Философский факультет Томского государственного университета(исторический очерк) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2009. № 2 (6).

Философский факультет Томского государственного университета(исторический очерк)

Дано краткое описание внешней событийной стороны развития философского факультета. Смысл очерка в том, чтобы сохранить в памяти имена и ключевые события, определившие создание и развитие факультета. Можно сказать, что это история факультета в первом приближении.

Faculty of philosophy of the Tomsk's state university .pdf Сущность исторического духа состоит не в восстановлении прошедшего, а в мыслящем опосредовании с современной жизнью.М. ХайдеггерI. Философия в Томском университете (1878-1987 гг.)С момента открытия философского факультета в Томском государственном университете прошло 20 лет. Факультет открыт приказом Министерства образования России от 12 ноября 1987 г. Возраст молодой, но прошлое факультета длительно по времени и богато по содержанию. Оно охватывает десятилетиями создававшийся не одним поколением философов опыт развития и преподавания философии в ТГУ, опыт, который стал основой создания факультета.В течение всех лет со дня основания Императорского Томского университета развитие философии было непременным условием становления университетского образования и науки. Уже в первые годы профессорами университета были опубликованы работы по философским проблемам конкретных научных дисциплин (в 1892 г. профессором Н.Ф. Кащенко - по проблемам теоретической биологии; в 1904-1906 гг. профессорами В.Г. Камбуровым и И. В. Сапожниковым был разработан, а затем в 1907-1909 гг. читался курс философии естествознания).Так сложилось, что судьба философии в ТГУ тесно сплелась с развитием исторического факультета, который в первоначальном варианте был открыт как историко-филологический факультет в ноябре 1917 г. в составе трёх отделений: исторического, филологического и философского. Деканом факультета был избран А. Д. Григорьев, специалист в области русской литературы. Он окончил в 1903 г. Московский университет, затем был профессором Варшавского университета. Учёным секретарем факультета стал профессор А. А. Гвоздев, впоследствии известный советский историк театра и западноевропейской литературы. Печать отмечала хорошую укомплектованность факультета профессорским составом (газета «Путь народа», 1917, 5 ноября) [4. С. 96]. Заведующим кафедрой философии и педагогики Министерством просвещения был назначен профессор С.И. Гессен, а профессор Э.В. Диль -заведующим кафедрой классической философии.Особое место занимает деятельность в ТГУ и в Томске российского философа С.И. Гессена.Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) - философ, учёный-педагог, публицист. Родился в г. Усть-Сысольске Вологодской губернии. Учился в 1-й Санкт-Петербургской гимназии. Высшее образование получил за границей. Слушал лекции Виндельбанда, Еллинека, Кантора в Гейдельберге, занимался под руководством Риккерта и Мейнеке во Фрейбурге. В 1910 г. во Фрейбург-ском университете защитил диссертацию на тему «Индивидуальная причинность». Один из основателей международного ежегодника по философии культуры «Логос». В 1914-1917 гг. - доцент Петроградского университета, в 1917-1921 гг. - в Томском университете, профессор, зав. кафедрой философии и педагогики. С 1923 г. - в эмиграции в Праге. В течение трёх лет занимал кафедру педагогики в Русском высшем педагогическом институте. Один из руководителей (с 1923 по 1929 г.) журнала «Русская школа за рубежом». Член правления (в 1925 и 1928 гг.) Философского общества в Праге. В 1935 г. переезжает в Польшу, принимает польское гражданство. Преподавал в высших учебных заведениях Варшавы. В 1945-1950 гг. - профессор педагогики в университете Лодзи.Гессен - автор переводов на русский язык ряда работ Г. Риккерта (Философия истории. СПб., 1908; Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911) и А. Бергсона (Время и свобода воли. М., 1911). Гессен писал по широкому кругу проблем, охватывающих философскую антропологию, этику, педагогику, социологию, право, политологию. В. В. Зеньковский отмечал: «Гессен, несомненно, обладает большим философским дарованием - честность мысли, законченность формулировок, постоянное тяготение к систематике понятий -всё это могло бы дать (и, может быть, уже и дало, если Гессен смог работать в области философии в годы войны и после неё) настоящую систему. Во всяком случае его большая книга «Основы педагогики» заключает в себе основы философской системы» (История русской философии. Т. 2, ч. 1. С. 247).По Гессену, мир не исчерпывается физической и психической действительностью; кроме физического и психического, есть ещё третье царство царство ценностей и смысла. Это третье царство - не трансцендентно, оно лишь трансцендентально. Позиция трансцендентализма наиболее глубоко выражена им в сфере философской антропологии. Его учение складывается из ряда положений. Основное из них то, что «личность обретается через работу над сверхличными задачами». «Могущество индивидуальности, - утверждает Гессен, - коренится не в ней самой, не в природной мощи её психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникаются тело и душа и которые просвечивают в них, как задания его творческих устремлений».Философия педагогики - одно из многих направлений, по которым Гес-сен развернул своё творчество в философии. Если в СССР в этот период совершался резкий переход педагогики на позиции рационализма и эмпиризма и шло открытое наступление на «буржуазную», «умозрительную», «философскую» педагогику, то Гессен, опираясь на русскую и передовую западную традицию, призывал к проникновению в педагогику, в высшее и среднее образование духовности и ценностных ориентаций. Весь его труд «Основы педагогики», изданный в Берлине в 1923 г., был пронизан философским содержанием. Саму педагогику, что видно уже из подзаголовка книги, он считал философской, точнее, прикладной философией. Гессен писал: «Как философа меня именно привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии, показать, что самые отвлечённые философские вопросы имеют практическое жизненное значение и что пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы». Эта книга Гессена, до сих пор неизвестная в России, может по праву считаться одним из фундаментальных трудов, лежащих в русле лишь недавно заявившего о себе нового направления в западной, да и российской науке и называемой ныне философией образования. Общефилософские взгляды Гес-сена также до сих пор не исследованы в России. В вышедшей в Париже в 1950 г. «Истории русской философии» В.В. Зеньковского имеется лишь краткая характеристика некоторых его философских положений.Сочинения: Мистика и метафизика // Логос. 1910. №1; Тождество и действительность // Вопросы философии и психологии. 1910; Философия наказания. М., 1913; Свобода и дисциплина. Пг., 1917; Политические идеи жирондистов: к истории политических воззрений в эпоху революции. М., 1917; Политическая свобода и социализм. Пг., 1917; Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923; Крушение утопизма // Современные записки. Париж, 1924. Кн. 19; Проблемы правового социализма (либерализм и социализм) // Там же. 1925. Кн. 23; Евразийство // Там же. 1925. Кн. 25; Проблема правового социализма (эволюция социализма) // Там же. 1927. Кн. 27-31; Монизм и плюрализм в систематике понятий // Научные труды Русского Народного университета в Праге. Т. 1. Прага, 1928; Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского // Современные записки. 1928. Кн. 35; Судьба коммунистического идеала образования // Новый Град. Париж, 1933. Кн. 6; Мировоззрение и идеология // Современные записки. 1935. Кн. 57; Моё жизнеописание // ВФ. 1994. № 7-8.Философское отделение, возглавляемое С. И. Гессеном, просуществовало с 1917 по 1921 г., то есть весь срок первого существования в ТГУ историко-филологического факультета. Воссоздание историко-филологического факультета происходит в 1945-1946 гг.В своём массовом проявлении философское образование фактически ведёт отсчёт лишь с периода после окончания Великой Отечественной войны.Во второй половине сороковых годов было введено преподавание философии в качестве самостоятельной дисциплины сначала на гуманитарных, а затем -на всех других факультетах, образованы кафедры философии в вузах, началась широкая подготовка преподавателей философии через аспирантуру.Исключительную роль в становлении философского образования в Томском университете сыграл П. В. Копнин, возглавивший кафедру философии, ставший впоследствии академиком Украинской академии наук и членом-корреспондентом Академии наук СССР, директором Института философииАН СССР в Москве.Павел Васильевич Копнин (1922-1971) - специалист по гносеологии, диалектической логике, методологии научного познания, истории логики; доктор философских наук, профессор. В 1939 г. поступил на философский факультет МИФЛИ. Во время войны служил в армии. Позже возобновил занятия на философском факультете МГУ, окончил факультет (1947 г.), аспирантуру Московского государственного педагогического института. Кандидатская диссертация - «Борьба материализма и идеализма в развитии учения о сущности суждения». Работал в качестве старшего научного сотрудника кафедры философии АОН при ЦК ВКП(б), затем руководил кафедрой философии в Томском университете (до 1955 г.). Докторская диссертация - «Формы мышления и их роль в познании» (1955 г.). После защиты диссертации Копнин некоторое время работал зав. кафедрой философии АН СССР, затем заведовал сектором диалектического материализма Института философии АН СССР. В 1958 г. переехал в Киев, где руководил кафедрой философии в политехническом институте, затем - кафедрой диалектического и исторического материализма в университете. В 1962-1968 гг. - директор Института философии АН УССР, академик АН УССР с 1967 г. С 1968 г. - директор Института философии АН СССР, позже - также профессор философского факультета МГУ. С 1970 - член-корреспондент АН СССР. Член редколлегии журнала «Вопросы философии» и «Философской энциклопедии» (с 1961 г.). Под его руководством и при непосредственном участии создан ряд трудов по философии: «Проблемы мышления в современной науке», «Логика научного исследования» и др.). С 1963 г. - член Исполнительного комитета Международной федерации философских обществ.Копниным была предпринята попытка систематизировать всеобщие категории, обосновать принципы их систематизации, раскрыть критерии включения новых понятий в систему философского знания. По существу, он реабилитировал умозрение как способ философских обобщений. Анализировал проблему отношения человека и техники в связи с развитием кибернетики, проблему так называемого «машинного мышления». Оригинальной была разработка им проблемы эмпирического и теоретического уровней мышления в их отношении к чувственному и рациональному аспектам познания, проблемы «рассудок и разум». Изучал роль в системе научного исследования такого специфического образования, как идея, начал заниматься вопросом возможности исследования форм практической реализации знания. Значителен его вклад в развитие логики научного исследования. Им проанализирована специфика диалектики как логики и её взаимосвязь с формальной логикой в научном познавательном процессе. Предпринял попытку применения диалектики и логики научного исследования к методологии диагноза в медицине (монография в соавторстве с И. Н. Осиповым). В последние годы жизни работал над книгой о специфике философского знания.Вспоминает А. К. Сухотин: «Павел Васильевич приехал в Томск в 1947 году после окончания философской аспирантуры при Московском педагогическом институте и успешной защиты кандидатской диссертации. Ему тогда едва исполнилось 25 лет. Если вычесть из них военные годы, когда поколению молодых людей приходилось заниматься в первую голову далёкими от учебы и науки делами, то остаётся лишь удивляться, как смог юноша 1922 года рождения, будучи мобилизованным в 1941 г. в армию и проходя службу, получить в столь сжатые сроки высшее образование и за два года (вместо положенных трёх лет) написать и защитить диссертацию» [2. С. 144].В Томском университете П. В. Копнин осуществил новую попытку открытия философского отделения в 1947 г., когда определилась специализация по логике, психологии и литературе. Однако из-за дефицита специалистов отделение просуществовало недолго.Деятельность П.В. Копнина в ТГУ и Томске плодотворно сказалась на подготовке философских кадров для вузов города и шире - в Сибири. По инициативе П.В. Копнина была организована философская аспирантура в Томском университете, набраны первые аспиранты (Л.В. Алякринский, Г. В. Иванов, А. И. Уваров и др.), которые под его руководством вскоре написали и защитили кандидатские диссертации, а позднее многие из них стали докторами философских наук, профессорами.В организации и совершенствовании философского образования большую роль играли методологические семинары преподавателей общественных наук вузов города. Они проходили под контролем областного комитета Коммунистической партии, в здании которого и шли занятия. При рассмотрении философских проблем ведущее положение занимал П. В. Копнин. От него исходили принципиальные толкования вопросов философии, программ обучения, структуры философского знания. То была хорошая школа творческого, насколько это было возможно в те годы, овладения философией как особой областью знания и учебной дисциплиной.Оценивая в целом роль П. В. Копнина в развитии философии в Томском университете, следует отметить, что им была сформирована философская школа по логике и методологии науки, которая успешно развивалась после его отъезда (1955 г.) и получила широкую известность. Необходимо подчеркнуть, что, уже уехав из Томска, Павел Васильевич продолжал помогать своим ученикам и коллегам по кафедре. Он постоянно поддерживал связь с томичами и не раз приезжал в Томск для участия в конференциях, выступал оппонентом на философских защитах. Сотрудничество с ним продолжалось до самой его кончины.Сочинения: О существе и структуре суждения // Учёные записки Тартуского университета. 1949. № 12; О логических воззрениях Н.А. Васильева // Труды Томского университета. 1950. Т. 112. Серия историко-филологическая; Основные вопросы теории диагноза. (В соавторстве с И.Н. Осиповым). М., 1951. 2-е изд. Томск, 1962; Эксперимент и его роль в познании // Вопросы философии. 1955. № 4; О некоторых вопросах теории умозаключения // Вопросы логики. М., 1955; Формы мышления и их взаимосвязь // Вопросы философии. 1956. № 3; Природа суждения и формы выражения его в языке // Мышление и язык. М., 1957; Диалектика форм. Мышление в философии Гегеля // Вопросы философии. 1957. № 4; Диалектика и противоречия в мышлении // Там же. 1957. № 8; Thought and action // Proceedings of the thirty-second Indian philosophical Congress. Kashmir, 1957; Понятие мышления и кибернетика // Вопросы философии. 1961. № 2; Диалектика как логика. Киев, 1961; Гипотеза и познание действительности. Киев, 1962; Изменение предмета и содержания логики в процессе её исторического развития // Проблемы методологии и логики наук: Учёные записки Томского университета. Томск, 1962. № 41; Диалектическая логика и научное исследование // Вопросы философии. 1962. № 10; Рассудок и разум и их функции в познании // Там же. 1963. № 4; Идея как форма мышления. Киев, 1963; Введение в марксистскую гносеологию. Киев, 1966; Логические основы науки. Киев, 1968; Философские идеи В.И. Ленина и логика. М., 1969; Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования. М., 1973; Диалектика, логика, наука. М., 1973; Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.Значительную роль в развитии методологической школы сыграла деятельность А.И. Уварова в 60-е гг. После успешной защиты диссертации он объединяет вокруг себя группу молодых сотрудников и аспирантов, вместе с которыми занимается исследованием методологических проблем различных областей познания - исторического, физического, технического, эстетического. Он руководит аспирантским семинаром на кафедре и редактирует ежегодный периодический сборник статей «Логика и методология науки» (при его участии вышло пять выпусков). А.И. Уваров явился инициатором, соавтором и редактором коллективной монографии «Теория как высшая форма мышления» (Томск, 1970). К концу 60-х гг. под его руководством защищают кандидатские диссертации по методологии физического познания -В. М. Гительсон, по методологии технического знания (впервые в стране) -В.В. Чешев, по методологии исторического познания - М.П. Завьялова, Н.А. Девяшин, Е.С. Ляхович, М.В. Егорова, О.И. Пастикова, Д.А. Максимова и др.; по методологии эстетического познания - Г. И. Гильбурдт, А. А. Синицкий и др.Александр Иосифович Уваров (р. 1928) - специалист в области методологии науки и теории познания; доктор философских наук, профессор. Родился в д. Забабуры Духовщинского района Смоленской области. Окончил историко-филологический факультет Томского университета (1950 г.), аспирантуру по кафедре философии того же университета (1953 г.). С 1953 г. работал на той же кафедре; с 1972 г. - зав. кафедрой философии Калининского государственного университета; в 1982-1986 гг. - ректор данного университета. С 1982 г. - зав. кафедрой философии Московского станкоинструментального института (ныне МГТУ «СТАНКИН»). Кандидатская диссертация - «Принцип объективности в познании и некоторые проблемы диалектической логики» (1963 г.), докторская диссертация - «Логико-гносеологический анализ теории в исторической науке» (1973 г.). В трудах Уварова анализируются сущность и специфика гуманитарного (прежде всего исторического) познания, категориальная структура теории и метода в исторической науке, роль художественного познания в ней, а также эвристические возможности исторической реконструкции и модели исторического источника, исследуется связь гуманитарного познания с естественно-научным и техническим. Обосновывая концепцию социотехнологического направления в философии, Уваров различает традиционную гносеологию и эпистемологию, формирующуюся под воздействием компьютерной революции. В качестве основных положений последних выделяются: конструктивность познания, его «дуализм» (широкое использование исследователем компьютера), многоаспектность, тройственность знания (истина, добро, красота) и принцип медиатизации познания, означающий кооперацию средств и форм познания на основе электронной связи и ЭВМ (коллективный Разум, «Человек-машина»). По мнению Уварова, в условиях современной науки, компьютерной революции и социального опыта формируется новый философский метод - нелинейная диалектика. Её принципы: нелинейность, комплексность, вычислимость, конструктивность, системность, кооперативность, личностность (индивидуальность исследователя), иррациональность и культурологический принцип (связь со всеми сферами культуры).Сочинения: О гносеологической сущности софистики // Философские науки. 1958. № 4; Ленинский принцип объективности в познании и некоторые проблемы диалектической логики. Томск, 1963; Гносеологический анализ теории в исторической науке. Калинин, 1973; О влиянии гуманитарных наук на естественные и технические науки // Гуманитарная теория и НТР. Калинин, 1975; Философские и методологические проблемы исторического познания. М., 1982; Теория и принципы гуманитарного познания // Социальное познание и его особенности. Калинин, 1983; Техническое познание: социальный опыт и новаторство. (В соавт.) // Опыт и его место в социальном познании. Калинин, 1984; Гуманитарный аспект технического знания. (В соавт.) // Единство и специфика методологии общественных, естественных и технических наук. Калинин, 1986; Техническое знание и его методология // Формы и методы социального познания. Калинин, 1989; Философская методология, технология вообще и информационная технология в частности // Компьютерная революция и информатизация общества. М., 1990; Проблемы информационной эпистемологии и методологии. М., 1992.Новые направления философских исследований на кафедре были связаны с именем профессора К.П. Ярошевского, который заведовал кафедрой философии после отъезда П.В. Копнина до 1970 г.Константин Петрович Ярошевский родился в 1902 г. в Киеве в семье врача. Отец Пётр Семенович Ярошевский, врач, из мещан. Мать Лидия Андреевна Саледина, из дворян. Воспитывался в семье отчима - Василия Лукича Прискунова. Окончил 1-ю Киевскую гимназию в 1919 г. К.П. Ярошевский рано начал работать, сразу после окончания гимназии он учительствовал в средней школе, трудовой школе и на рабфаке в городах Липовицы, Киев. Затем учился в Киевском университете на историко-филологическом факультете в 1919-1923 гг. (историческое отделение). Параллельно учился на этнологическом факультете Киевского археологического института, который закончил в 1924 г. После окончания университета и археологического института в 1924 г. начинает работать в вузах и научно-исследовательских учреждениях, занимая должности преподавателя, старшего преподавателя, доцента, профессора (с 1929 г.), зав. кафедрой, научного сотрудника, декана.К. П. Ярошевский работал в 18 вузах, среди них - университеты (Киев, Томск), педагогические, юридические (Томск, Киев, Бердичев, Фрунзе), экономические (Киев, Джамбул) институты и другие вузы. К.П. Ярошевский читал курсы: «Всемирная история»; «История народного хозяйства»; «История КПСС»; «Политическая экономия»; «Диалектический и исторический материализм»; «История философии»; «Логика»; «Научный атеизм»; «Научный коммунизм» и др. Последние 30 лет жизни главный курс К.П. Ярошев-ского - «История философии» в Томском государственном университете.В феврале 1936 г. К.П. Ярошевский был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации и в августе 1937 г. приговорён Военной коллегией Верховного Суда СССР к 10 годам тюрьмы со строгой изоляцией (по ст. 58-8, 11 и закону от 1 декабря 1934 г.). Шесть лет (1936-1942) К.П. Ярошевский провёл в заключении со строгой изоляцией. Здесь он подвергался изощрённым методам допросов с применением средств психологического давления с целью вырвать у него признание в участии в террористической группе. Многие, кто был также осуждён и находился вместе с К. П. Ярошевским в тюрьме, не выдержали и признались, они вскоре были расстреляны. Константин Петрович проявил необычайную твёрдость духа, мужество и упорство. Он не поддался на лживые посулы, на всевозможные запугивания и не признал себя виновным. Более того, все эти годы он боролся, подавал апелляции, подкреплённые поддержкой видных деятелей науки и культуры, в частности украинского драматурга и депутата Верховного Совета Украины и СССР А.Е. Корнейчука. В декабре 1939 г. Пленум Верховного Суда отменил приговор по делу К. П. Ярошевского и передал его на новое расследование, в результате которого он по постановлению Особого Совещания при НКВД СССР от 18 апреля 1942 г. был освобождён летом 1942 г. В это время он содержался в тюрьме г. Томска. После освобождения он едет в г. Джамбул, где находилась в ссылке как жена врага народа его супруга Люция Моисеевна Ярошевская. С момента окончания её ссылки (декабрь 1947 г.) и до августа 1949 г. Ярошевский работает в филиалах московских и ленинградских вузов в г. Джамбуле, а также в вузах г. Фрунзе: Киргизском педагогическом институте и партийной школе при ЦК КП(б) Киргизии, читает философские курсы.В 1949 г. К. П. Ярошевский с семьёй переезжает в Томск, где сначала зачисляется в штаты Государственного педагогического и учительского института, а затем - с сентября 1950 г. - принимается на работу профессором кафедры философии Томского государственного университета. Работая в ТГУ, К. П. Ярошевский не прекращает борьбы за свою реабилитацию, за возвращение аттестата профессора. Спустя 13 лет, в ноябре 1955 г., он получает полную реабилитацию, его освобождают от клейма «враг народа». Аттестат профессора был подтверждён ВАК СССР (протокол № 15 от 8 июня 1950 г.).С сентября 1950 г. К.П. Ярошевский начинает работу в должности профессора кафедры диалектического и исторического материализма Томского госуниверситета. В это время кафедру возглавлял П. В. Копнин - выдающийся отечественный философ советского периода, основатель томской логико-методологической школы. В июне 1955 г. после отъезда П.В. Копнина профессор К.П. Ярошевский становится зав. кафедрой, которой руководит до 1970 г., когда вводится новая кафедра - научного коммунизма, заведующим которой избирается К. П. Ярошевский.Почти 30-летний период деятельности профессора К.П. Ярошевского в ТГУ заполнен активной и плодотворной научно-педагогической, организационной, общественно-политической работой.При К.П. Ярошевском существенно расширилась аспирантура при кафедре, в которой готовились кадры высшей квалификации для ЗападноСибирского региона и Алтая, а также для вузов Томска. До середины 60-х гг. К. П. Ярошевский был первым и единственным профессором философии в г. Томске. «Как учёному и организатору подготовки кадров по философским наукам для Западно-Сибирского региона, профессору К.П. Ярошевскому принадлежит огромная роль», - даёт оценку на праздновании 70-летнего юбилея профессора К. П. Ярошевского в 1972 г. его ученик и заместитель по кафедре Л.В. Алякринский.С 1953 по 1978 г. под руководством К.П. Ярошевского защищено 40 кандидатских диссертаций. Он выступил 24 раза на защитах по философским наукам и 36 раз по историческим наукам в Томске, Киеве, Красноярске, Свердловске. В качестве консультанта, официального и неофициального оппонента, рецензента К. П. Ярошевский принимает участие в защите 36 докторских диссертаций. Среди учеников К. П. Ярошевского - известные в отечественной философии учёные: А. К. Сухотин, Л. В. Алякринский, Г.М. Иванов, Ф.А. Селиванов, А.И. Ореховский, Л.Г. Олех, В.А. Дмитриенко, Д. Н. Приходько, В.В. Пан.Профессор К. П. Ярошевский поддерживал социологическое направление исследований, на базе которого была создана социологическая лаборатория при кафедре философии. Религиоведение, политология - эти направления также обязаны своим возникновением и развитием профессору К. П. Ярошев-скому.К. П. Ярошевский был блестящим лектором. На гуманитарных факультетах ТГУ он читал курс по истории философии, который оставил незабываемое впечатление у тех, кто его прослушал. Вот что пишет заведующий кафедрой педагогики и психологии ТГУ доцент П. Зайченко: «Лектор обладает крупными педагогическими достоинствами: 1) Совершенно свободно владеет материалом, почти не обращается к конспектам, широко черпает материал не только из философии, но и из родственных дисциплин. 2) Изложение чёткое, последовательное, в духе сообщённого аудитории плана. 3) Лектор излагает живо, выразительно, умело акцентируя существенное. Он не только излагает, описывает, но и убеждает. 4) Идейный уровень лекций высокий. 5) Студенты внимательно слушали лекции и почти всё конспектировали».Вспоминает доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории культуры, директор Института искусств и культуры Ю.В. Петров: «К.П. Ярошевский читал курс лекций по истории философии. Нас подкупала в нём та особенная атмосфера, которую он умел создать на своих занятиях. Его лекции были очень содержательными, глубоко информативными, без лишнего налёта того критицизма, который был характерен для многих курсов по идеологическим предметам в то время. Его мысль была простой, чёткой, строго логичной: в изложении материала не было пустой игры словами, восполняющими недостаток содержания. В общении со студентами он был доброжелателен, вежлив: при нём не чувствовалось той дистанции, которая часто возникает во взаимоотношениях между учениками и учителями. После знакомства с ним у многих из нас надежда, что мы посвятим себя философии, переросла в полную уверенность: никто уже не сомневался, что после окончания университета он станет философом. В действительности так и случилось. Из выпуска 1963 года за небольшим исключением все ушли в философию и полностью отдают себя ей и по сей день».К. П. Ярошевский вёл большую общественную, политико-воспитательную и просветительскую работу через общество «Знание», через шефскую работу в частях Вооруженных сил Западно-Сибирского военного округа. За это он был удостоен наград: орденов «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени, медали «За доблестный труд», благодарностей разного уровня.Кроме общественно-политической, просветительской деятельности в Томске, городах Восточной и Западной Сибири, К.П. Ярошевский неоднократно принимал участие в разработке программ по общественным наукам для вузов и научно-исследовательских институтов в масштабе России и Союза. Был членом Коллегии Министерства высшего образования РСФСР, членом Головного совета Министерства высшего образования по философии, научному коммунизму. Являлся членом редакционной коллегии журнала «Научный коммунизм» (Москва) и руководителем её отделения по Западной Сибири.Солидных публикаций, научных трудов К. П. Ярошевский не оставил. И это одна из отечественных традиций - «масочность», традиция, которая помогла выжить тем, кто слишком хорошо понимал и чувствовал время, политический режим, культуру.Константин Петрович Ярошевский, профессор философии, являет собой пример российского интеллигента, воспринявшего демократические идеи различных культур и щедро делившегося своим опытом и знаниями со всеми, кто его окружал.В памяти сохранился образ: Константин Петрович - среднего роста, в строгом костюме при галстуке, чуть шаркающей походкой идёт по коридору учебного корпуса. При встрече искренне улыбается, заражая добрым расположением, протягивает руку для приветствия - рука, тёплая и мягкая, передаёт внутренний мир этого человека.Ясный ум, широчайшая эрудиция, большие организаторские способности позволили К. П. Ярошевскому не только закрепить достигнутый уровень развития, но и превратить кафедру в базовую для подготовки философских кадров для вузов Западно-Сибирского региона. Последнее становится актуальным, так как в эти годы в учебные планы вузовского образования в качестве обязательного курса вводится философия. Появились стимулы для активизации философских исследований и подготовки соответствующих кадров. Под руководством профессора К. П. Ярошевского велись исследования по религиоведению, эстетике, этике, другим формам общественного сознания, проводился анализ ряда социальных процессов. Сотрудники кафедры -Г.М. Иванов, Л.В. Алякринский, А.И. Уваров, Ф.А. Селиванов, А.А. Фурман, Л. Г. Олех и др. - защитили кандидатские диссертации и вскоре сами уже руководили аспирантами и соискателями. В Томске создавался практически первый в Западной Сибири философский центр. В сфере его влияния оказывался всё более широкий круг сибирских философов. Устанавливаются тесные научные контакты с учёными Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Киева, Свердловска. В томские вузы приезжают выпускники философских факультетов Московского, Ленинградского, Ростовского университетов -В.Н. Сагатовский, А.Н. Книгин, И.С. Ладенко, М.М. Филиппов, А.Б. Зельма-нов, Р.Н. Лапшина, В.Г. Рубанов и др.Для удовлетворения потребности в преподавателях философии интенсивно используется аспирантура, создаётся специализированный совет, сыгравший неоценимую роль в подготовке кадров высшей квалификации.В 1967 г. при кафедре открывается лаборатория социологических исследований, которую в тот период возглавляют доценты Л. В. Алякринский и Ю. И. Сулин. Лаборатория выполнила ряд интересных исследований - по разработке проектов изменения условий и образа жизни населения с позиции территориально-отраслевого управления, а также проектов изменения условий, содержания и стиля деятельности студентов вуза и специалистов высшей квалификации.Кафедра превращается в источник пополнения кадрами вузов Западной Сибири, некоторые её сотрудники были направлены в соседние вузы Томска (А.А. Фурман, Г.М. Иванов, В.А. Дмитриенко и др.), переехали в другие города, возглавив работу кафедральных комплексов (Ф.А. Селиванов,A..И. Уваров, Л.А. Зеленов, Л.Г. Олех и др.). В эти годы кафедра настолько укрепляется, что берёт на себя организацию ряда научных конференций союзного и регионального значения. О масштабе и уровне исследований по философии в университете и других вузах Томска говорит тот факт, что первая Всесоюзная конференция по логике и методологии науки состоялась в 1960 г. в Томске. Она положила начало целому ряду аналогичных конференций, прошедших затем в Одессе, Киеве, Кишиневе, а в 1963 г. - снова в Томске.Результатом научных исследований, которые проводились на кафедре, явились выпуск ежегодных сборников «Логика и методология науки», «Проблемы социальных исследований» и издание монографий, которые вышли как в Издательстве Томского университета, так и в центральной печати. Среди них: «Ленинский принцип объективности в познании и некоторые проблемы диалектической логики» А.И. Уварова (Томск, 1963); «Этика» Ф.А. Селиванова (Томск, 1961); «На вкус, на цвет» А.С. Молчановой (М.: Искусство, 1966); «Процесс эстетического отражения» Л.А. Зеленова (М.: Искусство, 1969); «Гносеологический анализ ёмкости знания» А.К. Сухотина (Томск, 1968); «Сборник упражнений по диалектическому материализму»B..А. Дмитриенко, В.Н. Сагатовского, Ф.А. Селиванова (Томск, 1966) и др.В конце 50-х - начале 60-х гг. профессором К.П. Ярошевским и доцентом Л. Г. Олехом были подготовлены и изданы «Очерки по теории научного коммунизма», которые явились первым в нашей стране систематическим изложением курса научного коммунизма и, по существу, первым учебником.В 1970 г. была создана самостоятельная кафедра научного коммунизма, которой стал заведовать К. П. Ярошевский, подготовивший целый ряд специалистов в этой области (Д.Н. Приходько, Г.И. Петрова, В.В. Пан, А.Т. Ореховский, Ю.С. Плотников, Т.Ф. Кряклина, З.М. Кузнецова, А.П. Третьяков, В.А. Габрусенко и др.). В этом же году после успешной защиты докторской диссертации на кафедру философии пришёл ученик и последовательП.В. Копнина А.К. Сухотин, под руководством которого она существенно продвинулась в создании предпосылок для открытия факультета. Для этого много было сделано лично А. К. Сухотиным, который укрепил престиж кафедры и продвинул уровень исследований философии науки, сделав их более многоплановыми и глубокими. Им написан в 60-70-е гг. ряд книг, которые вышли в центральных издательствах. Это «Наука и информация» (М., 1971, пер. на нем. яз. - 1972), «Парадоксы науки» (М., 1978, пер. на немецкий, французский, чешский и др.), «Ритмы и алгоритмы» (М., 1993) и др. Несколько его статей было опубликовано в центральных журналах «Вопросы философии», «Философские науки». А.К. Сухотин был участником двух всемирных философских конгрессов.Надо отметить, что в 70-е гг. исследования на кафедре велись интенсивно, успешно работала аспирантура. Выходили два ежегодных сборника «Наука: закономерности её развития» (под редакцией профессораA..К. Сухотина) и «Проблемы социального познания и управления» (под редакцией М. П. Завьяловой и Л. С. Гурьевой).Создавались новые оригинальные направления. Так, В.А. Дмитриенко в своих кандидатской и докторской диссертациях разработал философские основания науковедения, что сделало его одним из основателей новой отрасли исследований. Под его руководством подготовили и защитили кандидатские и докторские диссертации А. Г. Савенко, А. А. Корниенко, В. П. Каширин, Н.Д. Князев, Р.С. Славнина, Н.И. Кнехт, О.Т. Лойко и др. В.А. Дмитриенко организовал и возглавил работу школы молодого учёного, которая объединила молодежь кафедр философии вузов Томска. Систематически проводились семинары и конференции, результаты которых обобщались в ежегодных выпусках сборника статей «Проблемы методологии науки», выходивших в течение 5 лет под редакцией В.А. Дмитриенко.После отъезда А.И. Уварова в г. Калинин, где он стал заведовать кафедрой философии, а затем был избран ректором Калининского университета, традицию исследования методологических проблем социально-исторического познания продолжили его ученики М. П. Завьялова, Е. С. Ляхович, Ю. В. Петров, которые сами стали руководить аспирантами и соискателями. Под руководством М. П. Завьяловой в 70-90-е гг. написали и защитили кандидатские диссертации Ю.П. Сурмин, Г.С. Баранов, Е.М. Титаренко, С.Б. Максюкова, В.Н. Сыров, Н.В. Поправко, Е.В. Бакеева и др. В эти же годы успешно работала группа аспирантов Е. С. Ляхович: Н. П. Лукина, Л. Б. Подгорных, Т. А. Пчелинцева и др. Все они защитили диссертации и стали работать в вузах Томска, Новокузнецка, Барнаула и других городов.B..В. Чешев со своей группой аспирантов сосредоточился на изучении проблем технического знания. Л. В. Алякринский выступал руководителем аспирантов, которых объединял интерес к различным проблемам социального развития, эстетики (А.М. Агальцев, Е.С. Гныря, Р.О. Рыкун, В.Г. Рубанов, О.Г. Мазаева, Л.Г. Клименко, Л.С. Сысоева и др.); его преждевременная смерть в 1976 г. была огромной потерей для коллектива кафедры. Философские проблемы естествознания разрабатывал доцент А. А. Фурман со своими учениками. Большая группа аспирантов и соискателей вместе с профессоромА. К. Сухотиным занималась исследованием различных аспектов развития науки (С.М. Хвошнянская, Н.И. Зей

Ключевые слова

философский факультет , Томский государственный университет , faculty of philosophy , Tomsk state university

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Завьялова Маргарита Павловна Томский государственный университет доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки философского факультета
Всего: 1

Ссылки

Завьялова М.П. Десять лет философскому факультету Томского университета // Образование в Сибири. 1997. № 1 (5).
Сухотин А.К. У истоков философского образования в Сибири // Образование в Сибири. 1997. № 1 (5).
Томский университет. 1880-1980 / Под ред. А.П. Бычкова, М.П. Кортусова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1980.
Философы России XIX-XX столетий / Под ред. П.В. Алексеева. М., 1995.
Завьялова М.П., Петрова Г.И., Петров Ю.В. К столетию со дня рождения Константина Петровича Ярошевского (1902-1979) // Материалы конференции, посвящённой памяти К.П. Ярошевского. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.
Мазаева О.Г. К 75-летию со дня рождения А.К. Сухотина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000.
Профессора Томского государственного университета: Биографический словарь. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003.
 Философский факультет Томского государственного университета(исторический очерк)             | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2009. № 2 (6).

Философский факультет Томского государственного университета(исторический очерк) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2009. № 2 (6).

Полнотекстовая версия