исследования - профессии - вплоть до той его трансформации, которая сегодня вербально обозначена как «трансфессия». Требуется назвать некоторые уже устоявшиеся признаки, по которым тот или иной вид деятельности связывался и связывается до сих пор с понятием профессии. Среди них как о базовом основании обычно говорят о сложившемся разделении труда. Дополнительными и обязательными признаками профессии называют: необходимость соответствующей подготовки, признание ее институционального статуса, полезный продукт как результат деятельности и, соответственно, вознаграждение лиц за ее выполнение. Названные характеристики хотя и не исчерпывают полностью содержания профессии (в его исторических трансформациях), однако задают те самые рамки, которые предлагаются для работы, где целью ставится сопоставление теоретико-методологических установок, с позиций которых в конкретное историко-культурное время оно - это содержание - определялось. Но как и почему возникли именно эти рамки? И как они влияют на определение понятия «профессия»? Эти и подобные вопросы являются проблемными для статьи. Предстоит рассмотреть три больших исторических этапа существования профессии. Первый - допрофессио-нальный, когда профессии как понятия еще нет, но предпосылки к его появлению уже формируются. Второй - появление и существование профессии и как понятия, и как соответствующей деятельности в рамках классического философского стиля мышления, которому соответствовал исторический этап до ХХ в. Третий - неклассическая современность, когда деконструируется классика как в стиле мышления, так и в социокультурных аспектах реальности. Классические теоретические установки определения профессии складывались в философии Древней Греции (ее классического периода). Они исходили из специфики философского знания, принесшего доминанту рационализма в стиль мышления. Метафизический характер философии позволил ей увидеть мир сквозь призму разума. Тезис Протагора «одно и то же быть и мыслить» сразу же сковал бытие логикой. Сила разума поразила грека, и его умозрение воплотилось в красоте, целостности и гармонии мира, которые были рационально промыслены и указывали на признание архе в качестве исходной власти. У Платона (в его «Государстве») эта власть разума сказалась на строго логическом - идеальном - государственном устройстве, где каждое сословие должно было обладать определенным и конкретным умением. В каждом отдельном случае «свое» занятие предполагало особое воспитание и обучение, пройдя которые, можно было приобрести мастерство - техне - как владение знаниями и умениями, тоже специфическими для каждого занятия. Мастерство, или техне, - это исторически первое понятие о том, что впоследствии станет профессией. Древняя Греция в философском и культурном плане дала первые теоретические и методологические установки для формирования понятия «профессия», и они предполагали, во-первых, разумное, сущностное постижение предмета занятия (знание «что») и методов или способов его выполнения (знание «как»), во-вторых, рациональное овладение (обучение) этими знаниями и умениями, в-третьих, логически стройную градацию этих знаний по отдельным видам занятий (которые и явили себя прообразом первых профессий) и, соответственно, по разным сословиям. Такие установки сохраняют свое значение и до сих пор. В Средние века стали складываться предпосылки для появления профессии как специфического рода деятельности, отделенной от других форм занятий и требующей конкретных знаний и умений. Возникали дополнительные характеристики как следствие нового социокультурного состояния этой эпохи. Они явились результатом возникновения в Греции, Византии, Риме и Западной Европе городов, которые несли с собой необходимость различного рода объединений - корпораций - людей, занятых одним видом деятельности. Экономическая функция города обнаруживала себя в сосредоточенности именно здесь первых производительных сил и соответствующих форм деятельности. Кроме того, от любой формы деятельности стали ожидать пользу и выгоду. С целью достижения наиболее полезного результата деятельности в жизнь вошел строгий распорядок дня: строго определялось время труда, отдыха, сна, молитв, образования. Серьезное значение для возникновения института профессии имело возникновение в Средние века университетов: они усилили корпоративность в организации деятельности и способствовали ее результативности благодаря овладению знанием и образованием. Таким образом, Средние века внесли свою лепту в историю возникновения социального института и понятия «профессия». Во-первых, занятие одним видом деятельности в этот период вызвало институциональную корпоративную организацию (гильдии, братства, союзы), появлялись первые подобия социальных институтов, что впоследствии явилось непременным признаком профессии. Во-вторых, в подобного рода организации стала входить идея полезности: от занятий конкретной деятельностью ждали доход, деньги. В-третьих, большое значение стало придаваться интеллектуальной стороне тех типов деятельности, которых к этому времени появилось уже много (время востребовало интеллектуальные формы занятий: врачей, юристов, арбалетчиков, аптекарей, учителей, коробейников). Следующий период - эпоха Возрождения - был особым в плане подготовки теоретико-методологических условий для возникновения профессии. Она открыто и гуманистически страстно заявила о власти Человека и его Разума, предваряя тем самым Новое время с его властью науки и научного мышления. Для тематики, связанной с возникновением профессии, важно сказать, что власть разума понималась не только исключительно в философском плане. Зарождалась новая социальная организация, где культурная доминанта науки затребовала воплощения своих открытий в полезных результатах, была рационально заинтересована в них. Профессия возникала как деятельность, предполагающая большую, чем прочие виды занятий, эффективность в достижении пользы. Таким образом, возникновение профессии как социального института, понятия, вида деятельности и профессионализма как личностной характеристики, специфицирующей конкретное сообщество людей, связывается с культурными запросами периода Возрождения и началом Нового времени. Именно тогда возникает и новая наука (Ф. Бэкон) как теоретическая и социокультурная база для появления профессии. Специфика науки того периода в отличие от научного знания прежних времен состояла в том, что 1) научные исследования стали проводиться в специально организованных научных сообществах, 2) они приносили пользу обществу в форме их технических воплощений и 3) были основаны на опытном познании и эксперименте (Г. Галилей). Все эти отличительные характеристики науки обусловливающим образом сказались на профессиональной деятельности как практической реализации научных исследований. В качестве же доминирующего конструкта явил себя в этот период научно-рациональный стиль мышления (Р. Декарт, Г. Лейбниц). Овладеть им, чтобы соответствовать начавшейся эпохе индустриального производства, и воплощать его в полезной деятельности стало возможным через теперь уже развитую систему образования (университетского и школьного). Важно подчеркнуть, что уже в XVI в. рождалась промышленность, разные отрасли которой требовали квалифицированных специалистов-профессионалов. Иначе говоря, в эпоху Возрождения и в начале Нового времени возникли все общие признаки понятия профессии - философские, социокультурные, образовательные, научные. Окончательно это понятие закрепил проект Просвещения, твердо заявивший о силе Разума. Спрос на профессию появился в области индустрии, что в истории квалифицируется как промышленная революция. Новая технология требовала и новых профессий. Появление механического станка, например, вызвало к жизни понятие о базовой профессии, спецификой которой было сосредоточение в руках одного рабочего - грамотного, образованного, квалифицированного - того объема работы, который ранее требовал множества рабочих рук. Промышленное производство рождало узкую специализацию и профессионализацию. Овладение определенными навыками требовало специализированного образования и достаточно длительного процесса обучения. Соответственно, профессиональное образование становилось значимым ресурсом для человека. Профессии приобретают власть и престиж за счет того, что профессиональные группы обладают дефицитными знаниями и навыками. С помощью образования профессиональные сообщества объективно закрывают свои границы, появляются отдельные профессиональные сообщества, группы, внутри которых осуществляется профессиональная коммуникация. Важно зафиксировать функцию знания, которое воспроизводилось внутри профессии. Его основная задача состояла именно в установлении профессиональных границ, так как на данном историческом этапе границы являлись основным конститутивным признаком профессии. Эра «тяжелой модернити» [1] конструировала социальный и профессиональный миры, подчиняясь мышлению, заключенному в правила, традиции, предсказуемые сценарии. В индустриальный период профессионализация индивида подчинена линейной логике, традициям и правилам - однозначному ясному порядку. Индивид, вступая в мир профессии, формирует идентичность, «захваченную» в рамки традиции (уже сформированной и воплощаемой через профессиональное образование и профессиональную культуру). Через традицию работник получает и принимает однозначные правила профессионального мира. На практике это обнаруживалось в его четком видении движения и развития собственной профессиональной биографии. Современная же философия в связи с произошедшими и происходящими деконструктивистскими процессами делает иные запросы к содержанию социокультурных конструкций мира в целом и к содержанию понятия профессии в том числе. Социальный мир изменился и, характеризуясь в терминах, теперь не строго подвластных единым требованиям архе, но в терминах динамики, неопределенности развития, непрогнозированности и децентриро-ванности, меняет и содержание собственных социальных институтов. Конструирование профессии и профессиональной идентичности изменяется в том же направлении. Прежде всего, динамика («текучесть» - З. Бауман [2]) современного мира, цифровизация культуры, социальная онтология, представленная «пространством потоков» [3], постоянное появление новых социальных структур и отмирание старых - все это не дает основания для какой-либо социальной или профессиональной устойчивости и закрытости. Описывая современную реальность, можно заключить, что «порядок», свойственный предыдущим эпохам, теперь предстает «хаосом» [4. С. 3]. Традиция, которая была сущностью профессионализации, разрушается, уступая место множеству инновационных профессиональных сценариев. О.В. Чистякова, сравнивая две эпохи - модерн и приходящий ему на смену постмодерн, отмечает, что человек из состояния стабильности, поэтапного развития, «внутренней уверенности в собственной необходимости обществу», подкрепленной институционально, переходит в пространство множественного выбора, где правят уже не укоренившиеся социальные институты, а информационные потоки, нарративы и где движение может становиться самоцелью для человека [5]. Профессиональная идентичность становится личным проектом индивида. Она больше не развивается в заранее заданных рамках, ее открытость является главным свойством, позволяющим человеку «вписываться» в новую реальность. Конструирование профессиональной идентичности как личного проекта согласуется с концепцией автопоэзиса, коим описываются в культуре постмодерна самоорганизующиеся системы, в частности, различные социальные системы. Автопоэзис - способность живой системы к самовоспроизводству независимо от внешних факторов [6]. Профессиональная идентичность и есть часть автопоэзиса человека, так как в культуре постсовременности человек сам рассматривается как самоорганизующаяся система. Такой вектор развития представлений о природе человека и его идентичности формирует и новый каркас профессиональных компетенций, которые сегодня обозначают как «трансфессиональные компетенции». В среде, где правят динамика и неопределенность, «твердые» профессиональные навыки и впитывание профессиональной культуры являются проигрышной стратегией для профессионала. Самоконструирование и непрерывное развитие навыков, релевантных меняющимся условиям, - вот та стратегия, которая позволяет органически вписаться в «текучую» современность и которая создает необходимость трансформации профессиональной деятельности в деятельность трансфессиональную. Термин используется с 90-х гг. XX в., когда О.И. Генисаретский в работе «Культурно-антропологическая перспектива» предложил под «чистотой профессиональных интересов» иметь в виду не только высокую квалификацию, но и «переживание работы», «самообраз работника, в котором интегрированы и заведомая, установочная часть отношения к работе, и ведомая, сюжетная его часть» [7]. Сегодня этим термином обозначаются новые профессионалы, способные и обладать инструментально-профессиональными навыками, и находиться одновременно в широком пространстве профессионального мира в целом -«над профессией» [8. С. 177-187]. Среди характеристик трансфессионалов выделяют, в первую очередь, толерантность к изменениям, способность к коммуникации с другими профессионалами, способность принимать на себя любую роль во временных профессиональных командах и пр. Трансфессионал - это всегда человек создающий, способный трансформировать себя с учетом требований среды. Если же говорить об изменении содержания профессии, то, в первую очередь, должно интересовать состояние и характер современного научного знания, ибо именно оно овеществляется в практике профессиональной деятельности. Что же представляет собой современная онтология науки, какие характеристики приобретает научная истина и как ее новый образ воздействует на понятие и практическое содержание профессии? Научные знания, маркирующие сегодня профессии, изменяются, подчиняясь общим процессам социокультурной реальности. Современный научный разум не интересуется миром в статике, он направлен на познание нелинейного становления глобальных, самоорганизующихся, многоуровневых процессов. В постоянном движении и в своей изменчивости наука приобретает в качестве своего предмета «непредметную сферу процессуальности» [9]. Такое знание не может быть основой прежней профессиональной замкнутости и стабильности. Профессия преодолевает строгую предметность и вынуждается к постоянной коммуникации, подвижности, диалоговой форме существования в общем профессиональном и культурном мире. Меж- и транс-дисциплинарность науки явились причиной возникновения общих «коммуникативных зон» разных дисциплин, на стыках и границах которых рождаются трансфессиональные миры, которые приходят на смену классическому профессионализму. Новое знание и новая рациональность - основа трансфес-сии. Внутри современных профессий - трансфессий - знание непрерывно генерируется в процессе профессиональной и образовательной коммуникации. Но предметное образование (как образование и как сфера «твердых» профессиональных навыков) не исчезает, оно изменяет свой характер. Если ранее, следуя за принципами классической философии, оно было упорядочено и однозначно авторитетно, то сейчас предметное образование организовано по принципу посредничества, оно дает основы и инструментальные профессиональные навыки, но не в качестве самоцели, а в качестве возможности для диалогового, всестороннего, непрерывного познания мира. Предметность знания и связанная с ней инструментальность профессии непременно являются основой для вхождения в транспрофессиональный мир, где истина приобретает тот же трансфессиональный характер, становясь возможной только внутри коммуникативно-динамичного процесса. Таким образом, профессия является социальным конструктом и имеет культурно-историческое содержание. Оно начинает определяться в рамках, которые конструирует философский взгляд на природу вещей и природу человека как исторического субъекта. Развитие профессии, а следовательно, и профессиональной идентичности, складывалось в структуре упорядоченного, подчиненного категории архе мира. В соответствии с этим профессия демонстрировала и специфические характеристики: стремление к обособлению и закрытию своих границ, иерархию, производство уникального знания и навыков, которые оказывались недоступными другим. Сущность профессионализма была сокрыта в профессиональной традиции - логичной, однозначной структуре правил, норм, ценностей, целей, под влиянием которой формировалась идентичность профессионала. Но современный период, его нелинейность, неустойчивость, динамика и пр. порождают такие вызовы, которые, воспринимаясь профессией, преобразуют ее характер и содержание. Под влиянием иного устройства знания и образования, ухода от прозрачной структуры и устойчивой предметности содержания в условиях сетевого устройства мира возникает трансфессия, которая приобретает признаки непрерывной коммуникативности, множественности целевых установок, органического единства разных научно-профессиональных компетенций и знаний широкого спектра наук, как естественных, так и гуманитарных. В заключение нельзя не сказать о том, что при осмыслении новых проблем в сфере современного профессионального мира неизбежно встают острые вопросы, которые требуют тщательного философского и научного исследования. Не перерастет ли трансфессия в размывание всяческой профессиональной предметности? Как в коммуникативном пространстве знания определяются цели и принципы профессионального диалога, и определяются ли они вообще? Какие психологические и иные характеристики помогают сохранять баланс предметного фокуса профессии? Какая проблематика будет зоной работы трансфессионалов, а какая останется местом действия профессионалов? Эти и иные вопросы должны стать основополагающими для будущих исследований изменений, которые сегодня происходят в профессиональной деятельности.

Ключевые слова

профессия, трансфессия, постсовременная философия, классическая философия, междисциплинарность, profession, transfession, modern philosophy, classical philosophy, transdisciplinarity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тулупова Ольга НиколаевнаДепартамент здравоохранения Томской областизаместитель начальника департамента по экономике и финансамtulupova@yandex.ru
Петрова Галина ИвановнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор философских наук, профессор, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии, профессор кафедры культурологии, теории и истории культурыseminar_2008@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Бауман З. Индивидуализированное общество / науч. ред. К.В. Патырбаева, Е.Ю. Мазур. 2005. 390 с.
Бауман З. Текучая современность. Питер, 2008. 240 с.
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. Litres, 2019. 806 c.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М. : прогресс, 1986. Т. 432.
Чистякова О.В. Образы человека в культуре модерна и постмодерна // Культурное наследие России. 2016. № 4. С. 85-93.
Ласицкая Э. В. Концепция автопоэзиса: бытие, познание, деятельность // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, № 4.
Генисаретский О.И. Культурно-антропологическая перспектива. URL: https://gtmar-ket.ru/laboratory/expertize/2006/2755 (дата обращения: 17.02.2020).
Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Научно-проектный консалтинг как инновационный формат постдипломного образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 1. С. 177-197
Петрова Г.И. «Истина на границах»: понятие, содержание, культурно-образовательные следствия // Проблема истины в философии и науке: сб. Всерос. семинара молодых ученых им. П.В. Копнина. Томск, 2008. С. 107-111. (Труды Томского государственного университета; т. 270: Серия философская. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:0003 51124 2008 (дата обращения: 17.02.2020).
 Теоретико-методологические установки определения понятий «профессия» и «трансфессия»: сравнительный анализ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2020. № 56. DOI: 10.17223/1998863X/56/11

Теоретико-методологические установки определения понятий «профессия» и «трансфессия»: сравнительный анализ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2020. № 56. DOI: 10.17223/1998863X/56/11